Р Е Ш Е Н И Е
именем Российской Федерации
г. Самара 24 января 2024 года
Самарский областной суд в составе:
председательствующего судьи Щетинкиной И.А.,
при секретаре судебного заседания Лязиной А.О.,
с участием представителя административного истца Садовникова Д.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело № 3а-57/2024 (3а-2167/2023) по административному исковому заявлению Садовниковой Е.В. об установлении кадастровой стоимости объектов недвижимого имущества равной их рыночной стоимости,
у с т а н о в и л:
Административный истец обратилась в Самарский областной суд с административным иском об установлении кадастровой стоимости объектов недвижимости:
- нежилого помещения, площадью 139,4 кв.м, - <адрес> по адресу: <адрес> кадастровым номером №, равной его рыночной стоимости по состоянию на 01.01.2021 с учетом уточнений в размере 4 149 500 рублей,
- нежилого помещения, площадью 346,6 кв.м, <адрес> по адресу: <адрес>, с кадастровым номером №, равной его рыночной стоимости по состоянию на 01.01.2021 с учетом уточнений в размере 8 732 000 рублей,
- нежилого помещения, площадью 345,5 кв.м, <адрес>, по адресу: <адрес>, с кадастровым номером №, равной его рыночной стоимости по состоянию на 01.01.2021 с учетом уточнений в размере 9 441 500 рублей,
- нежилого помещения, площадью 52,1 кв.м, <адрес> по адресу: <адрес> с кадастровым номером №, равной его рыночной стоимости по состоянию на 01.01.2021 в размере 1 298 000 рублей,
- нежилого помещения, площадью 20,6 кв.м, <адрес>, по адресу: <адрес>, с кадастровым номером №, равной его рыночной стоимости по состоянию на 01.01.2021 в размере 467 000 рублей.
В обоснование заявленных требований административный истец указала, что является собственником указанных объектов недвижимого имущества с кадастровыми номерами №, № №, №, №, кадастровая стоимость которых завышена и отличается от рыночной стоимости каждого объекта.
В судебном заседании представитель административного истца, действующий по доверенности, заявленные административные исковые требования поддержал и просил удовлетворить с учетом уточнений, дополнив, что оспариваемая кадастровая стоимость каждого объекта затрагивает права собственника в части завышенного размера налога, исчисляемого от кадастровой стоимости.
Административные ответчики Правительство Самарской области, Управление Росреестра по Самарской области, министерство имущественных отношений Самарской области, а также заинтересованные лица администрация г.о. Самара, ППК Роскадастр в лице филиала ППК Роскадастр по Самарской области, ГБУ Самарской области «Центр кадастровой оценки», АО «Тандер», извещенные о рассмотрении дела в соответствии с требованиями положений главы 9 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее – КАС РФ), представителей в судебное заседание не направили, ходатайств об отложении рассмотрения дела не представили.
В письменных дополнительных пояснениях ГБУ Самарской области «Центр кадастровой оценки» разрешение административного иска оставил на усмотрение суда, просил рассмотреть дело в отсутствие представителя, указав, что стоимость спорных объектов, определенная в уточненном отчете об оценке, находится в диапазонах рыночных цен для сегмента рынка, к которому относятся рассматриваемые объекты. При этом, ранее представленное ходатайство о назначении судебной экспертизы отзывает.
Учитывая требования статьи 150, части 4 статьи 247 КАС РФ, положения статьи 14 Международного пакта о гражданских и политических правах, гарантирующие равенство всех перед судом, в соответствии с которыми неявка лица в суд есть его волеизъявление, свидетельствующее об отказе от реализации своего права на непосредственное участие в разбирательстве, а потому не является преградой для рассмотрения дела, суд считает возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившихся лиц.
Выслушав представителя административного истца, оценив имеющиеся в деле доказательства, исследовав материалы дела, суд приходит к следующим выводам.
В соответствии с частью 1 статьи 4 КАС РФ каждому заинтересованному лицу гарантируется право на обращение в суд за защитой нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов, в том числе в случае, если, по мнению этого лица, созданы препятствия к осуществлению его прав, свобод и реализации законных интересов либо на него незаконно возложена какая-либо обязанность, а также право на обращение в суд в защиту прав других лиц или в защиту публичных интересов в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом и другими федеральными законами.
В силу положений части 1 статьи 245 КАС РФ, части 1 статьи 22 Федерального закона от 3 июля 2016 года № 237-ФЗ «О государственной кадастровой оценке» (далее – Федеральный закон № 237-ФЗ) юридические лица и граждане вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости в случае, если результатами определения кадастровой стоимости затронуты их права и обязанности.
Результаты определения кадастровой стоимости могут быть оспорены в суде на основании установления в отношении объекта недвижимости его рыночной стоимости, определенной на дату, по состоянию на которую определена его кадастровая стоимость (пункт 2 части 1 статьи 248 КАС РФ, часть 7 статьи 22 Федерального закона № 237-ФЗ).
В соответствии с частью 3 статьи 24 Федерального закона № 237-ФЗ решение о дате перехода к проведению государственной кадастровой оценки в соответствии с данным Федеральным законом принимается высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации.
Постановлением Правительства Самарской области от 28 февраля 2018 года № 106 «О дате перехода к проведению государственной кадастровой оценки на территории Самарской области в соответствии с Федеральным законом от 03.07.2016 № 237-ФЗ «О государственной кадастровой оценке» установлена дата перехода к проведению государственной кадастровой оценки на территории Самарской области в соответствии с Федеральным законом от 3 июля 2016 года № 237-ФЗ –1 марта 2018 года.
Из материалов дела следует, что административный истец Садовникова Е.В. является собственником объектов недвижимого имущества:
- помещение с кадастровым номером №, по адресу: <адрес> площадью 139,4 кв.м, назначение – нежилое, наименование – помещение,
- помещение с кадастровым номером №, по адресу: <адрес>, площадью 346,6 кв.м, назначение – нежилое, наименование – помещение,
- помещение с кадастровым номером №, по адресу: <адрес> площадью 345,5 кв.м, назначение – нежилое, наименование – помещение,
- помещение с кадастровым номером №, по адресу: <адрес>, назначение – нежилое, наименование – помещение,
- помещение с кадастровым номером №, по адресу: <адрес>, площадью 52,1 кв.м, назначение – нежилое, наименование – помещение,
По сведениям ЕГРН в отношении каждого из указанных объектов недвижимого имущества внесена информация об определении кадастровой стоимости на основании приказа министерства имущественных отношений Самарской области от 25.11.2021 № 2451 «Об утверждении результатов определения кадастровой стоимости зданий, помещений, сооружений, объектов незавершенного строительства, машино-мест на территории Самарской области» по состоянию на 01.01.2021 в отношении объекта с кадастровым номером № в размере 7 378 062, 50 рублей, с кадастровым номером № в размере 16 679 691, 75 рублей, с кадастровым номером № в размере 16 635 265, 29 рублей, с кадастровым номером № в размере 1 153 642, 02 рублей, с кадастровым номером № в размере 2 875 274, 48 рублей.
Административный истец, являясь собственником указанных объектов, обязан уплачивать налоги на имущество. Налоговой базой для исчисления налога на имущество является кадастровая стоимость объектов недвижимости.
Установление кадастровой стоимости помещений в размере рыночной стоимости направлено на защиту интересов административного истца от недостоверной, экономически необоснованной базы для определения размера налога на имущество.
Согласно статье 22 Федерального закона № 237-ФЗ результаты определения кадастровой стоимости могут быть оспорены в комиссии или суде по заявлению об оспаривании.
Заявление об оспаривании может быть подано в комиссию или в суд со дня внесения в Единый государственный реестр недвижимости сведений о кадастровой стоимости объекта недвижимости до дня внесения в Единый государственный реестр недвижимости сведений о кадастровой стоимости такого объекта недвижимости, определенной в результате проведения новой государственной кадастровой оценки или по итогам оспаривания кадастровой стоимости в порядке, предусмотренном настоящим Федеральным законом, или в соответствии со статьей 16 настоящего Федерального закона.
Административный истец воспользовалась предоставленным статьей 22 Федерального закона № 237-ФЗ правом на оспаривание результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимости и 29.09.2023 обратилась с настоящим административным исковым заявлением о пересмотре кадастровой стоимости в суд.
В соответствии с п.1 ст.22 Федерального закона № 237-ФЗ для обращения в суд предварительное обращение в комиссию не является обязательным.
При таких обстоятельствах, обращение административного истца в суд с настоящим административным исковым заявлением об установлении кадастровой стоимости каждого объекта недвижимости равной рыночной их стоимости является обоснованным.
Целью настоящего административного судебного разбирательства является не опровержение кадастровой стоимости (определенной методами массовой оценки), а установление кадастровой стоимости в размере рыночной, что предусмотрено нормами действующего законодательства.
Основанием для пересмотра результатов определения кадастровой стоимости является, в частности, установление в отношении каждого объекта недвижимости его рыночной стоимости на дату, по состоянию на которую установлена его кадастровая стоимость.
Административным истцом в обоснование заявленных требований с учетом уточнений представлены отчеты об оценке № 1172 от 08.02.2023, № 1558 от 27.10.2023, № 1558-К от 27.10.2023, № 1558 от 27.10.2023 оценочной организации ООО «Поволжский Центр Независимой Экспертизы» об определении рыночной стоимости по состоянию на 01.01.2021 объектов: с кадастровым номером № в размере 4 149 500 рублей, с кадастровым номером № в размере 8 732 000 рублей, с кадастровым номером № в размере 9 441 500 рублей, с кадастровым номером № в размере 1 298 000 рублей, с кадастровым номером № в размере 467 000 рублей.
Общие требования к отчету об оценке установлены в статье 11 Федерального закона от 29.07.1998 № 135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации», согласно которой отчет не должен допускать неоднозначного толкования или вводить в заблуждение. В отчете в обязательном порядке должны быть указаны сведения, которые необходимы для полного и недвусмысленного толкования результатов проведения оценки объекта, установленных в отчете.
Давая оценку исследованным доказательствам, суд полагает, что приведенные в отчетах об оценке выводы оценщика не допускают их неоднозначного толкования, исходные данные и расчеты не вводят в заблуждение. Профессиональное суждение оценщика относительно рыночной стоимости объектов оценки полностью подтверждается собранной информацией и приведенными расчетами. Итоговое суждение о величине рыночной стоимости помещений основано на полном и объективном анализе ценностных характеристик и расчетных показателей стоимости, что в полной мере согласуется с требованиями федеральных стандартов оценки.
Полномочия, компетенция и квалификация оценщика подтверждены приложенными к отчетам об оценке документами.
В соответствии со статьей 12 Федерального закона от 29.07.1998 № 135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации» итоговая величина рыночной стоимости объектов оценки, указанная в отчёте, составленном по основаниям и в порядке, которые предусмотрены настоящим Федеральным законом, признаётся достоверной и рекомендуемой для целей совершения сделки с объектом оценки, если в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, или в судебном порядке не установлено иное.
Доказательств, опровергающих заявленную рыночную стоимость объектов недвижимости, содержащих сведения об иной рыночной стоимости, административными ответчиками и заинтересованными лицами не представлено, ходатайств о назначении судебной экспертизы не заявлено. ГБУ Самарской области «Центр кадастровой оценки», являясь уполномоченным учреждением по расчету кадастровой оценки, ходатайство о назначении экспертизы отозвано, замечаний, нарушений в представленном уточненном отчете об оценке не выявлено.
С учетом изложенного, оснований не доверять содержащимся в отчетах об оценке выводам об итоговой величине рыночной стоимости каждого объекта недвижимого имущества на дату кадастровой оценки, у суда не имеется. Правовые основания для назначения судебной экспертизы по инициативе суда отсутствуют.
Суд также учитывает, что установление рыночной стоимости, полученной в результате индивидуальной оценки каждого объекта, и внесение ее в качестве кадастровой стоимости, направлено, прежде всего, на уточнение кадастровой стоимости, полученной методами массовой оценки, без учета уникальных характеристик конкретного объекта недвижимости. В связи с этим, установление кадастровой стоимости каждого объекта недвижимости равной их рыночной стоимости, будучи законным способом уточнения одной из основных экономических характеристик объекта, в том числе в целях налогообложения, само по себе не направлено на опровержение предполагаемой достоверности ранее установленных результатов кадастровой оценки.
При таких обстоятельствах суд приходит к выводу, что требования административного истца об установлении кадастровой стоимости каждого помещения равной их рыночной стоимости, определенной в отчетах об оценке, подлежат удовлетворению.
Сведения об изменении кадастровой стоимости на основании решения комиссии или суда, включая дату подачи соответствующего заявления о пересмотре кадастровой стоимости, подлежат внесению в Единый государственный реестр недвижимости в соответствии с Федеральным законом от 13.07.2015 № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости».
Из материалов дела следует, что датой обращения административного истца в суд является 29.09.2023, что следует отразить в резолютивной части решения.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 175-180, 249 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд
р е ш и л :
административный иск Садовниковой Е.В. удовлетворить.
Установить кадастровую стоимость объектов недвижимого имущества – помещений по адресу: <адрес> равной рыночной стоимости по состоянию на 01.01.2021:
с кадастровым номером № в размере 4 149 500 рублей,
с кадастровым номером № в размере 8 732 000 рублей,
с кадастровым номером № в размере 9 441 500 рублей,
с кадастровым номером № в размере 1 298 000 рублей,
с кадастровым номером № в размере 467 000 рублей.
Датой подачи заявления в суд считать 29.09.2023.
Решение может быть обжаловано в Судебную коллегию по административным делам Четвертого апелляционного суда общей юрисдикции в течение одного месяца со дня его изготовления в окончательной форме.
Мотивированное решение в окончательной форме изготовлено 29.01.2024.
Судья И.А. Щетинкина