Дело № 2- 1196/2023
УИД 33RS0002-01-2023-000326-48
ЗАОЧНОЕ РЕШЕНИЕ
именем Российской Федерации
2 марта 2023 года
Октябрьский районный суд г. Владимира в составе:
председательствующего судьи Веселовой А.О.
при секретаре Макаровой В.О.
с участием:
истца Тихонова А.Н.
представителя истца адвоката Качуровской Е.О.
рассмотрев в открытом судебном заседании в городе Владимире гражданское дело по исковому заявлению Тихонова Александра Николаевича к Департаменту здравоохранения Владимирской области, Частному учреждению здравоохранения «Клиническая больница «РЖД-Медицина г.Муром» об обязании обеспечить лекарственным препаратом, взыскании денежных средств,
установил:
26.01.2023 Тихонов А.Н. обратился в Октябрьский районный суд г.Владимира с исковым заявлением о взыскании с Департамента здравоохранения Владимирской области и частного учреждения здравоохранения «Клиническая больница РЖД –Медицина г.Муром» денежных средств в размере 360521 руб. 31 коп., обязании Департамента здравоохранения Владимирской области обеспечить лекарственным препаратом «<данные изъяты>» (торговое наименование «<данные изъяты>») до полной отмены или изменения лечения.
В обоснование иска указано, что Тихонов А.Н., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, является инвали<...> группы по общему заболеванию. В период с 19 по 29 сентября 2022 года он находился на стационарном лечении в ГБУЗ ВО «ОКБ» в связи с обострением заболевания <данные изъяты> (<данные изъяты>), ему рекомендовано продолжить амбулаторное лечение, и назначен лекарственный препарат «<данные изъяты>» (торговое наименование «<данные изъяты>») 150 мг 1 капс. 2 раза в день, кислород 3л минуту через концентратор, 15 часов в сутки. 29.09.2022 ЧУЗ «Клиническая больница «РЖД-Медицина» г.Муром» ему выписан рецепт на приобретение кислородного концентратора. Поскольку состояние здоровья истца требовало немедленного применения данного медицинского изделия, он приобретен им незамедлительно за счет собственных средств. Стоимость изделия составила 42500 руб. Также ЧУЗ «Клиническая больница «РЖД-Медицина» г.Муром» Тихонову А.Н. выписан рецепт на лекарственный препарат «<данные изъяты>» (торговое наименование «<данные изъяты>»), который приобретен истцом за счет собственных средств. Стоимость лекарственного препарата составила 160709,57 руб. Поскольку лекарственное средство длительное время ему не предоставлялось, несмотря на его обращения он вновь был приобретен им за счет собственных средств на сумму 157311 руб. 74коп. Организация бесплатной медицинской помощи Тихонову А.Н. своевременно и без перебоев является обязанностью Департамента здравоохранения области и перерывы в лечении «<данные изъяты>» негативно сказываются на состоянии здоровья истца, однако применение указанного лекарственного препарата в стационарных условиях ЧУЗ «Клиническая больница «РЖД-Медицина г.Муром» ему не предлагалось.
В судебном заседании истец Тихонов А.Н. и его представитель адвокат Качуровская Е.О. иск поддержали по изложенным в нем доводам.
Ответчики Департамент здравоохранения Владимирской области и Частное учреждение здравоохранения "Клиническая больница "РЖД-Медицина г. Муром" не направили представителей в судебное заседание, извещались надлежащим образом, о причинах неявки не уведомили, не просили об отложении и не ходатайствовали о рассмотрении дела в отсутствии представителей, в связи с чем суд полагает возможным рассмотреть дело в отсутствие представителей учреждений в порядке заочного судопроизводства.
Представитель третьего лица – ГКУЗ ВО "Центр по осуществлению закупок товаров, работ и услуг в сфере здравоохранения Владимирской области" в суд не явился, просил о рассмотрении дела в свое отсутствие, в письменном отзыве указав, что Центр с 2021 года осуществляет централизованную закупку лекарственных средств, изделий медицинского назначения, а также специализированных продуктов лечебного питания для пациентов, постоянно проживающих на территории Владимирской области, имеющих право на льготное лекарственное обеспечение из средств регионального бюджета. С 01.01.2021 учреждению распределяются соответствующие ассигнования на предоставление субсидии для своевременного обеспечения лекарственными средствами. Учреждение осуществляет закупку лекарственных препаратов с международным непатентованным наименованием для обеспечения региональных льготополучателей в соответствии с годовой общей сведенной потребностью в лекарственных препаратах государственных бюджетных учреждений здравоохранения области. При назначении пациенту лекарственного препарата не по международному непатентованному наименованию, а по торговому наименованию, Учреждение осуществляет закупку на основании решения врачебной комиссии медицинской организации, которое направляет в Департамент. Информации о персональной потребности Тихонова А.Н. в лекарственных препаратах, а также протокола Врачебной комиссии в адрес учреждения из Департамента здравоохранения не поступало.
Изучив материалы дела, выслушав доводы лиц, участвующих в деле, суд приходит к следующим выводам.
Выслушав лиц, участвующих в деле, изучив материалы дела, суд приходит к следующим выводам.
Статьей 41 Конституции РФ установлено право каждого на охрану здоровья и медицинскую помощь. Медицинская помощь в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения оказывается гражданам бесплатно за счет средств соответствующего бюджета, страховых взносов, других поступлений.
В соответствии с ч.2 ст.19 Федерального закона от 21.11.2011г. №323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» каждый имеет право на медицинскую помощь в гарантированном объеме, оказываемую без взимания платы в соответствии с программой государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи.
Медицинская помощь организуется и оказывается в соответствии с порядками оказания медицинской помощи, обязательными для исполнения на территории Российской Федерации всеми медицинскими организациями, а также на основе стандартов медицинской помощи, за исключением медицинской помощи, оказываемой в рамках клинической апробации (ст.37 Федерального закона №323-ФЗ).
Согласно п.5 ч.1 ст.29 названного Федерального закона, организация охраны здоровья осуществляется путем обеспечения определенных категорий граждан Российской Федерации лекарственными препаратами, медицинскими изделиями и специализированными продуктами лечебного питания в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Статьей 6.1 Федерального закона от 17 июля 1999 г. N 178-ФЗ определены категории граждан, имеющих право на получение государственной социальной помощи в виде набора социальных услуг. К числу таких граждан отнесены инвалиды.
В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 6.2 названного Федерального закона в состав набора социальных услуг включена социальная услуга по обеспечению в соответствии со стандартами медицинской помощи необходимыми лекарственными препаратами для медицинского применения в объеме не менее, чем это предусмотрено перечнем жизненно необходимых и важнейших лекарственных препаратов, сформированным в соответствии с Федеральным законом от 12 апреля 2010 года N 61-ФЗ "Об обращении лекарственных средств", по рецептам на лекарственные препараты, медицинскими изделиями по рецептам на медицинские изделия, а также специализированными продуктами лечебного питания для детей-инвалидов.
В соответствии с ч.3 ст.80 Федерального закона №323-ФЗ при оказании медицинской помощи в рамках программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи и территориальных программ государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи не подлежат оплате за счет личных средств граждан:
- оказание медицинских услуг, назначение и применение лекарственных препаратов, включенных в перечень жизненно необходимых и важнейших лекарственных препаратов, медицинских изделий, компонентов крови, лечебного питания, в том числе, специализированных продуктов лечебного питания, по медицинским показаниям в соответствии со стандартами медицинской помощи;
- назначение и применение по медицинским показаниям лекарственных препаратов, не входящих в перечень жизненно необходимых и важнейших лекарственных препаратов, - в случаях их замены из-за индивидуальной непереносимости, по жизненным показаниям.
Назначение и применение лекарственных препаратов, медицинских изделий и специализированных продуктов лечебного питания, не входящих в соответствующий стандарт медицинской помощи, допускаются в случае наличия медицинских показаний (индивидуальной непереносимости, по жизненным показаниям) по решению врачебной комиссии.
В соответствии со ст. 26.3.1 Федерального закона от 06.10.1999 г. N184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъекта Российской Федерации" органы государственной власти субъекта Российской Федерации вправе устанавливать за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации (за исключением финансовых средств, передаваемых из федерального бюджета бюджету субъекта Российской Федерации на осуществление целевых расходов) дополнительные меры социальной поддержки и социальной помощи для отдельных категорий граждан вне зависимости от наличия в федеральных законах положений, устанавливающих указанное право.
Постановлением Губернатора Владимирской области от 15.02.2012г. №147 «О мерах социальной поддержки отдельных категорий населения при оказании медико-социальной помощи и лекарственном обеспечении» утверждено «Положение о порядке предоставления и финансирования мер социальной поддержки по лекарственному обеспечению отдельных категорий населения области за счет средств областного бюджета».
В соответствии с п.1 данного Положения устанавливается порядок предоставления и финансирования мер социальной поддержки по обеспечению отдельных групп населения Владимирской области лекарственными препаратами и изделиями медицинского назначения (далее - лекарственные препараты) при оказании амбулаторно-поликлинической медицинской помощи за счет средств областного бюджета (далее - меры социальной поддержки).
Согласно подп. 2.1 пункта 2 указанного Положения, бесплатно лекарственными препаратами обеспечиваются граждане, страдающие заболеваниями, указанными в Перечне групп населения и категорий заболеваний, при амбулаторном лечении которых лекарственные средства и изделия медицинского назначения отпускаются по рецептам врачей бесплатно, утвержденном постановлением Правительства Российской Федерации от 30.07.1994 N 890 «О государственной поддержке развития медицинской промышленности и улучшении обеспечения населения и учреждений гражданам бесплатно за счет соответствующего бюджета страховых взносов и других поступлений».
Департамент здравоохранения Владимирской области ежегодно определяет объем финансовых средств на предоставление мер социальной поддержки в пределах ассигнований, выделяемых департаменту здравоохранения на соответствующий год.
В соответствии с Положением о Департаменте здравоохранения Владимирской области, утвержденным постановлением Губернатора Владимирской области №43 от 27.01.2006, Департамент является органом исполнительной власти, проводящим государственную политику в сфере здравоохранения по полномочиям, возложенным на администрацию области и осуществляющим исполнительно-распорядительные функции в данной сфере деятельности на всей территории области.
В силу раздела 2 Положения организация обеспечения граждан лекарственными препаратами и медицинскими изделиями, организация оказания населению Владимирской области первичной медико-санитарной помощи, специализированной, в том числе, высокотехнологичной, медицинской помощи, скорой, в том числе скорой специализированной, медицинской помощи и паллиативной медицинской помощи в медицинских организациях, подведомственных Департаменту; организация обеспечения граждан лекарственными препаратами и специализированными продуктами лечебного питания для лечения заболеваний, включенных в перечень жизнеугрожающих и хронических прогрессирующих редких (орфанных) заболеваний, приводящих к сокращению продолжительности жизни гражданина или инвалидности, предусмотренный Федеральным законом №323-ФЗ от 21.11.2011; организация предоставления отдельным категориям граждан мер социальной поддержки, предусмотренных законодательством Владимирской области и обеспечения указанных лиц лекарственными препаратами отнесены к полномочиям Департамента.
Пунктом 9 Положения о порядке предоставления и финансирования мер социальной поддержки по лекарственному обеспечению отдельных категорий населения области за счет средств областного бюджета, утвержденного постановлением Губернатора Владимирской обл. от 15.02.2012 N 147 "О мерах социальной поддержки отдельных категорий населения при оказании медицинской помощи и лекарственном обеспечении" предусмотрено, что в целях своевременного обеспечения граждан, имеющих право на меры социальной поддержки лекарственными препаратами и изделиями медицинского назначения при оказании амбулаторно-поликлинической медицинской помощи, учреждения здравоохранения в пределах лимитов бюджетных обязательств и объемов субсидий на иные цели на обеспечение мер социальной поддержки отдельных категорий граждан по зубопротезированию и лекарственному обеспечению осуществляют в установленном законодательством порядке подготовку документов, необходимых для осуществления закупок, и направляют их уполномоченному органу Владимирской области, осуществляющему полномочия на определение поставщиков (подрядчиков, исполнителей), обеспечивают своевременное заключение гражданско-правовых договоров бюджетных учреждений на поставку товаров, выполнение работ, оказание услуг по итогам закупок, а также контроль за их исполнением.
Распоряжением Департамента здравоохранения Владимирской области №52 от 27.01.2021 с 01.01.2021 утверждено распределение ассигнований на предоставление субсидий и иные цели для своевременного обеспечения лекарственными средствами и изделиями медицинского назначения, в т.ч. вновь выявленных граждан, имеющих право на меры социальной поддержки, а также граждан, которым изменена схема лечения и в иных случаях, обоснованных решением врачебной комиссии, ГКУЗ Владимирской области «Центр по осуществлению закупок товаров, работ и услуг в сфере здравоохранения Владимирской области», основной целью деятельности которого является закупка, прием, хранение лекарственных препаратов, медицинских изделий, а также специализированных продуктов питания, в т.ч. для льготной категории граждан, и отпуск уполномоченной фармацевтической организации.
В соответствии с Указом Губернатора Владимирской области от 17.10.2022 N165 от 17.10.2022 с 01.01.2023 Департамент здравоохранения Владимирской области переименован в Министерство здравоохранения Владимирской области.
В соответствии с Положением, утвержденным Указом Губернатора Владимирской области от 05.12.2022 N242 Министерство здравоохранения Владимирской области является органом исполнительной власти области, осуществляющим функции по выработке и реализации единой государственной политики на территории Владимирской области, государственному управлению и нормативно-правовому регулированию в сфере здравоохранения в соответствии с федеральным законодательством и законодательством Владимирской области и правопреемником Департамента здравоохранения Владимирской области, Владимирской области, к полномочиям которого отнесены, в т.ч. организация обеспечения граждан лекарственными препаратами и медицинскими изделиями.
Согласно статье 15 Гражданского кодекса Российской Федерации лицо, право которого нарушено, может требовать полного возмещения причиненных ему убытков, если законом или договором не предусмотрено возмещение убытков в меньшем размере.
Под убытками понимаются расходы, которые лицо, чье право нарушено, произвело или должно будет произвести для восстановления нарушенного права, утрата или повреждение его имущества (реальный ущерб), а также неполученные доходы, которые это лицо получило бы при обычных условиях гражданского оборота, если бы его право не было нарушено (упущенная выгода).
Частью 1 ст.1064 ГК РФ предусмотрены общие основания ответственности за причинение вреда, согласно которым вред, причиненный личности или имуществу гражданина подлежит возмещению в полном объеме лицом, причинившим вред.
Судом установлено и материалами дела подтверждается, что Тихонов Александр Николаевич, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, является инвали<...> группы по общему заболеванию; инвалидность установлена бессрочно (л.д. 14), страдает <данные изъяты>
В период с 19.09.2022 по 29.09.2022 Тихонов А.Н. находился на стационарном лечении в пульмонологическом отделении ГБУЗ «ОКБ» с диагнозом: <данные изъяты>. <данные изъяты>. При выписке ему рекомендовано амбулаторное лечение, в т.ч. препаратами «<данные изъяты>» 150 мг 1 капс. 2 раза в день; Кислород 3 л минуту через концетратор 15 часов в сутки.
Заключением ГБУЗ ВО «ОКБ» от 03.10.2022 препарат «<данные изъяты>» рекомендован длительно по 150 мг два раза в день; кислород 3 л в минуту по ночам и ситуационно через носовые канюли; направлен на МСЭК.
29.09.2022 года ЧУЗ «Клиническая больница «РЖД-Медицина» г.Муром» Тихонову А.Н. выписан рецепт на приобретение кислородного концентратора для ингаляций на рецептурном бланке формы №107-1/у, который приобретен истцом за счет собственных денежных средств на сумму 42500 руб., что подтверждается товарным чеком от 30.09.2023 года (л.д. 15-16).
13.10.2022 года ЧУЗ «Клиническая больница «РЖД-Медицина» г.Муром» Тихонову А.Н. выписан на рецептурном бланке формы №148-1/у-88 рецепт серии 17П113 №027110 на лекарственный препарат <данные изъяты> (по МНН <данные изъяты>), который приобретен истцом также за счет собственных денежных средств, что подтверждается кассовым чеком ООО «Медилон-Фармимэкс» от 17.10.2022 года на сумму 160709 руб. 57 коп.
19.12.2022 истцу выписан рецепт серии 1722 №11315781 на лекарственный препарат «<данные изъяты>» на бесплатной основе, сведений об обеспечении которым суду не представлено, в связи с чем 26.12.2022 истец за счет собственных средств приобрел указанный препарат, что подтверждается кассовым и товарным чеком ООО «Медилон-Фармимэкс» от 23.12.2022 года на сумму 157311 руб. 74 коп.
В соответствии с распоряжением Правительства РФ от 12.10.2019 N 2406-р лекарственный препарат «<данные изъяты>» включен в Перечень жизненно необходимых и важнейших лекарственных препаратов для медицинского применения.
Из ответа Департамента здравоохранения Владимирской области от 21.12.2022 следует, что в Департамент из ЧУЗ «КБ «РЖД-Медицина» г.Муром поступил протокол заседания врачебной комиссии о необходимости обеспечения истца лекарственным препаратом «<данные изъяты>» и после завершения закупочных мероприятий и поступления лекарственного препарата в уполномоченный аптечный пункт он будет им обеспечен.
Из объяснений истца в судебном заседании также следует, что лекарственным препаратом <данные изъяты> (по МНН <данные изъяты>) в количестве 1 упаковки он был обеспечен в начале марта 2023 года, т.е. после обращения с иском в суд, что свидетельствует о несвоевременном обеспечении лекарственным препаратом. Доказательств обратного ответчиком суду не представлено.
С учетом изложенного, суд приходит к выводу, что допущенное ответчиком бездействие и непринятие надлежащих мер по обеспечению истца лекарственным препаратом, нарушает его право на медицинскую помощь в гарантированном государством объеме, в связи с чем исковые требования являются обоснованными и подлежащими удовлетворению.
В то же время оснований для возложения на частное учреждение здравоохранения «Клиническая больница РЖД –Медицина г.Муром» обязанности по обеспечению истца лекарственным препаратом, а также возмещению денежных средств, затраченных на приобретение лекарственного препарата и изделия медицинского назначения, суд не находит.
Руководствуясь ст.ст. 194 – 199, 233-237 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л :
исковые требования Тихонова Александра Николаевича удовлетворить частично.
Взыскать с Министерства здравоохранения Владимирской области (ИНН 3327101468) в пользу Тихонова Александра Николаевича, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, уроженца <...> (<данные изъяты>), денежные средства, затраченные на самостоятельное приобретение лекарственных препаратов на сумму 360521 (триста шестьдесят тысяч пятьсот двадцать один) рубль 31 коп.
Обязать Министерство здравоохранения Владимирской области обеспечить Тихонова Александра Николаевича лекарственным препаратом «нинтеданиб» (150 мг 2 раза в день) на период нуждаемости и до его отмены.
В остальной части иска отказать.
Ответчик вправе подать в суд, принявший заочное решение, заявление об отмене этого решения суда в течение семи дней со дня вручения ему копии этого решения.
Ответчиком заочное решение суда может быть обжаловано в апелляционном порядке в течение одного месяца со дня вынесения определения суда об отказе в удовлетворении заявления об отмене этого решения суда.
Иными лицами, участвующими в деле, а также лицами, которые не были привлечены к участию в деле и вопрос о правах и об обязанностях которых был разрешен судом, заочное решение суда может быть обжаловано в апелляционном порядке в течение одного месяца по истечении срока подачи ответчиком заявления об отмене этого решения суда, а в случае, если такое заявление подано, - в течение одного месяца со дня вынесения определения суда об отказе в удовлетворении этого заявления во Владимирский областной суд через Октябрьский районный суд г.Владимира.
Председательствующий судья А.О. Веселова
Заочное решение суда принято в окончательной форме 10.03.2023
Судья А.О. Веселова