Дело № 2-1138/2019
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
22 августа 2019 года г. Валуйки
Валуйский районный суд Белгородской области в составе:
председательствующего судьи Порошина А.Г.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Косовой О.И.,
с участием истца Александрова А.Н., представителя ответчика Управления социальной защиты населения администрации Валуйского городского округа по доверенности Прокоповой Е.И.,
в отсутствие ответчика начальника Управления социальной защиты населения администрации Валуйского городского округа Антиповой Т.Н.
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Александрова Андрея Николаевича к начальнику Управления социальной защиты населения администрации Валуйского городского округа Антиповой Татьяне Николаевне, Управлению социальной защиты населения администрации Валуйского городского округа о признании распоряжения о приостановлении выплат ежемесячной денежной компенсации от 04.06.2012 года незаконным и взыскании компенсации морального вреда
установил:
Александров А.Н. обратился в суд с вышеуказанным иском. В обоснование заявленных требований указал, что является ликвидатором аварии на Чернобыльской АЭС, имеет предусмотренное законом право на социальную поддержку государства, в силу чего длительное время получал ежемесячную денежную компенсацию на оплату жилого помещения и коммунальных услуг. С 2012 г. указанные выплаты на оплату жилого помещения и коммунальных услуг ему были незаконно приостановлены ответчиком.
Дело инициировано иском Александрова А.Н., с учетом уточнения требований просившего суд признать незаконным распоряжение управления социальной защиты населения администрации муниципального района «Город Валуйки и Валуйский район» Белгородской области от 04.06.2012 года о приостановлении выплат ежемесячной денежной компенсации на оплату жилого помещения и коммунальных услуг, обязав Управление рассмотреть вопрос об их возобновлении, а также взыскать с начальника Управления социальной защиты Валуйского городского округа Антиповой Т.Н. моральный вред за незаконные действия в сумме 150 000 руб.
В судебном заседании истец поддержал уточненные исковые требования, и указал, что прекращение по решению ответчика ежемесячных выплат на оплату жилого помещения и коммунальных услуг противоречит закону и нарушает его права.
Представитель ответчика Управления социальной защиты населения администрации Валуйского городского округа по доверенности Прокопова Е.И. против удовлетворения иска возражала, сославшись на отсутствие на момент принятия оспариваемого решения документов необходимых для продолжения выплаты ежемесячной денежной компенсации на оплату жилого помещения и коммунальных услуг заявителю. Пояснила, что в связи с внесением изменений в п. 4.1 Постановления правительства Белгородской обл. от 28.04.2008 № 90-пп "О Порядке назначения, выплаты и финансирования ежемесячной денежной компенсации на оплату жилого помещения и коммунальных услуг отдельным категориям граждан, проживающих на территории Белгородской области, с применением системы персонифицированных социальных счетов" граждане, пользующиеся мерами социальной поддержки, были обязаны предоставить документы о принадлежности жилого помещения, чего Александровым А.Н., не смотря на неоднократные уведомления-вызовы ответчика, сделано не было. Указанные документы были необходимы для расчета подлежащих уплате компенсаций, поскольку размер таковой зависит от принадлежности жилища. В силу того, что истцом испрошенные документы предоставлены не были, денежные выплаты ему с июля 2012 года были временно приостановлены. Далее в 2013 году начисление указных выплат было невозможно ввиду образовавшейся задолжности за истцом по оплате услуг.
Ответчик начальник Управления социальной защиты населения администрации Валуйского городского округа Антипова Т.Н. надлежащим образом извещенная о месте и времени рассмотрения дела в судебное заседание не прибыла, в заявлении просила о рассмотрении дела в ее отсутствие, в удовлетворении иска просила отказать.
Исследовав обстоятельства по представленным доказательствам, суд приходит к выводу о том, что заявленные Александровым А.Н. исковые требования подлежат частичному удовлетворению по следующим основаниям.
Определяя вид судопроизводства при рассмотрении настоящего дела, суд исходит из правовой позиции Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 27.09.2016 № 36 "О некоторых вопросах применения судами Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации" п. 1 которого определено, что не подлежат рассмотрению по правилам КАС РФ дела, связанные с назначением и выплатой пенсий, реализацией гражданами социальных прав, дела, связанные с предоставлением жилья по договору социального найма, договору найма жилищного фонда социального использования, договору найма специализированного жилищного фонда. Таким образом, рассматриваемые в настоящем деле исковые требования подлежат рассмотрении в порядке гражданского судопроизводства.
Судом установлено и не оспаривается сторонами, что Александров А.Н. является участником ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС с 26.04.1986 по 15.05.1986 года, имеет бессрочное удостоверение, которое в соответствии со ст. 13 Федерального закона РФ №1244-1 от 15.05.1991 года «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС" дает ему право на меры социальной поддержки (л.д. 6).
Как участник ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС, истец с 2008 года получал ежемесячную денежную компенсацию на оплату жилого помещения и коммунальных услуг в соответствии с Постановлением правительства Белгородской обл. от 28.04.2008 № 90-пп "О порядке назначения, выплаты и финансирования ежемесячной денежной компенсации на оплату жилого помещения и коммунальных услуг отдельным категориям граждан, проживающих на территории Белгородской области, с применением системы персонифицированных социальных счетов". С июля 2012 года по настоящее время выплата описанной компенсации Александрову А.Н. была приостановлена спорным распоряжением.
07.06.2019 г. истец письменно обратился в Управление социальной защиты населения администрации Валуйского городского округа по вопросу прекращения выплаты компенсации на оплату коммунальных услуг, получив ответ, в котором указано, что в 2012 году внесены изменения в п. 4.1 Постановления правительства Белгородской обл. от 28.04.2008 № 90-пп "О Порядке назначения, выплаты и финансирования ежемесячной денежной компенсации на оплату жилого помещения и коммунальных услуг отдельным категориям граждан, проживающих на территории Белгородской области, с применением системы персонифицированных социальных счетов", согласно которых граждане, пользующиеся мерами социальной поддержки, обязаны предоставить документы о принадлежности им жилого помещения. Поскольку Александровым А.Н., не смотря на неоднократные направления уведомлений-вызовов, не предоставлены документы для подтверждения права на компенсацию, выплата ЕДК была приостановлена (л.д. 3-4).
В качестве доказательств в подтверждение своей позиции по делу представителем ответчика Управления социальной защиты населения администрации Валуйского городского округа суду предоставлены: копия оспариваемого распоряжения начальника отдела управления социальной защиты населения от 04.06.2012 г. о приостановлении Александрову А.Н. выплаты ежемесячной денежной компенсации на оплату жилого помещения и коммунальных услуг с 01.07.2012 г.; уведомления-вызовы истца в Управление социальной защиты населения администрации Валуйского городского округа.
Суд полагает доводы стороны ответчика необоснованными в рассматриваемой части в силу следующего.
Согласно п. 42 постановления Пленума Верховного Суда РФ от 27.06.2017 № 22 "О некоторых вопросах рассмотрения судами споров по оплате коммунальных услуг и жилого помещения, занимаемого гражданами в многоквартирном доме по договору социального найма или принадлежащего им на праве собственности" при реализации гражданами права на жилище устанавливаются гарантии социальной поддержки.
К мерам социальной поддержки граждан относятся меры по оплате жилого помещения и коммунальных услуг, в частности - предоставление субсидии на оплату жилого помещения и коммунальных услуг, компенсация расходов на оплату жилого помещения и коммунальных услуг (ст. ст. 159, 160 ЖК РФ), иные формы социальной поддержки (освобождение от оплаты за жилое помещение и/или коммунальных услуг).
Категории лиц, которым предоставляются меры социальной поддержки по оплате жилого помещения и коммунальных услуг, порядок и условия предоставления этих мер, способы и источники их финансирования устанавливаются федеральными законами, нормативными правовыми актами федеральных органов исполнительной власти, законами субъектов Российской Федерации.
Так, федеральным законом соответствующие меры социальной поддержки установлены для граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, и др. (п. 3 ч. 1 ст. 14 Закона Российской Федерации от 15 мая 1991 года № 1244-1 "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС").
В соответствии со ст. ст. 14, 15 указанного Закона РФ от 15.05.1991 № 1244-1, меры социальной поддержки, предусмотренные пунктом 3 части первой статьи 14 настоящего Закона, (компенсация расходов на оплату жилых помещений и коммунальных услуг в размере 50 процентов) предоставляются гражданам, указанным в пунктах 1 и 2 части первой статьи 13 настоящего Закона, в пункте 3 части первой статьи 13 настоящего Закона.
Российская Федерация передает органам государственной власти субъектов Российской Федерации полномочия по предоставлению мер социальной поддержки по оплате жилищно-коммунальных услуг, установленных настоящим пунктом (абз. 8 п. 3 ст. 14).
В Белгородской области отношения по предоставлению мер социальной поддержки льготным категориям граждан по оплате жилого помещения и коммунальных услуг регулируются Постановлением правительства Белгородской обл. от 28.04.2008 № 90-пп "О Порядке назначения, выплаты и финансирования ежемесячной денежной компенсации на оплату жилого помещения и коммунальных услуг отдельным категориям граждан, проживающих на территории Белгородской области, с применением системы персонифицированных социальных счетов", утвердившим "Положение о Порядке назначения, выплаты и финансирования ежемесячной денежной компенсации на оплату жилого помещения и коммунальных услуг отдельным категориям граждан, проживающих на территории Белгородской области, с применением системы персонифицированных социальных счетов", и "Порядок финансирования расходов органов местного самоуправления муниципальных районов и городских округов на обеспечение предоставления гражданам мер социальной поддержки на оплату жилого помещения и коммунальных услуг".
Согласно п. 1.1 «Положения о Порядке назначения, выплаты и финансирования ежемесячной денежной компенсации на оплату жилого помещения и коммунальных услуг отдельным категориям граждан, проживающих на территории Белгородской области, с применением системы персонифицированных социальных счетов», право на получение ежемесячной денежной компенсации на оплату жилого помещения и коммунальных услуг имеют граждане льготных категорий, предусмотренных нормативными правовыми актами Российской Федерации и Белгородской области, в том числе, Законом Российской Федерации от 15 мая 1991 года № 1244-1 "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС".
В силу п. 1.2.1 Положения, меры социальной поддержки по оплате жилых помещений и коммунальных услуг предоставляются лицам, проживающим в жилых помещениях независимо от вида жилищного фонда, и не распространяются на установленные Правительством Российской Федерации случаи применения повышающих коэффициентов к нормативам потребления коммунальных услуг.
Гражданам, имеющим по состоянию на 1 июля 2008 года право на получение компенсации и состоящим на учете в органе социальной защиты населения, компенсация назначается на основании сведений, имеющихся в органе социальной защиты населения, без подачи документов, указанных в пункте 4.1 настоящего Положения. (п. 4.5. Положения).
В силу вышеизложенного, поскольку истец с 2008 года являлся получателем ежемесячной денежной компенсации на оплату жилого помещения и коммунальных услуг, таковая ему должна была быть назначена на основании сведений имеющихся в органе социальной защиты населения без подачи документов указанных в пункте 4.1, а так же каких-либо иных. В связи с изложенным предъявленные ответчиком истцу требования о предоставлении документов о праве на жилое помещение, не соответствуют описанному закону.
Согласно п. 4.6. Положения, при проведении дополнительной проверки представленных заявителем сведений орган социальной защиты населения должен в указанный срок направить заявителю предварительный ответ с уведомлением о проведении проверки. При этом он вправе запрашивать сведения путем направления официальных запросов в органы государственной власти, органы местного самоуправления и другие учреждения и организации, чего в рассматриваемом случае Управлением социальной защиты населения администрации Валуйского городского округа сделано не было. Доказательств обратного стороной ответчика не приведено и в материалах дела не содержится.
При этом, компенсация назначается со дня возникновения права на ее назначение и на срок установления льготного статуса (п. 4.7. Положения). Как было указано выше, удостоверение участника ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС Александрову А.Н. было выдано бессрочно, в силу чего ежемесячная денежная компенсация на оплату жилого помещения и коммунальных услуг истцу также подлежала установлении на указанный период.
Основания приостановления компенсаций содержатся в п. 4.17 Положения, которым предусмотрено, что орган социальной защиты населения приостанавливает выплату компенсации гражданам: в случае неоплаты ими текущих платежей за жилое помещение и коммунальные услуги в течение трех месяцев; и в случае неполучения гражданином компенсации в течение шести месяцев. Указанный список оснований является ограниченным и не содержит оговорок о допустимости расширенного толкования. Таким образом, предусмотренных законом оснований у ответчика для оспариваемого приостановления истцу выплат ежемесячной денежной компенсации на оплату жилого помещения и коммунальных услуг по описанным основаниям не имелось, соответствующие действия противоречат закону.
Более того, вопреки требованиям приложения № 3 к "Положению о Порядке назначения, выплаты и финансирования ежемесячной денежной компенсации на оплату жилого помещения и коммунальных услуг отдельным категориям граждан, проживающих на территории Белгородской области, с применением системы персонифицированных социальных счетов", распоряжение начальника отдела управления социальной защиты населения от 04.06.2012 г. о приостановлении Александрову А.Н. выплаты ежемесячной денежной компенсации на оплату жилого помещения и коммунальных услуг с 01.07.2012 г. не содержит причин и оснований такового.
Доводы стороны ответчика о том, что с 2013 года у истца имеется задолженность по оплате коммунальных платежей, что является одним из дополнительных оснований для приостановления выплат, не могут быть приняты во внимание судом. Поскольку иное приостановление выплат не является предметом спора по рассматриваемому делу и не свидетельствует о законности оспариваемых действий ответчика по прекращению таковых в июле 2012 года.
В соответствии с п. 4.22 Положения о Порядке назначения, выплаты и финансирования ежемесячной денежной компенсации на оплату жилого помещения и коммунальных услуг отдельным категориям граждан, проживающих на территории Белгородской области, с применением системы персонифицированных социальных счетов", назначенная компенсация, не полученная гражданином своевременно, выплачивается за прошлое время, но не более чем за три года перед обращением за ее получением. Компенсация, не полученная гражданином своевременно по вине органа социальной защиты населения, выплачивается за прошлое время в соответствии с законодательством.
С учетом изложенного, исковые требования в части признания незаконным распоряжения управления социальной защиты населения администрации муниципального района «Город Валуйки и Валуйский район» Белгородской области от 04.06.2012 года о приостановлении выплат ежемесячной денежной компенсации на оплату жилого помещения и коммунальных услуг и понуждении Управления рассмотреть вопрос об их возобновлении подлежат удовлетворению.
Исковые требования о взыскании с начальника Управления социальной защиты Валуйского городского округа Антиповой Т.Н. компенсации морального вреда за указанные незаконные действия удовлетворены быть не могут и подлежат отклонению по причине того, что предусмотренных законом оснований для взыскания морального вреда с указанного ответчика не имеется. Антипова Т.Н. является должностным лицом (руководителем) Управления и не является надлежащим ответчиком по делу, так как в рассматриваемом случае не может нести ответственности за представляемый орган. Истец настаивал на предъявленных исковых требованиях именно к ней, ходатайств о привлечении к делу иных ответчиков, замене ответчика не заявил, несмотря на поставленный на обсуждение судом соответствующий вопрос. Кроме того, из материалов дела следует, что начальник Управления социальной защиты Валуйского городского округа Антипова Т.Н. не принимала решения о приостановлении Александрову А.Н. выплаты ежемесячной денежной компенсации на оплату жилого помещения и коммунальных услуг, следовательно не может являться субъектом материальной ответственности в рассматриваемом случае.
Стороной ответчика заявлено о пропуске истцом срока исковой давности без уважительных причин со ссылкой на то, что о нарушении прав истцу должно было быть известно в июле 2012 г. (когда выплата компенсации прекратилась), в суд же с иском он обратился лишь 27.06.2019 года.
Пунктом 1 статьи 196 ГК РФ предусмотрено, что общий срок исковой давности составляет три года со дня, определяемого в соответствии со статьей 200 данного кодекса.
Исковая давность применяется судом только по заявлению стороны в споре, сделанному до вынесения судом решения. Истечение срока исковой давности, о применении которой заявлено стороной в споре, является основанием к вынесению судом решения об отказе в иске (п. 2 ст. 199 ГК РФ).
В соответствии с п. 1 ст. 200 ГК РФ, если законом не установлено иное, течение срока исковой давности начинается со дня, когда лицо узнало или должно было узнать о нарушении своего права и о том, кто является надлежащим ответчиком по иску о защите этого права.
Пунктом 15 постановления Пленума Верховного Суда РФ от 29 сентября 2015 г. № 43 "О некоторых вопросах, связанных с применением Гражданского кодекса Российской Федерации об исковой давности" разъяснено, что истечение срока исковой давности является самостоятельным основанием для отказа в иске (абзац 2 пункта 2 ст. 199 ГК РФ). Если будет установлено, что сторона по делу пропустила срок исковой давности и не имеется уважительных причин для восстановления этого срока для истца - физического лица, то при наличии заявления надлежащего лица об истечении срока исковой давности суд вправе отказать в удовлетворении требования только по этим мотивам, без исследования иных обстоятельств дела.
Из приведенных выше положений закона во взаимосвязи с нормами Гражданского кодекса РФ о сроке исковой давности следует, что для разрешения вопроса об исчислении срока исковой давности суду необходимо установить начальный момент течения данного срока, то есть день, когда лицо узнало или должно было узнать об утрате (возможной утрате) права на получение социальной доплаты.
По рассматриваемому делу юридически значимыми для установления начала течения срока исковой давности обстоятельствами являются: что послужило основанием для приостановления и последующего прекращения органом социальной защиты выплаты ежемесячной денежной компенсации на оплату жилого помещения и коммунальных услуг в 2012 г. и был ли Александров А.Н. в 2012 г. надлежаще уведомлен ответчиком о приостановлении ему выплаты.
В материалах рассматриваемого дела отсутствуют и не представлены ответчиками доказательства, свидетельствующие о том, что орган социальной защиты населения направил истцу распоряжение от 04.06.2012 г., или каким-либо иным образом уведомил о приостановлении выплаты денежной компенсации на оплату жилого помещения и коммунальных услуг с 01.07.2012 года.
При этом, из пояснений истца следует, и не опровергнуто ответчиком, что о нарушении своего права на получение компенсации ему стало известно в мае 2019 года. Распоряжение управления социальной защиты населения от 04.06.2012 г. о приостановлении выплаты с 01.07.2012 г., либо иного извещения о приостановлении (прекращении) выплат он не получал.
Доводы стороны ответчика о том, что Александров А.Н. должен был знать об отсутствии выплат компенсации на оплату жилого помещения и коммунальных услуг, поскольку его неоднократно приглашали в орган соцзащиты путем направления уведомлений-вызовов, опровергаются содержанием таковых, поскольку их текст не содержит сведений о предстоящим (возможном) приостановлении выплат. Кроме того, не опровергнут и довод истца о том, что он на сберегательную книжку, помимо спорной денежной компенсации, получал иные льготные выплаты, как участник ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС, что подтверждается справками, в силу чего не мог знать о нарушении права, поскольку в целом денежные средства (социальные выплаты) на его счет поступали.
Таким образом, объективных доказательств того, что о нарушении прав истцу стало известно ранее мая 2019 года суду не представлено; оснований для применения срока исковой давности к исковым требованиям истца при подобных обстоятельствах не имеется, а потому обращение Александрова А.Н. в суд с настоящим иском 27.06.2019 г. свидетельствует о соблюдении им предусмотренного законом срока исковой давности.
Руководствуясь ст. ст. 194-199 ГПК РФ, суд
решил:
░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░ 04.06.2012 ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░ – ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░.
░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ «░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░» ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░ 04.06.2012 ░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░, ░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ «░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░» ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░░.
░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ - ░░░░░░░░.
░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░.
░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ «26» ░░░░░░░ 2019 ░░░░.
░░░░░: