Р Е Ш Е Н И Е
именем Российской Федерации
21 февраля 2023 года г. Самара
Самарский областной суд в составе:
председательствующего судьи Родиной Т.А.,
при секретаре Двинских К.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело № 3а-971/2023 по административному исковому заявлению Ярцева Максима Сергеевича об установлении кадастровой стоимости земельного участка равной рыночной стоимости,
у с т а н о в и л:
Ярцев М.С. обратился в Самарский областной суд с административным исковым заявлением, в котором просил установить архивную кадастровую стоимость земельного участка с кадастровым номером № равной рыночной стоимости по состоянию на 1 января 2013 года в размере 3 676 580 руб.
В обоснование заявленных требований административный истец указал, что ему на праве собственности принадлежит нежилое помещение с кадастровым номером № расположенное на спорном земельном участке, архивная кадастровая стоимость которого, установленная по результатам государственной кадастровой оценки, существенно превышает размер рыночной стоимости. Тем самым, затронуты права и обязанности общества, как плательщика за пользование земельным участком и сумм неосновательного обогащения, рассчитываемых из кадастровой стоимости участка. Административный истец считает, что имеются основания для пересмотра результатов определения кадастровой стоимости земельного участка в судебном порядке.
До начала судебного заседания в адрес Самарского областного суда от административного истца поступило письменное ходатайство о рассмотрении дела в его отсутствие.
Административные ответчики: Правительство Самарской области, Управление Росреестра по Самарской области, заинтересованные лица: Министерство имущественных отношений Самарской области, Администрация городского округа Сызрань, ППК «Роскадастр» в лице ППК «Роскадастр» по Самарской области не направили в суд своих представителей, о времени и месте рассмотрения дела извещены надлежащим образом.
Лица, участвующие в деле письменных возражений либо отзывов в адрес суда не направили.
В соответствии с положениями ст.ст. 150, 247 КАС РФ суд полагает возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившихся лиц. При указанных обстоятельствах суд полагает возможным рассмотреть дело в отсутствие участвующих в деле лиц.
Исследовав материалы дела, суд считает заявленные административным истцом требования подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.
В соответствии с частью 1 статьи 245 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации юридические лица и граждане вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости, включая оспаривание решений комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости, а также с административным исковым заявлением об оспаривании действий (бездействия) такой комиссии в случае, если результатами определения кадастровой стоимости затронуты их права и обязанности.
Согласно части 1 статьи 24.18 Федерального закона «Об оценочной деятельности в Российской Федерации» от 29 июля 1998 года № 135-ФЗ результаты определения кадастровой стоимости могут быть оспорены юридическими лицами в случае, если результаты определения кадастровой стоимости затрагивают права и обязанности этих лиц, а также органами государственной власти, органами местного самоуправления в отношении объектов недвижимости, находящихся в государственной или муниципальной собственности (за исключением случаев, установленных настоящей статьей), в суде и комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости (далее - комиссия).
Одним из оснований для пересмотра результатов определения кадастровой стоимости в силу абзаца 2 части 11 статьи 24.18 Федерального закона от 29 июля 1998 года № 135-ФЗ является установление в отношении объекта недвижимости его рыночной стоимости на дату, по состоянию на которую установлена его кадастровая стоимость.
Под рыночной стоимостью объекта оценки в силу статьи 3 Федерального закона «Об оценочной деятельности в Российской Федерации» от 29 июля 1998 года № 135-ФЗ под рыночной стоимостью объекта оценки в силу статьи 3 Федерального закона «Об оценочной деятельности в Российской Федерации» от 29 июля 1998 года № 135-ФЗ понимается наиболее вероятная цена, по которой данный объект оценки может быть отчужден на открытом рынке в условиях конкуренции, когда стороны сделки действуют разумно, располагая всей необходимой информацией, а на величине цены сделки не отражаются какие-либо чрезвычайные обстоятельства, то есть когда: одна из сторон сделки не обязана отчуждать объект оценки, а другая сторона не обязана принимать исполнение; стороны сделки хорошо осведомлены о предмете сделки и действуют в своих интересах; объект оценки представлен на открытом рынке посредством публичной оферты, типичной для аналогичных объектов оценки; цена сделки представляет собой разумное вознаграждение за объект оценки и принуждения к совершению сделки в отношении сторон сделки с чьей-либо стороны не было; платеж за объект оценки выражен в денежной форме.
Под кадастровой стоимостью понимается стоимость, установленная в результате проведения государственной кадастровой оценки или в результате рассмотрения споров о результатах определения кадастровой стоимости либо определенная в случаях, предусмотренных статьей 24.19 настоящего Федерального закона.
Как следует из материалов дела, Ярцев М.С. является собственником нежилого помещения с кадастровым номером №, находящегося на земельном участке с кадастровым номером № площадью 3477 кв. м., категория земель: земли населенных пунктов, вид разрешенного использования: под объектом торговли, расположенного по адресу <адрес> государственная собственность на который не разграничена.
Административный истец, в подтверждение своей правовой позиции, представил в материалы дела письмо Комитета имущественных отношений Администрации городского округа Сызрань, адресованное Ярцеву М.С., расчет платы за пользование земельным участком, согласно которому плата за пользование земельным участком с кадастровым номером № рассчитана исходя из его кадастровой стоимости.
Оспариваемая архивная кадастровая стоимость земельного участка, утверждена Постановлением Правительства Самарской области от 13.11.2013 № 610 «Об утверждении результатов определения кадастровой стоимости земельных участков в составе земель населенных пунктов Самарской области» по состоянию на 1 января 2013 года в размере 19 658 262,60 рублей.
В соответствии с пунктами 6, 14 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации «О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении судами дел об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимости» от 30 июня 2015 года № 28 с заявлением, административным исковым заявлением (далее - заявление) о пересмотре кадастровой стоимости вправе обратиться юридические и физические лица, владеющие объектом недвижимости на праве собственности, постоянного (бессрочного) пользования или пожизненного наследуемого владения, а также иные лица, если результатами определения кадастровой стоимости затронуты их права и обязанности (абзацы первый и второй статьи 24.18 Закона об оценочной деятельности, статьи 373, 388, 400 НК РФ).
В соответствии с пунктом 7 статьи 4 Закона о кадастре при изменении кадастровых сведений ранее внесенные в государственный кадастр недвижимости сведения сохраняются (далее - архивные сведения).
Требование о пересмотре кадастровой стоимости, ставшей архивной, может быть рассмотрено по существу, если на дату обращения в Комиссию или в суд сохраняется право на применение результатов такого пересмотра для целей, установленных законодательством (абзац пятый статьи 24.20 Закона об оценочной деятельности).
Считая архивную кадастровую стоимость земельного участка завышенной, нарушающей его права, административный истец 18 января 2023 года обратился в суд с заявлением об оспаривании архивной кадастровой стоимости земельного участка.
Учитывая, что право на пересмотр архивной кадастровой стоимости земельного участка сохраняется на дату обращения административного истца в суд, суд восстанавливает административному истцу срок для обращения в суд.
В обоснование заявленных требований административным истцом представлен отчет об оценке № 17/09-2022, выполненный оценщиком общества с ограниченной ответственностью «ЭКСПЕРТ ЦЕНТР» от 16 сентября 2022 года, в соответствии с которым рыночная стоимость земельного участка с кадастровым номером № определена по состоянию на 1 января 2013 года в размере 3 676 580 руб.
В соответствии со статьей 11 Федерального закона «Об оценочной деятельности в Российской Федерации» отчет не должен допускать неоднозначное толкование или вводить в заблуждение. В отчете в обязательном порядке указываются дата проведения оценки объекта оценки, используемые стандарты оценки, цели и задачи проведения оценки объекта оценки, а также иные сведения, необходимые для полного и недвусмысленного толкования результатов проведения оценки объекта оценки, отраженных в отчете.
Давая оценку представленному отчету, суд отмечает, что оценка выполнена по состоянию на 1 января 2013 года, то есть на дату определения кадастровой стоимости земельного участка. Приведённые в отчете выводы оценщика не допускают их неоднозначного толкования, исходные данные и расчеты не вводят в заблуждение. Оценщик руководствовался федеральными стандартами оценки, его выводы базируются на достоверных правоустанавливающих документах, отчет содержит определение рыночной стоимости нежилого помещения на основе качественных и количественных характеристик объекта оценки, анализа рынка недвижимости и выявления ценообразующих факторов, влияющих на стоимость объекта оценки, расчетов величины рыночной стоимости, приведенных в рамках выбранного оценщиком сравнительного подхода. Суждение о величине рыночной стоимости основано на полном и объективном анализе ценностных характеристик и расчетных показателей стоимости, что в полной мере согласуется с требованиями федеральных стандартов оценки.
В соответствии со статьей 12 Федерального закона об оценочной деятельности итоговая величина рыночной или иной стоимости объекта оценки, указанная в отчете, составленном по основаниям и в порядке, которые предусмотрены настоящим Федеральным законом, признаётся достоверной и рекомендуемой для целей совершения сделки с объектом оценки, если в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, или в судебном порядке не установлено иное.
Принимая во внимание вышеизложенное, а также отсутствие у сторон замечаний к отчету об оценке, суд приходит к выводу о том, что определённая отчетом об оценке рыночная стоимость земельного участка является достоверной, в связи с чем требования административного истца являются обоснованными и подлежащими удовлетворению.
Сведения об изменении кадастровой стоимости на основании решения комиссии или суда, включая дату подачи соответствующего заявления о пересмотре кадастровой стоимости, подлежат внесению в Единый государственный реестр недвижимости в соответствии с Федеральным законом от 13 июля 2015 года N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости".
Из материалов дела следует, что датой обращения административного истца в суд является 18 января 2023 года, что следует отразить в резолютивной части решения.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 175-180, 249 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд
р е ш и л :
Требования Ярцева Максима Сергеевича удовлетворить.
Установить архивную кадастровую стоимость земельного участка с кадастровым номером № площадью 3477 кв.м., расположенного по адресу ориентира: <адрес> равной рыночной стоимости по состоянию на 1 января 2013 года в размере 3 676 580 руб.
Датой обращения административного истца в суд считать 18 января 2023 года.
Решение может быть обжаловано в четвертый апелляционный суд общей юрисдикции в течение одного месяца со дня изготовления решения суда в окончательной форме
Судья: Т.А. Родина
Мотивированное решение изготовлено 1 марта 2023 года.