Дело № 12-125/2024
26RS0002-01-2024-000159-61
РЕШЕНИЕ
г. Ставрополь |
06 февраля 2024 года |
Судья Ленинского районного суда города Ставрополя Афанасова Е.К.,
с участием:
старшего помощника прокурора <адрес обезличен> ФИО8, участвующей в судебном заседании на основании поручения,
лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении Вергасова А.А., участвующего в судебном заседании посредством видео-конференц-связи,
рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении Ленинского районного суда <адрес обезличен> протест заместителя прокурора <адрес обезличен> ФИО6 на постановление заместителя начальника управления <адрес обезличен> – государственной жилищной инспекции – заместителем главного государственного жилищного инспектора <адрес обезличен> ФИО5 от <дата обезличена> <номер обезличен>-д, вынесенное в отношении Вергасова А. А. по делу об административном правонарушении, предусмотренном статьей 7.23 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,
установил:
постановлением заместителя начальника управления <адрес обезличен> – государственной жилищной инспекции – заместителем главного государственного жилищного инспектора <адрес обезличен> ФИО5 от <дата обезличена> <номер обезличен>-д Вергасов А. А. прзнан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного статьей 7.23 Кодекса РФ об административных правонарушениях, и ему назначено наказание в виде административного штрафа, которое заменено на предупреждение.
В поданном протесте заместитель прокурора <адрес обезличен> ФИО6 просит вынесенное постановление отменить, производство по делу прекратить на основании пункта 2 части 1 статьи 24.5 Кодекса РФ об административных правонарушениях. В обоснование протеста указано следующее. Оспариваемым постановлением Вергасову А.А. вменены действия по ограничению газоснабжения <дата обезличена> жилых помещений №<номер обезличен>, 3, 4, 6, расположенных в многоквартирном доме по адресу: <адрес обезличен>. При этом факт совершения Вергасовым А.А. указанных действий административным органом установлено не было. Доказательств, подтверждающих вину Вергасова А.А. в совершении административного правонарушения, в материалах дела не имеется. Более того, газоснабжение вышеуказанных жилых помещений приостановлено АО «Ставропольгоргаз» на основании заявки от <дата обезличена>, подписанной заместителем директора Филиала ФИО7
Одновременно в поданном протесте заместителем прокурора <адрес обезличен> ФИО6 заявлено ходатайство о восстановлении пропущенного срока для принесения протеста. В обоснование заявленного ходатайства указано, что при рассмотрении дела об административном правонарушении прокурор участия не принимал, постановление о назначении административного наказания в адрес прокуратуры края не направлялось. Кроме того, данные нарушения выявлены прокуратурой края после поступления <дата обезличена> всех материалов о привлечении Вергасова А.А. к административной ответственности.
В силу пункта 1 статьи 31.1 Кодекса РФ об административных правонарушениях, постановление по делу об административном правонарушении вступает в законную силу после истечения срока, установленного для обжалования постановления по делу об административном правонарушении, если указанное постановление не было обжаловано или опротестовано.
Такой срок установлен частью 1 статьи 30.3 Кодекса РФ об административных правонарушениях, согласно которой жалоба на постановление по делу об административном правонарушении может быть подана в течение десяти суток со дня вручения или получения копии постановления.
Исходя из толкования статей 4.8, 30.3 и 31.1 Кодекса РФ об административных правонарушениях, постановление по делу об административном правонарушении вступает в законную силу, если оно не было обжаловано, по истечении десяти суток со дня вручения или получения копии постановления.
В случае пропуска срока, предусмотренного частью 1 статьи 30.3 Кодекса РФ об административных правонарушениях, указанный срок по ходатайству лица, подающего жалобу, может быть восстановлен судьей или должностным лицом, правомочным рассматривать жалобу (часть 2 статьи 30.3 КоАП РФ).
Такое ходатайство заявляется в письменной форме (часть 2 статьи 24.4 Кодекса РФ об административных правонарушениях).
Учитывая, что иных требований к оформлению ходатайств по делам об административных правонарушениях, помимо предусмотренных в части 2 статьи 24.4 Кодекса РФ об административных правонарушениях, законодательство Российской Федерации об административных правонарушениях не предусматривает, ходатайство о восстановлении пропущенного срока может как содержаться в тексте жалобы на постановление по делу об административном правонарушении, так и быть подано в виде самостоятельного документа.
При этом ходатайство должно содержать указание на причины пропуска срока обжалования постановления по делу об административном правонарушении.
Из представленных материалов усматривается, что доводы прокурора о причинах пропуска срока на подачу жалобы являются обоснованными, ввиду чего, при наличии объективных причин, препятствующих своевременному обжалованию постановления, судья считает возможным восстановить пропущенный процессуальный срок на подачу протеста на постановление по делу об административном правонарушении.
В судебном заседании старший помощник прокурора <адрес обезличен> ФИО8 доводы протеста поддержала в полном объеме, просила его удовлетворить.
В судебном заседании лицо, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, Вергасов А.А. протест поддержал. Дополнительно пояснил, что в соответствии с штатным расписанием в филиале ООО «Газпром межрегионгаз Ставрополь» в <адрес обезличен> включены три должности заместителя директора, у которых в соответствии с должностной инструкцией идентичные полномочия. Относительно события административного правонарушения – он к данному событию отношения не имеет, поручение на приостановление подачи газа не давал, что подтверждается заявкой от <дата обезличена>. Просит постановление о привлечении его к административной ответственности отменить, производство по делу прекратить в виду отсутствия состава административного правонарушения.
В судебное заседание представитель <адрес обезличен> – государственная жилищная инспекция, не явился, о месте и времени рассмотрения дела извещен надлежащим образом, ходатайствовал о рассмотрении дела в его отсутствие. В связи с изложенным, дело рассмотрено в отсутствие не явившихся лиц.
Изучение материалов дела об административном правонарушении и доводов протеста позволяет прийти к следующим выводам.
Статьей 7.23 Кодекса РФ об административных правонарушениях предусмотрена ответственность за нарушение нормативного уровня или режима обеспечения населения коммунальными услугами.
Диспозиция указанной статьи является бланкетной и отсылает к требованиям о предоставлении коммунальных услуг собственникам и пользователям жилых помещений.
Как усматривается из материалов дела об административном правонарушении, в период с <дата обезличена> с 09 часов 00 минут по <дата обезличена> 16 часов 00 минут <адрес обезличен> – государственная жилищная инспекция проведена внеплановая документарная проверка в отношении общества с ограниченной ответственностью «Газпром Межрегионгаз Ставрополь» в связи с поступлением обращения ФИО9, действующей в интересах ФИО10 по вопросу законности приостановления поставки газа на газоиспользующее оборудование, установленное в местах общего пользования по адресу: <адрес обезличен>, которым пользуются собственники жилых посещений <номер обезличен>, 3, 4, 5, 6 в указанном многоквартирном доме.
В филиале ООО «Газпром Межрегионгаз Ставрополь» в <адрес обезличен> на жилые помещения №<номер обезличен> в многоквартирном <адрес обезличен> в <адрес обезличен> (далее по тексту – многоквартирный дом) открыты лицевые счета для начисления платы за поставленный коммунальный ресурс (газ) (л.д. 89-90).
Поставка газа в жилое помещение многоквартирного дома осуществляется на основании публичного договора поставки газа для обеспечения коммунально-бытовых нужд граждан, опубликованного в газете Ставропольская правда <номер обезличен> от <дата обезличена>.
На жилое помещение <номер обезличен> в филиале ООО «Газпром Межрегионгаз Ставрополь» в <адрес обезличен> открыт лицевой счет <номер обезличен> на имя ФИО1, по состоянию на <дата обезличена> по лицевому счету числилась задолженность за коммунальную услугу по газоснабжению в размере 1523,23 рублей (л.д. 94).
На жилое помещение <номер обезличен> открыт лицевой счет <номер обезличен> на имя ФИО2, по состоянию на <дата обезличена> по лицевому счету числилась задолженность за коммунальную услугу по газоснабжению в размере 9498,10 рублей (л.д. 93).
На жилое помещение <номер обезличен> открыт лицевой счет <номер обезличен> на имя ФИО3, по состоянию на <дата обезличена> по лицевому счету задолженность за коммунальную услугу по газоснабжению отсутствовала (л.д. 92).
На жилое помещение <номер обезличен> открыт лицевой счет <номер обезличен> на имя ФИО4, по состоянию на <дата обезличена> по лицевому счету числилась задолженность за коммунальную услугу по газоснабжению в размере 214,50 рублей.
По информации филиала ООО «Газпром Межрегионгаз Ставрополь» в <адрес обезличен> следует, что газовая плита (ПГ-4 Gefest) в количестве 1 шт. и водонагревательная колонка (ВПГ Astra) в количестве 1 шт. установлены в местах общего пользования в МКД и предназначены для использования собственниками жилых помещений №<номер обезличен>, 3, 4, 6 в многоквартирном доме (л.д. 89-90).
В соответствии с требованиями пунктов 23(6), 45(в) Правил поставки газа для обеспечения коммунально-бытовых нужд граждан, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от <дата обезличена> <номер обезличен> (далее по тексту - Правила <номер обезличен>), поставщик газа вправе в одностороннем порядке приостановить исполнение обязательств по поставке газа с предварительным письменным уведомлением абонента в случае неоплаты или неполной оплаты потребленного газа в течение 2 расчетных периодов подряд.
В соответствии с требованиями пункта 46 Правил <номер обезличен>, до приостановления исполнения договора поставщик газа обязан направить абоненту уведомление по почте заказным письмом (с уведомлением о его вручении) о предстоящем приостановлении подачи газа и его причинах не позднее чем за 20 календарных дней до дня приостановления подачи газа.
В связи с образовавшейся задолженностью за коммунальную услугу по газоснабжению по лицевому счету <номер обезличен> по жилому помещению <номер обезличен> в многоквартирном доме, филиалом ООО «Газпром Межрегионгаз Ставрополь» в <адрес обезличен> <дата обезличена> посредством почтового отправления в адрес ФИО2 направлено извещение о задолженности (уведомление о приостановлении подачи газа) по жилому помещению <номер обезличен> в МКД, по причине неоплаты и (или) неполной оплаты за потребленный газ в течение 2 расчетных периодов подряд; при этом в адрес ФИО1, ФИО3 и ФИО4 уведомления о предстоящем приостановлении подачи газа на газоиспользующее оборудование (газовую плиту (ПГ-4 Gefest), водонагревательную колонку (ВПГ Astra), установленное в местах общего пользования в многоквартирном доме, которое предназначено для использования собственниками жилых помещений №<номер обезличен>, 3, 4, 6, и его причинах не позднее чем за 20 календарных дней до дня приостановления подачи газа - не направлялись.
Сотрудником АО «Ставропольгоргаз» по поручению филиала ООО «Газпром Межрегионгаз Ставрополь» в <адрес обезличен>, <дата обезличена> в 14 часов 20 минут произведено приостановление подачи газа на опусках газоиспользующего оборудования (газовая плита (ПГ-4 Gefest), водонагревательная колонка (ВПГ Astra)), установленного в местах общего пользования в многоквартирном доме, которое предназначено для использования собственниками жилых помещений №<номер обезличен>, 3, 4, 6 (л.д. 98).
Вместе с тем, согласно требованиям пункта 122 Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от <дата обезличена> <номер обезличен> (далее по тексту - Правила <номер обезличен>), действия по ограничению или приостановлению предоставления коммунальных услуг не должны приводить к нарушению прав и интересов потребителей, пользующихся другими помещениями в этом многоквартирном доме и полностью выполняющих обязательства, установленные законодательством Российской Федерации и договором, содержащим положения о предоставлении коммунальных услуг (подпункт (б)).
В связи с изложенным, поскольку в нарушение пункта 122 (б) Правил <номер обезличен> у АО «Ставропольгоргаз», по поручению филиала ООО «Газпром Межрегионгаз Ставрополь» в <адрес обезличен>, отсутствовали основания для приостановления подачи газа на газоиспользующее оборудование, установленное в местах общего пользования в многоквартирного дома, так как приостановление подачи газа на указанное газоиспользующее оборудование повлекло за собой отсутствие возможности с <дата обезличена> пользоваться указанным оборудованием ФИО1, ФИО3 JI.H. и ФИО4, а также в связи с тем, что филиалом ООО «Газпром Межрегионгаз Ставрополь» в <адрес обезличен> в нарушение требований, установленных пунктом 46 Правил <номер обезличен>, в адрес ФИО1, ФИО3 и ФИО4 уведомления о предстоящем приостановлении подачи газа и его причинах не направлялись, усмотрев в действиях заместителя директора в филиале ООО «Газпром Межрегионгаз Ставрополь» в <адрес обезличен> Вергасова А. А. состав административного правонарушения, предусмотренного статьей 7.23 Кодекса РФ об административных правонарушениях, <дата обезличена> старшим государственным инспектором отдела по контролю (надзору) за порядком предоставления коммунальных услуг и энергосбережением ФИО11 составлен протокол об административном правонарушении <номер обезличен>Д (л.д. 73-75).
<дата обезличена> заместителем начальника управления <адрес обезличен> – государственной жилищной инспекции – заместителем главного государственного жилищного инспектора <адрес обезличен> ФИО5 вынесено постановление <номер обезличен>-Д о привлечении Вергасова А. А. к административной ответственности по статье 7.23 КоАП РФ. (л.д. 67-69)
Вместе с тем с обжалуемым постановлением согласиться нельзя ввиду следующего.
Частью 1 статьи 46 Конституции Российской Федерации каждому гарантируется судебная защита его прав и свобод.
Задачами производства по делам об административных правонарушениях являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом, обеспечение исполнения вынесенного постановления, а также выявление причин и условий, способствовавших совершению административных правонарушений (статья 24.1 Кодекса РФ об административных правонарушениях).
В соответствии со статьей 26.1 Кодекса РФ об административных правонарушениях по делу об административном правонарушении подлежат выяснению, в частности: лицо, совершившее противоправные действия (бездействие), за которые Кодексом РФ об административных правонарушениях или законом субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, а также виновность лица в совершении административного правонарушения.
Установление виновности предполагает доказывание вины лица в совершении противоправного действия (бездействия), то есть объективной стороны деяния.
Объективная сторона правонарушения, предусмотренного статьей 7.23 Кодекса РФ об административных правонарушениях, представляет собой действия (бездействие) по нарушению нормативов и режима обеспечения населения коммунальными услугами и заключается в невыполнении обязанностей, связанных с обеспечением населения коммунальными услугами соответствующего уровня и соблюдением режима их предоставления.
В соответствии с положениями статьи 2.4 Кодекса РФ об административных правонарушениях, административной ответственности подлежит должностное лицо в случае совершения им административного правонарушения в связи с неисполнением либо ненадлежащим исполнением своих служебных обязанностей.
Как следует из представленных материалов, в соответствии с должностной инструкцией заместителя директора филиала, утвержденной генеральным директором ООО «Газпром межрегионгаз Ставрополь», от <дата обезличена> <номер обезличен>, к функциям указанного лица относится обеспечение газоснабжения потребителей на территории деятельности филиала в соответствии с договорами, а также установленными нормами и правилами.
Таким образом, по смыслу примечания статьи 2.4 Кодекса РФ об административных правонарушениях, заместитель директора филиала несет административную ответственность как должностное лицо в случае неисполнения либо ненадлежащего исполнения им своих служебных обязанностей, связанной с обеспечением газоснабжения потребителей в соответствии с установленными нормами и правилами.
Вместе с тем, в судебном заседании Вергасов А.А. пояснил, что в деятельности филиала ООО «Газпром межрегионгаз Ставрополь» в <адрес обезличен> свои полномочия осуществляют трое заместителей директора.
Согласно заявке на приостановление подачи газа абоненту ФИО2 в жилом помещении, расположенном по адресу: <адрес обезличен>, что указанная была направлена в адрес в адрес АО «Ставропольгоргаз» заместителем директора ФИО7
<дата обезличена> сотрудником АО «Ставропольгоргаз» произведено приостановление подачи газа на опусках газоиспользующего оборудования (газовая плита (ПГ-4 Gefest), водонагревательная колонка (ВПГ Astra)), установленного в местах общего пользования в многоквартирном доме, которое предназначено для использования собственниками жилых помещений №<номер обезличен>
Доказательств, свидетельствующих о том, что должностным лицом филиала ООО «Газпром Межрегионгаз Ставрополь» в <адрес обезличен> Вергасовым А.А. совершались действия, направленные на приостановление подачи газа на газоиспользующее оборудование, установленное в местах общего пользования в многоквартирном доме и предназначенное для использования собственниками жилых помещений №<номер обезличен>, 3, 4, 6, материалы дела об административном правонарушении не содержат.
В силу части 1 статьи 1.5 Кодекса РФ об административных правонарушениях лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина.
Пунктом 2 части 1 статьи 24.5 данного Кодекса предусмотрено, что производство по делу об административном правонарушении не может быть начато, а начатое производство подлежит прекращению при отсутствии состава административного правонарушения.
В соответствии с пунктом 3 части 1 статьи 30.7 Кодекса РФ об административных правонарушениях по результатам рассмотрения жалобы на постановление по делу об административном правонарушении выносится решение об отмене постановления и о прекращении производства по делу при наличии хотя бы одного из обстоятельств, предусмотренных статьями 2.9, 24.5 настоящего Кодекса, а также при недоказанности обстоятельств, на основании которых было вынесено постановление.
С учетом изложенного, постановление заместителя начальника управления <адрес обезличен> – государственной жилищной инспекции – заместителем главного государственного жилищного инспектора <адрес обезличен> ФИО5 от <дата обезличена> <номер обезличен>-д подлежит отмене, а производство по настоящему делу в силу положений пункта 2 части 1 статьи 24.5 названного Кодекса - прекращению в связи с отсутствием состава административного правонарушения.
Руководствуясь ст. 30.7 Кодекса РФ об административных правонарушениях, судья
решил:
ходатайство заместителя прокурора <адрес обезличен> ФИО6 о восстановлении срока на подачу протеста – удовлетворить.
Протест заместителя прокурора <адрес обезличен> ФИО6 на постановление заместителя начальника управления <адрес обезличен> – государственной жилищной инспекции – заместителем главного государственного жилищного инспектора <адрес обезличен> ФИО5 от <дата обезличена> <номер обезличен>-д, вынесенное в отношении Вергасова А. А. по делу об административном правонарушении, предусмотренном статьей 7.23 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях – удовлетворить.
Постановление заместителя начальника управления <адрес обезличен> – государственной жилищной инспекции – заместителем главного государственного жилищного инспектора <адрес обезличен> ФИО5 от <дата обезличена> <номер обезличен>-д, вынесенное в отношении Вергасова А. А. по делу об административном правонарушении, предусмотренном статьей 7.23 Кодекса РФ об административных правонарушениях - отменить.
Производство по делу об административном правонарушении прекратить в связи с отсутствием состава административного правонарушения на основании пункта 2 части 1 статьи 24.5 Кодекса РФ об административных правонарушениях.
Решение может быть обжаловано в Ставропольский краевой суд через Ленинский районный суд города Ставрополя в течение 10 (десяти суток) со дня вручения или получения копии настоящего решения.
Судья |
Афанасова Е.К. |