Адм. дело № 5-4/2022
УИД 51RS0019-01-2022-000018-90
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
по делу об административном правонарушении
13 января 2022 года г. Полярные Зори Мурманской области
ул. Пушкина, д.12а
Судья Полярнозоринского районного суда Мурманской области Ханина О.П., рассмотрев в открытом судебном заседании, в помещении Полярнозоринского районного суда Мурманской области, расположенного по адресу: г. Полярные Зори Мурманской области, ул. Пушкина, д. 12а, материалы дела об административном правонарушении, предусмотренном, ч. 1.1 ст.18.8 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении Горелкина Д.В., ***
У С Т А Н О В И Л:
12.01.2022 в 22 час. 00 мин., по <адрес>, был выявлен гражданин *** Горелкин Д.В., который нарушил режим пребывания (проживания) иностранных граждан на территории Российской Федерации, что выразилось в отсутствии документов, подтверждающих право на пребывание (проживание) в Российской Федерации, а также в уклонении от выезда из Российской Федерации по истечению определённого срока пребывания, а именно: Горелкин Д.В. въехал на территорию Российской Федерации 21.06.2014 по миграционной карте, в период с 27.06.2014 по 06.03.2017 состоял на миграционном учете на территории Мурманской области; с 12.02.2015 по 18.09.2015 Горелкину Д.В. было выдано свидетельство о предоставлении временного убежища на территории Российской Федерации, срок действия которого продлен до 10.08.2017; решением УФМС России по Мурманской области от 03.04.2017 №** Горелкину Д.В. выдано разрешение на временное проживание сроком до 03.04.2020.
По истечении разрешённого срока пребывания с территории Российской Федерации Горелкин Д.В. не выехал, чем нарушил требования ст. 25.10 Федерального закона от 15.08.1996 № 114-ФЗ «О порядке выезда из Российской Федерации и въезда в Российскую Федерацию», то есть совершил правонарушение, предусмотренное ч. 1.1 ст. 18.8 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Права и обязанности, предусмотренные ст. 25.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, Горелкину Д.В. разъяснены и понятны, в услугах переводчика не нуждается, о чем указано в протоколе по делу об административном правонарушении и сообщено в судебном заседании.
В судебном заседании Горелкин Д.В. подтвердил обстоятельства, изложенные в протоколе об административном правонарушении, пояснил, что свою вину в совершении правонарушения признает, в содеянном раскаивается.
Указал, что ему было достоверно известно об истечении 03.04.2020 разрешения на временное проживание и о необходимости покинуть территорию Российской Федерации после указанной даты, однако, после 03.04.2020 территорию Российской Федерации он не покинул, надлежащих мер по легализации своего пребывания на территории Российской Федерации не принял. При этом указал, что обращался в миграционную службу, однако довести процедуру по легализации своего нахождения на территории Российской Федерации с учетом полученных разъяснений не смог ***.
На территории *** какие-либо семейные связи у него отсутствуют, в брак не вступал, детей не имеет. Изначально прибытие на территорию Российской Федерации было обусловлено намерением осуществления трудовой деятельности, однако ввиду начала вооруженного конфликта на *** не вернулся.
Горелкин Д.В. просил не применять к нему административное наказание в виде административного выдворения за пределы Российской Федерации, поскольку с намерен проживать по адресу <адрес>. В будущем намерен в установленном законом порядке заключить брак с гт.Т В случае его выдворения он утратит право въезда на территорию России сроком на пять лет ***. Намерен в кратчайший срок обратиться в миграционную службу для оформления документов в целях легализации своего нахождения на территории Российской Федерации.
Выслушав Горелкина Д.В., допросив в качестве свидетеля начальника миграционного пункта МО МВД России «Полярнозоринский» гр.К, изучив материалы дела, суд находит вину Горелкина Д.В. в совершении правонарушения, предусмотренного ч.1.1 ст.18.8 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях установленной и доказанной.
Правовой статус иностранных граждан и лиц без гражданства в Российской Федерации определяет, в частности, Федеральный закон от 25.07.2002 N 115-ФЗ "О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации", который устанавливает, помимо прочего, основания и условия пребывания иностранных граждан на ее территории и признает иностранного гражданина законно находящимся в Российской Федерации, если он имеет действительные вид на жительство, либо разрешение на временное проживание, либо визу и (или) миграционную карту, либо иные предусмотренные федеральным законом или международным договором Российской Федерации документы, подтверждающие его право на пребывание (проживание) в Российской Федерации (абзац девятый пункта 1 статьи 2).
Согласно части 1 статьи 25.10 Федерального закона от 15.08.1996 N 114-ФЗ "О порядке выезда из Российской Федерации и въезда в Российскую Федерацию" иностранный гражданин, не имеющий документов, подтверждающих право на пребывание (проживание) в Российской Федерации, либо утратившие такие документы и не обратившиеся с соответствующим заявлением в территориальный орган федерального органа исполнительной власти, уполномоченного на осуществление функций по контролю и надзору в сфере миграции, либо уклоняющийся от выезда из Российской Федерации по истечении срока пребывания (проживания) в Российской Федерации, является незаконно находящимся на территории Российской Федерации и несет ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Статьей 2 Федерального закона от 25.07.2002 N 115-ФЗ "О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации" установлено, что разрешение на временное проживание - подтверждение права иностранного гражданина или лица без гражданства временно проживать в Российской Федерации до получения вида на жительство, оформленное в виде отметки в документе, удостоверяющем личность иностранного гражданина или лица без гражданства, либо в виде документа установленной формы, выдаваемого в Российской Федерации лицу без гражданства, не имеющему документа, удостоверяющего его личность. Разрешение на временное проживание не может быть выдано в форме электронного документа;
В силу пункта 2 статьи 5 Закона временно пребывающий в Российской Федерации иностранный гражданин обязан выехать из Российской Федерации по истечении срока действия его визы или иного срока временного пребывания, установленного настоящим Федеральным законом или международным договором Российской Федерации, за исключением случаев, когда на день истечения указанных сроков ему продлены срок действия визы или срок временного пребывания, либо ему выданы новая виза, или разрешение на временное проживание, или вид на жительство, либо у него приняты заявление и иные документы, необходимые для получения им разрешения на временное проживание в порядке, предусмотренном статьей 6.1 настоящего Федерального закона, либо у него принято заявление о выдаче уведомления о возможности приема в гражданство Российской Федерации иностранного гражданина, признанного носителем русского языка в соответствии со статьей 33.1 Федерального закона от 31 мая 2002 года N 62-ФЗ "О гражданстве Российской Федерации", или заявление о выдаче вида на жительство, либо федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим правоприменительные функции, функции по контролю, надзору и оказанию государственных услуг в сфере миграции (далее - федеральный орган исполнительной власти в сфере миграции), принято ходатайство работодателя или заказчика работ (услуг) о привлечении иностранного гражданина к трудовой деятельности в качестве высококвалифицированного специалиста или заявление работодателя или заказчика работ (услуг) о продлении срока действия разрешения на работу, выданного такому высококвалифицированному специалисту в соответствии со статьей 13.2 настоящего Федерального закона, либо ходатайство образовательной организации, в которой иностранный гражданин обучается по очной или очно-заочной форме по основной профессиональной образовательной программе, имеющей государственную аккредитацию, или ходатайство федеральной государственной образовательной организации, в которой иностранный гражданин обучается на подготовительном отделении или подготовительном факультете по дополнительной общеобразовательной программе, обеспечивающей подготовку иностранных граждан к освоению основных профессиональных образовательных программ на русском языке (далее - подготовительный факультет федеральной государственной образовательной организации), о продлении срока временного пребывания в Российской Федерации такого иностранного гражданина.
В соответствии с ч. 1.1 ст. 18.8Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях нарушение иностранным гражданином или лицом без гражданства режима пребывания в Российской Федерации, выразившееся в отсутствии документов, подтверждающих право на пребывание в Российской Федерации, либо в уклонении от выезда из Российской Федерации по истечении определенного срока пребывания влечет назначение административного наказания в виде административного штрафа в размере от двух тысяч до пяти тысяч рублей с административным выдворением за пределы Российской Федерации.
Факт совершения Горелкиным Д.В. административного правонарушения подтверждается материалами дела, а именно:
копией паспорта гражданина *** на имя Горелкина Д.В.;
копией временного свидетельства, подтверждающего оформление полиса обязательного медицинского страхования от 09.01.2020;
копией страхового свидетельства обязательного пенсионного страхования, выданного 10.09.2015;
копией дактилоскопической карты на имя Горелкина Д.В.;
сведениями ФМС России АС ЦБДУИГ в отношении Горелкина Д.В.;
сведениями в отношении Горелкина Д.В. по данным информационного ресурса «Территория» относительно периодов пребывания на территории Российской Федерации, выданных разрешительных документах и периодах их действия;
сведениями ИЦ УМВД России по Мурманской области, ФКУ «ГИАЦ МВД России» в отношении Горелкина Д.В.;
письменными объяснениями Горелкина Д.В. от 12.01.2022;
протоколом об административном правонарушении от 12.01.2022 №** по ч.1.1 ст.18.8 КоАП РФ, в котором Горелкин Д.В. указал, что с протоколом ознакомлен, вину признает.
Как видно из представленных суду документов, срок действия разрешения на временное проживание иностранного гражданина на территории Российской Федерации ограничен 03.04.2020. В связи с введенными ограничениями в части регулирования правового положения отношении иностранных граждан, пребывающих на территории Российской Федерации, срок его действия определен датой - 31.12.2021, что отражено в сведениях в отношении физического лица в базе данных «Территория».
Основания для последующего продления срока временного пребывания Горелкина Д.В. на территории Российской Федерации, или иные основания для его законного пребывания на территории Российской Федерации, судом не установлены.
С заявлением о выдаче разрешения на временное проживание, временного убежища или патента после истечения срока разрешенного пребывания Горелкин Д.В. не обращался, что подтверждено показаниями начальника МП МО МВД России "Полярнозоринский" гр.К и не оспаривалось в ходе рассмотрения дела привлекаемым к ответственности лицом.
При таких обстоятельствах, суд квалифицирует действия Горелкина Д.В. по части 1.1 статьи 18.8 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, которая предусматривает административную ответственность за нарушение иностранным гражданином или лицом без гражданства режима пребывания в Российской Федерации, выразившееся в отсутствии документов, подтверждающих право на пребывание в Российской Федерации и в уклонении от выезда из Российской Федерации по истечении определенного срока пребывания, если эти действия не содержат признаков уголовно наказуемого деяния.
Санкция указанной статьи, наряду с административным штрафом в размере от двух тысяч до пяти тысяч рублей, предусматривает дополнительное наказание в виде административного выдворения за пределы Российской Федерации. Однако, при его назначении должны учитываться акты международного права, участником которых является Российская Федерация.
Так, в ходе рассмотрения дела достоверно установлено, что Горелкин Д.В. в зарегистрированном браке не состоит, однако фактически находится в брачно-семейных отношениях с гт.Т.
Горелкин Д.В. прибыл в г.Полярные Зори, намерен продолжить совместное проживание с гт.Т на территории Полярнозоринского района Мурманской области, зарегистрировать брак с гт.Т в установленном законом порядке.
С учетом изложенного, назначая наказание, суд принимает во внимание наличие у Горелкина Д.В. в Российской Федерации фактических семейных отношений с гражданкой Российской Федерации, ***.
Согласно ст. 8 Конвенции "О защите прав человека и основных свобод", каждый имеет право на уважение его личной и семейной жизни, его жилища и его корреспонденции. Не допускается вмешательство со стороны публичных властей в осуществление этого права, за исключением случаев, когда такое вмешательство предусмотрено законом и необходимо в демократическом обществе в интересах национальной безопасности и общественного порядка, экономического благосостояния страны, в целях предотвращения беспорядков или преступлений, для охраны здоровья или нравственности или защиты прав и свобод других лиц.
Статья 8 Конвенции о правах ребенка (принята 20 ноября 1989 г.), вступившей в силу для СССР и его правопреемника - Российской Федерации 2 сентября 1990 года, в пункте 1 провозгласила, что государства-участники обязуются уважать права ребенка на сохранение своей индивидуальности, включая гражданство, имя и семейные связи, как предусматривается законом, не допуская противозаконного вмешательства.
В статье 9 указанной Конвенции содержится норма о том, что на государство-участника возлагается обязанность обеспечивать, чтобы ребенок не разлучался со своими родителями вопреки их желанию, за исключением случаев, когда компетентные органы, согласно судебному решению, определят в соответствии с применимым законом и процедурами, что такое разлучение необходимо в наилучших интересах ребенка.
В силу универсальности норм международного права, приведенные выше положения указанных Конвенций не ограничиваются применением в каких-либо определенных сферах национальной правовой системы, а выступают теми принципами, которые регулируют общие подходы к решению любых вопросов, затрагивающих права человека и его основные свободы.
В связи с этим Европейский Суд по правам человека неоднократно отмечал, что, хотя право иностранца на въезд или проживание в какой-либо стране как таковое Конвенцией о защите прав человека и основных свобод не гарантируется, высылка лица из страны, в которой проживают близкие члены его семьи, может нарушать право на уважение семейной жизни, гарантированное п. 1 ст. 8 Конвенции. При этом нарушенными в большей степени могут оказаться права и интересы не только самого выдворенного, но также и членов его семьи, включая несовершеннолетних детей, которые, в силу применения подобных мер реагирования со стороны государства, фактически несут "бремя ответственности" за несовершенное правонарушение.
Кроме того, подобные решения, поскольку они могут нарушить право на уважение личной и семейной жизни, охраняемое в демократическом обществе ст. 8 Конвенции о защите прав человека и основных свобод, должны быть оправданы крайней социальной необходимостью и соответствовать правомерной цели.
В соответствии с п. 2 ст. 27 Федерального закона от 15 августа 1996 года N 114-ФЗ "О порядке выезда из Российской Федерации и въезда в Российскую Федерацию" въезд в Российскую Федерацию иностранному гражданину не разрешается в случае, если в отношении него вынесено решение об административном выдворении за пределы Российской Федерации, в течение пяти лет со дня административного выдворения за пределы Российской Федерации, что не исключает серьезного вмешательства со стороны государства в осуществление права Горелкина Д.В. на уважение семейной жизни ***.
Согласно правовой позиции, изложенной в п. 23.1 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 24.03.2005 N 5 "О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях", при назначении административного наказания в виде административного выдворения за пределы Российской Федерации следует учитывать, что выдворение лица из страны, в которой проживают члены его семьи, может нарушать право на уважение семейной жизни, гарантированное пунктом 1 статьи 8 Конвенции о защите прав человека и основных свобод. Поэтому при назначении наказания в виде административного выдворения за пределы Российской Федерации судья должен исходить из действительной необходимости применения к иностранному гражданину или лицу без гражданства такой меры ответственности, а также из ее соразмерности целям административного наказания, с тем чтобы обеспечить достижение справедливого баланса публичных и частных интересов в рамках производства по делу об административном правонарушении.
При этом конкретные обстоятельства, связанные с совершением административного правонарушения (длительность незаконного нахождения на территории Российской Федерации, повторное или неоднократное привлечение к административной ответственности и т.д.), подлежат оценке в соответствии с общими правилами назначения административного наказания, основанными на принципах справедливости, соразмерности и индивидуализации ответственности.
Если необходимость применения к иностранному гражданину или лицу без гражданства административного выдворения за пределы Российской Федерации как единственно возможного способа достижения целей административного наказания, связанного с предупреждением совершения новых правонарушений как самим правонарушителем, так и другими лицами (часть 1 статьи 3.1Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях), будет установлена, назначение ему дополнительного административного наказания в виде административного выдворения не исключается.
При рассмотрении дела об административном правонарушении в отношении Горелкина Д.В. фактов и доказательств, которые бы позволили оценить выдворение данного иностранного гражданина за пределы Российской Федерации в качестве единственной меры в целях достижения справедливого баланса публичных и частных интересов, судом не установлено.
Учитывая характер и общественную опасность правонарушения, учитывая признание вины и раскаяние Горелкина Д.В. в содеянном в качестве смягчающих вину обстоятельств, исходя из фактических обстоятельств содеянного, а также сведений о семейной жизни виновного ***, суд приходит к выводу о возможности назначения ему наказания в виде штрафа без выдворения.
Определяя размер административного штрафа, подлежащего назначению в качестве наказания по настоящему делу, суд принимает во внимание наличие отягчающего вину Горелкина Д.В. обстоятельства в виде повторного совершения однородного административного правонарушения. Материалами дела подтверждается факт привлечения Горелкина Д.В. 09.12.2021 к административной ответственности по ч.1 ст. 18.8 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в виде штрафов (два постановления).
С учетом изложенного суд полагает необходимым назначить Горелкину Д.В. наказание в виде административного штрафа в размере 4000 рублей.
На основании изложенного, руководствуясь ч.1.1 ст. 18.18, ст.ст. 29.10, 29.11 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,
П О С Т А Н О В И Л:
Горелкина Д.В., ***, признать виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч.1.1 ст.18.8 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Подвергнуть Горелкина Д.В. административному наказанию в виде административного штрафа в размере 4000 (четырех тысяч) рублей, без применения дополнительного наказания в виде выдворения.
Штраф должен быть уплачен по следующим реквизитам: получатель штрафа: УФК по Мурманской области (УМВД России по Мурманской области, л/с 04491137920), ИНН 5191501766, КПП 519001001, ОКТМО 47528000, счет 40102810745370000041, наименование банка - Отделение Мурманск//УФК по Мурманской области, г.Мурманск, БИК 014705901, расчетный счет 03100643000000014900, код бюджетной классификации 18811601181019000140, УИН 18891519990002817100, наименование платежа: денежный штраф за административное правонарушение.
В соответствии с ч. 1 ст. 32.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях административный штраф должен быть уплачен в полном размере лицом, привлеченным к административной ответственности, не позднее шестидесяти дней со дня вступления постановления о наложении административного штрафа в законную силу.
Копию документа об уплате штрафа необходимо представить в Полярнозоринский районный суд Мурманской области.
В соответствии с ч. 1 ст. 20.25 Кодекса Российской Федерации неуплата административного штрафа в установленный срок влечет наложение административного штрафа в двукратном размере суммы неуплаченного административного штрафа, но не менее одной тысячи рублей, либо административный арест на срок до пятнадцати суток, либо обязательные работы на срок до пятидесяти часов.
Постановление может быть обжаловано в Мурманский областной суд через Полярнозоринский районный суд Мурманской области в течение 10 суток со дня вручения копии постановления.
Судья О.П. Ханина