Дело № 2-2129/2024
ЗАОЧНОЕ РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
21 июня 2024 года город Севастополь
Ленинский районный суд города Севастополя в составе председательствующего - судьи Тесля Ю.В., при секретаре – Косовой О.В., с участием истца Дроздова А.Н., представителя истца ФИО6, рассмотрев в открытом судебном заседании в зале суда гражданское дело по иску ФИО3 к Департаменту по имущественным и земельным отношениям <адрес> об установлении факта постоянного проживания на территории города, признании права на получение мер социальной поддержки,
УСТАНОВИЛ:
ФИО3 обратился в Ленинский районный суд <адрес> с исковым заявлением к Департаменту по имущественным и земельным отношениям <адрес>, согласно которому просит установить факт его постоянного проживания на территории <адрес> по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ; признать за ним право на получение мер социальной поддержки как участника специальной военной операции, предусмотренные Законом <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ №-ЗС «О социальной поддержке участников специальной военной операции, членов их семей и членов семей погибших (умерших) участников специальной военной операции в городе Севастополе и о внесении изменений в некоторые законодательные акты <адрес>».
Исковое заявление мотивировано тем, что ФИО3 с 1986 года постоянно проживает на территории <адрес>, в том числе по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ и с ДД.ММ.ГГГГ добровольцем приступил к выполнению задач специальной военной операции на территориях Украины, Донецкой Народной Республики, Луганской Народной Республики.
В силу действующего законодательства, как участник СВО он имеет право на получение земельного участка, однако решением ДИЗО по <адрес> в предоставлении услуги ему отказано, поскольку у него отсутствует постоянная регистрация проживания на территории <адрес>, по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ.
Истец и его представитель в судебном заседании, поддержав доводы искового заявления, просили суд удовлетворить иск в полном объеме.
Ответчик заявления о рассмотрении дела в его отсутствие суду не подавал, письменных возражений на иск не представил, в связи с чем суд, принимая во внимание согласие истца, считает возможным рассмотреть дело в порядке заочного производства по имеющимся в деле доказательствам.
Суд, изучив материалы дела, приходит к выводу, что исковые требования подлежат удовлетворению по следующим основаниям.
Согласно ч. 1 ст. 56 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее - ГПК РФ) каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом.
В соответствии с ч. 2 ст. 15 Земельного кодекса Российской Федерации (далее – ЗК РФ) предусмотрено, что граждане и юридические лица имеют право на равный доступ к приобретению земельных участков в собственность. Земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, могут быть предоставлены в собственность граждан и юридических лиц, за исключением земельных участков, которые в соответствии с настоящим Кодексом, федеральными законами не могут находиться в частной собственности.
Отношения по предоставлению земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, урегулированы главой V.1 Земельного кодекса Российской Федерации, в соответствии с положениями которой предоставление таких земельных участков осуществляется исполнительным органом государственной власти или органом местного самоуправления в пределах их компетенции (статья 39.2).
Пунктом 7 ст. 39.5 ЗК РФ установлено, что предоставление земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, гражданину или юридическому лицу в собственность бесплатно на основании решения уполномоченного органа осуществляется в случае предоставления, кроме прочего, земельного участка иным не указанным в подпункте 6 указанной статьи отдельным категориям граждан и (или) некоммерческим организациям, созданным гражданами, в случаях, предусмотренных федеральными законами, отдельным категориям граждан в случаях, предусмотренных законами субъектов Российской Федерации.
Согласно ч. 1 ст. 2 Закона <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ №-ЗС "О социальной поддержке участников специальной военной операции, членов их семей и членов семей погибших (умерших) участников специальной военной операции в городе Севастополе и о внесении изменений в некоторые законодательные акты <адрес>" (далее – Закон №-ЗС), получателями мер социальной поддержки, устанавливаемых настоящим Законом, являются:
1) участники специальной военной операции - граждане Российской Федерации, проживающие на территории <адрес> по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ, направленные с ДД.ММ.ГГГГ для участия в специальной военной операции на территориях Украины, Донецкой Народной Республики и Луганской Народной Республики, а также с ДД.ММ.ГГГГ на территориях <адрес> и <адрес> (далее - специальная военная операция) или для обеспечения выполнения боевых задач в ходе указанной операции, относящиеся к одной из следующих категорий:
а) проходящие (проходившие) военную службу в Вооруженных Силах Российской Федерации по контракту, службу в подразделениях войск национальной гвардии Российской Федерации и имеющие специальные звания полиции, органах федеральной службы безопасности Российской Федерации, Министерства внутренних дел Российской Федерации, в федеральной противопожарной службе Государственной противопожарной службы, спасательных воинских формированиях или аварийно-спасательных службах и формированиях Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий;
б) призванные на территории <адрес> на военную службу по мобилизации в Вооруженные Силы Российской Федерации и включенные в списки личного состава воинских частей;
в) добровольно прибывшие в Военный комиссариат <адрес>, пункт отбора на военную службу по контракту <адрес>, отобранные ими, заключившие в период проведения специальной военной операции контракт о прохождении военной службы в Вооруженных Силах Российской Федерации и направленные непосредственно с территории <адрес> в воинские части, участвующие в специальной военной операции;
2) члены семей участников специальной военной операции;
3) члены семей погибших (умерших) участников специальной военной операции.
Согласно п. 7 ч. 1 ст. 3 Закона 720-ЗС, участникам специальной военной операции предоставляются следующие меры социальной поддержки в случаях и на условиях, установленных законами <адрес>: предоставление земельных участков, находящихся в государственной собственности <адрес>, в собственность бесплатно в порядке, установленном законодательством <адрес>.
Согласно ст. 4 Закона 720-ЗС, к документам, подтверждающим участие в специальной военной операции или обеспечение выполнения боевых задач в ходе указанной операции и дающим право на получение мер социальной поддержки в соответствии с настоящим Законом, относятся:
1) копия контракта о прохождении военной службы гражданином в Вооруженных Силах Российской Федерации;
2) выписка (справка) из приказа командира (начальника) воинской части, подразделения, штаба, органа, оперативной или иных групп;
3) запись в удостоверении личности, военном билете, трудовой книжке, сведения о трудовой деятельности;
4) командировочное удостоверение, судовая роль, архивная справка, медицинская справка;
5) выписка из истории болезни, а также документ, подтверждающий получение ранения, контузии или увечья, гибель (смерть);
6) решение суда об объявлении гражданина, являвшегося участником специальной военной операции, умершим;
7) реализованный наградной материал.
Суд установил, что истец, являясь участником специальной военной операции, обратился с заявлением о получении мер социальной поддержки.
Абзацем вторым статьи 2 Закона Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ № "О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации" определено, что регистрационный учет граждан Российской Федерации по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации - государственная деятельность по фиксации и обобщению предусмотренных настоящим законом сведений о регистрации граждан Российской Федерации по месту пребывания, регистрации граждан Российской Федерации по месту жительства, снятии граждан Российской Федерации с регистрационного учета по месту пребывания и снятии граждан Российской Федерации с регистрационного учета по месту жительства в пределах Российской Федерации.
Регистрация гражданина Российской Федерации по месту пребывания - постановка гражданина Российской Федерации на регистрационный учет по месту пребывания, то есть фиксация в установленном порядке органом регистрационного учета сведений о месте пребывания гражданина Российской Федерации и о его нахождении в данном месте пребывания (абзац третий статьи 2 Закона Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ №).
Регистрация гражданина Российской Федерации по месту жительства - постановка гражданина Российской Федерации на регистрационный учет по месту жительства, то есть фиксация в установленном порядке органом регистрационного учета сведений о месте жительства гражданина Российской Федерации и о его нахождении в данном месте жительства (абзац четвертый статьи 2 Закона Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ №).
Абзацем 8 статьи 2 Закона Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ № определено, что местом жительства является жилой дом, квартира, комната, жилое помещение специализированного жилищного фонда либо иное жилое помещение, в которых гражданин постоянно или преимущественно проживает в качестве собственника, по договору найма (поднайма), договору найма специализированного жилого помещения либо на иных основаниях, предусмотренных законодательством Российской Федерации, и в которых он зарегистрирован по месту жительства.
В соответствии с частью 2 статьи 3 Закона Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ №, граждане Российской Федерации обязаны регистрироваться по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации. Регистрация или отсутствие таковой не может служить основанием ограничения или условием реализации прав и свобод граждан, предусмотренных Конституцией Российской Федерации, федеральными законами, конституциями (уставами) и законами субъектов Российской Федерации.
Пунктом 1 статьи 20 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее – ГК РФ) предусмотрено, что местом жительства признается место, где гражданин постоянно или преимущественно проживает.
В пункте 12 раздела IV Обзора судебной практики Верховного Суда Российской Федерации, № (2016), утвержденного Президиумом Верховного Суда Российской Федерации ДД.ММ.ГГГГ разъяснено, что из содержания статьи 20 ГК РФ, статей 2 и 3 Закона Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ № "О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и места жительства в пределах Российской Федерации" следует, что регистрация не совпадает с понятием "место жительства" и сама по себе не может служить условием реализации прав и свобод граждан, предусмотренных Конституцией Российской Федерации, законами Российской Федерации, конституциями и законами республик в составе Российской Федерации.
Конституционный Суд Российской Федерации в постановлении от ДД.ММ.ГГГГ №-П указал на то, что сам по себе факт регистрации или отсутствие таковой не порождает для гражданина каких-либо прав и обязанностей и согласно части второй статьи 3 Закона Российской Федерации "О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации" не может служить основанием ограничения или условием реализации прав и свобод граждан, предусмотренных Конституцией Российской Федерации, федеральными законами и законодательными актами субъектов Российской Федерации.
Уведомлением Департамента по имущественным и земельным отношениям <адрес> № от ДД.ММ.ГГГГ истцу отказано в предоставлении государственной услуги, по причине отсутствия регистрации на территории <адрес> по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ.
Вместе с тем судом установлено и следует из материалов гражданского дела, истец является гражданином Российской Федерации, документирован паспортом гражданина Российской Федерации.
В 1986 году истец нес срочную военную службу в войсковой части 27201, награжден нагрудным знаком «Воин-спортсмен» I степени.
<данные изъяты> ДД.ММ.ГГГГ выдан членский билет №, в учетной карточке члена профсоюза указан домашний адрес ФИО3 – <адрес> ком.42.
Истец ФИО3 в 1993 году проходил обучение, ДД.ММ.ГГГГ МРЭО ГАИ <адрес> истцу выдано водительское удостоверение серии <данные изъяты> № (категория «Е»).
ФИО3 ДД.ММ.ГГГГ вступил в брак с ФИО2 (свидетельство о заключении брака серии № №). Согласно свидетельства о праве собственности на жилье от ДД.ММ.ГГГГ, а также сведениям ЕРГН, супруга истца является собственником <адрес> городе Севастополе.
ФИО3 ДД.ММ.ГГГГ ГБУЗС «Стоматологическая поликлиника №» оформлена медицинская карта стоматологического больного № с указанием места жительства: <адрес>, пер. Мореходный <адрес>, ФИО3 ДД.ММ.ГГГГ прошел лечение.
ГБУЗС «Севастопольская городская психиатрическая больница» ДД.ММ.ГГГГ ФИО3 оформлены справки о прохождении наркологического и психиатрического осмотра в целях оформления водительского удостоверения, ДД.ММ.ГГГГ оформлено медицинское заключение (серия НС № и серия ПС №).
ФИО3 ДД.ММ.ГГГГ в МРЭО ГИБДД УМВД России по <адрес> получил водительское удостоверение (срок действия до ДД.ММ.ГГГГ)
ФИО3 ДД.ММ.ГГГГ прошел профилактический осмотр в <данные изъяты>
ФИО3 ДД.ММ.ГГГГ заключил трудовой договор с ГБУ «Севастопольский Автодор», принят на работу в Учреждение в должности дорожного рабочего 2 <адрес> уведомления о расторжении срочного трудового договора №, трудовой договор прекращен ДД.ММ.ГГГГ.
Согласно Выписки из приказа командира войсковой части 22179 от ДД.ММ.ГГГГ № ФИО3 с ДД.ММ.ГГГГ зачислен в списки личного состава 14 <данные изъяты>», в соответствии с контрактом № от 05.05.2022г.
Согласно Выписке из приказа командира войсковой части № (по строевой части) от ДД.ММ.ГГГГ №, доброволец рядовой запаса ФИО3 с ДД.ММ.ГГГГ приступил к выполнению задач специальной военной операции на территориях Украины, Донецкой Народной Республики и Луганской Народной Республики.
В ходе рассмотрения настоящего дела судом установлено, что истец является участником специальной военной операции на территории Украины, постоянно проживает на территории <адрес> по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ. Таким образом, по смыслу приведенных норм, отсутствие постоянной регистрации у истца по месту жительства в <адрес> по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ не влечет за собой невозможность принятия документов по вопросу включения его в реестр учета отдельных категорий граждан для предоставления земельных участков на территории <адрес>, в соответствии с ч. 1 ст. 5.1 Закона <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ №-ЗС «О предоставлении земельных участков, находящихся в собственности <адрес>, гражданам бесплатно».
Принимая во внимание, что факт постоянного проживания истца на территории <адрес> по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ нашел свое подтверждении при рассмотрении гражданского дела и подтвержден документально, суд приходит к выводу об удовлетворении исковых требований истца об установлении факта постоянного проживания на территории <адрес> и признании за ФИО3 права на получение мер социальной поддержки как участника специальной военной операции, предусмотренных Законом <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ №-ЗС «О социальной поддержке участников специальной военной операции, членов их семей и членов семей погибших (умерших) участников специальной военной операции в городе Севастополе и о внесении изменений в некоторые законодательные акты <адрес>».
Руководствуясь ст. ст. 194 - 199, 235 ГПК РФ, суд,
решил:
Исковое заявление ФИО3 к Департаменту по имущественным и земельным отношениям <адрес> об установлении факта постоянного проживания на территории города, признании права на получение мер социальной поддержки удовлетворить.
Установить факт постоянного проживания ФИО3 (паспорт гражданина РФ № №) на территории <адрес>, по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ.
Признать за ФИО3 (паспорт гражданина РФ № №) право на получение мер социальной поддержки как участника специальной военной операции, предусмотренные Законом <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ №-ЗС «О социальной поддержке участников специальной военной операции, членов их семей и членов семей погибших (умерших) участников специальной военной операции в городе Севастополе и о внесении изменений в некоторые законодательные акты города Севастополя».
В удовлетворении остальной части исковых требований отказать.
Ответчик вправе подать в суд, принявший заочное решение, заявление об отмене этого решения в течение семи дней со дня вручения ему копии этого решения.
Заочное решение суда может быть обжаловано сторонами также в апелляционном порядке в течение месяца по истечении срока подачи ответчиком заявления об отмене этого решения суда, а случае, если такое заявление подано, - в течение месяца со дня вынесения определения суда об отказе в удовлетворении этого заявления.
Мотивированный текст решения составлен 28 июня 2024 года.
Председательствующий Ю.В. Тесля