Дело № 2-558/2023
10RS0006-01-2023-000761-76
Р Е Ш Е Н И Е
именем Российской Федерации
г. Лахденпохья Республика Карелия 28 ноября 2023 года
Лахденпохский районный суд Республики Карелия в составе судьи Жданкиной И.В., при секретаре Снетковой А.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Государственного казенного учреждения Республики Карелия «Центр занятости населения Республики Карелия» к Полонник Людмиле Васильевне о взыскании единовременной финансовой помощи,
у с т а н о в и л:
ГКУ РК «Центр занятости населения Республики Карелия» обратилось в суд с вышеназванным исковым заявлением.
Иск мотивирован тем, что Полонник Л.В. ДД.ММ.ГГГГ обратилась в Агентство занятости населения Лахденпохского района Государственного казенного учреждения «Центр занятости населения Республики Карелия» (далее - Центр занятости) и с этой же даты в соответствии с п. 2 ст. 3 Закона РФ от 19.04.1991 № 1032-1 «О занятости населения в Российской Федерации» (далее - Закон о занятости) была признана безработным. В декабре 2021 года ответчик представил в Центр занятости бизнес-план «Пошив детского текстиля», который был одобрен Центром занятости.
На основании заявления ответчика от ДД.ММ.ГГГГ о предоставлении единовременной финансовой помощи при постановке на учет физического лица в качестве налогоплательщика налога на профессиональный доход и в соответствии с Положением о порядке, условиях предоставления и размере единовременной финансовой помощи при государственной регистрации в качестве индивидуального предпринимателя, государственной регистрации создаваемого юридического лица, государственной регистрации крестьянского (фермерского) хозяйства, постановке на учет физического лица в качестве налогоплательщика налога на профессиональный доход гражданам, признанным в установленном порядке безработными, и гражданам, признанным в установленном порядке безработными, прошедшим профессиональное обучение или получившим дополнительное профессиональное образование по направлению органов службы занятости, утвержденным постановлением Правительства Республики Карелия от 28.04.2012 № 143-П, между Центром занятости и ответчиком ДД.ММ.ГГГГ был заключен договор № № «О предоставлении единовременной финансовой помощи на организацию и осуществление видов деятельности, доходы от которых облагаются налогом на профессиональный доход». Договор не был оспорен или признан недействительным, его условия в одностороннем порядке не менялись, соответственно ответчик обязан его исполнять. ДД.ММ.ГГГГ ответчик был поставлен на учет в качестве налогоплательщика налога на профессиональный доход.
В силу разделов 2 и 3 договора после постановки гражданина на учет в качестве налогоплательщика налога на профессиональный доход и представления в Центр занятости документов, подтверждающих данный факт, Центр занятости предоставляет гражданину единовременную финансовую помощь на организацию и осуществление видов деятельности, доходы от которых облагаются налогом на профессиональный доход. На основании приказа Центра занятости от ДД.ММ.ГГГГ № № «О предоставлении безработным гражданам единовременной финансовой помощи на организацию и осуществление видов деятельности, доходы от которых облагаются налогом на профессиональный доход, предпринимательской деятельности» и в соответствии с п. 3.1, 3.2 договора на личный счёт ответчика были перечислены бюджетные средства (единовременная финансовая помощь) в размере 100 000 рублей, что подтверждается платежным поручением от ДД.ММ.ГГГГ №. Центр занятости со своей стороны исполнил все обязательства, предусмотренные договором. В соответствии с п. 2.1.4. договора ответчик взял на себя обязательства по использованию денежных средств на цели и условия, предусмотренные договором. Согласно п. 2.1.3 договора в течение 6 месяцев с момента получения бюджетных средств ответчик обязался использовать данные средства в соответствии с бизнес-планом на приобретение швейного оборудования. В силу п. 16 Положения при предоставлении единовременной финансовой помощи на организацию собственного дела безработный гражданин в сроки, установленные соответствующим договором, но не реже одного раза в квартал представляет в Центр занятости отчет об использовании единовременной финансовой помощи на организацию собственного дела и документы, подтверждающие указанные в отчете расходы. Согласно п. 2.1.8 договора ответчик обязан ежеквартально, до 5 числа месяца, следующего за отчетным кварталом, представлять в Центр занятости отчет(ы) об использовании единовременной финансовой помощи на организацию собственного дела и документы, подтверждающие указанные в отчете расходы. В силу п. 2.1.9. договора в течение 10 рабочих дней с момента окончания срока, указанного в п. 2.1.1 договора, ответчик обязан представить в Центр занятости для рассмотрения и подписания Акт о результатах использования единовременной финансовой помощи (далее - Акт) и документы, подтверждающие указанные в отчете расходы.
В силу п. 17 Положения предоставленная единовременная финансовая помощь подлежит возврату в полном объеме, в том числе, в случае непредставления отчета об использовании единовременной финансовой помощи в сроки, установленные договором о предоставлении единовременной финансовой помощи.
Согласно п. 2.1.13 договора в случае непредставления в установленные договором сроки отчета(ов) об использовании финансовой помощи ответчик обязан возвратить в бюджет Республики Карелия предоставленную единовременную финансовую помощь в полном объеме.
В связи с неисполнением обязательств, предусмотренных п.п. 2.1.4, 2.1.8-2.1.10 договора, ДД.ММ.ГГГГ Центром занятости в адрес ответчика была направлена претензия с указанием на необходимость в десятидневный срок с момента получения претензии предоставить полный отчет о результатах использования предоставленных бюджетных средств или вернуть в бюджет Республики Карелия предоставленную ему единовременную финансовую помощь.
Во исполнение претензии от ДД.ММ.ГГГГ от ответчика отчеты, Акт и документы, подтверждающие целевое расходование предоставленных бюджетных средств, не поступили, полученные денежные средства единовременной финансовой помощи ответчиком возвращены не были.
Н основании изложенного, истец просил взыскать с Полонник Л.В. единовременную финансовую помощь в размере 100 000 рублей.
В судебном заседании представитель истца ГКУ РК «Центр занятости населения Республики Карелия» при надлежащем извещении отсутствовал. Ходатайствовал о рассмотрении дела в его отсутствии.
Ответчик Полонник Л.В. в судебное заседание не явилась, о дате, времени и месте слушания дела извещена надлежащим образом.
В предварительном судебном заседании ответчик Полонник Л.В. подтвердила получение единовременной финансовой помощи в размере 100 000 рублей. Также ответчик не отрицала, что не исполнила обязательства по договору в части направления истцу отчетов, акта и документов, свидетельствующих о целевом использовании единовременной финансовой помощи. Об уважительных причинах неисполнения обязательств по договору не сообщила.
Представители третьих лиц Агентства занятости населения Лахденпохского района и Министерства финансов Республики Карелия при надлежащем извещении в судебном заседании отсутствовали.
Исследовав материалы дела, суд приходит к следующим выводам.
В силу ст. 309 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) обязательства должны исполняться надлежащим образом в соответствии с условиями обязательства и требованиями закона, иных правовых актов, а при отсутствии таких условий и требований - в соответствии с обычаями или иными обычно предъявляемыми требованиями.
Согласно п. 1 ст. 310 ГК РФ односторонний отказ от исполнения обязательства и одностороннее изменение его условий не допускаются, за исключением случаев, предусмотренных указанным Кодексом, другими законами или иными правовыми актами.
Правовые, экономические и организационные основы государственной политики содействия занятости населения, в том числе гарантии государства по реализации конституционных прав граждан Российской Федерации на труд и социальную защиту от безработицы определены Законом РФ от 19.04.1991 № 1032-1 «О занятости населения в Российской Федерации».
В силу п. 1 ст. 5 Закона РФ от 19.04.1991 № 1032-1 «О занятости населения в Российской Федерации», государство проводит политику содействия реализации прав граждан на полную, продуктивную и свободно избранную занятость.
В соответствии со ст. 7.1.1 Закона РФ от 19.04.1991 № 1032-1 «О занятости населения в Российской Федерации» к полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации в области содействия занятости населения относятся в том числе, содействие началу осуществления предпринимательской деятельности безработных граждан, включая оказание гражданам, признанным в установленном порядке безработными, и гражданам, признанным в установленном порядке безработными и прошедшим профессиональное обучение или получившим дополнительное профессиональное образование по направлению органов службы занятости, единовременной финансовой помощи при государственной регистрации в качестве индивидуального предпринимателя, государственной регистрации создаваемого юридического лица, государственной регистрации крестьянского (фермерского) хозяйства, постановке на учет физического лица в качестве налогоплательщика налога на профессиональный доход.
Согласно ст. 22 Закона РФ от 19.04.1991 № 1032-1 «О занятости населения в Российской Федерации» мероприятия по социальной поддержке безработных граждан, предусмотренные настоящим Законом, являются расходными обязательствами Российской Федерации.
Постановлением Правительства Республики Карелия от 28 апреля 2012 года № 143-П утверждено «Положение о порядке, условиях предоставления и размере единовременной финансовой помощи при государственной регистрации в качестве индивидуального предпринимателя, государственной регистрации создаваемого юридического лица, государственной регистрации крестьянского (фермерского) хозяйства, постановке на учет физического лица в качестве налогоплательщика налога на профессиональный доход гражданам, признанным в установленном порядке безработными, и гражданам, признанным в установленном порядке безработными, прошедшим профессиональное обучение или получившим дополнительное профессиональное образование по направлению органов службы занятости» (далее – Положение).
Согласно п. 2 указанного Положения финансирование расходов на оказание единовременной финансовой помощи осуществляется за счет средств бюджета Республики Карелия в пределах лимитов бюджетных обязательств и объемов финансирования расходов, предусмотренных в установленном порядке государственному казенному учреждению Республики Карелия «Центр занятости населения Республики Карелия» на эти цели.
Выплата единовременной финансовой помощи производится центром занятости населения посредством перечисления денежных средств на лицевой счет, открытый безработным гражданином в кредитной организации, или через организации федеральной почтовой связи. Расходы на оплату услуг по перечислению безработным гражданам единовременной финансовой помощи осуществляются за счет средств центра занятости населения (п. 15 Положения).
При предоставлении единовременной финансовой помощи безработный гражданин в сроки, установленные договором о предоставлении единовременной финансовой помощи, но не реже одного раза в квартал представляет в территориальное подразделение отчет об использовании единовременной финансовой помощи и документы, подтверждающие указанные в отчете расходы (п. 16 Положения).
Предоставленная единовременная финансовая помощь подлежит возврату в случае: непредставления отчета об использовании единовременной финансовой помощи в сроки, установленные договором о предоставлении единовременной финансовой помощи, - в полном объеме (п. 17 Положения).
В силу ст. 56 ГПК РФ, каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом.
Как установлено в судебном заседании, ДД.ММ.ГГГГ Полонник Л.В. обратилась в ГКУ РК «Центр занятости населения Республики Карелия» с заявлением о предоставлении единовременной финансовой помощи на организацию и осуществление видов деятельности, доходы от которых облагаются налогом на профессиональных доход, в размере 100 000 рублей. В заявлении указаны банковские реквизиты заявителя, приложен бизнес-план «Пошив детского текстиля» (л.д. 9-13, 17).
На основании Протокола от ДД.ММ.ГГГГ № ГКУ РК «Центр занятости населения Республики Карелия» издан приказ от ДД.ММ.ГГГГ № о предоставлении Полонник Л.В. единовременной финансовой помощи на организацию и осуществление предпринимательской деятельности в размере 100 000 рублей (л.д. 19-20).
В материалах дела содержится подтверждение перевода суммы в размере 100 000 рублей на банковский счет Полонник Л.В. (л.д. 22). Получение финансовой помощи в указанном размере ответчик подтвердила в судебном заседании.
Согласно представленной суду копии справки, Полонник Л.В. ДД.ММ.ГГГГ поставлена на учет в качестве налогоплательщика налога на профессиональных доход (л.д. 21).
ДД.ММ.ГГГГ между ГКУ РК «Центр занятости населения Республики Карелия» и Полонник Л.В. заключен договор № № о предоставлении единовременной финансовой помощи на организацию и осуществление деятельности, доходы от которых облагаются налогом на профессиональный доход.
Согласно п.п. 1.2 и 1.3 договора Центр занятости на условиях, усыновленных настоящим договором, предоставляет Полонник Л.В. единовременную финансовую помощь на организацию и осуществление видов деятельности, доходы от которых облагаются налогом на профессиональный доход, в размере 100 000 рублей, а Полонник Л.В. обязуется использовать единовременную финансовую помощь, которая предоставляется на основании Приказа Центра занятости от ДД.ММ.ГГГГ №.
В соответствии с пунктом 2.1.1 указанного договора гражданин обязуется организовать и осуществлять деятельность, доходы от которой облагаются налогом на профессиональный доход в течение срока, составляющего не менее 1 года с момента получения единовременной финансовой помощи в сфере продажи товаров собственного производства (пошив детского текстиля).
В п. 2.1.3 договора сторонами согласовано, что гражданин в течение 6 (шести) месяцев с момента получения бюджетных средств обязуется использовать данные средства в соответствии с бизнес-планом на приобретение швейного оборудования.
В соответствии с п. 2.1.4 договора, гражданин обязуется использовать единовременную финансовую помощь исключительно на цели, установленные п. 2.1.3 настоящего договора в строгом соответствии с направлениями экономической деятельности, согласно п. 2.1.1 настоящего договора (пошив детского текстиля) и видами (целями) затрат, предусмотренными бизнес-планом.
Согласно п. 2.1.8 договора Полонник Л.В. взяла на себя обязательство ежеквартально, до 5 (пятого) числа месяца, следующего за отчетным кварталом, представлять в Центр занятости отчет(ы) об использовании единовременной финансовой помощи на организацию собственного дела и документы, подтверждающие указанные в отчете расходы.
Также, ответчик взяла на себя обязательство в течение 10 рабочих дней с момента окончания срока, указанного в п. 2.1.1 договора представить в Центр занятости для рассмотрения и подписания Акт о результатах использования единовременной финансовой помощи (далее - Акт) и документы, подтверждающие указанные в отчете расходы (п. 2.1.9 Договора).
Кроме того, в пункте 2.1.13 стороны согласовали, что гражданин обязан возвратить в бюджет Республики Карелия предоставленную единовременную финансовую помощь в полном объеме в случае непредставления в установленные договором сроки отчета(ов) об использовании финансовой помощи (пп. «в»).
Из представленного в дело бизнес-плана, инициатором которого явилась ответчик Полонник Л.В., следует, что целями проекта является: создание рабочего места по оказанию услуг по пошиву детского текстиля, позволяющих получать ежемесячных доход; формирование постоянной клиентской базы; поддержание разумных цен на услуги.
К расходам по единовременной финансовой помощи ответчик отнес приобретение: <данные изъяты>. Итого 102 205 рублей.
ДД.ММ.ГГГГ заказным письмом исх. № ГКУ РК «Центр занятости населения Республики Карелия» в адрес Полонник Л.В. направлена претензия о предоставлении полного отчета о результатах использования предоставленных бюджетных средств или возврата полученных денежных средств (л.д. 23-24).
На момент рассмотрения дела в суде денежные средства в размере 100 000 рублей ответчиком Полонник Л.В. не возвращены. В предварительном судебном заседании ответчик не отрицала тот факт, что указанные условия договора она не выполнила, соответствующие отчеты и подтверждающие документы не направила.
В судебном заседании ответчику предлагалось исполнить условия договора, направив в адрес Центра занятости документы, подтверждающие расходование денежных средств. Вместе с тем, на момент разрешения заявленного спора доказательств выполнения обязательств по договору ответчиком не представлено. Соответствующие документы не направлены в Центр занятости, а также не представлены суду.
Поскольку в ходе рассмотрения дела установлено, что в установленные договором сроки документы, подтверждающие целевое использование единовременной финансовой помощи, Полонник Л.В. не представлены, суд находит требования истца о взыскании предоставленных Полонник Л.В. денежных средств в виде единовременной финансовой помощи в размере 100 000 рублей обоснованными.
В силу п. 1 ст. 78 Бюджетного кодекса РФ субсидии юридическим лицам (за исключением субсидий государственным (муниципальным) учреждениям), индивидуальным предпринимателям, а также физическим лицам - производителям товаров, работ, услуг предоставляются на безвозмездной и безвозвратной основе в целях возмещения недополученных доходов и (или) финансового обеспечения (возмещения) затрат в связи с производством (реализацией) товаров (за исключением подакцизных товаров, кроме автомобилей легковых и мотоциклов, алкогольной продукции, предназначенной для экспортных поставок, винограда, винодельческой продукции, произведенной из указанного винограда: вин, игристых вин (шампанских), ликерных вин с защищенным географическим указанием, с защищенным наименованием места происхождения (специальных вин), виноматериалов, сахаросодержащих напитков, если иное не предусмотрено нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации), выполнением работ, оказанием услуг.
В подобных актах устанавливаются также цели, условия и порядок предоставления субсидий (пп. 2 п. 3 ст. 78 БК РФ). Указанная норма предполагает возможность возврата субсидий в случае нарушения условий, установленных при их предоставлении.
Учитывая, что спорная единовременная финансовая помощь произведена за счет бюджета Республики Карелия, то в случае невыполнения обязанности по предоставлению документов, подтверждающих целевое использование единовременной финансовой помощи, она подлежит возврату в бюджет Республики Карелия.
Поскольку обязательства, предусмотренные п.п. 2.1.8 договора № № от ДД.ММ.ГГГГ о предоставлении единовременной финансовой помощи, ответчиком не исполнены, документы, подтверждающие целевое расходование единовременной финансовой помощи в размере 100 000 рублей не представлены, то с ответчика подлежит взысканию единовременная финансовая помощь в размере 100 000 рублей в бюджет Республики Карелия.
При таких обстоятельствах, суд полагает заявленные требования о взыскании с ответчика единовременной финансовой помощи в сумме 100 000 рублей подлежащими удовлетворению в полном объеме.
В соответствии со ст. 103 ГПК РФ издержки, понесенные судом в связи с рассмотрением дела, и государственная пошлина, от уплаты которых истец был освобожден, взыскиваются с ответчиков, не освобожденных от уплаты судебных расходов.
Руководствуясь ст.ст. 194-198 ГПК РФ, суд
р е ш и л :
Исковые требования удовлетворить.
Взыскать с Полонник Людмилы Васильевны <данные изъяты> в доход бюджета Республики Карелия денежные средства в размере 100 000 (сто тысяч) рублей 00 копеек, полученные по договору от ДД.ММ.ГГГГ № № о предоставлении единовременной финансовой помощи,
а также государственную пошлину, от уплаты которой истец был освобожден при подаче иска в суд, в размере 3 200 (три тысячи двести) рублей 00 копеек.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Верховный Суд Республики Карелия через Лахденпохский районный суд в течение месяца со дня принятия решения судом в окончательной форме.
Судья И.В. Жданкина
Мотивированное решение изготовлено 30.11.2023.