66RS0032-01-2024-000077-45
Дело № 2-213/2024
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
г. Кировград Свердловской области | 21 марта 2024 года |
Кировградский городской суд Свердловской области в составе председательствующего Охотиной С.А.,
при секретаре судебного заседания Миллер В.Е.,
с участием помощника прокурора города Кировграда Валиевой А.С.,
представителя ответчика ИП Овчинниковой Н.В. – Матвеева М.И., действующего на основании нотариально удостоверенной доверенности,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора города Кировграда в интересах неопределенного круга лиц к индивидуальному предпринимателю Овчинниковой Н.В. о возложении обязанности совершить определенные действия,
УСТАНОВИЛ:
Прокурор города Кировграда обратился в интересах неопределенного круга лиц в суд с иском о возложении обязанности на ИП Овчинникову Н.В. в течение трех месяцев со дня вступления решения суда в законную силу провести специальную оценку условий труда.
В обоснование исковых требований указано, что прокуратурой <адрес> проведена проверка соблюдения требований трудового законодательства в деятельности ИП Овчинниковой Н.В., осуществляющей деятельность в точках быстрого питания «<данные изъяты>» в <адрес>; в <адрес>А. Согласно заключенным трудовым договорам ИП Овчинникова Н.В. является работодателем и выступает в качестве такового по отношению к работникам. Проверочными мероприятиями установлено, что согласно штатного расписания у ИП Овчинниковой Н.В. 1 рабочее место в должности повар и 1 рабочее место в должности кухонный работник. Однако ИП Овчинниковой Н.В. специальная оценка условий труда в отношении 2 рабочих мест не проведена. Указанные нарушения в сфере охраны труда свидетельствуют о ненадлежащей организации ИП Овчинниковой Н.В. работы по исполнению законодательства об охране труда, что лишает работников права на информацию об условиях труда на рабочем месте, а также на право получения гарантий и компенсаций, предусмотренных законодательством об охране труда. Нарушение требований трудового законодательства в области охраны труда создает угрозу повышенного производственного травматизма, учитывая, что работодатель обязан создавать безопасные условия труда исходя из комплексной оценки технического и организационного уровня рабочего места, а также исходя из оценки факторов производственной среды и трудового процесса. Настоящее заявление подается прокурором в порядке ст. 45 ГПК РФ в защиту неопределенного круга лиц, граждан, которые работают у ИП Овчинниковой Н.В. в настоящее время и поступят на работу в будущем, в частности на момент проведения спец.оценки условий труда.
Определением Кировградского городского суда Свердловской области от ДД.ММ.ГГГГ к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечена Государственная инспекция труда в Свердловской области.
В судебном заседании истец помощник прокурора г. Кировграда Валиева А.С. исковые требования и доводы, изложенные в исковом заявлении, подержала, просила иск удовлетворить в полном объеме.
Ответчик ИП Овчинникова Н.В. в судебное заседание не явилась, о дне, времени и месте рассмотрения дела извещена надлежащим образом, обеспечила участие в деле своего представителя. Представитель ответчика Матвеев М.И. исковые требования признал, суду пояснил, что в настоящее время уже проводится работа по заключению договора с надлежащей организацией по проведению специальной оценки условий труда.
Представитель третьего лица Государственной инспекции труда в Свердловской области в судебное заседание не явился, о дне, времени и месте рассмотрения дела извещен надлежащим образом, в представленном в суд заявлении государственный инспектор труда Косарев С.Р. исковые требования поддержал, просил о рассмотрении дела в его отсутствие.
Заслушав объяснения помощника прокурора города Кировграда, представителя ответчика, исследовав и оценив представленные по делу доказательства в совокупности, суд приходит к следующему.
В соответствии с частью 1 статьи 45 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований. В частности прокурором в иске обоснованы основания для обращения в суд в интересах неопределенного круга лиц.
Согласно разъяснениям, данным в п. 1 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 29.05.2018 № 15 «О применении судами законодательства, регулирующего труд работников, работающих у работодателей - физических лиц и у работодателей - субъектов малого предпринимательства, которые отнесены к микропредприятиям», правовое регулирование трудовых и непосредственно связанных с ними отношений с участием работников, работающих у работодателей - физических лиц, являющихся индивидуальными предпринимателями, и у работодателей - субъектов малого предпринимательства, которые отнесены к микропредприятиям, осуществляется Трудовым кодексом Российской Федерации (далее - ТК РФ), иными федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации, другими нормативными правовыми актами, а также коллективными договорами, соглашениями, локальными нормативными актами, содержащими нормы трудового права, трудовыми договорами (статьи 5, 6, 8 - 10 ТК РФ).
В соответствии со ст. 11 Трудового кодекса Российской Федерации все работодатели (физические лица и юридические лица, независимо от их организационно-правовых форм и форм собственности) в трудовых отношениях и иных непосредственно связанных с ними отношениях с работниками обязаны руководствоваться положениями трудового законодательства и иных актов, содержащих нормы трудового права.
В силу положений статьи 22 Трудового кодекса Российской Федерации работодатель обязан соблюдать трудовое законодательство и иные нормативные правовые акты, содержащие нормы трудового права, локальные- нормативные акты, условия коллективного договора, соглашений и трудовых договоров; обеспечивать безопасность и условия труда, соответствующие государственным нормативным требованиям охраны труда.
В соответствии с частью 11 статьи 209 Трудового кодекса Российской Федерации требования охраны труда - это государственные нормативные требования охраны труда, а также требования охраны труда, установленные локальными нормативными актами работодателя, в том числе правилами (стандартами) организации и инструкциями по охране труда.
Согласно части 3 статьи 212 Трудового кодекса Российской Федерации государственные нормативные требования охраны труда обязательны для исполнения юридическими и физическими лицами при осуществлении ими любых видов деятельности.
Статьей 214 Трудового кодекса Российской Федерации установлено, что обязанности по обеспечению безопасных условий и охраны труда возлагаются на работодателя. Работодатель обязан создать безопасные условия труда исходя из комплексной оценки технического и организационного уровня рабочего места, а также исходя из оценки факторов производственной среды и трудового процесса, которые могут привести к нанесению вреда здоровью работников.
Работодатель обязан обеспечить: безопасность работников при эксплуатации зданий, сооружений, оборудования, осуществлении технологических процессов, а также эксплуатации применяемых в производстве инструментов, сырья и материалов; обучение по охране труда, в том числе обучение безопасным методам и приемам выполнения работ, обучение по оказанию первой помощи пострадавшим на производстве, обучение по использованию (применению) средств индивидуальной защиты, инструктаж по охране труда, стажировку на рабочем месте (для определенных категорий работников) и проверку знания требований охраны труда; организацию контроля за состоянием условий труда на рабочих местах, соблюдением работниками требований охраны труда, а также за правильностью применения ими средств индивидуальной и коллективной защиты; недопущение работников к исполнению ими трудовых обязанностей без прохождения в установленном порядке обучения по охране труда, в том числе обучения безопасным методам и приемам выполнения работ, обучения по оказанию первой помощи пострадавшим на производстве, обучения по использованию (применению) средств индивидуальной защиты, инструктажа по охране труда, стажировки на рабочем месте (для определенных категорий работников) и проверки знания требований охраны труда; разработку и утверждение локальных нормативных актов по охране труда с учетом мнения выборного органа первичной профсоюзной организации или иного уполномоченного работниками представительного органа.
В силу абзаца 13 части 3 статьи 214 Трудового кодекса Российской Федерации работодатель обязан обеспечить проведение специальной оценки условий труда в соответствии с законодательством о специальной оценке условий труда.
Отношения, возникающие в связи с проведением специальной оценки условий труда, а также с реализацией обязанности работодателя по обеспечению безопасности работников в процессе их трудовой деятельности и прав работников на рабочие места, соответствующие государственным нормативным требованиям охраны труда, регулируются Федеральным законом от 28 декабря 2013 года № 426-ФЗ «О специальной оценке условий труда» (далее по тексту также Федеральный закон от 28 декабря 2013 года № 426-ФЗ).
Специальная оценка условий труда является единым комплексом последовательно осуществляемых мероприятий по идентификации вредных и или) опасных факторов производственной среды и трудового процесса и оценке уровня их воздействия на работника с учетом отклонения их фактических значений от установленных уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти нормативов гигиенических нормативов) условий труда и применения средств индивидуальной и коллективной защиты работников (часть 1 статьи 3 Федерального закона от 28 декабря 2013 года № 426-ФЗ).
В соответствии с частью 4 статьи 8 Федерального закона от 28 декабря 2013 года №426-ФЗ специальная оценка условий труда на рабочем месте проводится не реже чем раз в пять лет, если иное не установлено Федерального закона от 28 декабря 2013 года № 426-ФЗназванным федеральным законом. Указанный срок исчисляется со дня утверждения отчета о проведении специальной оценки условий труда.
Согласно подпункту 1 пункта 1 статьи 17 Федерального закона от 28 декабря 2013 года № 426-ФЗ внеплановая оценка условий труда проводится при вводе в эксплуатацию вновь образованных рабочих мест.
В силу пункта 2 статьи 17 Федерального закона от 28 декабря 2013 года № 426-ФЗ внеплановая специальная оценка условий труда проводится на соответствующих рабочих местах в течение двенадцати месяцев со дня ввода в эксплуатацию вновь организованных рабочих мест.
В силу положений статьи 56 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, содержание которой следует рассматривать в контексте с положениями пункта 3 статьи 123 Конституции Российской Федерации и статьи 12 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, закрепляющих принцип состязательности гражданского судопроизводства и принцип равноправия сторон, каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений.
В судебном заседании установлено, что Овчинникова Н.В. зарегистрирована в качестве индивидуального предпринимателя с ДД.ММ.ГГГГ, основным видом ее деятельности является деятельность по приготовлению и /или продаже пищи, готовой к непосредственному употреблению на месте, с транспортных средств или передвижных лавок. Свою деятельность ИП Очинникова Н.В. осуществляет в точках быстрого питания «<данные изъяты>» в <адрес>; и в <адрес>.
Согласно штатного расписания от ДД.ММ.ГГГГ у ИП Овчинниковой Н.В. предусмотрено 1 рабочее место в должности повар и 1 рабочее место в должности кухонный работник. По указанным должностям у ИП Овчинниковой Н.В. заключены два трудовых договора от ДД.ММ.ГГГГ по должности повара и от ДД.ММ.ГГГГ по должности кухонного работника. Также факт продолжения осуществления деятельности по настоящее время подтверждается представленными скрин-шотами страниц сайта в сети Интернет и ответом МИФНС №.
Однако ИП Овчинниковой Н.В. в установленные законом сроки и по настоящее время специальная оценка условий труда в отношении указанных 2 рабочих мест не проведена.
За указанные нарушения постановлением Государственного инспектора труда (по охране труда) Государственной инспекции труда в Свердловской области Косарева С.Р. от ДД.ММ.ГГГГ ИП Овчинникова Н.В. признана виновной в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 5.27.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, и ей назначено наказание в виде административного штрафа в размере 5 000 рублей. Сведений об обжаловании данного постановления стороной ответчика не представлено.
Данные обстоятельства представителем ответчика не оспаривались, при этом указано, что в настоящее время ведение деятельности ИП продолжено, исковые требования представитель ответчика признал в полном объеме (полномочия предусмотрены в представленной доверенности), указав, что принимаются меры к устранению данного недостатка путем разрешения вопроса о заключении со специализированной организацией договора на проведение специальной оценки условий труда.
Согласно ст. 39 ГПК РФ ответчик вправе признать иск. Исходя из положений ст. 54 ГПК РФ у представителя предусмотрено в доверенности право на признание иска.
Учитывая вышеприведенное, в частности приведенные положения закона и положения ст. 173 ГПК РФ, суд приходит к выводу о наличии оснований для принятия признания иска со стороны ответчика, поскольку такое признание не противоречит требованиям закона.
На основании изложенного исковые требования прокурора к ИП Овчинниковой Н.В. подлежат удовлетворению.
Устанавливая срок для исполнения судебного решения, суд считает необходимым определить срок в размере трех месяцев со дня вступления настоящего решения суда в законную силу, соглашаясь с доводами прокурора о разумности такого срока с учетом объема необходимых работ и длительности их проведения. Доказательств обратного ответчиком суду не представлено, о неразумности срока не заявлено и доказательств в данной части не представлено.
В соответствии с частью 1 статьи 103 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации государственная пошлина, от уплаты которой истец освобожден, взыскивается с ответчика, не освобожденного от уплаты судебных расходов в доход местного бюджета пропорционально удовлетворенной части исковых требований. В связи с чем с ответчика подлежит взысканию государственная пошлина в доход местного бюджета в размере 300 рублей.
Руководствуясь статьями 12, 39,173, 194-199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд
РЕШИЛ:
Исковые требования прокурора города Кировграда в интересах неопределенного круга лиц к индивидуальному предпринимателю Овчинниковой Н.В. о возложении обязанности совершить определенные действия - удовлетворить.
Возложить на индивидуального предпринимателя Овчинникову Н.В. (ИНН №) обязанность в течение трех месяцев со дня вступления настоящего решения суда в законную силу провести специальную оценку условий труда на рабочих местах.
Взыскать с индивидуального предпринимателя Овчинниковой Н.В. (ИНН №) в доход местного бюджета (Кировградский городской округ) государственную пошлину в размере 300 рублей.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Свердловский областной суд через Кировградский городской Свердловской области в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме.
Судья:
Текст решения в окончательной форме изготовлен 27.03.2024.
Судья: С.А. Охотина