Судебный акт #1 (Определение) по делу № 12-22/2022 от 30.09.2022

Дело № 12-22/2022

Р Е Ш Е Н И Е

п.Адамовка 30 ноября 2022 года

Адамовский районный суд Оренбургской области в составе председательствующего судьи Никиткиной Е.А.,

при секретаре Зайцевой И.И.,

с участием представителя лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении Тимошкина Ю.Г. и его защитника Шанкина В.А.,

должностного лица, вынесшего постановление о назначении административного наказания Жантимирова К.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании жалобу и дополнения к ней Шанкина В.А., действующего по доверенности в интересах администрации муниципального образования Теренсайский сельсовет Адамовского района Оренбургской области на постановление начальника отдела надзорной деятельности и профилактической работы по Кваркенскому и Адамовскому районам УНД и ПР Главного управления МЧС России по Оренбургской области - главного государственного инспектора Кваркенского и Адамовского районов по пожарному надзору Жантимирова К.А. от 09 сентября 2022 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 2 ст. 20.4 КоАП РФ в отношении администрации муниципального образования Теренсайский сельсовет Адамовского района Оренбургской области,

У С Т А Н О В И Л:

постановлением начальника отдела надзорной деятельности и профилактической работы по Кваркенскому и Адамовскому районам УНД и ПР Главного управления МЧС России по Оренбургской области - главного государственного инспектора Кваркенского и Адамовского районов по пожарному надзору Жантимирова К.А. от 09.09.2022, администрация муниципального образования Теренсайский сельсовет Адамовского района Оренбургской области (далее также – администрация), признана виновной в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 2 ст.20.4 КоАП РФ и подвергнута административному наказанию в виде административного штрафа в размере 700000 рублей.

Не согласившись с указанным постановлением, защитник администрации Шанкин В.А. обратился в суд с жалобой, в которой просит постановление отменить, производство по делу прекратить.

В судебном заседании представитель администрации муниципального образования Теренсайский сельсовет Адамовского района Оренбургской области Тимошкин Ю.Г., действующий на основании Устава и его защитник Шанкин В.А., доводы жалобы поддержали, представив дополнения к жалобе, просили их удовлетворить; Жантимиров К.А. – должностное лицо, вынесшее обжалуемое постановление, возражал против доводов жалобы и дополнений.

Выслушав участников процесса, изучив материалы дела, суд приходит к следующим выводам.

В соответствии с ч. 1 ст. 20.4 КоАП РФ установлена административная ответственность за нарушение требований пожарной безопасности, за исключением случаев, предусмотренных статьями 8.32 и 11.16 настоящего Кодекса и частями 6, 6.1 и 7 настоящей статьи.

Часть 2 вышеуказанной статьи устанавливает ответственность за те же действия, совершенные в условиях особого противопожарного режима.

Общие правовые вопросы регулирования в области обеспечения пожарной безопасности, отношения между учреждениями, организациями и иными юридическими лицами, независимо от их организационно-правовых форм и форм собственности, определяются Федеральным законом от 21.12.1994 № 69-ФЗ «О пожарной безопасности» (далее – Федеральный закон № 69-ФЗ), согласно которому, пожарная безопасность – это состояние защищенности личности, имущества, общества и государства от пожаров; требования пожарной безопасности - специальные условия социального и (или) технического характера, установленные в целях обеспечения пожарной безопасности законодательством Российской Федерации, нормативными документами или уполномоченным государственным органом; невыполнение или ненадлежащее выполнение требований пожарной безопасности является нарушением требований пожарной безопасности (ст. 1).

В этой же статье дано понятие особого противопожарного режима как дополнительных требований пожарной безопасности, устанавливаемых органами государственной власти или органами местного самоуправления в случае повышения пожарной опасности на соответствующих территориях.

В случае повышения пожарной опасности решением органов государственной власти или органов местного самоуправления на соответствующих территориях может устанавливаться особый противопожарный режим (ст. 30 Федерального закона № 69-ФЗ).

Таким образом, требования пожарной безопасности могут устанавливаться как на федеральном, так и на региональном и муниципальном уровнях правового регулирования.

В соответствии со ст. 62 Федерального закона от 22.07.2008 № 123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности» (далее – Федеральный закон №123-ФЗ), здания и сооружения, а также территории организаций и населенных пунктов должны иметь источники противопожарного водоснабжения для тушения пожаров. В качестве источников противопожарного водоснабжения могут использоваться централизованные и (или) нецентрализованные системы водоснабжения, водные объекты, а также пожарные резервуары. Необходимость обеспечения противопожарного водоснабжения, устройства систем водоснабжения, водопроводных сетей, искусственных водоемов и пожарных резервуаров, использования водных объектов для противопожарных нужд, определяется настоящим Федеральным законом, а требования к их устройству нормативными документами по пожарной безопасности.

Территории населенных пунктов, а также находящиеся на них здания и сооружения, должны быть обеспечены источниками наружного противопожарного водоснабжения, к которому относятся: централизованные и (или) нецентрализованные системы водоснабжения с пожарными гидрантами, установленными на водопроводной сети (наружный противопожарный водопровод); водные объекты, используемые в целях пожаротушения в соответствии с законодательством Российской Федерации; пожарные резервуары. Территории населенных пунктов должны быть оборудованы наружным противопожарным водопроводом, обеспечивающим требуемый расход воды на пожаротушение зданий и сооружений, при этом, расстановка пожарных гидрантов и водопроводной сети должна обеспечивать пожаротушение любого обслуживаемого данной сетью здания и сооружения (ст. 68 Федерального закона №123-ФЗ).

Требования пожарной безопасности к устройству источников наружного противопожарного водоснабжения, в том числе пожарных гидрантов, установлены Приказом МЧС России от 30.03.2020 № 225 «Об утверждении свода правил СП 8.13130 «Системы противопожарной защиты. Наружное противопожарное водоснабжение. Требования пожарной безопасности» (далее СП 8.13130), согласно п. 8.9 которого, расстановка пожарных гидрантов на водопроводной сети должна обеспечивать подачу воды с расчетным расходом на пожаротушение любой точки обслуживаемого данной сетью здания на уровне нулевой отметки не менее чем от двух гидрантов при расходе воды на наружное пожаротушение 15 л/с и более или от одного гидранта – при расходе воды менее 15 л/с с учетом прокладки рукавных линий длиной не более 200 м по дорогам с твердым покрытием. Согласно п. 10.4 названных СП, пожарные резервуары или искусственные водоемы надлежит размещать из условия обслуживания ими зданий, находящихся в радиусе: при заборе воды насосами пожарных автомобилей - 200 м; при заборе воды мотопомпами - 100 - 150 м (в зависимости от типа мотопомп).

В соответствии с п. 53 Постановления Правительства РФ от 16.09.2020 №1479 «Об утверждении Правил противопожарного режима в Российской Федерации», водонапорные башни должны быть приспособлены для забора воды пожарной техникой в любое время года.

Согласно п. 10.8 СП 8.13130, водные ресурсы естественных водоемов (водотоков), используемых в качестве пожарных, должны обеспечивать расчетные расходы воды согласно требованиям пунктов 5.1 - 5.3 настоящего свода правил в течение времени тушения пожара, установленного пунктом 5.17 настоящего свода правил. Размещение мест забора воды из указанных водоисточников должно отвечать требованиям пунктов 10.4, 10.5 настоящего свода правил. Для увеличения радиуса обслуживания допускается прокладка тупиковых трубопроводов длиной не более 200 м с устройством приемных колодцев согласно пунктам 10.4, 10.7 настоящего свода правил. Как следует из п. 10.4 названных Правил, пожарные резервуары или искусственные водоемы надлежит размещать из условия обслуживания ими зданий, находящихся в радиусе: при заборе воды насосами пожарных автомобилей - 200 м; при заборе воды мотопомпами - 100 - 150 м (в зависимости от типа мотопомп). Для увеличения радиуса обслуживания допускается прокладка от резервуаров или водоемов тупиковых трубопроводов длиной не более 200 м с устройством приемных колодцев в соответствии с пунктом 10.7 настоящего свода правил.

В соответствии с ч.1 п. 9, ч. 3 ст. 14 Федерального закона от 06.10.2003 №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», обеспечение первичных мер пожарной безопасности в границах населенных пунктов поселения относится к вопросам местного значения сельского поселения.

Под первичными мерами пожарной безопасности в соответствии со ст. 1 Федерального закона № 69-ФЗ понимается реализация принятых в установленном порядке норм и правил по предотвращению пожаров, спасению людей и имущества от пожаров.

В соответствии со ст. 63 Федерального закона №123-ФЗ, первичные меры пожарной безопасности включают в себя: реализацию полномочий органов местного самоуправления по решению вопросов организационно-правового, финансового, материально-технического обеспечения пожарной безопасности муниципального образования; разработку и осуществление мероприятий по обеспечению пожарной безопасности муниципального образования и объектов муниципальной собственности, которые должны предусматриваться в планах и программах развития территории, обеспечение надлежащего состояния источников противопожарного водоснабжения, содержание в исправном состоянии средств обеспечения пожарной безопасности жилых и общественных зданий, находящихся в муниципальной собственности; разработку и организацию выполнения муниципальных целевых программ по вопросам обеспечения пожарной безопасности.

Статьей 19 Федерального закона №69-ФЗ установлено, что к полномочиям органов местного самоуправления поселений, городских округов, внутригородских районов по обеспечению первичных мер пожарной безопасности в границах сельских населенных пунктов относятся: создание в целях пожаротушения условий для забора в любое время года воды из источников наружного водоснабжения, расположенных в сельских населенных пунктах и на прилегающих к ним территориях; оснащение территорий общего пользования первичными средствами тушения пожаров и противопожарным инвентарем; принятие мер по локализации пожара и спасению людей и имущества до прибытия подразделений Государственной противопожарной службы; включение мероприятий по обеспечению пожарной безопасности в планы, схемы и программы развития территорий поселений и городских округов; оказание содействия органам государственной власти субъектов Российской Федерации в информировании населения о мерах пожарной безопасности, в том числе посредством организации и проведения собраний населения; установление особого противопожарного режима в случае повышения пожарной опасности.

В соответствии с п. 75 Постановления Правительства РФ от 16.09.2020 №1479 «Об утверждении Правил противопожарного режима в Российской Федерации», органами местного самоуправления городских и сельских поселений, городских и муниципальных округов, внутригородских районов создаются для целей пожаротушения источники наружного противопожарного водоснабжения, а также условия для забора в любое время года воды из источников наружного противопожарного водоснабжения, расположенных в населенных пунктах и на прилегающих к ним территориях, в соответствии со статьей 19 Федерального закона «О пожарной безопасности». При наличии на территориях населенных пунктов, территории садоводства или огородничества, а также на других объектах защиты или вблизи них (в радиусе 200 метров) естественных или искусственных водоисточников (река, озеро, бассейн, градирня и др.) к ним должны быть устроены подъезды с площадками (пирсами) с твердым покрытием размером не менее 12 x 12 метров для установки пожарных автомобилей и забора воды в любое время года, за исключением случаев, когда территория населенного пункта, объекта защиты и находящиеся на них здания и сооружения обеспечены источниками противопожарного водоснабжения.

Постановлением Правительства Оренбургской области от 22.06.2022 №592-пп «Об установлении на территории Оренбургской области особого противопожарного режима» с 24.06.2022 на территории Оренбургской области установлен особый противопожарный режим, который отменен с 05.10.2022 в связи с изменившимися погодными условиями и стабилизацией обстановки с пожарами на территории области.

Из материалов дела следует, что 23.08.2022 в 11 часов 30 минут по адресу: <адрес>, в результате внеплановой выездной проверки, проведенной на основании распоряжения органа государственного контроля (надзора) – Управления надзорной деятельности и профилактической работы Главного управления МЧС России по Оренбургской области №19 от 21.07.2022, в отношении администрации муниципального образования Теренсайский сельсовет Адамовского района Оренбургской области, зарегистрированной по адресу: <адрес>, были выявлены нарушения требований пожарной безопасности, установленных Федеральным законом от 22.07.2008 №123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности», Постановлением Правительства РФ от 16.09.2020 №1479 «Об утверждении Правил противопожарного режима в Российской Федерации», Сводом правил 8.13130.2020 Системы противопожарной защиты. Наружное противопожарное водоснабжение. Требования пожарной безопасности (утв.Приказом МЧС России от 30.03.2020 №255), а именно:

- здания и строения на территории населенного пункта по адресу: <адрес>, не обеспечены источниками наружного противопожарного водоснабжения на расстоянии не более 200 м, с обеспечением возможности подачи огнетушащих веществ с требуемым расходом, необходимым для тушения пожара (основание Федеральный закон от 22.07.2008 №123-ФЗ, ст. 62, ч. 1 ст. 68, ч. 1 п.3 ст. 90, п. 4.1, п. 5.1 табл. 1, п.8.8, п. 8.9 СП 8.13130.2020, Правила противопожарного режима в Российской Федерации п. 75 (утв. Постановлением Правительства РФ от 16.09.2020 №1479);

- водонапорная башня, установленная в районе <адрес>, не приспособлена для забора воды пожарной техникой в любое время года (основание п. 53 Постановления Правительства РФ от 16.09.2020 №1479);

- естественный водоисточник – река <адрес> в <адрес> не оборудована пирсом с твердым покрытием размером 12х12 метров для установки пожарных автомобилей и забора воды в любое время года (основание п. 75 Постановления Правительства РФ от 16.09.2020 №1479).

Выявленные нарушения требований пожарной безопасности послужили основанием для привлечения администрации МО Теренсайский сельсовет Адамовского района Оренбургской области к административной ответственности по ч. 2 ст. 20.4 КоАП РФ.

Фактические обстоятельства дела и вина администрации подтверждаются собранными по делу доказательствами, а именно: протоколом об административном правонарушении №41 от 23.08.2022; актом проверки №19 от 23.08.2022, проведенной на основании распоряжения Управления надзорной деятельности и профилактической работы Главного управления МЧС России по Оренбургской области №19 от 21.07.2022 и решения от 22.07.2022 о согласовании проведения внеплановой проверки в отношении администрации МО Теренсайский сельсовет Адамовского района Оренбургской области по адресу: <адрес>; суточным актом оценки исправности и работоспособности источников наружного противопожарного водоснабжения от 05.05.2022 и иными доказательствами по делу.

Вышеприведенные доказательства оценены должностным лицом по правилам статьи 26.11 КоАП РФ. При рассмотрении дела об административном правонарушении на основании полного и всестороннего анализа собранных по делу доказательств должностным лицом установлены все юридически значимые обстоятельства совершенного административного правонарушения, а также лицо, его совершившее.

Как следует из Устава МО Теренсайский сельсовет Адамовского района Оренбургской области, принятого решением Совета депутатов 24.03.2017, Муниципальное образование Теренсайский сельсовет Адамовского района Оренбургской области является сельским поселением, объединяющим 5 сельских населенных пунктов, в том числе <адрес>. К вопросам местного значения указанного муниципального образования, в том числе, отнесено обеспечение первичных мер пожарной безопасности в границах населенных пунктов поселения (п.11 ч. 1 ст. 5 Устава). Аналогичные требования, обязывающие администрацию обеспечить меры пожарной безопасности в границах населенных пунктов поселения, содержатся в вышеизложенных нормах закона.

Частью 2 статьи 2.1 КоАП РФ определено, что юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых настоящим Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению. Судом установлено, что возможность для соблюдения правил и норм действующего законодательства, за нарушение которых предусмотрена административная ответственность, у администрации имелась, доказательства принятия всех зависящих от юридического лица мер по соблюдению названных выше требований Правил заявителем не представлены. Данный факт свидетельствует о наличии вины в действиях лица, в отношении которого ведется производство по делу.

Так, обеспечение первичных мер пожарной безопасности, под которой понимается реализация принятых в установленном порядке норм и правил по предотвращению пожаров, спасению людей и имущества от пожаров, в границах населенных пунктов поселения относится к вопросам местного значения сельского поселения (п.9 ч. 1, ч. 3 ст. 14 Федерального закона от 06.10.2003 №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации»).

Согласно ст. 62 Федерального закона №123-ФЗ территории населенных пунктов должны иметь источники противопожарного водоснабжения для тушения пожаров, в качестве которых могут использоваться централизованные и (или) нецентрализованные системы водоснабжения, водные объекты, пожарные резервуары. Территории населенных пунктов, а также находящиеся на них здания и сооружения, также должны быть обеспечены источниками наружного противопожарного водоснабжения, к числу которых относятся: централизованные и (или) нецентрализованные системы водоснабжения с пожарными гидрантами, установленными на водопроводной сети (наружный противопожарный водопровод); водные объекты, используемые в целях пожаротушения в соответствии с законодательством Российской Федерации; пожарные резервуары (ст. 68 Федерального закона №123-ФЗ). При этом, согласно п. 75 Правил противопожарного режима в Российской Федерации, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 16.09.2020 №1479, органами местного самоуправления сельских поселений, для целей пожаротушения создаются источники наружного противопожарного водоснабжения, а также условия для забора в любое время года воды из источников наружного противопожарного водоснабжения, расположенных в населенных пунктах и на прилегающих к ним территориях, в соответствии со статьей 19 Федерального закона «О пожарной безопасности». Имеющиеся водонапорные башни должны быть приспособлены для забора воды пожарной техникой в любое время года (п. 53 Постановления Правительства РФ от 16.09.2020 №1479 «Об утверждении Правил противопожарного режима в Российской Федерации»). При наличии на территориях населенных пунктов, в радиусе 200 метров, естественных или искусственных водоисточников (река, озеро, бассейн, градирня и др.) к ним должны быть устроены подъезды с площадками (пирсами) с твердым покрытием размером не менее 12 x 12 метров для установки пожарных автомобилей и забора воды в любое время года, за исключением случаев, когда территория населенного пункта, объекта защиты и находящиеся на них здания и сооружения обеспечены источниками противопожарного водоснабжения.

Должностным лицом на основании представленных доказательств, достоверно установлено и не отрицается главой и защитником администрации, что указанные в обжалуемом постановлении здания и строения на территории <адрес> в нарушение вышеизложенных требований пожарной безопасности не обеспечены источниками наружного противопожарного водоснабжения на расстоянии не более 200 м с обеспечением возможности подачи огнетушащих веществ с обеспечением возможности подачи огнетушащих веществ с требуемым расходом, необходимым для тушения пожара, а установленная на территории поселка водонапорная башня, является недействующей, то есть, в нарушение п.53 ППР в Российской Федерации, не приспособлена для забора воды пожарной техникой в любое время года, таким образом, не может быть признана надлежащим источником наружного противопожарного водоснабжения. Также, представленными доказательствами достоверно установлено, что естественный водоисточник – река <адрес> в <адрес> не оборудована пирсом с твердым покрытием для установки пожарных автомобилей и забора воды в любое время года, то есть, также не может быть отнесена к отвечающим нормативным требованиям источникам наружного противопожарного водоснабжения, обеспечивающим возможность забора воды для целей пожаротушения в любое время года.

При таких обстоятельствах, действия администрации МО Теренсайский сельсовет Адамовского района Оренбургской области правильно квалифицированы должностным лицом по ч. 2 ст. 20.4 КоАП РФ, поскольку на основе совокупности доказательств было достоверно установлено, что администрацией были нарушены требования пожарной безопасности, а именно: ч. 1 ст. 62, ч. 1 ст. 68 Федерального закона от 22.07.2008 №123-ФЗ, п.8.8, п. 8.9 СП 8.13130.2020, п.п. 53, 75 Постановления Правительства РФ от 16.09.2020 № 1479 «Об утверждении Правил противопожарного режима в Российской Федерации».

Доводы жалобы об отсутствии вины в действиях администрации являются несостоятельными, поскольку в тех случаях, когда в соответствующих статьях Особенной части КоАП РФ возможность привлечения к административной ответственности за административное правонарушение ставится в зависимость от формы вины, в отношении юридических лиц требуется лишь установление того, что у соответствующего лица имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых предусмотрена административная ответственность, но им не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению. Обстоятельства, указанные в частях 1 или 2 ст. 2.2 КоАП РФ, применительно к юридическим лицам установлению не подлежат.

Доказательств, свидетельствующих о принятии администрацией необходимых и достаточных мер по исполнению возложенных на нее, как на уполномоченное юридическое лицо обязанностей по соблюдению требований пожарной безопасности, а также о невозможности соблюдения норм действующего законодательства, в материалы дела не представлено, как не представлено доказательств невозможности соблюдения правил пожарной безопасности в силу чрезвычайных событий, которые заявитель не мог предвидеть и предотвратить при соблюдении той степени заботливости и осмотрительности, которая от него требовалась, а равно доказательств принятия администрацией исчерпывающих мер для соблюдения указанных правил.

Довод заявителя об осложнении установки гидрантов тем, что водопроводная сеть муниципалитета сильно устарела и ее устройство в большинстве случаев не позволяет установить гидранты необходимого образца, поскольку для этого необходима реконструкция (капитальный ремонт) всей водопроводной сети или ее частей, которая является очень затратным мероприятием и осуществима только за счет включения сельсовета в соответствующие областные и федеральные программы по модернизации жилищно-коммунального хозяйства, а за счет своих средств муниципалитет такой ремонт осуществить не может и в подобных программах в настоящее время не участвует, суд считает, несостоятельным, поскольку, отсутствие денежных средств и иной материальной возможности, не исключает необходимость соблюдения юридическим лицом обязательных требований противопожарной безопасности. В соответствии с Федеральным законом № 69-ФЗ от 21.12.1994 «О пожарной безопасности» требования пожарной безопасности подлежат обязательному исполнению органами государственной власти, органами местного самоуправления, другими организациями, независимо от их организационно-правовых форм и форм собственности. При этом законодатель не ставит возможность исполнения обязательных норм в зависимость от наличия или отсутствия денежных средств у юридического лица. При невозможности соблюдения обязательных противопожарных правил, неисполнение которых создает угрозу для жизни и здоровья людей, может повлечь причинение имущественного ущерба, юридическое лицо обязано прекратить свою деятельность или отказаться от эксплуатации пожароопасного объекта.

Указание на то, что администрацией принимались и принимаются меры к выделению денежных средств на мероприятия по противопожарной безопасности, в том числе, на приобретение 7 пожарных гидрантов, 4 из которых приобретены, но не установлены в настоящее время в том числе, по причине изношенности водопровода, не является безусловным основанием для отмены обжалуемого постановления должностного лица и прекращения производства по делу, как об этом ставится вопрос в жалобе, поскольку один лишь факт выделения средств для соблюдения требований пожарной безопасности и приобретения гидрантов, без их последующей установки, не свидетельствует о том, что юридическим лицом приняты все необходимые и достаточные меры для соблюдения требований пожарной безопасности, так как в данном случае принятых администрацией мер оказалось явно недостаточно для соблюдения требований пожарной безопасности.

Кроме того, осложнение установки гидрантов, по мнению заявителя, связано с тем, что водопроводные сети закреплены на праве хозяйственного ведения за МУП ЖКХ «Теренсай», которое находится в процессе банкротства, идет спор о размере компенсации за передачу объектов водоснабжения. Данный довод и то обстоятельство, что администрация решает вопрос местного значения с привлечением иного лица, не ставят под сомнение законность состоявшегося по делу постановления и не влечет освобождение администрации от административной ответственности.

Источники наружного противопожарного водоснабжения могут, в том числе, быть установлены на водопроводной сети, которая, как подтверждается представленным сообщением конкурсного управляющего МУП ЖКХ «Теренсай» Беляевой Д.С. и решением Арбитражного суда Оренбургской области от 16.02.2022, являются муниципальной собственностью Теренсайского сельсовета и на праве хозяйственного ведения переданы МУП ЖКХ «Теренсай».

Передача собственником муниципального имущества в ведение МУП ЖКХ имеет целевой характер - использование в целях предоставления жилищно-коммунальных услуг потребителям Теренсайского сельсовета.

Установка источников наружного противопожарного водоснабжения на водопроводных сетях, назначение которых наряду с обеспечением потребителей коммунальной инфраструктуры качественным водоснабжением, охватывается, в том числе необходимостью бесперебойной подачи водных ресурсов для обеспечения противопожарной безопасности муниципального образования, а значит тех же конечных потребителей, следовательно, изношенность этих сетей и передача на праве хозяйственного ведения МУП ЖКХ «Теренсай», не свидетельствуют о невиновности администрации в совершении административного правонарушения, поскольку не освобождают ее от обязанности соблюдения норм и правил противопожарной безопасности и при невозможности использовать водопроводные сети принять действенные меры к обеспечению муниципального образования иными источниками наружного водоснабжения, чего администрацией, в нарушение вышеизложенных норм и правил, сделано не было. При таких обстоятельствах, доводы заявителя о том, что административный орган обязан был установить конкретные места, где должны быть установлены пожарные гидранты и произвести соответствующие замеры расхода воды, а также установить техническую возможность установки пожарных гидрантов на водопроводной сети <адрес>, обустройства пирса и эксплуатации водонапорной башни, являются несостоятельными.

Доводы заявителя о том, что указанные в постановлении нормы и правила не применяются при численности населения сельсовета, составляющей менее 5000 человек и при наличии природных или искусственных водоемов, а также иных источников наружного водоснабжения, в частности, реки Жуса и пожарных гидрантов на других улицах, не основаны на законе, поскольку, к таким источникам также применяются требования о том, что они должны располагаться в радиусе 200 метров от зданий и сооружений, а естественные или искусственные водоисточники (река, озеро, бассейн, градирня и др.) кроме указанного требования, должны быть оборудованы подъездами с площадками (пирсами) с твердым покрытием размером не менее 12 x 12 метров для установки пожарных автомобилей и забора воды в любое время года. Указанные требования администрацией нарушены, факт отсутствия возле реки Жуса площадки (пирса) с твердым покрытием, очевидно следует из представленных фотографий, а отсутствие необходимого участка с твердым покрытием делает невозможным забор воды из реки в любое время года, в частности в весенне-осенний период.

Учитывая, что администрация МО Теренсайский сельсовет Адамовского района Оренбургской области является надлежащим субъектом вмененного административного правонарушения, вина администрации в совершении правонарушения должностным лицом административного органа установлена, при этом доказательств, подтверждающих своевременное принятие всех зависящих от нее мер по соблюдению требований пожарной безопасности, в материалах дела не представлено, выводы должностного лица о наличии в действиях администрации признаков состава вмененного в вину администрации правонарушения соответствует правильному применению норм материального права и подтверждаются материалами дела.

Нарушений принципов презумпции невиновности и законности, закрепленных в статьях 1.5, 1.6 КоАП РФ, при рассмотрении дела не допущено.

Оснований ставить под сомнение установленные должностным лицом обстоятельств выявленных нарушений в рамках данного дела не усматривается, объективных сведений, опровергающих выводы о виновности, в материалы дела заявителем не представлено. Действия администрации правильно квалифицированы по ч. 2 статьи 20.4 КоАП РФ.

Нарушений процессуальных требований Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях при привлечении администрации к административной ответственности не допущено.

В постановлении должностного лица по делу об административном правонарушении содержатся все сведения, предусмотренные статьей 29.10 КоАП РФ, отражено событие правонарушения, квалификация деяния, приведены обстоятельства, установленные при рассмотрении дела.

Несогласие заявителя с оценкой имеющихся в деле доказательств и с толкованием должностным лицом норм КоАП РФ и законодательства, подлежащих применению в настоящем деле, не свидетельствует о том, что должностным лицом допущены существенные нарушения названного Кодекса и предусмотренные им процессуальные требования, не позволившие всесторонне, полно и объективно рассмотреть дело.

Выводы, изложенные в постановлении, мотивированы. Постановление должностного лица по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 2 ст. 20.4 КоАП РФ, вынесено должностным лицом в пределах срока давности привлечения к административной ответственности для данной категории дел.

Вместе с тем имеются основания для изменения принятого по делу решения в части назначенного наказания.

Согласно общим правилам назначения административного наказания, основанным на принципах справедливости, соразмерности и индивидуализации ответственности, административное наказание за совершение административного правонарушения назначается в пределах, установленных законом, предусматривающим ответственность за данное административное правонарушение, в соответствии с КоАП РФ (ч. 1 ст. 4.1 названного Кодекса).

Применительно к административным штрафам, минимальные размеры которых сопряжены со значительными денежными затратами, установленное в ч. 1 ст. 4.1 КоАП РФ общее правило назначения наказания может при определенных обстоятельствах противоречить целям административной ответственности и приводить к чрезмерному ограничению конституционных прав и свобод.

Согласно правовой позиции, изложенной в Постановлении Конституционного Суда Российской Федерации от 25.02.2014 № 4-П, в условиях, когда нижняя граница административных штрафов для юридических лиц за совершение административных правонарушений составляет как минимум сто тысяч рублей, обеспечение индивидуального - учитывающего характер административного правонарушения, обстановку его совершения и наступившие последствия, степень вины, а также имущественное и финансовое положение нарушителя - подхода к наложению административного штрафа становится крайне затруднительным, а в некоторых случаях и просто невозможным.

При этом назначение административного наказания должно основываться на данных, подтверждающих действительную необходимость применения к лицу, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, именно той меры государственного принуждения, которая с наибольшим эффектом достигала бы целей восстановления социальной справедливости, исправления правонарушителя и предупреждения совершения новых противоправных деяний, а также ее соразмерность в качестве единственно возможного способа достижения справедливого баланса публичных и частных интересов в рамках административного судопроизводства.

В связи с этим размер административного штрафа, назначаемого юридическим лицам, совершившим административные правонарушения, предусмотренные КоАП РФ, минимальный размер административного штрафа за которые установлен в сумме 100 000 рублей и более, может быть снижен судом ниже низшего предела, предусмотренного для юридических лиц соответствующей административной санкцией, на основе требований Конституции Российской Федерации.

Учитывая финансовое положение юридического лица, финансируемого за счет бюджетных средств в соответствии со сметой расходов на определенный год, в целях исключения избыточного ограничения прав юридического лица, а также, принятие некоторых мер в целях установки пожарных гидрантов, в частности их приобретение, суд считает возможным признать указанные обстоятельства исключительными и на основании положений частей 3.2, 3.3 статьи 4.1 КоАП РФ полагает необходимым назначить администрации административное наказание по ч. 2 ст. 20.4 КоАП РФ в виде административного штрафа в размере 200 000 рублей, то есть менее минимального размера административного штрафа, предусмотренного санкцией указанной нормы, но до размера не менее половины минимального размера, предусмотренного санкцией ч. 2 ст. 20.4 КоАП РФ.

При таких обстоятельствах постановление главного государственного инспектора Жантимирова К.А. подлежит изменению путем снижения назначенного наказания в виде административного штрафа до 200 000 рублей.

Обстоятельств, исключающих производство по делу об административном правонарушении, не установлено.

На основании изложенного и руководствуясь ст. 30.7 КоАП РФ, суд,

Р Е Ш И Л:

постановление начальника отдела надзорной деятельности и профилактической работы по Кваркенскому и Адамовскому районам УНД и ПР Главного управления МЧС России по Оренбургской области - главного государственного инспектора Кваркенского и Адамовского районов по пожарному надзору Жантимирова К.А. от 09 сентября 2022 года, вынесенное по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 2 ст. 20.4 КоАП РФ в отношении администрации муниципального образования Теренсайский сельсовет Адамовского района Оренбургской области, изменить, снизить размер штрафа до 200 000 рублей, в остальной части постановление от 09 сентября 2022 года оставить без изменения, а жалобу и дополнения к ней Шанкина В.А. - без удовлетворения.

Постановление может быть обжаловано в Оренбургский областной суд в течение десяти суток со дня вручения или получения копии постановления.

Судья Е.А. Никиткина

12-22/2022

Категория:
Административные
Статус:
Изменено с изменением наказания
Ответчики
Администрация МО Теренсайский сельсовет
Другие
Шанкин Виктор Анатольевич
Суд
Адамовский районный суд Оренбургской области
Судья
Никиткина Елена Анатольевна
Статьи

ст.20.4 ч.2 КоАП РФ

Дело на сайте суда
adamovsky--orb.sudrf.ru
30.09.2022Материалы переданы в производство судье
24.10.2022Судебное заседание
02.11.2022Судебное заседание
30.11.2022Судебное заседание
02.12.2022Направление копии решения (определения) в соотв. с чч. 2, 2.1, 2.2 ст. 30.8 КоАП РФ
06.12.2022Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
08.12.2022Направленная копия решения (определения) ВРУЧЕНА
20.12.2022Вступило в законную силу
20.12.2022Дело оформлено
20.12.2022Дело передано в архив
Судебный акт #1 (Определение)

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее