№ 2-3614/2023
УИД 61RS0003-01-2023-003681-94
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
31 октября 2023 года г. Ростов-на-Дону
Кировский районный суд города Ростова-на-Дону в составе:
председательствующего судьи Молошникова В.Ю.,
при секретаре Лаврентьевой Т.Ю.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Ткаченко С.В. к Отделению Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Ростовской области, третье лицо: ОАО «РЖД» о перерасчете пенсии,
установил:
Истец обратился в суд с настоящим иском, ссылаясь на то, что ДД.ММ.ГГГГ обратился в ГУ ОПФР по <адрес> с заявлением о назначении досрочной страховой пенсии по старости в соответствии с п. 5 ч. 1 ст. 30 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 400-ФЗ «О страховых пенсиях».
Решением ГУ ОПФР по <адрес> № от ДД.ММ.ГГГГ, истцу было отказано в назначении досрочной страховой пенсии в связи с отсутствием необходимой продолжительности документально подтвержденного страхового стажа в качестве рабочих локомотивных бригад и работников отдельных категорий, непосредственно осуществляющих организацию перевозок и обеспечивающих безопасность движения на железнодорожном транспорте и метрополитене. По некоторым периодам работы, в сведениях персонифицированного учёта факт работы был подтвержден на общих основаниях. Дополнительный тариф организация не уплачивала.
ДД.ММ.ГГГГ Ткаченко С.В. повторно подано заявление о назначении страховой пенсии по старости. ДД.ММ.ГГГГ вынесено решение об отказе в установлении страховой пенсии в связи с отсутствием необходимой продолжительности документально подтвержденного страхового стажа в качестве рабочих локомотивных бригад и работников отдельных категорий, непосредственно осуществляющих организацию перевозок и обеспечивающих безопасность движения на железнодорожном транспорте и метрополитене. Причиной отказа явилось то, что работодатель не заявлял право своих работников по профессии «монтера пути, занятого на текущем содержании, ремонте пути и искусственных сооружений на участках магистральных железных дорог с интенсивным движением поездов Куберлеевской дистанции пути». За 2012 год факт работы подтвержден работодателем на общих основаниях без кода особых условий труда (код 27- 5). За период с 2013 - 2019 годы работодатель неправомерно отразил код особых условий труда (код 27-5), так как дополнительный тариф страховых взносов (статья 33.2 Федерального закона № 167-ФЗ) организация не уплачивала.
ДД.ММ.ГГГГ истцом направлена претензия в ОАО «РЖД», с просьбой провести корректировку льготного стажа с 2012 года по 2019 год, а также произвести оплату дополнительного тарифа в пенсионный фонд, если такой тариф не уплачивался,
Согласно ответу на письмо от ДД.ММ.ГГГГ, страховые взносы по дополнительному тарифу по Северо-Кавказской дирекции инфраструктуре исчислены и перечислены в полном объеме за 2013-2016 в соответствии со ст. 58.3 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 212-ФЗ за 2017-2022 в соответствии со ст. 428 Налогового кодекса РФ.
ДД.ММ.ГГГГ истец вновь обратился в ОСФР по <адрес> с заявлением о назначении досрочной страховой пенсии, по результатам рассмотрения которого Ткаченко С.В. была назначена страховая пенсия в соответствии с п.5 ч. 1 ст.30 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 400-ФЗ.
ДД.ММ.ГГГГ Ткаченко С.В. обратился в ОСФР по <адрес> с заявлением о перерасчете досрочной страховой пенсии по старости с даты подачи заявления.
Ткаченко С.В. в перерасчете пенсии, с даты подачи заявления, отказано, в связи с тем, что ответ на запрос пенсионного фонда о подтверждении работы в особых условиях труда за период с 2012 года по 2019 год и о причине неуплаты дополнительного тарифа, в установленный законом срок не поступил.
Истец полагает, что не предоставление работодателем в пенсионный орган сведений об уплате дополнительного тарифа, не может влиять на пенсионные права, так как его вины в этом не имеется. Право на назначение пенсии не может быть поставлено в зависимость от того обстоятельства, что работодатель несвоевременно поставил код льготы и не сообщил иные сведения в Пенсионный фонд РФ. Отсутствие данных о льготе в системе персонифицированного учёта не может повлечь исключение из специального стажа соответствующих видом работ и не должно препятствовать реализации права на досрочную страховую пенсию.
На основании изложенного, истец просил суд обязать ответчика произвести перерасчет досрочной страховой пенсии по старости с даты первоначальной подачи заявления о назначении досрочной страховой пенсии, т.е. с 07.02.2022.
Протокольным определением суда от 03.10.2023 к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований, привлечено ОАО «РЖД».
Истец в судебное заседание явился, исковые требования поддержал, просил удовлетворить.
Представитель ответчика на основании доверенности Хамидова А.А. в судебное заседание явилась, поддержала письменные возражения, просила отказать в удовлетворении исковых требований.
Третье лицо в судебное заседание своего представителя не направило, извещены надлежащим образом.
Дело в отсутствие неявившихся лиц рассмотрено судом в порядке ст.167 ГПК РФ.
Выслушав стороны, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.
Конституция Российской Федерации, в соответствии с целями социального государства (статья 7) гарантируя каждому социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом (статья 39), относит определение условий и порядка реализации данного конституционного права, в том числе установление правил исчисления пенсий, к компетенции законодателя (статья 39).
Основания возникновения и порядок реализации прав граждан на досрочные страховые пенсии установлены Федеральным законом от 28.12.2013 № 400-ФЗ «О страховых пенсиях».
В части 1 статьи 8 Федерального закона от 28.12.2013 № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» установлено, что право на страховую пенсию по старости имеют лица, достигшие возраста 65 и 60 лет (соответственно мужчины и женщины) (с учетом положений, предусмотренных приложением 6 к настоящему Федеральному закону).
В силу п. 5 ч. 1 ст. 30 Федерального закона от 28.12.2013 № 400-ФЗ страховая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного ст. 8 настоящего ФЗ, при наличии величины индивидуального пенсионного коэффициента в размере не менее 30 мужчинам по достижении возраста 55 лет, если они проработали не менее 12 лет 6 месяцев в качестве рабочих локомотивных бригад и работников отдельных категорий, непосредственно осуществляющих организацию перевозок и обеспечивающих безопасность движения на железнодорожном транспорте и метрополитене и имеют страховой стаж не менее 25 лет.
Согласно ч. 1 ст. 4, ч. 1 ст. 11 Федерального закона от 28.12.2013 N 400-ФЗ в страховой стаж включаются периоды работы и (или) иной деятельности, которые выполнялись на территории Российской Федерации лицами, гражданами этой страны, застрахованными в соответствии с Федеральным законом от 15.12.2001 N 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации", при условии, что за эти периоды начислялись и уплачивались страховые взносы в Пенсионный фонд Российской Федерации.
В соответствии со ст. 14 Федерального закона от 28.12.2013 N 400-ФЗ при подсчете страхового стажа периоды, которые предусмотрены статьями 11 и 12 указанного Федерального закона, до регистрации гражданина в качестве застрахованного лица в соответствии с Федеральным законом от 01.04.1996 N 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования" подтверждаются на основании сведений индивидуального (персонифицированного) учета за указанный период и (или) документов, выдаваемых работодателями или соответствующими государственными (муниципальными) органами в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.
В силу части 6 статьи 30 Федерального закона "О страховых пенсиях" периоды работы, предусмотренные пунктами 1 - 18 части 1 настоящей статьи, имевшие место после 1 января 2013 г., засчитываются в стаж на соответствующих видах работ, дающих право на досрочное назначение страховой пенсии по старости, при условии начисления и уплаты страхователем страховых взносов по соответствующим тарифам, установленным статьей 428 Налогового кодекса Российской Федерации (до 1 января 2017 г. - установленным статьей 58.3 Федерального закона от 24 июля 2009 г. N 212-ФЗ "О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования").
В судебном заседании установлено, что Ткаченко С.В. ДД.ММ.ГГГГ обратился в ГУ ОПФР по <адрес> с заявлением о назначении досрочной страховой пенсии по старости в соответствии с п.5 ч. 1 ст. 30 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 400-ФЗ.
Решением ГУ ОПФР по <адрес> № от ДД.ММ.ГГГГ, истцу отказано в назначении досрочной страховой пенсии в связи с отсутствием необходимой продолжительности документально подтвержденного страхового стажа в качестве рабочих локомотивных бригад и работников отдельных категорий, непосредственно осуществляющих организацию перевозок и обеспечивающих безопасность движения на железнодорожном транспорте и метрополитене. По некоторым периодам работы, в сведениях персонифицированного учёта факт работы был подтвержден на общих основаниях. Дополнительный тариф организация не уплачивала.
Общий страховой составил 34 года 02 месяца 20 дней, специальный страховой стаж 11 лет 08 месяцев 27 дней.
ДД.ММ.ГГГГ Ткаченко С.В. повторно подано заявление о назначении страховой пенсии по старости в соответствии с п. 5 ч. 1 ст. 30 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 400-ФЗ.
Решением ГУ ОПФР по <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ № Ткаченко С.В. отказано в назначении досрочной страховой пенсии в связи с отсутствием необходимой продолжительности документально подтвержденного страхового стажа в качестве рабочих локомотивных бригад и работников отдельных категорий, непосредственно осуществляющих организацию перевозок и обеспечивающих безопасность движения на железнодорожном транспорте и метрополитене. Работодатель не заявлял право своих работников по профессии «монтера пути, занятого на текущем содержании, ремонте пути и искусственных сооружений на участках магистральных железных дорог с интенсивным движением поездов Куберлеевской дистанции пути». За 2012 год факт работы подтвержден работодателем на общих основаниях без кода особых условий труда (код 27- 5). За период с 2013 - 2019 годы работодатель неправомерно отразил код особых условий труда (код 27-5), так как дополнительный тариф страховых взносов (статья 33.2 Федерального закона № 167-ФЗ) организация не уплачивала.
ДД.ММ.ГГГГ истцом направлена претензия в ОАО «РЖД», с просьбой провести корректировку льготного стажа с 2012 года по 2019 год, а также произвести оплату дополнительного тарифа в пенсионный фонд, если такой тариф не уплачивался (л.д. 19-20).
Согласно ответу на письмо от ДД.ММ.ГГГГ ИСХ-7/СКДИ-27, страховые взносы по дополнительному тарифу по Северо-Кавказской дирекции инфраструктуре исчислены и перечислены в полном объёме за 2013-2016 в соответствии со ст. 58.3 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 212-ФЗ, за 2017-2022 в соответствии со ст. 428 Налогового кодекса РФ (л.д. 21).
ДД.ММ.ГГГГ истец вновь обратился в ОСФР по <адрес> с заявлением о назначении досрочной страховой пенсии, по результатам рассмотрения которого Ткаченко С.В. с ДД.ММ.ГГГГ была назначена страховая пенсия в соответствии с п. 5 ч. 1 ст. 30 Федерального закона № 400-ФЗ, в связи с уплатой работодателем страховых взносов по дополнительному тарифу за 2013-2019гг.
ДД.ММ.ГГГГ Ткаченко С.В. обратился в ОСФР по <адрес> с заявлением о перерасчете досрочной страховой пенсии по старости с даты подачи заявления о назначении пенсии ДД.ММ.ГГГГ.
Ответом ОСФР по <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ №л, Ткаченко С.В. в перерасчете пенсии с даты подачи заявления отказано, в связи с тем, что ответ на запрос пенсионного фонда о подтверждении работы в особых условиях труда за период с 2012 года по 2019 год и о причине неуплаты дополнительного тарифа, в установленный законом срок не поступил (л.д. 22-24).
Данный отказ явился основанием для обращения истца с настоящим иском в суд.
В соответствии с частью 1 и частью 2 статьи 22 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ страховая пенсия назначается со дня обращения за указанной пенсией, за исключением случаев, предусмотренных частями 5 и 6 настоящей статьи, но во всех случаях не ранее чем со дня возникновения права на указанную пенсию.
В соответствии с частью 1 статьи 18 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ размер страховой пенсии, фиксированной выплаты к страховой пенсии (с учетом повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии) определяется на основании соответствующих данных, имеющихся в распоряжении органа, осуществляющего пенсионное обеспечение, по состоянию на день, в который этим органом выносится решение об установлении страховой пенсии, установлении и о перерасчете размера фиксированной выплаты к страховой пенсии в соответствии с нормативными правовыми актами, действующими на этот день.
В силу части 2 статьи 18 указанного закона, перерасчет размера страховой пенсии производится в случае: 1) увеличения величины индивидуального пенсионного коэффициента за периоды до 1 января 2015 года; 2) увеличения суммы коэффициентов, определяемых за каждый календарный год иных засчитываемых в страховой стаж периодов, указанных в части 12 статьи 15 настоящего Федерального закона, имевших место после 1 января 2015 года до даты назначения страховой пенсии; 3) увеличения по данным индивидуального (персонифицированного) учета в системе обязательного пенсионного страхования величины индивидуального пенсионного коэффициента, определяемой в порядке, предусмотренном частью 18 статьи 15 настоящего Федерального закона, исходя из суммы страховых взносов на страховую пенсию, не учтенных при определении величины индивидуального пенсионного коэффициента для исчисления размера страховой пенсии по старости или страховой пенсии по инвалидности, при их назначении, переводе с одного вида страховой пенсии на страховую пенсию по старости или страховую пенсию по инвалидности, предыдущем перерасчете, предусмотренном настоящим пунктом, а также при назначении страховой пенсии по случаю потери кормильца. Такой перерасчет производится без заявления пенсионера (за исключением лиц, имеющих право на установление доли страховой пенсии по старости в соответствии со статьями 19 и 20 настоящего Федерального закона) с 1 августа каждого года, а в случае перерасчета размера страховой пенсии по случаю потери кормильца - с 1 августа года, следующего за годом, в котором была назначена указанная страховая пенсия.
Согласно части 7 статьи 18 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ в случае представления после назначения страховой пенсии страхователем сведений индивидуального (персонифицированного) учета в системе обязательного пенсионного страхования за период после регистрации гражданина в качестве застрахованного лица, в отношении периодов работы и (или) иной деятельности, имевших место до назначения страховой пенсии, влекущих увеличение индивидуального пенсионного коэффициента, производится перерасчет размера страховой пенсии со дня назначения указанной пенсии без истребования от пенсионера заявления о перерасчете размера страховой пенсии. При этом размер страховой пенсии определяется в соответствии со статьей 15 настоящего Федерального закона.
На основании части 1 статьи 23 Федерального закона от 28.12.2013 № 400-ФЗ перерасчет размера страховой пенсии, фиксированной выплаты к страховой пенсии, за исключением случаев, предусмотренных частями 4 и 5 настоящей статьи, производится:
1) с 1-го числа месяца, следующего за месяцем, в котором наступили обстоятельства, влекущие за собой перерасчет размера страховой пенсии, фиксированной выплаты к страховой пенсии в сторону уменьшения;
2) с 1-го числа месяца, следующего за месяцем, в котором принято заявление пенсионера о перерасчете размера страховой пенсии, фиксированной выплаты к страховой пенсии в сторону увеличения.
Заявление пенсионера о перерасчете размера страховой пенсии принимается при условии одновременного представления им необходимых для такого перерасчета документов, подлежащих представлению заявителем с учетом положений части 7 статьи 21 указанного федерального закона (часть 2 статьи 23 Федерального закона от 28.12.2013 № 400-ФЗ).
В соответствии с частью 2 статьи 26 статьи 23 Федерального закона от 28.12.2013 № 400-ФЗ начисленные суммы страховой пенсии, выплата которых была приостановлена органом, осуществляющим пенсионное обеспечение, и которые не были востребованы пенсионером своевременно, выплачиваются ему за прошедшее время, но не более чем за три года, предшествующие месяцу, следующему за месяцем, в котором он обратился за получением начисленной страховой пенсии. Страховая пенсия, не полученная пенсионером своевременно по вине органа, осуществляющего пенсионное обеспечение, выплачивается ему за прошедшее время без ограничения каким-либо сроком.
По общему правилу указанный перерасчет страховой пенсии носит заявительный характер, то есть осуществляется пенсионным органом на основании соответствующего заявления лица, являющегося получателем страховой пенсии, и прилагающихся к такому заявлению необходимых документов.
Таким образом, по смыслу вышеуказанных правовых норм, перерасчет пенсии с даты ранее, чем назначена страховая пенсия, не предусмотрен.
Как было указано выше, истцу Ткаченко С.В. назначена страховая пенсия по старости в соответствии с п. 5 ч. 1 ст. 30 Федерального закона № 400-ФЗ с ДД.ММ.ГГГГ, что подтверждается материалами дела и не оспаривалось сторонами, в том числе и в части даты ее установления.
Заявляя требования о производстве перерасчета пенсии с момента первого обращения – ДД.ММ.ГГГГ, то есть с даты ранее, чем назначена пенсия, истец фактически ссылается на незаконность решения ГУ ОПФР по <адрес> № от ДД.ММ.ГГГГ, которым истцу отказано в назначении досрочной страховой пенсии с ДД.ММ.ГГГГ. Однако данное решение в установленном порядке не оспорено и незаконным не признано, таких требований в судебном заседании Ткаченко С.В. не заявлялось. Решение ОСФР по <адрес> о назначении истцу досрочной страховой пенсии по старости с ДД.ММ.ГГГГ истцом также не оспорено.
В соответствии с ч. 3 ст. 196 ГПК РФ, суд принимает решение по заявленным истцом требованиям.
Оснований для производства перерасчета назначенной пенсии с ДД.ММ.ГГГГ судом не установлено
При таких обстоятельствах, суд приходит к выводу об отсутствии оснований для удовлетворения заявленных требований о возложении на ответчика обязанности произвести перерасчет досрочной страховой пенсии по старости с даты первоначальной подачи заявления о назначении пенсии - ДД.ММ.ГГГГ.
Руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд
решил:
исковые требования Ткаченко С.В. к Отделению Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Ростовской области о перерасчете пенсии – оставить без удовлетворения.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Ростовский областной суд через Кировский районный суд г. Ростова-на-Дону в течение месяца со дня изготовления решения в окончательной форме.
Судья В.Ю. Молошников
Мотивированное решение суда изготовлено 08.11.2023