12-315/2024
УИД 44MS0036-01-2024-000333-77
РЕШЕНИЕ
г. Кострома 02 мая 2024 года
Судья Свердловского районного суда г. Костромы Кулакова Т.С. с участием прокурора г. Костромы Чегодаевой Е.В., защитников - ведущего юрисконсульта юридического отдела МКУ г. Костромы «Дирекция программ» Данильченко Т.А., ведущего юрисконсульта юридического отдела МКУ г. Костромы «Дирекция программ» Барышниковой Л.А., заместителя начальника юридического отдела МКУ г. Костромы «Дирекция программ» Ершовой Г.Н.. рассмотрев в открытом судебном заседании жалобу защитника ведущего юрисконсульта юридического отдела МКУ г. Костромы «Дирекция программ» Данильченко Т.А. в интересах первого заместителя главы Администрации города Костромы Болоховца О.В. на постановление мирового судьи судебного участка № 36 Свердловского судебного района г. Костромы от <дата>, которым Болоховец ФИО9 <дата> года рождения, уроженец <адрес>, работающий в Администрации города Кострома, расположенной по адресу: <адрес>, в должности первого заместителя главы Администрации, привлечен к административной ответственности по ст. 5.59 КоАП РФ
У С Т А Н О В И Л:
Постановлением мирового судьи судебного участка № Свердловского судебного района <адрес> от <дата> Болоховец О.В. как должностное лицо признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ст. 5.59 КоАП РФ, с назначением наказания в виде штрафа в сумме 5000 рублей за то, что в нарушение требований Федерального закона от 27.07.2010 № 190-ФЗ «О теплоснабжении», а также раздела 11 Правил организации теплоснабжения в Российской Федерации, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 08.08.2012 №808 «Об организации теплоснабжения в Российской Федерации и о внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации» обращение жителя <адрес> ФИО7 рассмотрено первым заместителем главы Администрации города Костромы Болоховцом О.В. с нарушением сроков.
Будучи не согласным с постановлением мирового судьи, защитник Данильченко Т.А обратилась в суд с жалобой на данное постановление, в обоснование указав, что мировым судьей при рассмотрении дела об административном правонарушении неправильно определены все юридически значимые обстоятельства, вина должностного лица не доказана, в связи с чем производство по делу подлежит прекращению на основании ст. 24.5 КоАП РФ.
В дополнениях к жалобе защитниками приведены следующие доводы:
- прокурором и мировым судьей неверно определен порядок приема и рассмотрения обращений граждан, поскольку обращение ФИО7 касалось затопления подвала многоквартирного дома из-за порывов на транзитной сети теплоснабжения, при этом затопление подвальных помещений не относится к показателям надежности теплоснабжения;
- указание в постановлениях сведений об отключении отопления МБДОУ г. ... не затрагивает интересов заявителя ФИО7,
- прокурором выявлен факт нарушения сроков рассмотрения обращения гражданина, регламентированных Правилами, а не ФЗ №59-ФЗ, в связи с чем действия Болоховца О.В. не могли быть квалифицированы по ст.5.59 КоАП РФ,
- в тексте постановления не указано, какие полномочия не были исполнены первым заместителем главы Администрации Болоховцом О.В. применительно к событию праовнарушения,
- в структуре Администрации решением Думы города Костромы от 25.10.2018 № 175 создано Управление жилищно-коммунального хозяйства Администрации города Костромы, являющееся отраслевым органом Администрации, осуществляющим решение вопросов местного значения, исполнение отдельных государственных полномочий Костромской области, реализацию иных функций органов местного самоуправления города Костромы, в том числе в сфере организации на территории города Костромы электро-, тепло-, газо- и водоснабжения населения, водоотведения, снабжения населения топливом. Названным решением утверждено Положение об Управлении жилищно-коммунального хозяйства Администрации города Костромы (далее - Положение об Управлении).
Пунктом 2 части 2 статьи 5 Положения об Управлении регламентировано, что в сфере организации на территории города Костромы электро-, тепло-, газо- и водоснабжения населения, водоотведения, снабжения населения топливом в целях подготовки городского хозяйства к работе в осенне-зимний период и обеспечения населения города Костромы надлежащими услугами тепло-, газо- и водоснабжения Управление своевременно рассматривает обращения потребителей по вопросам надежности теплоснабжения.
Постановлением Администрации города Костромы от 07.06.2019 № 955 утверждено Положение об отделе коммунальной энергетики Управления жилищно-коммунального хозяйства Администрации города Костромы (далее - Положение об отделе, Отдел). Отделу, наряду с другими обязанностями, вменено объективное, всестороннее и своевременное рассмотрение обращений граждан по предметам своего ведения. Сотрудники Отдела, в пределах должностных обязанностей, несут ответственность за неисполнение или ненадлежащее исполнение установленных полномочий, персональную ответственность за ненадлежащее выполнение Отделом установленных настоящим Положением полномочий, поручений главы Администрации, курирующего заместителя главы Администрации, начальника Управления, первого заместителя начальника Управления, непринятие мер по реализации предоставленных настоящим Положением прав и исполнению возложенных обязанностей несет начальник Отдела (пункт 2.1.2, подпункт «д» пункта 2.4.2, раздела 2.5 Положения об Отделе).
На основании изложенного, полагает, что должностным лицом прокуратуры, а также судом неправильно определен субъект правонарушения, который должен нести ответственность по статье 5.59 КоАП РФ;
- материалы дела не содержат сведений о доведении прокурором решения о проведении проверки до сведения проверяемого субъекта не позднее дня начала проверки, что свидетельствует о грубом нарушении процедуры привлечения лица к административной ответственности, в связи с чем постановление о возбуждении дела об административном правонарушении является недопустимым доказательством по делу;
- в нарушение ч. 3 ст. 25.2 КоАП РФ дело об административном правонарушении рассмотрено в отсутствие потерпевшего. Материалы дела не содержат данных о надлежащем извещении потерпевшего о месте и времени рассмотрения дела, также отсутствует ходатайство потерпевшего о рассмотрении дела в его отсутствие или об отложении рассмотрения дела либо если такое ходатайство оставлено без удовлетворения.
- копии постановления о возбуждении дела об административном правонарушении и постановления о назначении административного наказания Болоховцу О.В. не вручались и не направлялись,
- в случае несостоятельности приведенных выше доводов просили о применении положений ст.2.9, 3.4 КоАП РФ.
В судебном заседании защитники Дальниченко Т.А., Барышникова Л.А., Ершова Г.Н. поддержали жалобу и дополнения к ней по изложенным в них доводам.
Первый заместитель главы Администрации города Костромы Болоховец О.В., будучи надлежащим образом извещен о времени и месте рассмотрения жалобы, в судебное заседание не явился, ходатайств об отложении рассмотрения дела от него не поступило, в связи с чем дело рассмотрено в его отсутствие в участием трех защитников.
Потерпевший Платонов А.Ю. в судебное заседание не явился, об отложении рассмотрения дела не просил.
В судебном заседании прокурор Чегодаева Е.В. возражала против удовлетворения жалобы, указав, что постановление о возбуждении дела об административном правонарушении объявлено лично Болоховцу О.В., при этом ему сразу вручена его копия, разъяснены права. Решение о проведении проверки поступило в Администрацию города Костромы <дата>. Обращение ФИО7 было напрямую связано с нарушением теплоснабжения, при этом имеет значения тот факт, что данное нарушение касалось детского сада, а не дома заявителя. Представленными в материалах дела документами подтвержден тот факт, что затопление подвала жилого дома заявителя произошло вследствие порывов на сетях теплоснабжения в отопительный период.
Выслушав стороны, исследовав представленные материалы, суд приходит к следующему:
В соответствии со статьей 24.1 КоАП РФ задачами производства по делам об административных правонарушениях являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом, обеспечение исполнения вынесенного постановления, а также выявление причин и условий, способствовавших совершению административных правонарушений.
Установление объективной стороны состава правонарушения, т.е. установление факта совершения лицом, в отношении которого ведется производство по делу, деяния, являющегося с точки зрения закона противоправным, влекущим установленную законом административную ответственность, имеет существенное значение для всестороннего, полного и объективного рассмотрения.
Статьей 5.59 КоАП РФ предусмотрена административная ответственность за нарушение установленного законодательством Российской Федерации порядка рассмотрения обращений граждан, объединений граждан, в том числе юридических лиц, должностными лицами государственных органов, органов местного самоуправления, государственных и муниципальных учреждений и иных организаций, на которые возложено осуществление публично значимых функций, за исключением случаев, предусмотренных статьями 5.39, 5.63 настоящего Кодекса.
Федеральным законом от 2 мая 2006 года N 59-ФЗ "О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации" урегулированы отношения, связанные с реализацией гражданином Российской Федерации закрепленного за ним Конституцией Российской Федерации права на обращение в государственный орган и органы местного самоуправления и установлен порядок рассмотрения таких обращений.
Согласно части 1 статьи 12 Федерального закона от 2 мая 2006 года N 59-ФЗ "О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации" письменное обращение, поступившее в государственный орган, орган местного самоуправления или должностному лицу в соответствии с их компетенцией, рассматривается в течение 30 дней со дня регистрации письменного обращения, за исключением случая, указанного в части 1.1 настоящей статьи, которая регламентирует сроки рассмотрения обращений, содержащих информацию о фактах возможных нарушений законодательства Российской Федерации в сфере миграции.
В соответствии с частью 2 статьи 1 Федерального закона от 2 мая 2006 года N 59-ФЗ "О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации" установленный настоящим Федеральным законом порядок рассмотрения обращений граждан распространяется на все обращения граждан, за исключением обращений, которые подлежат рассмотрению в порядке, установленном федеральными конституционными законами и иными федеральными законами.
Согласно положениям пункта 2 части 1 статьи 6 Федерального закона от 27.07.2010 «О теплоснабжении» к полномочиям органов местного самоуправления городских поселений, городских округов по организации теплоснабжения на соответствующих территориях относится, в том числе рассмотрение обращений потребителей по вопросам надежности теплоснабжения в порядке, установленном правилами организации теплоснабжения, утвержденными Правительством Российской Федерации.
Разделом 11 Правил организации теплоснабжения в Российской Федерации, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 08.08.2012 № 808 «Об организации теплоснабжения в Российской Федерации и о внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации» установлен порядок рассмотрения органами местного самоуправления обращений потребителей по вопросам надежности теплоснабжения, в соответствии с которым для оперативного рассмотрения обращений потребителей по вопросам надежности теплоснабжения в органах местного самоуправления поселений, городских округов назначаются должностные лица, осуществляющие ежедневное, а в течение отопительного периода - круглосуточное принятие и рассмотрение обращений потребителей. Информация о порядке подачи обращений потребителей и перечне необходимых документов в целях информирования потребителей должна быть размещена на официальном сайте поселения, городского округа, а также в органах местного самоуправления, отвечающих за рассмотрение обращений (п. 125).
Обращения потребителей - граждан принимаются к рассмотрению независимо от наличия заключенного в письменной форме договора теплоснабжения (п.126).
Обращения потребителей могут подаваться в письменной форме, а в течение отопительного периода - в устной форме, в том числе по телефону (п.127).
Обращение потребителя, полученное должностным лицом органа местного самоуправления, регистрируется в журнале регистрации жалоб (обращений) (п.128).
Ответ на обращение потребителя должен быть представлен в течение 5 рабочих дней (в течение 24 часов - в отопительный период) с даты его поступления. Дата и время отправки должны быть отмечены в журнале регистрации жалоб (обращений) (п.132).
Должностное лицо органа местного самоуправления обязано проконтролировать исполнение предписания теплоснабжающей организацией и (или) теплосетевой организацией (п.133).
Согласно ст.15 Федерального закона от 2 мая 2006 года N 59-ФЗ "О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации" виновные в нарушении настоящего Федерального закона несут ответственность, предусмотренную законодательством Российской Федерации.
Кадровым распоряжением Администрации города Костромы от 31 января 2023 года №60-рл на высшую должность муниципальной службы первого заместителя главы Администрации города Костромы с 01 февраля 2023 года назначен Болоховец О.В.
В соответствии с п.п. «г» п.3.2 ч.3 должностной инструкции первого заместителя главы Администрации города Костромы Болоховец О.В. обеспечивает надлежащее решение вопросов местного значения и исполнение полномочий Администрации, в том числе в сфере организации на территории города Костромы электро-, тепло-, газо- и водоснабжения населения, водоотведения, снабжения населения топливом.
В соответствии с п.п. «з» п.3.8 ч.3 должностной инструкции первого заместителя главы Администрации города Костромы Болоховец О.В. непосредственно обеспечивает контроль и координацию деятельности (курирует) организаций, муниципальных учреждений и муниципальных предприятий города Костромы, перечень которых приведен в данном пункте.
Согласно части 1 постановления главы Администрации города Костромы от <дата> № начало отопительного периода 2023-2024 в жилом фонде установлено с <дата>.
Поскольку обращения вышеуказанных граждан связаны с вопросами отсутствия отопления, то при их рассмотрении мировой судья правильно руководствовался положениями Федерального закона от 27 июля 2010 года «О теплоснабжении».
Сроки рассмотрения данных обращений регламентированы Правилами организации теплоснабжения в Российской Федерации, утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от 08.08.2012 № 808 «Об организации теплоснабжения в Российской Федерации и о внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации» и составляют 5 рабочих дней (в отопительный период - в течение 24 часов) с даты их поступления.
Согласно представленным суду материалам <дата> в Администрацию города Костромы поступило обращение ФИО7, проживающего по адресу: <адрес>, по вопросам затопления подвала по причине ненадлежащего состояния наружных сетей теплоснабжении и транзитного трубопровода системы теплоснабжения в подвале указанного дома. В нарушение установленного п. 132 Раздела 11 Правил организации теплоснабжения в Российской Федерации, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 08.08.2012 № 808 «Об организации теплоснабжения в Российской Федерации и о внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации» (далее – Правила) срока ответ на обращение Платонова А.Ю. подписан первым заместителем главы Администрации города Костромы Болоховцом О.В. <дата> и в тот же день направлен заявителю на электронную почту.
О том, что обращение ФИО7 касалось именно вопросов надежности системы водоснабжения свидетельствует как текст самого обращения, так и сопроводительного письма должностного лица ГЖИ Костромской области, ответ первого заместителя главы Администрации города Костромы Болоховца О.В., из которых следует, что затопление подвального помещения дома заявителя было вызвано порывом на квартальных тепловых сетях, посредством которых услугу теплоснабжения получают два детских сада № и №, при этом устранение имеющихся порывов привело к неоднократным отключениям теплоснабжения детского сада, о чем свидетельствует ответ МУП «СМЗ по ЖКХ» г. Костромы. При этом Отделом контроля и рассмотрения Администрации города Костромы обращений граждан заявление Платонова А.Ю. было также отнесено к обращениям по вопросу теплоснабжения (л.д.15).
Таким образом, при рассмотрении указанного выше обращения гражданина ФИО7 о теплоснабжении первым заместителем главы Администрации города Костромы Болоховцом О.В. были нарушены сроки его рассмотрения.
При таких обстоятельствах доводы защитников о том, что прокурором г. Костромы неверно применены нормы права, являются противоречащими закону.
Судом рассмотрены доводы представителя заявителя о неправильном определении должностным лицом прокуратуры города Костромы субъекта правонарушения, который должен нести ответственность по ст.5.59 КоАП РФ, в связи с наличием в структуре Администрации города Костромы Управления жилищно-коммунального хозяйства, к полномочиям которого относится, в том числе рассмотрение обращений потребителей по вопросам надежности теплоснабжения в порядке, установленном Правилами организации теплоснабжения, утвержденными Правительством Российской Федерации.
Ответственным лицом за рассмотрение данных обращений и подготовку ответов назначен Болоховец О.В., им же подписан ответ на обращение ФИО7
Поскольку состав правонарушения, предусмотренный ст.5.59 КоАП, является формальным и не предусматривает в качестве обязательного условия наступление последствий, доводы защитника заявителя об обязательном участии в деле потерпевшего не являются основанием для отмены постановления о назначении административного наказания.
Совершенное Болоховцом О.В. административное правонарушение правильно квалифицировано по ст. 5.59 КоАП РФ как нарушение установленного законодательством РФ порядка рассмотрения обращений граждан должностными лицами государственных органов и государственных учреждений, на которые возложено осуществление публично значимых функций, за исключением случаев, предусмотренных ст. 5.39, 5.63 КоАП РФ.
Постановление по делу об административном правонарушении 07.02.2024 объявлено лично Болоховцу О.В., при этом ему разъяснены права лица, привлекаемого в административной ответственности, текст постановления содержит сведения о вручении его копии Болоховцу О.В.
Копия постановления о назначении административного наказания действительно направлена по месту работы, а не жительства должностного лица, что тем не менее не повлекло нарушения его право на защиту, поскольку он имел возможность и воспользовался своим правом на обжалование данного постановления.
Установленный законом порядок привлечения Болоховца О.В. к административной ответственности соблюден, вид и размер наказания назначены в соответствии с требованиями ч. 1 ст. 3.1, ст. 3.5 и ст. 4.1 КоАП РФ в пределах, предусмотренных санкцией ст. 5.59 КоАП РФ, с учетом характера совершенного правонарушения, данных о личности виновного, его имущественного положения, в связи с чем оснований для изменения либо отмены обжалуемого решения суд не усматривает, как и оснований для применения положений ст.2.9 КоАП РФ.
На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 30.6-30.8 КоАП РФ, судья
решил:
постановление мирового судьи судебного участка № 36 Свердловского судебного района г. Костромы 01.03.2024 по делу об административном правонарушении, предусмотренном ст. 5.59 КоАП РФ, в отношении первого заместителя главы Администрации г. Костромы Болоховца О.В. оставить без изменения, а жалобу защитника Дальниченко Т.А. – без удовлетворения.
Судья Т.С. Кулакова
Копия верна: судья -