Дело № 21-238/2024
Р Е Ш Е Н И Е
21 мая 2024 года гор. Симферополь
Судья Верховного Суда Республики Крым Тимошенко Е.Г., рассмотрев в открытом судебном заседании жалобу начальника отделения – старшего судебного пристава ОСП по г. Алуште ГУФССП России по Республике Крым и г. Севастополю ФИО2 на решение Алуштинского городского суда Республики Крым от 07 февраля 2024 года № 12-14/2024 по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 2 ст. 17.15 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении Администрации города Алушты Республики Крым,
у с т а н о в и л :
постановлением начальника отделения – старшего судебного пристава ОСП по г. Алуште ГУФССП России по Республике Крым и г. Севастополю ФИО2 от 31 октября 2023 года № 1151/23/82006-АП Администрация города Алушты Республики Крым признана виновной в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 2 ст. 17.15 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее – КоАП РФ), ей назначено административное наказание в виде административного штрафа в размере 50 000 рублей.
Данное постановление должностного лица обжаловано в судебном порядке.
Решением Алуштинского городского суда Республики Крым от 07 февраля 2024 года № 12-14/2024 жалоба Администрации города Алушты Республики Крым удовлетворена, постановление должностного лица от 31 октября 2023 года № 1151/23/82006-АП отменено, производство по делу об административном правонарушении прекращено в связи с недоказанностью обстоятельств, на основании которых оно вынесено.
Не согласившись с принятым решением суда, начальник отделения – старший судебный пристав ОСП по г. Алуште ГУФССП России по Республике Крым и г. Севастополю ФИО2 подала жалобу в Верховный Суд Республики Крым, в которой просит решение суда отменить, вынести новое решение.
Жалоба мотивирована тем, что суд первой инстанции необъективно и не всесторонне исследовал обстоятельства дела, вынес незаконное и необоснованное решение с нарушением норм материального и процессуального права, что является основанием для его отмены.
Заявитель указывает на то, что судом не верно оценены фактические обстоятельства дела, вина Администрации города Алушты Республики Крым в совершении административного правонарушения предусмотренного ч. 2 ст. 17.15 КоАП РФ доказана в полном объеме и подтверждена материалами дела.
В судебное заседание участники производства не явились, уведомлены надлежащим образом.
Изучив материалы дела, проверив изложенные в жалобе доводы, прихожу к следующим выводам.
Согласно п. 8 ч. 2 ст. 30.6 КоАП РФ при рассмотрении жалобы на постановление по делу об административном правонарушении проверяются законность и обоснованность вынесенного постановления на основании имеющихся в деле и дополнительно представленных материалов.
В силу части 3 статьи 30.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях судья не связан доводами жалобы и проверяет дело в полном объеме.
В силу частей 1 и 2 статьи 105 Федерального закона от 02 октября 2007 года № 229-ФЗ «Об исполнительном производстве» в случаях неисполнения должником требований, содержащихся в исполнительном документе, в срок, установленный для добровольного исполнения, а также неисполнения им исполнительного документа, подлежащего немедленному исполнению, в течение суток с момента получения копии постановления судебного пристава-исполнителя о возбуждении исполнительного производства судебный пристав-исполнитель выносит постановление о взыскании исполнительского сбора и устанавливает должнику новый срок для исполнения.
При неисполнении должником требований, содержащихся в исполнительном документе, без уважительных причин во вновь установленный срок судебный пристав-исполнитель составляет в отношении должника протокол об административном правонарушении в соответствии с Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях и устанавливает новый срок для исполнения.
Частью 1 статьи 17.15 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях предусмотрена административная ответственность за неисполнение должником содержащихся в исполнительном документе требований неимущественного характера в срок, установленный судебным приставом-исполнителем после вынесения постановления о взыскании исполнительского сбора.
В силу части 2 статьи 17.15 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях неисполнение должником содержащихся в исполнительном документе требований неимущественного характера в срок, вновь установленный судебным приставом-исполнителем после наложения административного штрафа, влечет наложение административного штрафа на юридических лиц - от пятидесяти тысяч до семидесяти тысяч рублей.
Из материалов дела об административном правонарушении усматривается, что решением Алуштинского городского суда от 09.02.2022 года по делу № 2-377/2022 суд обязал Администрацию города Алушты предоставить ФИО1, благоустроенное, применительно к условиям муниципального образования городской округ Алушта Республики Крым, жилое помещение по договору найма специализированных жилых помещений. Решение вступило в законную силу 18.05.2022 года.
На основании исполнительного листа ФС № 033879096, выданного Алуштинским городским судом 29.06.2022 года, ОСП по г. Алуште 30.06.2022 года было возбуждено исполнительное производство №20470/22/82006-ИП в отношении Администрации г. Алушта Республики Крым, должнику установлен срок для добровольного исполнения - 5 дней со дня получения должником постановления.
В установленный срок требования исполнительного документа должником выполнены не были.
29.07.2022 года судебным приставом-исполнителем вынесено постановление о взыскании исполнительского сбора, и установлении нового срока для исполнения требований исполнительного документа до 12.08.2022 года.
За неисполнение решения суда в установленный срок в отношении Администрации г. Алушты 16.09.2022 года судебным приставом было вынесено постановление по делу об административном правонарушении, которым администрация была привлечена к административной ответственности по ч.1 ст. 17.15 КоАП РФ и подвергнута административному штрафу в размере 30 000 рублей.
Решением Алуштинского городского суда Республики Крым от 06.12.2022 года №12-273/2022 постановление судебного пристава было оставлено без изменения.
28.08.2023 года заместителем начальника отделения – заместителем старшего судебного пристава ОСП по г. Алуште ФИО3 вынесено постановление о назначении Администрации г. Алушты нового срока исполнения исполнительного документа - до 25.09.2023 года.
В связи с неисполнением должником требования исполнительного документа в срок, вновь установленный судебным приставом-исполнителем после наложения административного штрафа, 25.10.2023 года судебным приставом-исполнителем в отношении Администрации города Алушты составлен протокол об административном правонарушении по ч.2 ст. 17.15 КоАП РФ.
Постановлением начальника отделения – старшего судебного пристава ОСП по г. Алуште ГУФССП России по Республике Крым и г. Севастополю ФИО2 от 31 октября 2023 года № 1151/23/82006-АП Администрация города Алушты Республики Крым признана виновной в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 2 ст. 17.15 КоАП РФ.
Отменяя указанное постановление должностного лица и прекращая производство по делу, судья Алуштинского городского суда Республики Крым пришел к выводу о том, что должная оценка виновности Администрации с учетом наличия всех имеющих значение для дела обстоятельств не дана.
С указанными выводами судьи Алуштинского городского суда Республики Крым соглашается и суд апелляционной инстанции, исходя из следующего.
Задачами производства по делам об административных правонарушениях являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом, обеспечение исполнения вынесенного постановления, а также выявление причин и условий, способствовавших совершению административных правонарушений (статья 24.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях).
Статьёй 26.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях установлено, что по делу об административном правонарушении выяснению подлежат: наличие события административного правонарушения; лицо, совершившее противоправные действия (бездействие), за которые настоящим Кодексом или законом субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность; виновность лица в совершении административного правонарушения; обстоятельства, смягчающие административную ответственность, и обстоятельства, отягчающие административную ответственность; характер и размер ущерба, причиненного административным правонарушением; обстоятельства, исключающие производство по делу об административном правонарушении; иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела, а также причины и условия совершения административного правонарушения.
В соответствии со статьёй 26.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях установлено, что доказательствами по делу об административном правонарушении являются любые фактические данные, на основании которых судья, орган, должностное лицо, в производстве которых находится дело, устанавливают наличие или отсутствие события административного правонарушения, виновность лица, привлекаемого к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела.
Эти данные устанавливаются протоколом об административном правонарушении, иными протоколами, предусмотренными настоящим Кодексом, объяснениями лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, показаниями потерпевшего, свидетелей, заключениями эксперта, иными документами, а также показаниями специальных технических средств, вещественными доказательствами.
В соответствии со статьёй 26.11 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях судья, осуществляющий производство по делу об административном правонарушении, оценивает доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном исследовании всех обстоятельств дела в их совокупности.
Постановление по делу об административном правонарушении должно содержать сведения, предусмотренные частью 1 статьи 29.10 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, при этом пункт 6 указанной нормы закона предусматривает обязанность должностного лица, судьи мотивировать принятое решение по делу.
По смыслу статьи 1.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях во взаимосвязи с нормами статей 26.1, 29.1, 29.9, 29.10 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях совокупность ряда достаточных и неопровержимых доказательств виновности лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, должна быть представлена и всесторонне исследована.
В соответствии с ч. 3 ст. 20 Федерального закона от 6 октября 2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» органы местного самоуправления несут ответственность за осуществление отдельных государственных полномочий в пределах выделенных муниципальным образованиям на эти цели материальных ресурсов и финансовых средств.
Согласно части 1 статьи 2 Закона Республики Крым от 18 декабря 2014 года №46- ЗРК/2014 «Об обеспечении жилыми помещениями детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, и лиц из их числа в Республике Крым» в Республике Крым обеспечиваются гарантии прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, являющихся гражданами Российской Федерации и проживающих на территории Республики Крым, путем предоставления жилых помещений по договорам найма специализированного жилого помещения с последующим предоставлением данного жилого помещения по договору социального найма.
В соответствии со статьей 11 Закона Республики Крым от 18 декабря 2014 года № 46- ЗРК/2014 «Об обеспечении жилыми помещениями детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, и лиц из их числа в Республике Крым» финансирование расходов, связанных с осуществлением органами местного самоуправления переданных полномочий, осуществляется за счет субвенций, предоставляемых бюджетам соответствующих муниципальных образований из бюджета Республики Крым.
Советом министров Республики Крым принято постановление от 27.07.2016 года №359, которым утвержден Порядок расходования субвенции из бюджета Республики Крым бюджетам муниципальных образований Республики Крым на предоставление жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из их числа по договорам найма специализированных жилых помещений» (далее - Порядок).
В силу пунктов 2, 3, 4, 11 Порядка главным распорядителем бюджетных средств является Министерство образования, науки и молодежи Республики Крым.
Получателями субвенции и исполнителями мероприятий по обеспечению жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из их числа по договорам найма специализированных жилых помещений являются органы местного самоуправления муниципальных образований в Республике Крым.
Предоставление бюджетных средств бюджетам муниципальных образований в Республике Крым осуществляется главным распорядителем бюджетных средств в пределах субвенции, предусмотренной на указанные цели, и утвержденных лимитов бюджетных обязательств на основании, в порядке и сроки, предусмотренные соглашениями, заключёнными между Министерством образования, науки и молодёжи Республики Крым и органом местного самоуправления муниципального образования в Республике Крым на предоставление жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из их числа по договорам найма специализированных жилых помещений, а также на основании заявки на перечисление субвенции из бюджета Республики Крым бюджету муниципального образования.
Финансирование расходов на проведение мероприятий по предоставлению жилых помещений детям-сиротам, детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из их числа по договорам найма специализированных жилых помещений осуществляется за счёт средств субвенций бюджетам соответствующих муниципальных образований, предусмотренных в бюджете Республики Крым на текущий финансовый год.
Распределением субвенций между бюджетами муниципальных образований Республики Крым устанавливается законом Республики Крым о бюджете на очередной финансовый год и плановый период (пункт 5 Порядка).
Таким образом, при отсутствии жилых помещений в специализированном жилищном фонде Муниципального образования городской округ Алушта Республики Крым, исполнение обязательств муниципального образования городской округ Алушта Республики Крым по предоставлению жилья детям - сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, зависит от предоставления субвенции из бюджета Республики Крым Министерством образования, науки и молодежи Республики Крым.
Из материалов дела усматривается, что после вынесения решения Алуштинского городского суда от 09.02.2022 года Администрацией г. Алушты предпринимались меры для исполнения решения суда о предоставлении жилого помещения ФИО1, в том числе, во вновь установленный срок - до 25.09.2023 года
Так, в связи с отсутствием по состоянию на 23.05.2023 года свободного жилого помещения специализированного жилищного фонда муниципального образования городской округ Алушта для предоставления Иванову В.Е., глава Администрации г. Алушты ФИО4 направила в Министерство жилищной политики и государственного строительного надзора Республики Крым запрос от 31.05.2023 года, в котором в очередной раз проинформировала о наступлении права на получение жилого помещения у ФИО1, как лица из числа детей, оставшихся без попечения родителей, дата наступления оснований - март 2021 года, состоит в списке под номером №19. Просила рассмотреть вопрос о выделении дополнительных средств субвенций по предоставлению жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей.
Однако, ответ на данный запрос из Министерства получен не был.
Более того, как усматривается, Администрация г. Алушты обращалась в суд о предоставлении отсрочки исполнения решения суда в связи с невозможностью исполнить его в установленный срок. Определением Алуштинского городского суда от 06.02.2023 года в удовлетворении данного заявления было отказано.
Согласно «Списку детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.. ., которые подлежат обеспечению жилыми помещениями» (утвержденному постановлением администрации г. Алушты Республики Крым от 27.07.2020 года №2172, с учетом изменений внесенных Постановлением Администрации г. Алушта от 19.05.2023 года №1701) всего на очереди состоит 62 человека данной категории; ФИО1, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, под номером №19; дата наступления оснований - март 2021 года.
Представленными документами также подтверждено, что каждый год Администрация города Алушты обеспечивает несколько лиц вышеуказанной категории жилыми помещениями: в 2021 году - 6 человек; в 2022 году - 3 человек; в 2023 году - 10 человек.
Из протокола рабочего совещания при заместителе главы Администрации города Алушты ФИО5 от 25.12.2023 года по вопросу очередности предоставления жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, на 2024 год, следует, что администрации г. Алушты были доведены лимиты на приобретение 4-х жилых помещений на 2024 год: 1 - за счет средств Федерального бюджета в размере 3889,116 рублей и 3 - за счет средств бюджета Республики Крым в размере 11667,348 руб. Решено: приобретенные жилые помещения предоставить: за счет средств Федерального бюджета - ФИО6, ДД.ММ.ГГГГ года рождения (в очереди под №16, дата наступления оснований - февраль 2020 год); за счет средств Республики ФИО7, ДД.ММ.ГГГГ года рождения (в очереди под №8, дата наступления оснований - март - 2020 год), ФИО8, ДД.ММ.ГГГГ года рождения (в очереди под №13, дата наступления оснований - июль 2020 года), ФИО9, ДД.ММ.ГГГГ года рождения (в очереди под №5, дата наступления оснований - июнь 2020 год).
Таким образом, Администрация города Алушты предоставляет жилые помещения детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, в отношении которых имеются вступившие в законную силу судебные решения, строго в порядке очередности в зависимости от даты наступления оснований у каждого такого очередника.
Как верно отмечено судом первой инстанции, Администрация г. Алушты не игнорировала исполнение судебного решения о предоставлении жилого помещения ФИО1 и неоднократно направляла в ОСП по г. Алуште письменные пояснения (в том числе 07.12.2022 года, 26.05.2023 года, 12.07.2023 года, 25.09.2023 года) о невозможности исполнить решение суда в установленный срок, о зависимости исполнения решения от субвенций, предоставляемых Министерством образования, науки и молодежи Республики Крым, прилагая в подтверждение соответствующие документы.
Вместе с тем, по делу установлено, что бюджетные денежные средства в виде субвенций на предоставление жилого помещения ФИО1, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, Администрации города Алушты не выделены, что лишило администрацию реальной возможности исполнить решение суда и требования исполнительного документа в срок, установленный судебным приставом - исполнителем после наложения на Администрацию г. Алушты административного штрафа.
В связи с вышеуказанным следует, что для исполнения решения суда должником принимались меры, направленные на его исполнение, однако, неисполнение решения в указанные сроки связано с организацией бюджетного процесса.
Доводы жалобы не содержат правовых аргументов, ставящих под сомнение законность и обоснованность обжалуемого судебного акта, поскольку направлены на переоценку установленных по делу обстоятельств и имеющихся в деле доказательств, которые были исследованы при рассмотрении дела об административном правонарушении и получили надлежащую правовую оценку в соответствии с требованиями статьи 26.11 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Нарушений норм материального и процессуального закона при рассмотрении дела об административном правонарушении не допущено.
При таких обстоятельствах, основания для отмены или изменения решения судьи Алуштинского городского суда Республики Крым от 07 февраля 2024 года № 12-14/2024 отсутствуют.
На основании вышеизложенного, руководствуясь ст.ст. 30.6, 30.7 КоАП Российской Федерации, Верховный Суд Республики Крым,
р е ш и л:
жалобу начальника отделения – старшего судебного пристава ОСП по г. Алуште ГУФССП России по Республике Крым и г. Севастополю ФИО2 на решение Алуштинского городского суда Республики Крым от 07 февраля 2024 года № 12-14/2024 - оставить без удовлетворения.
Решение Алуштинского городского суда Республики Крым от 07 февраля 2024 года № 12-14/2024 по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 2 ст. 17.15 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении Администрации города Алушты Республики Крым - оставить без изменения.
Решение может быть пересмотрено в порядке, предусмотренном ст. ст. 30.12-30.19 КоАП РФ.
Судья подпись Е.Г. Тимошенко
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>