Материал №
Дело №
ОПРЕДЕЛЕНИЕ
Село Лешуконское 24 июня 2022 года
Лешуконский районный суд Архангельской области в составе
председательствующего судьи Кокотовой Е.И.,
при секретаре Судариковой А.А.,
с участием прокурора Лешуконского района Харина Д.А.
рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении Лешуконского районного суда Архангельской области (Архангельская обл., с. Лешуконское, ул. Победы,16) заявление администрации муниципального образования «Мезенский район» об отсрочке исполнения решения Лешуконского районного суда Архангельской области от 11 октября 2010 года по гражданскому делу №2-151/2010 по иску исполняющего обязанности прокурора Мезенского района Архангельской области в защиту прав и законных интересов неопределенного круга лиц к открытому акционерному обществу «Архангельская областная энергетическая компания», администрации муниципального образования «Мезенский район», администрации муниципального образования «Мезенское», администрации муниципального образования «Каменское» об обязании устранить нарушения законодательства об охране окружающей среды и о санитарно-эпидемиологическом благополучии населения,
установил:
Администрация МО «Мезенское» обратилась в суд с заявлением об отсрочке исполнения решения Лешуконского районного суда Архангельской области от 11 октября 2010 года по гражданскому делу № 2-151/2010 по иску исполняющего обязанности прокурора Мезенского района Архангельской области в защиту прав и законных интересов неопределенного круга лиц к открытому акционерному обществу «Архангельская областная энергетическая компания», администрации муниципального образования «Мезенский район», администрации муниципального образования «Мезенское», администрации муниципального образования «Каменское» об обязании устранить нарушения законодательства об охране окружающей среды и о санитарно-эпидемиологическом благополучии населения.
В обоснование требования заявитель указал, что Лешуконским районным судом Архангельской области выдан исполнительный лист № от ДД.ММ.ГГГГ по иску исполняющего обязанности прокурора <адрес> в отношении администрации МО «Мезенское» и МО «Каменское» организовать в границах поселений надлежащее водоснабжение населения (дело №). Определением суда от ДД.ММ.ГГГГ правопреемником признано МО «<адрес>». Постановлением судебного пристава-исполнителя от ДД.ММ.ГГГГ сторона исполнительного производства – администрация МО «Мезенское» заменена правопреемником – администрацией МО «<адрес>». На основании определения Лешуконского районного суда <адрес> администрации МО «<адрес>» предоставлена отсрочка исполнения решения суда до ДД.ММ.ГГГГ. Указанное решение не может быть исполнено в указанный срок по следующим обстоятельствам: строительство и подключение блочно-модульных станций очистки воды и строительство водопроводных сетей с последующим объединением существующими сетями (закольцовка) <адрес> стоит около 40 млн. руб., учитывая, что бюджет МО «<адрес>» дотационный, указанной суммы в бюджете не имеется. Постановлением правительства <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ №-пп утверждена региональная программа «Чистая вода (2019-2024 годы)». Администрация вошла в указанную программу, утверждены этапы реализации указанной программы. Согласно Приложения № предусмотрено строительство и подключение блочно-модульных станций очистки воды, строительство водопроводных сетей с последующим объединением существующими сетями (закольцовка) в <адрес>, плановая дата ввода в эксплуатацию – май 2024 года. Постановлением <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ №-пп внесены изменения в постановление <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ № пп. Пунктом 45 региональной программы предусмотрено строительство и подключение блочно-модульных станций очистки воды, строительство водопроводных сетей с последующим объединением с существующими сетями (закольцовка), <адрес> с привлечением средств федерального бюджета. Объем инвестиций из федерального бюджета составляет 37461, 05 тыс. руб. В 2021 году (акт приемки от ДД.ММ.ГГГГ) исполнены обязательства муниципального контракта № от ДД.ММ.ГГГГ подрядной организацией ООО «БашВодГео». Выполнены работы согласно п. 6.7. Технического задания (приложение № к контракту от ДД.ММ.ГГГГ №): проекты геологического изучения участка недр с положительным заключением Северо-Западного территориального отделения ФГКУ «Росгеолэкспертиза» (<адрес>); отчеты с подсчетом запасов питьевых подземных вод с протоколом государственной экспертизы запасов подземных вод; проекты зон санитарной охраны источника водоснабжения с положительным экспертным заключением ФБУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии в <адрес>», санитарно-эпидемиологическим заключением на проектную документацию, проект водозабора. ДД.ММ.ГГГГ администрацией МО «<адрес>» в рамках реализации второго пускового комплекса заключен муниципальный контракт № по разработке проектно-сметной документации (далее - Проектная документация) по объекту «Строительство и подключение блочно-модульных станций очистки воды, строительство водопроводных сетей с последующим объединением с существующими сетями (закольцовка), <адрес>». Срок исполнения контракта 8 месяцев с даты заключения муниципального контракта. Срок исполнения истек ДД.ММ.ГГГГ. К настоящему моменту обязательства контракта подрядной организацией ООО «СПК» исполнены не в полном объеме. К настоящему моменту подрядной организацией выполнены инженерные изыскания, получено положительное заключение ГАУ АО «Управление государственной экспертизы» в части выполнения комплексных инженерный изысканий, подготовлены и согласованы разделы проектной документации:
1. 24-05-2021-ИЛО.КР (Инфраструктура линейного объекта. Конструктивные решения);
2. 24-05-2021-ИЛО.АР (Инфраструктура линейного объекта. Архитектурные решения);
3. 24-2021 -ТКР.НВ (Конструктивно-технические решения);
4. 24-2021-ИЛО.ИОС7 (Инфраструктура линейного объекта. Инженерно- технические мероприятия).
Администрацией МО «<адрес>» подготовлены претензионные письма в подрядную организацию (прилагаются). Для помощи в выполнении работ на субподряд предложена компания ООО «Энерготехпром». Финансирование данного муниципального контакта предусмотрено за счет областных и местных средств. В 2021 году выполнена оплата работ в части предпроектных обследований, сбор исходных данных, инженерные изыскания. Дальнейшее финансирование контракта по факту исполнения всех обязательств муниципального контракта. В дальнейшем, после разработки ПСД, при объявлении Министерством ТЭК и ЖКХ АО областного конкурса по распределение областных средств на строительно-монтажные работы в рамках проекта «Чистая вода», администрация МО «<адрес>» примет участие в данном конкурсе. Кроме того, на территории МО «Мезенское» функционируют две скважины, вода в которых соответствует качеству. Данные скважины находятся по адресу <адрес> (скважина №) и <адрес> (скважина №). В связи с чем, просит отсрочить до ДД.ММ.ГГГГ исполнение решения Лешуконского районного суда <адрес> по делу № от ДД.ММ.ГГГГ.
Извещенные о дате, времени и месте рассмотрения заявления, прокурор <адрес>, администрация МО «<адрес>», администрация МО «Каменское», ОАО «Архоблэнерго» в судебное заседание не явились.
Суд с учетом мнения прокурора Харина Д.А. считает возможным рассмотреть заявление в отсутствие неявившихся лиц, участвующих в деле.
<адрес> Харин Д.А. по поручению прокурора <адрес> в судебном заседании считал заявление администрации МО «<адрес>» подлежащим удовлетворению.
Суд, выслушав прокурора <адрес> Харина Д.А., исследовав материалы дела, приходит к вывожу об удовлетворении заявления по следующим основаниям.
Судом установлено, что решением Лешуконского районного суда от ДД.ММ.ГГГГ были удовлетворены исковые требования исполняющего обязанности прокурора <адрес> в защиту прав и законных интересов неопределенного круга лиц к администрации МО «<адрес>», администрации МО «Каменское» об обязании в солидарном порядке в срок до ДД.ММ.ГГГГ обеспечить наличие и ввод в эксплуатацию установки (установок) очистных сооружений для питьевой воды, подаваемой посредством эксплуатации артезианской скважины, расположенной в <адрес>. Также указанным решением на администрацию МО «<адрес>» и администрацию МО «Каменское» возложена обязанность в солидарном порядке в срок до ДД.ММ.ГГГГ обеспечить наличие и ввод в эксплуатацию установки (установок) очистных сооружений для питьевой воды, подаваемой посредством эксплуатации артезианской скважины, расположенной в <адрес>.
Кассационным определением Архангельского областного суда от ДД.ММ.ГГГГ № указанное решение частично отменено в части обязания ОАО «Архангельская областная энергетическая компания» привести качество питьевой воды, подаваемой посредством эксплуатации артезианских скважин, в соответствие с требованиями п.3.1. СанПин 2.ДД.ММ.ГГГГ-01 «Питьевая вода. Гигиеническое требование к качеству воды централизованных систем питьевого водоснабжения. Контроль качества»; взыскания с ОАО «Архоблэнерго» государственной пошлины; обязания администрации МО «<адрес>» обеспечить наличие и ввод в эксплуатацию установки (установок) очистных сооружений для питьевой воды. В указанной части вынесено новое решение – в удовлетворении заявления прокурора отказано. В остальной части решение суда изменено: на администрацию МО «Каменское» и администрацию МО «Мезенское» возложена обязанность, организовать в границах поселений надлежащее водоснабжение населения.
Решение вступило в законную силу ДД.ММ.ГГГГ.
ДД.ММ.ГГГГ Лешуконским районным судом <адрес> выдан исполнительный лист ВС № об обязании администрации МО «Мезенское» и администрации МО «Каменское» организовать в границах поселений надлежащее водоснабжение населения.
ДД.ММ.ГГГГ судебным приставом-исполнителем возбуждено исполнительное производство №-ИП об обязании администрации МО «Мезенское» организовать в границах поселений надлежащее водоснабжение населения.
Определением Лешуконского районного суда от ДД.ММ.ГГГГ в указанном исполнительном производстве произведена замена должника – администрации МО «Мезенское» на ее правопреемника - администрацию МО «Мезенский муниципальный район».
Определением Лешуконского районного суда от ДД.ММ.ГГГГ заявление администрации МО «<адрес>» о прекращении исполнительного производства от ДД.ММ.ГГГГ №-ИП удовлетворено частично. Исполнительное производство от ДД.ММ.ГГГГ №-ИП в отношении администрации МО «<адрес>» в части обязания в срок до ДД.ММ.ГГГГ обеспечить наличие и ввод в эксплуатацию установки (установок) очистных сооружений для питьевой воды, подаваемой посредством эксплуатации артезианской скважины, расположенной в <адрес>, прекращено. В остальной части исполнительное производство от ДД.ММ.ГГГГ №-ИП об обязании администрации МО «<адрес>» организовать в границах поселений надлежащее водоснабжение населения подлежит исполнению.
Определением Лешуконского районного суда <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ администрации муниципального образования «<адрес>» предоставлена отсрочка исполнения решения Лешуконского районного суда <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ № по иску исполняющего обязанности прокурора <адрес> в защиту прав и законных интересов неопределенного круга лиц к администрации муниципального образования «Мезенское», администрации муниципального образования «Каменское» об обязании организовать в границах поселений надлежащее водоснабжение населения, сроком до ДД.ММ.ГГГГ.
Решение суда до настоящего времени полностью не исполнено.
В соответствии с частью 2 статьи 13 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее по тексту - ГПК РФ) и частью 1 статьи 6 Федерального конституционного закона «О судебной системе Российской Федерации» вступившее в законную силу решение суда является обязательным для исполнения для всех без исключения органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений, должностных лиц, граждан, организаций и подлежит неукоснительному исполнению на всей территории Российской Федерации.
Эти требования корреспондируют статье 2 Международного пакта о гражданских и политических правах, провозгласившей обязанность государства обеспечить любому лицу, права и свободы которого нарушены, эффективные средства правовой защиты, а также пункту 1 статьи 6 Конвенции о защите прав человека и основных свобод в его интерпретации Европейским Судом по правам человека, которые в силу статьи 15 (часть 4) Конституции Российской Федерации являются составной частью правовой системы Российской Федерации.
Согласно ст.203 ГПК РФ суд, рассмотревший дело, по заявлениям лиц, участвующих в деле, судебного пристава-исполнителя исходя из имущественного положения сторон или других обстоятельств вправе отсрочить или рассрочить исполнение решения суда, изменить способ и порядок его исполнения.
Аналогичные положения содержатся в части 1 статьи 37 Федерального закона от 02.10.2007 N 229-ФЗ «Об исполнительном производстве» (далее - Закон об исполнительном производстве), предусматривающей, что взыскатель, должник, судебный пристав-исполнитель вправе обратиться с заявлением о предоставлении отсрочки или рассрочки исполнения судебного акта, акта другого органа или должностного лица, а также об изменении способа и порядка его исполнения в суд, другой орган или к должностному лицу, выдавшим исполнительный документ.
Как разъяснено в абзацах 1 - 3 пункта 25 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 17.11.2015 N 50 «О применении судами законодательства при рассмотрении некоторых вопросов, возникающих в ходе исполнительного производства», по смыслу положений статьи 37 Закона об исполнительном производстве, статьи 434 ГПК РФ, статьи 358 КАС РФ и статьи 324 АПК РФ основаниями для предоставления отсрочки или рассрочки исполнения исполнительного документа могут являться неустранимые на момент обращения в суд обстоятельства, препятствующие исполнению должником исполнительного документа в установленный срок.
Вопрос о наличии таких оснований решается судом в каждом конкретном случае с учетом всех имеющих значение фактических обстоятельств, к которым, в частности, могут относиться тяжелое имущественное положение должника, причины, существенно затрудняющие исполнение, возможность исполнения решения суда по истечении срока отсрочки.
При предоставлении отсрочки или рассрочки судам необходимо обеспечивать баланс прав и законных интересов взыскателей и должников таким образом, чтобы такой порядок исполнения решения суда отвечал требованиям справедливости, соразмерности и не затрагивал существа гарантированных прав лиц, участвующих в исполнительном производстве, в том числе права взыскателя на исполнение судебного акта в разумный срок.
Статьей 434 ГПК РФ предусмотрено, что при наличии обстоятельств, затрудняющих исполнение судебного постановления или постановлений иных органов, взыскатель, должник, судебный пристав-исполнитель вправе поставить перед судом, рассмотревшим дело, или перед судом по месту исполнения судебного постановления вопрос об отсрочке или о рассрочке исполнения, об изменении способа и порядка исполнения, а также об индексации присужденных денежных сумм.
Из этого следует, что при разрешении вопроса об отсрочке исполнения суд должен учитывать не только интересы должника, но и интересы взыскателя. При этом основаниями для отсрочки исполнения решения суда могут быть конкретные обстоятельства дела, свидетельствующие о том, что имущественное положение сторон не позволяет исполнить решение суда в установленные сроки.
Применяя указанную норму гражданского процессуального законодательства также необходимо учитывать, что отсрочка исполнения решения суда предполагает наступление в будущем обстоятельств, способствующих исполнению судебного решения, при этом она отдаляет реальную защиту нарушенных прав или охраняемых законом интересов взыскателя.
Основания для отсрочки исполнения решения суда должны носить действительно исключительный характер, возникать при серьезных препятствиях к совершению исполнительных действий.
Администрация МО «<адрес>» просит предоставить отсрочку исполнения решения до ДД.ММ.ГГГГ в связи с предпринятыми мерами и проводимой дальнейшей работой по исполнению судебного решения.
Из представленных материалов следует, что администрацией МО «<адрес>» предприняты меры к исполнению решения суда. Администрация вошла в региональную программу «Чистая вода» (2019-2024 годы), утвержденную Постановлением правительства <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ №-пп, утверждены этапы реализации указанной программы. Предусмотрено строительство и подключение блочно-модульных станций очистки воды, строительство водопроводных сетей с последующим объединением существующими сетями (закольцовка) в <адрес>, плановая дата ввода в эксплуатацию – май 2024 год. Привлечены средства из федерального бюджета. На 2020 год в бюджете на выполнение работ по первому пусковому комплексу: проведение оценки запасов питьевых подземных вод для обеспечения хозяйственно-питьевого водоснабжения, сопровождение оформления лицензий на право пользования недрами для основной и резервной скважин, проектирование новых (резервных) скважин в <адрес> и <адрес> предусмотрено семь миллионов рублей.
Вместе с тем, ДД.ММ.ГГГГ был проведен электронный аукцион, победителем которого признано ООО «БАШВОДГЕО». Срок исполнения контракта до ДД.ММ.ГГГГ. В рамках исполнения контракта в марте 2020 года. в <адрес> осуществлено бурение новой (резервной) скважины, проведены исследования воды, составлен протокол качества воды, контракт исполнен на 92%. Также после проведения исследований и получения документов администрация намерена проводить электронный аукцион на выполнение работ по второму пусковому комплексу: проектирование по объектам строительства/реконструкции объектов водоснабжения. По итогам перечисленных мероприятий с 2021 года запланирована работа по установке водоочистных сооружений и объединение существующих сетей водоснабжения на территории в <адрес> и <адрес>.
В 2021 году (акт приемки от ДД.ММ.ГГГГ) исполнены обязательства муниципального контракта № от ДД.ММ.ГГГГ подрядной организацией ООО «БашВодГео». Выполнены работы согласно п. 6.7. Технического задания (приложение № к контракту от ДД.ММ.ГГГГ №): проекты геологического изучения участка недр с положительным заключением Северо-Западного территориального отделения ФГКУ «Росгеолэкспертиза» (<адрес>); отчеты с подсчетом запасов питьевых подземных вод с протоколом государственной экспертизы запасов подземных вод; проекты зон санитарной охраны источника водоснабжения с положительным экспертным заключением ФБУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии в <адрес>», санитарно- эпидемиологическим заключением на проектную документацию, проект водозабора.
ДД.ММ.ГГГГ администрацией МО «<адрес>» в рамках реализации второго пускового комплекса заключен муниципальный контракт № по разработке проектно-сметной документации (далее - Проектная документация) по объекту «Строительство и подключение блочно-модульных станций очистки воды, строительство водопроводных сетей с последующим объединением с существующими сетями (закольцовка), <адрес>». Срок исполнения контракта 8 месяцев с даты заключения муниципального контракта. Срок исполнения истек ДД.ММ.ГГГГ. К настоящему моменту обязательства контракта подрядной организацией ООО «СПК» исполнены не в полном объеме. К настоящему моменту подрядной организацией выполнены инженерные изыскания, получено положительное заключение ГАУ АО «Управление государственной экспертизы» в части выполнения комплексных инженерный изысканий, подготовлены и согласованы разделы проектной документации:
1. 24-05-2021-ИЛО.КР (Инфраструктура линейного объекта. Конструктивные решения);
2. 24-05-2021-ИЛО.АР (Инфраструктура линейного объекта. Архитектурные решения);
3. 24-2021 -ТКР.НВ (Конструктивно-технические решения);
4. 24-2021-ИЛО.ИОС7 (Инфраструктура линейного объекта. Инженерно-технические мероприятия).
Администрацией МО «<адрес>» подготовлены претензионные письма в подрядную организацию. Для помощи в выполнении работ на субподряд предложена компания ООО «Энерготехпром».
Судом также установлено, что финансирование данного муниципального контакта осуществляется за счет областных и местных средств. В 2021 году выполнена оплата работ в части предпроектных обследований, сбор исходных данных, инженерные изыскания. Дальнейшее финансирование контракта по факту исполнения всех обязательств муниципального контракта.
Таким образом, после разработки проектно-сметной документации, при объявлении Министерством ТЭК и ЖКХ АО областного конкурса по распределение областных средств на строительно-монтажные работы в рамках проекта «Чистая вода», администрация МО «<адрес>» примет участие в данном конкурсе.
Судом также учитывается, что на территории МО «Мезенское» функционируют две скважины, вода в которых соответствует качеству. Данные скважины находятся по адресу <адрес> (скважина №) и <адрес> (скважина №).
При таких обстоятельствах, с учетом наличия исключительных обстоятельств, затрудняющих исполнение судебного постановления, имущественное положение органа местного самоуправления, финансирование которого осуществляется из средств бюджета, исходя из того, что должником предпринимаются реальные меры для исполнения решения, суд приходит к выводу об удовлетворении заявления администрации МО «<адрес>» об отсрочке исполнения решения Лешуконского районного суда <адрес> № от ДД.ММ.ГГГГ, на срок до ДД.ММ.ГГГГ.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 203, 224, 225, 434 ГПК РФ, суд
ОПРЕДЕЛИЛ:
заявление администрации муниципального образования «<адрес>» об отсрочке исполнения решения Лешуконского районного суда <адрес> № от ДД.ММ.ГГГГ удовлетворить.
Предоставить администрации муниципального образования «<адрес>» отсрочку исполнения решения Лешуконского районного суда <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ № по иску исполняющего обязанности прокурора <адрес> в защиту прав и законных интересов неопределенного круга лиц к администрации муниципального образования «Мезенское», администрации муниципального образования «Каменское» об обязании организовать в границах поселений надлежащее водоснабжение населения, сроком до ДД.ММ.ГГГГ.
Определение может быть обжаловано в Архангельский областной суд через Лешуконский районный суд Архангельской области в течение 15 дней со дня его вынесения.
Судья Е.И. Кокотова