ВЕРХОВНЫЙ СУД КАРАЧАЕВО-ЧЕРКЕССКОЙ РЕСПУБЛИКИ
РЕШЕНИЕ
дело № 7-48/2023 от 17 октября 2023 года
Судья Джанибеков Р.М.
г. Черкесск
Судья Верховного Суда Карачаево-Черкесской Республики Джуккаев А.В., рассмотрев в открытом судебном заседании жалобу представителя по доверенности ООО «Водоканал» Чомаевой Ф.Н. на постановление государственного инспектора Российской Федерации в области охраны окружающей среды по Северо-Кавказскому федеральному округу <ФИО>4 №... от 11.04.2023 года и решение Черкесского городского суда Карачаево-Черкесской Республики от 15 августа 2023 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 8.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в отношении ООО «Водоканал»,
УСТАНОВИЛ:
Постановлением государственного инспектора Российской Федерации в области охраны окружающей среды по Северо-Кавказскому федеральному округу №.../Р/№... от 11.04.2023 года, оставленным без изменения решением Черкесского городского суда Карачаево-Черкесской Республики от 15 августа 2023 года, юридическое лицо – ООО «Водоканал» признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 8.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях и подвергнуто административному наказанию в виде административного штрафа в размере 250000 рублей.
Не согласившись с указанным постановлением, ООО «Водоканал подало в Верховный Суд Карачаево-Черкесской Республики через Черкесский городской суд Карачаево-Черкесской Республики, жалобу об отмене постановления государственного инспектора Российской Федерации в области охраны окружающей среды по Северо-Кавказскому федеральному округу №... от 11.04.2023 года и решения Черкесского городского суда Карачаево-Черкесской Республики от 15 августа 2023 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 8.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в отношении ООО «Водоканал» и прекращении производства по делу считая их необоснованными и незаконными. В обоснование жалобы указывая, что Росприроднадзором по результатам проведения плановой контрольной проверки составлено шесть протоколов об административных правонарушениях в отношении юридического лица - ООО «Водоканал» и шесть протоколов об административных правонарушениях по тем же правонарушениям в отношении должностного лица ООО «Водоканал» <ФИО>5 Росприроднадзором, в нарушение законодательства РФ, при рассмотрении вышеуказанных административных дел в отношении должностного лица - генерального директора ООО «Водоканал» <ФИО>5, возбужденных по результатам проведения одного контрольного мероприятия, не учтены положения части 6 статьи 4.4 КоАП РФ. Вместо одного постановления, вынесено по каждому правонарушению отдельное постановление и с назначением среднего размера штрафа, предусмотренного санкциями вышеуказанных статей. Считает, что вышеназванные нарушения при вынесении указанных актов, влекут за собой прекращение производства по всем административным делам в отношении юридического лица и должностного лица.
Письменных возражений на жалобу представителя по доверенности ООО «Водоканал» Чомаевой Ф.Н. не поступило.
В суд второй инстанции представитель ООО «Водоканал», надлежаще извещенный о времени и месте рассмотрения жалобы, не явился.
На основании п. 4 ч. 2 ст. 30.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, считаю возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившегося лица.
Проверив доводы изложенные в жалобе, изучив материалы дела, прихожу к следующему.
В соответствии со ст. 24.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях задачами производства по делам об административных правонарушениях являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом, обеспечение исполнения вынесенного постановления, а также выявление причин и условий, способствовавших совершению административных правонарушений.
В силу пункта 8 части 2 статьи 30.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях при рассмотрении жалобы на постановление по делу об административном правонарушении проверяются на основании имеющихся в деле и дополнительно представленных материалов законность и обоснованность вынесенного постановления, в частности заслушиваются объяснения физического лица или законного представителя юридического лица, в отношении которых вынесено постановление по делу об административном правонарушении; при необходимости заслушиваются показания других лиц, участвующих в рассмотрении жалобы, пояснения специалиста и заключение эксперта, исследуются иные доказательства, осуществляются другие процессуальные действия в соответствии с настоящим Кодексом.
По смыслу ст. 30.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях решение по делу об административном правонарушении должно быть мотивированным, что предполагает оценку и исследование всех доказательств и не допускает возможность произвольного отклонения доводов заявителя.
В соответствии со ст. 26.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях доказательствами по делу об административном правонарушении являются любые фактические данные, на основании которых судья, орган, должностное лицо, в производстве которых находится дело, устанавливают наличие или отсутствие события административного правонарушения, виновность лица, привлекаемого к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела.
Как следует из материалов дела, Северо-Кавказским межрегиональным управлением Росприроднадзора (далее - Управление), на основании Плана проведения плановых проверок юридических лиц и индивидуальных предпринимателей на 2023 год №... от 14 декабря 2022 г. и решения заместителя руководителя Северо-Кавказского межрегионального управления Росприроднадзора Н.Ю. <ФИО>8 от 22.02.2023 №.../Р, проведена плановая выездная проверка в отношении юридического лица - ООО «Водоканал». 15.03.2023г. в 17 часов представителем Северо-Кавказского межрегионального управления Росприроднадзора в отношении ООО «Водоканал» составлен Акт плановой выездной проверки за №...
ООО «Водоканал» осуществляет деятельность по сбору и обработке сточных вод на объекте, оказывающем негативное воздействие на окружающую среду ОСК <адрес>, код объекта №...П.
Юридическим лицом - ООО «Водоканал» допущены нарушения требований ч. 1 ст. 51 Федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды», ч. 2 ст. 13, ст. 42 Земельного кодекса Российской Федерации, ч. 2 ст. 11, ч. 1 ст. 13.4 Федерального закона от 24.06.1998 № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления; п. 220, 221 Постановления Главного государственного санитарного врача РФ от 28.01.2021 № 3 (ред. от 14.02.2022) «Об утверждении санитарных правил и норм СанПиН 2.1.3684-21 «Санитарно-эпидемиологические требования к содержанию территорий городских и сельских поселений, к водным объектам, питьевой воде и питьевому водоснабжению, атмосферному воздуху, почвам, жилым помещениям, эксплуатации производственных, общественных помещений, организации и проведению санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий».
Согласно материалам дела ООО «Водоканал» не исполнена обязанность по соблюдению требований в области охраны окружающей среды при накоплении отходов производства и потребления (лом и отходы, содержащие незагрязненные черные металлы в виде изделий, кусков, несортированные (№... 5), мусор от сноса и разборки зданий несортированный (№...), мусор с защитных решеток хозяйственно-бытовой и смешанной канализации практически неопасный (№...
Частью 1 статьи 8.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях предусмотрена административная ответственность за несоблюдение требований в области охраны окружающей среды при сборе, накоплении, транспортировании, обработке, утилизации или обезвреживании отходов производства и потребления, за исключением случаев, предусмотренных частью 3.1 настоящей статьи и статьей 8.2.3 настоящего Кодекса.
На основании изложенного, юридическое лицо ООО «Водоканал» признано виновным в совершений административного правонарушения в области охраны окружающей среды и природопользования, ответственность за которое предусмотрена ч.1 ст. 8.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, с назначением наказания в виде административного штрафа в размере 250000 рублей.
Часть 5 статьи 4.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях предусматривает, что если при проведении одного контрольного (надзорного) мероприятия в ходе осуществления государственного контроля (надзора), муниципального контроля выявлены два и более административных правонарушения, ответственность за которые предусмотрена одной и той же статьей (частью статьи) раздела II данного Кодекса или закона субъекта Российской Федерации об административных правонарушениях, совершившему их лицу назначается административное наказание как за совершение одного административного правонарушения.
Если при проведении одного контрольного (надзорного) мероприятия в ходе осуществления государственного контроля (надзора), муниципального контроля выявлены два и более административных правонарушения, ответственность за которые предусмотрена двумя и более статьями (частями статьи) раздела II настоящего Кодекса либо закона субъекта Российской Федерации об административных правонарушениях, при назначении административного наказания за совершение указанных административных правонарушений применяются правила назначения административного наказания, предусмотренные частями 2 - 4 настоящей статьи (ч. 6 ст. 4.4 КоАП РФ).
Указанные нормы были введены в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях Федеральным законом от 26.03.2022 № 70-ФЗ «О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях».
При этом в силу части 2 статьи 1.7 данного Кодекса закон, каким-либо образом улучшающий положение лица, совершившего административное правонарушение, имеет обратную силу, то есть распространяется и на лицо, которое совершило административное правонарушение до вступления такого закона в силу и в отношении которого постановление о назначении административного наказания не исполнено.
Таким образом, из материалов дела следует, что по результатам проведения плановой выездной проверки в отношении юридического лица - ООО «Водоканал» составлено шесть протоколов об административных правонарушениях, и в отношении должностного лица - генерального директора ООО «Водоканал» <ФИО>5 составлено шесть протоколов об административных правонарушениях, предусмотренных частью 9 статьи 8.2, частью 1 статьи 8.14, частью 10 статьи 8.2, статьей 8.1, статьей 8.5, частью 1 статьи 8.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Указанные нормы закона судом не были учтены, не проверены обстоятельства выявления административным органом правонарушения в полном объеме, что является основанием полагать, что судом не были исполнены требования закона о всестороннем, полном, объективном выяснении обстоятельств по делу, что в свою очередь является основанием для отмены судебного акта и направлении дела на новое рассмотрение в тот же суд.
При новом рассмотрении дела суду надлежит с учетом положений ст. 4.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях вынести законное и обоснованно решение.
Годичный срок давности привлечения к административной ответственности ООО «Водоканал», установленный частью 1 статьи 4.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях для данной категории дел, не истек, возможность возвращения дела на новое рассмотрение для приведения в соответствие в связи с изменившимся законодательством в настоящий момент не утрачена.
Согласно пункту 4 части 1 статьи 30.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях по результатам рассмотрения жалобы на постановление по делу об административном правонарушении выносится решение об отмене постановления и о возвращении дела на новое рассмотрение судье, в орган, должностному лицу, правомочным рассмотреть дело, в случаях существенного нарушения процессуальных требований, предусмотренных настоящим Кодексом, если это не позволило всесторонне, полно и объективно рассмотреть дело.
При таких обстоятельствах решение судьи Черкесского городского суда Карачаево-Черкесской Республики в отношении юридического лица - ООО «Водоканал» нельзя признать законным и обоснованным, в связи с чем оно подлежит отмене, а дело - направлению на новое рассмотрение в тот же суд.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 30.7, 30.9 Карачаево-Черкесской Республики, судья
РЕШИЛ:
решение Черкесского городского суда Карачаево-Черкесской Республики от 15 августа 2023 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 8.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в отношении ОО «Водоканал» отменить, материалы дела направить на новое рассмотрение в тот же суд.
Судья Верховного Суда
Карачаево-Черкесской Республики А.В. Джуккаев