Судебный акт #1 (Решение) по делу № 2-44/2024 (2-1021/2023;) ~ М-877/2023 от 02.10.2023

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

по делу № 2-44/2024г.

УИД 43RS0010-01-2023-001118-05

07 февраля 2024 года г.Вятские Поляны

Вятскополянский районный суд Кировской области в составе председательствующего судьи Колесниковой Л.И.,

при секретаре Овсянниковой И.С.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Р.Т.И. к Отделению фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по <адрес> о возложении обязанностей включить в стаж, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии спорные периоды работы и назначить досрочную страховую пенсию по старости с 01.01.2022г.,

УСТАНОВИЛ:

Р.Т.И. обратилась в суд с иском, в котором просила обязать Отделение Фонда Пенсионного и социального страхования Российской Федерации по <адрес> (ОСФР по <адрес>) включить в специальный стаж, дающий право на досрочное назначение пенсии, периоды ее работы в ООО «<данные изъяты>» с 03.11.2020г. по 29.12.2020г., периоды нахождения на курсах повышения квалификации с 22.03.2010г. по 16.04.2010г., периоды нахождения в командировках с сохранением заработной платы с 15.02.2011г. по 16.02.2011г., с 09.02.2016г. по 10.02.2016г.; также просила обязать ответчика назначить ей досрочную страховую пенсию с 01.01.2022г.

В обосновании требований указала, что с ДД.ММ.ГГГГ. она работает в учреждениях, осуществляющих лечебную деятельность, на момент обращения к ответчику с заявлением о назначении пенсии – 23.01.2023г. ее стаж в лечебных учреждениях составлял более 30 лет. Однако, при обращении к ответчику, последний не включил в стаж лечебной деятельности периоды работы в ООО «<данные изъяты>» в период с 03.11.2020г. по 29.12.2020г., так как наименование учреждения не предусмотрено Списком, периоды нахождения на курсах повышения квалификации и в командировках, поскольку указанные периоды не предусмотрены Правилами . С решением ответчика она не согласна. В ООО «<данные изъяты>» <адрес> она была направлена по программе предотвращения Ковида. В отделе кадров ей сказали написать заявление о предоставлении отпуска за свой счет, а по приезду в <адрес> она была оформлена по договору на 0,5 ставки по совместительству, так как не была уволена из <данные изъяты>. Работая в ООО «<данные изъяты>» с 03.11.2020г. по 29.12.2020г. она работала в режиме полного рабочего времени при огромной нагрузке в качестве <данные изъяты>, ни о каком совместительстве не было и речи. Фактически она находилась в командировке, и выполняла возложенные на нее обязанности, <данные изъяты>. Работала полный рабочий день. В связи с чем считает, что ответчик необоснованно не включил указанный период в стаж работы в лечебных учреждениях. Периоды нахождения на курсах и повышение квалификации также подлежат включению в специальный стаж, поскольку в указанные периоды за ней сохранялось рабочее место и заработная плата.

В судебном заседании истец Р.Т.И. и ее представитель П.В.Н. исковые требования поддержали. Суду пояснили, что во время пандемии в 2000г. в <данные изъяты> встал вопрос о направлении <данные изъяты> в <адрес> в помощь для выполнения различных лабораторных исследований. Ее (истца) направили в <адрес> на два месяца, пояснили, что она направляется в командировку, хотя в отделе кадров сказали написать заявление о предоставлении отпуска за свой счет. Она написала такое заявление, поскольку не придавала значения последствиям такого заявления; считала, что уезжает в командировку. В лаборатории <адрес> ее приняли на работу по трудовому договору, указали, что приняли <данные изъяты> на 0,5 ставки потому, что она числится на постоянном рабочем месте в <данные изъяты>». Однако, в период с 03.11.2020г. по 29.12.2020г. она работала полный рабочий день, даже с переработкой. Работала в «красной зоне» в инфекционных халатах, масках, перчатках. В ее обязанности входила работа <данные изъяты>. Фактически она выполняла туже самую работу, которую выполняла в <данные изъяты> По возвращению в <адрес> она продолжила работать по основному месту работы. Ни о каком совместительстве не могло быть и речи, поскольку она работала в <адрес>, а основное место работы – в <адрес>, который находится от <адрес> на расстоянии 300км. Считают, что работодатель – <данные изъяты> фактически направил Р.Т.И. в командировку, оформив документы через заявление о предоставлении отпуска за свой счет. В связи с чем считают, что указанный период необоснованно не включен в медицинский стаж работы истца. Иск просили удовлетворить.

Представитель ответчика – ОСФР по <адрес> С.А.Е. по доверенности с иском не согласен. Суду пояснил, что при определении стажа на соответствующих видах работ в целях досрочного назначения пенсии лицам, осуществляющим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения, применяется Список должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение пенсии. В указанном Списке обществ с ограниченной ответственностью не предусмотрены. ООО по своей организационно-правовой природе является коммерческой организацией, созданной для извлечения прибыли. Поэтому отсутствуют основания для включения в специальный стаж истца периода работы в ООО «<данные изъяты>» с 03.11.2020г. по 29.12.2020г. Кроме того, в указанный период истец работала на 0,5 ставки, что также не подлежит включению в специальный стаж. Периоды нахождения истца на курсах повышения квалификации и в командировках не подлежат включению в специальный стаж, так как это не предусмотрено Правилами . В иске просил отказать.

Представитель третьего лица, не заявляющего самостоятельные требования, - КОГБУЗ «<данные изъяты>» К.В.А. по доверенности, в судебное заседание не явился. Ходатайствовал о рассмотрении дела в отсутствии представителя КОГБУЗ «<данные изъяты>», указал, что не возражает против удовлетворения заявленных требований. (л.д.126).

Представители третьих лиц, не заявляющих самостоятельные требования, - ООО «<данные изъяты>» и Министерство здравоохранения <адрес>, в судебное заседание не явились, о времени и месте рассмотрения дела извещены надлежащим образом заказной корреспонденцией. Уважительных причин неявки суду не представили, ходатайств не заявляли.

Суд, выслушав лиц, участвующих в деле, исследовав письменные материалы, приходит к следующим выводам.

В соответствии с п.1 ст. 8 ФЗ от 28 декабря 2013 года N 400 «О страховых пенсиях» право на страховую пенсию по старости имеют мужчины, достигшие возраста 65 лет, и женщины, достигшие возраста 60 лет.

В силу п.п.20 п.1 ст. 30 ФЗ от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" страховая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного ст. 8 настоящего Федерального закона (мужчинам - 60 лет), при наличии величины индивидуального пенсионного коэффициента в размере не менее 30, лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения, не менее 25 лет в сельской местности и поселках городского типа и не менее 30 лет в городах, сельской местности и поселках городского типа либо только в городах, независимо от их возраста.

Аналогичные положения были закреплены и в п.п.20 п.1 ст. 27 ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации».

Согласно записям трудовой книжки Р.Т.И., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, с 15.08.1988г. по 07.03.1989г. работала <данные изъяты> в клинической лаборатории <данные изъяты>; с 27.03.1989г. по 06.04.1994г. – <данные изъяты> в <данные изъяты>; с 03.04.1995г. по настоящее время в КОГБУЗ «<данные изъяты>» <данные изъяты> клинической лаборатории. (л.д.14-16).

Судом установлено, что на обращение истца к ответчику 23.01.2023г. о назначении досрочной пенсии, решением ОСФР по <адрес> от ДД.ММ.ГГГГг. в досрочном назначении страховой пенсии Р.Т.И. отказано из-за отсутствия требуемого специального страхового стажа. Ответчик исчислил Р.Т.И. 30-летний стаж работы лечебной и иной деятельности по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения на 27.03.2021г., что дает истцу право на назначение досрочной страховой пенсии не ранее 27.03.2024г. При этом ответчик не включил в специальный стаж истца периоды нахождения истца на курсах повышения квалификации с 22.03.2010г. по 16.04.2010г., поскольку это не предусмотрено Правилами ., в командировках с 15.02.2011г. по 16.02.2011г., с 09.02.2016г. по 10.02.2016г., так как это тоже не предусмотрено Правилами ; и период работы в ООО «<данные изъяты>» с 03.11.2020г. по 29.12.2020г. в должности <данные изъяты> поскольку наименование учреждения не предусмотрено Списком от 29.10.2002г. (л.д.11-13).

По информации главного врача КОГБУЗ «<данные изъяты>» от 21.11.2023г. фельдшер-лаборант клинической лаборатории КОГБУЗ Р.Т.И. на основании личного заявления с 29.10.2020г. по 31.12.2020г. находилась в отпуске без сохранения заработной платы. (л.д.68).

Согласно трудового договора от 03.11.2020г., справки ООО «<данные изъяты>» от 02.08.2023г., приказа о приеме на работу от 03.11.2020г., приказа о прекращении трудового договора от 25.12.2020г.) Р.Т.И., ДД.ММ.ГГГГ.р., в период с 03.11.2020г. по 29.12.2020г. работала в ООО «<данные изъяты>» по совместительству в должности <данные изъяты> на 0,5 ставки. (л.д.18, 72, 123).

Согласно Устава ООО «<данные изъяты>» основной целью деятельности общества является извлечение прибыли. (л.д.73-83).

Согласно разъяснениям, данным в п.17 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 11 декабря 2012 года N 30 "О практике рассмотрения судами дел, связанных с реализацией прав граждан на трудовые пенсии", при разрешении споров, возникших в связи с включением в стаж, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим педагогическую или лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения, периодов работы в организациях, не относящихся по своей организационно-правовой форме к учреждениям, судам следует иметь в виду, что в силу подпунктов 19 и 20 пункта 1 статьи 27 Федерального закона N 173-ФЗ право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в связи с педагогической и лечебной деятельностью предоставляется исключительно работникам учреждений.

Исходя из п.2 ст. 120 ГК РФ учреждение может быть создано гражданином или юридическим лицом (частное учреждение) либо соответственно Российской Федерацией, субъектом Российской Федерации, муниципальным образованием (государственное или муниципальное учреждение). При этом форма собственности (государственная, муниципальная, частная) учреждений в данном случае правового значения не имеет.

В соответствии с п. 11 ст. 2 Федерального закона от 21 ноября 2011 года N 323-ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации" медицинская организация - это юридическое лицо независимо от организационно-правовой формы, осуществляющее в качестве основного (уставного) вида деятельности медицинскую деятельность на основании лицензии, выданной в порядке, установленном законодательством Российской Федерации о лицензировании отдельных видов деятельности. Положения настоящего Федерального закона, регулирующие деятельность медицинских организаций, распространяются на иные юридические лица независимо от организационно-правовой формы, осуществляющие наряду с основной (уставной) деятельностью медицинскую деятельность, и применяются к таким организациям в части, касающейся медицинской деятельности. В целях настоящего Федерального закона к медицинским организациям приравниваются индивидуальные предприниматели, осуществляющие медицинскую деятельность.

Таким образом, требования правового регулирования в сфере здравоохранения обязательны для всех медицинских организаций независимо от их организационно-правовой формы (организация оказания медицинской помощи в соответствии с порядками оказания медицинской помощи, а также на основе стандартов медицинской помощи и др.).

При этом штатные нормативы, которые предусмотрены в соответствующих порядках оказания медицинской помощи, не распространяются на медицинские организации частной системы здравоохранения.

Вопросы досрочного пенсионного обеспечения медицинских работников структурных подразделений организаций, не являющихся по организационно-правовой форме учреждениями, рассматриваются с учетом пункта 6 правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения, в соответствии с подпунктом 20 пункта 1 статьи 27 Федерального закона N 173-ФЗ, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 29 октября 2002 года N 781 при наличии структурных подразделений, поименованных в названном пункте.

Согласно пункту 6 Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществляющим врачебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения, в соответствии с подпунктом 20 пункта 1 статьи 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 29 октября 2002 года N 781, установлено, что в стаж такой работы включается работа: в клиниках и больницах высших медицинских образовательных учреждений, Военно-медицинской академии, военно-медицинских институтов и медицинских научных организаций; в центральной консультационно-диагностической поликлинике Военно-медицинской академии; в лечебно-профилактических структурных подразделениях территориальных медицинских объединений; в медико-санитарных частях, медицинских частях, амбулаториях, лазаретах, поликлиниках, поликлинических отделениях, кабинетах (рентгеновских подвижных и стоматологических подвижных), группах специализированной медицинской помощи (военного округа, флота), группах медицинского обеспечения, медицинской службе, медицинской группе, военно-медицинских службах, стационарах, санитарно-эпидемиологических лабораториях, санитарно-контрольных пунктах, медицинских ротах, врачебных здравпунктах, фельдшерских здравпунктах и фельдшерско-акушерских пунктах, медицинских пунктах, являющихся структурными подразделениями организаций (воинских частей).

Закрепляя право лиц, осуществлявших лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения, на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, учитывает не только специфику их профессиональной деятельности, но и особенности функционирования учреждений здравоохранения, организация труда в которых предполагает соблюдение специальных условий и выполнение определенной нагрузки, что само по себе не может рассматриваться как ограничение прав граждан на пенсионное обеспечение (Определение Конституционного Суда Российской Федерации от 29 сентября 2015 года N 1920-О).

В соответствии с п. 1 ст. 123.21 ГК РФ учреждением признается унитарная некоммерческая организация, созданная собственником для осуществления управленческих, социально-культурных или иных функций некоммерческого характера.

Пунктом 1 ст. 87 ГК РФ предусмотрено, что обществом с ограниченной ответственностью признается хозяйственное общество, уставный капитал которого разделен на доли; участники общества с ограниченной ответственностью не отвечают по его обязательствам и несут риск убытков, связанных с деятельностью общества, в пределах стоимости принадлежащих им долей.

Согласно ст. 66.3 ГК РФ общества с ограниченной ответственностью отнесены к коммерческим корпоративным организациям.

Исходя из приведенных положений Гражданского кодекса Российской Федерации, общество с ограниченной ответственностью и учреждение имеют разную юридическую природу и создаются для осуществления различных целей.

Таким образом, ООО «<данные изъяты>» по своей организационно-правовой форме является коммерческой организацией, созданной для извлечения прибыли, которая не может быть отнесена к учреждениям здравоохранения, поименованным в разделе "Наименование учреждений" Списка должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения, в соответствии с подпунктом 20 пункта 1 статьи 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 29 октября 2002 года N 781.

Кроме того, суд учитывает, что согласно положений пункта 4 Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения, подпункта 20 пункта первого статьи 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 29 октября 2002 года N 781, периоды работы в должностях в учреждениях, указанных в списке, начиная с 1 ноября 1999 года, независимо от времени, когда выполнялась эта работа, засчитываются в стаж работы при условии ее выполнения в режиме нормальной или сокращенной продолжительности рабочего времени, предусмотренной трудовым законодательством для соответствующих должностей. В случае, когда работа осуществлялась в нескольких указанных в списке должностях (учреждениях) в течение неполного рабочего времени, период ее выполнения засчитывается в стаж работы, если в результате суммирования занятости (объема работы) в этих должностях (учреждениях) выработана нормальная или сокращенная продолжительность рабочего времени в объеме полной ставки по одной из должностей.

Должность фельдшера-лаборанта предусмотрена Списком от 29.10.2002 года N 781.

Учитывая, что в период работы Р.Т.И. с 03.11.2020г. по 29.12.2020г., истец основную работу в <данные изъяты> не выполняла (находилась с отпуске без сохранения заработной платы), выполняла работу фельдшера –лаборанта в ООО «<данные изъяты>» на 0,5 ставки, суд пришел к выводу о том, что спорный период работы истца не подлежит включению в стаж лечебной деятельности, поскольку отсутствует документальное подтверждение постоянной занятости в течение полного рабочего дня лечебной работой по охране здоровья населения, предусмотренной Списком должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения, в соответствии с подпунктом 20 пункта 1 статьи 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 29 октября 2002 г. N 781, а также общество с ограниченной ответственностью не относится к учреждениям, указанным в Списке.

В соответствии со ст. 196 ТК РФ в случаях, предусмотренных федеральными законами, иными нормативными правовыми актами, работодатель обязан проводить повышение квалификации работников, если это является условием выполнения работниками определенных видов деятельности.

При этом в силу ст. 187 ТК РФ при направлении работодателем работника для повышения квалификации с отрывом от производства за ним сохраняется место работы (должность) и средняя заработная плата по основному месту работы. Период нахождения на курсах повышения квалификации является периодом работы с сохранением средней заработной платы, с которой работодатель должен производить отчисление страховых взносов в Пенсионный фонд РФ.

    Согласно ст.167 ТК РФ при направлении работника в служебную командировку ему гарантируются сохранение места работы (должности) и среднего заработка, а также возмещение расходов, связанных со служебной командировкой.

Следовательно, периоды нахождения истца на курсах повышения квалификации с 22.03.2010г. по 16.04.2010г., и периоды нахождения в командировках с сохранением заработной платы с 15.02.2011г. по 16.02.2011г., с 09.02.2016г. по 10.02.2016г. подлежат включению в стаж истца, дающий право на досрочное пенсионное обеспечение.

При условии включения периодов нахождения истца на курсах повышения квалификации и нахождения в командировках (всего 30 дней) в специальный стаж Р.Т.И. 30-летний стаж ее лечебной и иной деятельности по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения выработан на 27.02.2021г.

В соответствии с приложением № 7 к Федеральному закону от 28 декабря 2013 г. № 400-ФЗ, год возникновения права на страховую пенсию по старости и срок назначения страховой пенсии лицам, у которых возникло право на страховую пенсию по старости в 2021 году, установлен не ранее чем через 36 месяцев со дня возникновения права на страховую пенсию по старости.

Таким образом, право на обращение за страховой пенсией по старости указанной категории граждан при наличии требуемой продолжительности стажа на соответствующих видах работ считается отложенным.

Следовательно, право на назначение досрочной страховой пенсии по старости у Р.Т.И., возникнет с 27.02.2024г. Поэтому требования истца о возложении на ответчика обязанности назначить пенсию с 01.01.2022г. не подлежат удовлетворению.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.194-199 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

Иск Р.Т.И. удовлетворить частично.

Обязать Отделение Фонда пенсионного и социального страхования по <адрес> включить Р.Т.И., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, уроженке <адрес> (паспорт <данные изъяты> в специальный стаж, дающий право на назначение досрочной страховой пенсии по старости в соответствии с п. 20 ч. 1 ст. 30 ФЗ № 400-ФЗ от ДД.ММ.ГГГГ «О страховых пенсиях» :

- периоды нахождения в командировках с отрывом от производства – с 15.02.2011г. по 16.02.2011г., с 09.02.2016г. по 10.02.2016г.;

- период нахождения на курсах повышения квалификации с 22.03.2010г. по 16.04.2010г.

В удовлетворении исковых требований о включении в стаж работы, дающий право на досрочное назначение пенсии периода работы с 03.11.2020г. по 29.12.2020г. в ООО «<данные изъяты>» отказать.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Кировский областной суд в течение месяца со дня вынесения решения суда в окончательной форме.

Судья- Л.И.Колесникова.

Мотивированное решение изготовлено 09 февраля 2024 года.

Судья- Л.И.Колесникова.

2-44/2024 (2-1021/2023;) ~ М-877/2023

Категория:
Гражданские
Статус:
Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН ЧАСТИЧНО
Истцы
Россомахина Татьяна Ивановна
Ответчики
Отделение фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Кировской области
Другие
Приказчиков Владимир Николаевич
Министерство здравоохранения Кировской области
ООО «Централизованная клинико-диагностическая лаборатория»
КОГБУЗ «Вятскополянская ЦРБ»
Суд
Вятскополянский районный суд Кировской области
Судья
Колесникова Людмила Ивановна
Дело на сайте суда
vyatskopolyansky--kir.sudrf.ru
02.10.2023Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
03.10.2023Передача материалов судье
06.10.2023Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
06.10.2023Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
06.10.2023Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
09.11.2023Судебное заседание
19.12.2023Судебное заседание
28.12.2023Судебное заседание
07.02.2024Судебное заседание
09.02.2024Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
19.02.2024Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
27.06.2024Дело оформлено
27.06.2024Дело передано в архив
Судебный акт #1 (Решение)

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее