Дело №
УИД 23RS0№-49
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
Станица Каневская Краснодарского края 21 мая 2024 года
Каневской районный суд Краснодарского края в составе:
председательствующего Сеиной Т.П.,
с участием помощника прокурора Каневского района Шемяковой Н.А.,
при секретаре К.,
рассмотрев в открытом судебном заседании дело по иску прокурора Каневского района в интересах неопределенного круга лиц к администрации Привольненского сельского поселения Каневского района о понуждении к устранению нарушений законодательства о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ и услуг для государственных и муниципальных нужд, защите прав предпринимателей,
УСТАНОВИЛ:
Прокурор Каневского района обратился в интересах неопределенного круга к ответчику администрации Привольненского сельского поселения Каневского района о понуждении к устранению нарушений законодательства о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ и услуг для государственных и муниципальных нужд, защите прав предпринимателей, указывая, что прокуратурой района в ходе проверки законности правовых актов в сфере закупок товаров, работ и услуг для государственных и муниципальных нужд выявлены нарушения законодательства.
Так, проведенным прокуратурой района мониторингом действующих правовых актов органов местного самоуправления Каневского района в сфере закупок товаров, работ, услуг для муниципальных нужд установлено, что действующее Положение о комиссии по определению поставщиков (подрядчиков, исполнителей) (далее - Положение), утвержденное распоряжением администрации Привольненского сельского поселения Каневского района от 26.01.2024 № 5-р, не соответствует требованиям действующего законодательства по следующим основаниям.
В силу ч. 4 ст. 7 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» муниципальные правовые акты не должны противоречить Конституции Российской Федерации, федеральным конституционным законам, федеральным законам и иным нормативным правовым актам Российской Федерации, а также конституциям (уставам), законам, иным нормативным правовым актам субъектов Российской Федерации.
В соответствии со ст. 3 Федерального закона от 18.07.2011 № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» (далее - Закон № 223-ФЗ) при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются следующими принципами: 1) информационная открытость закупки; 2) равноправие, справедливость, отсутствие дискриминации и необоснованных ограничений конкуренции по отношению к участникам закупки; 3) целевое и экономически эффективное расходование денежных средств на приобретение товаров, работ, услуг (с учетом при необходимости стоимости жизненного цикла закупаемой продукции) и реализация мер, направленных на сокращение издержек заказчика; 4) отсутствие ограничения допуска к участию в закупке путем установления неизмеряемых требований к участникам закупки.
Согласно ч. 1 ст. 39 Федерального закона от 05.04.2013 № 44 - ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее - Закон № 44-ФЗ) для определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей), за исключением осуществления закупки у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя), заказчик создает комиссию по осуществлению закупок (далее - комиссия).
В соответствии со ст. 2 Федерального закона от 25.12.2008 № 273-ФЗ «О противодействии коррупции» (далее - Закон № 273-ФЗ) правовую основу противодействия коррупции составляют Конституция Российской Федерации, федеральные конституционные законы, общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры Российской Федерации, настоящий Федеральный закон и другие федеральные законы, нормативные правовые акты Президента Российской Федерации, а также нормативные правовые акты Правительства Российской Федерации, нормативные правовые акты иных федеральных органов государственной власти, нормативные правовые акты органов государственной власти субъектов Российской Федерации и муниципальные правовые акты.
Согласно ст. 6 Закона № 273-ФЗ мерами профилактики коррупции является, в том числе, принятие законодательных, административных и иных мер, направленных на привлечение государственных и муниципальных служащих, а также граждан к более активному участию в противодействии коррупции, на формирование в обществе негативного отношения к коррупционному поведению; введение антикоррупционных стандартов, то есть установление для соответствующей области деятельности единой системы запретов, ограничений и дозволений, обеспечивающих предупреждение коррупции в данной области.
В соответствии с п. 2 ч. 6 ст. 39 Закона № 44-ФЗ членами комиссии не могут быть физические лица, имеющие личную заинтересованность в результатах определения поставщика (подрядчика, исполнителя), в том числе физические лица, подавшие заявки на участие в определении поставщика (подрядчика, исполнителя), либо состоящие в трудовых отношениях с организациями или физическими лицами, подавшими данные заявки, либо являющиеся управляющими организаций, подавших заявки на участие в определении поставщика (подрядчика, исполнителя). Понятие «личная заинтересованность» используется в значении, указанном в Законе № 273-ФЗ).
Согласно ч. 10 ст. 39 Закона № 44 - ФЗ члены комиссии обязаны при осуществлении закупок принимать меры по предотвращению и урегулированию конфликта интересов в соответствии с Федеральным законом от 25 декабря 2008 года № 273-ФЗ «О противодействии коррупции», в том числе с учетом информации, предоставленной заказчику в соответствии с частью 23 статьи 34 названного Федерального закона от 05.04.2013 № 44 - ФЗ.
В соответствии с ч. 2 ст. 10 Закона № 273-ФЗ под личной заинтересованностью понимается возможность получения доходов в виде денег, иного имущества, в том числе имущественных прав, услуг имущественного характера, результатов выполненных работ или каких-либо выгод (преимуществ) лицом, указанным в части 1 настоящей статьи, и (или) состоящими с ним в близком родстве или свойстве лицами (родителями, супругами, детьми, братьями, сестрами, а также братьями, сестрами, родителями, детьми супругов и супругами детей), гражданами или организациями, с которыми лицо, указанное в части 1 настоящей статьи, и (или) лица, состоящие с ним в близком родстве или свойстве, связаны имущественными, корпоративными или иными близкими отношениями.
В нарушение установленных требований установленные действующим Положением ограничения к членам комиссии (п. 4.5) не соответствуют законодательно закрепленным, в частности формулировка личной заинтересованности члена комиссии по закупкам противоречит определению, установленному ч. 2 ст. 10 Закона № 273-ФЗ, не предусматривает в качестве личной заинтересованности наличия у члена комиссии трудовых отношений с поставщиком (подрядчиком, исполнителем), возможность получения выгоды лицом, находящимся в близком родстве или свойстве с братьями, сестрами, родителями, детьми супругов и супругами детей члена комиссии, и т.д.Также Положение не содержит норм, согласно которым члены комиссии обязаны при осуществлении закупок принимать меры по предотвращению и урегулированию конфликта интересов в соответствии с Законом № 273-ФЗ, в том числе с учетом информации, предоставленной заказчику в соответствии с ч. 23 ст. 34 Закона № 44-ФЗ.
Согласно п. 2 ч. 2 ст. 6 Федерального закона от 24.07.2007 № 209-ФЗ «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации» основной целью государственной политики в области развития малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации является, в том числе, обеспечение благоприятных условий для развития субъектов малого и среднего предпринимательства.
Несоблюдение установленных законом требований к порядку осуществления полномочий муниципальной комиссией по закупкам нарушает основные принципы конкуренции, а также создает условия для нарушения прав субъектов предпринимательства, что не способствует достижению целей правового регулирования в указанной сфере и созданию эффективной системы комплексной защиты и поддержки предпринимательства.
Ранее прокуратурой района 20.02.2024 главе Привольненского сельского поселения Каневского района на указанное постановление принесен протест, который рассмотрен и удовлетворен.
Вместе с тем, исчерпывающие меры, направленные на устранение указанных нарушений, не приняты. Распоряжение о внесении изменений в указанный правовой акт до настоящего времени не принято.
Бездействие органов местного самоуправления поселения в указанном направлении нарушает права и законные интересы неопределенного круга лиц, что в соответствии с ч. 1 ст. 45 ГПК РФ предоставляет прокурору право обратиться в суд с настоящим административным исковым заявлением.
Просил обязать администрацию Привольненского сельского поселения Каневского района (ИНН 2334019727, ОГРН 1052319146450) принять исчерпывающие меры, направленные на устранение нарушений путем внесения изменений в распоряжение от 26.01.2024 № 5-р «О создании комиссии по осуществлению закупок для нужд Привольненского сельского поселения Каневского района» в соответствии с действующим законодательством.
Помощник прокурора в судебном заседании поддержала изложенное в иске требование.
Представитель ответчика администрацию Привольненского сельского поселения Каневского района глава поселения Ерофеев Д.С., извещенный надлежащим образом, в судебное заседание не явился, представил в суд заявление о рассмотрении дела в его отсутствие, в котором также указывает, что исковые требования признает полностью, последствия признания иска известны и понятны.
Суд на основании ч. 5 ст.167 ГПК РФ определил рассмотреть дело в отсутствие представителя ответчика.
Выслушав участвующего в деле прокурора, исследовав материалы дела, суд находит иск подлежащим удовлетворению.
Судом установлено, что проведенным прокуратурой района мониторингом действующих правовых актов органов местного самоуправления Каневского района в сфере закупок товаров, работ, услуг для муниципальных нужд установлено, что действующее Положение о комиссии по определению поставщиков (подрядчиков, исполнителей), утвержденное распоряжением администрации Привольненского сельского поселения Каневского района от 26.01.2024 № 5-р, не соответствует требованиям действующего законодательства, а именно: установленные действующим Положением ограничения к членам комиссии (п. 4.5) не соответствуют законодательно закрепленным, в частности формулировка личной заинтересованности члена комиссии по закупкам противоречит определению, установленному ч. 2 ст. 10 Федерального закона от 25.12.2008 № 273-ФЗ «О противодействии коррупции», не предусматривает в качестве личной заинтересованности наличия у члена комиссии трудовых отношений с поставщиком (подрядчиком, исполнителем), возможность получения выгоды лицом, находящимся в близком родстве или свойстве с братьями, сестрами, родителями, детьми супругов и супругами детей члена комиссии, и т.д., и не содержит норм, согласно которым члены комиссии обязаны при осуществлении закупок принимать меры по предотвращению и урегулированию конфликта интересов в соответствии с Федеральным законом от 25.12.2008 № 273-ФЗ «О противодействии коррупции», в том числе с учетом информации, предоставленной заказчику в соответствии с частью 23 статьи 34 Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд».
Несоблюдение установленных законом требований к порядку осуществления полномочий муниципальной комиссией по закупкам нарушает основные принципы конкуренции, а также создает условия для нарушения прав субъектов предпринимательства, что не способствует достижению целей правового регулирования в указанной сфере и созданию эффективной системы
До настоящего времени ответчиком распоряжение о внесении изменений в указанный правовой акт не принято.
Согласно ч. 1 ст. 39 ГПК РФ ответчик вправе признать иск.
В силу ч. 2 ст. 39 ГПК РФ суд не принимает признание иска ответчиком, если это противоречит закону или нарушает права и законные интересы других лиц.
Суд находит, что заявленные исковые требования и признание иска представителем ответчика не противоречат закону и не нарушают охраняемые законом права и интересы других лиц.
Таким образом, имеются основания для принятия судом признания иска представителем ответчика.
Представителю ответчика последствия принятия судом признания иска ответчиком известны и понятны.
В соответствии с ч. 3 ст. 173 ГПК РФ при признании ответчиком иска и принятии его судом принимается решение об удовлетворении заявленных истцом требований.
В силу ч. 4.1 ст. 198 ГПК РФ в случае признания иска ответчиком в мотивировочной части решения суда может быть указано только на признание иска и принятие его судом.
На основании вышеизложенного, следует принять признание иска представителем ответчика и удовлетворить заявленные истцом требования.
Руководствуясь ст.ст. 173, 194-199 ГПК РФ,
РЕШИЛ:
Иск прокурора Каневского района в интересах неопределенного круга лиц к администрации Привольненского сельского поселения Каневского района о понуждении к устранению нарушений законодательства о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ и услуг для государственных и муниципальных нужд, защите прав предпринимателей удовлетворить.
Обязать администрацию Привольненского сельского поселения Каневского района (ИНН 2334019727, ОГРН 1052319146450) принять исчерпывающие меры, направленные на устранение нарушений путем внесения изменений в распоряжение от 26.01.2024 № 5-р «О создании комиссии по осуществлению закупок для нужд Привольненского сельского поселения Каневского района» в соответствии с действующим законодательством.
На решение суда могут быть поданы апелляционные жалоба, представление в Краснодарский краевой суд через Каневской районный суд в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме.
Решение суда в окончательной форме принято 24.05.2024.
Судья