Дело № 2-104/2023
(24RS0007-01-2022-001695-56)
копия
РЕШЕНИЕ (Заочное)
Именем Российской Федерации
25 января 2023 года Богучанский районный суд Красноярского края в составе:
председательствующего судьи Максимовой О.В.,
при секретаре Прейсман Е.Н.,
с участием истца Кулакова С.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Кулакова ФИО5 к администрации Богучанского района Красноярского края, министерству строительства Красноярского края о включении периода службы в стаж работы, обязании произвести расчет размера социальной выплаты,
У С Т А Н О В И Л:
Кулаков С.В. обратился в суд с иском к министерству строительства Красноярского края, администрации Богучанского района Красноярского края о включении периода службы в стаж работы, обязании произвести расчет размера социальной выплаты. Требования мотивированы тем, что с 04.02.2018 года он состоит в очереди в администрации Богучанского района Красноярского края по федеральной программе, в категории граждан инвалиды 1-2 группы, является претендентом на получение социальной выплаты по Федеральному закону № 125-ФЗ от 25.10.2002 года «О жилищных субсидиях граждан, выезжающих из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей». При рассмотрении документов его учетного дела в получении социальной выплаты ему было отказано, снят с учета по программе в связи с тем, что продолжительность стажа работы в местностях, приравненных к районам Крайнего Севера, на дату постановки составляет 10 лет 10 месяцев 9 дней, менее установленной законом продолжительности в размере 15 лет. При этом не включен в стаж период его работы в органах внутренних дел по Богучанскому району с 10.01.1991 года по 01.06.2004 года. На территории с. Богучаны он работал на производственном участке «Красноярскхимлес» с 29.02.1988 года по 10.07.1991 год, в органах внутренних дел - с 10.07.1991 года по 01.06.2004 года, с 01.06.2004 является пенсионером МВД, с 10.02.2004 года инвалидом 2 группы, с 20.05.2009 года по 11.11.2011 год работал в ООО «Богучанская геофизическая экспедиция», с 04.10.2012 года по 07.12.2012 года - в БПК «Райкоопторг», с 27.12.2012 года по 31.01.2014 года - в Богучанском филиале ГПКК «Красноярсклес», с 01.07.2014 года по 30.04.2016 года - в Богучанском филиале ФГУП «Охрана» МВД России, с 22.04.2016 года по 12.07.2019 года - в АО «Краслесинвест». Просит включить в общий северный стаж его службу в органах внутренних дел в районах Крайнего Севера и приравненных к ним районов с 10.07.1991 года по 01.06.2004 год, восстановить в очереди на получение государственного жилищного сертификата в 2023 году, обязать ответчиков произвести расчет социальной выплаты на приобретение жилого помещения в объеме согласно действующему законодательству с учетом общего стажа работы в районах Крайнего Севера и службы в органах внутренних дел в районах Крайнего Севера.
Истец Кулаков С.В. в зале суда заявленные исковые требования поддержал в полном объеме, настаивая на их удовлетворении.
Ответчик министерство строительства Красноярского края в зал суда своего представителя не направило, о времени и месте слушания дела извещено надлежащим образом, представило письменный отзыв на исковое заявление, согласно которому периоды прохождения военной службы, а также другой, приравненной к ней службы, не входят в понятие «периоды работы или иной деятельности», в связи с чем, не могут быть учтены при установлении права на получение жилищной субсидии, предусмотренной Федеральным законом № 125-ФЗ от 25.10.2002 года «О жилищных субсидиях граждан, выезжающих из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей», общая продолжительность стажа работы истца в районах Крайнего Севера и приравненных к ним Местностей без учета периодов службы в органах внутренних дел не соответствует условию ст. 1 указанного Федерального закона. Оснований для включения службы в органах внутренних дел в общий стаж работы, дающей право на получение социальной выплаты, не имеется. Полномочия по постановке на учет граждан, имеющих право на получение жилищных субсидий, переданы органам местного самоуправления. Просит в удовлетворении исковых требований отказать в полном объеме.
Ответчик администрация Богучанского района Красноярского края в зал суда своего представителя не направила, о месте и времени рассмотрения дела извещена надлежащим образом, о причинах неявки своего представителя суду не сообщила.
Третье лицо ГУ МВД России по Красноярскому краю в зал суда своего представителя не направило, о времени и месте слушания дела извещено надлежащим образом, просило рассмотреть дело в отсутствие своего представителя, представило письменный отзыв на исковое заявление, в котором сообщило, что Кулаков С.В. проходил службу в органах внутренних дел с 01.07.1991 года по 01.06.2004 года, уволен в соответствии с п. «з» ст. 19 Закона РФ от 18.04.1991 года № 1026-1 «О милиции» (по ограниченному состоянию здоровья). В ГУ МВД России по Красноярскому краю в очереди в качестве нуждающегося в улучшении жилищных условий не состоит, с 25.02.1994 года состоял на учете в ОВД по Богучанскому району на улучшение жилищных условий.
Третье лицо Министерство строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации в зал суда своего представителя не направило, о времени и месте слушания дела извещено надлежащим образом, о причинах неявки своего представителя суду не сообщило.
В соответствии с положениями ч. 3 ст. 17 Конституции Российской Федерации злоупотребление правом не допускается. Согласно ч. 1 ст. 35 ГПК РФ лица, участвующие в деле, должны добросовестно пользоваться всеми принадлежащими им процессуальными правами.
В этой связи, полагая, что неявившиеся лица, участвующие в деле, не приняв мер к явке в судебное заседание, определили для себя порядок защиты своих процессуальных прав, суд полагает возможным рассмотреть дело в их отсутствие, в силу ст. ст. 167, 233 ГПК РФ в порядке заочного производства.
Выслушав истца, исследовав материалы дела, суд приходит к следующим выводам.
Как следует из материалов дела и подтверждается копией трудовой книжки, Кулаков С.В., 23.02.1966 года рождения, работал в организациях, расположенных в местностях, приравненных к районам Крайнего Севера, с 29.02.1988 года по 10.07.1991 года – в объединении «Красноярскхимлес», с 20.05.2009 года по 11.11.2011 года – в ООО «Богучанская геофизическая экспедиция», с 04.10.2012 года по 07.12.2012 года – в БПК «Райкоопторг», с 27.12.2012 по 31.01.2014 года – в Богучанском филиале «Красноярсклес», с 01.07.2014 года по 30.04.2016 года – в ФГУП «Охрана» МВД РФ, с 22.04.2016 года по 12.07.2019 год – в АО «Краслесинвест». В период с 10.07.1991 года по 01.06.2004 год проходил службу в органах внутренних дел – в Богучанском РОВД ГУВД Красноярского края, в местности, приравненной к районам Крайнего Севера. Общий стаж работы в местностях, приравненных к районам Крайнего Севера, составляет 12 лет 9 месяцев 15 дней, стаж службы в органах внутренних дел РФ в календарном исчислении составляет 12 лет 10 месяцев 21 день.
Согласно выпискам из домовых книг Кулаков С.В. с 01.01.1983 года по 17.02.1995 года проживал по адресу: <адрес>, с 17.02.1995 года и по настоящее время проживает по адресу: <адрес>, согласно справке МСЭ-2007 № 1261836 от 27.01.2009 года является с 22.01.2004 года инвалидом II группы бессрочно, по заболеванию, полученному в период военной службы.
Богучанский район Красноярского края согласно Перечню районов Крайнего Севера и местностей, приравненных к районам Крайнего Севера, на которые распространяется действие Указов Президиума Верховного Совета СССР от 10 февраля 1960 г. и от 26 сентября 1967 г. о льготах для лиц, работающих в этих районах и местностях, утвержденному Постановлением Совмина СССР от 10.11.1967 N 1029, относится к местности, приравненной к районам Крайнего Севера.
04.02.2018 года Кулаков С.В. обратился в администрацию Богучанского района Красноярского края с заявлением и пакетом документов к нему, где просил включить его в список граждан, имеющих право на получение социальных выплат для приобретения жилья в г. Красноярске, в соответствии с Федеральным законом № 125-ФЗ от 25.10.2002 года «О жилищных субсидиях граждан, выезжающих из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей».
Постановлением администрации Богучанского района Красноярского края № 207-п от 20.02.2020 года, с учетом изменений, внесенных постановлением администрации Богучанского района Красноярского края № 6-п от 10.01.2019 года, Кулаков С.В. поставлен на учет граждан, имеющих право на получение социальных выплат для приобретения жилья в связи с переселением из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей, по категории «инвалиды I и II групп», состав семьи – 1 человек, с датой постановки на учет - 04.02.2018 года.
В 2022 году Кулаков С.В. обратился в администрацию Богучанского района Красноярского края с заявлением на получение государственного жилищного сертификата.
17.11.2022 года администрацией Богучанского района Красноярского края в адрес Кулакова С.В. направлено письмо № 01/36-4536 об отказе в выдаче государственного жилищного сертификата, согласно которому Кулаков С.В. включен в Сводный список граждан, выезжающих из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей, - получателей государственных жилищных сертификатов в 2023 году по Богучанскому району, составленный министерством строительства Красноярского края, и является претендентом на получение государственного жилищного сертификата в 2023 году по категории «инвалиды I и II групп», между тем, продолжительность стажа работы Кулакова С.В. в местностях, приравненных к районам Крайнего Севера, на дату постановки на учет составляет 10 лет 10 месяцев 9 дней, то есть менее установленной законом продолжительности, при этом, период прохождения службы в органах внутренних дел по Богучанскому району в местностях, приравненных к района Крайнего Севера, не может быть включен в общую продолжительность стажа, дающего гражданам право на получение жилищной субсидии, поскольку периоды прохождения военной и иной приравненной к ней службы не входят в понятие "периоды работы или иной деятельности". В соответствии с п.п. «е» п. 19 Правил выпуска и реализации государственных жилищных сертификатов, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 21.03.2006 года № 153 «Об утверждении правил выпуска и реализации государственных жилищных сертификатов, в рамках реализации ведомственной целевой программы «Оказание государственной поддержки гражданам в обеспечении жильем и оплате жилищно-коммунальных услуг» государственной программы Российской Федерации «Обеспечение доступным и комфортным жильем и коммунальными услугами граждан Российской Федерации», гражданин, претендующий на получение жилищной субсидии в планируемом году, представляет в административный орган справку из территориального органа Пенсионного фонда Российской Федерации об общей продолжительности стажа в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях. Указанная справка Кулаковым С.В. представлена не была и ее предъявление не представляется возможным, поскольку последний не является застрахованным лицом, трудовую пенсию не получает.
В соответствии со ст. 1 Федерального закона "О жилищных субсидиях гражданам, выезжающим из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей" от 25.10.2002 N 125-ФЗ, право на получение жилищных субсидий имеют граждане, прибывшие в районы Крайнего Севера и приравненные к ним местности не позднее 1 января 1992 года, имеющие общую продолжительность стажа работы в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях не менее пятнадцати календарных лет, не обеспеченные жилыми помещениями для постоянного проживания на территории Российской Федерации, расположенными за пределами районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей. Такое право сохраняется за гражданами, которые в соответствии с ранее действовавшим законодательством приобрели его при наличии стажа работы в указанных районах и местностях не менее десяти календарных лет и состояли по месту жительства на учете в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий. При этом право на получение жилищных субсидий имеют, в том числе инвалиды I и II групп, инвалидность которых наступила вследствие трудового увечья и стаж работы которых составляет менее пятнадцати календарных лет.
Статьей 3 названного Федерального закона предусмотрено, что постановка на учет граждан, имеющих право на получение жилищных субсидий в соответствии с настоящим Федеральным законом, и определение размера жилищных субсидий осуществляются органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации по месту жительства таких граждан.
Постановление Правительства РФ от 30.12.2017 N 1710 утверждена государственная программа Российской Федерации "Обеспечение доступным и комфортным жильем и коммунальными услугами граждан Российской Федерации".
В рамках указанной программы обеспечиваются жильем, в том числе граждане, выезжающие из местностей, приравненных к районам Крайнего Севера.
Постановление Правительства РФ от 21.03.2006 N 153 утверждены Правила выпуска и реализации государственных жилищных сертификатов в рамках реализации комплекса процессных мероприятий "Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем отдельных категорий граждан" государственной программы Российской Федерации "Обеспечение доступным и комфортным жильем и коммунальными услугами граждан Российской Федерации".
Подпунктом "з" пункта 5 названных Правил среди лиц, обладающих правом на участие в указанной подпрограмме, обозначены граждане, выезжающие (выехавшие) из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей, имеющие право на получение социальной выплаты в соответствии с Федеральным законом "О жилищных субсидиях гражданам, выезжающим из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей".
При этом норматив предоставления жилищных субсидий определяется исходя из категорий граждан и их стажа работы в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях (абзац 11 ст. 5 Федерального закона от 25.10.2002 N 125-ФЗ "О жилищных субсидиях гражданам, выезжающим из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей").
Таким образом, данным Федеральным законом гарантировано право граждан на получение жилищной субсидии в зависимости от их стажа работы в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностей.
Согласно правовой позиции, изложенной Верховным Судом РФ в Определении от 12 июня 2009 г. N 3-В09-1, период службы в органах внутренних дел на территории, отнесенного к районам Крайнего Севера, подлежит зачету в стаж работы в районах Крайнего Севера, дающий право на получение жилищной субсидии в соответствии с положениями ст. 1 Федерального закона от 25 октября 2002 г. N 125-ФЗ "О жилищных субсидиях гражданам, выезжающим из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей".
Таким образом, согласно положениям вышеуказанных норм Федерального закона от 25 октября 2002 г. N 125-ФЗ, при определении права лица на получение жилищной субсидии за счет средств федерального бюджета от органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации необходимо установить наличие трудового стажа в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, а не наличие специального стажа, имеющего значение для назначения пенсии за выслугу лет в органах внутренних дел либо за работу в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях.
Тем самым, требования Кулакова С.В. о зачете периода его службы в органах внутренних дел – Богучанском РОВД ГУВД Красноярского края, расположенном на территории, отнесенной к местности, приравненной к районам Крайнего Севера, с 10.07.1991 года по 01.06.2004 года в стаж работы в местностях, приравненных к районам Крайнего Севера, дающий право на получение жилищной субсидии в соответствии с положениями ст. 1 Федерального от 25.10.2002 № 125-ФЗ «О жилищных субсидиях гражданам, выезжающим из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей», подлежат удовлетворению.
В силу ст. 7 Федерального закона N 125-ФЗ от 25 октября 2002 года "О жилищных субсидиях гражданам, выезжающим из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей", средства федерального бюджета на жилищные субсидии гражданам, выезжающим или выехавшим из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей, предусматриваются федеральным законом о федеральном бюджете на очередной финансовый год.
Согласно ст. 10 указанного Закона, порядок предоставления средств федерального бюджета на жилищные субсидии гражданам, выезжающим или выехавшим из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей, утверждается Правительством Российской Федерации.
В соответствии с Положением о регистрации и учете граждан, имеющих право на получение социальных выплат для приобретения жилья в связи с переселением из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей, утвержденным Постановлением Правительства РФ N 879 от 10 декабря 2002 года, регистрация и учет граждан, имеющих право на получение социальных выплат для приобретения жилья, производятся органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации по месту их постоянного проживания, органы исполнительной власти субъектов РФ могут передавать органам местного самоуправления в соответствии с законодательством Российской Федерации осуществление полномочий по регистрации и учету граждан, имеющих право на получение социальных выплат для приобретения жилья.
Одновременно с постановкой на учет граждан, имеющих право на получение социальных выплат для приобретения жилья, формируются списки по форме согласно приложению N 3 (п. 17 Положения).
Органы местного самоуправления, наделенные согласно пункту 3 настоящего Положения соответствующими полномочиями, ежегодно утверждают указанные в пункте 17 настоящего Положения списки и до 1 февраля направляют их заверенные копии в органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации.
Очередность предоставления социальных выплат для каждой категории граждан, установленной статьей 2 Федерального закона "О жилищных субсидиях гражданам, выезжающим из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей", определяется в зависимости от даты регистрации поданного заявления о постановке на учет, а в случае, когда даты совпадают, - от номера, за которым зарегистрировано заявление. В случае изменения условий, на основании которых указанные граждане были поставлены на учет, им предоставляются социальные выплаты для приобретения жилья в соответствии с изменившимися условиями (при этом очередность предоставления социальных выплат для приобретения жилья определяется с момента возникновения права на переход в другую категорию очередности, подтвержденного документами, приложенными к заявлению, представленному гражданином в соответствии с пунктом 17_1 настоящего Положения, а при возникновении права на переход в категорию граждан, к которой гражданин относился до изменения указанных условий, исходя из первоначальной очередности для этой категории) (п.п. 19, 20 Положения).
В силу п. 24 данного Положения, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации ежегодно, до 15 февраля, утверждают списки граждан, имеющих право на получение социальных выплат для приобретения жилья. Согласно п. 25 Положения, утвержденные списки граждан являются основанием для предоставления социальных выплат для приобретения жилья, данные списки предоставляются в Минрегион России.
В соответствии с п. 12 Правил выпуска и реализации государственных жилищных сертификатов, размер социальной выплаты рассчитывается соответствующим федеральным органом исполнительной власти или органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации на дату выдачи сертификата, указывается в сертификате и является неизменным на весь срок действия сертификата.
Согласно п. 19 указанных Правил, гражданам - участникам подпрограммы, выезжающим (выехавшим) из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей, выдачу сертификата осуществляют органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, на территории которых они состоят на учете в качестве нуждающихся в улучшении жилищных субсидий.
Предоставление субсидии определяется исполнительным государственной власти, уполномоченным на осуществление мероприятий по реализации указанной подпрограммы.
При таких обстоятельствах, поскольку рассмотрение вопроса о предоставлении субсидии лицам, состоящим на жилищном учете, относится к компетенции министерства строительства Красноярского края, суд полагает необходимым возложить на министерство строительства Красноярского края обязанность произвести расчет размера социальной выплаты Кулакову С.В. на приобретение жилого помещения в объеме согласно действующему законодательству с учетом общего стажа работы в местностях, приравненных к района Крайнего Севера, и службы в органах внутренних дел в местности, приравненной к районам Крайнего Севера.
В период службы истца в органах внутренних дел вопросы обеспечения сотрудников милиции жилой площадью регулировались Законом РФ от 18 апреля 1991г. №1026-1 «О милиции», который утратил силу с 01 марта 2011г.
Согласно ст. 30 указанного Закона сотрудникам милиции, признанным нуждающимися в улучшении жилищных условий, жилая площадь в виде отдельной квартиры или дома по установленным законодательством нормам предоставляется соответствующими органами исполнительной власти, органами местного самоуправления и организациями в первоочередном порядке, а участковым уполномоченным милиции - не позднее шести месяцев с момента вступления в должность.
Сотрудники милиции имеют право на получение беспроцентных ссуд на индивидуальное и кооперативное жилищное строительство с рассрочкой на 20 лет и погашением 50 процентов предоставленной ссуды за счет средств соответствующих бюджетов.
В материалах дела отсутствуют доказательства, свидетельствующие о том, что истец в период службы был признан нуждающимся в улучшении жилищных условий и имел право на получение беспроцентной ссуды на индивидуальное и кооперативное строительство.
Согласно ч. 1 ст. 4 действующего в настоящее время Федерального закона от 19 июля 2011г. №247-ФЗ «О социальных гарантиях сотрудников органов внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации», сотрудник, имеющий стаж службы в органах внутренних дел не менее 10 лет в календарном исчислении, имеет право на единовременную социальную выплату для приобретения или строительства жилого помещения один раз за весь период государственной службы, в том числе службы в органах внутренних дел (далее - единовременная социальная выплата).
В соответствии с ч. 6 этой же статьи указанного Федерального закона право на единовременную социальную выплату сохраняется за гражданами Российской Федерации, уволенными со службы в органах внутренних дел с правом на пенсию и принятыми в период прохождения службы на учет в качестве имеющих право на получение единовременной социальной выплаты.
Таким образом, из указанных положений Федерального закона следует, что право на получение единовременной социальной выплаты имеют сотрудники, состоящие на службе в органах внутренних дел, имеющие соответствующий стаж службы и поставленные на учет для получения этой выплаты в период службы. Указанное право сохраняется за уволенными сотрудниками, имеющими право на пенсию, только в том случае, если они были приняты на учет для получения такой выплаты в период прохождения службы.
В связи с тем, что истец на учете по месту службы для получения единовременной социальной выплаты не состоял, был поставлен на учет в 2018 году по категории «инвалиды I-II группы» в администрации Богучанского района Красноярского края в соответствии с Федеральным законом от 25 октября 2002г. №125-ФЗ, на него не могут распространяться социальные гарантии, предусмотренные Федеральным законом от 19 июля 2011г. №247-ФЗ, и он лишен возможности получить единовременную социальную выплату или иным образом решить вопрос о предоставлении ему жилья за пределами районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей в соответствии с действовавшим и действующим специальным законодательством, регулирующим вопросы предоставления социальных гарантий сотрудникам органов внутренних дел.
Пунктом 9 Постановления Правительства Российской Федерации от 10 декабря 2002 г. N 879 "Об утверждении Положения о регистрации и учете граждан, имеющих право на получение социальных выплат для приобретения жилья в связи с переселением из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей" установлено, что для регистрации и постановки на учет гражданин, имеющий право на получение социальной выплаты для приобретения жилья в соответствии с Федеральным законом "О жилищных субсидиях гражданам, выезжающим из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей", представляет в орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации (орган местного самоуправления) по месту жительства следующие документы: заявление по форме согласно приложению N 1; копии документов, удостоверяющих личность заявителя и проживающих с ним членов семьи; копии документов, подтверждающих родственные отношения заявителя и членов его семьи (свидетельства о браке (свидетельства о расторжении брака, записи актов гражданского состояния), свидетельства о рождении (страницы паспорта гражданина Российской Федерации с внесенными сведениями о детях и семейном положении), свидетельства об усыновлении); документ, подтверждающий общую продолжительность стажа работы в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях (копия трудовой книжки либо документ, выданный Пенсионным фондом Российской Федерации); копия пенсионного удостоверения или справка о пенсионном обеспечении из органа, осуществляющего пенсионное обеспечение, - для пенсионеров; справка об инвалидности - для инвалидов I и II групп, а также для инвалидов с детства - в случае отсутствия соответствующих сведений в федеральном реестре инвалидов; справка органов службы занятости населения о признании заявителя в установленном порядке безработным - для безработных, состоящих не менее одного года на учете в органах службы занятости населения по месту постоянного проживания; копии правоустанавливающих документов на жилые помещения, принадлежащие на праве собственности заявителю и (или) членам его семьи, права на которые не зарегистрированы в Едином государственном реестре недвижимости; документы, содержащие сведения о проживании заявителя в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях в период с 31 декабря 1991 г. до 1 января 2015 г. (копия паспорта гражданина Российской Федерации с отметкой о регистрации по месту жительства, либо выписка из домовой книги (копия поквартирной карточки), либо справка, содержащая сведения о регистрации по месту жительства, выданная территориальным органом федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере миграции).
Решение о постановке на учет граждан, имеющих право на получение социальных выплат для приобретения жилья, или об отказе в постановке на учет принимается органами исполнительной власти субъекта Российской Федерации (органами местного самоуправления) в 15-дневный срок с даты регистрации заявлений граждан (пункт 12 Положения).
В соответствии с п. 12.1 Положения о регистрации и учете граждан, имеющих право на получение социальных выплат для приобретения жилья в связи с переселением из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей, основанием для отказа в постановке на учет граждан, имеющих право на получение социальных выплат для приобретения жилья, является несоответствие гражданина требованиям, указанным в статье 1 ФЗ "О жилищных субсидиях гражданам, выезжающим из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей".
В силу ст. 2 названного Федерального закона, если иное не предусмотрено настоящим Федеральным законом, устанавливается следующая очередность предоставления жилищных субсидий:
в первую очередь жилищные субсидии предоставляются гражданам, признанным инвалидами I и II групп, а также инвалидам с детства, родившимся в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях или за пределами указанных районов и местностей (в случае, если на дату их рождения местом жительства их матерей являлись районы Крайнего Севера и приравненные к ним местности);
во вторую очередь жилищные субсидии предоставляются пенсионерам;
в третью очередь жилищные субсидии предоставляются гражданам, признанным в установленном порядке безработными и состоящим не менее одного года на учете в органах службы занятости населения по месту жительства в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях;
в четвертую очередь жилищные субсидии предоставляются работающим гражданам.
Очередность предоставления жилищных субсидий для каждой установленной настоящей статьей категории граждан определяется по номерам заявлений и датам их подачи гражданами для постановки на учет в качестве имеющих право на получение жилищных субсидий. В случае изменения условий, на основании которых граждане были поставлены на данный учет, им предоставляются жилищные субсидии в соответствии с изменившимися условиями (при этом очередность предоставления жилищных субсидий определяется с момента возникновения права на переход в другую установленную настоящей статьей категорию граждан), а при возникновении права на переход в категорию граждан, к которой гражданин относился до изменения условий, указанных в настоящей части, исходя из первоначальной очередности для этой категории.
По смыслу указанных норм, постановка на учет носит заявительный характер и обязанность по предоставлению документов, подтверждающих стаж работы в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностям в силу п. 9 Положения возлагается на гражданина, в данном случае - истца, обратившегося с заявлением для регистрации и постановки на учет граждан, имеющих право на получение социальных выплат для приобретения жилья в связи с переселением из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностям.
Кулаков С.В. в 2022 году обратился в администрацию Богучанского района Красноярского края с заявлением о предоставлении в 2023 году социальной выплаты на приобретение жилья. Формирование списков граждан, имеющих право на предоставление социальных выплат в 2023 году в соответствии с вышеуказанным Федеральным законом, завершено. С заявлением о предоставлении социальной выплаты на 2024 год истец в предусмотренном законом порядке не обращался.
Принимая во внимание, что нормативное регулирование предусматривает заявительный порядок обращения граждан за предоставлением социальной выплаты на приобретение жилья в планируемом году в установленные подпрограммой сроки, выдача свидетельств гражданам, включенным в резервный список, осуществляется лишь после выдачи свидетельств всем гражданам из основного краевого списка при наличии остатка бюджетных средств, государственные жилищные сертификаты предоставляются гражданам при наступлении их очередности, в порядке и сроки, установленные Правительством Российской Федерации в пределах средств, выделенных Красноярским краем на предоставление жилищных сертификатов на предстоящий год, исходя из порядка формирования очереди, даты постановки на учет, категории очередности, числа очередников, подтвердивших свое участие в программе в планируемом году, суд приходит к выводу о том, что восстановление истца в очереди на получение государственного жилищного сертификата в 2023 году будет нарушать права граждан, состоящих в очереди на получение сертификата, представивших документы в установленном законом порядке, и отказывает истцу в удовлетворении требований в данной части.
На основании вышеизложенного, руководствуясь ст. ст. 194 – 199, 233-237 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л:
Зачесть период службы Кулакова ФИО6 в органах внутренних дел – Богучанском РОВД ГУВД Красноярского края, расположенном на территории, отнесенной к местности, приравненной к районам Крайнего Севера, с 10.07.1991 года по 01.06.2004 года в стаж работы в местностях, приравненных к районам Крайнего Севера, дающий право на получение жилищной субсидии в соответствии с положениями ст. 1 Федерального от 25.10.2002 № 125-ФЗ «О жилищных субсидиях гражданам, выезжающим из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей».
Обязать министерство строительства Красноярского края произвести расчет размера социальной выплаты Кулакову ФИО7 на приобретение жилого помещения в объеме согласно действующему законодательству с учетом общего стажа работы в местностях, приравненных к района Крайнего Севера, и службы в органах внутренних дел в местности, приравненной к районам Крайнего Севера.
В удовлетворении остальной части исковых требований отказать.
Заявление об отмене заочного решения может быть подано ответчиком в суд, принявший заочное решение, в течение 7 дней со дня вручения ему копии этого решения.
Заочное решение суда ответчиком может быть обжаловано в апелляционном порядке в течение одного месяца со дня вынесения определения суда об отказе в удовлетворении заявления об отмене этого решения суда. Иными лицами, участвующими в деле, заочное решение суда может быть обжаловано в апелляционном порядке в течение одного месяца по истечении срока подачи ответчиком заявления об отмене этого решения суда, а в случае, если такое заявление подано, - в течение одного месяца со дня вынесения определения суда об отказе в удовлетворении этого заявления.
Председательствующий подпись О.В. Максимова
Решение в окончательной форме изготовлено 31 января 2023 года.
Копия верна
Судья О.В. Максимова