Судья: Рапидова И.В. Гр. дело № 33-2783/2022
(номер дела, присвоенный судом первой инстанции 2-4677/2021)
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
15 марта 2022 года г. Самара
Судебная коллегия по гражданским делам Самарского областного суда в составе:
председательствующего судьи Черкуновой Л.В.,
судей Соболевой Ж.В., Туляковой О.А.,
при секретаре Даниленко И.Ю.,
с участием прокурора Семдяновой Я.Ю.,
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по апелляционной жалобе Часовского А.П. в лице Карташова П.А. на решение Октябрьского районного суда г.Самара от 08 декабря 2021 года, которым постановлено:
«Исковые требования Часовского А.П. к ГКУ СО «ГУСЗН Самарского округа», Министерству социально-демографической и семейной политики Самарской области - оставить без удовлетворения».
Заслушав доклад по делу судьи Самарского областного суда Черкуновой Л.В., судебная коллегия
установила:
Истец Часовской А.П. обратился в суд с иском к ГКУ Самарской области «Главное управление социальной защиты населения Самарского округа» (далее ГКУ СО «ГУСЗН Самарского округа»), Министерству социально-демографической и семейной политики Самарской области о взыскании задолженности по ежемесячной денежной компенсации на приобретение продовольственных товаров, ежегодной денежной компенсации на оздоровление.
В обосновании своих требований указал, что является участником ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС в 1986 года, что подтверждается удостоверением от 14 ноября 2007 года. Указанные обстоятельства, по требованиям пункта 3 части первой статьи 13 Закона РФ от 15 мая 1991 года «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС" относят Часовского А.П. к гражданам подвергшимся воздействию радиации вследствие чернобыльской катастрофы, на которых распространяются меры социальной поддержки. Наиболее существенными из указанных мер социальной поддержки, направленных на цели возмещения Часовскому А.П. вреда здоровью, причинённого радиационным воздействием являются: выплата ежемесячной денежной компенсации на приобретение продовольственных товаров, предусмотренной пунктом 3 части первой статьи 15 Закона № 1244-1, размер которой установлен с 1 июля 2000 года в сумме 200 рублей 00 копеек; выплата ежегодной денежной компенсации на оздоровление, предусмотренной частью первой статьи 39 Закона №1244-1, размер которой установлен с 1 июля 2000 года в сумме 300 рублей. Указанные денежные компенсации, по требованиям части 3 статьи 5 Закона № 1244-1, подлежали ежегодной индексации на соответствующие коэффициенты индексации. Порядок исчисления указанных коэффициентов индексации периодически менялся различными редакциями части 3 статьи 5 Закона №1244-1 и составлял следующие показатели: за период с 01 июля 2000 года по 31 декабря 2001 года коэффициенты индексации исчислялись из показателя роста минимального размера оплаты труда и составляли с 1 июля 2000 года показатель 1,581 (132:83,49), с 1 января 2001 года показатель 1,515 (200:132). Истцу ежемесячная денежная компенсация на приобретение продовольственных товаров и ежегодная денежная компенсация на оздоровление назначены с 01 января 2007 года в неполном размере, поскольку за период с 01 июля 2000 года по март 2004 года ежемесячная денежная компенсация на приобретение продовольственных товаров в размере 200 рублей и ежегодная денежная компенсация на оздоровление в размере 300 рублей вообще не индексировались.
Ссылаясь на указанные обстоятельства, с учетом уточнения требований истец просил обязать ГКУ СО «ГУСЗН Самарского округа» назначить ему ежемесячную денежную компенсацию на приобретение продовольственных товаров с 01 декабря 2021 года в размере 2 837,32 рублей и ежегодную денежную компенсацию на оздоровление за 2021 год в размере 4 302,14 рубля с последующей ежегодной компенсацией в порядке, предусмотренном действующим законодательством РФ, взыскать с Министерства социально-демографической и семейной политики Самарской области за счет казны РФ задолженность по выплате ежемесячной денежной компенсации на приобретение продовольственных товаров за период с 01 июля 2007 года по 30 ноября 2021 год в размере 279 806,45 рублей, задолженности по ежегодной денежной компенсации на оздоровление за период с 2007 года по 2020 год в размере 32 580, 91 рублей.
Судом постановлено вышеуказанное решение.
В апелляционной жалобе Часовской А.П. просит отменить решение суда, ссылается на нарушение судом норм материального права, несоответствие выводов суда фактическим обстоятельствам дела. Указывает, что имеются основания для индексации компенсационных выплат с применением коэффициента роста минимального размера оплаты труда с 01 июля 2000 года, равного 1, 581, а с 01 января 2001 года с учетом коэффициента, равного 1, 515. Поскольку за период с 01 июля 2000 года по июль 2004 года ежемесячная денежная компенсация на приобретение продовольственных товаров в размере 200 рублей и ежегодная денежная компенсация на оздоровление в размере 300 рублей не индексировалась, то это повлекло назначение выплаты ему ежемесячной денежной компенсации на приобретение товаров и ежегодной денежной компенсации на оздоровление с 01 января 2007 года в неполном размере. Указывает на то, что ежемесячная денежная компенсация на приобретение продовольственных товаров с 01 декабря 2021 года подлежит назначению в сумме 2 837, 32 рублей, ежегодная денежная компенсация на оздоровление за 2021 год в размере 4 302, 14 рублей, с последующей ежегодной индексацией.
В заседании суда апелляционной инстанции представитель истца Карташов П.А. доводы апелляционной жалобы поддержал.
Представитель ответчиков ГКУ СО «ГУСЗН Самарского округа», Министерства социально-демографической и семейной политики Самарской области Новикова Е.С. просила оставить решение суда без изменения.
Иные лица, участвующие в деле, надлежащим образом извещены о времени и месте рассмотрения дела в апелляционном порядке, в судебное заседание суда апелляционной инстанции не явились, о причинах неявки суду не сообщили.
Судебная коллегия на основании части 3 статьи 167 и статьи 327 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации считает возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц, участвующих в деле.
Рассмотрев дело в порядке, установленном главой 39 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы в совокупности с исследованными доказательствами, заслушав пояснения лиц, участвующих в деле, судебная коллегия не находит оснований для отмены решения суда, считает его правильным.
Законом Российской Федерации от 15 мая 1991 года № 1244-1 "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС" (далее – Закон РФ № 1244-1) регулируется порядок предоставления мер социальной поддержки лицам, оказавшимся в зоне влияния неблагоприятных факторов, возникших вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС 26 апреля 1986 года, либо принимавшим участие в ликвидации последствий этой катастрофы, либо ставшим инвалидами вследствие чернобыльской катастрофы.
В соответствии с пунктом 3 части 1 статьи 13 Закона РФ № 1244-1 к гражданам, подвергшимся воздействию радиации вследствие чернобыльской катастрофы, на которых распространяется действие настоящего Закона, относятся, в том числе, граждане (в том числе временно направленные или командированные), принимавшие в 1986-1987 годах участие в работах по ликвидации последствий чернобыльской катастрофы в пределах зоны отчуждения или занятые в этот период на работах, связанных с эвакуацией населения, материальных ценностей, сельскохозяйственных животных, и на эксплуатации или других работах на Чернобыльской АЭС.
В силу положений пункта 3 части 1 статьи 15 Закона гражданам, указанным в пункте 3 части первой статьи 13 настоящего Закона, предоставляются меры социальной поддержки, предусмотренные пунктами 3 ??12, 14 части первой статьи 14 настоящего Закона. Кроме того, им гарантируется ежемесячная денежная компенсация на приобретение продовольственных товаров в размере 200 рублей.
В статье 40 Закона предусмотрено, что гражданам, указанным в пункте 3 части первой статьи 13 настоящего Закона, ежегодно выплачивается компенсация на оздоровление в размере 300 рублей.
Положениями части 3 статьи 5 Закона Российской № 1244-1 (в редакции Федерального закона от 26 апреля 2004 г. № 31-ФЗ, вступившего в силу с 29 мая 2004 года) предусматривался механизм защиты от инфляции сумм возмещения вреда и иных компенсационных выплат гражданам, подвергшимся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, предполагающий регулярность и стабильность индексации этих выплат.
В силу указанной нормы закона размеры выплат гражданам, установленные названным законом, за исключением пособий и иных выплат, индексация которых устанавливается в соответствии с другими федеральными законами, ежегодно индексируются исходя из уровня инфляции, устанавливаемого федеральным законом о федеральном бюджете на очередной финансовый год, в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации.
Размеры выплат, установленные настоящим Законом, подлежат индексации один раз в год с 1 февраля текущего года исходя из индекса роста потребительских цен за предыдущий год. Коэффициент индексации определяется Правительством Российской Федерации (ч. 3 ст. 5 в ред. Федерального закона от 19 декабря 2016 N 444-ФЗ.)
Постановлениями Правительства Российской Федерации от 27 декабря 2004 года N 847, от 7 мая 2005 года N 292, от 25 апреля 2006 года N 246, от 21 марта 2007 года N 171, от 21 декабря 2007 года N 914, от 16 декабря 2009 года N 1024, от 21 декабря 2010 года N 1079, от 8 декабря 2011 года N 1019, от 4 декабря 2012 года N 1255, от 19 декабря 2013 года № 1189, от 18 декабря 2014 года № 1411, от 28 января 2016 г. № 42, от 26 января 2017 года № 88, от 26 января 2018 года № 74, от 24 января 2019 года № 32, от 29 января 2020 года № 61, от 28 января 2021 года № 73 утверждены Правила индексации размеров компенсаций и иных выплат гражданам, подвергшимся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, и в соответствии с вышеуказанным Законом установлены коэффициенты индексации за соответствующие периоды.
Постановлением Правительства РФ от 31 декабря 2004 года № 907 утверждены Правила предоставления ежемесячной денежной компенсации на приобретение продовольственных товаров гражданам, подвергшимся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС (далее - Правила № 1), согласно пункту 6 которых предоставление компенсации производится начиная с месяца, следующего за месяцем подачи заявления, через организации федеральной почтовой связи либо через кредитные организации.
Постановлением Правительства РФ № 907 от 31 декабря 2004 года также утверждены Правила предоставления гражданам компенсаций за вред, нанесенный здоровью вследствие чернобыльской катастрофы, компенсации на оздоровление, а также компенсации семьям за потерю кормильца (далее - Правила № 2), согласно пункту 8 которых предоставление компенсации производится начиная с месяца, следующего за месяцем подачи заявления, через организации федеральной почтовой связи либо через кредитные организации.
Правила в редакции Постановлений Правительства РФ от 16.06.2005 N 377, от 04.03.2015 N 190, от 21.01.2022 N 24 также обеспечивают предоставление компенсаций начиная с месяца, следующего за месяцем подачи заявления.
Таким образом, законом установлен заявительный порядок предоставления вышеобозначенных мер социальной поддержки, применение каких-либо индексов за предшествующее обращению за выплатой время Правилами не предусмотрено.
Судом установлено, что Часовской А.П. является участником ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС в 1986 году, что подтверждается удостоверением серии Р № 204427, выданным 14 ноября 2007 года Министерством здравоохранения и социального развития Самарской области.
Из материалов дела следует, что 22 ноября 2007 г. истец обратился в УСОиЗН Промышленного района с заявлением о назначении компенсации на питание и на оздоровление за 2007 год.
Установлено, что с 1 декабря 2007 года истцу назначена ежемесячная денежная компенсация на приобретение продовольственных товаров и ежегодная компенсация на оздоровление в соответствии с действующим законодательством, в полном объеме (287,47 руб. и 431,21 руб. соответственно).
Разрешая заявленные исковые требования, суд первой инстанции пришел к выводу о том, что Правилами № 1, а так же Правилами №2, которыми установлено назначение и выплата ежегодной компенсации на оздоровление, не предусмотрено применение каких-либо индексов за предшествующее обращению за выплатой время, а указана сумма, подлежащая выплате.
Указанные выплаты индексировались в соответствии с приведенными выше Постановлениями Правительства РФ и ко дню разрешения спора составляли следующие размеры: ежемесячная денежная компенсация на приобретение продовольственных товаров с 2021г. - 678,58 рублей; ежегодная компенсация на оздоровление с 2021г. – 1 017,93 рублей.
Таким образом, суд первой инстанции верно пришел к выводу о том, что выплаты истцу назначены в соответствии с действующим законодательством в полном размере, поскольку индексировались исходя из уровня инфляции, устанавливаемого Федеральным законом о федеральном бюджете на очередной финансовый год, а с 2017 года исходя из индекса роста потребительских цен за предыдущий год.
Судебная коллегия соглашается с выводами суда первой инстанции, поскольку они основаны на правильном применении норм материального права, в полной мере соответствуют фактическим обстоятельствам дела, представленным сторонами и истребованным судом доказательствам, которым дана надлежащая правовая оценка согласно требованиям ст. 67 ГПК РФ, в их совокупности.
Доводы апелляционной жалобы, о неправомерном назначении выплаты истцу ежемесячной денежной компенсации на приобретение товаров и ежегодной денежной компенсации на оздоровление с 01 января 2007 года в неполном размере, поскольку за период с 01 июля 2000 года по июль 2004 года ежемесячная денежная компенсация на приобретение продовольственных товаров в размере 200 рублей и ежегодная денежная компенсация на оздоровление в размере 300 рублей не индексировалась, не могут быть приняты во внимание судебной коллегией.
Суд первой инстанции верно указал, что указанные выплаты носят заявительный характер, назначены истцу в 2007 году на основании его заявления, соответственно проведение индексации данных сумм с 2000 года необоснованно.
Доводы апелляционной жалобы со ссылкой на Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 14 декабря 2000 N 35 (ред. от 11 мая 2007) "О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении дел, связанных с реализацией инвалидами прав, гарантированных Законом Российской Федерации "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС", судебная коллегия находит несостоятельными, поскольку в данном Постановлении даны разъяснения относительно индексации уже назначенных и выплачиваемых сумм компенсации, в то время как истец настаивает на индексации компенсационной выплаты, которая ему назначена не была.
Вопреки доводам апелляционной жалобы выводы суда являются правильными, поскольку основаны на исследованных доказательствах, которым дана аргументированная правовая оценка, с учетом положений закона, подлежащих применению по данному делу.
Судом все обстоятельства дела проверены с достаточной полнотой, выводы суда соответствуют собранным по делу доказательствам и требованиям закона. Нарушений норм материального и процессуального права, влекущих отмену решения, судом допущено не было, оснований для отмены или изменения решения суда по доводам апелляционной жалобы истца не имеется.
На основании изложенного и, руководствуясь статьями 328-330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
определила:
Решение Октябрьского районного суда г. Самара от 08 декабря 2021 года оставить без изменения, апелляционную жалобу Часовского А.П. в лице Карташова П.А. – без удовлетворения.
Апелляционное определение вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Шестой кассационный суд общей юрисдикции в течение трех месяцев через суд первой инстанции.
Председательствующий
Судьи