Судебный акт #1 (Решение) по делу № 12-230/2020 от 13.11.2020

Мировой судья Дегтяренко Ф.И. Дело № АП 12-230/2020

Р Е Ш Е Н И Е

26 ноября 2020 года                          г. Элиста                              

    Судья Элистинского городского суда Республики Калмыкия Савельева Е.В., рассмотрев в открытом судебном заседании жалобу Отделения – Национальный банк по Республике Калмыкия Южного главного управления Центрального Банка Российской Федерации на постановление и.о. мирового судьи судебного участка № 3 Элистинского судебного района Республики Калмыкия – мирового судьи судебного участка № 4 Элистинского судебного района Республики Калмыкия от 13 октября 2020 г. о прекращении производства по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 1 ст. 20.25 Кодекса РФ об административных правонарушениях, в отношении закрытого акционерного общества работников «Народное полиграфическое предприятие «Джангар»,

у с т а н о в и л:

    Постановлением и.о. мирового судьи судебного участка № 3 Элистинского судебного района Республики Калмыкия – мирового судьи судебного участка № 4 Элистинского судебного района Республики Калмыкия от 13 октября 2020 г. производство по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 1 ст. 20.25 КоАП РФ, в отношении закрытого акционерного общества работников «Народное полиграфическое предприятие «Джангар» (далее – ЗАОР «НПП «Джангар», общество) прекращено в связи с отсутствием в его действиях состава административного правонарушения.

Не согласившись с указанным постановлением, 28 октября 2020 года представитель Отделения – Национальный банк по Республике Калмыкия Южного главного управления Центрального Банка Российской Федерации (далее – Отделение – НБ по Республике Калмыкия) подал жалобу на указанное постановление мирового судьи в Элистинский городской суд Республики Калмыкия, в которой просит отменить постановление мирового судьи и возвратить дело на новое рассмотрение мировому судье судебного участка №3, ссылаясь на следующие обстоятельства.

Постановлением Отделения – НБ по Республике Калмыкия от 28.05.2020 №ТУ-85-ЮЛ-20-5696/3110-1 ЗАОр «НПП «Джангар» признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 5 ст. 15.23.1 КоАП РФ, и ему назначено наказание в виде административного штрафа в размере 500 000 руб. В срок, предусмотренный ч. 1 ст. 32.2 КоАП РФ, административный штраф обществом не уплачен. Отсрочка или рассрочка исполнения постановления не предоставлялась, поскольку юридическое лицо не заявляло соответствующего ходатайства. В адрес общества была направлена телеграмма и почтовое уведомление с вызовом для составления протокола об административном правонарушении, предусмотренном ч. 1 ст. 20.25 КоАП РФ, на 27 августа 2020 года. Почтовое уведомление с почтовым идентификатором 35800050365427 было вручено 25 августа 2020 года, от получения телеграммы юридическое лицо отказалось. В отсутствие представителя ЗАОр «НПП «Джангар» 27 августа 2020 года уполномоченным должностным лицом Отделения – НБ по Республике Калмыкия главным юрисконсультом Очир-Горяевым Ю.А. был составлен протокол об административном правонарушении, предусмотренном ч. 1 ст. 20.25 КоАП РФ №ТУ-85-ЮЛ-20-5696/3110-1. 28 августа 2020 года данный протокол был направлен для рассмотрения по существу в судебный участок №3 Элистинского судебного района Республики Калмыкия. Определением мирового судьи судебного участка №3 Элистинского судебного района Республики Калмыкия от 31 августа 2020 года протокол об административном правонарушении и материалы административного дела были возвращены. 7 сентября 2020 года протокол об административном правонарушении с приложенными материалами был вновь направлен в судебный участок №3 Элистинского судебного района Республики Калмыкия. 13 октября 2020 года и.о. мирового судьи судебного участка № 3 Элистинского судебного района Республики Калмыкия – мирового судьи судебного участка № 4 Элистинского судебного района Республики Калмыкия производство по делу прекращено в связи с отсутствием в его действиях состава административного правонарушения. Суд пришел к выводу об отсутствии вины общества, сославшись на то, что в отношении ЗАОр «НПП «Джанагар» введена процедура банкротства – наблюдение. Само по себе введение в отношении общества процедуры наблюдения не свидетельствует об отсутствии вины общества. Тяжелое финансово-экономическое положение может служить для суда в качестве обстоятельства, смягчающего административную ответственность, и являться основанием для снижения административного штрафа. В оспариваемом постановлении не указаны доказательства невозможности ЗАОр «НПП «Джангар» в силу чрезвычайных событий и обстоятельств, которые он не мог предвидеть и предотвратить при соблюдении той степени заботливости и осмотрительности, которая от него требовалась, равно как и доказательств принятия обществом всех зависящих от него мер для оплаты административного штрафа в установленный законом срок. Также на момент составления протокола об административном правонарушении 27 августа 2020 года при проверке сведений об обществе оно не находилось в стадии ликвидации или банкротства, сведения о нём не исключены из ЕГРЮЛ. Только 4 сентября 2020 года в ЕГРЮЛ внесены сведения о введении внешнего управления. Копия постановления мирового судьи от 13 октября 2020 года получена заявителем 26 октября 2020 года.

В судебном заседании представитель Отделения – НБ по Республике Калмыкия Очир-Горяев Ю.А. поддержал доводы жалобы, просил удовлетворить.

Представитель ЗАОр «НПП «Джангар» в судебное заседание не явился.

Выслушав представителя Отделения – НБ по РК, исследовав материалы дела об административном правонарушении, оценив представленные доказательства в их совокупности, суд приходит к следующему выводу.

В соответствии с ч. 1 ст. 20.25 КоАП РФ неуплата административного штрафа в срок, предусмотренный КоАП РФ, влечет наложение административного штрафа в двукратном размере суммы неуплаченного административного штрафа, но не менее одной тысячи рублей, либо административный арест на срок до пятнадцати суток, либо обязательные работы на срок до пятидесяти часов.

В силу ч. 1 ст. 32.2 КоАП РФ административный штраф должен быть уплачен лицом, привлеченным к административной ответственности, не позднее шестидесяти дней со дня вступления постановления о наложении административного штрафа в законную силу, за исключением случая, предусмотренного ч. 1.1 настоящей статьи, либо со дня истечения срока отсрочки или срока рассрочки, предусмотренных ст. 31.5 КоАП РФ.

Как следует из материалов дела, постановлением заместителя управляющего Отделением НБ по Республике Калмыкия №ТУ-85-ЮЛ-20-5696/3110-1 о наложении штрафа по делу об административном правонарушении № ТУ-85-ЮЛ-20-5696 от 28 мая 2020 года Общество привлечено к административной ответственности, предусмотренной ч. 5 статьи 15.23.1 КоАП РФ, и подвергнуто административному наказанию в виде административного штрафа в размере 500 000 рублей. Данное постановление получено ЗАОр «НПП «Джангар» 2 июня 2020 года, вступило в законную силу 16 июня 2020 года.

В установленный ч. 1 ст. 32.2 КоАП РФ шестидесятидневный срок со дня вступления постановления должностного лица в законную силу административный штраф Обществом не уплачен.

Указанные обстоятельства послужили основанием для составления в отношении Общества протокола об административном правонарушении, предусмотренном ч. 1 ст. 20.25 КоАП РФ.

Постановлением и.о. мирового судьи судебного участка № 3 Элистинского судебного района Республики Калмыкия – мирового судьи судебного участка № 4 Элистинского судебного района Республики Калмыкия от 13 октября 2020 г. производство по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 1 ст. 20.25 Кодекса РФ об административных правонарушениях, в отношении закрытого акционерного общества работников «Народное полиграфическое предприятие «Джангар» прекращено в связи с отсутствием в его действиях состава административного правонарушения.

С таким решением мирового судьи суд соглашается по следующим основаниям.

Задачами производства по делам об административных правонарушениях являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом, обеспечение исполнения вынесенного постановления, а также выявление причин и условий, способствовавших совершению административных правонарушений (ст. 24.1 КоАП РФ).

В соответствии со ст. 26.1 КоАП РФ по делу об административном правонарушении подлежат выяснению, в частности: наличие события административного правонарушения; лицо, совершившее противоправные действия (бездействие), за которые КоАП РФ или законом субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, а также виновность лица в совершении административного правонарушения.

Во время рассмотрения дела об административном правонарушении, предусмотренном ч. 5 ст. 15.23.1 КоАП РФ, обществом 28 мая 2020 года в адрес Отделения – НБ по Республике Калмыкия направлялись сведения о том, что определением Арбитражного суда Республики Калмыкия от 3.12.2019 г. №А22-36446/2019 в отношении ЗАОр «НПП «Джангар» введена процедура банкротства (наблюдение).

Определением Арбитражного суда Республики Калмыкия от 15 апреля 2019 года в отношении должника ЗАОр «НПП «Джангар» введена процедура наблюдения, временным управляющим утверждён ФИО1.

Постановлением арбитражного суда кассационной инстанции Арбитражного суда Северо-Кавказского округа от 14 мая 2020 года определение Арбитражного суда Республики Калмыкия от 15 апреля 2019 года и постановление Шестнадцатого арбитражного апелляционного суда от 18 февраля 2020 года по делу №А22-3646/2019 оставлено без изменения, кассационная жалоба представителя участников должника без удовлетворения.

Выражая несогласие с протоколом об административном правонарушении от 27 августа 2020 года, представителем общества приводились доводы об отсутствии в бездействии Общества состава вмененного административного правонарушения со ссылкой на то, что решением Арбитражного суда Общество признано банкротом, Федеральным законом от 26.10.2002 N 127-ФЗ "О несостоятельности (банкротстве)" (далее - Закон о банкротстве) запрещено осуществление должником каких-либо платежей с нарушением очередности удовлетворения требований кредиторов, следовательно, Общество не имело законных оснований для уплаты административного штрафа, не являющегося текущим платежом.

Данные доводы лица, в отношении которого ведется производство по делу, приняты во внимание судом первой инстанции.

В соответствии с Гражданским кодексом Российской Федерации Закон о банкротстве в числе прочего регулирует порядок и условия проведения процедур, применяемых в деле о банкротстве, и иные отношения, возникающие при неспособности должника удовлетворить в полном объеме требования кредиторов (пункт 1 статьи 1 Закона о банкротстве).

Статьей 2 Закона о банкротстве в редакции Федерального закона от 30.12.2008 N 296-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "О несостоятельности (банкротстве)" существенно расширен состав обязательных платежей, к которым законодатель отнес, помимо прочего, административные штрафы.

В силу положений абзаца первого пункта 1 статьи 5 Закона о банкротстве в целях указанного закона под текущими платежами понимаются денежные обязательства и обязательные платежи, возникшие после даты принятия заявления о признании должника банкротом, если иное не установлено названным законом. Согласно пункту 2 данной статьи требования кредиторов по текущим платежам не подлежат включению в реестр требований кредиторов. Кредиторы по текущим платежам при проведении соответствующих процедур, применяемых в деле о банкротстве, не признаются лицами, участвующими в деле о банкротстве.

Таким образом, квалификация требования об уплате административного штрафа в качестве текущего зависит от момента совершения правонарушения.

В рассматриваемом случае административное правонарушение, предусмотренное ч. 1 ст. 20.25 КоАП РФ, совершено Обществом 17 августа 2020 года в период признания несостоятельным (банкротом).

В соответствии с ч. 2 ст. 2.1 КоАП РФ юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых КоАП РФ или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.

Приведенные обстоятельства позволяют прийти к выводу о том, что Обществом предприняты все зависящие от него меры по соблюдению действующего законодательства с учетом норм Закона о банкротстве, в связи с чем следует признать, что в его действиях отсутствует такой необходимый признак состава вменяемого ему правонарушения как вина в неуплате административного штрафа в установленный срок.

В силу частей 1 и 4 статьи 1.5 КоАП РФ лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина. Неустранимые сомнения в виновности лица, привлекаемого к административной ответственности, толкуются в пользу этого лица.

В силу п. 4 ч. 2 ст. 30.17 КоАП РФ по результатам рассмотрения жалобы, протеста на вступившие в законную силу постановление по делу об административном правонарушении, решения по результатам рассмотрения жалоб, протестов выносится решение об отмене постановления по делу об административном правонарушении, решения по результатам рассмотрения жалобы, протеста и о прекращении производства по делу при наличии хотя бы одного из обстоятельств, предусмотренных статьями 2.9, 24.5 КоАП РФ, а также при недоказанности обстоятельств, на основании которых были вынесены указанные постановление, решение.

Отсутствие состава административного правонарушения является одним из обстоятельств, при которых производство по делу об административном правонарушении не может быть начато, а начатое производство подлежит прекращению (п. 2 ч. 1 ст. 24.5 КоАП РФ).

Вывод мирового судьи об отсутствии состава административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 20.25 КоАП РФ, и виновности общества в совершении административного правонарушения является правильным и обоснованным.

Вместе с тем суд признает необоснованными выводы суда о том, что Отделение – НБ по Республике Калмыкия при составлении протокола не опроверг доводы ЗАОр «НПП «Джангар» об отсутствии вины предприятия и не представил доказательства его виновности, поскольку в силу положений Кодекса РФ об административных правонарушениях данная обязанность на орган, составивший протокол не возлагается, и вопрос о вине разрешает орган, должностным лицом или судом при рассмотрении дела об административном правонарушении.

При таких обстоятельствах постановление и.о. мирового судьи судебного участка №3 Элистинского судебного района Республики Калмыкия – мирового судьи судебного участка №4 Элистинского судебного района Республики Калмыкия от 13 октября 2020 года подлежит оставлению без изменения.

Доводы заявителя о том, что введение в отношении общества процедуры наблюдения не свидетельствует об отсутствии его вины, в оспариваемом постановлении не указаны доказательства невозможности ЗАОр «НПП «Джангар» в силу чрезвычайных событий и обстоятельств, доказательств принятия обществом всех зависящих от него мер для оплаты административного штрафа в установленный законом срок, что на момент составления протокола об административном правонарушении в ЕГРЮЛ не имелось сведений о введении в отношении общества конкурсного производства, являются несостоятельными.

Арбитражным судом Республики Калмыкия от 15 апреля 2019 года в отношении должника ЗАОр «НПП «Джангар» введена процедура наблюдения, временным управляющим утверждён ФИО2. Других доказательств введения в отношения общества процедуры наблюдения по делу о банкротстве и тяжелом материальном положении должника не требуется.

Таким образом, нарушений или неправильного применения норм административного законодательства, которые привели или могли привести к неверному разрешению дела, в том числе и тех, на которые имеются ссылки в жалобе, не имеется.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 30.6 - 30.9 КоАП РФ, суд

р е ш и л:

постановление и.о. мирового судьи судебного участка № 3 Элистинского судебного района Республики Калмыкия – мирового судьи судебного участка № 4 Элистинского судебного района Республики Калмыкия от 13 октября 2020 г. о прекращении производства по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 1 ст. 20.25 Кодекса РФ об административных правонарушениях, в отношении закрытого акционерного общества работников «Народное полиграфическое предприятие «Джангар» - оставить без изменения, а жалобу Отделения – Национальный банк по Республике Калмыкия Южного главного управления Центрального Банка российской Федерации – без удовлетворения.

Решение вступает в законную силу со дня вынесения.

Судья: Е.В. Савельева

12-230/2020

Категория:
Административные
Статус:
Оставлено без изменения
Ответчики
ЗАОр НПП "Джангар"
Суд
Элистинский городской суд Республики Калмыкия
Судья
Савельева Елена Викторовна
Статьи

ст. 20.25 ч.1 КоАП РФ

Дело на странице суда
elistinsky--kalm.sudrf.ru
13.11.2020Материалы переданы в производство судье
26.11.2020Судебное заседание
09.12.2020Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
Судебный акт #1 (Решение)

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее