Дело № 12-322/2022
УИД 76RS0013-01-2022-001914-12
РЕШЕНИЕ
22 августа 2022 года город Рыбинск
Судья Рыбинского городского суда Ярославской области Сизова В.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании жалобу Бондарева Дмитрия Геннадьевича на постановление заместителя начальника отдела общего промышленного надзора по Ярославской и Костромской областям Центрального управления Ростехнадзора Бестчастнова А.В. от 23.06.2022 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч.1 ст.9.1 КоАП РФ, в отношении генерального директора ООО «АвтоГазРесурс» Бондарева Дмитрия Геннадьевича,
УСТАНОВИЛ:
Постановлением заместителя начальника отдела общего промышленного надзора по Ярославской и Костромской областям Центрального управления Ростехнадзора Бестчастнова А.В. № от 23.06.2022 года генеральный директор ООО «АвтоГазРесурс» Бондарев Д.Г. привлечен к административной ответственности по ч.1 ст. 9.1 КоАП РФ, назначено административное наказание в виде штрафа в размере 20 000 рублей.
На указанное постановление должностного лица Бондаревым подана жалоба, поставлен вопрос об изменении назначенного наказания на предупреждение, поскольку обязанность по прохождению дополнительного профессионального образования в области промышленной безопасности е наступила, вмененные недостатки устранены, назначенное наказание является чрезмерным. При обращении с жалобой Бондаревым заявлено ходатайство о восстановлении срока на ее подачу в связи с пропуском срока по причине нахождения в служебной коммандировке.
В судебное заседание Бондарев Д.Г. не явился, направил своего защитника.
Защитник Смирнова Т.Н. поддержала ходатайство о восстановлении срока на подачу жалобы и доводы жалобы.
Выслушав защитника, изучив материалы дела об административном правонарушении, проверив доводы жалобы, прихожу к следующим выводам.
В соответствии с положениями статьи 30.3 КоАП РФ жалоба на постановление по делу об административном правонарушении может быть подана в течение десяти суток со дня вручения или получения копии постановления (часть 1). В случае пропуска срока, предусмотренного частью 1 настоящей статьи, указанный срок по ходатайству лица, подающего жалобу, может быть восстановлен судьей или должностным лицом, правомочными рассматривать жалобу (часть 2).
Согласно Определению Конституционного Суда РФ от 17 июля 2012 N 1339-О, если пропуск срока на обжалование постановления по делу об административном правонарушении был обусловлен уважительными причинами, такого рода ходатайства подлежат удовлетворению судом. При этом отмечено, что заявленные участниками производства по делу об административном правонарушении ходатайства подлежат обязательному рассмотрению судьей, органом, должностным лицом, в производстве которых находится данное дело, что, однако, не предполагает их обязательное удовлетворение.
Исходя из содержания вышеприведенной нормы, заявляя о восстановлении процессуального срока, лицо обязано доказать наличие соответствующих уважительных причин.
Уважительными для решения вопроса о восстановлении процессуального срока могут признаваться причины, которые объективно препятствовали своевременному совершению процессуального действия, и не могли быть преодолены по независящим от заявителя обстоятельствам.
Принимая во внимание положения названной нормы, учитывая, что в период течения срока обжалования постановления Бондарев Д.Г. находился в служебной командировке, что документально подтверждено, прихожу к выводу, что невозможность своевременного обращения Бондарева Д.Г. с жалобой в суд вызвана объективными причинами. При таком положении срок на обжалование постановления надзорного органа пропущен по уважительной причине, в связи с чем, подлежит восстановлению.
Частью 1 статьи 9.1 КоАП РФ предусмотрена административная ответственность за нарушение требований промышленной безопасности или условий лицензий на осуществление видов деятельности в области промышленной безопасности опасных производственных объектов.
В силу статьи 4 Федерального закона от 21 июля 1997 г. N 116-ФЗ "О промышленной безопасности опасных производственных объектов" (далее - Федеральный закон от 21 июля 1997 г. N 116-ФЗ) правовое регулирование в области промышленной безопасности осуществляется названным Федеральным законом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также федеральными нормами и правилами в области промышленной безопасности.
Опасными производственными объектами в соответствии с названным Федеральным законом являются предприятия или их цехи, участки, площадки, а также иные производственные объекты, указанные в Приложении 1 к названному Федеральному закону (часть 1 статьи 2 Федерального закона от 21 июля 1997 г. N 116-ФЗ).
В соответствии с частью 1 статьи 9 Федерального закона от 21 июля 1997 г. N 116-ФЗ организация, эксплуатирующая опасный производственный объект, обязана, в том числе: соблюдать положения названного Федерального закона, других федеральных законов, принимаемых в соответствии с ними нормативных правовых актов Президента Российской Федерации, нормативных правовых актов Правительства Российской Федерации, а также федеральных норм и правил в области промышленной безопасности; обеспечивать проведение подготовки и аттестации работников в области промышленной безопасности в случаях, установленных названным Федеральным законом; иметь на опасном производственном объекте нормативные правовые акты, устанавливающие требования промышленной безопасности, а также правила ведения работ на опасном производственном объекте; организовывать и осуществлять производственный контроль за соблюдением требований промышленной безопасности.
Работники опасного производственного объекта среди прочего обязаны: соблюдать положения нормативных правовых актов, устанавливающих требования промышленной безопасности, а также правила ведения работ на опасном производственном объекте и порядок действий в случае аварии или инцидента на опасном производственном объекте; проходить подготовку и аттестацию в области промышленной безопасности (часть 2 статьи 9 Федерального закона от 21 июля 1997 г. N 116-ФЗ).
Согласно части 1 статьи 14.1 Федерального закона от 21 июля 1997 г. N 116-ФЗ работники, в том числе руководители организаций, осуществляющие профессиональную деятельность, связанную с проектированием, строительством, эксплуатацией, реконструкцией, капитальным ремонтом, техническим перевооружением, консервацией и ликвидацией опасного производственного объекта, а также изготовлением, монтажом, наладкой, обслуживанием и ремонтом технических устройств, применяемых на опасном производственном объекте, в целях поддержания уровня квалификации и подтверждения знания требований промышленной безопасности обязаны не реже одного раза в пять лет получать дополнительное профессиональное образование в области промышленной безопасности и проходить аттестацию в области промышленной безопасности. Категории таких работников определяются Правительством Российской Федерации.
Пунктом 2 «а» Положения об аттестации в области промышленной безопасности, по вопросам безопасности гидротехнических сооружений, безопасности в сфере электроэнергетики, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 25 октября 2019 г. N 1365 (далее - Положение об аттестации), предусмотрено, что аттестацию, в том числе первичную аттестацию в случаях, предусмотренных пунктом 3 статьи 14.1 Федерального закона "О промышленной безопасности опасных производственных объектов", абзацами третьим - шестым статьи 9.1 Федерального закона "О безопасности гидротехнических сооружений" и пунктом 3 статьи 28.1 Федерального закона "Об электроэнергетике", проходят работники следующих категорий: руководители организаций (обособленных подразделений организаций), осуществляющих проектирование, строительство, эксплуатацию, реконструкцию, капитальный ремонт, техническое перевооружение, консервацию и ликвидацию опасных производственных объектов, а также изготовление, монтаж, наладку, обслуживание и ремонт технических устройств, применяемых на опасных производственных объектах, проектирование, строительство, капитальный ремонт, эксплуатацию, реконструкцию, консервацию и ликвидацию, а также техническое обслуживание, эксплуатационный контроль и текущий ремонт гидротехнических сооружений, а также индивидуальные предприниматели, осуществляющие профессиональную деятельность, указанную в настоящем подпункте (далее - организации).
Из представленных материалов усматривается, что в период с ДД.ММ.ГГГГ, в соответствии с распоряжением Центрального управления Ростехнадзора от 18.11.2021 года проведена плановая выездная проверка соблюдения ООО «АвтоГазРесурс» требований промышленной безопасности на эксплуатируемых опасных объектах, расположенных по адресу: <адрес>
- «Пункт газонаполнительный», регистрационный номер №;
- «Станция газозаправочная (автомобильная)», регистрационный номер №;
- «Пункт газонаполнительный», регистрационный номер №.
В ходе указанной проверки было установлено, что генеральным директором ООО «АвтоГазРесурс» Бондаревым Д.Г. допущены нарушения требований промышленной безопасности при эксплуатации указанных объектов, а также нарушение условий лицензий на осуществление видов деятельности в области промышленной безопасности опасных производственных объектов, а именно: не получено дополнительное профессиональное образование в области промышленной безопасности; не представлены копии договоров обязательного страхования в течение 5 рабочих дней со дня заключения договоров.
Результаты проверки зафиксированы в акте № от 30.11.2021 года и явились основанием для привлечения должностного лица к административной ответственности. Имея возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях предусмотрена административная ответственность, Бондарев Д.Г. не принял все зависящие от него меры по их соблюдению.
Таким образом, фактические обстоятельства дела подтверждены собранными доказательствами, состав правонарушения, предусмотренного частью 1 статьей 9.1 КоАП РФ, в действиях Бондарева Д.Г. установлен, его действия верно квалифицированы как административное правонарушение, предусмотренное ч.1 ст. 9.1. КоАП РФ. Административное наказание назначено с учетом общих правил назначения наказания, в соответствии с требованиями ст.ст. 3.1, 4.1 КоАП РФ. Порядок привлечения к административной ответственности соблюден. Постановление о назначении административного наказания вынесено в пределах сроков давности привлечения к административной ответственности.
Прохождение Бондарева Д.Г. 14.03.2018 года предаттестационной подготовки с проверкой знаний 09.10.2019 года, повышения квалификации по программе «Требования промышленной безопасности на объектах газораспределения и газопотребления 25.12.2020 года, не освобождает его от обязанности получения дополнительного профессионального образования в области промышленной безопасности в соответствии с ч.1 ст.14.1 ФЗ № 116 от 21.07.1997 г., п. «а» Положения.
Вместе с тем, считаю, что имеются основания для изменения принятого по делу постановления должностного в части назначенного Бондареву Д.Г. наказания.
В соответствии с частью 1 статьи 4.1.1 КоАП РФ некоммерческим организациям, а также являющимся субъектами малого и среднего предпринимательства лицам, осуществляющим предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, и юридическим лицам, а также их работникам за впервые совершенное административное правонарушение, выявленное в ходе осуществления государственного контроля (надзора), муниципального контроля, в случаях, если назначение административного наказания в виде предупреждения не предусмотрено соответствующей статьей раздела II настоящего Кодекса или закона субъекта Российской Федерации об административных правонарушениях, административное наказание в виде административного штрафа подлежит замене на предупреждение при наличии обстоятельств, предусмотренных частью 2 статьи 3.4 настоящего Кодекса, за исключением случаев, предусмотренных частью 2 настоящей статьи.
Частью 2 статьи 3.4 КоАП РФ предусмотрено, что предупреждение устанавливается за впервые совершенные административные правонарушения при отсутствии причинения вреда или возникновения угрозы причинения вреда жизни и здоровью людей, объектам животного и растительного мира, окружающей среде, объектам культурного наследия (памятникам истории и культуры) народов Российской Федерации, безопасности государства, угрозы чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, а также при отсутствии имущественного ущерба.
В данном случае установлено, что 08.02.2022 года Бондаревым Д.Г. получено дополнительное профессиональное образование по программе повышения квалификации «Общие требования промышленно безопасности», соответствующее удостоверение и копии страховых полисов обязательного страхования гражданской ответственности владельца опасного объекта направлены 14.02.2022 года в отдела общего промышленного надзора по Ярославской и Костромской областям Центрального управления Ростехнадзора.
Согласно сведениям из Единого реестра субъектов малого и среднего предпринимательства ООО «АвтоГазРесурс» включено в указанный реестр, является малым предприятием, сведения о привлечении Бондарева Д.Г. к административной ответственности по части 1 статьи 9.1 КоАП РФ отсутствуют, допущенные нарушения на момент рассмотрения настоящей жалобы устранены, имущественный ущерб не причинен, угроза причинения вреда и чрезвычайных ситуаций отсутствует.
При таких обстоятельствах усматривается совокупность оснований для применения в настоящем случае положений статьи 4.1.1 КоАП РФ.
Таким образом, с учетом установленных обстоятельств, назначенное Бондареву Д.Г. наказание в виде административного штрафа в размере 20 000 руб. за совершение административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 9.1 КоАП РФ, подлежит замене на предупреждение. В остальной части обжалуемое постановление изменению не подлежит.
Руководствуясь ст. 30.7 КоАП РФ, суд
РЕШИЛ:
Постановление заместителя начальника отдела общего промышленного надзора по Ярославской и Костромской областям Центрального управления Ростехнадзора Бестчастнова А.В. № от 23.06.2022 года, принятое в отношении генерального директора ООО «АвтоГазРесурс» Бондарева Дмитрия Геннадьевича по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 9.1 КоАП РФ, изменить.
Заменить административный штраф, назначенный генеральному директору ООО «АвтоГазРесурс» Бондареву Дмитрию Геннадьевичу по части 1 статьи 9.1 КоАП РФ, на предупреждение.
В остальном постановление заместителя начальника отдела общего промышленного надзора по Ярославской и Костромской областям Центрального управления Ростехнадзора Бестчастнова А.В. № от 23.06.2022 года оставить без изменения, а жалобу – без удовлетворения.
Судья В.В. Сизова