Судебный акт #1 (Решение) по делу № 2-72/2023 (2-2704/2022;) ~ М-2470/2022 от 22.09.2022

Дело № 2-72/2023 (2-2704/2022)

55RS0026-01-2022-003117-22

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

Омский районный суд Омской области

в составе председательствующего судьи Лариной Е.А.,

при секретаре судебного заседания Терлеевой М.Н., помощнике судьи Минибаевой Е.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании в городе Омске 17 марта 2023 года гражданское дело по исковому заявлению Покиньборода В.В., Путулян В.В. к Остроухов В.В. о признании недействительным результатов межевания земельного участка, об исключении из государственного кадастра недвижимости сведений о границах участка,

УСТАНОВИЛ:

Покиньборода В.В., Путулян В.В. (далее - Покиньборода В.В., Путулян К.М., истцы) обратился в Омский районный суд Омской области с уточненным исковым заявлением к Остроухов В.В. (далее - Остроухов В.В., ответчик) о признании недействительными результаты межевания земельного участка с кадастровым номером , об исключении из ЕГРН сведений о границах земельного участка с кадастровым номером

В обоснование исковых требований указывают, что Покиньборода В.В. является собственником земельного участка с кадастровым номером , расположенного по адресу: <адрес>, <адрес>, что подтверждается свидетельством о государственной регистрации права от 30.08.2007, серии <адрес>1. Указанный земельный участок приобретен на основании договора дарения земельного участка от 16.07.2007 б/н, заключенного с Вечкановой Е.В. Путулян К.М. является собственником земельного участка с кадастровым номером , расположенного по адресу: <адрес>, <адрес>, что подтверждается свидетельством о государственной регистрации права серии <адрес> от 30.08.2007. До настоящего времени земельные участки возделывались, собственники несли бремя его содержания, оплачивали налоги. Весной 2022 года Покиньборода В.В. приехал на свой земельный участок для уборки территории и обнаружил, что на части его участка появилось ограждение, неизвестно кем установленное. Он обратился в администрацию <адрес> для выяснения обстоятельств, однако они не смогли ничего пояснить. В дальнейшем Покиньборода В.В. обратился в прокуратуру Омского района, в связи с чем, ОЭБиПК МВД России по Омскому району проведена проверка, вынесено постановление об отказе в возбуждении уголовного дела от 05.08.2022. В рамках проведенной проверки установлено, что ответчик Остроухов В.В. приобрел у администрации Омского муниципального района Омской области земельный участок с кадастровым номером подтверждается договором №КП-2096 купли-продажи земельного участка от ДД.ММ.ГГГГ, а также актом приема-передачи земельного участка от 21.10.2021. Проверкой земельных участков занимался кадастровый инженер Быков В.А. В нарушение действующего законодательства с истцами никто согласование границ вновь образованного земельного участка, принадлежащего ответчику, не проводил, что в настоящее время является препятствием для внесения в ЕГРН сведения о границах существующих и принадлежащих истцам на праве собственности земельных участков с кадастровыми номерами . Согласно кадастровому плану территории вышеуказанные участки образованы из земельного участка с кадастровым номером . В 2007 г. ООО «ЛэндСервис» подготовлено землеустроительное дело в отношении участка с кадастровым номером по изменению границ земельного участка, расположенного на территории Надеждинского сельского поселения Омского муниципального района Омской области. Размежевание земельного участка проведено по заданию предыдущего собственника Вечкановой Е.В. в целях постановки на государственный кадастровый учет вновь образованных земельных участков. Сложившаяся ситуация указывает на то, что при проведении кадастровых работ в части образования земельного участка с кадастровым номером нарушен Федеральный закон от 24.07.2007 «О кадастровой деятельности», согласование с собственниками земельных участков с кадастровыми номерами не проведено. На каком основании установлено местоположение спорного участка именно в этом месте не известно. Собственники земельных участков ежегодно осуществляют покос травы, уборку территории, следят за состоянием земельных участков. Соответственно, установление границ земельного участка с кадастровым номером проведено с нарушением действующего законодательства, тем самым существенно нарушает имущественные права истцов, поэтому подлежит аннулированию.

Истцы Покиньборода В.В., Путулян К.М. в судебном заседании участия не принимали, извещены о дате и времени рассмотрения дела надлежащим образом.

Представитель истцов Хоменко Т.А., действующая по доверенности, заявленные требования поддержала по основаниям, изложенным в иске.

Ответчик Остроухов В.В. в судебном заседании участия не принимал, извещен о дате и времени рассмотрения дела надлежащим образом, поступило заявление о рассмотрении дела в его отсутствие.

Представитель ответчика Долгих Л.В., действующая по доверенности, в судебном заседании возражала против удовлетворения иска по доводам письменного отзыва на иск, просила в удовлетворении заявленных требований отказать. Пояснила, что границы участков истцов не определены. По предварительным разговорам соседей им стало известно, что участком никто не пользуется, идет накатанная грунтовая дорога. О прежних собственниках ответчику ничего не известно. На земельном участке давно никто не появлялся, обычное заброшенное место. Ответчик хотел строить дом, строительство дома не ведется, но подготовительные работы начались.

Представители третьих лиц, не заявляющих самостоятельные требования относительно предмета спора, администрации Надеждинского сельского поселения Омского муниципального района Омской области, администрации Омского муниципального района Омской области, Управления Росреестра по Омской области, ПКК «Роскадастр», Быков В.А., Лаврецкий В.П., Чинбаев А.Ч., Шнайдер А.А. в судебное заседание не явились, извещены о дате и времени рассмотрения дела надлежащим образом, возражений не представили. До перерыва в судебном заседании Лаврецкий В.П. оставил разрешение дела на усмотрение суда. Чинбаев А.Ч., Шнайдер А.А. просили рассматривать дело в их отсутствие, о чем составлены телефонограммы.

Выслушав пояснения участников процесса, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.

Согласно пункту 1 статьи 209 Гражданского кодекса Российской Федерации собственнику принадлежат права владения, пользования и распоряжения своим имуществом.

В соответствии с пунктом 1 статьи 15 Земельного кодекса Российской Федерации собственностью граждан и юридических лиц (частной собственностью) являются земельные участки, приобретенные гражданами и юридическими лицами по основаниям, предусмотренным законодательством Российской Федерации.

По правилам статьи 64 Земельного кодекса Российской Федерации земельные споры рассматриваются в судебном порядке.

Статья 60 Земельного кодекса Российской Федерации предусматривает, что действия, нарушающие права на землю граждан или создающих угрозу их нарушения, могут быть пресечены в том числе путем восстановления положения, существовавшего до нарушения права и пресечения действий, нарушающих право или создающих угрозу его нарушения.

Согласно статье 10 Гражданского кодекса Российской Федерации не допускается действия граждан, осуществляемые исключительно с намерением причинить вред другому лицу, а также злоупотребление правом в иных формах.

В судебном заседании установлено, что Покиньборода В.В. является с 30.08.2007 собственником земельного участка с кадастровым номером площадью 1500 кв.м., кадастровый учет которого осуществлен 25.05.2007, расположенного по адресу: <адрес>, <адрес>, что подтверждается свидетельством о государственной регистрации права от 30.08.2007, серии <адрес>1, а также выпиской из ЕГРН. Сведения об объекте недвижимости имеют статус «актуальные, ранее учтенные», граница земельного участка не установлена в соответствии с требованиями земельного законодательства. Указанный земельный участок приобретен на основании договора дарения земельного участка от 16.07.2007 б/н, заключенного с Вечкановой Е.В.

Путулян К.М. является с 30.08.2007 собственником земельного участка с кадастровым номером площадью 1200 кв.м, кадастровый учет которого осуществлен ДД.ММ.ГГГГ, расположенного по адресу: <адрес>, Надеждинское сельское поселение, что подтверждается свидетельством о государственной регистрации права серии <адрес> от 30.08.2007, а также выпиской из ЕГРН. Сведения об объекте недвижимости имеют статус «актуальные, ранее учтенные», граница земельного участка не установлена в соответствии с требованиями земельного законодательства. Указанный земельный участок приобретен на основании договора дарения от 01.08.2007 земельного участка, заключенного с Вечкановой Е.В.

ДД.ММ.ГГГГ в администрацию Омского муниципального района <адрес> поступило заявление Остроухов В.В. о предварительном согласовании предоставления земельного участка, государственная собственность на который не разграничена. К заявлению приложена схема расположения земельного участка на кадастровом плане территории.

ДД.ММ.ГГГГ вынесено распоряжение администрации Омского муниципального района <адрес> №Р-21/ОМС-818 «О предварительном согласовании предоставления земельного участка», в рамках которого утверждена схема расположения земельного участка или земельных участков на кадастровом плане территории в отношении земельного участка, образуемого из земель, государственная собственность на которые не разграничена, с условным номером расположенного в <адрес> из состава земель населенных пунктов с видом разрешенного использования - для индивидуального жилищного строительства, площадью 1500 кв.м, расположенного по адресу: <адрес>, согласно приложению к настоящему распоряжению. Дано распоряжение предварительно согласовать предоставление земельного участка Остроухову В.В., которому указано обеспечить выполнение кадастровых работ, необходимых для образования земельного участка в соответствии с прилагаемой схемой расположения земельного участка на кадастровом плане территории.

По заказу Остроухова В.В. кадастровым инженером Быковым В.А. подготовлен 04.08.2021 межевой план в связи с образованием земельного участка из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, расположенного в 50 м. на юг относительно ОКС, расположенного по адресу: <адрес>, в котором определены координаты границ участка.

Согласно межевому плану не имеет ограждения и установлена по меже, граничит с неразграниченными землями муниципальной собственности, поэтому согласование не требуется. не имеет ограждения и граничит со смежным земельным участком с кадастровым номером , согласование которого не требуется. не имеет ограждения и граничит со смежным земельным участком с кадастровым номером , согласование которого не требуется. Определена площадь данного земельного участка, равная 1500 кв.м., на образуемом земельном участке ОКС отсутствует.

На основании распоряжения администрации Омского муниципального района Омской области и данного межевого плана внесены в ЕГРН 13.08.2021 сведения о земельном участке с кадастровым номером , площадь участка и характерные точки границ данного земельного участка.

18.08.2021 от Остроухова В.В. в администрацию Омского муниципального района Омской области поступило заявление о предоставлении в собственность, за плату, без проведения торгов земельного участка с кадастровым номером .

21.10.2021 между администрацией Омского муниципального района Омской области и Остроуховым В.В. заключен договор купли-продажи земельного участка, площадью 1500 кв.м, с кадастровым номером , для индивидуального жилищного строительства. Передача участка состоялась 21.10.2021 по акту приема-передачи.

Согласно выписке из ЕГРН, сформированной по состоянию на 12.10.2022, земельный участок с кадастровым номером , площадью 1500+/-14 кв.м из категории земель населенных пунктов, с видом разрешенного использования для индивидуального жилищного строительства, поставлен на кадастровый учет 13.08.2021. Местоположение участка определяется в 50 м. на юг относительно ОКС, расположенного по адресу: <адрес>. Сведения об объекте имеют статус «актуальные». Земельный участок образован из земель, государственная собственность на которые не разграничена. С 28.12.2021 зарегистрировано право собственности на земельный участок за Остроуховым В.В.

Ссылаясь на то, что границы поставленного на кадастровый учет земельного участка с кадастровым номером , определены с нарушением действующего законодательства без получения согласования границ со стороны смежных земельных участков, чем нарушены имущественные права истцов, последние обратились в суд с настоящим иском.

В соответствии с частью 3 статьи 6 Земельного кодекса Российской Федерации земельный участок как объект права собственности и иных предусмотренных настоящим Кодексом прав на землю является недвижимой вещью, которая представляет собой часть земной поверхности и имеет характеристики, позволяющие определить ее в качестве индивидуально определенной вещи.

Объектами земельных отношений выступают земельные участки, сформированные в соответствии с законодательством о кадастровом учете объектов недвижимости, обладающие индивидуальными характеристиками. Описание местоположения границ земельного участка является уникальной характеристикой объекта недвижимости, включаемой в государственный кадастр недвижимости.

В силу пункта 1 статьи 11.2 Земельного кодекса Российской Федерации земельные участки образуются при разделе, объединении, перераспределении земельных участков или выделе из земельных участков, а также из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности.

Порядок образования земельных участков из земель или земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, регламентирован статьей 11.3 этого же кодекса.

Согласно пункту 6 статьи 11.9 поименованного кодекса образование земельных участков не должно приводить к вклиниванию, вкрапливанию, изломанности границ, чересполосице, невозможности размещения объектов недвижимости и другим препятствующим рациональному использованию и охране земель недостаткам, а также нарушать требования, установленные Земельным кодексом Российской Федерации, другими федеральными законами.

Формирование земельного участка происходит посредством землеустройства и кадастрового учета (статьи 69, 70 ЗК РФ).

В соответствии со статьей 22 Закона о государственном кадастре недвижимости, если иное не установлено настоящим Федеральным законом, с заявлением в орган кадастрового учета должны быть представлены необходимые для кадастрового учета документы, в том числе межевой план (при постановке на учет земельного участка, учете части земельного участка или кадастровом учете в связи с изменением уникальных характеристик земельного участка).

Статьей 38 поименованного Закона установлено, что межевой план представляет собой документ, который составлен на основе кадастрового плана соответствующей территории или кадастровой выписки о соответствующем земельном участке и в котором воспроизведены определенные внесенные в государственный кадастр недвижимости сведения и указаны сведения об образуемых земельном участке или земельных участках, либо о части или частях земельного участка, либо новые необходимые для внесения в государственный кадастр недвижимости сведения о земельном участке или земельных участках.

Если в соответствии со статьей 39 настоящего Федерального закона местоположение границ земельных участков подлежит обязательному согласованию, межевой план должен содержать сведения о проведении такого согласования.

В силу Правил установления на местности границ объектов землеустройства, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации N 688 от 20 августа 2009 года, установление на местности границ объектов землеустройства осуществляется на основании сведений государственного кадастра недвижимости о соответствующих объектах землеустройства (пункт 2); установление на местности границ объекта землеустройства (вынос границ на местность) выполняется по координатам характерных точек таких границ (точек изменения описания границ объекта землеустройства и деления их на части), сведения о которых содержатся в государственном кадастре недвижимости (пункт 3).

Местоположение границ земельного участка устанавливается посредством определения координат характерных точек таких границ, то есть точек изменения описания границ земельного участка и деления их на части. Местоположение отдельных частей границ земельного участка также может устанавливаться в порядке, определенном органом нормативно-правового регулирования в сфере кадастровых отношений, посредством указания на природные объекты и (или) объекты искусственного происхождения, в том числе линейные объекты, если сведения о таких объектах содержатся в государственном кадастре недвижимости и местоположение указанных отдельных частей границ земельного участка совпадает с местоположением внешних границ таких объектов. Требования к точности и методам определения координат характерных точек границ земельного участка устанавливаются органом нормативно-правового регулирования в сфере кадастровых отношений.

При уточнении границ земельного участка их местоположение определяется исходя из сведений, содержащихся в документе, подтверждающем право на земельный участок, или при отсутствии такого документа из сведений, содержащихся в документах, определявших местоположение границ земельного участка при его образовании. В случае, если указанные в настоящей части документы отсутствуют, границами земельного участка являются границы, существующие на местности пятнадцать и более лет и закрепленные с использованием природных объектов или объектов искусственного происхождения, позволяющих определить местоположение границ земельного участка.

В соответствии с п. 1.1., 1.2., 1.3 Инструкции по межеванию земель (утв.Роскомземом 8 апреля 1996 г.), межевание земель представляет собой комплекс работ по установлению, восстановлению и закреплению на местности границ земельного участка, определению его местоположения и площади. Установление и закрепление границ на местности выполняют при получении гражданами и юридическими лицами новых земельных участков, при купле-продаже, мене, дарении всего или части земельного участка, а также по просьбе граждан и юридических лиц, если документы, удостоверяющие их права на земельный участок, были выданы без установления и закрепления границ на местности.

Восстановление границ земельного участка выполняют при наличии межевых споров, а также по просьбе граждан и юридических лиц в случае полной или частичной утраты на местности межевых знаков и других признаков границ принадлежащих им земельных участков.

Пунктами 9.1 и 9.2 указанной выше Инструкции предусмотрено, что по результатам землеустройства составляется акт (акт выноса границ земельного участка в натуре, либо акт отвода земельного участка, либо акт установления и согласования границ земельного участка).

Предоставление земель должно было производиться на основании решения уполномоченного органа государственной власти или органа местного самоуправления путем отвода земельного участка на местности с составлением и удостоверением уполномоченными на то органами чертежа границ земель участка на местности.

Из пунктов 11, 14.1 Методических рекомендаций по проведению межевания объектов землеустройства, утвержденных 17 февраля 2003 года руководителем Федеральной службы земельного кадастра России (далее - Методические рекомендации), следует, что работы по межеванию включают в себя согласование границ с лицами, права которых могут быть затронуты при проведении межевания (собственники земельных участков, землевладельцы, землепользователи и арендаторы земельных участков, соответствующие органы государственной власти и (или) органы местного самоуправления).

В соответствии с пунктом 4 Методических рекомендаций работы по образованию новых и упорядочению существующих объектов земельных участков, как правило, включают в себя два этапа: во-первых, составление проекта территориального землеустройства, его согласование и утверждение; во-вторых, составление карты (плана) земельного участка по результатам установления границ земельного участка на местности и (или) съемки на местности частей земельного участка, занятых объектами недвижимости.

С 01.01.2017 государственный кадастровый учет земельных участков осуществляется в порядке, установленном Федеральным законом от 13.07.2015 № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости».

В кадастр недвижимости в качестве основного сведения об объекте недвижимости вносится описание местоположения объекта недвижимости (пункт 3 части 4 статьи 8 Закона № 218-ФЗ).

Местоположение границ земельного участка устанавливается посредством определения координат характерных точек таких границ, то есть точек изменения описания границ земельного участка и деления их на части (часть 8 статьи 22 Закона № 218-ФЗ).

Приказом Минэкономразвития России от 16 декабря 2015 г. № 943 утвержден порядок ведения Единого государственного реестра недвижимости, согласно пункту 23 которого при описании местоположения земельного участка указывается среди прочего список координат (обозначения характерных точек границы земельного участка, описание их закрепления на местности, координаты характерных точек границы (границы контура) земельного участка в метрах с округлением до 0,01 м и с указанием метода и погрешности определения координат, система координат).

В соответствии с п. 2 ст. 14 Федерального закона от 13.07.2015 № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости», основаниями для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав являются в том числе: межевой план, технический план или акт обследования, подготовленные в результате проведения кадастровых работ в установленном федеральным законом порядке, утвержденная в установленном федеральным законом порядке карта-план территории, подготовленная в результате выполнения комплексных кадастровых работ.

Согласно положениям ст. 22 Федерального закона от 13.07.2015 № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости», межевой план представляет собой документ, который составлен на основе кадастрового плана соответствующей территории или выписки из Единого государственного реестра недвижимости о соответствующем земельном участке и в котором воспроизведены определенные сведения, внесенные в Единый государственный реестр недвижимости, и указаны сведения об образуемых земельном участке или земельных участках, либо о части или частях земельного участка, либо новые необходимые для внесения в Единый государственный реестр недвижимости сведения о земельном участке или земельных участках.

В межевом плане указываются: 1) сведения об образуемых земельном участке или земельных участках в случае выполнения кадастровых работ, в результате которых обеспечивается подготовка документов для представления в орган регистрации прав заявления о государственном кадастровом учете земельного участка или земельных участков; 2) сведения о части или частях земельного участка в случае выполнения кадастровых работ, в результате которых обеспечивается подготовка документов для представления в орган регистрации прав заявления о государственном кадастровом учете части или частей земельного участка; 3) новые необходимые для внесения в Единый государственный реестр недвижимости сведения о земельном участке или земельных участках в случае выполнения кадастровых работ, в результате которых обеспечивается подготовка документов для представления в орган регистрации прав заявления о государственном кадастровом учете земельного участка или земельных участков.

В случае, если в соответствии с федеральным законом местоположение границ земельных участков подлежит обязательному согласованию, межевой план должен содержать сведения о проведении такого согласования.

В графической части межевого плана воспроизводятся сведения кадастрового плана соответствующей территории или выписки из Единого государственного реестра недвижимости о соответствующем земельном участке, а также указываются местоположение границ образуемых земельного участка или земельных участков, либо границ части или частей земельного участка, либо уточняемых границ земельных участков, доступ к образуемым или измененным земельным участкам (проход или проезд от земельных участков общего пользования), в том числе путем установления сервитута. В текстовой части межевого плана указываются необходимые для внесения в Единый государственный реестр недвижимости сведения о земельном участке или земельных участках, включая сведения об использованной при подготовке межевого плана геодезической основе, в том числе о пунктах государственных геодезических сетей или опорных межевых сетей, а также в установленном частью 3 настоящей статьи случае сведения о согласовании местоположения границ земельных участков в форме акта согласования местоположения таких границ.

Местоположение границ земельного участка устанавливается посредством определения координат характерных точек таких границ, то есть точек изменения описания границ земельного участка и деления их на части.

Площадью земельного участка, определенной с учетом установленных в соответствии с настоящим Федеральным законом требований, является площадь геометрической фигуры, образованной проекцией границ земельного участка на горизонтальную плоскость.

При уточнении границ земельного участка их местоположение определяется исходя из сведений, содержащихся в документе, подтверждающем право на земельный участок, или при отсутствии такого документа исходя из сведений, содержащихся в документах, определявших местоположение границ земельного участка при его образовании. В случае отсутствия в документах сведений о местоположении границ земельного участка их местоположение определяется в соответствии с утвержденным в установленном законодательством о градостроительной деятельности порядке проектом межевания территории. При отсутствии в утвержденном проекте межевания территории сведений о таком земельном участке его границами являются границы, существующие на местности пятнадцать и более лет и закрепленные с использованием природных объектов или объектов искусственного происхождения, позволяющих определить местоположение границ земельного участка.

В рамках настоящего дела по ходатайству истцов проведена землеустроительная экспертиза, по результатам которой подготовлено заключение эксперта.

Эксперт установил, что согласно данным землеустроительного дела от 2007 года по изменению границ земельного участка с кадастровым номером , в результате раздела данного участка образовано 34 земельных участка, среди которых исследуемые земельные участки . По имеющимся координатам поворотных точек границ в данном землеустроительном деле произведена реконструкция их конфигураций и местоположение относительно смежных земельных участков с исследуемыми. Система координат, используемая в землеустроительном деле 2007 года, не соответствует действующей в настоящее время в <адрес>, в связи с этим произошло исключение границ об образованных участках после мая 2008 года. Осуществить перерасчет характерных поворотных точек границ земельных участков органам кадастрового учета не представилось возможным из-за отсутствия технической возможности и соответствующего программного обеспечения. В результате геодезического обследования выявлено, что границы земельных участков с кадастровым номером на местности не обозначены. Ограждения отсутствуют. Ярко выраженных элементов искусственного и естественного происхождения, позволяющих четко определить местоположение, не выявлено. При этом местоположение и площадь земельного участка с кадастровым номером совпадает с данными ЕГРН.

Наложение земельного участка с кадастровым номером на земельный участок с кадастровым номером составляет 1200 кв.м., наложение земельного участка с кадастровым номером на земельный участок с кадастровым номером составляет 300 кв.м. Первые упоминания о спорных земельных участках с кадастровым номером имеются от 2011 года. По имеющимся в деле снимкам видно, что территория данных участков ухоженная, в 2016 году на территории располагался какой-то объект. При проведении кадастровых работ в части образования земельного участка допущены нарушения Закона о кадастровой деятельности, поскольку не проведено согласование границ с собственниками земельных участков с кадастровым номером . Наличие фактического использования участков видно, кроме того, прослеживается сквозная нумерация кадастровых номеров земельных участков, границы которых уже внесены в ЕГРН, что в совокупности должно было вызвать сомнения у кадастрового инженера, подготавливающего схему расположения земельного участка на кадастровом плане территории. При этом эксперт констатировала, что не имеется вариантов сохранения земельного участка с кадастровым номером

Одним из источников сведений о фактах, на основе которых суд устанавливает наличие или отсутствие обстоятельств, обосновывающих требования и возражения сторон, а также иных обстоятельств, имеющих значение для правильного рассмотрения и разрешения гражданского дела, являются заключения экспертов (статья 55 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации).

Суд оценивает заключение судебной экспертизы с точки зрения соблюдения процессуального порядка назначения экспертизы, соблюдения процессуальных прав лиц, участвующих в деле, соответствия заключения поставленным вопросам, его полноты, обоснованности и достоверности в сопоставлении с другими доказательствами по делу.

Ходатайство о назначении сторонами в ходе рассмотрения дела повторной экспертизы заявлено не было.

При таких обстоятельствах, суд считает возможным оценивать заключение судебной экспертизы по правилам статьи 67, части 3 статьи 86 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации в совокупности со всеми имеющимися в деле доказательствами.

Доказательств, ставящих под сомнение выводы судебной экспертизы, суду не представлено.

Таким образом, судом принимается названное заключение наряду с иными доказательствами, материалами, представленными в настоящее дела.

Как установлено судом, принадлежащие истцам земельные участки с кадастровым номером образованы в результате раздела земельного участка с кадастровым номером , о чем подготовлено землеустроительное дело 2007 года, в котором отображена схема образования участков и приведены границы вновь образованных участков.

Согласно ч. 4 ст. 6 Федерального закона от 24.07.2007 № 221-ФЗ «О государственном кадастре недвижимости» для ведения ГКН используются установленные в отношении кадастровых округов местные системы координат с определенными для них параметрами перехода к единой государственной системе координат, а в установленных органом нормативно-правового регулирования в сфере кадастровых отношений случаях используется единая государственная система координат.

До 01.01.2017 могли применяться системы координат, которые использовались при ведении государственного земельного кадастра до дня вступления в силу данного Федерального закона, если в отношении соответствующей территории не установлены предусмотренные частью 4 статьи 6 указанного закона местные системы координат (ч. 5 ст. 47 указанного выше закона). Пересчет сведений государственного кадастра недвижимости из установленных в отношении кадастровых округов местных систем координат в единую государственную систему координат обеспечивает орган кадастрового учета.

В соответствии с приказом Управления Роснедвижимости по Омской области от 28.04.2008 № 31 «О введении местной системы координат МСК 55 в Омском кадастровом округе», разработанным с учетом требований приказа Роснедвижимости от 18.06.2007 №П/0137 «Об утверждении Положения о местных системах координат Роснедвижимости на субъекты Российской Федерации» государственный кадастр недвижимости на территории Омской области ведется в местной системе координат МСК-55-2008.

После введения на территории Омской области местной системы координат МСК-55 сведения о границах земельных участков, установленных до момента введения МСК-55, были исключены из ГКН, в том числе и о границах принадлежащих истцам земельных участков.

Ввиду того, что ведение государственного кадастра недвижимости должно осуществляться в актуальной системе координат, в ГКН на момент формирования спорного земельного участка с кадастровым номером данные о границах земельного участка истца отсутствовали по причинам, не зависящим от собственников.

Вместе с тем, несмотря на декларативный характер земельных участков с кадастровым номером при проведении кадастровых работ в связи с образованием земельного участка с кадастровым номером , кадастровый инженер имел возможность запросить информацию о земельных участках в пределах кадастрового квартала, из анализа которых возможно было установить наличие участков с данной нумерацией. Кроме того, при образовании участка установлено, что смежным по отношению к нему является участок , в отношении которого имеются сведения об образовании его из земельного участка соответственно ссылка на землеустроительное дело 2007 года, на основе анализа которого возможно было получить сведения о местоположения образованных земельных участков.

По имеющимся в деле снимкам видно, что территория данных участков ухоженная, в 2016 году на территории располагался какой-то объект. Фактическое пользование спорными участками подтверждается свидетельскими показаниями, из которых усматривается, что истцы на протяжении периода владения ухаживали за участками, осуществляли покос травы, осуществляли действия по распоряжению участками. В частности, участок предоставлялся истцом в пользование собственнику смежного участка с кадастровым номером для постановки грузовых машин. В результате такого использования сетка рабица, которая отделяла между собой границы участков была сломана. Также на обоих участках располагается выведенная из земли газовая труба, что свидетельствует о проведении на данные участки газоснабжения.

Несмотря на то, что в связи с изменением системы подсчета координат ранее установленные границы участков слетели, данное обстоятельство не является препятствием для установления местонахождения спорных участков. Их расположение можно определить согласно плану раздела земельного участка применительно к земельным участкам , границы которых уточнены и внесены в ГКН. В частности, Шнайдер - собственник земельного участка подтвердил, что при установлении границ своего участка производил согласование смежной границы с Покиньборода В.В. как собственником участка . Из межевого плана на земельный участок от 12.11.2012 усматривается, что также имело место согласование смежной границы с собственником участка Покиньборода В.В.

Таким образом, доказательств того, что истцы отказались от осуществления в отношении спорных участков прав собственника, суду не представлено. Более того в материалах дела имеются доказательства несения истцами бремени расходов на содержание участков в виде уплаты земельного налога.

При таких обстоятельствах, суд соглашается с доводами истцов, что при проведении кадастровых работ в части образования земельного участка допущены нарушения Закона о кадастровой деятельности №221-ФЗ, поскольку не проведено согласование границ с собственниками смежных земельных участков с кадастровыми номерами , что привело к их пересечению с границами участка, принадлежащего ответчику.

Более того, фактически земельный участок в нарушение требований действующего законодательства образован не из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, а из земель участков, находившихся в частной собственности. Возникшее у истцов 2007 году право собственности на земельные участки с кадастровыми номерами не оспорено.

При таких обстоятельствах, принимая во внимание, что образование земельного участка с кадастровым номером осуществлено с существенным нарушением норм действующего земельного законодательства, что привело к нарушению права истцов, как собственников земельных участков с кадастровым номером , результаты межевания земельного участка подлежат признанию недействительным с последующим исключением из ЕГРН сведений о координатах границ принадлежащего ответчику земельного участка.

С учетом изложенного, заявленные истцами требования подлежат удовлетворению.

Руководствуясь ст.ст. 194-199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд

РЕШИЛ:

исковые требования Покиньборода В.В., Путулян В.В. к Остроухов В.В. о признании недействительным результатов межевания земельного участка, об исключении из государственного кадастра недвижимости сведений о границах участка удовлетворить.

Признать недействительными результаты межевания земельного участка с кадастровым номером с местоположением в 50 м. на юг относительно ОКС, расположенного по адресу: <адрес>.

Исключить из Единого государственного реестра недвижимости сведения о границах земельного участка с кадастровым номером

Решение может быть обжаловано в Омский областной суд через Омский районный суд Омской области в течение месяца с момента принятия решения в окончательной форме.

Судья                                                      Е.А. Ларина

Мотивированное решение изготовлено 24 марта 2023 года.

2-72/2023 (2-2704/2022;) ~ М-2470/2022

Категория:
Гражданские
Статус:
Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН
Истцы
Путулян Карен Маркленович
Покиньборода Виталий Витальевич
Ответчики
Остроухов Валентин Валентинович
Другие
Шнайдер Андрей Андреевич
Филиал ФГБУ "ФКП Росреестра по Омской области"
Администрация ОМР Омской области
Лаврецкий Вадим Петрович
Управление Росреестра по Омской области
Чинбаев Аллям Чинбаевич
Быков Владислав Аркадьевич
Администрация Надеждинсокго СП ОМР Омской области
Суд
Омский районный суд Омской области
Судья
Ларина Елена Александровна
Дело на сайте суда
omskiycourt--oms.sudrf.ru
22.09.2022Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
22.09.2022Передача материалов судье
28.09.2022Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
28.09.2022Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
26.10.2022Подготовка дела (собеседование)
26.10.2022Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
01.11.2022Судебное заседание
21.11.2022Судебное заседание
13.12.2022Судебное заседание
20.12.2022Судебное заседание
20.12.2022Судебное заседание
27.02.2023Производство по делу возобновлено
28.02.2023Судебное заседание
14.03.2023Судебное заседание
17.03.2023Судебное заседание
24.03.2023Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
30.03.2023Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
13.12.2023Дело оформлено
13.12.2023Дело передано в архив
Судебный акт #1 (Решение)

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее