К делу № 2-2342/2021 23RS0042-01-2019-003305-73
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
г. Новороссийск 29 ноября 2021 г.
Приморский районный суд г. Новороссийска в составе:
судьи Семенова Н.С.,
при секретаре Мазур А.М.,
с участием представителей: истцов – Велигоновой А.А., ответчика – Шоова В.Р., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Мирошникова Владимира Александровича и Бурмистрова Максима Ивановича к администрации муниципального образования г. Новороссийск о включении имущества в наследственную массу и признании права собственности на наследственное имущество,
У С Т А Н О В И Л:
Истцы обратились в суд с иском, в котором указали, что 03.01.2005 г. умерла их мать <ФИО2, после смерти которой они являются её единственными наследниками по закону первой очереди. В установленном законом порядке они обратились к нотариусу с заявлением о выдаче им свидетельства о праве на наследство по закону. В состав наследственного имущества ими указаны земельный участок и жилой дом, расположенные по адресу: <адрес>. По причине того, что право собственности <ФИО2 на указанные объекты не было зарегистрировано в установленном законом порядке, нотариусом не было выдано свидетельство о праве на наследство по закону.
При жизни матери им не было известно о том, что переход права собственности на спорный дом от их бабушки <ФИО3 к дочери <ФИО2 не было оформлен в установленном законом порядке. Вместе с тем, право собственности <ФИО3 на <адрес> подтверждается регистрационным удостоверением, выданным 15.12.1966 г. на основании решения исполкома Новороссийского горсовета от 11.11.1966 г. В указанном доме их мать постоянно проживала, была в нем зарегистрирована по месту жительства. В этом доме они родились и тоже были зарегистрированы по месту жительства. Просили суд признать факт принятия <ФИО2 наследственного имущества после смерти <ФИО3 в виде жилого дома площадью 29,2 кв.м., кадастровый <№>, расположенного по адресу: <адрес> признать за ними право равной долевой собственности на указанный объект недвижимости.
В ходе рассмотрения дела истцы уточнили свои исковые требования и просят суд включить в состав наследственного имущества, открывшегося после смерти <ФИО3, жилой дом площадью 29,2 кв.м., кадастровый <№>, расположенный по адресу: <адрес>; признать факт принятия <ФИО2 наследственного имущества после смерти <ФИО3 в виде жилого дома и признать за ними право равной общей долевой собственности на указанный жилой дом.
Истцы в судебное заседание не явились, хотя о месте и времени его рассмотрения уведомлены надлежащим образом. В заявлениях, адресованных суду, истцы просят рассмотреть дело в их отсутствие и с участием их представителя.
Велигонова А.А. в судебном заседании поддержала измененные исковые требования <ФИО4 и <ФИО5, пояснив, что до настоящего времени истцами оплачивается электричество, которое поступает в дом и принимаются меры к сохранности наследственного имущества.
Шоов В.Р. в судебном заседании просил отказать в удовлетворении требований истцов, ссылаясь на отсутствие зарегистрированного права наследодателя на земельный участок, на котором расположен спорный жилой дом. На протяжении многих лет на спорный дом не оформлено право собственности какого-либо из наследодателей. Считает, что наследодатели самовольно заняли земельный участок, относящийся к муниципальной собственности. В настоящее время жилой дом не пригоден для проживания.
Выслушав стороны по делу, исследовав и оценив представленные суду доказательства, суд считает возможным удовлетворить требования истца.
Статьей 1111 Гражданского кодекса Российской Федерации определено, что наследование осуществляется по завещанию и по закону. Наследование по закону имеет место, когда и поскольку оно не изменено завещанием, а также в иных случаях, установленных настоящим Кодексом.
Согласно ч. 1 ст. 1112 этого же кодекса в состав наследства входят принадлежавшие наследодателю на день открытия наследства вещи, иное имущество, в том числе имущественные права и обязанности.
Как видно из свидетельства о смерти <№> от <ДД.ММ.ГГГГ>, <ФИО3 умерла <ДД.ММ.ГГГГ> в <адрес>.
Копией регистрационного удостоверения от 15.12.1966 г., выданной ГБУ КК «Краевая техническая инвентаризация» 11.12.2020 г. подтверждается право собственности <ФИО3 на <адрес>.
Согласно справки о строениях и сооружениях, выданной ГБУ КК «Краевая техническая инвентаризация» 08.02.2021 г., собственником жилого дома общей площадью 44,7 кв.м., из которых 29,2 кв.м – жилая площадь, является <ФИО3 на основании регистрационного удостоверения от 15.12.1966 г.
Из представленных суду свидетельства о рождении <№> и свидетельства о заключении брака <№> видно, что матерью <ФИО9, <ДД.ММ.ГГГГ> года рождения, приходится <ФИО3
Данными официального сайта Федеральной нотариальной палаты подтверждается, что после смерти <ФИО3, умершей <ДД.ММ.ГГГГ>, наследственное дело не заводилось.
Сведениями домой книги для прописки граждан, проживающих в <адрес> подтверждается факт регистрации родителей <ФИО9 в указанном доме с 29.11.1966 г., а также самой <ФИО9 с 05.07.1974 г. в связи с достижением 16 лет. В указанном жилом доме по месту жительства в связи с достижением 16 лет зарегистрированы: с 20.10.1999 г. – Бурмистров М.И.; <ФИО4 – с <ДД.ММ.ГГГГ>
Как установлено ст. 8 Федерального закона Российской Федерации от 30.11.1994 г. №52-ФЗ «О введении в действие части первой Гражданского кодекса Российской Федерации» до введения в действие закона о регистрации юридических лиц и закона о регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним применяется действующий порядок регистрации юридических лиц и регистрации недвижимого имущества и сделок с ним.
31.01.1998 г. вступил в силу Федеральный закон от 21 июля 1997 г. N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним", действовавший до 1 января 2017 г. - даты вступления в силу Федерального закона от 13.07.2015 г. N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости", пунктом 1 статьи 6 которого предусматривалось, что права на недвижимое имущество, возникшие до момента вступления в силу названного федерального закона, признаются юридически действительными при отсутствии их государственной регистрации, введенной названным федеральным законом. Государственная регистрация таких прав проводится по желанию их обладателей.
Согласно ч. 1 ст. 69 Федерального закона от 13.07.2015 г. N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости" права на объекты недвижимости, возникшие до дня вступления в силу Федерального закона от 21.07.1997 г. N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним", признаются юридически действительными при отсутствии их государственной регистрации в Едином государственном реестре недвижимости. Государственная регистрация таких прав в Едином государственном реестре недвижимости проводится по желанию их обладателей.
Пунктом 7 статьи 11 Закона РСФСР от 19 июля 1968 г. "О поселковом, сельском Совете народных депутатов РСФСР" (утратил силу в связи с изданием постановления Верховного Совета РСФСР от 6 июля 1991 г. N 1551-I "О порядке введения в действие Закона РСФСР "О местном самоуправлении в РСФСР") предусматривалось, что в области планирования, учета и отчетности поселковый, сельский Совет народных депутатов ведет по установленным формам похозяйственные книги и учет населения и представляет отчетность в вышестоящие государственные органы.
Постановлением Государственного комитета СССР по статистике от 25 мая 1990 г. N 69 были утверждены Указания по ведению похозяйственного учета в сельских Советах народных депутатов (далее - Указания), согласно которым похозяйственные книги являлись документами первичного учета хозяйств (пункт 1) и закладка таких похозяйственных книг и алфавитных книг хозяйств производилась сельскими Советами один раз в пять лет по состоянию на 1 января (пункт 6).
По смыслу пунктов 18 и 38 Указаний, в похозяйственной книге учитывались сведения о жилых домах, являющихся личной собственностью хозяйств, и вносились данные о таких жилых домах.
Похозяйственные книги, как учетный документ личных подсобных хозяйств, продолжают существовать в сельской местности до настоящего времени, что предусмотрено статьей 8 Федерального закона от 7 июля 2003 г. N 112-ФЗ "О личном подсобном хозяйстве".
Согласно правовой позиции Верховного Суда Российской Федерации, изложенной в определении от 18.12.2020 г. по делу №18-КГ20-91-К4, выписка из похозяйственной книги относится к числу тех документов, на основании которых право собственности на жилой дом, являющийся личной собственностью хозяйства, могло быть зарегистрировано в Едином государственном реестре недвижимости, что не было принято во внимание судами.
Принимая во внимание, что право собственности наследодателя <ФИО3 на жилой дом, расположенный по адресу: <адрес>, зарегистрировано с 1966 г. в установленном в указанный период времени законом порядке, что подтверждено регистрационный удостоверением, суд приходит к выводу о том, что на дату смерти <ФИО3, указанный объект недвижимости находился у нее на праве собственности, в связи с чем входит в состав наследственного имущества <ФИО3
В соответствии с п. 2 ст. 1153 Гражданского кодекса Российской Федерации признается, пока не доказано иное, что наследник принял наследство, если он совершил действия, свидетельствующие о фактическом принятии наследства, в частности если наследник: вступил во владение или в управление наследственным имуществом; принял меры по сохранению наследственного имущества, защите его от посягательств или притязаний третьих лиц; произвел за свой счет расходы на содержание наследственного имущества.
Поскольку после смерти <ФИО3, её дочь <ФИО2, относящаяся к числу наследников по закону первой очереди, открыто вступила во владение жилым домом, находящимся по адресу: <адрес>, в котором проживала и была зарегистрирована по месту жительства до своей смерти, неся расходы по содержанию указанного объекта недвижимости, суд признает факт принятия <ФИО2 наследственного имущества в виде указанного жилого дома, открывшегося после смерти <ФИО3
Представленной суду выпиской из ЕГРН подтверждается отсутствие зарегистрированного права собственности <ФИО2 на жилой дом кадастровый <№>, расположенный по адресу: <адрес>, а также наличие каких-либо ограничений и обременений на указанный объект недвижимости.
Исходя из положений п. 4 ст. 1152 Гражданского кодекса Российской Федерации, устанавливающей, что принятое наследство признается принадлежащим наследнику со дня открытия наследства независимо от времени его фактического принятия, а также независимо от момента государственной регистрации права наследника на наследственное имущество, когда такое право подлежит государственной регистрации, суд признает. что независимо от отсутствия государственной регистрации права собственности <ФИО2 на вышеуказанный жилой дом, который фактически ею был принят в качестве наследства, с 23.10.1981 г. принадлежит <ФИО2
Как видно из представленной суду нотариально удостоверенной копии наследственного дела <№> о праве наследования имущества, оставшегося после смерти <ФИО2, умершей <ДД.ММ.ГГГГ> в <адрес>, с заявлением о принятии наследства после смерти <ФИО2 к нотариусу обратились <ФИО5 и <ФИО4, указав наследственным имуществом дом и земельный участок, расположенные по адресу: <адрес>. Родственные отношения наследодателя и наследников подтверждаются свидетельствами о рождении.
В соответствии с п. 1 ст. 1153 Гражданского кодекса Российской Федерации принятие наследства осуществляется подачей по месту открытия наследства нотариусу или уполномоченному в соответствии с законом выдавать свидетельства о праве на наследство должностному лицу заявления наследника о принятии наследства либо заявления наследника о выдаче свидетельства о праве на наследство.
Заключением судебной экспертизы орт 01.11.20-21 г. №09.21/385, подготовленным ООО «Независимая Экспертная Компания» подтверждается, что жилой дом расположенный по адресу: <адрес>, не пригоден для проживания по причине того, что техническое состояние его несущих конструктивных элементов является аварийным и представляет непосредственную угрозу жизни и здоровью людей.
Не смотря на установленную экспертами непригодность наследственного имущества для эксплуатации в виде жилого дома, указанное обстоятельство не лишает права наследников на признании права собственности на наследственное имущество, которое может быть ими восстановлено либо использоваться в других целях.
Исходя из положения п. 2 ст. 218 Гражданского кодекса Российской Федерации определяющего, что в случае смерти гражданина право собственности на принадлежавшее ему имущество переходит по наследству к другим лицам в соответствии с завещанием или законом, суд признает, что после смерти <ФИО2, право собственности на жилой дом, расположенный по адресу: <адрес> перешло по наследству по закону в равных долях её наследникам Мирошникову В.А. и Бурмистрову М.И.
Руководствуясь ст.ст. 191-196 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд
Р Е Ш И Л:
Исковые требования Мирошникова Владимира Александровича и Бурмистрова Максима Ивановича удовлетворить.
Включить в состав наследственного имущества, открывшегося после смерти <ФИО3, умершей <ДД.ММ.ГГГГ>, жилой дом общей площадью 29,2 кв.м., расположенный по адресу: <адрес>.
Установить факт принятия <ФИО2 наследственного имущества, оставшегося после смерти <ФИО3, умершей <ДД.ММ.ГГГГ> в виде жилого дома кадастровый <№>, расположенного по адресу: <адрес>.
Признать за Мирошниковым Владимиром Александровичем и Бурмистровым Максимом Ивановичем равное право общей долевой собственности, по ? доли за каждым, на жилой дом общей площадью 29.2 кв.м., кадастровый <№>, расположенный по адресу: <адрес>, исключив <ФИО3 из числа собственников указанного имущества.
Решение суда может быть обжаловано в апелляционном порядке в Краснодарский краевой суд через Приморский районный суд г. Новороссийска в течение месяцасо дня его принятия в окончательной форме.
Решение суда вступило в законную силу «_____» «_________» 202_ года
Судья Н.С. Семенов