Судья Сабирьянов Р.Я. Дело № 7р-123/2023
РЕШЕНИЕ
г. Йошкар-Ола 24 июля 2023 года
Судья Верховного Суда Республики Марий Эл Орлова С.Г.,
при секретаре Кузнецовой М.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании жалобу Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Республике Марий Эл на решение судьи
Йошкар-Олинского городского суда Республики Марий Эл от 2 июня
2023 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 6.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении
Муниципального автономного учреждения «Центр детского здорового питания г. Йошкар-Ола», ИНН 1200001638, ОГРН 1211200003222, юридический <адрес>,
установил:
Постановлением заместителя руководителя Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Республике Марий Эл (далее Управление Роспотребнадзора по Республике Марий Эл, Управление) от 13 марта 2023 года № 18у Муниципальное автономное учреждение «Центр детского здорового питания г. Йошкар-Ола» (далее МАУ «Центр детского здорового питания г. Йошкар-Ола», Центр) признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 6.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее – КоАП РФ), с назначением наказания в виде административного штрафа в размере 30 000 рублей.
Решением судьи Йошкар-Олинского городского суда Республики Марий Эл от 2 июня 2023 года указанное постановление по жалобе МАУ «Центр детского здорового питания г. Йошкар-Ола» отменено, производство по делу прекращено на основании пункта 2 части 1 статьи 24.5 КоАП РФ в связи с отсутствием состава административного правонарушения.
Управление Роспотребнадзора по Республике Марий Эл подало жалобу в Верховный Суд Республики Марий Эл, в которой просит отменить решение судьи. Указывает, что МАУ «Центр детского здорового питания
г. Йошкар-Ола» с образовательными учреждениями заключены контракты на оказание услуг по организации горячего питания, следовательно, учреждения, оказывающие непосредственную образовательную деятельность, при заключении контрактов возложили обязанность по обеспечению надлежащим питанием учащихся на МАУ «Центр детского здорового питания г. Йошкар-Ола», которое не приняло всех зависящих мер по соблюдению требований в части организации питания в соответствии с санитарными нормами и правилами. Согласно СанПиН 2.3/2.4.3590-20 сосиски не входят в обязательный набор продуктов для детей в общеобразовательных учреждениях. Включение данным СанПиН колбасных изделий в наборы пищевой продукции в организации питания детей-сирот не свидетельствуют о том, что при организации питания детей в образовательных учреждениях разрешаются сосиски.
В судебном заседании представитель Управления Роспотребнадзора по Республике Марий Эл Ельмакова Н.А. доводы жалобы поддержала, представитель МАУ «Центр детского здорового питания г. Йошкар-Ола» Шишкина Е.С. с жалобой не согласилась, просила решение судьи оставить без изменения.
Выслушав представителей сторон, изучив доводы жалобы, исследовав материалы дела, материал об административном правонарушении, прихожу к следующему.
Частью 1 статьи 6.7 КоАП РФ предусмотрена ответственность за нарушение санитарно-эпидемиологических требований к условиям отдыха и оздоровления детей, их воспитания и обучения, к техническим, в том числе аудиовизуальным, и иным средствам воспитания и обучения, к учебной мебели, а также к учебникам и иной издательской продукции.
Статьей 11 Федерального закона от 30 марта 1999 года № 52-ФЗ
«О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» (далее – Закон №52-ФЗ) установлено, что индивидуальные предприниматели и юридические лица в соответствии с осуществляемой ими деятельностью обязаны выполнять требования санитарного законодательства.
В силу части 1 статьи 39 Закона № 52-ФЗ на территории Российской Федерации действуют федеральные санитарные правила, утвержденные федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим федеральный государственный санитарно-эпидемиологический надзор, в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
Соблюдение санитарных правил является обязательным для граждан, индивидуальных предпринимателей и юридических лиц (часть 3 статьи 39 Закона 52-ФЗ).
Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 27 октября 2020 года № 32 утверждены 2.3/2.4.3590-20 «Санитарно- эпидемиологические требования к организации общественного питания населения», пунктом 8.1.2 которых предусмотрено, что в организованных детских коллективах общественное питание детей должно осуществляться посредством реализации основного (организованного) меню, включающего горячее питание, дополнительного питания, а также индивидуальных меню для детей, нуждающихся в лечебном и диетическом питании с учетом требований, содержащихся в приложениях №№ 6-13 к настоящим Правилам. В организованных детских коллективах в детских организациях исключение горячего питания из меню, а также замена его буфетной продукцией, не допускаются. Меню должно предусматривать распределение блюд, кулинарных, мучных, кондитерских и хлебобулочных изделий по отдельным приемам пищи (завтрак, второй завтрак, обед, полдник, ужин, второй ужин) с учетом требований, изложенных в пунктах 8.1.2.1 – 8.1.2.8.
В соответствии с абзацем 4 статьи 1 Федерального закона от 2 января 2020 года № 29-ФЗ «О качестве и безопасности пищевых продуктов» под горячим питанием понимается здоровое питание, которым предусматривается наличие горячих первого и второго блюд или второго блюда в зависимости от приема пищи, в соответствии с санитарно-эпидемиологическими требованиями.
Приложением № 6 к СанПиН 2.3/2.4.3590-20 установлен перечень пищевой продукции, которая не допускается при организации питания детей, в пункте 21 которого указаны сырокопченые мясные гастрономические изделия и колбасы.
Как следует из представленных материалов, Управлением Роспотребнадзора по Республике Марий Эл на основании решения руководителя Управления от 31 марта 2022 года № 74 в рамках Федерального государственного санитарно-эпидемиологического контроля (надзора) в отношении МАУ «Центр детского здорового питания г. Йошкар-Ола» проведена плановая выездная проверка, в ходе которой в деятельности Центра выявлены нарушения санитарно-эпидемиологических требований к организации питания детей, обучающихся в общеобразовательных учреждениях, которые отражены в акте выездной проверки № 74 от 28 февраля 2023 года, и выразились согласно названному акту в следующем:
1. Не обеспечена возможность организации горячего питания в виде обедов при нахождении обучающихся во вторую смену, не соблюдаются физиологические потребности организма, соответствующего времени пребывания учащихся в образовательном учреждении в период с 1 октября 2022 года до 17 февраля 2023 года:
- при обучении и нахождении учащихся МОУ «Лицей № 11
им. Т.И. Александровой г.Йошкар-Олы» 3а, 3б, 3в, 3г, 4а, 4б, 4в, 4г
с 13 час. 30 мин. до 17 час.40 мин. организован только бесплатный завтрак, приём пищи осуществлялся в 14 час. 10 мин., в 15 час. 20 мин.;
- при обучении и нахождении учащихся МБОУ «СОШ № 12
г. Йошкар-Олы» 3а, 4а, 4б с 13 час. 30 мин. до 17 час. 00 мин. организован только бесплатный завтрак, приём пищи осуществлялся в 13 час.40 мин.,
- при обучении и нахождении учащихся МБОУ «Образовательный комплекс «Школа №29 г. Йошкар-Олы имени Героя Российской Федерации Дамира Эдуардовича Шаймарданова» 3а, 3д, 3е, 3г, 4а, 4д, 4е, 4г
с 13 час. 15 мин. до 17 час. 20 мин. организован только бесплатный завтрак, приём пищи осуществлялся в 13 час.05 мин., в 14 час. 25 мин.;
- при обучении и нахождении учащихся МОУ «Средняя общеобразовательная школа № 20 г. Йошкар-Олы» 2-4-х классов
с 12 час. 50 мин. до 17 час. 00 мин. организован только бесплатный завтрак, приём пищи осуществлялся в 14 час.20 мин.;
- при обучении и нахождении учащихся МАОУ «Гимназия № 26
им. Андре Мальро» 3а, 36, 3в, 3г, 4а, 46, 4в, 4г классов с 13 час. 30 мин. до 17 час. 30 мин. организован только бесплатный завтрак, приём пищи осуществлялся в 13 час. 20 мин., в 14 час. 25 мин.;
- при обучении и нахождении учащихся МБОУ «Средняя общеобразовательная школа № 16 г. Йошкар-Олы» 2а, 2б, 2в, 2г, 2д, 4а, 4б, 4в, 4г классов с 13 час. 10 мин. до 16 час. 25 мин. организован только бесплатный завтрак, приём пищи осуществлялся в 12 час.50 мин.;
- при обучении и нахождении учащихся МБОУ «Гимназия №14
г. Йошкар-Олы» 3а, 36, 3в, 3д, 3е, 4а, 46, 4в, 4д, 4е, классов с 12 час. 10 мин. до 17 час. 10 мин. организован только бесплатный завтрак, приём пищи осуществлялся в 13 час.50 мин. и в 13 час. 50 мин.;
- при обучении и нахождении учащихся МБОУ «Средняя общеобразовательная школа №27 г. Йошкар-Олы» 3а, 36, 3в, 3г, 3д, 3е, 4а, 46, 4в, 4д, 4е, 4г с 13 час. 00 мин. до 18 час. 40 мин. организован только бесплатный завтрак, приём пищи осуществлялся в 14 час. 40 мин., и
в 15 час. 30 мин.
2. Не обеспечен контроль за поставкой пищевой продукции и продовольственного сырья на пищеблоки общеобразовательных учреждений, при организации питания детей допущена продукция, включенная в перечень пищевой продукции, которая не допускается:
- на пищеблок по <адрес>
МОУ «Лицей № 11 им. Т.И. Александровой г. Йошкар-Олы» 14 февраля
2023 года из МАУ «Центр детского здорового питания г. Йошкар-Олы» поступила пищевая продукция, а именно: сосиски молочные, производства ОАО «Йошкар-Олинский мясокомбинат» в количестве 12 кг, которые 15 февраля 2023 года в остатке 11 кг 500 гр. хранились в холодильнике пищеблока по указанному адресу;
- на пищеблоке по <адрес> МБОУ «Образовательный комплекс «Школа №29 г. Йошкар-Олы» имени Героя Российской Федерации Дамира Эдуардовича Шаймарданова»
14 февраля 2023 года через буфет реализовывалась пищевая продукция, «сосиска в тесте».
Указанные обстоятельства послужили основанием для составления
28 февраля 2023 года в отношении МАУ «Центр детского здорового питания г. Йошкар-Ола» протокола об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 6.7 КоАП РФ, и последующего его привлечения к административной ответственности по указанной статье.
При рассмотрении жалобы МАУ «Центр детского здорового питания
г. Йошкар-Ола» судья городского суда, прекращая производство по делу на основании пункта 2 части 1 статьи 24.5 КоАП РФ, с учетом установленных по делу обстоятельств пришел к выводам о том, что Центр, осуществляющий услуги в рамках заключенных с муниципальными образовательными организациями контрактов, не является субъектом правонарушения; перечень пищевой продукции, которая не допускается при организации питания детей, не содержит запрета на использование при организации питания детей варенных колбасных изделий, к которым относится пищевая продукция «сосиски молочные», «сосиска в тесте».
Выводы судьи городского суда об отсутствии в действиях МАУ «Центр детского здорового питания г. Йошкар-Ола» состава правонарушения изложены с приведением убедительных мотивов принятого решения. Оснований для переоценки выводов, изложенных в судебном решении, не имеется.
В соответствии со статьей 24.1 КоАП РФ задачами производства по делам об административных правонарушениях являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом, обеспечение исполнения вынесенного постановления, а также выявление причин и условий, способствовавших совершению административных правонарушений. При этом статьей 26.1 КоАП РФ к обстоятельствам, подлежащим обязательному выяснению по делу об административном правонарушении, отнесены виновность лица в совершении правонарушения и иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела, а также причины и условия совершения административного правонарушения.
Вышеприведенные положения КоАП РФ во взаимосвязи со статьей 2.1 названного Кодекса, закрепляющей общие основания привлечения к административной ответственности и предусматривающей необходимость доказывания наличия в действиях (бездействии) физического (юридического) лица признаков противоправности и виновности, и статьей 26.11 КоАП РФ о законодательно установленной обязанности судьи, других органов и должностных лиц, осуществляющих производство по делу об административном правонарушении, оценивать доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном и объективном исследовании всех обстоятельств дела в их совокупности, направлены на обеспечение вытекающих из Конституции Российской Федерации общепризнанных принципов юридической ответственности и имеют целью исключить возможность необоснованного привлечения к административной ответственности граждан, должностных лиц, юридических лиц при отсутствии их вины.
Объективная сторона рассматриваемого административного правонарушения состоит в нарушении санитарно-эпидемиологических требований к условиям воспитания и обучения детей, обучающихся в общеобразовательных учреждениях, в том числе к организации питания детей в таких учреждениях.
В соответствии с пунктом 1 статьи 28 Закона № 52-ФЗ в организациях отдыха и оздоровления детей, дошкольных и других образовательных организациях независимо от организационно-правовых форм должны осуществляться меры по профилактике заболеваний, сохранению и укреплению здоровья обучающихся и воспитанников, в том числе меры по организации их питания, и выполняться требования санитарного законодательства.
В силу пункта 15 части 3, пункта 2 части 6 статьи 28 Федерального закона от 29 декабря 2012 года № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (далее Закон № 273-ФЗ) к компетенции образовательной организации в установленной сфере деятельности относятся, в том числе, создание необходимых условий для охраны и укрепления здоровья, организации питания обучающихся образовательной организации; образовательная организация обязана создавать безопасные условия обучения, в том числе при проведении практической подготовки обучающихся, а также безопасные условия воспитания обучающихся, присмотра и ухода за обучающимися, их содержания в соответствии с установленными нормами, обеспечивающими жизнь и здоровье обучающихся.
В соответствии с частями 1 и 2.1 статьи 37 Закона № 273-ФЗ, организация питания обучающихся возлагается на организации, осуществляющие образовательную деятельность; обучающиеся по образовательным программам начального общего образования в государственных и муниципальных образовательных организациях обеспечиваются учредителями таких организаций не менее одного раза в день бесплатным горячим питанием, предусматривающим наличие горячего блюда, не считая горячего напитка, за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации, местных бюджетов и иных источников финансирования, предусмотренных законодательством Российской Федерации.
Как следует из материалов дела, 29 декабря 2022 года, 9 января 2023 года, 1 февраля 2023 года между муниципальными образовательными учреждениями: МАОУ «Гимназия № 26 им. Андре Мальро», МОУ «Лицей № 11 им. Т.И. Александровой г.Йошкар-Олы», МБОУ «СОШ № 12 г. Йошкар-Олы», МБОУ «Образовательный комплекс «Школа №29 г. Йошкар-Олы», МБОУ «Средняя общеобразовательная школа № 20 г. Йошкар-Олы», МБОУ «Средняя общеобразовательная школа № 16 г. Йошкар-Олы», МБОУ «Гимназия №14 г. Йошкар-Олы», МБОУ «Средняя общеобразовательная школа №27 г. Йошкар-Олы» (Заказчики) и МАУ «Центр детского здорового питания г. Йошкар-Ола» (Исполнитель) заключены договоры, контракты по организации горячего питания обучающихся 1-4 классов.
Согласно содержанию контрактов и приложений к ним по заданию заказчика установлено одноразовое питание обучающихся 1-4 классов в объеме одного горячего блюда и одного горячего напитка в день в соответствии с положениями части 2.1 статьи 37 Закона № 273-ФЗ. Стоимость питания в контрактах (договорах) в указанном объеме определена в размере 63 рублей.
Таким образом МАУ «Центр детского здорового питания
г. Йошкар-Олы» осуществляет услуги в рамках заключенных контрактов (договоров), условия которых определены заказчиками – муниципальными образовательными учреждениями, на которых возлагается организация питания обучающихся.
Следовательно, как верно установил судья районного суда, при указанных обстоятельствах МАУ «Центр детского здорового питания г. Йошкар-Олы» не является субъектом вмененного административного правонарушения.
Также судьей первой инстанции с учетом положений Приложения № 6, таблицы 3 Приложения № 7 к СанПиН 2.3/2.4.3590-20, пункта 2.1 раздела 4 ГОСТ 33673-2015 «Изделия колбасные вареные. Общие технические условия», утвержденного приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 18 мая 2016 года № 351-ст, правильно установлено, что колбасные изделия в виде сосисок не отнесены к пищевой продукции, которая не допускается при организации питания детей.
Несогласие должностного лица административного органа с изложенными в решении судьи выводами не свидетельствует о том, что при рассмотрении дела в суде первой инстанции были допущены существенные нарушения Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, не позволившие всесторонне, полно и объективно рассмотреть дело.
Оснований для отмены судебного акта не имеется.
При таких обстоятельствах жалоба должностного лица Управления Роспотребнадзора по Республике Марий Эл на решение судьи
Йошкар-Олинского городского суда от 2 июня 2023 года удовлетворению не подлежит.
Руководствуясь статьями 30.6-30.9 КоАП РФ, судья
решил:
решение судьи Йошкар-Олинского городского суда от 2 июня
2023 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 6.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении Муниципального автономного учреждения «Центр детского здорового питания г. Йошкар-Ола» оставить без изменения, жалобу Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Республике Марий Эл – без удовлетворения.
Судья С.Г. Орлова