Дело №12-9/2021
УИД 21RS0004-01-2021-000049-71
РЕШЕНИЕ
по протесту на постановление по делу
об административном правонарушении
29 марта 2021 г. п.Вурнары Чувашской Республики
Судья Вурнарского районного суда Чувашской Республики-Чувашии Кушникова Н.Г., рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении районного суда протест заместителя прокурора Вурнарского района Чувашской Республики Д.Е.Н. на постановление начальника территориального отдела Управления Роспотребнадзора по Чувашской Республике – Чувашии в г. Канаш № от ДД.ММ.ГГГГ о прекращении производства по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 1 ст. 6.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении директора МБОУ «Большеяушская СОШ им. А.Ф.И.» Вурнарского района Чувашской Республики Ф.Н.П.,
УСТАНОВИЛ:
Постановлением начальника территориального отдела Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Чувашской Республике – Чувашии в г. Канаш (далее территориальный отдел Управления Роспотребнадзора по Чувашской Республике – Чувашии в г. Канаш) К.О.Л. № от ДД.ММ.ГГГГ производство по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 1 ст. 6.7 Кодекса РФ об административных правонарушениях, в отношении директора МБОУ «Большеяушская СОШ им. А.Ф.И.» Ф.Н.П.. прекращено ввиду отсутствия в его действиях (бездействии) состава указанного административного правонарушения.
Не согласившись с указанным постановлением, заместитель прокурора Вурнарского района Чувашской Республики Д.Е.Н. принесла протест, где просит данное постановление отменить и дело об административном правонарушении вернуть на новое рассмотрение в территориальный отдел Управления Роспотребнадзора по Чувашской Республике – Чувашии в г. Канаш.
В обоснование протеста заместитель прокурора Д.Е.Н. указала, что вышеуказанное постановление вынесено с нарушением требований КоАП РФ. Во исполнение поручения прокуратуры Чувашской Республики от ДД.ММ.ГГГГ № прокуратурой Вурнарского района ДД.ММ.ГГГГ с 14 часов 15 минут по 15 часов 00 минут осуществлен мониторинг официальных сайтов муниципальных бюджетных общеобразовательных учреждений района на предмет исполнения требований законодательства при организации питания учащихся. В ходе мониторинга установлено, что вопреки требованиям ч.1 ст.4, п.2 ч.6 ст.28, ч.1 ст.37 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ №273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», ч.1 ст.28 Федерального закона от 30.03.1999 года №52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения», п.п.1, 2 ст.25.2 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ №29-ФЗ «О качестве и безопасности пищевых продуктов» на официальном сайте МБОУ «Большеяушская СОШ им. А.Ф.И.» Вурнарского района Чувашской Республики сведения о ежедневном меню, утвержденном в учреждении, не размещаются. В этой связи ДД.ММ.ГГГГ в отношении директора МБОУ «Большеяушская СОШ им. А.Ф.И.» Вурнарского района Чувашской Республики вынесено постановление о возбуждении производства по делу об административном правонарушении по ч.1 ст.6.7 КоАП РФ. Данное событие не охватывается объективной стороной административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена ч. 1 ст. 6.7 КоАП РФ. Вместе с тем собранные по делу доказательства являлись достаточными для переквалификации действия директора МБОУ «Большеяушская СОШ им. А.Ф.И.» Вурнарского района Чувашской Республики Ф.Н.П. с нарушения санитарно-эпидемиологических требований на нарушение законодательства в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, выразившееся в невыполнении санитарно-гигиенических и противоэпидемических мероприятий, ответственность за которое предусмотрена ч. 1 ст. 6.3 КоАП РФ. По смыслу п. 5 ч. 1 ст. 29.10 КоАП РФ окончательная квалификация вменяемого лицу, привлекаемому к административной ответственности, административного правонарушения определяется судьей, органом, должностным лицом, рассматривающим дело об административном правонарушении по существу, в выносимом им постановлении. Условием, подлежащим обязательному соблюдению при переквалификации совершенного деяния, является условие о подведомственности дела об административном правонарушении с учетом новой квалификации органу, должностное лицо которого рассматривает дело и осуществляет переквалификацию. Каких-либо иных ограничений на осуществление переквалификации совершенного административного правонарушения на стадии рассмотрения дела об этом административном правонарушении, помимо вышеизложенных, КоАП РФ не предусматривает. Ввиду универсальности процессуальных правил рассмотрения дел об административных правонарушениях, которые применяются и судьями, и должностными лицами административных органов, исключение данного правомочия из компетенции административных органов представляется безосновательным. Описанные в постановлении о возбуждении дела об административном правонарушении обстоятельства административного правонарушения достаточны для определения иной квалификации противоправного деяния. При этом составы административных правонарушений, предусмотренных ч. 1 ст. 6.7 и ч. 1 ст. 6.3 КоАП РФ, имеют единый родовой объект посягательства. Поскольку санкция ч. 1 ст. 6.7 КоАП РФ (для должностных лиц- административный штраф в размере от трех тысяч до семи тысяч рублей) предусматривает более строгое наказание в сравнении с санкцией ч. 1 ст. 6.3 КоАП РФ (для должностных лиц- предупреждение или административный штраф в размере от пятисот до одной тысячи рублей), возможность переквалификации деяния не ухудшает положения лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении.
Должностное лицо, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, Ф.Н.П. о времени и месте рассмотрения дела извещена надлежащим образом, представила заявление о рассмотрении протеста без ее участия.
В судебном заседании заместитель прокурора Вурнарского района Чувашской Республики Д.Е.Н. просила протест удовлетворить по изложенным в нем основаниям.
Начальник территориального отдела Управления Роспотребнадзора по Чувашской Республике – Чувашии К.О.Л. просил протест рассмотреть без его участия, оставив его без удовлетворения.
Судья счел возможным рассмотреть протест в отсутствии лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, Ф.Н.П., с учетом ее надлежащего извещения о времени и месте рассмотрения дела.
Ознакомившись с доводами протеста, выслушав заместителя прокурора, изучив материалы дела, прихожу к следующему.
В силу ч. 3 ст. 30.6 КоАП РФ судья, рассматривающий жалобу на постановление по делу об административном правонарушении, не связан с ее доводами и проверяет дело в полном объеме.
Исходя из положений ст. 24.1 КоАП РФ, одной из задач производства по делам об административных правонарушениях является всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела.
Согласно ст. 26.1 КоАП РФ по делу об административном правонарушении выяснению подлежит наличие события административного правонарушения, виновность лица, совершившего административное правонарушение, иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела, а также причины и условия совершения административного правонарушения.
В соответствии с положениями ст. 26.2 КоАП РФ доказательствами по делу об административном правонарушении являются любые фактические данные, на основании которых судья, орган, должностное лицо, в производстве которых находится дело, устанавливают наличие или отсутствие события административного правонарушения, виновность лица, привлекаемого к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела.
Эти данные устанавливаются протоколом об административном правонарушении, иными протоколами, предусмотренными настоящим кодексом, объяснениями лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, показаниями потерпевшего, свидетелей, заключением экспертов, иными документами, а также показаниями специальных технических средств, вещественных доказательств.
В соответствии со ст. 26.11 КоАП РФ судья, члены коллегиального органа, должностное лицо, осуществляющие производство по делу об административном правонарушении, оценивают доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном и объективном исследовании всех обстоятельств дела в их совокупности. Никакие доказательства не могут иметь заранее установленную силу.
Обжалуемое постановление было вынесено ДД.ММ.ГГГГ, его копия была получена прокурором ДД.ММ.ГГГГ Протест на указанное постановление подан ДД.ММ.ГГГГ, т.е. в предусмотренный законом срок.
В соответствии с ч. 1 ст. 6.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях нарушение санитарно-эпидемиологических требований к условиям отдыха и оздоровления детей, их воспитания и обучения, к техническим, в том числе аудиовизуальным, и иным средствам воспитания и обучения, к учебной мебели, а также к учебникам и иной издательской продукции влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от трех тысяч до семи тысяч рублей; на юридических лиц - от тридцати тысяч до семидесяти тысяч рублей.
Объективная сторона данного правонарушения выражается в действиях, которые выражаются в нарушении действующих санитарно-эпидемиологических требований к условиям отдыха и оздоровления детей, их воспитания и обучения, к техническим, в том числе аудиовизуальным, и иным средствам воспитания и обучения, к учебной мебели, а также к учебникам и иной издательской продукции, а также бездействие, состоящее в невыполнении санитарно-гигиенических и противоэпидемических мероприятий.
Из материалов дела следует, что ДД.ММ.ГГГГ помощником прокурора Вурнарского района С.А.В. во исполнение поручения прокуратуры Чувашской Республики от ДД.ММ.ГГГГ № в период времени с 14 часов 15 минут по 15 часов 00 минут осуществлен мониторинг официальных сайтов муниципальных бюджетных общеобразовательных учреждений Вурнарского района на предмет исполнения требований законодательства при организации питания учащихся. В ходе мониторинга установлено, что вопреки требованиям п. 2 ст. 25.2 Федерального закона «О качестве и безопасности пищевых продуктов» на официальном сайте МБОУ «Большеяушская СОШ им. А.Ф.И.» сведения о ежедневном меню, утвержденном в учреждении, не размещаются. О выявленном нарушении помощником прокурора составлена справка.
По результатам проверки постановлением заместителя прокурора Вурнарского района Чувашской Республики от ДД.ММ.ГГГГ в отношении директора МБОУ «Большеяушская средняя общеобразовательная школа им. А.Ф.И.» Ф.Н.П. возбуждено дело об административном правонарушении, предусмотренном ч. 1 ст. 6.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Согласно ч. 1 ст. 37 Федерального закона от 29.12.2012 N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации" организация питания обучающихся возлагается на организации, осуществляющие образовательную деятельность.
Государственная защита прав несовершеннолетних на охрану здоровья, благоприятную окружающую среду гарантируется Конституцией Российской Федерации, Федеральным законом от ДД.ММ.ГГГГ N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" (далее - Закон N 52-ФЗ).
П. 1 ст. 2 Закона N 52-ФЗ установлено, что санитарно-эпидемиологическое благополучие населения обеспечивается посредством обязательного соблюдения гражданами, индивидуальными предпринимателями и юридическими лицами санитарных правил как составной части осуществляемой ими деятельности.
В соответствии с ч. 1 ст. 28 Закона N 52-ФЗ в организациях отдыха и оздоровления детей, дошкольных и других образовательных организациях независимо от организационно-правовых форм должны осуществляться меры по профилактике заболеваний, сохранению и укреплению здоровья обучающихся и воспитанников, в том числе меры по организации их питания, и выполняться требования санитарного законодательства.
Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 23 июля 2008 г. №45 были утверждены СанПиН 2.4.5-2409-08 «Санитарно-эпидемиологические требования к организации питания обучающихся в общеобразовательных учреждениях, учреждениях начального и среднего профессионального образования (далее СанПиН 2.4.5.24009-08).
В соответствии с п. 6.24 СанПиН 2.4.5.2409-08 (в редакции, действующей на момент возникновения обстоятельств, послуживших основанием для возбуждения дела об административном правонарушении) ежедневно в обеденном зале вывешивают утвержденное руководителем образовательного учреждения меню, в котором указываются сведения об объемах блюд и названия кулинарных изделий.
Ч. 1 ст. 25.2 Федерального закона от 02.01.2000 N 29-ФЗ "О качестве и безопасности пищевых продуктов" питание детей, обучающихся по основным общеобразовательным программам, образовательным программам среднего профессионального образования в образовательных организациях, детей, пребывающих в организациях отдыха детей и их оздоровления, а также в иных установленных законодательством Российской Федерации случаях организуется непосредственно указанными организациями и предусматривает в обязательном порядке наличие горячего питания с учетом норм обеспечения питанием детей в организованных детских коллективах, установленных в соответствии с законодательством Российской Федерации.
В соответствии с ч. 2 ст. 25.2 Федерального закона от 02.01.2000 N 29-ФЗ "О качестве и безопасности пищевых продуктов" при организации питания детей в соответствии с пунктом 1 настоящей статьи образовательные организации и организации отдыха детей и их оздоровления обязаны, в том числе размещать на своих официальных сайтах в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" информацию об условиях организации питания детей, в том числе ежедневное меню.
Прекращая производство по делу об административном правонарушении должностное лицо пришло к выводу, что в действиях (бездействии) директора МБОУ «Большеяушская СОШ им. А.Ф.И.» Ф.Н.П. нарушений санитарно – эпидемиологических требований не имеются, поскольку отсутствуют санитарные правила и гигиенические нормативы, регламентирующие обязанность образовательной организации размещать на своих официальных сайтах в информационно – телекоммуникационной сети «Интернет» информацию об условиях организации питания детей, в том числе ежедневное меню. Установлено, что по настоящему делу имело место не предоставление информации путем размещения информационно – телекоммуникационной сети «Интернет».
Между тем, должностное лицо, прекращая производство по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 1 ст. 6.7 Кодекса РФ об административных правонарушениях, не учло разъяснения, содержащиеся в п. 20 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 24 марта 2005 г. N 5 "О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях», из смысла которого следует, что окончательная квалификация вменяемого лицу, привлекаемому к административной ответственности, административного правонарушения определяется судьей, органом, должностным лицом, рассматривающим дело об административном правонарушении по существу, в выносимом им постановлении.
Прекращая производство по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 1 ст. 6.7 Кодекса РФ об административных правонарушениях, должностное лицо установило, что в данном случае имело место не размещение в информационно – телекоммуникационной сети «Интернет» информации о ежедневном меню, то есть установил нарушение ч. 2 ст. 25.2 Федерального закона от 2 января 2000 г. №29-ФЗ «О качестве и безопасности пищевых продуктов», однако не разрешило вопрос о возможности переквалификации деяния (бездействия) лица, привлекаемого к административной ответственности на другую статью (часть статьи) КоАП РФ, предусматривающую состав правонарушения, имеющий единый родовой объект посягательства, допустив тем самым существенные нарушения процессуальных требований Кодекса РФ об административных правонарушениях, которые не позволили всесторонне, полно и объективно рассмотреть дело.
Согласно п. 4 ч. 1 ст. 30.7 Кодекса РФ об административных правонарушениях по результатам рассмотрения жалобы на постановление по делу об административном правонарушении выносится решение об отмене постановления и о возвращении дела на новое рассмотрение судье, в орган, должностному лицу, правомочным рассмотреть дело, в случаях существенного нарушения процессуальных требований, предусмотренных названным Кодексом, если это не позволило всесторонне, полно и объективно рассмотреть дело, а также в связи с необходимостью применения закона об административном правонарушении, влекущем назначение более строгого административного наказания, если потерпевшим по делу подана жалоба на мягкость примененного административного наказания.
Допущенное при рассмотрении дела об административном правонарушении в отношении директора МБОУ «Большеяушская СОШ им. А.Ф.И.» Вурнарского района Чувашской Республики Ф.Н.П. нарушение требований Кодекса РФ об административных правонарушениях является существенным, повлияло на всесторонность, полноту и объективность рассмотрения дела, а также законность принятого постановления, в связи с чем постановление начальника территориального отдела Управления Роспотребнадзора по Чувашской Республике-Чувашии в г.Канаш от ДД.ММ.ГГГГ № о прекращении производства по делу об административном правонарушении в отношении директора МБОУ «Большеяушская СОШ им. А.Ф.И.» Вурнарского района Чувашской Республики Ф.Н.П. подлежит отмене, а дело об административном правонарушении- возвращению на новое рассмотрение в территориальный отдел Управления Роспотребнадзора по Чувашской Республике-Чувашии в г.Канаш.
На основании изложенного, руководствуясь п. 4 ч. 1 ст. 30.7 Кодекса РФ об административных правонарушениях,
РЕШИЛ:
Протест заместителя прокурора Вурнарского района Чувашской Республики удовлетворить.
Постановление начальника территориального отдела Управления Роспотребнадзора по Чувашской Республике-Чувашии в г.Канаш от ДД.ММ.ГГГГ № о прекращении производства по делу об административном правонарушении в отношении директора МБОУ «Большеяушская СОШ им. А.Ф.И.» Вурнарского района Чувашской Республики Ф.Н.П. отменить, дело об административном правонарушении возвратить на новое рассмотрение в территориальный отдел Управления Роспотребнадзора по Чувашской Республике-Чувашии в г.Канаш.
Решение может быть обжаловано в Верховный Суд Чувашской Республики с подачей жалобы в Вурнарский районный суд Чувашской Республики-Чувашии в течение десяти суток со дня вручения или получения копии решения.
Судья Н.Г. Кушникова