Судебный акт #1 (Решение) по делу № 2-3482/2023 ~ М-2949/2023 от 03.10.2023

Дело № 2 –3482/2023

                    № 55RS0005-01-2023-004163-50

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

Первомайский районный суд г. Омска

в составе председательствующего    судьи                    И.С. Кириенко

при секретаре                                К.Ю.Тихоновой

при помощнике                                                                                           В.Д. Паховцевой,

рассмотрев в открытом судебном заседании в городе Омске

«28» ноября 2023 года

гражданское дело по иску Министерства здравоохранения Омской области к Абулкаевой З. К. о расторжении договора от 06 октября 2016 года, взыскании неустойки

установил:

Министерство здравоохранения Омской области обратилось в суд с обозначенным иском к Абулкаевой З.К.. В обоснование требований указав, что ДД.ММ.ГГГГ между Министерством и Абулкаевой (Темербековой) З.К., врачом клинической лабораторной диагностики клинико-диагностической лаборатории бюджетного учреждения здравоохранения Омской области «Тевризская центральная районная больница» был заключен договор с медицинским работником, имеющим право на получение в 2016 году единовременной компенсационной выплаты в соответствии с Федеральным законом от 29.11.2010 №326-ФЗ «Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации». В соответствии с п. 6 договора на расчетный счет Абулкаевой (Темербековой) З.К. была перечислена единовременная компенсационная выплата на общую сумму 1 000 000 рублей. Согласно пп. 1 п. 8 договора, медицинский работник обязуется работать в течение пяти лет по основному месту работы на условиях нормальной продолжительности рабочего времени в соответствии с трудовым договором от 29.08.2016 №52, заключенным с БУЗОО «Тевризская ЦРБ». В соответствии с пп. 3 п. 8 договора в случае прекращения трудового договора с БУЗОО «Тевризская ЦРБ» до истечения пятилетнего срока ответчик обязана была возвратить с областной бюджет часть единовременной компенсационной выплаты в размере 199 890 рублей 47 копеек, рассчитанной с даты прекращения трудового договора пропорционально неотработанному периоду, а также выплатить штраф в размере 50 процентов части единовременной компенсационной выплаты, подлежащей возврату, в течение 10 календарных дней с момента прекращения трудового договора. Платежными поручениями от 29.10.2020 №595777, от 14.12.2020 №578237 ответчик возвратила часть единовременной компенсационной выплаты, однако обязанность по выплате штрафа в размере 99 945 рублей 24 копеек не исполнила. 19.11.2020 ответчику было направлено уведомление о расторжении договора с требованием выплаты штрафа, которое было получено ответчиком, однако оставлено без удовлетворения. На основании изложенного, со ссылкой на положения ст.ст. 309-310, 330, 450 ГК РНФ, ст. 51 ФЗ «Об обязательном медицинском страховании в РФ», истец просил расторгнуть договор от 06.10.2016 № 28 заключенный с Абулкаевой (Темербековой) З.К. взыскав с нее в доход Министерства штраф в размере 99 945 рублей 24 копеек.

В судебном заседании представитель истца Сысоева О.С. поддержала исковые требования по доводам, изложенным в иске, так же возражала против снижения суммы штрафа в порядке ст. 333 ГК РФ.

Ответчик Абулкаева З.К. в судебном заседании с исковыми требованиями не согласилась, ссылаясь на то, что часть единовременной компенсационной выплаты пропорционально неотработанного времени ею выплачено, полагала, что заявленная сумма штрафа не соразмерна нарушенному праву, при этом просила учесть, что в настоящее время она одна воспитывает ребенка, никаких выплат кроме единовременного пособия на ребенка в размере 20 000 рублей в месяц до декабря 2023 года она не получает, муж алименты не выплачивает, ребенок имеет заболевание – поражение центральной нервной системы, что сказывается на развитии ребенка и требует лечения.

Выслушав стороны, исследовав материалы дела, оценив в совокупности представленные по делу доказательства, суд приходит к следующему.

В рамках реализации региональных программ и мероприятий по модернизации здравоохранения субъектов Российской Федерации с целью повышения качества и доступности медицинской помощи, предоставляемой застрахованным лицам, ст. 51 Федерального закона от 29.11.2010 №326-ФЗ «Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации» установлен механизм осуществления за счет средств бюджетов Российской Федерации и Федерального фонда обязательного медицинского страхования единовременных компенсационных выплат отдельным категориям медицинских работников, заключивших трудовые договоры с государственными учреждениями здравоохранения субъекта Российской Федерации либо с муниципальными учреждениями здравоохранения.

В соответствии с ч. 12.1 ст. 51 Федерального закона «Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации» (в редакции, действующей на дату заключения договора) в 2012 году осуществляются единовременные компенсационные выплаты медицинским работникам в возрасте до 35 лет, прибывшим в 2011 - 2012 годах после окончания образовательного учреждения высшего профессионального образования на работу в сельский населенный пункт или переехавшим на работу в сельский населенный пункт из другого населенного пункта и заключившим с уполномоченным органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации договор, предусмотренный пунктом 3 части 12.2 настоящей статьи (далее - договор). В целях осуществления единовременных компенсационных выплат в 2012 году из бюджета Федерального фонда бюджетам территориальных фондов предоставляются иные межбюджетные трансферты из расчета один миллион рублей на одного указанного медицинского работника. В 2013 году осуществляются единовременные компенсационные выплаты медицинским работникам в возрасте до 35 лет, прибывшим в 2013 году после окончания образовательного учреждения высшего профессионального образования на работу в сельский населенный пункт либо рабочий поселок или переехавшим на работу в сельский населенный пункт либо рабочий поселок из другого населенного пункта и заключившим с уполномоченным органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации договор, в размере одного миллиона рублей на одного указанного медицинского работника. Финансовое обеспечение единовременных компенсационных выплат медицинским работникам в 2013 году осуществляется в равных долях за счет иных межбюджетных трансфертов, предоставляемых бюджету территориального фонда из бюджета Федерального фонда в соответствии с федеральным законом о бюджете Федерального фонда на очередной финансовый год и на плановый период, и средств бюджетов субъектов Российской Федерации

Частью 12.2 ст. 51 Федерального закона «Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации» предусматривалось, что иные межбюджетные трансферты предоставляются только при условии принятия высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации нормативного правового акта, который должен устанавливать помимо ряда необходимых условий обязанность уполномоченного органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации заключить с медицинским работником, указанным в ч. 12.1 ст. 51 договор о предоставлении единовременной компенсационной выплаты в порядке, определенном высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации, после заключения им трудового договора с государственным учреждением здравоохранения субъекта Российской Федерации либо с муниципальным учреждением здравоохранения, предусматривающего:

обязанность медицинского работника работать в течение пяти лет по основному месту работы на условиях нормальной продолжительности рабочего времени, установленной трудовым законодательством для данной категории работников, в соответствии с трудовым договором, заключенным медицинским работником с государственным учреждением здравоохранения субъекта Российской Федерации или муниципальным учреждением здравоохранения;

порядок предоставления медицинскому работнику единовременной компенсационной выплаты в размере одного миллиона рублей в течение 30 дней со дня заключения договора с органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации;

возврат медицинским работником в бюджет субъекта Российской Федерации части единовременной компенсационной выплаты в случае прекращения трудового договора с учреждением, указанным в п. "а" данного пункта, до истечения пятилетнего срока (за исключением случаев прекращения трудового договора по основаниям, предусмотренным пунктом 8 ч. 1 ст. 77, пунктами 1, 2 и 4 ч. 1 ст. 81, пунктами 1, 2, 5, 6 и 7 ч. 1 ст. 83 Трудового кодекса Российской Федерации), рассчитанной с даты прекращения трудового договора, пропорционально не отработанному медицинским работником периоду (подп. "в" п. 3 ч. 12.2 ст. 51 Федерального закона «Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации);

ответственность медицинского работника за неисполнение обязанностей, предусмотренных договором с органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, в том числе по возврату единовременной компенсационной выплаты в случаях, указанных в подпункте «в» этого же пункта (подп. «г» п. 3 ч. 12.2 Федерального закона «Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации»).

На основании ст. 51 Федерального закона «Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации» в целях повышения эффективности реализации государственной политики в области социальной поддержки медицинских работников в сельской местности, качества и доступности оказания медицинской помощи сельскому населению постановлением Правительства Омской области от 10.02.2012 № 30-п «О мерах по осуществлению единовременных компенсационных выплат» (в редакции, действовавшей на момент возникновения спорных отношений) утвержден Порядок заключения договора в целях осуществления единовременной компенсационной выплаты медицинскому работнику в соответствии с Федеральным законом «Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации».

Из приведенного выше нормативного правового регулирования порядка предоставления медицинским работникам единовременной компенсационной выплаты в размере 1 000 000 рублей следует, что единовременная компенсационная выплата носит целевой характер, предоставляется медицинским работникам с целью стимулировать их переезд на работу в сельские населенные пункты, рабочие поселки, поселки городского типа, направлена на закрепление медицинских кадров в сельских населенных пунктах и компенсацию связанных с переездом и обустройством затрат и неудобств, обусловленных менее комфортными условиями проживания по сравнению с иными (не сельскими) населенными пунктами.

Вместе с тем предоставление указанной единовременной компенсационной выплаты обусловлено обязанностью медицинских работников в числе прочего отработать в течение пяти лет по основному месту работы на условиях нормальной продолжительности рабочего времени, установленной трудовым законодательством для данной категории работников, в соответствии с трудовым договором, заключенным медицинским работником с государственным учреждением здравоохранения субъекта Российской Федерации или муниципальным учреждением здравоохранения, а также в случае прекращения трудового договора с названным учреждением здравоохранения до истечения пятилетнего срока (за исключением случаев прекращения трудового договора по основаниям, предусмотренным п. 8 ч. 1 ст. 77, пунктами 1, 2 и 4 ч. 1 ст. 81, пунктами 1, 2, 5, 6 и 7 ч. 1 ст. 83 Трудового кодекса Российской Федерации) возвратить в бюджет субъекта Российской Федерации единовременную компенсационную выплату, рассчитанную с даты прекращения трудового договора, пропорционально не отработанному медицинским работников периоду.

В ходе судебного разбирательства установлено, что ДД.ММ.ГГГГ Абулкаева (Темербекова) З.К. на основании трудового договора была принята на работу в БУЗОО «Тевризская ЦРБ» в клинико-диагностическую лабораторию на должность врача клинической лабораторной диагностики.

ДД.ММ.ГГГГ между Министерством здравоохранения Омской области и Абулкаевой (Темербековой) З.К. заключен договор с медицинским работником, имеющим право на получение в 2013 году единовременной компенсационной выплаты в соответствии с Федеральным законом «Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации», предметом которого являются взаимные обязательства сторон, связанные с осуществлением единовременной компенсационной выплаты медицинскому работнику в соответствии с частями 12.1 - 12.2 ст. 51 Федерального закона от 29 ноября 2010 года № 326-ФЗ «Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации» (пункт 1).

Договор заключен на основании постановления Правительства Омской области от 10 февраля 2012 года № 30-п «О мерах по осуществлению единовременных компенсационных выплат медицинским работникам» (пункт 2).

В соответствии с пунктом 3 договора, договор заключен с медицинским работником в возрасте до 50 лет, переехавшим в 2016 году из другого населенного пункта на работу в рабочий поселок Тевриз Тевризского муниципального района Омской области, после заключения трудового договора с бюджетным учреждением здравоохранения Омской области «Тевризская центральная районная больница».

По условиям договора Министерство здравоохранения Омской области обязалось предоставить медицинскому работнику единовременную компенсационную выплату в размере 1 000 000 рублей за счет средств Федерального фонда обязательного медицинского страхования в течение 30 дней со дня заключения договора (пункт 7), а медицинский работник обязалась работать в течение пяти лет по основному месту работы на условиях нормальной продолжительности рабочего времени, установленной трудовым законодательством для данной категории работников, в соответствии с трудовым договором, заключенным с Учреждением. (подп. 1 пункта 7).

В соответствии с подп. 3 пункта 8 договора, в случае прекращения трудового договора до истечения пятилетнего срока (за исключением случаев прекращения трудового договора по основаниям, предусмотренным п. 8 ч. 1 ст. 77, пунктами 1, 2 и 4 ч. 1 ст. 81, пунктами 1, 2, 5, 6 и 7 ч. 1 ст. 83 Трудового кодекса Российской Федерации) медицинский работник обязан возвратить в областной бюджет часть единовременной компенсационной выплаты, рассчитанной с даты прекращения трудового договора пропорционально не отработанному медицинским работником периоду, в течение 10 календарных дней со дня прекращения трудового договора на расчетный счет Министерства здравоохранения Омской области, а также в течение десяти календарных дней со дня прекращения трудового договора с Учреждением уплатить штраф в размере 50 процентов части единовременной компенсационной выплаты, подлежащей возврату.

Договор вступает в силу с момента подписания и действует до полного исполнения сторонами своих обязательств по договору (пункт 12 договора).

Настоящий договор может быть расторгнут Министерством в одностороннем порядке в случаях, предусмотренных законодательством и настоящим договором путем письменного уведомления Медицинского работника не менее чем за 5 календарных дней до даты расторжения договора (пункт 14 договора).

Министерство здравоохранения Омской области принятые на себя обязательства по предоставлению единовременной компенсационной выплаты исполнило в полном объеме, перечислив на счет ответчика денежные средства в размере 1 000 000 руб.

На основании приказа от ДД.ММ.ГГГГ -ЛС трудовой договор с Абулкаевой (Темербековой). расторгнут по п. 3 ч. 1 ст. 77 ТК РФ, по инициативе работника.

Обращаясь в суд Министерство здравоохранения <адрес> указало, что поскольку ответчик не отработала, предусмотренный договором пятилетний срок с нее подлежала взысканию часть единовременной компенсационной выплаты в размере 199 890 рублей 47 копеек, рассчитанной с даты прекращения трудового договора пропорционально неотработанному периоду, а также штраф в размере 50 процентов части единовременной компенсационной выплаты, подлежащей возврату в сумме 99 945 рублей 24 копеек.

    Платежными поручениями от ДД.ММ.ГГГГ , от ДД.ММ.ГГГГ Абулкаева З.К. возвратила часть единовременной компенсационной выплаты пропорционально неотработанному периоду в сумме 199 890 рублей 47 копеек, однако обязанность по уплате штрафа в размере 99 945 рублей 24 копеек ответчиком исполнены не была.

ДД.ММ.ГГГГ Министерство направило ответчику предложение о подписании соглашения о расторжении договора с требованием выплаты штрафа, которое последней не исполнено.

Согласно п. 2 ст. 450 ГК РФ по требованию одной из сторон договор может быть изменен или расторгнут по решению суда при существенном нарушении договора другой стороной.

Разрешая заявленные истцом требования, суд, установив, что Абулкаева (Темербекова) З.К. уволилась их БУЗОО «Тевризская ЦРБ» ранее установленного пятилетнего срока, тем самым нарушив условия заключенного договора о предоставлении единой компенсационной выплаты, суд приходит к выводу о наличии оснований для его расторжения.

Разрешая требования о взыскании с ответчика штрафа суд пришел к следующему.

В соответствии со ст.333 ГК РФ, если подлежащая уплате неустойка явно несоразмерна последствиям нарушения обязательства, суд вправе уменьшить неустойку.

Исходя из правовой позиции Конституционного Суда РФ, выраженной в определении от 21.12.2000 года №263-О, гражданское законодательство предусматривает неустойку в качестве способа обеспечения исполнения обязательств и меры имущественной ответственности за их неисполнение или ненадлежащее исполнение, а право снижения неустойки предоставлено суду в целях устранения явной ее несоразмерности последствиям нарушения обязательств.

Предоставленная суду возможность снижать размер неустойки в случае ее чрезмерности по сравнению с последствиями нарушения обязательств является одним из правовых способов, предусмотренных в законе, которые направлены против злоупотребления правом свободного определения размера неустойки, то есть, по существу, - на реализацию требования ст.17 (ч.3) Конституции РФ, согласно которой осуществление прав и свобод человека и гражданина не должно нарушать права и свободы других лиц. Именно поэтому в ч.1 ст.333 ГК РФ речь идет, по существу, об обязанности суда установить баланс между применяемой к нарушителю мерой ответственности и оценкой действительного (а не возможного) размера ущерба, причиненного в результате конкретного правонарушения.

Учитывая компенсационный характер гражданско-правовой ответственности, под соразмерностью суммы неустойки последствиям нарушения обязательства Гражданский кодекс РФ предполагает выплату кредитору такой компенсации его потерь, которая будет адекватна и соизмерима с нарушенным интересом.

Наличие оснований для снижения неустойки и критерии соразмерности определяются судом в каждом конкретном случае самостоятельно, исходя из установленных по делу обстоятельств.

По существу именно в части 1 статьи 333 ГК РФ речь идет об обязанности суда установить баланс между применяемой к нарушителю мерой ответственности и оценкой действительного (а не возможного) размера ущерба, причиненного в результате конкретного правонарушения.

В судебном заседании ответчик ходатайствовал о снижении размера штрафа ввиду его несоразмерности и отсутствия необходимых денежных средств.

Принимая во внимание установленные по делу обстоятельства, учитывая, что в ходе судебного разбирательства установлена вина ответчика в неисполнении обязательств по договору, принимая во внимание, что ответчиком в настоящее время часть единовременной компенсационной выплаты пропорционально отработанному времени возвращена, а также то обстоятельство, что в настоящее время ответчик одна воспитывает малолетнего ребенка, самостоятельного дохода кроме пособия на ребенка не имеет, ребенок имеет заболевание требующее лечения, суд полагает, что размер неустойки с учетом положений ст.333 ГК РФ, с учетом степени нарушения прав истца, виновного поведения ответчика, баланса интересов сторон, компенсационной природе неустойки, необходимо снизить до 15 000 рублей, так как штраф является способом обеспечения исполнения обязательства должником и не должен служить средством обогащения, но при этом направлен на восстановление прав, нарушенных вследствие ненадлежащего исполнения обязательства, его размер должен соответствовать последствиям нарушения обязательств.

В соответствии со ст. 103 ГПК РФ издержки, понесенные судом в связи с рассмотрением дела, и государственная пошлина, от уплаты которых истец был освобожден, взыскиваются с ответчика, не освобожденного от уплаты судебных расходов, пропорционально удовлетворенной части исковых требований. В этом случае взысканные суммы зачисляются в доход бюджета, за счет средств которого они были возмещены, а государственная пошлина - в соответствующий бюджет согласно нормативам отчислений, установленным бюджетным законодательством Российской Федерации.

Исходя из суммы удовлетворённых исковых требований с ответчика подлежит взысканию в доход местного бюджета государственная пошлина в размере 3 498 рублей.

Руководствуясь ст. ст. 194 – 199 ГПК РФ, суд

р е ш и л:

     Исковые требования Министерства здравоохранения Омской области удовлетворить частично.

    Расторгнуть заключенный ДД.ММ.ГГГГ между Министерством здравоохранения Омской области и Абулкаевой (Темербековой) З. К. договор .

     Взыскать с Абулкаевой З. К. (паспорт 5220 966979) в пользу Министерства здравоохранения Омской области (ИНН 5503079310) неустойку в размере 15000 рублей.

    В остальной части иска отказать.

    Взыскать с Абулкаевой З. К. в доход бюджета г. Омска государственную пошлину в размере 3498 рублей.

На решение может быть подана апелляционная жалоба в Омский областной суд через Первомайский районный суд города Омска в течение одного месяца со дня принятия судом решения в окончательной форме.

Судья                                                                            И.С. Кириенко

2-3482/2023 ~ М-2949/2023

Категория:
Гражданские
Статус:
Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН ЧАСТИЧНО
Истцы
Министерство здравоохранения Омской области
Ответчики
Абулкаева (Темербекова) Зарина Кундакпаевна
Суд
Первомайский районный суд г. Омска
Судья
Кириенко Ирина Сергеевна
Дело на странице суда
pervomaycourt--oms.sudrf.ru
03.10.2023Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
03.10.2023Передача материалов судье
05.10.2023Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
05.10.2023Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
05.10.2023Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
08.11.2023Судебное заседание
28.11.2023Судебное заседание
05.12.2023Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
22.12.2023Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
08.05.2024Дело оформлено
08.05.2024Дело передано в архив
Судебный акт #1 (Решение)

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее