84RS0001-01-2023-000949-61
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
29 января 2024 года г. Дудинка
Дудинский районный суд Красноярского края в составе председательствующего судьи Калмыкова А.А., при секретаре Щукиной Л.А., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело № 2-79 по иску Касаткиной Сабрины Михайловны к администрации Таймырского Долгано-Ненецкого муниципального района о признании права собственности на жилое помещение в порядке приватизации,
У С Т А Н О В И Л:
Касаткина С.М. обратилась в суд с иском к администрации Таймырского Долгано-Ненецкого муниципального района о признании права собственности на жилое помещение в порядке приватизации, указывая на то, что истцу по договору социального найма № 1652 от 16.11.2023 года предоставлено жилое помещение по адресу: <адрес> где она постоянно проживает. Указанная квартира принадлежит Таймырскому Долгано-Ненецкому муниципальному району, 01.12.2023 года она обратилась к ответчику с заявлением о передаче в ее частную собственность вышеуказанного жилого помещения на основании Закона «О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации». Однако, письмом от 06.12.2023 года ей было отказано в связи с отсутствием у администрации Таймырского Долгано-Ненецкого муниципального района полномочий по участию в приватизации жилых помещений. Считая данный отказ незаконным, ссылаясь на ст. 11 Закона «О приватизации жилищного фонда Российский Федерации», истец просит признать за ней в порядке приватизации право собственности на жилое помещение – квартиру <адрес>
Истец Касаткина С.М. в судебное заседание не явилась, о времени и месте рассмотрения дела уведомлена надлежащим образом, представила письменное заявление о рассмотрении дела без своего участия.
Представитель ответчика администрации Таймырского Долгано-Ненецкого муниципального района Булгаков В.В., в судебном заседании участия не принимал, представил ходатайство о рассмотрении дела в свое отсутствие, и отзыв по существу иска, из которого следует, что ответчик не оспаривает право истца на приватизацию жилого помещения, предоставленного ему по договору социального найма, однако, указывает на то, что в силу Закона Красноярского края от 24.12.2009 года № 9-4225 «О наделении органов местного самоуправления муниципальных районов и городских округов края государственными полномочиями по обеспечению жилыми помещениями детей – сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», а также Федерального закона № 131-ФЗ от 06.10.2003 года «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» администрация Таймырского Долгано-Ненецкого муниципального района не наделена полномочиями по заключению договоров передачи жилых помещений в собственность граждан (л.д.51).
Третье лицо, не заявляющее самостоятельных требований относительно предмета спора, на стороне ответчика - управление имущественных отношений Таймырского Долгано-Ненецкого муниципального района (далее - Управление имущественных отношений) своего представителя в судебное заседание не направило, представив отзыв на исковое заявление, из которого следует, что жилое помещение, расположенное по адресу: <адрес>, находится в собственности муниципального образования «Таймырский Долгано-Ненецкий муниципальный район». На основании решения комиссии Администрации муниципального района «Об установлении факта преодоления трудной жизненной ситуации Касаткиной С.М.», 28.11.2023 года с истцом заключен договор социального найма жилого помещения. Управление имущественных отношений не оспаривает тот факт, что истец имеет право на приватизацию жилого помещения, в котором проживает по договору социального найма. Однако, действующие нормы, регулирующие приватизацию жилых помещений гражданами в условиях передачи отдельных государственных полномочий органам местного самоуправления муниципального района, не позволяют реализовать механизм передачи жилого помещения в собственность граждан, поскольку Закон Красноярского края от 24.12.2009 № 9-4225 «О наделении органов местного самоуправления отдельных муниципальных районов и городских округов края государственными полномочиями по обеспечению жилыми помещениями детей - сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из их числа, не имеющих жилого помещения» не содержит норм, закрепляющих полномочия по приватизации жилья за органами местного самоуправления муниципальных районов Красноярского края, просит рассмотреть дело по существу в отсутствие представителя (л.д.30-31).
Учитывая сведения о надлежащем извещении сторон о дне и времени судебного заседания, а также наличие ходатайств участников о рассмотрении дела в их отсутствие, суд полагает возможным рассмотреть дело в отсутствие лиц, участвующих в деле.
Исследовав представленные доказательства, суд приходит к следующему.
Статьей 40 Конституции Российской Федерации установлено, что каждый имеет право на жилище, которого не может быть лишен произвольно.
Статьей 2 Закона РФ "О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации" от 04.07.1991 N 1541-1 предусмотрено право граждан, занимающих жилые помещения в государственном и муниципальном жилищном фонде, включая жилищный фонд, находящийся в хозяйственном ведении предприятий или оперативном управлении учреждений (ведомственный фонд), на условиях социального найма, приобрести эти помещения в собственность на условиях, предусмотренных указанным Законом иными нормативными актами Российской Федерации и субъектов Российской Федерации, с согласия всех совместно проживающих совершеннолетних членов семьи, а также несовершеннолетних в возрасте от 14 до 18 лет.
На основании ст.11 Закона РФ № 1541-1 каждый гражданин имеет право на приобретение в собственность бесплатно, в порядке приватизации, жилого помещения в государственном и муниципальном жилищном фонде социального использования один раз.
Передача жилых помещений в собственность граждан осуществляется уполномоченными собственниками указанных жилых помещений органами государственной власти, органами местного самоуправления, а также государственными или муниципальными унитарными предприятиями, за которыми закреплен жилищный фонд на праве хозяйственного ведения, государственными или муниципальными учреждениями, казенными предприятиями, в оперативное управление которых передан жилищный фонд (ст. 6 Закона РФ № 1541-1).
В силу п.3 ч.2 ст.19 ЖК РФ под муниципальным жилищным фондом понимается совокупность жилых помещений, принадлежащих на праве собственности муниципальным образованиям.
Судом установлено, что на основании договора социального найма жилого помещения от 28.11.2023 № 10, заключенного между Касаткиной С.М. и Управлением имущественных отношений Таймырского Долгано-Ненецкого муниципального района, истцу предоставлено в бессрочное владение и пользование жилое помещение – квартира <адрес> (л.д.13-17).
Указанная квартира находится в муниципальной собственности МО «Таймырский Долгано-Ненецкий район», что подтверждается представленной в материалах дела выпиской из ЕГРП (л.д.23-24).
Как следует из справки формы № 4 паспортного стола ООО «ДУК» от 09.12.2023 в жилом помещении, расположенном по адресу: <адрес>, Касаткина С.М. зарегистрирована по месту жительства, иных зарегистрированных лиц не имеется (л.д.11).
Согласно сведениям ЕГРН в собственности Касаткиной С.М. жилых помещений не имеется.
Таким образом, судом установлено, что истец ранее право на приобретение жилья в собственность в порядке приватизации не использовала, была вселена и проживает в указанной квартире на условиях социального найма, в связи с чем, не может быть лишена права на приобретение жилого помещения в собственность в порядке приватизации.
01.12.2023 года истец, обратившись с заявлением о передаче указанной квартиры в ее собственность, получила ответ от 06.12.2023 года № 8012 на обращение, которым ей было отказано в заключении договора передачи квартиры в ее собственность в порядке бесплатной приватизации по причине отсутствия соответствующих полномочий у администрации Таймырского Долгано-Ненецкого муниципального района (л.д.9-10).
Между тем, статьей 4 Закона РФ № 1541-1 установлен исчерпывающий перечень жилых помещений, не подлежащих приватизации, к которым спорное жилое помещение не относится.
В соответствии с разъяснениями, содержащимися в п. 8 постановления Пленума Верховного Суда РФ от 24.08.1993 года № 8, гражданам не может быть отказано в приватизации занимаемых ими жилых помещений на предусмотренных Законом условиях, если они обратились с такими требованиями.
Права муниципального района по владению, пользованию и распоряжению муниципальным имуществом в силу ст. 64 Устава Таймырского Долгано-Ненецкого муниципального района, осуществляет администрация Таймырского Долгано-Ненецкого муниципального района. Порядок осуществления органами местного самоуправления муниципального района прав муниципального района по владению, пользованию и распоряжению имуществом, находящимся в собственности муниципального района (далее - муниципальное имущество) устанавливается Таймырским Советом депутатов. Порядок и условия приватизации муниципального имущества определяются Таймырским Советом депутатов в соответствии с федеральными законами.
Решением Таймырского районного Совета депутатов № 08-0121 от 21.06.2016 года утвержден Порядок управления и распоряжения имуществом, находящимся в собственности Таймырского Долгано-Ненецкого муниципального района, согласно п.п.1 п.7 которого администрация района осуществляет права муниципального района по владению, пользованию и распоряжению муниципальным имуществом в соответствии с Уставом Таймырского Долгано-Ненецкого муниципального района и указанным порядком, а также приобретает имущество в собственность муниципального района и отчуждает его, совершает с ним иные сделки, не противоречащие действующему законодательству.
Таким образом, администрация ТДН района является органом местного самоуправления, уполномоченным на распоряжение муниципальным имуществом, в том числе в порядке его бесплатной приватизации.
То обстоятельство, что органами местного самоуправления района не принят нормативный правовой акт, определяющий порядок приватизации жилых помещений, находящихся в собственности ТДН района, в том числе не определен орган, уполномоченный на заключение договора передачи жилых помещений в собственность с нанимателями жилых помещений по договорам социального найма, не может являться основанием для отказа в осуществлении истицей права на приватизацию занимаемого ею жилого помещения.
При таких обстоятельствах исковые требования Касаткиной С.М. подлежат удовлетворению в полном объеме.
На основании изложенного, руководствуясь ст. 194-198 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л:
Исковые требования Касаткиной Сабрины Михайловны к администрации Таймырского Долгано-Ненецкого муниципального района о признании права собственности на жилое помещение в порядке приватизации, удовлетворить.
Признать право собственности Касаткиной Сабрины Михайловны, ДД.ММ.ГГГГ рождения, уроженки <данные изъяты> зарегистрированной по адресу: <адрес>, в порядке бесплатной приватизации на жилое помещение с кадастровым номером №, расположенное по адресу: <адрес>
Настоящее решение является основанием для государственной регистрации права собственности Касаткиной Сабрины МихайловныДД.ММ.ГГГГ рождения, уроженки <данные изъяты> на жилое помещение, расположенное по адресу: Россия, <адрес> общей площадью 34,3 квадратных метра, кадастровый №, в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в судебную коллегию по гражданским делам Красноярского краевого суда в течение месяца со дня его вынесения с подачей жалобы через Дудинский районный суд Красноярского края.
Судья А.А.Калмыков