Судебный акт #1 (Решение) по делу № 2-930/2023 (2-4613/2022;) ~ М-3898/2022 от 12.12.2022

Дело № 2-930/2023

УИД 52RS0016-01-2022-005926-57

З А О Ч Н О Е Р Е Ш Е Н И Е

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

г.Кстово    31 июля 2023 года

Нижегородской области

    

Кстовский городской суд Нижегородской области в составе председательствующего судьи Ларьков А.М., при помощнике судьи Колосовой А.О., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Орловой Светланы Владимировны, Ревина Владимира Александровича к Администрации Кстовского муниципального округа Нижегородской области о предоставлении жилого помещения в связи с признанием дома аварийным,

У С Т А Н О В И Л:

Истцы Орлова С.В. и Ревин В.А. обратились в Кстовский городской суд с иском к Администрации Кстовского муниципального округа Нижегородской области о предоставлении жилого помещения в связи с признанием дома аварийным, ссылаясь на следующее.

Истцу Орловой С.В. на праве собственности принадлежит 12/100 долей в праве общей долевой собственности на жилое помещение, расположенное по адресу: (адрес обезличен)

Истцу Ревину В.А. на праве собственности принадлежит 13/100 долей в праве общей долевой собственности на жилое помещение, расположенное по адресу: (адрес обезличен)

Данный жилой дом признан аварийным и подлежащим сносу согласно заключению межведомственной комиссии администрации Кстовского муниципального района Нижегородской области от 24.04.2015 № 15-06/2 и включен в региональную адресную программу «Переселение граждан из аварийного жилищного фонда на территории Нижегородской области на 2019-2024 годы», утвержденную постановлением Правительства Нижегородской области от 29.03.2019 № 168.

В своем иске Орлова С.В. и Ревин В.А. просят обязать администрацию Кстовского муниципального округа предоставить им в собственность другое благоустроенное жилое помещение, отвечающее установленным требованиям, которое будет равнозначно по общей площади ране занимаемому жилому помещению, и находящееся в границах муниципального образования городского поселения «Город Кстово».

Определениями суда к участию в деле в качестве третьих лиц привлечены Министерство строительства Нижегородской области, ООО «Свобода», Совет депутатов Кстовского муниципального округа.

В судебное заседание истцы не явились, о месте и времени рассмотрения дела извещены надлежащим образом, в своем заявлении просят рассмотреть дело без их участия, исковые требования поддержали в полном объеме.

Представитель ответчика - администрации Кстовского муниципального округа в судебное заседание не явился, о месте и времени рассмотрения дела извещен надлежащим образом, представил отзыв на исковое заявление и просил рассмотреть дело без своего участия.

Представители третьих лиц - Министерства строительства Нижегородской области, ООО «Свобода», Совета депутатов Кстовского муниципального округа, в судебное заседание не явились, о месте и времени рассмотрения дела извещены надлежащим образом.

В соответствии с ч.3,5 ст.167 ГПК РФ, дело рассмотрено в отсутствие не явившихся лиц.

Исследовав материалы дела, суд приходит к следующим выводам.

В соответствии со ст.40 Конституции РФ каждый имеет право на жилище.

Согласно ст.2 Жилищного кодекса РФ органы местного самоуправления в пределах своих полномочий обеспечивают условия для осуществления гражданами права на жилище, в том числе обеспечивают контроль за использованием и сохранностью жилищного фонда.

В силу п.2 ст.15 Жилищного кодекса РФ жилым помещением признается изолированное помещение, которое является недвижимым имуществом и пригодно для постоянного проживания граждан (отвечает установленным санитарным и техническим правилам и нормам, иным требованиям законодательства (далее - требования).

Согласно ч.10 ст.32 Жилищного Кодекса РФ признание в установленном Правительством РФ порядке многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу является основанием предъявления органом, принявшим решение о признании такого дома аварийным и подлежащим сносу, к собственникам помещений в указанном доме требования о его сносе в разумный срок. В случае если данные собственники в установленный срок не осуществили снос указанного дома, земельный участок, на котором расположен указанный дом, подлежит изъятию для муниципальных нужд и соответственно подлежит изъятию каждое жилое помещение в указанном доме, за исключением жилых помещений принадлежащих на праве собственности муниципальному образованию.

В соответствии с п.1 ч.2 ст.57 Жилищного кодекса РФ гражданам, состоящим на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, жилые помещения которых признаны в установленном порядке непригодными для проживания и ремонту и реконструкции не подлежат, жилые помещения по договорам социального найма предоставляются вне очереди.

На основании ст.87 Жилищного кодекса РФ в случае признания жилого помещения, занимаемого по договору социального найма, непригодным для проживания, выселяемым из такого помещения гражданам, наймодателем предоставляется другое благоустроенное помещение по договору социального найма.

В соответствии с п.7 Постановления Правительства РФ от 28 января 2006 №47 «Об утверждении Положения о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции» (далее - постановление) оценка и обследование многоквартирного дома в целях признания его аварийным и подлежащим сносу осуществляется межведомственной комиссией, создаваемой в этих целях, органом местного самоуправления.

Согласно п.49 постановления на основании полученного заключения об обследовании жилого помещения орган местного самоуправления принимает решение и издает распоряжение с указанием сроков отселения физических лиц в случае признания дома аварийным и подлежащим сносу.

Судом установлено, что Орловой С.В. на праве собственности принадлежит 12/100 долей в праве общей долевой собственности на жилое помещение, расположенное по адресу: (адрес обезличен), Ревину В.А. на праве собственности принадлежит 13/100 долей в праве общей долевой собственности на жилое помещение, расположенное по адресу: (адрес обезличен), что подтверждается выписками из ЕГРН.

Данный жилой дом признан аварийным и подлежащим сносу согласно заключению межведомственной комиссии администрации Кстовского муниципального района Нижегородской области от 24.04.2015 № 15-06/2 и включен в региональную адресную программу «Переселение граждан из аварийного жилищного фонда на территории Нижегородской области на 2019-2024 годы», утвержденную постановлением Правительства Нижегородской области от 29.03.2019 № 168.

В своем отзыве представитель ответчика – администрации Кстовского муниципального округа Нижегородской области ссылается, что в соответствии с
п. 8 ч. 1 ст. 14 Жилищного кодекса Российской Федерации признание жилых помещений муниципального жилищного фонда непригодными для проживания относится к компетенции органов местного самоуправления в области жилищных отношений.

Согласно ч. 4 ст. 15 Жилищного кодекса Российской Федерации жилое помещение может быть признано непригодным для проживания по основаниям и в порядке, которые установлены уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.

Во исполнение данной нормы Правительством Российской Федерации принято постановление от 28.01.2006 N 47 "Об утверждении Положения о признании помещения жилым помещением, непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции" (далее - Положение), действие которого устраняется на находящиеся в эксплуатации жилые помещения независимо от формы ценности, расположенные на территории Российской Федерации.

В силу указанных норм определение срока сноса многоквартирного дома, признанного аварийным и подлежащим сносу, а также срока отселения физических и юридических лиц является исключительной компетенцией органа местного самоуправления.

Расселение спорного дома включено в региональную адресную программу «Переселение граждан из аварийного жилищного фонда на территории Нижегородской области на 2019-2025 годы», утвержденную постановлением Правительства Нижегородской области от 29.03.2019 № 168.

По мнению представителя ответчика, администрация Кстовского муниципального округа не нарушила требований действующего законодательства, а действовала в соответствии с установленным рядком признания многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносом, с последующим изданием постановления, в котором собственникам жилых помещений предоставлено право снести аварийный дом в установленный срок. И только в случае, если они не исполнят данного требования, администрация вправе принять решение об изъятии жилых помещений в многоквартирном жилом доме с последующим их выкупом.

Согласно действующему законодательству, переселение граждан из аварийного жилищного фонда осуществляется в порядке очередности, исходя из даты признания домов аварийными, указанной в вышеуказанном постановлении.

Исследовав указанный довод, суд не соглашается с ним в силу следующего.

Обеспечение жилищных прав собственника жилого помещения при изъятии земельного участка для государственных или муниципальных нужд урегулировано статьей 32 Жилищного кодекса Российской Федерации.

Федеральным законом от 27 декабря 2019 г. N 473-ФЗ "О внесении изменений в Жилищный кодекс Российской Федерации и Федеральный закон "О Фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства" в части переселения граждан из аварийного жилищного фонда" (далее - Федеральный закон от 27 декабря 2019 г. N 473-ФЗ) статья 32 Жилищного кодекса Российской Федерации дополнена частью 8.2, согласно которой граждане, которые приобрели право собственности на жилое помещение в многоквартирном доме после признания его в установленном порядке аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, за исключением граждан, право собственности у которых в отношении таких жилых помещений возникло в порядке наследования, имеют право на выплату возмещения за изымаемое жилое помещение, рассчитанного в порядке, установленном частью 7 названной статьи, размер которого не может превышать стоимость приобретения ими такого жилого помещения, при этом положения частей 8 и 8.1 данной статьи в отношении таких граждан не применяются.

Приведенная правовая норма вступила в силу со дня официального опубликования указанного федерального закона, то есть с 28 декабря 2019 г.

В соответствии с частью 1 статьи 6 Жилищного кодекса Российской Федерации акты жилищного законодательства не имеют обратной силы и применяются к жилищным отношениям, возникшим после введения его в действие. Согласно разъяснениям, содержащимся в пункте 5 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 2 июля 2009 г. N 14 "О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при применении Жилищного кодекса Российской Федерации", часть 1 статьи 6 Жилищного кодекса Российской Федерации закрепляет общеправовой принцип действия законодательства во времени: акт жилищного законодательства не имеет обратной силы и применяется к жилищным отношениям, возникшим после введения его в действие.

Как неоднократно указывал Конституционный Суд Российской Федерации, преобразование отношений в той или иной сфере жизнедеятельности не может осуществляться вопреки нашедшему отражение в статье 4 Гражданского кодекса Российской Федерации общему (основному) принципу действия закона во времени, который имеет целью обеспечение правовой определенности и стабильности законодательного регулирования в России как правовом государстве (статья 1, часть 1 Конституции Российской Федерации) и означает, что действие закона распространяется на отношения, права и обязанности, возникшие после введения его в действие, и только законодатель вправе распространить новые нормы на факты и порожденные ими правовые последствия, возникшие до введения соответствующих норм в действие, то есть придать закону обратную силу (ретроактивность), либо, напротив, допустить в определенных случаях возможность применения утративших силу норм (ультраактивность).

При этом осуществляемое законодателем правовое регулирование - в силу конституционных принципов правового государства, верховенства закона и юридического равенства - должно отвечать требованиям определенности, ясности и непротиворечивости, а механизм его действия должен быть понятен субъектам соответствующих правоотношений из содержания конкретного нормативного положения или системы находящихся в очевидной взаимосвязи нормативных положений, поскольку конституционное равноправие может быть обеспечено лишь при условии единообразного понимания и толкования правовой нормы всеми правоприменителями (постановления Конституционного Суда Российской Федерации от 27 ноября 2008 г. N 11-П, от 27 июня 2013 г. N 15-П, от 23 декабря 2013 г. N 29-П, от 22 апреля 2014 г. N 12-П и др.).

Таким образом, общим принципом действия норм жилищного права во времени законодателем определен принцип прямого действия во времени. Реализация данного принципа действия нормативного акта во времени в том числе предполагает, что все случаи ретроактивности (обратной силы) и ультраактивности (переживания) должны быть прямо перечислены в тексте нормативного акта, содержащего нормы жилищного права.

Как усматривается из материалов дела, право собственности на спорное жилое помещение у истцов Орловой С.В. и Ревина В.А., возникло до введения в действие части 8.2 статьи 32 Жилищного кодекса Российской Федерации, при этом Федеральный закон от 27 декабря 2019 г. N 473-ФЗ не содержит положений о распространении нового правового регулирования (части 8.2 статьи 32 Жилищного кодекса Российской Федерации) на отношения, возникшие из договоров, заключенных до его вступления в силу, то есть до 28 декабря 2019 г., в связи с чем указанная правовая норма, как не имеющая обратной силы, не может применяться к настоящему жилищному спору.

Принимая во внимание принцип прямого действия норм жилищного права во времени и отсутствие в указанном выше нормативном акте оговорки о его обратной силе, право на получение возмещения за изымаемое имущество должно реализовываться по правилам, установленным частью 7 статьи 32 Жилищного кодекса Российской Федерации, без учета ограничений, установленных частью 8.2 статьи 32 Жилищного кодекса Российской Федерации, поскольку, действуя добросовестно в условиях правовой определенности, истцы вправе были рассчитывать на защиту своих прав с учетом действующего на момент приобретения (социального найма) квартиры законодательства.

Согласно правовой позиции, изложенной в разделе втором Обзора судебной практики по делам, связанным с обеспечением жилищных прав граждан в случае признания жилого дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, утвержденного Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 29 апреля 2014 г., в случае если жилой дом, признанный аварийным и подлежащим сносу, включен в региональную адресную программу по переселению граждан из аварийного жилищного фонда, то собственник жилого помещения в таком доме в силу пункта 3 статьи 2, статьи 16 Федерального закона от 21 июля 2007 года N 185-ФЗ "О Фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства" имеет право на предоставление другого жилого помещения в собственность либо его выкуп.

Поскольку многоквартирный жилой дом, в котором расположены спорные жилые помещения, включен в государственную региональную адресную программу «Переселение граждан из аварийного жилищного фонда на территории Нижегородской области на 2019-2025 годы», утвержденную Постановлением Правительства Нижегородской области от 29.03.2019 N 168 и истцы приобрели квартиры до вступления в силу Федерального закона от 27 декабря 2019 г. N 473-ФЗ, они имеют право выбора способа обеспечения своих жилищных прав - предоставление другого жилого помещения в собственность либо его выкуп. При этом истцы выбрали способ обеспечения путем предоставления в собственность другого благоустроенного жилого помещения взамен жилого помещения, признанного аварийным и непригодным для проживания.

Статьей 89 Жилищного кодекса РФ предусмотрено, что предоставляемое гражданам в связи с выселением по основаниям, которые предусмотрены статьями 86 - 88 этого Кодекса, другое жилое помещение по договору социального найма должно быть благоустроенным применительно к условиям соответствующего населенного пункта, равнозначным по общей площади ранее занимаемому жилому помещению, отвечать установленным требованиям и находиться в границах данного населенного пункта.

При этом, признание жилого помещения непригодным для проживания, равно как и не подлежащим ремонту или реконструкции, влечет возникновение права на внеочередное предоставление жилого помещения, поскольку в силу п. п. 33, 34, 47 Положения о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 28 января 2006 г. N 47, признание жилого помещения непригодным для проживания свидетельствует о том, что данное жилое помещение восстановлению и ремонту не подлежит.

Таким образом, для случаев признания жилого помещения в установленном порядке непригодным для проживания и не подлежащим ремонту и реконструкции в связи с опасностью пребывания там людей законодатель предусмотрел возможность предоставления гражданам жилых помещений по договорам социального найма во внеочередном порядке - при условии соблюдения общих требований жилищного законодательства применительно к предоставлению жилых помещений по договорам социального найма и подтверждения объективной нуждаемости в жилом помещении.

В соответствии с п.6 ч.1 ст.14 Федерального закона от 06.10.2003 г. №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», п.8 ч.1 ст.14 ЖК РФ, п.49 Положения о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, утвержденным Постановлением Правительства Российской Федерации от 28 января 2006 г. N 47, к компетенции органа местного самоуправления отнесено принятие решения и издание распоряжения с указанием о дальнейшем использовании помещения, сроках отселения физических и юридических лиц в случае признания дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции.

В силу указанных норм определение срока сноса многоквартирного дома, признанного аварийным и подлежащим сносу, а также срока отселения физических и юридических лиц является компетенцией органа местного самоуправления, т.е. администрации Кстовского муниципального округа.

Заключением межведомственной комиссии от 24.04.2015 № 15-06/2 (адрес обезличен) признан аварийным и подлежащим сносу.

Распоряжением администрации Кстовского муниципального района от 28.05.2015 № 612-р (адрес обезличен) был признан аварийным и подлежащим сносу.

Распоряжением администрации Кстовского муниципального района от 05.03.2018 № 120-р в распоряжение администрации Кстовского муниципального района от 28.05.2015 № 612-р внесены изменения, согласно которым расселение граждан, проживающих в жилых помещениях, расположенных в (адрес обезличен), должно быть произведено в срок до 2021 года.

Распоряжением администрации Кстовского муниципального района от 28.01.2021 № 60-р в распоряжение администрации Кстовского муниципального района от 05.03.2018 № 120-р внесены изменения, согласно которым расселение граждан, проживающих в жилых помещениях, расположенных в (адрес обезличен), должно быть произведено в срок до 31.12.2022.

Обеспечение жилищных прав собственника жилого помещения, проживающего в доме, признанном аварийным и подлежащим сносу, осуществляется в зависимости от включения либо не включения такого дома в региональную адресную программу по переселению граждан из аварийного жилищного фонда в соответствии с Федеральным законом от 21 июля 2007 г. N185-ФЗ «О фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства».

При этом доводы ответчика о том, что на момент рассмотрения дела сроки расселения граждан (в том числе и истца) не нарушены, и согласно сведениям, предоставленным отделом по учету и распределению жилья, в установленном законом порядке малоимущими и/или нуждающимися в жилом помещении в соответствии с требованиями п.п.3 и 4 ст.51 Жилищного кодекса Российской Федерации, истец не признан, не могут послужить основанием для отказа в заявленных требований, поскольку пп.1 п.2 ст.57 Жилищного Кодекса РФ, прямо предусмотрено, что гражданам, жилые помещения которых признаны в установленном порядке непригодными для проживания и ремонту или реконструкции не подлежат, жилые помещения по договорам социального найма предоставляются вне очереди.

Суд не находит правовых оснований для отказа в заявленных требованиях.

По смыслу вышеназванных положений закона, внеочередное предоставление жилого помещения является исключительной мерой защиты жилищных прав в условиях, когда лицо лишено жилого помещения и не имеет возможности немедленно обеспечить им себя самостоятельно в силу имущественного положения.

При таких обстоятельствах исковые требования подлежат удовлетворению в отношении ответчика Администрации Кстовского муниципального округа, как надлежащего ответчика по данным требованиям.

Следует обязать Администрацию Кстовского муниципального округа взамен жилого помещения, признанного аварийным и подлежащим сносу, предоставить в собственность Орловой С.В. и Ревину В.А. равнозначные благоустроенные жилые помещения, отвечающее санитарным и техническим требованиям, в границах Кстовского муниципального округа Нижегородской области.

Кроме того, на основании ч.1 ст.98 ГПК РФ с ответчика в пользу истцов Орловой С.В. и Ревина В.А. подлежат взысканию судебные расходы в размере 300 руб., которые те понесли при подаче искового заявления.

На основании изложенного и руководствуясь ст.194 – 199 ГПК РФ, суд

Р Е Ш И Л:

Исковые требования Орловой Светланы Владимировны, (данные обезличены), Ревина Владимира Александровича, (данные обезличены) к Администрации Кстовского муниципального округа Нижегородской области, ИНН 5250000838, ОГРН 1025201992287, о предоставлении жилого помещения, удовлетворить.

Обязать Администрацию Кстовского муниципального округа Нижегородской области предоставить в собственность:

- Орловой Светлане Владимировне благоустроенное жилое помещение в границах муниципального образования городского поселения «город Кстово», общей площадью не менее 26,29 кв.м., что соответствует 12/100 доли в общей долевой собственности на жилое помещение общей площадью 219,10 кв.м., взамен жилого помещения, расположенного по адресу: (адрес обезличен), признанного аварийным и подлежащим сносу;

- Ревину Владимиру Александровичу благоустроенное жилое помещение в границах муниципального образования городского поселения «город Кстово», общей площадью не менее 28,48 кв.м., что соответствует 13/100 доли в общей долевой собственности на жилое помещение общей площадью 219,10 кв.м., взамен жилого помещения, расположенного по адресу: (адрес обезличен), признанного аварийным и подлежащим сносу.

Ответчик вправе подать в суд, принявший заочное решение, заявления об отмене этого решения суда в течение семи дней со дня вручения им копий этого решения.

Ответчиком заочное решение суда может быть обжаловано в апелляционном порядке в течение одного месяца со дня вынесения определения суда об отказе в удовлетворении заявления об отмене этого решения суда.

Иными лицами, участвующими в деле, а также лицами, которые не были привлечены к участию в деле и вопрос о правах и об обязанностях которых был разрешен судом, заочное решение суда может быть обжаловано в апелляционном порядке в течение одного месяца по истечении срока подачи ответчиком заявления об отмене этого решения суда, а в случае, если такое заявление подано, - в течение одного месяца со дня вынесения определения суда об отказе в удовлетворении этого заявления.

Судья     /подпись/    А.М. Ларьков

2-930/2023 (2-4613/2022;) ~ М-3898/2022

Категория:
Гражданские
Статус:
Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН
Истцы
Орлова Светлана Владимировна
Ревин Владимир Александрович
Ответчики
Администрация Кстовского муниципального округа Нижегородской области
Другие
ООО "Свобода"
Министерство строительства Нижегородской области
Суд
Кстовский городской суд Нижегородской области
Судья
Ларьков Андрей Михайлович
Дело на странице суда
kstovsky--nnov.sudrf.ru
12.12.2022Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
12.12.2022Передача материалов судье
12.12.2022Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
12.12.2022Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
12.12.2022Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
10.02.2023Судебное заседание
07.04.2023Судебное заседание
02.06.2023Судебное заседание
28.07.2023Судебное заседание
31.07.2023Судебное заседание
31.07.2023Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
31.07.2023Отправка копии заочного решения ответчику (истцу)
04.09.2023Копия заочного решения возвратилась невручённой
04.09.2023Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
22.12.2023Дело оформлено
22.12.2023Дело передано в архив
Судебный акт #1 (Решение)

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее