Дело № 2 - 4685/2020
УИД 63RS0045-01-2020-005625-86
Решение
Именем Российской Федерации
18 декабря 2020 года Промышленный районный суд г. Самары в составе: председательствующего Бобылевой Е.В.,
при секретаре Минетдиновой В.Д.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело № по иску Кондуровой Наталии Ивановны к Администрации городского округа Самара, Департаменту управления имуществом городского округа Самара об установлении факта реестровой ошибки, определении границ земельного участка,
установил:
Истец, Кондурова Н.А. обратилась в суд с вышеуказанным иском, в котором просила установить факт реестровой ошибки и определить границы земельного участка, расположенного по адресу: <адрес>, кадастровый №, уточненной площадью 450 кв.м., в соответствии с меженным планом от 24.09.2019г., подготовленного ООО «Средневолжская землеустроительная компания».
В обоснование требований истец указал, что на основании договора купли - продажи недвижимого имущества от 14.11.2014г. № является собственником нежилого здания (котельная №), 1959 года постройки, площадью 244,2 кв.м., с кадастровым номером № расположенного по адресу: <адрес>. В настоящее время в Едином государственном реестре недвижимости содержатся сведения о характерных точках границ земельного участка с кадастровым номером № категории земель: земли населенных пунктов, разрешенное использование: для котельной, площадью 450 кв.м., расположенного по адресу: <адрес>. Право собственности на данный земельный участок не зарегистрировано. Однако на момент первоначального определения границ земельного участка, границы земельного участка под зданием 1959 года постройки сложились и были определены границами здания. На основании межевого плана земельного участка с кадастровым номером № по уточнению местоположения границ и площади, выполненного ООО «Средневолжская землеустроительная компания» истец обратилась в Администрацию г.о.Самара с заявлением по вопросу наделения полномочий на обращение в Управление Росреестра по Самарской области с заявлением о внесении изменений в сведения ЕГРН. Однако, Департаментом управления имуществом г.о.Самара выдан отказ от 16.10.2019г. №. Установление границ земельного участка является одним из способов защиты прав.
В ходе рассмотрения дела, истица уточнила исковые требования, просит установить факт наличия реестровой ошибки в сведениях о местоположении границы и (или) площади земельного участка с кадастровым номером №, расположенного по адресу: <адрес>«б», содержащихся в Государственном кадастре недвижимости; уточнить местоположение границы и (или) площади земельного участка с кадастровым номером № расположенного по адресу: <адрес>«б», уточненной площадью 429 кв.м, в соответствии с проектом границ земельного участка от 14.12.2020г., подготовленного ООО «Средневолжская землеустроительная компания»; указать, что данное решение является основанием для внесения сведений о координатах характерных точек границ и (или) площади земельного участка с кадастровым номером № расположенного по адресу: <адрес>«б», в Единый государственный реестр недвижимости.
Представитель истца по доверенности Платонова Н.А., в судебном заседании исковые требования с учетом уточнения поддержала, просила удовлетворить.
Представитель ответчика Администрации городского округа Самара, Департамента управления имуществом городского округа Самара по доверенности Маненков Е.В., в судебном заседании в удовлетворении иска просил отказать.
Третьи лица Управление Росреестра по Самарской области, ПАО ОДК «Кузнецов» в судебное заседание не явились, извещены надлежаще, причина неявки неизвестна.
Третье лицо МП Архитектурно планировочное бюро в судебное заседание не явился, извещен надлежаще, просил рассмотреть дело без его участия.
Заслушав лиц, участвующих в деле, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.
В соответствии с п.. 1 ст. 304 Гражданского кодекса РФ собственник может требовать устранения всяких нарушений его права, хотя бы эти нарушения и не были соединены с лишением владения.
Согласно ст. 11.1 ЗК РФ земельным участком является часть земной поверхности, границы которой определены в соответствии с федеральными законами.
В соответствии со ст. 60 ЗК РФ нарушенное право на земельный участок подлежит восстановлению в случаях: самовольного занятия земельного участка; в иных предусмотренных федеральными законами случаях. Действия, нарушающие права на землю граждан и юридических лиц или создающие угрозу их нарушения, могут быть пресечены путем: восстановления положения, существовавшего до нарушения права, и пресечения действий, нарушающих право или создающих угрозу его нарушения.
В силу ст. 70 ЗК РФ государственный кадастровый учет земельных участков осуществляется в порядке, установленном Федеральным законом "О государственном кадастре недвижимости".
Исходя из ст. 16 указанного Федерального закона кадастровый учет осуществляется в связи с образованием или созданием объекта недвижимости, прекращением его существования либо изменением уникальных характеристик объекта недвижимости или любых указанных в пунктах 7-21 части 2 статьи 7 Закона о кадастре недвижимости сведений об объекте недвижимости. Кадастровый учет осуществляется на основании представляемых в орган кадастрового учета заявления о кадастровом учете и необходимых для осуществления такого учета документов.
В пункте 4 ст. 16 указанного закона регламентировано, что никто не вправе требовать иначе как на основании решения суда, в том числе в связи с совершением сделки, от собственника поставленного на учет объекта недвижимости или от иного лица осуществления учета изменений данного объекта недвижимости.
В соответствии с п. 18 Порядка ведения государственного кадастра недвижимости, утвержденного Приказом Минэкономразвития России № от 4.02.2010г. выполнение кадастровых процедур, указанных в пункте 4 Порядка, сопровождается принятием решения: о внесении сведений о ранее учтенных объектах недвижимости; о постановке на кадастровый учет объекта недвижимости; об учете изменений объекта недвижимости (в том числе об учете, изменении либо снятии с учета части объекта недвижимости, а также об учете адреса правообладателя); о снятии с учета объекта недвижимости; о внесении кадастровых сведений в ГКН в соответствии с документами, поступающими в порядке информационного взаимодействия; об исправлении технических и кадастровых ошибок в кадастровых сведениях.
Таким образом, сведения о земельном участке вносятся в ГКН при его первичном учете, в случае формирования нового земельного участка, при этом в ГКН вносятся сведения о местоположении границ земельного участка, а также о ранее учтенном земельном участке в порядке статьи 45 Закона о кадастре, в этом случае сведения о местоположении участка могут отсутствовать.
В силу п.7 ст. 45 ФЗ Федерального закона «О государственном кадастре недвижимости», если сведения и документы о ранее учтенном объекте недвижимости отсутствуют в составе государственного земельного кадастра, в составе учетно- технической документации об объектах государственного технического учета и технической инвентаризации или иной имеющейся в распоряжении органа кадастрового учета документации о таком ранее учтенном объекте недвижимости, данные сведения и документы включаются в соответствующие разделы государственного кадастра недвижимости при обращении заинтересованного лица с соответствующим заявлением в орган кадастрового учета на основании документа, устанавливающего или подтверждающего право на указанный объект недвижимости и представленного таким лицом, или на основании документов, подтверждающих ранее осуществленный государственный учет указанного объекта недвижимости или государственную регистрацию права собственности на него и представленных соответствующими органами государственной власти, органами местного самоуправления или органами и организациями по государственному техническому учету и (или) технической инвентаризации в орган кадастрового учета по его запросам.
Согласно ч. 3 ст. 25 Закона о кадастре кадастровый учет в связи с изменением площади земельного участка и (или) изменением описания местоположения его границ, за исключением случаев образования земельного участка при выделе из земельного участка или разделе земельного участка, при которых преобразуемый земельный участок сохраняется в измененных границах, осуществляется при условии, если такие изменения связаны с уточнением описания местоположения границ земельного участка, кадастровые сведения о котором не соответствуют установленным на оснований настоящего Федерального закона требованиям к описанию местоположения границ земельных участков.
В соответствии с ч. 4 ст. 28 Закона о кадастре сведения о границе земельного участка, внесенных в ГКН, также могут быть изменены при исправлении кадастровой ошибки.
Согласно ч. 1 ст. 39.20 ЗК РФ, если иное не установлено настоящей статьей или другим федеральным законом, исключительное право на приобретение земельных участков в собственность или в аренду имеют граждане, юридические лица, являющиеся собственниками зданий, сооружений, расположенных на таких земельных участках.
В соответствии с ч. 1 ст. 39 Федерального закона от 24 июля 2007 года N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости" местоположение границ земельных участков подлежит в установленном данным Федеральным законом порядке обязательному согласованию с лицами, указанными в ч. 3 ст.39, в случае, если в результате кадастровых работ уточнено местоположение границ земельного участка, в отношении которого выполнялись соответствующие кадастровые работы, или уточнено местоположение границ смежных с ним земельных участков, сведения о которых внесены в государственный кадастр недвижимости.
В силу ч. 3 ст. 39 указанного Федерального закона согласование местоположения границ проводится с лицами, обладающими смежными земельными участками на праве собственности, пожизненного наследуемого владения, постоянного (бессрочного) пользования или аренды. Результат согласования местоположения границ оформляется кадастровым инженером в форме акта согласования местоположения границ на обороте листа графической части межевого плана (ч.1 ст.40 названного Федерального закона).
В соответствии с п.4 ст.24 от 24 июля 2007 года N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости" внесенные в государственный кадастр недвижимости сведения при постановке на учет образованного объекта недвижимости или образованных объектов недвижимости носят временный характер, за исключением сведений о земельных участках, занятых площадями, улицами, проездами, набережными, скверами, бульварами, водными объектами, пляжами и другими объектами общего пользования, образование которых предусмотрено утвержденным в установленном законодательством о градостроительной деятельности порядке проектом межевания территории (в том числе в случае признания местоположения границ или частей границ такого земельного участка спорным в порядке, установленном частью 15 статьи 42.10 настоящего Федерального закона), а также случаев, если право собственности на данные объекты недвижимости считается возникшим в силу федерального закона вне зависимости от момента государственной регистрации этого права в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним. Такие сведения утрачивают временный характер со дня государственной регистрации права на образованный объект недвижимости. Если по истечении пяти лет со дня постановки на учет образованного объекта недвижимости не осуществлена государственная регистрация права на него (либо в указанном в части 3.1 настоящей статьи случае не осуществлена государственная регистрация аренды), такие сведения аннулируются и исключаются из государственного кадастра недвижимости. В течение одного года со дня исключения таких сведений из государственного кадастра недвижимости заявителю или его представителю лично под расписку на основании заявления указанных лиц орган кадастрового учета выдает документы, представленные в соответствии со статьей 22 настоящего Федерального закона вместе с заявлением о кадастровом учете объекта недвижимости (за исключением документов, представленных в форме электронных документов). Если по истечении срока, установленного настоящей частью, заявитель или его представитель не явился в орган кадастрового учета и ему не были выданы лично под расписку документы, представленные в соответствии со статьей 22 настоящего Федерального закона вместе с заявлением о кадастровом учете объекта недвижимости, данные документы подлежат уничтожению.
Споры, не урегулированные в результате согласования местоположения границ, после оформления акта согласования границ разрешаются в судебном порядке (ч.5 ст.40 Федерального закона, ст.64 ЗК РФ).
В соответствии с ч.9. ст.38 ФЗ «О государственном кадастре недвижимости» при уточнении границ земельного участка их место нахождение определяется исходя из сведений, содержащихся в документе, подтверждающем право на пользование земельным участком, или при отсутствии такого документа из сведений, содержащихся в документах, определявших местоположение границ земельного участка при его образовании. В случае если указанные документы отсутствуют, границами земельного участка являются границы, существующие на местности 15 и более лет и закрепленные с использованием природных объектов или объектов искусственного происхождения, позволяющих определить местоположение границ земельного участка. В соответствии с п.67 Требований выполнения кадастровых работ по уточнению местоположения границ земельного участка проводится на основании документов, перечисленных в ч.9 ст.38 Закона о кадастре.
Истец, Кондурова Н.И. на основании договора купли - продажи недвижимого имущества от 14.11.2014г. № является собственником нежилого здания (котельная 691), 1959 года постройки, площадью 244,2 кв.м., с кадастровым номером № расположенного по адресу: <адрес> (Инвентарный №), что подтверждается выпиской из ЕГРН 14.02.2018г.
На основании межевого плана земельного участка с кадастровым номером 63:01:0720002:1 по уточнению местоположения границ и площади, выполненного ООО «Средневолжская землеустроительная компания» истец обращалась в Администрацию г.о.Самара с заявлением по вопросу наделения полномочий на обращение в Управление Росреестра по Самарской области с заявлением о внесении изменений в сведения ЕГРН. Однако, получил отказ от 16.10.2019г. №.
В Едином государственном реестре недвижимости содержатся сведения о характерных точках границ земельного участка с кадастровым номером № категории земель: земли населенных пунктов, разрешенное использование: для котельной, площадью 450 кв.м., расположенного по адресу: <адрес>.
Согласно свидетельству о праве собственности на землю постоянное пользование выдано СМПО им. М.В. Фрунзе на основании постановления администрации г. Самара от 14.12.1992г. № для котельной, площадью 450 кв.м.
Как следует из ответа ГБУСО «ЦГАСО», графический материал к постановлению администрации г. Самары от 04.12.1992г. № отсутствует.
Право собственности на данный земельный участок не зарегистрировано. Дата присвоения кадастрового номера земельному участку 24.12.2003г.
Как следует из представленной информации Департамента градостроительства г.о. Самары, земельный участок с кадастровым номером 63:01:0720002:1. площадью 450 кв.м., находится в территориальной зоне жилой застройки иных видов (Ж-5) по карте правового зонирования действующих правил застройки и землепользования в г. Самаре, утвержденных Постановлением Самарской городской Дуты от 26.04.2001г. №. Земельный участок установлен вне границ красных линий. Земельный участок входит в границы г.о. Самары и располагается в границах Промышленного внутригородского района.
Из землеустроительного дела по межеванию земельного участка под нежилым зданием, расположенного по адресу: <адрес> выполненного МП <адрес> «Архитектурно-Планировочное Бюро», который содержит акт согласования границ земельного участка, каталог координат, план границ земельного участка видно, что площадь земельного участка составляла 922,7 кв.м. пол котельной площадь 408 кв.м.
Как следует из технического паспорта, площадь котельной составляет 244,2 кв.м.
Согласно публичной кадастровой карте, площадь земельного участка является декларированной. На момент первоначального определения границ земельного участка с кадастровым номером 63:01:0720002:1, расположенного по адресу: <адрес>, границы указанного земельного участка под зданием 1959 года постройки сложились и были определены границами здания. Однако, определение декларированных границ земельного участка с кадастровым номером 63:01:0720002:1, расположенного по адресу: <адрес>«б», было проведено без учета указанных границ, что является нарушением действующего в настоящее время норм законодательства, но и норм законодательства, действующего на момент определения границ земельного участка с кадастровым номером 63:01:0720002:1.
Таким образом, указанный земельный участок индивидуализирован, и является объектом гражданских правоотношений, так как земельному участку присвоен кадастровый номер, он прошел процедуру государственного кадастрового учета.
Спорный земельный участок является ранее учтенным, сформирован, используется более 15 лет, границы его определены и не менялись.
Местоположение нежилого здания (котельная 691) не изменялось, данный объект является капитальным.
Установление границ земельного участка является одним из способов защиты нарушенных прав.
В сведениях Единого государственного реестра недвижимости в отношении координат характерных точек границ земельного участка с кадастровым номером 63:01:0720002:1, расположенного по адресу: <адрес>«б», имеется реестровая ошибка. Конфигурация и границы земельного участка, отраженные в межевом плане от 14.12.2020г. земельного участка с кадастровым номером 63:01:0720002:1, расположенного по адресу: <адрес>«б», подготовленного ООО «СВЗК», соответствует конфигурации и фактическим границам.
В ходе судебного разбирательства установлено, что спора по границам земельного участка не имеется.
Межевание земельного участка выполнено в соответствии с фактическими границами земельного участка, закрепленными на местности объектами недвижимости местоположение которых не менялось, что следует из заключения кадастрового инженера (л.д.29).
В силу ст. 3 ГПК РФ заинтересованные лица вправе в порядке, установленном законодательством о гражданском судопроизводстве, обратиться в суд за защитой нарушенных либо оспариваемых прав, свобод или законных интересов.
Согласно ст. 12 ГК РФ защита гражданских прав осуществляется путем восстановления положения, существовавшего до нарушения права, и пресечения действий, нарушающих право или создающих угрозу его нарушения; иными способами, предусмотренными законом.
Учитывая изложенное, суд приходит к выводу, что исковые требования Кондуровой Н.И. обоснованны и подлежат удовлетворению.
На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Исковые требования Кондуровой Наталии Ивановны к Администрации городского округа Самара, Департаменту управления имуществом городского округа Самара об установлении факта реестровой ошибки, определении границ земельного участка, удовлетворить.
Установить факт наличия реестровой ошибки в сведениях о местоположении границы и (или) площади земельного участка с кадастровым номером № расположенного по адресу: <адрес>«б», содержащихся в Государственном кадастре недвижимости.
Уточнить местоположение границы и (или) площади земельного участка с кадастровым номером №, расположенного по адресу: <адрес>«б», уточненной площадью 429 кв.м., в соответствии с проектом границ земельного участка от 14.12.2020г., подготовленного ООО «Средневолжская землеустроительная компания».
Данное решение является основанием для внесения сведений о
координатах характерных точек границ и (или) площади земельного участка с кадастровым номером №1, расположенного по адресу: <адрес>«б», в Единый государственный реестр недвижимости.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Самарский областной суд через Промышленный районный суд г. Самары в течение месяца с момента изготовления мотивированного решения.
Мотивированное решение суда составлено 25.12.2020г.
Председательствующий Бобылева Е.В.