№ 2-61/2019
64RS0035-01-2019-000042-58
Решение
именем Российской Федерации
04 марта 2019 года р.п. Степное
Советский районный суд Саратовской области в составе:
председательствующего судьи Музаевой О.Ю.,
при секретаре Максимовой А.И.,
с участием помощника прокурора Советского района Саратовской области Рябихина М.О.,
представителя муниципального унитарного предприятия Советского района Саратовской области санаторий-профилакторий «Весна» Соколова А.А.,
представителя третьего лица – администрации Советского муниципального района Саратовской области Красновой С.В., действующей по доверенности №-м от ДД.ММ.ГГГГ,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску и. о. прокурора <адрес> в интересах неопределенного круга лиц к муниципальному унитарному предприятию <адрес> санаторий-профилакторий «Весна», третье лицо –администрация Советского муниципального района <адрес> о возложении обязанности,
установил:
и. о. прокурора <адрес> в интересах неопределенного круга лиц обратился в Советский районный суд <адрес> с иском, уточненным в судебном заседании, о возложении на муниципальное унитарное предприятие <адрес> санаторий-профилакторий «Весна» (далее МУП санаторий-профилакторий «Весна») обязанности устранить нарушения. Свои требования мотивирует тем, что прокуратурой района во исполнение поручения прокуратуры области проведена проверка исполнения законодательства о соблюдении прав и законных интересов инвалидов, и установлено, что в нарушение требований Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 181-ФЗ и «СП 59.13330.2012. Свод правил. Доступность зданий и сооружений для маломобильных групп населения. Актуализированная редакции СНиП 35-01-2001», утвержденные приказом Минрегиона Российской Федерации, от ДД.ММ.ГГГГ №, организацией не проведено обследование социального объекта и не составлен паспорт доступности для инвалидов объекта и представляемых услуг. Указанные обстоятельства послужили основанием для обращения и.о. прокурора в суд с указанными требованиями.
В судебном заседании помощник прокурора Советского района Рябихин М.О., уточнил заявленные исковые требования и просил обязать ответчика провести обследование, по результатам которого составить паспорт доступности для инвалидов объекта помещения санатория - профилактория «Весна», расположенного по адресу: <адрес>, р.<адрес>, и предоставляемых услуг в срок до ДД.ММ.ГГГГ.
Представитель третьего лица – администрации Советского муниципального района Саратовской области Краснова С.В., в решении данного вопроса полагалась на усмотрение суда.
Ответчик – представитель санаторий-профилакторий «Весна» Соколов А.А. исковые требования признал в полном объеме.
Изучив представленное исковое заявление, заслушав пояснения участников процесса, исследовав доказательства, представленные сторонами в обоснование заявленных требований, суд приходит к следующему.
Как установлено судом и следует из материалов дела, прокуратурой <адрес> во исполнение поручения прокуратуры области проведена проверка исполнения законодательства о соблюдении прав и законных интересов инвалидов
В силу положений статей 17, 27 Конституции Российской Федерации признаются и гарантируются права и свободы человека и гражданина согласно общепризнанным принципам и нормам международного права и в соответствии с Конституцией Российской Федерации. Каждый, кто находится на территории Российской Федерации, имеет право передвигаться, выбирать место пребывания и проживания.
В силу статьи 9 Конвекции "О правах инвалидов" меры по выявлению и устранению препятствий и барьеров, мешающих доступности, должны распространяться на здания дороги, транспорт и другие, внутренние и внешние объекты, включая школы, жилые дома, медицинские учреждения и рабочие места. Согласно пункта 7 статьи 30 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 384-ФЗ «Технический регламент о безопасности зданий и сооружений» доступность зданий и сооружений для инвалидов и других маломобильных групп населения должны обеспечивать досягаемость ими мест посещения и беспрепятственность перемещения внутри зданий и сооружений; безопасность путей движения (в том числе эвакуационных), а также мест проживания, мест обслуживания и мест приложения труда указанных групп населения.
В соответствии со статьей 2 Федерального закона Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» (далее – Закон № 181-ФЗ) социальная защита инвалидов – система гарантированных государством экономических, правовых мер и мер социальной поддержки, обеспечивающих инвалидам условия для преодоления, замещения (компенсации) ограничений жизнедеятельности и направленных на создание им равных с другими гражданами возможностей участия в жизни общества.
Статьей 15 Закона № 181-ФЗ установлено, что федеральные органы государственной власти, органы государственной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления (в сфере установленных полномочий), организации независимо от их организационно-правовых форм обеспечивают инвалидам (включая инвалидов, использующих кресла-коляски и собак-проводников) в том числе условия для беспрепятственного доступа к объектам социальной инженерной и транспортной инфраструктур (жилым, общественным и производственным зданиям, строения и сооружениям включая те, в которых расположены физкультурно-спортивные организации, организации культуры и другие организации), к местах отдыха и к предоставляемым в них услугам, надлежащее размещение оборудования и носителей информации необходимых для обеспечения беспрепятственного доступа инвалидов к объектам социальной, инженерной и транспортной инфраструктур и к услугам с учетом ограничений их жизнедеятельности.
На основании части 1 статьи 15 Федерального закона «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» к объектам социальной инфраструктуры относятся жилые, общественные и производственные здания, строения и сооружения, спортивные сооружения, места отдыха, культурно-зрелищные и другие учреждения.
Исходя из вышеизложенного, положения указанных норм направлены на урегулирование вопроса по созданию условий и обеспечению беспрепятственного доступа инвалидов к объектам социальной инфраструктуры.
Соответствующие требования, предъявляемые к оборудованию входа помещений, закреплены в «СП 59.13330.2012. Свод правил. Доступность зданий и сооружений для маломобильных групп населения. Актуализированная редакция СНиП 35-01-2001», утвержденные приказом Минрегиона Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ № (далее - Свод правил). Свод правил разработан в соответствии с принципами Конвенции ООН о правах инвалидов, подписанной Российской Федерацией в сентябре 2008 года. Среди этих принципов: полное и эффективное вовлечение инвалидов в общество, равенство возможностей и доступность.
Пунктом 7.1.8 Свода правил установлено, что при входах в здания массового посещения (вокзалы всех видов транспорта, учреждения социального назначения, торговые предприятия, административно-управленческие учреждения, многофункциональные комплексы и т.п.) для инвалидов по зрению должна быть установлена информационная мнемосхема (тактильная схема движения), отображающая информацию о помещениях в здании, не мешающая основному потоку посетителей. Она должна размещаться с правой стороны по ходу движения на удалении от 3 до 5 м. На основных путях движения следует предусмотреть тактильную направляющую полосу с высотой рисунка не более 0,025 м.
Проведенной прокуратурой <адрес> проверкой установлено, что в нарушение требований Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 181-ФЗ и «СП 59.13330.2012. Свод правил. Доступность зданий и сооружений для маломобильных групп населения. Актуализированная редакции СНиП 35-01- 2001», утвержденные приказом Минрегиона Российской Федерации, от ДД.ММ.ГГГГ №, при входе в здание санаторий-профилакторий «Весна» для инвалидов по зрению не установлена информационная мнемосхема (тактильная схема движения), отображающая информацию о помещениях в здании (л.д. 5).
При этом на территории Советского муниципального района <адрес> проживает <данные изъяты> инвалид по слуху, в том числе <данные изъяты> из них проживают на территории р.<адрес>, и <данные изъяты> инвалидов по зрению, из которых на территории т р.<адрес> проживает <данные изъяты> человек.
Согласно Устава, санаторий-профилакторий «Весна» является юридическим лицом, от своего имени может приобретать и осуществлять имущественные и неимущественные права, нести обязанности, быть истцом и ответчиком в суде. Место нахождения Учреждения (юридический и фактический адрес): <адрес>, р.<адрес> (л.д. 6-10).
Одной из основных задач деятельности санаторий-профилакторий «Весна» является предоставление профессиональных лечебно-профилактических услуг населению (ст. 7 Устава, л.д. 8).
В ч. 1 ст. 12 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 384-ФЗ "Технический регламент о безопасности зданий и сооружений" закреплено, что жилые здания, объекты инженерной, транспортной и социальной инфраструктур должны быть спроектированы и построены таким образом, чтобы обеспечивалась их доступность для инвалидов и других групп населения с ограниченными возможностями передвижения.
Несмотря на то, что данные требования, как указано в ч. 1 ст. 42 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 384-ФЗ "Технический регламент о безопасности зданий и сооружений", также не применяются вплоть до реконструкции или капитального ремонта к зданиям и сооружениям, введенным в эксплуатацию до вступления в силу таких требований, в целях унификации действующего законодательства положения ч. 2 ст. 42 указанного Федерального закона устанавливают необходимость применения понятия "Свод правил", принятых до его вступления в силу, которые должны применяться на обязательной основе для обеспечения требований безопасности зданий и сооружений.
Требования к зданиям, сооружениям, которыми могут пользоваться инвалиды, содержаться в СНиП 35-01-2001, который в актуализированной редакции "СП 59.13330.2012. Свод правил. Доступность зданий и сооружений для маломобильных групп населения. Актуализированная редакция СНиП 35-01-2001" включен в п. 41 Постановления Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ N 1521 "Об утверждении перечня национальных стандартов и сводов правил (частей таких стандартов и сводов правил), в результате применения которых на обязательной основе обеспечивается соблюдение требований Федерального закона "Технический регламент о безопасности зданий и сооружений" (ранее действовал перечень, утвержденный Распоряжением Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ N 1047-р, п. 76).
Как следует из п. 1.2 СП 59.13330.2012 требования настоящего документа необходимо учитывать при проектировании новых, реконструируемых, подлежащих капитальному ремонту и приспосабливаемых зданий и сооружений. Они распространяются на функционально-планировочные элементы зданий и сооружений, их участки или отдельные помещения, доступные для маломобильных групп населения: входные узлы, коммуникации, пути эвакуации, помещения (зоны) проживания, обслуживания и места приложения труда, а также на их информационное и инженерное обустройство.
В случае невозможности полного приспособления объекта для нужд маломобильных групп населения при реконструкции, капитальном ремонте зданий и сооружений и т.д. следует осуществлять в рамках "разумного приспособления" при согласовании задания на проектирование с территориальными органами социальной защиты населения и с учетом мнения общественных объединений инвалидов.
Таким образом, по смыслу вышеуказанных норм действие данных правил распространяется также на уже существующие объекты, которые приспосабливаются для нужд инвалидов и маломобильных групп населения.
Из системного толкования приведенных выше правовых норм следует, что они содержат императивные предписания, указание на их применение исключительно ко вновь вводимым в эксплуатацию или прошедшим реконструкцию, модернизацию объектам, не может умалять прав инвалидов и маломобильных групп населения на социальную поддержку, на создание для них доступной среды, несоблюдение требований законодательства является нарушением конституционных прав граждан инвалидов и маломобильных групп населения, закрепленных в ст. ст. 18, 19, 27, 45 Конституции РФ, в связи, с чем действие данных правил распространяется также на уже существующие объекты, которые приспосабливаются для нужд инвалидов и маломобильных групп населения.
Из общего смысла действующего законодательства следует, что на территории Российской Федерации необходимо создавать равные возможности получения услуг всеми категориями населения, в том числе маломобильным группам населения. Создание беспрепятственного доступа маломобильных групп населения к инженерной, транспортной и социальной инфраструктурам, в том числе объектам торговли и другим объектам социального использования, является одним из приоритетных направлений Российского государства.
В судебном заседании установлено, что ответчиком указанные нормы закона не выполняются, суд приходит к выводу о том, что требования заявлены обоснованно и подлежат удовлетворению.
Одновременно, в силу статьи 45 ГПК РФ, прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований.
Учитывая изложенное, суд находит заявленные требования обоснованными и подлежащими удовлетворению, изложенное подтверждается материалами дела.
Руководствуясь ст. 194 – 198 ГПК РФ, суд
решил:
исковые требования удовлетворить.
Обязать муниципальное унитарное предприятие <адрес> санаторий-профилакторий «Весна», провести обследование, по результатам которого, составить паспорт доступности для инвалидов объекта – социально инфраструктуры, расположенного по адресу: <адрес>, р.<адрес>, и предоставляемых услуг в срок до ДД.ММ.ГГГГ.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Саратовский областной суд в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме – ДД.ММ.ГГГГ, путем подачи жалобы через Советский районный суд <адрес>.
Судья О.Ю. Музаева