Дело № 2-3241/2024
УИД: 05RS0031-01-2024-002830-57
Решение
Именем Российской Федерации
22 мая 2024 года г. Махачкала
Ленинский районный суд г. Махачкалы в составе председательствующего судьи Шаидхановой К.М.,
при секретаре судебного заседания Байбаевой С.Б.,
с участием:
истца Алиевой С.С.,
представителя истца Алиевой Л.А.,
представителя третьего лица МБУ «Благоустройство г. Махачкалы» - Бектемирова Р.Э.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Алиевой Сабрины Самировны к Администрации г. Махачкалы и МКУ «Управление ЖКХ г. Махачкалы» об обязании произвести работы по приведению тротуара в надлежащее состояние, установлению бордюрного пандуса и взыскании компенсации морального вреда,
УСТАНОВИЛ:
представитель по доверенности Сулейманов С.Н. в интересах Алиевой С.С. обратился в суд с иском к Администрации г. Махачкалы и МКУ «Управление ЖКХ г. Махачкалы» об обязании произвести работы по приведению тротуара в надлежащее состояние и взыскании компенсации морального вреда.
В обоснование иска указано, что истец, Алиева Сабрина Самировна, ДД.ММ.ГГГГ г.р., уроженка гор. Махачкалы, является инвалидом-колясочником I группы.
При передвижении по ул. Некрасова, д. 79 в г. Махачкале столкнулась с трудностями и нарушениями законодательства, в части доступности тротуаров и пешеходных путей для маломобильных групп населения, а именно: тротуар, расположенный по указанному адресу находится в разбитом состоянии, что создает опасность при передвижении для лиц с ограниченными возможностями.
Моральный ущерб оценивается истцом в 10 000 рублей.
На основании изложенного, просит суд обязать Администрацию г. Махачкалы и МКУ «Управление ЖКХ г. Махачкалы» произвести работы по приведению тротуара по адресу: ул. Некрасова, д. 79 г. Махачкала в надлежащее состояние в соответствии с требованиями СП 59.133300.2020 и ГОСТ Р 52289 и взыскать с Администрации гор. Махачкалы и МКУ «Управление ЖКХ г. Махачкалы» компенсацию морального вреда в размере 5 000 рублей с каждого.
В судебном заседании истец Алиева С.С. и ее представитель Алиева Л.А. исковые требования поддержали в полном объеме и просили их удовлетворить.
Представитель третьего лица МБУ "Благоустройство г. Махачкалы " Бектемиров Р.Э. в судебном заседании вопрос об удовлетворении исковых требований оставил на усмотрение суда.
Остальные лица, участвующие в деле, извещенные о времени и месте судебного заседания, в суд не явились, о причинах неявки суду не сообщили.
В связи с этим, суд находит возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившихся лиц на основании ст. 167 ГПК РФ.
Суд, выслушав объяснения сторон, исследовав материалы дела, приходит к следующему.
Рассматриваемые правоотношения регулируются Законом о защите прав потребителей.
В соответствии с Приложением о Методике, позволяющей объективизировать и систематизировать доступность объектов и услуг в приоритетных сферах жизнедеятельности для инвалидов и других маломобильных групп населения, с возможностью учета региональной специфики, утв. Приказом Минтруда России от 25.12.2012 № 627, пандусом признается сооружение, имеющее сплошную наклонную по направлению движения поверхность, предназначенное для перемещения с одного уровня горизонтальной поверхности пути на другой, в том числе на кресле-коляске.
Согласно ст. 15 Федерального закона от 24.11.1995 № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации», федеральные органы государственной власти, органы государственной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления (в сфере установленных полномочий), организации независимо от их организационно-правовых форм обеспечивают инвалидам (включая инвалидов, использующих кресла-коляски и собак-проводников):
- условия для беспрепятственного доступа к объектам социальной, инженерной и транспортной инфраструктур (жилым, общественным и производственным зданиям, строениям и сооружениям, включая те, в которых расположены физкультурно-спортивные организации, организации культуры и другие организации), к местам отдыха и к предоставляемым в них услугам;
- возможность самостоятельного передвижения по территории, на которой расположены объекты социальной, инженерной и транспортной инфраструктур, входа в такие объекты и выхода из них, посадки в транспортное средство и высадки из него, в том числе с использованием кресла-коляски.
Согласно п. 4.5.1.1 ГОСТ Р 52766-2007 "Дороги автомобильные общего пользования" элементы обустройства. Общие требования" тротуары следует устраивать в пределах населенных пунктов на автомобильных дорогах I - II категорий, IV и V категорий с твердым покрытием. К дорогам с твердым покрытием относят дороги с капитальным и облегченным типом дорожных одежд, а также дороги с переходным типом дорожных одежд, имеющие покрытие из каменных материалов, обработанных вяжущими.
Тротуары или пешеходные дорожки устраивают:
- на подходах к пешеходному переходу на расстоянии не менее 50 м, а также к остановочным пунктам маршрутных транспортных средств;
- от пешеходного перехода до посадочной площадки остановочного пункта маршрутных транспортных средств на участках дорог вне населенных пунктов.
Согласно п. 4.5.1.3 Стандарта обустройства автомобильных дорог тротуары располагают с обеих сторон дороги, а при односторонней застройке - с одной стороны.
В соответствии с п. 4.5.1.7 Стандарта обустройства автомобильных дорог ширина одной полосы тротуара (пешеходной дорожки) с двумя полосами движения и более должна быть не менее 0,75 м. Минимальная ширина однополосной пешеходной дорожки должна быть не менее 1.0 м.
На дорогах и улицах в населенных пунктах вдоль тротуара устраивают пешеходные ограждения по ГОСТ Р 52289-2019 и ГОСТ 33128 или сплошную посадку кустарника, отделяющего пешеходов от проезжей части. Высота кустарника должна быть не более 0.8 м (п. 4.5.1.9 Стандарта обустройства автомобильных дорог).
В таблицах №№ 11.2 и 11.2 СП 42.13330.2016 "Свод правил. Градостроительство. Планировка и застройка городских и сельских поселений. Актуализированная редакция СНи 2.07.01-89*" (утв. Приказом Минстроя России от 30.12.2016 N 1034/пр) (далее - СП 42.13330.2016) содержатся данные о необходимой ширине тротуаров в зависимости от категорий дорог и улиц для крупнейших, крупных, больших городских населенных пунктов и для средних и малых городских населенных пунктов соответственно, а в таблицах N N 11.4 и 11.6 - для сельских поселений и парковых дорог, проездов, велосипедных дорожек.
Согласно п. 13 СП 42.13330.2016 на незастроенных территориях проектирование и строительство проезжей части и тротуаров, разделенных газоном, допускается осуществлять в разные сроки в соответствии с заданием на проектирование.
На улицах и дорогах местного значения расчетная ширина пешеходной части тротуара принимается 2,25 м (кратная 0,75 м) (п. 15 СП 42.13330.2016) "СП 396.1325800.2018. Свод правил. Улицы и дороги населенных пунктов. Правила градостроительного проектирования" (утв. Приказом Минстроя России от 01.08.2018 N 474/пр) (ред. от 27.12.2021):
7.2.1 Тротуары следует предусматривать с двух сторон улиц. При соответствующем обосновании допускается их одностороннее размещение в случае отсутствия застройки с одной из сторон.
7.2.2 Тротуары проектируют с отделением их от проезжей части бортовым камнем и полосой озеленения.
В условиях реконструкции, стесненных условиях и в пределах улиц местного значения допускается не устраивать полосу озеленения.
7.2.3 Пешеходные тротуары, лестничные сходы и пандусы следует обустраивать искусственным освещением согласно СП 52.13330.
Согласно п. 1 Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 28.06.2012 N 17 "O рассмотрении судами гражданских дел по спорам о защите прав потребителей», При рассмотрении гражданских дел судам следует учитывать, что отношения, одной из сторон которых выступает гражданин, использующий, приобретающий, заказывающий либо имеющий намерение приобрести или заказать товары (работы, услуги) исключительно доя личных, семейных, домашних, бытовых и иных нужд, не связанных с осуществлением предпринимательской деятельности, а другой - организация либо индивидуальный предприниматель (изготовитель, исполнитель, продавец, импортер), осуществляющие продажу товаров, выполнение работ, оказание услуг, являются отношениями, регулируемыми Гражданским кодексом Российской Федерации (далее - ГК РФ), Законом Российской Федерации от 7 февраля 1992 года N 2300-1 "О защите прав потребителей" (далее - Закон о защите прав потребителей либо Закон), другими федеральными законами и принимаемыми в соответствии с ними иными нормативными правовыми актами Российской Федерации. Следовательно, на отношения, связанные с установлением пандусов для личного использования, распространяется Ф3 «О защите прав потребителей».
Согласно п. 45 Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 28.06.2012 N 17 "0 рассмотрении судами гражданских дел по спорам о защите прав потребителей", при решении судом вопроса о компенсации потребителю морального вреда достаточным условием для удовлетворения иска является установленный факт нарушения прав потребителя. Моральный ущерб оценивается истцом в 10 000 рублей.
На основании абз. 12 ст. 15 N 181-ФЗ, в случаях, если существующие объекты социальной, инженерной и транспортной инфраструктур невозможно полностью приспособить с учетом потребностей инвалидов, собственники этих объектов до их реконструкции или капитального ремонта должны принимать согласованные с одним из общественных объединений инвалидов, осуществляющих свою деятельность на территории поселения, муниципального района, муниципального округа, городского округа, меры для обеспечения доступа инвалидов к месту предоставления услуги либо, когда это возможно, обеспечить предоставление необходимых услуг по месту жительства инвалида или в дистанционном режиме.
Приказом Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации от «30» декабря 2929 г. № 904/пр утвержден Свод правил «Доступность зданий и сооружений для маломобильных групп населения» (СП 59.13330.2020), который предназначается для разработки проектных решений, которые должны обеспечивать для инвалидов и других групп населения с ограниченными возможностями передвижения – маломобильных групп населения (МГН) равные условия жизнедеятельности с другими категориями населения, основанные на принципе универсального проекта (дизайна).
Согласно п. 1.2 Свода правил, он распространяется на проектирование общественных зданий открытого доступа населения, в том числе инвалидов и МГН.
Исходя из п. 5.1.11 Свода правил, покрытие прохожей части пешеходных дорожек, тротуаров, съездов, пандусов и лестниц должно быть из твердых материалов, ровным, не создающим вибрацию при движении по нему. Их поверхность должна обеспечивать продольный коэффициент сцепления 0,6 - 0,75 кН/кН, в условиях сырой погоды и отрицательных температур - не менее 0,4 кН/кН.
В ходе производства по делу судом установлено, что истец является инвалидом I группы бессрочно, что подтверждается копией Справки серии МСЭ-2007 № 0396069 от 03.06.2008, осуществляет передвижение в кресле-коляске, то есть относится к категории маломобильных инвалидов.
Как видно из исследованных фотоизображений, произведенному по адресу: Республика Дагестан г. Махачкала, ул. Некрасова, д. 79 действительно имеются изложенные в иске нарушения приведенного Свода правил 369.1325800.2018, связанные с ненадлежащим дорожным покрытием тротуара.
Согласно п. 5 ч. 1 ст. 16 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», к вопросам местного значения муниципального, городского округа относятся: дорожная деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения в границах муниципального, городского округа и обеспечение безопасности дорожного движения на них, включая создание и обеспечение функционирования парковок (парковочных мест), осуществление муниципального контроля на автомобильном транспорте, городском наземном электрическом транспорте и в дорожном хозяйстве в границах муниципального, городского округа, организация дорожного движения, а также осуществление иных полномочий в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности в соответствии с законодательством Российской Федерации.
П. 5 ст. 6 Устава муниципального образования «город Махачкала» Республики Дагестан городской округ с внутригородским делением, принятого решением Собрания депутатов городского округа с внутригородским делением «город Махачкала» от «07» апреля 2016 г. № 8-7, предусмотрено, что к вопросам местного значения города Махачкалы относятся: дорожная деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения в границах города Махачкалы и обеспечение безопасности дорожного движения на них, включая создание и обеспечение функционирования парковок (парковочных мест), осуществление муниципального контроля на автомобильном транспорте, городском наземном электрическом транспорте и в дорожном хозяйстве в границах города Махачкалы, организация дорожного движения, а также осуществление иных полномочий в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Указанная в иске часть дороги относится к муниципальной собственности, что ответчиками не оспаривалось.
Таким образом, обязанности по осуществлению дорожной деятельности в отношении автомобильных дорог местного значения, в том числе, связанная с организацией пешеходных переходов, в соответствии с регламентами, в силу закона возложена на соответствующий орган местного самоуправления.
Вместе с тем, в соответствии с п. 3 ч. 1 ст. 17 № 181-ФЗ, в целях решения вопросов местного значения органы местного самоуправления поселений, муниципальных районов, муниципальных округов, городских округов, городских округов с внутригородским делением и внутригородских районов обладают следующими полномочиями: создание муниципальных предприятий и учреждений, осуществление финансового обеспечения деятельности муниципальных казенных учреждений и финансового обеспечения выполнения муниципального задания бюджетными и автономными муниципальными учреждениями, а также осуществление закупок товаров, работ, услуг для обеспечения муниципальных нужд.
На основании п. 1 ст. 123.21 ГК РФ, учреждением признается унитарная некоммерческая организация, созданная собственником для осуществления управленческих, социально-культурных или иных функций некоммерческого характера.
Исходя из п. 2 ст. 123.21 ГК РФ, учреждение может быть создано гражданином или юридическим лицом (частное учреждение) либо соответственно Российской Федерацией, субъектом Российской Федерации, муниципальным образованием (государственное учреждение, муниципальное учреждение).
Согласно п. 1 ст. 123.22 ГК РФ, государственное или муниципальное учреждение может быть казенным, бюджетным или автономным учреждением.
В соответствии со ст. 6 Бюджетного кодекса Российской Федерации, казенное учреждение - государственное (муниципальное) учреждение, осуществляющее оказание государственных (муниципальных) услуг, выполнение работ и (или) исполнение государственных (муниципальных) функций в целях обеспечения реализации предусмотренных законодательством Российской Федерации полномочий органов государственной власти (государственных органов) или органов местного самоуправления, финансовое обеспечение деятельности которого осуществляется за счет средств соответствующего бюджета на основании бюджетной сметы.
Во исполнение возложенной на Администрацию ГОсВД «город Махачкала» обязанности по надлежащему содержанию автомобильных дорог создано МКУ «УЖКХ», основными целями которого является, в том числе, ремонт и содержание муниципальных автомобильных дорог в соответствии с планами работ, согласованными Администрацией г. Махачкалы в пределах выделенных бюджетных средств. Все дороги в границах г. Махачкалы переданы в оперативное управление МКУ, в том числе автомобильная дорога, указанная в исковом заявлении.
В соответствии с п. 12, 12.1 Положения о муниципальном казенном учреждении «Управление жилищно-коммунального хозяйства города Махачкалы», Управление осуществляет следующие функции: дорожная деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения в границах городского округа и обеспечение безопасности дорожного движения на них, включая создание и обеспечение функционирования парковок (парковочных мест), а также осуществление иных полномочий в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Исковые требования предъявлены к двум ответчикам – Администрации гор. Махачкалы и Управлению жилищно-коммунального хозяйства.
Администрация гор. Махачкалы и Управление жилищно-коммунального хозяйства гор. Махачкалы являются органами местного самоуправления разного уровня.
При решении вопроса о том, кто из них является надлежащим ответчиком по заявленным исковым требованиям, суд руководствуется тем, что приведенными выше нормативными актами обязанность по содержанию дорожного покрытия и его соответствие техническим регламентам и требованиям, лежит на самом муниципальном образовании и УЖКХ, и оба несут ответственность за качество дорог.
При этом, выбор способа осуществления данной обязанности (делегирование полномочий, создание специализированного юридического лица) является правом муниципального образования, решаемым по своему усмотрению и в случае неисполнения (ненадлежащего исполнения) законодательно предусмотренной обязанности по содержанию дорог, несет именно данный орган местного самоуправления.
В связи с чем, надлежащими ответчиками по заявленным требованиям является Администрация г. Махачкалы, на которую данная обязанность возложена в силу закона, которая имеет для этого необходимые средства и может по своему усмотрению определить способ исполнения обязанности и УЖКХ гор. Махачкалы, которое Администрация г.Махачкалы наделила соответствующими полномочиями по надлежащему содержанию дорог, переданных ему в оперативное управление, и осуществляет их финансирование. Однако данное обстоятельство не снимает с Администрации г. Махачкалы ответственности за организацию работы по качественному содержанию дорог и надлежащего контроля за деятельностью УЖКХ.
Таким образом, требования в отношении ответчиков о понуждении ответчиков произвести работы по ремонту тротуаров в соответствии с указанным Сводом правил, подлежат удовлетворению.
На основании ст. 151 ГК РФ, если гражданину причинен моральный вред (физические или нравственные страдания) действиями, нарушающими его личные неимущественные права либо посягающими на принадлежащие гражданину нематериальные блага, а также в других случаях, предусмотренных законом, суд может возложить на нарушителя обязанность денежной компенсации указанного вреда.
Согласно ст. 1101 ГК РФ, компенсация морального вреда осуществляется в денежной форме. Размер компенсации морального вреда определяется судом в зависимости от характера причиненных потерпевшему физических и нравственных страданий, а также степени вины причинителя вреда в случаях, когда вина является основанием возмещения вреда. При определении размера компенсации вреда должны учитываться требования разумности и справедливости. Характер физических и нравственных страданий оценивается судом с учетом фактических обстоятельств, при которых был причинен моральный вред, и индивидуальных особенностей потерпевшего.
Ответчики допустили нарушение требований СП 59.13330.2020 и, следовательно, не обеспечили инвалидам (включая инвалидов, использующих кресла-коляски, к которым относится истец) условия беспрепятственного доступа к объектам социальной инфраструктуры, что повлекло необходимость обращения за судебной защитой.
При определении размера компенсации суд учитывает индивидуальные особенности истца, такие как ее возраст, характер инвалидности и степень утраты возможности к свободному передвижению, а также значимость дорожного участка, на котором отсутствует пандус и возможность его объезда, то есть степень создания неудобств рассматриваемым правонарушением. Принимая во внимание указанные обстоятельства, суд считает необходимым взыскать с ответчиков 2 500 рублей с каждого в счет компенсации морального вреда в пользу истца.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 194-199 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
исковые требования Алиевой Сабрины Самировны (№) к Администрации ГОсВД «г.Махачкала» (ИНН: 0562042520, ОГРН: 1020502625219), МКУ «Управление ЖКХ г. Махачкалы», МБУ «Благоустройство г. Махачкалы» об обязании произвести работы по ремонту тротуара и установлению бордюрного пандуса и взыскании компенсации морального вреда – удовлетворить частично.
Обязать Администрацию г. Махачкалы и МКУ «УЖКХ г. Махачкалы» произвести работы по установлению бордюрного пандуса по адресу: Республика Дагестан, г. Махачкала, ул. Некрасова, д. 79 и привести его в надлежащее состояние в соответствии с требованиями СП 59.13330.2020 и ГОСТ Р 52289.
Взыскать с Администрации г. Махачкалы в пользу Алиевой Сабрины Самировны компенсацию морального вреда в размере 2 500 рублей.
Взыскать с МКУ «УЖКХ г. Махачкалы» в пользу Алиевой Сабрины Самировны компенсацию морального вреда в размере 2 500 рублей.
В удовлетворении остальной части исковых требований - отказать.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Судебную коллегию по гражданским делам Верховного Суда Республики Дагестан в течение одного месяца со дня вынесения его в мотивированной форме, путем подачи апелляционной жалобы через Ленинский районный суд г. Махачкалы.
Решение в окончательной форме изготовлено 29 мая 2024 года.
Председательствующий К.М. Шаидханова