дело № 5-276/2023
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
о назначении административного наказания
09 ноября 2023 года | город Севастополь |
Судья Ленинского районного суда города Севастополя Степанова Ю.С., с участием представителя привлекаемого к административной ответственности юридического лица – Атаманюк А.В., рассмотрев дело об административном правонарушении в отношении
Государственного унитарного предприятия города Севастополя «Водоканал», <данные изъяты>
о привлечении к административной ответственности по части 1 статьи 9.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,
установил:
31.10.2023 года в 17 час. Государственное унитарное предприятие города Севастополя «Водоканал», при осуществлении деятельности по эксплуатации опасного производственного объекта допустило нарушения требований промышленной безопасности, а именно статьи 9 Федерального закона от 21.07.1997 № 116- ФЗ «О промышленной безопасности опасных производственных объектов»:
в отношении опасного производственного объекта «Сеть газопотребления производственно-ремонтного цеха» - III класс опасности, peг. № от 17.11.2015:
- отсутствует лицензия на осуществление конкретного вида деятельности в области промышленной безопасности, подлежащего лицензированию в соответствии с законодательством Российской Федерации, а именно эксплуатация взрывопожароопасных и химически опасных производственных объектов I, II и III классов опасности;
- допущены к работе на опасном производственном объекте лица, не удовлетворяющие соответствующим квалификационным требованиям, а именно не получено работниками дополнительное профессиональное образование в области промышленной безопасности не реже одного раза в пять лет: главный инженер - ФИО1 (А.1,Б.7.1), мастер хозяйственного участка производственно-ремонтного цеха - ФИО2 (А.1), инженер энергомеханического отдела - ФИО3 (А.1);
- не осуществляется производственный контроль за соблюдением требований промышленной безопасности;
- не обеспечено проведение экспертизы промышленной безопасности зданий.
В отношении опасного производственного объекта «Сеть газопотребления ремонтно-строительного участка», III класса опасности, per. № от 17.11.2015:
- отсутствует лицензия на осуществление конкретного вида деятельности в области промышленной безопасности, подлежащего лицензированию в соответствии с законодательством Российской Федерации, а именно эксплуатация взрывопожароопасных и химически опасных производственных объектов I, II и III классов опасности;
- допущены к работе на опасном производственном объекте лица, не удовлетворяющие соответствующим квалификационным требованиям, а именно не получено работниками дополнительное профессиональное образование в области промышленной безопасности не реже одного раза в пять лет: главный инженер - ФИО1 (Б.7.1), мастер хозяйственного участка производственно-ремонтного цеха - ФИО2 (А.1), инженер энергомеханического отдела - ФИО3 (А.1);
- Не обеспечено проведение подготовки и аттестации работников в области промышленной безопасности, а именно: главный инженер - ФИО1 (А.1, Б.7.1), мастер хозяйственного участка производственно-ремонтного цеха ФИО2 (А.1), инженер энергомеханического отдела - ФИО3 (А. 1);
- Не осуществляется производственный контроль за соблюдением требований промышленной безопасности;
- Не обеспечено проведение экспертизы промышленной безопасности зданий;
- Не обеспечено наличие и функционирование необходимых приборов и систем контроля за производственными процессами в соответствии с установленными требованиями, с именно допускается эксплуатация ШУРГ с неисправным (не прошедших поверку) нонтрольно-измерительными приборами предусмотренными проектом.
Указанными действиями (бездействием) ГУПС «Водоканал» совершило административное правонарушение, предусмотренное частью 1 статьи 9.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Представитель привлекаемого к административной ответственности юридического лица вину в совершенном правонарушении признала, указав, что юридическим лицом предпринимаются необходимые меры для устранения выявленных контролирующим органом нарушений в области промышленной безопасности. Также просила не применять наказание в виде административного приостановления деятельности, поскольку ГУПС «Водоканал» производится водоснабжение во все объекты жизнеобеспечения города Севастополя и населению города Севастополя.
Представитель Крымского управления Ростехнадзора в судебное заседание не явился, извещен надлежащим образом.
Суд полагает возможным рассмотреть дело при данной явке.
Выслушав представителя привлекаемого юридического лица, изучив материалы дела, прихожу к следующему.
Частью 1 статьи 9.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность за нарушение требований промышленной безопасности или условий лицензий на осуществление видов деятельности в области промышленной безопасности опасных производственных объектов.
Федеральный закон от 21.07.1997 № 116-ФЗ «О промышленной безопасности опасных производственных объектов» определяет правовые, экономические и социальные основы обеспечения безопасной эксплуатации опасных производственных объектов и направлен на предупреждение аварий на опасных производственных объектах и обеспечение готовности эксплуатирующих опасные производственные объекты юридических лиц и индивидуальных предпринимателей (далее также - организации, эксплуатирующие опасные производственные объекты) к локализации и ликвидации последствий указанных аварий.
Положения настоящего Федерального закона распространяются на все организации независимо от их организационно-правовых форм и форм собственности, осуществляющие деятельность в области промышленной безопасности опасных производственных объектов на территории Российской Федерации и на иных территориях, над которыми Российская Федерация осуществляет юрисдикцию в соответствии с законодательством Российской Федерации и нормами международного права.
Статьей 9 указанного закона установлено, что организация, эксплуатирующая опасный производственный объект, обязана:
соблюдать положения настоящего Федерального закона, других федеральных законов, принимаемых в соответствии с ними нормативных правовых актов Президента Российской Федерации, нормативных правовых актов Правительства Российской Федерации, а также федеральных норм и правил в области промышленной безопасности;
соблюдать требования обоснования безопасности опасного производственного объекта (в случаях, предусмотренных пунктом 4 статьи 3 настоящего Федерального закона);
обеспечивать безопасность опытного применения технических устройств на опасном производственном объекте в соответствии с пунктом 3 статьи 7 настоящего Федерального закона;
иметь лицензию на осуществление конкретного вида деятельности в области промышленной безопасности, подлежащего лицензированию в соответствии с законодательством Российской Федерации;
уведомлять федеральный орган исполнительной власти в области промышленной безопасности или его территориальный орган о начале осуществления конкретного вида деятельности в соответствии с Федеральным законом от 31 июля 2020 года N 248-ФЗ "О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации";
обеспечивать укомплектованность штата работников опасного производственного объекта в соответствии с установленными требованиями;
допускать к работе на опасном производственном объекте лиц, удовлетворяющих соответствующим квалификационным требованиям и не имеющих медицинских противопоказаний к указанной работе;
обеспечивать проведение подготовки и аттестации работников в области промышленной безопасности в случаях, установленных настоящим Федеральным законом;
иметь на опасном производственном объекте нормативные правовые акты, устанавливающие требования промышленной безопасности, а также правила ведения работ на опасном производственном объекте;
организовывать и осуществлять производственный контроль за соблюдением требований промышленной безопасности;
создать систему управления промышленной безопасностью и обеспечивать ее функционирование в случаях, установленных статьей 11 настоящего Федерального закона;
обеспечивать наличие и функционирование необходимых приборов и систем контроля за производственными процессами в соответствии с установленными требованиями;
обеспечивать проведение экспертизы промышленной безопасности зданий, сооружений и технических устройств, применяемых на опасном производственном объекте, а также проводить диагностику, испытания, освидетельствование сооружений и технических устройств, применяемых на опасном производственном объекте, в установленные сроки и по предъявляемому в установленном порядке предписанию федерального органа исполнительной власти в области промышленной безопасности, или его территориального органа;
предотвращать проникновение на опасный производственный объект посторонних лиц;
обеспечивать выполнение требований промышленной безопасности к хранению опасных веществ;
разрабатывать декларацию промышленной безопасности в случаях, установленных статьей 14 настоящего Федерального закона;
заключать договор обязательного страхования гражданской ответственности в соответствии с законодательством Российской Федерации об обязательном страховании гражданской ответственности владельца опасного объекта за причинение вреда в результате аварии на опасном объекте;
выполнять указания, распоряжения и предписания федерального органа исполнительной власти в области промышленной безопасности, его территориальных органов и должностных лиц, отдаваемые ими в соответствии с полномочиями;
приостанавливать эксплуатацию опасного производственного объекта самостоятельно или по решению суда в случае аварии или инцидента на опасном производственном объекте, а также в случае обнаружения вновь открывшихся обстоятельств, влияющих на промышленную безопасность;
осуществлять мероприятия по локализации и ликвидации последствий аварий на опасном производственном объекте, оказывать содействие государственным органам в расследовании причин аварии;
принимать участие в техническом расследовании причин аварии на опасном производственном объекте, принимать меры по устранению указанных причин и профилактике подобных аварий;
анализировать причины возникновения инцидента на опасном производственном объекте, принимать меры по устранению указанных причин и профилактике подобных инцидентов;
своевременно информировать в установленном порядке федеральный орган исполнительной власти в области промышленной безопасности, его территориальные органы, а также иные органы государственной власти, органы местного самоуправления и население об аварии на опасном производственном объекте;
принимать меры по защите жизни и здоровья работников в случае аварии на опасном производственном объекте;
вести учет аварий и инцидентов на опасном производственном объекте;
представлять в федеральный орган исполнительной власти в области промышленной безопасности, или в его территориальный орган информацию о количестве аварий и инцидентов, причинах их возникновения и принятых мерах.
Как следует из материалов дела, на основании решения Врио руководителя Межрегионального управления Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору по Республике Крым и городу Севастополю от 12.10.2023 года №-о в отношении ГУПС «Водоканал» проведена внеплановая выездная проверка в отношении опасного производственного объекта «Сеть газопотребления производственно-ремонтного цеха» -III класс опасности, per. № от 17.11.2015, а также в отношении Опасного производственного объекта «Сеть газопотребления ремонтно-строительного участка», III класса опасности, peг. № от 17.11.2015., в ходе которой выявлены нарушения, выразившееся в том, что в отношении опасного производственного объекта «Сеть газопотребления производственно-ремонтного цеха» - III класс опасности, peг. № от 17.11.2015:
- отсутствует лицензия на осуществление конкретного вида деятельности в области промышленной безопасности, подлежащего лицензированию в соответствии с законодательством Российской Федерации, а именно эксплуатация взрывопожароопасных и химически опасных производственных объектов I, II и III классов опасности;
- допущены к работе на опасном производственном объекте лица, не удовлетворяющие соответствующим квалификационным требованиям, а именно не получено работниками дополнительное профессиональное образование в области промышленной безопасности не реже одного раза в пять лет: главный инженер - ФИО1 (А.1,Б.7.1), мастер хозяйственного участка производственно-ремонтного цеха - ФИО2 (А.1), инженер энергомеханического отдела - ФИО3 (А.1);
- не осуществляется производственный контроль за соблюдением требований промышленной безопасности;
- не обеспечено проведение экспертизы промышленной безопасности зданий.
В отношении опасного производственного объекта «Сеть газопотребления ремонтно-строительного участка», III класса опасности, per. № от 17.11.2015:
- отсутствует лицензия на осуществление конкретного вида деятельности в области промышленной безопасности, подлежащего лицензированию в соответствии с законодательством Российской Федерации, а именно эксплуатация взрывопожароопасных и химически опасных производственных объектов I, II и III классов опасности;
- допущены к работе на опасном производственном объекте лица, не удовлетворяющие соответствующим квалификационным требованиям, а именно не получено работниками дополнительное профессиональное образование в области промышленной безопасности не реже одного раза в пять лет: главный инженер - ФИО1 (Б.7.1), мастер хозяйственного участка производственно-ремонтного цеха - ФИО2 (А.1), инженер энергомеханического отдела - ФИО3 (А.1);
- Не обеспечено проведение подготовки и аттестации работников в области промышленной безопасности, а именно: главный инженер - ФИО1 (А.1, Б.7.1), мастер хозяйственного участка производственно-ремонтного цеха ФИО2 (А.1), инженер энергомеханического отдела - ФИО3 (А. 1);
- Не осуществляется производственный контроль за соблюдением требований промышленной безопасности;
- Не обеспечено проведение экспертизы промышленной безопасности зданий;
- Не обеспечено наличие и функционирование необходимых приборов и систем контроля за производственными процессами в соответствии с установленными требованиями, с именно допускается эксплуатация ШУРГ с неисправным (не прошедших поверку) нонтрольно-измерительными приборами предусмотренными проектом.
В связи с чем нарушены положения статьи 9 Федерального закона от 21.07.1997 N 116-ФЗ "О промышленной безопасности опасных производственных объектов" (далее - Закон N 116-ФЗ).
Результаты проверки зафиксированы в акте от 31.10.2023 №
Усмотрев в деянии ГУПС «Водоканал» признаки состава административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена частью 1 статьи 9.1 КоАП РФ, должностное лицо административного органа 02.11.2023 составило протокол об административном правонарушении.
Указанные действия (бездействия) ГУПС «Водоканал» образуют состав административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 9.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Вина ГУПС «Водоканал» в совершении административного правонарушения подтверждается следующими доказательствами: <данные изъяты>
Оценив представленные доказательства в их совокупности, в соответствии с требованиями статьи 26.11 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, прихожу к выводу о доказанности вины ГУПС «Водоканал» в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 9.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
В соответствии с частью 2 статьи 2.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях или законами субъектов Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но им не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
ГУПС «Водоканал» не представлено доказательств принятия всех возможных и необходимых мер, направленных на недопущение нарушения требований законодательства в области промышленной безопасности.
При назначении наказания за совершение административного правонарушения судом учитывается характер совершенного административного правонарушения, обстоятельства совершения правонарушения, имущественное положение привлекаемого лица.
Отягчающих административную ответственность обстоятельств судом не установлено.
Обстоятельством, смягчающих административную ответственность ГУПС «Водоканал», суд признает признание вины, совершение административного правонарушения впервые.
В соответствии с общими правилами назначения административного наказания, основанными на принципах справедливости, соразмерности и индивидуализации ответственности, административное наказание за совершение административного правонарушения назначается в пределах, установленных законом, предусматривающим ответственность за данное административное правонарушение, в соответствии с Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях.
При назначении административного наказания судом учитываются характер совершенного административного правонарушения, имущественное и финансовое положение юридического лица, обстоятельства, смягчающие административную ответственность, и обстоятельства, отягчающие административную ответственность.
Законодатель, установив названные положения в Кодексе Российской Федерации об административных правонарушениях, тем самым предоставил возможность судье, органу, должностному лицу, рассматривающим дело об административном правонарушении, индивидуализировать наказание в каждом конкретном случае.
При этом назначение административного наказания должно основываться на данных, подтверждающих действительную необходимость применения к лицу, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, в пределах нормы, предусматривающей ответственность за административное правонарушение, именно той меры государственного принуждения, которая с наибольшим эффектом достигала бы целей восстановления социальной справедливости, исправления правонарушителя и предупреждения совершения новых противоправных деяний, а также ее соразмерность в качестве единственно возможного способа достижения справедливого баланса публичных и частных интересов в рамках административного судопроизводства.
В силу части 3.2 стать 4.1 КоАП РФ при наличии исключительных обстоятельств, связанных с характером совершенного административного правонарушения и его последствиями, имущественным и финансовым положением привлекаемого к административной ответственности юридического лица, судья, орган, должностное лицо, рассматривающие дела об административных правонарушениях либо жалобы, протесты на постановления и (или) решения по делам об административных правонарушениях, могут назначить наказание в виде административного штрафа в размере менее минимального размера административного штрафа, предусмотренного соответствующей статьей или частью статьи раздела II настоящего Кодекса либо соответствующей статьей или частью статьи закона субъекта Российской Федерации об административных правонарушениях, в случае, если минимальный размер административного штрафа для юридических лиц составляет не менее ста тысяч рублей.
Учитывая характер совершенного ГУПС «Водоканал» правонарушения, степень его вины, обстоятельства совершения им административного правонарушения, привлечение к административной ответственности впервые, имущественное положение ГУПС «Водоканал», полагаю возможным применить к нему административное наказание в виде административного штрафа, с учетом положений части 3.2 статьи 4.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в размере менее минимального размера административного штрафа – 100 000 рублей.
При этом суд полагает, что именно данный вид наказания будет соответствовать задачам и целям административного законодательства, в том числе предупреждению совершения ГУПС «Водоканал» новых правонарушений.
Руководствуясь 29.9, 29.10 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья
постановил:
Государственное унитарное предприятие города Севастополя «Водоканал» признать виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 9.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, и назначить ему административное наказание в виде административного штрафа в размере 100 000 (сто тысяч) руб.
Административный штраф оплатить по следующим реквизитам: расчетный счет № 03100643000000017400 Севастополь ЦБ РФ БИК 016711001, ИНН 7709951312, КПП 910201001, л/сч 04751А91640, ОКТМО 67000000, КБК 49811601091010001140 получатель – УФК по городу Севастополю (Крымское управление Ростехнадзора), УИН 49891022311021120235, наименование платежа: административный штраф.
Административный штраф подлежит уплате в соответствии со ст. 32.2 КоАП РФ не позднее шестидесяти дней со дня вступления постановления о наложении административного штрафа в законную силу либо со дня истечения срока отсрочки или срока рассрочки, предусмотренных ст. 31.5 КоАП РФ.
Квитанция об уплате штрафа в указанный срок предъявляется в суд.
Постановление может быть обжаловано в Севастопольский городской суд в течение десяти суток со дня вручения или получения его копии.
Судья Ю.С. Степанова