Судебный акт #1 (Решение) по делу № 2-564/2023 ~ М-306/2023 от 15.02.2023

Р Е Ш Е Н И Е

И м е н е м Р о с с и й с к о й Ф е д е р а ц и и

31 мая 2023 года                        г.Тулун

Тулунский городской суд Иркутской области в составе: председательствующего судьи Рыжовой Н.А., при секретаре Богданове Г.А., с участием истца Юрченко О.В., представителя ответчика Комитета по финансам администрации Тулунского муниципального района и третьего лица на стороне ответчика, не заявляющего самостоятельные требования относительно предмета спора администрации Тулунского муниципального района Егоровой Р.Ю. действующей по доверенностям, рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело № 2-564/2023 (УИД 38RS0023-01-2023-000364-54) по иску Юрченко О.В. к Комитету по финансам администрации Тулунского муниципального района о взыскании суммы перерасчета заработной платы, процентов за задержку выплаты заработной платы

у с т а н о в и л

Истец Юрченко О.В. обратилась в суд с иском к ответчику Комитету по финансам администрации Тулунского муниципального района о взыскании суммы перерасчета заработной платы, процентов за задержку выплаты заработной платы, указывая в обоснование, что она с 04.09.2017 по 30.09.2022 работала в Комитете по Финансам Тулунского муниципального района в должности ведущего специалиста бюджетного отдела, относящейся к младшим должностям муниципальной службы в соответствии с главой 1 подраздела II Закона Иркутской области от 15.10.2007 № 89-оз «О реестре должностей муниципальной службы в Иркутской области и соотношении должностей муниципальной службы и должностей государственной гражданской службы Иркутской области».

Была уволена на основании п. 3 ч. 1 ст. 77 ТК РФ. Копия трудового договора *** от ......, доп. соглашения *** от ......, № б/н от ......, № б/н от .......

Согласно штатному расписанию оплата ее труда являлась повременной, оклад составлял .......... рублей, надбавка за классный чин .......... рублей, особые условия .......... рублей, выслуга лет .......... рублей, месячное денежное поощрение .......... рублей, процентной надбавки .......... рублей, районного коэффициента .......... рублей.

Решением Думы Тулунского муниципального района *** от ...... в Положение об оплате труда муниципальных служащих Тулунского муниципального района, утвержденное решением Думы Тулунского муниципального района *** от ...... (в редакции от ...... ***) внесены изменения, повышающие оклад муниципальных служащих Тулунского муниципального района и распространяющие свое действие на правоотношения, возникшие с .......

Согласно приложению *** к Положению об оплате труда муниципальных служащих Тулунского муниципального района оклад ведущего специалиста бюджетного отдела Комитета по Финансам Тулунского муниципального района с ...... составил .......... рублей, размер ежемесячного денежного поощрения составил 1,0 - 3,0.

За период с ...... по ...... работы у работодателя, она отработала норму рабочего времени и выполнила все нормы труда, со стороны работодателя ни в устной, ни в письменной форме претензий к ней не поступало.

До настоящего времени Комитет по финансам Тулунского муниципального района не произвел перерасчет заработной платы истца за отработанный период с ...... по ...... с учетом перерасчета единовременной выплаты при предоставлении ежегодного оплачиваемого отпуска муниципальных служащих, согласно Приказу Комитета по Финансам Тулунского муниципального района *** от ...... «Об отпуске», тем самым нарушив ч. 2 ст. 22 ТК РФ.

Просит суд взыскать с Комитета по Финансам Тулунского муниципального района сумму перерасчета заработной платы за период с ...... по ...... в размере .......... рублей, .......... рублей в качестве процентов (денежной компенсации) из расчета одной сто пятидесятой действующей ключевой ставки Центрального банка Российской Федерации от не выплаченной в срок заработной платы за каждый день задержки начиная со следующего дня после установленного срока выплаты по день фактического расчета включительно.

Определением от ...... к участию в деле в качестве третьего лица на стороне ответчика, не заявляющего самостоятельные требования относительно предмета спора, привлечено - муниципальное образование «Тулунский район».

В судебном заседании истец Юрченко О.В. требования иска, по доводам, изложенным в исковом заявлении, поддерживает, суду пояснила, что ее требования основаны на разъяснениях о применении постановления Правительства Иркутской области от 27.11.2014 № 599-пп «Об установлении нормативов формирования расходов на оплату труда депутатов, выборных должностей лиц местного самоуправления, осуществляющих своим полномочия на постоянной основе, муниципальных служащих и содержание органов местного самоуправления муниципальных образований Иркутской области», в котором указано, что работникам, с которыми трудовые отношения прекращены, также необходимо произвести перерасчет заработной платы. Данные разъяснения доведены письмом Министерства труда и занятости Иркутской области от 10.11.2022 № 02-74-5026/22. В связи с указанными разъяснениями, просит суд требования иска удовлетворить.

Представитель ответчика - Комитета по финансам администрации Тулунского муниципального района и третьего лица на стороне ответчика, не заявляющего самостоятельные требования относительно предмета спора администрации Тулунского муниципального района Егорова Р.Ю. действующей в судебном заседании на основании выданных ей доверенностей, представила суду письменные возражения и дополнения к ним, требования иска не признает, суду пояснила, что в соответствии с постановлением Правительства Иркутской области от 27.11.2014 № 599-пп «Об установлении нормативов формирования расходов на оплату труда депутатов, выборных должностных лиц местного самоуправления, осуществляющих свои полномочия на постоянной основе, муниципальных служащих и содержание органов местного самоуправления муниципальных образований Иркутской области» и на основании решения Думы Тулунского муниципального района от 29.11.2022 № 375 были внесены изменения в Положение об условиях оплаты труда муниципальных служащих Тулунского муниципального района, в том числе в части изменения размера ежемесячного денежного поощрения и надбавки за особые условия труда в сторону уменьшения, изменился абзац второй пункта 3.3 раздела 3 «Дополнительные выплаты и порядок их применения», пункт 4.1 раздела 4 «Норматив формирования расходов на оплату труда и формирование фонда оплаты труда», абзац второй пункта 4.3 раздела 4 «Норматив формирования расходов на оплату труда и формирование фонда оплаты труда, Приложение № 1 к Положению, то есть, у муниципальных служащих не только повысился должностной оклад, но и изменились иные условия оплаты труда в сторону уменьшения. По должности ведущего специалиста Комитета по финансам администрации Тулунского муниципального района уменьшилась надбавка за особые условия труда с 60 до 20 % и ежемесячное денежное поощрение с 240 до 150%. Решением Думы изменена система оплаты труда муниципальных служащих администрации Тулунского муниципального района. В связи с изменением определенных сторонами условий трудового договора на основании ст. 72 ТК РФ с действующими работниками были заключены дополнительные соглашения к трудовому договору. Поскольку трудовой договор с Юрченко О.В. по состоянию на 29.11.2022 был прекращен, трудовые отношения отсутствовали, вопрос об изменении условий трудового договора не ставился. Применение новой системы оплаты труда возможно только в отношении тех работников, с которыми организация заключит дополнительные соглашения к трудовому договору об изменении условий по оплате труда. В связи с отсутствием трудовых отношений с Юрченко О.В. действие локального нормативного акта устанавливающего иную систему оплаты труда на нее не распространяется. Пояснила, что источником финансирования оплаты труда муниципальных служащих является бюджет Тулунского муниципального района. Суд, в случае признания за истцом право на получение перерасчета заработной платы, выйдя за пределы своих полномочий, в нарушение ст. 86 Бюджетного кодекса РФ распространит условия оплаты труда на лиц, не являющихся муниципальными служащими, подменив органы местного самоуправления. Дума Тулунского муниципального района, внеся изменения в систему оплаты труда в пределах своих полномочий, распространила новые положения с 1 июля 2022 года на лиц, являющихся муниципальными служащими на день принятия решения. Расходы на оплату труда неработающих лиц, не распространяются, исполнение решения суда приведет к незаконному изъятию денежных средств из бюджета района. Просит суд в удовлетворении исковых требований истцу отказать.

Выслушав стороны, изучив материалы дела, суд приходит к следующему.

В силу ч. 1 ст. 3 Трудового кодекса Российской Федерации (ТК РФ) (запрещение дискриминации в сфере труда) каждый имеет равные возможности для реализации своих трудовых прав.

Работник имеет право на заключение, изменение и расторжение трудового договора в порядке и на условиях, которые установлены Трудовым кодексом Российской Федерации, иными федеральными законами, ст. 21 ТК РФ.

Работодатель обязан соблюдать трудовое законодательство и иные нормативные правовые акты, содержащие нормы трудового права, локальные нормативные акты, условия коллективного договора, соглашений и трудовых договоров, ст. 22 ТК РФ.

В силу ст. 56 ТК РФ трудовой договор - соглашение между работодателем и работником, в соответствии с которым работодатель обязуется предоставить работнику работу по обусловленной трудовой функции, обеспечить условия труда, предусмотренные трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права, коллективным договором, соглашениями, локальными нормативными актами и данным соглашением, своевременно и в полном размере выплачивать работнику заработную плату, а работник обязуется лично выполнять определенную этим соглашением трудовую функцию, соблюдать правила внутреннего трудового распорядка, действующие у данного работодателя. Сторонами трудового договора являются работодатель и работник.

Абзацем 5 ч. 2 ст. 57 ТК РФ предусмотрено, что к обязательным условиям, подлежащим включению в трудовой договор, отнесены условия оплаты труда (в том числе размер тарифной ставки или оклада (должностного оклада) работника, доплаты, надбавки и поощрительные выплаты).

Частью 1 ст. 129 ТК РФ установлено, что заработная плата (оплата труда работника) - вознаграждение за труд в зависимости от квалификации работника, сложности, количества, качества и условий выполняемой работы, а также компенсационные выплаты (доплаты и надбавки компенсационного характера, в том числе за работу в условиях, отклоняющихся от нормальных, работу в особых климатических условиях и на территориях, подвергшихся радиоактивному загрязнению, и иные выплаты компенсационного характера) и стимулирующие выплаты (доплаты и надбавки стимулирующего характера, премии и иные поощрительные выплаты).

В силу ст. 134 ТК РФ обеспечение повышения уровня реального содержания заработной платы включает индексацию заработной платы в связи с ростом потребительских цен на товары и услуги. Государственные органы, органы местного самоуправления, государственные и муниципальные учреждения производят индексацию заработной платы в порядке, установленном трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права, другие работодатели - в порядке, установленном коллективным договором, соглашениями, локальными нормативными актами.

В силу ч. 1 ст. 135 ТК РФ заработная плата работнику устанавливается трудовым договором в соответствии с действующими у данного работодателя системами оплаты труда.

Системы оплаты труда, включая размеры тарифных ставок, окладов (должностных окладов), доплат и надбавок компенсационного характера, в том числе за работу в условиях, отклоняющихся от нормальных, системы доплат и надбавок стимулирующего характера и системы премирования, устанавливаются коллективными договорами, соглашениями, локальными нормативными актами в соответствии с трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права, ч. 2 ст. 135 ТК РФ.

Изменение определенных сторонами условий трудового договора допускается только по соглашению сторон трудового договора. Соглашение об изменении определенных сторонами условий трудового договора заключается в письменной форме, ст. 72 ТК РФ.

Статья 12 ТК РФ устанавливает, что локальный нормативный акт вступает в силу со дня его принятия работодателем либо со дня, указанного в этом локальном нормативном акте, и применяется к отношениям, возникшим после введения его в действие. В отношениях, возникших до введения в действие локального нормативного акта, указанный акт применяется к правам и обязанностям, возникшим после введения его в действие.

В силу требований ст. 56 ГПК РФ, содержание которой следует рассматривать в контексте с положениями ч. 3 ст. 123 Конституции РФ и ст. 12 ГПК РФ, закрепляющих принцип состязательности гражданского судопроизводства и принцип равноправия сторон, каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом.

В силу ст. 5 ТК РФ трудовые отношения и иные непосредственно связанные с ними отношения регулируются не только законами, но и коллективными договорами, соглашениями и локальными нормативными актами, содержащими нормы трудового права.

В соответствии со ст. 129 ТК РФ заработная плата (оплата труда работника) - вознаграждение за труд в зависимости от квалификации работника, сложности, количества, качества и условий выполняемой работы, а также компенсационные выплаты (доплаты и надбавки компенсационного характера, в том числе за работу в условиях, отклоняющихся от нормальных, работу в особых климатических условиях и на территориях, подвергшихся радиоактивному загрязнению, и иные выплаты компенсационного характера) и стимулирующие выплаты (доплаты и надбавки стимулирующего характера, премии и иные поощрительные выплаты).

На основании ст. 131 ТК РФ выплата заработной платы производится в денежной форме в валюте Российской Федерации (в рублях). В случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации о валютном регулировании и валютном контроле, выплата заработной платы может производиться в иностранной валюте.

Заработная плата работнику устанавливается трудовым договором в соответствии с действующими у данного работодателя системами оплаты труда, ст. 135 ТК РФ.

В силу ч. 1 ст. 144 ТК РФ системы оплаты труда устанавливаются в федеральных государственных учреждениях - коллективными договорами, соглашениями, локальными нормативными актами в соответствии с федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.

По смыслу приведенных норм Трудового кодекса Российской Федерации в их взаимосвязи, заработная плата работника зависит от его квалификации, сложности выполняемой работы, количества и качества затраченного труда и устанавливается трудовым договором в соответствии с действующей у работодателя системой оплаты труда. При этом системы оплаты труда и системы премирования устанавливаются коллективными договорами, соглашениями, локальными нормативными актами и должны соответствовать трудовому законодательству и иными нормативным правовым актам, содержащим нормы трудового права.

Согласно абз. 2 ст. 392 ТК РФ работник имеет право обратиться в суд за разрешением индивидуального трудового спора о невыплате или неполной выплате заработной платы и других выплат, причитающихся работнику, он имеет право обратиться в суд в течение одного года со дня установленного срока выплаты указанных сумм, в том числе в случае невыплаты или неполной выплаты заработной платы и других выплат, причитающихся работнику при увольнении.

Как установлено судом и следует из материалов дела, истец Юрченко О.В. была принята на работу на должность ведущего специалиста бюджетного отдела Комитета по финансам администрации Тулунского муниципального района, начало работы ......, что подтверждается трудовым договором *** от ...... заключенному между работодателем Комитетом по финансам администрации Тулунского муниципального района и работником Юрченко О.В., л.д. 8-13.

Разделом 5 - оплаты труда, стороны предусмотрели, что заработная плата работника формируется из оклада месячного денежного содержания, составляющего .......... рублей, особые условия .......... рублей, ежемесячное денежное поощрение .......... рублей, процентная надбавка .......... рублей, районный коэффициент .......... рублей.

Согласно дополнительному соглашению к трудовому договору от ...... № б/н на основании решения Думы Тулунского муниципального района от ...... *** «Об увеличении (индексации) размеров окладов муниципальных служащих Тулунского муниципального района», распоряжения администрации Тулунского муниципального района от ...... ***-рг «О внесении изменений в штатное расписание муниципальных служащих администрации Тулунского муниципального района об утверждении его в новой редакции»: п. 5.1 трудового договора изложен в следующей редакции: заработная плата работника формируется из оклада месячного денежного содержания, составляющего .......... рублей, надбавка за классный чин .......... рублей, особые условия .......... рублей, надбавка за выслугу лет .......... рублей, ежемесячное денежное поощрение .......... рублей, процентная надбавка .......... рублей, районный коэффициент .......... рублей, л.д. 15.

Дополнительным соглашением от ...... *** к трудовому договору от ......, стороны пришли к соглашению, что настоящий договор заключен на определенный срок с ...... по ......, на срок передачи администрации Тулунского муниципального района полномочий по осуществлению части полномочий по составлению проектов бюджетов поселений, исполнению бюджетов поселений, осуществлению контроля за их исполнением, составлению отчетов об исполнении бюджетов поселений, изменения вступают в силу с ......, л.д. 14.

Дополнительным соглашением к срочному трудовому договору от ...... *** от ......, стороны пришли к соглашению о продлении с ...... по ...... включительно срочного трудового договора (на срок передачи указанных выше полномочий), л.д. 16.

Факт работы истца у ответчика также подтверждается представленной в обоснование иска трудовой книжкой и приказами работодателя, л.д. 17-25, 26, 27, 28.

Приказом от 30.09.2022 № 96 (л.с.) трудовые отношения между сторонами прекращены на основании п. 3 ч. 1 ст. 77 ТК РФ, истец Юрченко О.В. уволена по собственному желанию, л.д. 29.

Решением Думы Тулунского муниципального района № 375 от 29.11.2022 в Положение об оплате труда муниципальных служащих Тулунского муниципального района, утвержденное решением Думы Тулунского муниципального района № 224 от 29.03.2016 (в редакции от 26.10.2021 № 273) внесены изменения, повышающие оклад муниципальных служащих Тулунского муниципального района и распространяющие свое действие на правоотношения, возникшие с 01.07.2022, л.д. 39-42.

Согласно записи под № 26, имеющейся в трудовой книжке истца, распоряжением от 05.12.2022 № 755-рк, истец Юрченко принята в Комитет по экономике и развитию предпринимательства администрации Тулунского муниципального района на должность главного специалиста по труду управления по экономике и прогнозированию, л.д. 24-25.

26.12.2022 истец Юрченко О.Ю. обратилась с заявлением на имя председателя Комитета по Финансам, с просьбой произвести перерасчет заработной платы за отработанный период с 01.07.2022 по 30.09.2022 в Комитете согласно постановлению Правительства от 27.11.2014 № 599-пп, решения Думы Тулунского муниципального района от 29.11.2022 № 375 со ссылкой на разъяснения о применении вышеуказанного постановления Правительства, л.д. 36.

Комитет по Финансам администрации Тулунского муниципального района в адрес Юрченко О.Ю. от 26.12.2023 за исх. № 32 направил ответ, в котором указал, что прекращение трудовых отношений влечет за собой прекращение трудовых отношений между работодателем и работником, распространение действия нормативного правового акта, содержащего нормы трудового права, на отношения, которые возникли до введения его в действие, не означает, что он распространяется на уже прекратившиеся отношения. Кроме того, поскольку условия оплаты труда, в том числе размер оклада (должностного оклада) относятся к обязательным условиям трудового договора (часть 1 ст. 57 ТК РФ), в связи с повышением размера должностного оклада с сотрудниками учреждения работодатель вправе заключить в письменной форме соглашение об изменении условий трудового договора, ст. 72 ТК РФ, а поскольку трудовой договор прекратился, изменения в него не могут быть внесены, ссылка на разъяснения носит рекомендательный характер, л.д. 33.

Суд, принимая во внимание все установленные по делу обстоятельства, приходит к выводу об отказе истцу в удовлетворении требований иска полностью, при этом суд соглашается с позицией стороны ответчика о том, что у суда, оснований, предусмотренных законом для удовлетворения заявленных требований иска, не имеется.

Закон или иной нормативный правовой акт, содержащий нормы трудового права, не имеет обратной силы и применяется к отношениям, возникшим после введения его в действие. Действие закона или иного нормативного правового акта, содержащего нормы трудового права, распространяется на отношения, возникшие до введения его в действие, лишь в случаях, прямо предусмотренных этим актом. В отношениях, возникших до введения в действие закона или иного нормативного правового акта, содержащего нормы трудового права, указанный закон или акт применяется к правам и обязанностям, возникшим после введения его в действие, ч. ч. 3, 4 ст. 12 ТК РФ.

Судом установлено, материалами дела подтверждается, истцом не опровергнуто, что распоряжение № 375 от 29.11.2022 принято Думой Тулунского муниципального района после прекращения с истцом трудовых отношений от 30.09.2022.

Из содержания приказа от 30.09.2022 № 96 (л.с.) судом усматривается, что при увольнении истцу Юрченко О.Ю. произведен окончательный расчет за неиспользованные дни отпуска. Истцом в судебном заседании не оспаривалось, что расчет при увольнении произведен, задолженности не имеется.

Принимая во внимание, что разъяснения, на которые ссылается истец, носит рекомендательный характер, суд находит требования иска не подлежащими удовлетворению, при вынесении решения по делу разъяснения, на которые ссылается истец, во внимание не принимает, поскольку применительно к настоящим правоотношениям они носят рекомендательный характер, следовательно, у суда правовых оснований для его применения не имеется.

Отказывая истцу в удовлетворении требований иска, суд исходит из тех обстоятельств, что произвести перерасчет заработной платы в соответствии с требованиями действующего законодательства, не представляется возможным, поскольку трудовой договор и принятые по нему дополнительные соглашения, заключенные сторонами, по состоянию на 30.09.2022 прекращены, из чего следует, что у ответчика не имеется правовых оснований для производства перерасчета истцу заработной платы.

Кроме того, суд учитывает, что решением Думы Тулунского муниципального района от 29.11.2022 № 375, установлено, что настоящее решение вступает в силу со дня его официального опубликования и распространяется на правоотношения, возникшие с 01.07.2022, то есть, с работниками, состоящими в трудовых отношениях.

Таким образом, суд, принимая во внимание все установленные по делу обстоятельства, учитывая требования закона, нормы которого приведены в решении суда, приходит к выводу об отказе истцу в удовлетворении исковых требований полностью, включая перерасчет заработной платы и денежную компенсацию.

На основании изложенного и руководствуясь ст. ст. 3, 12, 56, 67, 68, 194-199 ГПК РФ, суд

р е ш и л

В удовлетворении исковых требований к Комитету по финансам администрации Тулунского муниципального района о взыскании суммы перерасчета заработной платы за период с ...... по ...... в размере .......... рублей, взыскании .......... рублей процентов (денежной компенсации) из расчета одной сто пятидесятой действующей ключевой ставки Центрального Банка Российской Федерации от невыплаченной в срок заработной платы за каждый день задержки начиная со следующего дня после установленного срока выплаты по день фактического расчета включительно, Юрченко О.В. - отказать.

Решение может быть обжаловано в Иркутский областной суд в течение месяца путем подачи апелляционной жалобы через Тулунский городской суд Иркутской области.

Судья                                    Н.А. Рыжова

2-564/2023 ~ М-306/2023

Категория:
Гражданские
Статус:
ОТКАЗАНО в удовлетворении иска (заявлении, жалобы)
Истцы
Юрченко Оксана Викторовна
Ответчики
Комитет по финансам Тулунского муниципального района
Другие
МО "Тулунский район"
Суд
Тулунский городской суд Иркутской области
Судья
Рыжова Нэля Асгатовна
Дело на странице суда
tulunsky--irk.sudrf.ru
15.02.2023Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
15.02.2023Передача материалов судье
21.02.2023Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
21.02.2023Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
21.02.2023Вынесено определение о назначении предварительного судебного заседания
13.03.2023Предварительное судебное заседание
05.04.2023Судебное заседание
12.05.2023Судебное заседание
31.05.2023Судебное заседание
07.06.2023Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
30.08.2023Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
30.08.2023Дело оформлено
Судебный акт #1 (Решение)

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее