Судья: Богатырев О.Н. адм.дело № 33а-11334/2020
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
03 ноября 2020 года г.Самара
Судебная коллегия по административным делам Самарского областного суда в составе:
председательствующего Хлыстовой Е.В.,
судей Житниковой О.В., Захарова С.В.,
при секретаре Петровой А.В.
рассмотрела в открытом судебном заседании административное дело № 2а-2-170/2020 по административному иску Межрайонной ИФНС России № 17 по Самарской области к Кабасакалову Игорю Дмитриевичу о взыскании пени, начисленных на сумму налога по транспортному налогу, по налогу на имущество физических лиц, по земельному налогу с физических лиц, по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование, по страховым взносам на обязательное медицинское страхование,
Заслушав доклад судьи Самарского областного суда Хлыстовой Е.В., судебная коллегия
установила:
Представитель административного истца МИФНС России № 17 по Самарской области обратился в Исаклинский районный суд Самарской области с административным иском к ответчику Кабасакалову И.Д., указал, что Кабасакалов И.Д. является плательщиком страховых взносов на обязательное пенсионное и медицинское страхование, налога на имущество, транспортного налога, земельного налога, однако обязанность по уплате начисленных налогов им не исполнена, начислены пени на общую сумму 13 393,91 руб., в адрес Кабасакалова И.Д. И.В. направлены требования об уплате пени, оставленное им без внимания.
С учетом уточнений налоговый орган просил взыскать с Кабасакалова И.Д. пени, начисленные на сумму налога на имущество физических лиц, по транспортному налогу, по земельному налогу, по страховым взносам в размере задолженность по обязательным платежам в сумме 6 827 рублей 84 копейки, из них: по требованию от 12 апреля 2019г. № 10400: пени по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование в фиксированном размере, в ПФ РФ на выплату страховой пенсии с 01 января 2017г. прочие начисления год 2017г. - 36 руб. 14 коп. (с 20 февраля 2019г. по 11 апреля 2019г.), пени по страховым взносам на обязательное медицинское страхование в фиксированном размере в Федеральный фонд ОМС с 01 января 2017г. прочие начисления год 2017г. - 8 руб. 48 коп. (с 20 февраля 2019г. по 11 апреля 2019г.); по требованию от 10 июля 2019г. №18554: транспортный налог с физических лиц: пени - 14 руб. 11 коп. (с 04 декабря 2018г. по 11 декабря 2018г.) ОКТМО 36646432, налог на имущество физических лиц, взимаемый по ставкам, применяемым к объектам налогообложения, расположенным в границах сельских поселений: пени 4 374 руб. 49 коп. (с 04 декабря 2018г. по 09 июля2019г.) ОКТМО 36646432; налог, взимаемый с налогоплательщиков, выбравших в качестве объекта налогообложения доходы: пени -344 руб. 33 коп. (с 28 января 2019г. по 09 июля 2019г.) ОКТМО 36646432; пени по земельному налогу с физических лиц, обладающих земельным участком, расположенным в границах сельских поселений -645 руб. 70 коп. (с 01 января 2016г. по 11 марта 2019г.) ОКТМО 36646419; пени по земельному налогу с физических лиц, обладающих земельным участком, расположенным в границах сельских поселений -452 руб. 94 коп. (с 01 января 2016г. по 11 марта 2019г.) ОКТМО 36646424; пени по земельному налогу с физических лиц, обладающих земельным участком, расположенным в границах сельских поселений -274 руб. 23 коп. (с 01 января 2016г. по 16 января 2019г.) ОКТМО 36646419; пени по земельному налогу с физических лиц, обладающих земельным участком, расположенным в границах сельских поселений -177 руб. 74 коп. (с 01 января 2016г. по 16 января 2019г.) ОКТМО 36646424; пени по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование в фиксированном размере, в ПФ РФ на выплату страховой пенсии с 01 января 2017г. прочие начисления год 2017г. - 63 руб. 74 коп. (с 20 февраля 2019г. по 09 июля 2019г.) ОКТМО 36646432; пени по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование в фиксированном размере, в ПФ РФ на выплату страховой пенсии с 01 января 2017г. прочие начисления год 2017г. - 361 руб. 82 коп. (с 28 января 2019г. по 09 июля 2019г.) ОКТМО 36646432; страховые взносы на обязательное медицинское страхование в фиксированном размере в Федеральный фонд ОМС с 01 января 2017г. прочие начисления год 2017г. пени - 14 руб. 95 коп. (с 20 февраля 2019г. по 09 июля 2019г.) ОКТМО 36646432; страховые взносы на обязательное медицинское страхование в фиксированном размере в Федеральный фонд ОМС с 01 января 2017 г. прочие начисления 2017 г. пени- 59 руб. 17 коп. (с 28 января 2019 г. по 09 июля 2019 г.) ОКТМО 36646432.
Решением Исаклинского районного суда Самарской области от 06 августа 2020 г. требования налогового органа требования удовлетворены, с Кабасакалова И.Д. взыскана задолженность по обязательным платежам в сумме 6827,84 руб., а также с Кабасакалова И.Д. в доход государства взыскана государственная пошлина в размере 400 руб. (л.д. 86-94).
В апелляционной жалобе Кабасакалов И.Д. выражает несогласие с решением, ставит вопрос о его отмене как постановленного с нарушением норм процессуального и материального права (л.д. 100-102).
Основаниями для отмены решения в апелляционном порядке являются обстоятельства, перечисленные в статье 310 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее – КАС РФ).
Изучив доводы апелляционной жалобы, проверив материалы дела, судебная коллегия полагает решение суда первой инстанции не подлежащим отмене ввиду отсутствия оснований, предусмотренных статьей 310 КАС РФ.
В силу статьи 57 Конституции Российской Федерации, статьи 3, подпункта 1 пункта 1 статьи 23 Налогового кодекса Российской Федерации каждый налогоплательщик обязан платить законно установленные налоги и сборы.
В соответствии с частями 1, 2 статьи 286 КАС РФ органы государственной власти, иные государственные органы, органы местного самоуправления, другие органы, наделенные в соответствии с федеральным законом функциями контроля за уплатой обязательных платежей (далее - контрольные органы), вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением о взыскании с физических лиц денежных сумм в счет уплаты установленных законом обязательных платежей и санкций, если у этих лиц имеется задолженность по обязательным платежам, требование контрольного органа об уплате взыскиваемой денежной суммы не исполнено в добровольном порядке или пропущен указанный в таком требовании срок уплаты денежной суммы и федеральным законом не предусмотрен иной порядок взыскания обязательных платежей и санкций.
Административное исковое заявление о взыскании обязательных платежей и санкций может быть подано в суд в течение шести месяцев со дня истечения срока исполнения требования об уплате обязательных платежей и санкций. Пропущенный по уважительной причине срок подачи административного искового заявления о взыскании обязательных платежей и санкций может быть восстановлен судом.
В соответствии со статьей 32 НК РФ налоговые органы обязаны направлять налогоплательщику или налоговому агенту копии акта налоговой проверки и решения налогового органа, а также в случаях, предусмотренных Налоговым кодексом, налоговое уведомление и требование об уплате налога и сбора.
Согласно статье 45 Налогового кодекса Российской Федерации налогоплательщик обязан самостоятельно исполнять обязанность по уплате налога, если иное не предусмотрено законодательством о налогах и сборах. Обязанность по уплате налога должна быть выполнена в срок, установленный законодательством о налогах и сборах. Налогоплательщик вправе исполнить обязанность по уплате налога досрочно. Неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанности по уплате налога является основанием для направления налоговым органом или таможенным органом налогоплательщику требования об уплате налога.
На основании статьи 19 НК РФ налогоплательщиками признаются организации и физические лица, на которые возложена обязанность уплачивать налоги и сборы.
В соответствии с пунктами 1 и 4 статьи 69 НК РФ требованием об уплате налога признается извещение налогоплательщика о неуплаченной сумме налога, а также об обязанности уплатить в установленный срок неуплаченную сумму налога.
Требование об уплате налога должно быть исполнено в течение восьми дней с даты получения указанного требования, если более продолжительный период времени для уплаты налога не указан в этом требовании.
Статьей 72 НК РФ установлено, что исполнение обязанности по уплате налогов и сборов может обеспечиваться пеней.
Статьей 75 НК РФ предусмотрено, что в случае неуплаты в установленный срок сумм налога, подлежит начислению пени в размере одной трехсотой действующей в это время ставки рефинансирования Центрального банка РФ за каждый календарный день просрочки исполнения обязанности по уплате налога, начиная со следующего за установленным законодательством о налогах и сборах для уплаты налога.
Согласно частям 1, 2 статьи 16 Федерального закона РФ от 24.07.2009 года № 212-ФЗ «О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования и территориальные фонды обязательного медицинского страхования» расчет сумм страховых взносов, подлежащих уплате за расчетный период, исчисляется плательщиками страховых взносов самостоятельно. Страховые взносы уплачиваются за расчетный период не позднее 31 декабря текущего года. Под расчетным периодом по страховым взносам, признается календарный год.
Согласно части 2 статьи 57 Налогового кодекса Российской Федерации при уплате налога, сбора, страховых взносов с нарушением срока уплаты налогоплательщик (плательщик сбора, плательщик страховых взносов) уплачивает пени в порядке и на условиях, предусмотренных настоящим Кодексом.
Принудительное взыскание пеней с физических лиц, не являющихся индивидуальными предпринимателями, производится в порядке, предусмотренном статьей 48 НК РФ.
Требование о взыскании налога, сбора, пеней, штрафов за счет имущества физического лица может быть предъявлено налоговым органом в порядке искового производства не позднее шести месяцев со дня вынесения судом определения об отмене судебного приказа.
Как следует из материалов дела, Кабасакалов И.Д. является плательщиком налога на имущество физических лиц, подоходного и земельного налогов, страховых взносов на обязательное пенсионное страхование, страховых взносов на обязательное медицинское страхование.
В связи с неуплатой Кабасакаловым И.Д. указанных налогов налоговым органом начислена недоимка в размере 13 393 руб., в ходе подготовки дела в суде первой инстанции Кабасакаловым И.Д. была произведена частичная оплата задолженности по пени в заявленный период в размере 6 707 руб., в связи с чем требования административным истцом были уточнены.
Удовлетворяя требования налогового органа о взыскании с Кабасакалова И.Д. пени, начисленные на сумму указанных налогов в заявленном административном истцом размере с учетом уточнения, суд первой инстанции пришел к выводу о наличии основания для этого, проверил и признал правильным расчет взыскиваемой денежной суммы.
Судебная коллегия находит выводы суда правильными, основанными на верном применении норм НК РФ, регулирующих отношения, связанные с уплатой налога на имущество физических лиц.
Довод апелляционной жалобы Кабасакалова И.Д. о том, что обязанность по уплате заявленных Инспекцией пеней по данному делу в общей сумме 13 393,91 рублей исполнена им в полном объеме в процессе рассмотрения дела судом апелляционной инстанции рассмотрен, признан необоснованным по следующим основаниям.
Так, судом апелляционной инстанции установлено, что, действительно, ответчиком 08 и 09 июня 2020 года внесены платежи в общем размере 13393,98 рублей (л.д. 103,104), что налоговым органом и не оспаривалось.
Вместе с тем, часть поступивших от Кабасакалова И.Д. денежных средств в размере 6 566,14 рублей обоснованно зачислено в автоматизированном режиме в счет погашения задолженности за предыдущие налоговые периоды по следующим основаниям.
Так, приказом Минфина России от 12 ноября 2013 года № 107н утверждены Правила указания информации в реквизитах распоряжений о переводе денежных средств в уплату платежей в бюджетную систему Российской Федерации, администрируемых налоговыми органами.
Согласно п. 3 названных Правил распоряжение о переводе денежных средств составляется только по одному коду бюджетной классификации Российской Федерации. В одном распоряжении о переводе денежных средств по одному коду бюджетной классификации Российской Федерации может быть заполнено только одно значение основания платежа, указываемое в соответствии с п. 7 настоящих Правил.
Положениями п. 7 указанных Правил установлено, что в реквизите "106" распоряжения о переводе денежных средств указывается значение основания платежа, которое может принимать следующие значения: "ТП" - платежи текущего года; "ЗД" - добровольное погашение задолженности по истекшим налоговым, расчетным (отчетным) периодам при отсутствии требования налогового органа об уплате налогов (сборов); "БФ" - текущий платеж физического лица - клиента банка (владельца счета), уплачиваемый со своего банковского счета; "ТР" - погашение задолженности по требованию налогового органа об уплате налогов (сборов); "РС" - погашение рассроченной задолженности;
В случае указания в реквизите «106» распоряжения о переводе денежных средств значения ноль («0») налоговые органы при невозможности однозначно идентифицировать платеж самостоятельно относят поступившие денежные средства к одному из указанных выше оснований платежа, руководствуясь законодательством о налогах и сборах.
Судом апелляционной инстанции установлено, что в представленных в материалы дела чек-ордера от 08.06.2020 г. и 09.06.2020 г., действительно не указано, за какой налоговый период произведена оплата, поскольку у Кабасакалова И.Д. имелась задолженность за предыдущие налоговые периоды и часть суммы оплаченного налога в размере 6 686 рублей в автоматизированном режиме была зачтена в счет погашения задолженности за предыдущие налоговые периоды.
Довод апелляционной жалобы, что суд первой инстанции вышел за рамки предъявленных требований судом апелляционной инстанции рассмотрен, признан необоснованным, поскольку предметом иска являлась задолженность Кабасакалова И.Д. по пени по требованию налогового органа № 10400 от 12.04.2019 года, решение о взыскании вынесено в отношении именно данной суммы задолженности по указанному требованию.
Взысканная судом первой инстанции сумма задолженности по пени в размере 6827,84 руб. не является повторно взысканной, поскольку, как ранее было указано, часть оплаченной суммы Кабасакаловым И.Д. в размере 6 686 рублей в автоматизированном режиме была зачтена в счет погашения задолженности за предыдущие налоговые периоды.
Так, согласно карточки расчета с бюджетом (лицевой счет) задолженность пени по имущественному налогу по состоянию на 08.06.2020 года составляла 30325,47 руб. 08.06.2020 года согласно чек-ордеру на сумму 10918,38 руб. в автоматизированном режиме сумма 6543,89 руб. была зачтена в счет погашения задолженности за предыдущие периоды. Остаток задолженности составил по требованию от 10.07.2019 года № 18554 пени по налогу на имущество – в размере 4374,49 руб.
Согласно карточки расчета с бюджетом (лицевой счет) задолженность пени по страховым взносам на обязательное медицинское страхование в фиксированном размере в федеральный фонд ОМС с 01.01.2017 г. по состоянию на 09.06.2020 года составляла 755,94 руб. 09.06.2020 года согласно чек-ордеру на сумму 104, 78 руб. в автоматизированном режиме сумма 22,18 руб. была зачтена в счет погашения задолженности за предыдущие периоды. Остаток задолженности составил по требованию от 10.07.2019 года № 18554 пени по страховым взносам на обязательное медицинское страхование – в размере 59,17 руб.
При этом, административный ответчик Кабасакалов И.Д., заявляя о несогласии с зачетом части оплаченной суммы в счет погашения долгов за предыдущие налоговые периоды, ни в суд первой инстанции, ни в суд апелляционной инстанции доказательств отсутствия задолженности (ее оплаты) за предыдущие налоговые периоды не представил.
Доводы апелляционной жалобы Кабасакалова И.Д. о пропуске налоговым органом срока для обращения в суд являются несостоятельными по следующим основаниям.
Частью 2 статьи 286 КАС РФ установлено, что административное исковое заявление о взыскании обязательных платежей и санкций может быть подано в суд в течение шести месяцев со дня истечения срока исполнения требования об уплате обязательных платежей и санкций.
В соответствии с п. 2 ст. 48 НК РФ заявление о взыскании подается в суд общей юрисдикции налоговым органом в течение шести месяцев со дня истечения срока исполнения требования об уплате налога, сбора, пеней, штрафов.
Так, в соответствии со статьей 48 Налогового кодекса Российской Федерации, в случае неисполнения налогоплательщиком (плательщиком сбора, плательщиком страховых взносов) - физическим лицом, не являющимся индивидуальным предпринимателем, в установленный срок обязанности по уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов налоговый орган (таможенный орган), направивший требование об уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов (налоговый орган по месту жительства физического лица в случае снятия этого лица с учета в налоговом органе, направившем требование об уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов), вправе обратиться в суд с заявлением о взыскании налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов за счет имущества, в том числе денежных средств на счетах в банке, электронных денежных средств, переводы которых осуществляются с использованием персонифицированных электронных средств платежа, драгоценных металлов на счетах (во вкладах) в банке, и наличных денежных средств, этого физического лица в пределах сумм, указанных в требовании об уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, с учетом особенностей, установленных данной статьей (пункт 1).
Согласно пункту 2 этой же статьи Налогового кодекса, заявление о взыскании подается в суд общей юрисдикции налоговым органом (таможенным органом) в течение шести месяцев со дня истечения срока исполнения требования об уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, если иное не предусмотрено настоящим пунктом.
Пропущенный по уважительной причине срок подачи заявления о взыскании может быть восстановлен судом.
Пунктом 3 статьи 48 Налогового кодекса Российской Федерации определено, что требование о взыскании налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов за счет имущества физического лица может быть предъявлено налоговым органом (таможенным органом) в порядке искового производства не позднее шести месяцев со дня вынесения судом определения об отмене судебного приказа.
В соответствии с разъяснениями, изложенными в пункте 20 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации N 41 и Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации N 9 от 11 июня 1999 года "О некоторых вопросах, связанных с введением в действие части первой Налогового кодекса Российской Федерации", при рассмотрении дел о взыскании санкций за налоговое правонарушение либо о взыскании налога (сбора, пени) за счет имущества налогоплательщика - физического лица или налогового агента - физического лица судам необходимо проверять, не истекли ли установленные пунктом 3 статьи 48 или пунктом 1 статьи 115 Кодекса сроки для обращения налоговых органов в суд.
Согласно разъяснениям, содержащимся в пункте 48 Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 27.09.2016 N 36 "О некоторых вопросах применения судами Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации", если в принятии заявления о вынесении судебного приказа было отказано, взыскатель не лишен возможности обратиться в суд в порядке главы 32 КАС РФ в течение шести месяцев с момента истечения срока исполнения требования об уплате обязательного платежа, санкции в добровольном порядке. В данном случае в административном исковом заявлении указываются сведения об отказе в принятии заявления о вынесении судебного приказа; к административному исковому заявлению прилагается соответствующее определение мирового судьи (пункт 2 статьи 48 НК РФ, часть 3 статьи 123.4, часть 1 статьи 286, статья 287 Кодекса).
Как следует из материалов дела, требование № 100400 от 12.04.2019 г. об уплате задолженности по пени страховым взносам устанавливало срок оплаты задолженности до 05.06.2019 дата.
Требование № 18554 от 10.07.2019 г. об уплате задолженности по пени транспортному налогу с физических лиц, земельному налогу, налогу на имущество по страховым взносам устанавливало срок оплаты задолженности до 05.11.2019 г.
Межрайонная ИФНС России № 17 по Самарской области обратилась к мировому судье судебного участка № 160 Исаклинского судебного района Самарской области с заявлением о выдаче судебного приказа.
31.01.2020 года мировым судьей судебного участка судебного участка № 160 Исаклинского судебного района Самарской области вынесен судебный приказ о взыскании с Кабасакалова И.Д. суммы пеней.
Из материалов дела следует, что судебный приказ выдан 31.01.2020 года, с учетом требований части 1 статьи 123.5 КАС Российской Федерации, заявлении о выдаче судебного приказа подано не ранее 29.01.2020 года, то есть с пропуском установленного пунктом 2 статьи 48 Налогового кодекса Российской Федерации шестимесячного срока на обращение в суд.
Однако, анализ изложенных норм права в их совокупности с приведенными разъяснениями Верховного Суда Российской Федерации, позволяет прийти к выводу о том, что суд, рассматривая вопрос о пропуске налоговым органом установленного законом срока на обращение с иском, должен проверить только срок, истекший со дня отмены мировым судьей судебного приказа, и не вправе давать оценку действиям мирового судьи, связанным с выдачей судебного приказа, на предмет их соответствия части 1 и части 3 статьи 123.4 КАС Российской Федерации, поскольку такие действия не предполагают возможности их обжалования в апелляционном порядке.
Мировой судья, установив, что требование налогового органа не является бесспорным, в том числе и по мотиву пропуска установленного статьей 48 НК Российской Федерации срока, был вправе отказать налоговой инспекции в выдаче судебного приказа (п. 3 ч. 3 ст. 123.4 КАС РФ), однако, если такой приказ был выдан, то срок для обращения в суд с административным иском должен исчисляться со дня принятия определения об отмене приказа.
В силу части 3 статьи 123.8 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебный приказ может быть обжалован в порядке, предусмотренном главой 35 этого же Кодекса. Между тем, ответчик распорядился предоставленными ему Кодексом административного судопроизводства Российской Федерации правами по своему личному усмотрению, представив возражения относительно исполнения вынесенного приказа, не обжалуя в кассационном порядке сам приказ.
Исходя из смысла положений статьи 48 Налогового кодекса Российской Федерации, при рассмотрении вопроса о взыскании обязательных платежей и санкций в исковом порядке, правовое значение для исчисления срока обращения в суд имеет дата вынесения определения об отмене судебного приказа, в то время как срок обращения в суд для получения судебного приказа подлежит проверки при рассмотрении соответствующего вопроса мировым судьей судебного участка.
При таких обстоятельствах, установив неисполнение ответчиком обязанности по уплате пени, суд пришел к правильному выводу о взыскании с него недоимки по пени в размере, указанном в налоговом уведомлении.
Доводы жалобы о пропуске налоговым органом срока на обращение в суд, не могут служить основанием для отмены решения суда, так как не свидетельствуют о неправильном определении обстоятельств, имеющих значение для дела, либо ошибочном применении норм права.
Определением мирового судьи судебного участка судебного участка № 160 Исаклинского судебного района Самарской области от 11.02.2020 года судебный приказ от 31.01.2020 года № 2а-150/2020 отменен в связи с поступившими возражениями должника относительно его исполнения.
18.03.2020 г., то есть в течение шести месяцев со дня вынесения судом определения об отмене судебного приказа, Межрайонная ИФНС России № 17 по Самарской области обратилась в суд с настоящим административным иском.
Разрешая заявленные требования, суд первой инстанции правильно определил имеющие значение для дела обстоятельства, выводы суда мотивированы, соответствуют требованиям закона и в апелляционной жалобе не опровергнуты.
Сама по себе иная оценка автором жалобы представленных доказательств и норм действующего законодательства не может служить основанием к отмене правильного по существу решения суда.
При таких обстоятельствах законных оснований для отмены решения суда не имеется.
На основании изложенного, руководствуясь ст. 309 КАС РФ, судебная коллегия по административным делам Самарского областного суда
определила:
Решение Исаклинского районного суда Самарской области от 06 августа 2020 г. оставить без изменения, апелляционную жалобу Кабасакалова И.Д. – без удовлетворения.
Определение суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Шестой кассационный суд общей юрисдикции через Исаклинский районный суд <адрес> в течение шести месяцев со дня его вступления в законную силу.
Председательствующий:
Судьи: