Дело № 12-4/2023
РЕШЕНИЕ
г. Зеленогорск 17 марта 2023 года
Судья Зеленогорского городского суда Красноярского края Петухова М.В., при секретаре Суровой О.В., рассмотрев в открытом судебном заседании жалобу Куделинской С. В. на постановление комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав города Зеленогорска от ДД.ММ.ГГГГ №, которым Куделинская С. В. привлечена к административной ответственности по ч. 1 ст. 5.35 КоАП РФ,
УСТАНОВИЛ:
Постановлением комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав города Зеленогорска от ДД.ММ.ГГГГ № Куделинская С.В. признана виновной в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 5.35 КоАП РФ, и подвергнута административному наказанию в виде предупреждения.
Не согласившись с принятым постановлением, Куделинская С.В. обратилась с жалобой, дополненной в ходе судебного заседания, в которой просит постановление по делу об административном правонарушении отменить, производство по делу прекратить. В обоснование жалобы указывает, что она хорошо исполняет свои родительские обязанности, вся проводка находится в изоляции, которая повреждений не имеет, проложена при строительстве квартиры, демонтажа и переделки не производилось. Комиссия состоялась, полностью с пакетом документов её не ознакомили. Просит разобраться в данной ситуации, защитить права её ребенка и её самой. Решение административной комиссии было принято заранее и подготовлена вся документация, на руки выдать отказались, так как она отказалась подписывать эти документы, письмо получила ДД.ММ.ГГГГ. Также в материалах дела отсутствуют доказательства проведения заявителем проводки в <адрес>. В указанный период квартира была полностью обесточена, электропроводка не была под напряжением, что подтверждается актами обследования квартиры от ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ. Инспектором МЧС ФИО4 фиксация события не произведена, не совершены действия по пресечению нарушения, не составлены соответствующие акты, протоколы, не вынесено постановление, не выдано предписание об устранении нарушения, виновные лица не привлечены к ответственности за нарушение правил пожарной безопасности. Сотрудники отдела опеки, МЧС и полиции специальными познаниями не обладают. Используемые заявителем удлинители являются бытовыми приборами и относятся к электрическим аппаратам и приборам бытового назначения заводского изготовления. Жизнь и здоровье малолетнего подопечного ФИО13 опасности не подвергалась.
В судебном заседании Куделинская С.В. и её защитник ФИО5 жалобу поддержали по изложенным в жалобе и дополнениях к ней основаниям.
Представитель комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав города Зеленогорска ФИО6 возражала против удовлетворения жалобы, полагая, что доказано нарушение Куделинской С.В. обязанности по защите прав и интересов несовершеннолетнего.
Допрошенный в судебном заседании в качестве свидетеля старший инспектор ОДН ОУУП и ПДН ОМВД России по ЗАТО г. Зеленогорск ФИО7, составлявший протокол об административном правонарушении, пояснил, что приезжал к Куделинской С.В. и видел проводку, которая по стене вела в кухню, а из кухни в сторону детской комнаты. Протокол составлял на основании объяснений ФИО8 и самой Куделинской С.В.
Допрошенная в судебном заседании в качестве свидетеля инспектор ОФГПН ФГКУ «Специальное управление ФПС № МЧС России» ФИО8 пояснила, что на основании запроса отдела опеки и попечительства Администрации ЗАТО г. Зеленогорска, проводившего плановую проверку жизни несовершеннолетнего, она с ФИО9 приезжала на <адрес> качестве специалиста. В комнате и коридоре квартиры отсутствовал свет, но в детской комнате свет был, он был подключен от соседей через провода, которые были проведены по обоям, то есть по горючему основанию, подключена была лампочка. Плита была подключена через пилот. Актов они не составляли, предписаний не выносили, зафиксировать нарушение не удалось. Она хотела провести профилактическую беседу с Куделинской С.В., но та её выгнала. Она не является специалистом электриком.
Выслушав участвующих в деле лиц, исследовав материалы дела об административном правонарушении, суд приходит к следующим выводам.
В силу статей 24.1, 30.6, 30.9 КоАП РФ задачами производства по делам об административных правонарушениях являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом, обеспечение исполнения вынесенного постановления, а также выявление причин и условий, способствовавших совершению административных правонарушений. Судья не связан доводами жалобы и проверяют дело в полном объеме.
В соответствии со статьей 1.5 КоАП РФ лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина.
Частью 1 статьи 2.1 КоАП РФ установлено, что административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое КоАП РФ или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.
Административное правонарушение, предусмотренное частью 1 статьи 5.35 КоАП РФ, представляет собой виновные действия (бездействие) родителя или иного законного представителя по неисполнению или ненадлежащему исполнению обязанностей по содержанию, воспитанию, обучению, защите прав и интересов несовершеннолетних. Состав данного административного правонарушения является формальным, не предусматривает наступление каких-либо последствий.
Непосредственным объектом правонарушения, предусмотренного данной статьей, являются установленные законом обязанности родителей, иных законных представителей по содержанию, воспитанию, обучению, защите прав и интересов несовершеннолетних детей.
Такие обязанности законных представителей, в том числе опекунов и попечителей, установлены статьей 36 Гражданского кодекса РФ, статьями 64, 148.1 Семейного кодекса РФ, статьей 15 Федерального закона от 24.04.2008 № 48-ФЗ «Об опеке и попечительстве».
В соответствии с частями 1, 2 статьи 24 Федерального закона от 24.04.2008 № 48-ФЗ «Об опеке и попечительстве» надзор за деятельностью опекунов и попечителей осуществляется органами опеки и попечительства по месту жительства подопечных либо, если опекуны или попечители назначены по их месту жительства, органами опеки и попечительства по месту жительства опекунов или попечителей.
Орган опеки и попечительства обязан осуществлять в порядке и в сроки, которые определяются Правительством Российской Федерации, проверку условий жизни подопечных, соблюдения опекунами и попечителями прав и законных интересов подопечных, обеспечения сохранности их имущества, а также выполнения опекунами и попечителями требований к осуществлению своих прав и исполнению своих обязанностей, определяемых в соответствии с частью 4 статьи 15 настоящего Федерального закона.
Постановлением Правительства РФ от 18.05.2009 № 423 «Об отдельных вопросах осуществления опеки и попечительства в отношении несовершеннолетних граждан» утверждены Правила осуществления органами опеки и попечительства проверки условий жизни несовершеннолетних подопечных, соблюдения опекунами или попечителями прав и законных интересов несовершеннолетних подопечных, обеспечения сохранности их имущества, а также выполнения опекунами или попечителями требований к осуществлению своих прав и исполнению своих обязанностей (далее – Правила).
В соответствии с указанными Правилами плановые проверки проводятся уполномоченным специалистом органа опеки и попечительства на основании акта органа опеки и попечительства о проведении плановой проверки (пункт 3 Правил).
Согласно подпункту «в» пункта 4 Правил при помещении подопечного под опеку или попечительство плановая проверка проводится в виде посещения подопечного 1 раз в 6 месяцев в течение второго года и последующих лет после принятия органом опеки и попечительства решения о назначении опекуна.
При проведении плановых и внеплановых проверок осуществляется оценка жилищно-бытовых условий подопечного, состояния его здоровья, внешнего вида и соблюдения гигиены, эмоционального и физического развития, навыков самообслуживания, отношений в семье, возможности семьи обеспечить потребности развития подопечного (пункт 5 Правил).
По результатам проверки составляется акт проверки условий жизни подопечного, соблюдения опекуном прав и законных интересов подопечного, обеспечения сохранности его имущества, а также выполнения опекуном требований к осуществлению своих прав и исполнению своих обязанностей (далее - акт проверки условий жизни подопечного) по форме, устанавливаемой Министерством просвещения Российской Федерации (пункт 8 Правил).
В соответствии с пунктами 9, 10 Правил в акте проверки условий жизни подопечного указываются: оценка соблюдения прав и законных интересов подопечного, обеспечения сохранности его имущества; оценка соответствия содержания, воспитания и образования подопечного требованиям, установленным законодательством Российской Федерации.
При выявлении фактов неисполнения, ненадлежащего исполнения опекуном обязанностей, предусмотренных законодательством Российской Федерации, нарушения им прав и законных интересов подопечного в акте проверки условий жизни подопечного дополнительно указываются: перечень выявленных нарушений и сроки их устранения; рекомендации опекуну о принятии мер по улучшению условий жизни подопечного и исполнению опекуном возложенных на него обязанностей; предложения о привлечении опекуна к ответственности за неисполнение, ненадлежащее исполнение им обязанностей, предусмотренных законодательством Российской Федерации (при необходимости).
Как указано в обжалуемом постановлении, в период с конца марта 2022 года по ДД.ММ.ГГГГ в г. Зеленогорске Красноярского края гр. Куделинская С.В. ненадлежащим образом исполняла возложенные на нее обязанности опекуна в отношении несовершеннолетнего подопечного ФИО13, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, а именно: в указанный период времени допустила нахождение и проживание подопечного по адресу: Красноярский край, г. <адрес>, где в нарушение требований пожарной безопасности проведена электропроводка по стенам, по горючему основанию (обоям), тем самым подвергла жизнь и здоровье малолетнего подопечного ФИО13 опасности.
Действия Куделинской С.В. комиссией по делам несовершеннолетних и защите их прав города Зеленогорска квалифицированы по части 1 статьи 5.35 КоАП РФ, как ненадлежащее исполнение родительских обязанностей по защите прав и интересов несовершеннолетних.
В обоснование факта ненадлежащего исполнения Куделинской С.В. родительских обязанностей по защите прав и интересов несовершеннолетнего ребенка и её виновности в совершении указанного правонарушения административным органом положены следующие имеющие отношение к делу доказательства: протокол об административном правонарушении № от ДД.ММ.ГГГГ; информация Отдела опеки и попечительства Администрации ЗАТО г. Зеленогорска от ДД.ММ.ГГГГ (КУСП № от ДД.ММ.ГГГГ), согласно которой в квартире, где проживает семья Куделинской С.В., приостановлена услуга по электроснабжению в связи с задолженностью по оплате жилищно-коммунальных услуг, несанкционированно подключены электроприборы через подключение от электрощитов соседей, что влечет за собой нарушение техники безопасности в данном жилом помещении и создает угрозу жизни и здоровью несовершеннолетнего; копия акта проверки жилого помещения отделом опеки и попечительства ЗАТО г. Зеленогорска от ДД.ММ.ГГГГ, согласно которому состояние электрического оборудования установить не удалось в связи с отключением за неуплату, электроплита работает от электропереноски через пилот, имеется задолженность по оплате жилищно-коммунальных услуг, техническое состояние жилого помещения удовлетворительное, законному представителю несовершеннолетнего Куделинской С.В. повторно рекомендовано решить вопрос по оплате задолженности за жилищно-коммунальные услуги в данном жилом помещении; копия справки ООО «ЖКУ», информации ООО «ЖКУ» о задолженности по уплате жилищно-коммунальных услуг, приостановлении предоставления коммунальной услуги по электроснабжению; информация с сайта Федеральной службы судебных приставов о наличии задолженности по исполнительным производствам; копии судебных приказов от ДД.ММ.ГГГГ о взыскании задолженности за жилое помещение за период с декабря 2016 года по апрель 2021 года и определений мирового судьи от ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ об отмене судебных приказов; копия заочного решения Зеленогорского городского суда от ДД.ММ.ГГГГ о лишении родительских прав ФИО10 (отца ребенка); копия распоряжения Администрации ЗАТО г. Зеленогорска от ДД.ММ.ГГГГ №-р о назначении Куделинской С.В. опекуном ФИО13, ДД.ММ.ГГГГ года рождения; копия свидетельства о смерти ФИО11 (матери ребенка); копия свидетельства о рождении ФИО13, ДД.ММ.ГГГГ года рождения; копия акта проверки условий жизни несовершеннолетнего подопечного, составленного Отделом опеки и попечительства Администрации ЗАТО г. Зеленогорска ДД.ММ.ГГГГ, согласно которому опекуном Куделинской С.В. обеспечена безопасность подопечного: в семье предусмотрены меры по безопасности жизнедеятельности ребенка, нет свободного доступа к электроприборам, соблюдаются права и законные интересы подопечного, обеспечения сохранности его имущества; объяснение специалиста отдела опеки попечительства Администрации ЗАТО г. Зеленогорска ФИО9 от ДД.ММ.ГГГГ, в котором она пояснила, что Куделинская С.В. имеет задолженность по оплате жилищно-коммунальных услуг в размере 465872,26 рубля, на основании чего в её квартире с 2019 года отключена электроэнергия, она самостоятельно подключилась к электроснабжению через удлинитель, что создает пожароопасную обстановку в квартире; объяснение ФИО12 от ДД.ММ.ГГГГ, в котором он пояснил, что проживает с матерью Куделинской С.В. и несовершеннолетним племянником ФИО13 Его мать обязанности опекуна исполняет в полном объеме, в квартире, где они проживают, отключена электроэнергия в связи с задолженностью, по договоренности с соседями они подключаются к ним; объяснение ФИО13 от ДД.ММ.ГГГГ, в котором он пояснил, что проживает с мамой и братом. Мама обеспечивает все его потребности, занимается его воспитанием, помогает ему во всем; объяснения Куделинской С.В. от ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ, в которых она пояснила, что из-за задолженности в квартире отключена электроэнергия, с конца марта 2022 года по устной договоренности с соседями она подключилась к электроснабжению соседей через удлинитель и переноску в связи с тем, что электропроводка в ее квартире обрезана. Электрообеспечение своей квартиры она провела через размещение удлинителей по помещению своей квартиры. До конца 2022 года она планирует оплатить задолженность; акт обследования семейно-бытовых условий жизни несовершеннолетнего от ДД.ММ.ГГГГ с фототаблицей, составленный старшим инспектором ОДН ОУУП и ПДН МВД России по ЗАТО г. Зеленогорск ФИО7, согласно которому состояние жилого помещения и семейно-бытовые условия проживания ФИО13 удовлетворительные, электроснабжение подключено через переходник; объяснение инспектора МЧС ФИО8 от ДД.ММ.ГГГГ, в котором она пояснила, что ДД.ММ.ГГГГ по запросу начальника отдела опеки совместно со специалистом отдела опеки ФИО9 было осуществлено посещение квартиры по адресу: <адрес>. с целью обследования на предмет соблюдения требований пожарной безопасности жильцами квартиры. В результате выявлены нарушения требований пожарной безопасности, п. 35 Правил противопожарного режима в РФ, а именно: в коридоре на стене указанной квартиры проложена электрическая проводка по горючему основанию (по обоям) с видимыми нарушениями изоляции, что впоследствии не исключает причину возгорания пожара в указанной квартире и является угрозой жизни и здоровья жильцов указанной квартиры.
Анализируя имеющиеся в деле доказательства, суд приходит к выводу, что материалы дела не содержат доказательств, подтверждающих ненадлежащее выполнение Куделинской С.В. установленных законом обязанностей законного представителя (опекуна) ФИО13 по защите его прав и интересов в отношениях с физическими и юридическими лицами, определенных Гражданским кодексом РФ, Семейным кодексом РФ, Федеральным законом «Об опеке и попечительстве».
Предусмотренные Постановлением Правительства РФ от 18.05.2009 № 423 «Об отдельных вопросах осуществления опеки и попечительства в отношении несовершеннолетних граждан» акты органа опеки и попечительства о проведении плановой проверки и акты проверки условий жизни подопечного, содержащие выводы о несоблюдении опекуном прав и законных интересов подопечного, обеспечения сохранности его имущества, предложения о привлечении опекуна к ответственности за ненадлежащее исполнение им обязанностей, предусмотренных законодательством Российской Федерации, материалы дела не содержат.
Напротив, собранными доказательствами, которым не дана объективная оценка комиссией по делам несовершеннолетних и защите их прав города Зеленогорска, а также дополнительно представленными в ходе судебного разбирательства письмами Отдела опеки и попечительства Администрации ЗАТО г. Зеленогорска, ФГКУ «Специальное управление ФПС № МЧС России», Отдела МВД России по ЗАТО г. Зеленогорск, сертификатом соответствия на удлинители бытовые электрические, показаниями свидетелей ФИО7, ФИО8 опровергаются указанные в протоколе об административном правонарушении обстоятельства ненадлежащего исполнения опекуном Куделинской С.В. установленных законом обязанностей законного представителя по защите прав и интересов несовершеннолетнего подопечного ФИО13
Имеющиеся существенные противоречия при рассмотрении дела комиссией по делам несовершеннолетних и защите их прав города Зеленогорска не были устранены, в связи с чем принятое по делу постановление не может быть признано мотивированным, отвечающим требованиям статьи 29.10 КоАП РФ.
При этом фактически из содержания обжалуемого постановления от ДД.ММ.ГГГГ, протокола об административном правонарушении и собранных материалов дела усматривается, что Куделинской С.В. вменяется нарушение подпункта «з» пункта 35 Правил противопожарного режима в Российской Федерации, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ №, согласно которому запрещается прокладывать электрическую проводку по горючему основанию либо наносить (наклеивать) горючие материалы на электрическую проводку.
Между тем, общественные отношения в сфере пожарной безопасности являются объектом административного правонарушения, предусмотренного статьей 20.4 КоАП РФ, а за самовольное подключение и использование электрической энергии установлена административная ответственность, предусмотренная статьей 7.19 КоАП РФ.
Таким образом, действия (бездействие) Куделинской С.В., указанные в постановлении от ДД.ММ.ГГГГ, не образуют состав правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 5.35 КоАП РФ, а содержат признаки административного правонарушения, предусмотренного статьями 7.19, 20.4 КоАП РФ.
В силу требований статей 1.5, 1.6, 24.1., 26.1, 26.11 КоАП РФ лицо может быть признано виновным в совершении административного правонарушения только в случае, когда в установленном порядке, с соблюдением установленных им процессуальных требований, в результате принятия соответствующим должностным лицом или государственным органом всех мер к всестороннему, полному и объективному выяснению обстоятельств дела вина данного лица в совершении вменяемого ему правонарушения доказана допустимыми доказательствами, ни одно из которых не имеет заранее установленную силу.
При этом вина лица может быть признана доказанной лишь в случае, когда совокупность имеющихся допустимых доказательств позволяет прийти к единственному выводу о виновности данного лица и не позволяет предположить, что такое лицо невиновно.
Из содержания приведенных норм следует, что событие и состав административного правонарушения, включая виновность лица, привлекаемого к ответственности, должны быть достоверно подтверждены представленными административным органом доказательствами, неопровержимо свидетельствующими об указанных обстоятельствах.
Совокупность имеющихся в материалах дела доказательств не позволяет прийти к единственно возможному выводу о том, что Куделинская С.В. допустила ненадлежащее исполнение установленных законом обязанностей по защите прав и интересов несовершеннолетнего.
Суд приходит к выводу, что комиссией по делам несовершеннолетних и защите их прав города Зеленогорска всех мер к всестороннему, полному и объективному выяснению обстоятельств дела не предпринято.
В соответствии с пунктом 3 части 1 статьи 30.7 КоАП РФ по результатам рассмотрения жалобы на постановление по делу об административном правонарушении выносится одно из следующих решений: об отмене постановления и о прекращении производства по делу при наличии хотя бы одного из обстоятельств, предусмотренных статьями 2.9, 24.5 настоящего Кодекса, а также при недоказанности обстоятельств, на основании которых было вынесено постановление.
При таких обстоятельствах, когда имеются сомнения, которые в ходе судебного заседания устранены быть не могут, нельзя сделать вывод о совершении Куделинской С.В. административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 5.35 КоАП РФ, в связи с чем суд находит обжалуемое постановление подлежащим отмене, а производство по делу прекращению в связи с недоказанностью обстоятельств, на основании которых было вынесено постановление.
На основании вышеизложенного, руководствуясь статьями 30.7 – 30.9 КоАП РФ, суд
РЕШИЛ:
Постановление комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав города Зеленогорска от ДД.ММ.ГГГГ № по делу об административном правонарушении, которым Куделинская С. В. привлечена к административной ответственности по части 1 статьи 5.35 КоАП РФ, отменить, производство по делу прекратить в связи с недоказанностью обстоятельств, на основании которых вынесено постановление.
Решение может быть обжаловано в Красноярский краевой суд в течение 10 суток со дня вручения или получения копии решения.
Судья М.В. Петухова