Дело № 12-78/2021
УИД 04MS0039-01-2020-003656-03
Р Е Ш Е Н И Е
02 марта 2021 года г. Улан-Удэ
Железнодорожный районный суд г. Улан-Удэ в составе судьи Доржиевой С.Л., при секретаре Доржаевой Э.В., рассмотрев в открытом судебном заседании жалобу представителя Отделения Пенсионного фонда РФ по РБ на постановление мирового суди судебного участка № 5 Железнодорожного района г. Улан-Удэ от 28.12.2020 по делу об административном правонарушении, предусмотренном ст. 15.33.2 КоАП РФ, в отношении Мордована О.В., *** г.р., являющегося директором ООО «Фреш Континент», зарегистрированного и проживающего по адресу: г. <адрес>
у с т а н о в и л:
Постановлением мирового судьи судебного участка № 5 Железнодорожного района г. Улан-Удэ от 28.12.2020 производство по делу об административном правонарушении в отношении должностного лица – генерального директора ООО «Фреш Континент» Мордована О.В. по ст. 15.33.2 КоАП РФ прекращено за отсутствием состава административного правонарушения.
Не согласившись с данным постановлением, представитель Отделения Пенсионного фонда РФ (ГУ) по РБ обратился с жалобой, в которой просит отменить постановление от 28.12.2020 и возвратить дело на новое рассмотрение.
Мотивирует тем, что протокол об административном правонарушении составлен в отношении должностного лица в связи с тем, что юридическое лицо ООО «Фреш Континент, являясь страхователем, не предоставил в установленный законом срок сведения на одно застрахованное лицо за отчетный период – январь 2020 г., предоставив их лишь 04.06.2020. Основания для прекращения производства по делу отсутствовали, поскольку п. 34 Инструкции о порядке ведения индивидуального (персонифицированного) учета сведений о застрахованных лицах, утвержденной приказом Минтруда России от 21.12.2016 № 766н предусмотрено, что страхователь вправе при выявлении ошибки в ранее представленных и принятых территориальным органом Пенсионного фонда РФ индивидуальных сведениях в отношении застрахованного лица до момента обнаружения ошибки территориальным органом Пенсионного фонда РФ самостоятельно представить в территориальный орган уточненные (исправленные) сведения о данном застрахованном лице за отчетный период, в котором эти сведения уточняются, и финансовые санкции к такому страхователю не применяются. В данном случае речь идет об индивидуальных сведениях в отношении застрахованных лиц, по которым соответствующая отчетность представлена в ПФР. Тогда как страхователь ООО «Фреш Континент» с нарушением установленного законом срока представлена отчетность на новое застрахованное лицо. В связи с указанным, изложенные в постановлении мировым судьей обстоятельства могут быть учтены при рассмотрении вопроса о привлечении к ответственности страхователя – организации в соответствии с законом № 27-ФЗ, но ни должностного лица по ст. 15.33.2 КоАП РФ.
В судебном заседании представитель заявителя Надмитова Э.Б. доводы жалобы поддержала.
Мордован О.В. в судебное заседание не явился, о времени и месте рассмотрения дела извещен надлежащим образом.
Заслушав представителя заявителя, изучив доводы жалобы, проверив материалы дела, суд приходит к следующему:
В соответствии со ст. 15.33.2– КоАП РФ непредставление в установленный законодательством Российской Федерации об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования срок либо отказ от представления в органы Пенсионного фонда Российской Федерации оформленных в установленном порядке сведений (документов), необходимых для ведения индивидуального (персонифицированного) учета в системе обязательного пенсионного страхования, а равно представление таких сведений в неполном объеме или в искаженном виде влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от трехсот до пятисот рублей.
Как усматривается из протокола об административном правонарушении, Мордован О.В., являясь генеральным директором ООО «Фреш Континент», за отчетный период - январь 2020 года в неполном объеме представил в срок, предусмотренный п. 2.2 ст. 11 Закона № 27-ФЗ «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования», оформленные в установленном порядке сведения (документы), необходимые для ведения индивидуального (персонифицированного) учета в системе обязательного пенсионного страхования. 04.06.2020 юридическим лицом представлена дополняющая форма на застрахованное лицо Журавлеву А.С., сведения о которой отсутствовали в представленной отчетности за январь 2020 года.
Прекращая производство по делу об административном правонарушении, мировой судья исходил из того, что должностным лицом самостоятельно выявлена ошибка, которая устранена им до ее обнаружения пенсионным фондом, в связи с чем, реализовав свое право на уточнение представленных сведений за указанный период, откорректировав их путем представления в пенсионный фонд дополнительных сведений за этот период.
В соответствии с требованиями статьи 24.1 КоАП РФ, задачами производства по делам об административных правонарушениях являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом, обеспечение исполнения вынесенного постановления, а также выявление причин и условий, способствовавших совершению административных правонарушений.
Однако мировым судьей при рассмотрении дела допущено существенное нарушение указанных требований КоАП РФ, влекущим отмену обжалуемого судебного решения.
Так, порядок организации индивидуального (персонифицированного) учета сведений о гражданах, на которых распространяется действие законодательства Российской Федерации об обязательном пенсионном страховании, установлен Федеральным законом от 01.04.1996 № 27-ФЗ «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования» (далее по тексту - Федеральный закон от 01.04.1996 № 27-ФЗ).
В соответствии с п. 1 ст. 11 Федерального закона от 01.04.1996 № 27-ФЗ страхователи представляют предусмотренные п. п. 2 - 2.2 названной статьи сведения для индивидуального (персонифицированного) учета в органы Пенсионного фонда Российской Федерации по месту их регистрации.
Согласно п. 2.2 ст. 11 Федерального закона от 01.04.1996 № 27-ФЗ страхователь ежемесячно не позднее 15-го числа месяца, следующего за отчетным периодом - месяцем, представляет о каждом работающем у него застрахованном лице (включая лиц, заключивших договоры гражданско-правового характера, предметом которых являются выполнение работ, оказание услуг, договоры авторского заказа, договоры об отчуждении исключительного права на произведения науки, литературы, искусства, издательские лицензионные договоры, лицензионные договоры о предоставлении права использования произведения науки, литературы, искусства, в том числе договоры о передаче полномочий по управлению правами, заключенные с организацией по управлению правами на коллективной основе) следующие сведения:
1) страховой номер индивидуального лицевого счета;
2) фамилию, имя и отчество;
3) идентификационный номер налогоплательщика (при наличии у страхователя данных об идентификационном номере налогоплательщика застрахованного лица).
Из пункта 39 Инструкции о порядке ведения индивидуального (персонифицированного) учета сведений о застрахованных лицах, утвержденной приказом Минтруда России от 21.12.2016 № 766н, следует, что за непредставление в установленные сроки индивидуальных сведений о каждом застрахованном лице либо представление страхователем неполных и (или) недостоверных сведений о застрахованных лицах страхователь несет ответственность в соответствии со статьей 17 Федерального закона от 01.04.1996 № 27-ФЗ.
В случае представления страхователем уточненных (исправленных) индивидуальных сведений о застрахованных лицах, в отношении которых территориальным органом Пенсионного фонда Российской Федерации страхователю вручено уведомление об устранении имеющихся в индивидуальных сведениях ошибок и несоответствий, в течение пяти рабочих дней со дня получения данного уведомления, к такому страхователю финансовые санкции не применяются.
Страхователь вправе при выявлении ошибки в ранее представленных и принятых территориальным органом Пенсионного фонда Российской Федерации индивидуальных сведениях в отношении застрахованного лица до момента обнаружения ошибки территориальным органом Пенсионного фонда Российской Федерации самостоятельно представить в территориальный орган Пенсионного фонда Российской Федерации уточненные (исправленные) сведения о данном застрахованном лице за отчетный период, в котором эти сведения уточняются, и финансовые санкции к такому страхователю не применяются.
Между тем приведенными выше нормами не предусмотрено оснований для освобождения от административной ответственности, установленной статьей 15.33.2 КоАП РФ.
Исходя из положений ст. ст. 15, 17 Федерального закона от 01.04.1996 № 27-ФЗ реализация страхователем права дополнять и уточнять переданные им ранее сведения о застрахованных лицах может иметь правовое значение при решении вопроса о наличии или отсутствии оснований для привлечения к финансовой ответственности, установленной ч. 3 ст. 17 названного Закона.
Согласно ч. 3 ст. 17 Федерального закона от 01.04.1996 № 27-ФЗ, за непредставление страхователем в установленный срок либо представление им неполных и (или) недостоверных сведений, предусмотренных п.п. 2 - 2.2 ст. 11 настоящего Федерального закона, к такому страхователю применяются финансовые санкции в размере 500 рублей в отношении каждого застрахованного лица.
При этом самостоятельное устранение страхователем ошибки и неполноты ранее представленных сведений по истечении срока, предусмотренного пунктом 2.2 ст. 11 Федерального закона от 01.04.1996 № 27-ФЗ не исключает установленную КоАП РФ административную ответственность должностного лица, не выполнившего надлежащим образом предусмотренную указанной нормой обязанность по представлению сведений для индивидуального (персонифицированного) учета в установленный срок.
Так, как указал Конституционный Суд Российской Федерации в постановлении от 04.02.2019 № 8-П «По делу о проверке конституционности ст. 15.33.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в связи с жалобой гражданки У.М. Эркеновой», наряду с закрепленными в Федеральном законе от 01.04.1996 № 27-ФЗ «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования», правовое регулирование, предусматривающее меры ответственности за нарушение требований законодательства в сфере организации индивидуального (персонифицированного) учета в системе обязательного пенсионного страхования как для страхователей, так и для должностных лиц, призванных непосредственно осуществлять ведение такого учета на предприятии, своевременно представлять необходимую информацию органам Пенсионного фонда Российской Федерации, само по себе не может расцениваться как отступление от вытекающих из Конституции Российской Федерации принципов справедливости, равенства, стабильности юридического статуса субъектов социально-страховых отношений, на основе которых реализуется право на социальное обеспечение и осуществляется социальное обеспечение в целом.
Поскольку допущенные мировым судьей нарушения носят существенный характер и повлияли на выводы, сделанные по данному делу об административном правонарушении, постановление от 28.12.2020 нельзя признать законным и обоснованным.
В силу ч. 1 ст. 4.5. КоАП РФ за нарушения страхового законодательства Российской Федерации, лицо может быть привлечено к административной ответственности не позднее одного года со дня совершения административного правонарушения.
В соответствии с п. 2 ч. 1 ст. 32.9. Закона РФ от 27.11.1992 № 4015-1 «Об организации страхового дела в Российской Федерации» пенсионное страхование является одним из видов страхования.
Организационные, правовые и финансовые основы обязательного пенсионного страхования в Российской Федерации регулируются Федеральным законом от 15.12.2001 № 167-ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации». Согласно ст. 2 данного закона законодательство Российской Федерации об обязательном пенсионном страховании состоит, в том числе из Федерального закона от 01.04.1996 № 27-ФЗ.
Из разъяснений, изложенных в п. 14 постановления Пленума Верховного Суда РФ № 5 от 24.03.2005 «О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях» следует, что срок давности привлечения к ответственности исчисляется по общим правилам исчисления сроков - со дня, следующего за днем совершения административного правонарушения (за днем обнаружения правонарушения). В случае совершения административного правонарушения, выразившегося в форме бездействия, срок привлечения к административной ответственности исчисляется со дня, следующего за последним днем периода, предоставленного для исполнения соответствующей обязанности.
Таким образом, срок давности привлечения к административной ответственности за нарушение установленного п. 2.2. ст. 11 Федерального закона от 01.04.1996 № 27-ФЗ срока предоставления в Пенсионный фонд сведений о работающих застрахованных лицах, составляет 1 год со дня, следующего за последним днем периода, предоставленного для исполнения соответствующей обязанности.
Учитывая изложенное, суд приходит к выводу, что годичный срок давности привлечения к административной ответственности за данное правонарушение, установленный ст. 4.5. КоАП РФ, начавшийся в данном случае 18.02.2020, истек.
Согласно п. 6 ч. 1 ст. 24.5 КоАП РФ производство по делу об административном правонарушении не может быть начато, а начатое производство подлежит прекращению при истечении сроков давности привлечения к административной ответственности.
В соответствии с п. 3 ч. 1 ст. 30.7 КоАП РФ по результатам рассмотрения жалобы на постановление по делу об административном правонарушении выносится решение об отмене постановления и о прекращении производства по делу при наличии хотя бы одного из обстоятельств, предусмотренных ст. 2.9, 24.5 КоАП РФ, а также при недоказанности обстоятельств, на основании которых было вынесено постановление (п. 3).
При таких обстоятельствах постановление мирового судьи подлежит отмене, а производство по делу об административном правонарушении, предусмотренном ст. 15.33.2 КоАП РФ в отношении Мордована О.В. - прекращению в связи с истечением сроков давности привлечения к административной ответственности.
Руководствуясь ст. ст. 30.6-30.9 КоАП РФ, судья
РЕШИЛ:
Жалобу Отделения Пенсионного фонда РФ (ГУ) по Республике Бурятия удовлетворить.
Постановление мирового судьи судебного участка № 5 Железнодорожного района г. Улан-Удэ от 28.12.2020 по делу об административном правонарушении, предусмотренном ст. 15.33.2 КоАП РФ в отношении должностного лица – генерального директора ООО «Фреш Континент» Мордована О.В. - отменить.
Производство по делу об административном правонарушении, предусмотренном ст. 15.33.2 КоАП РФ в отношении должностного лица – генерального директора ООО «Фреш Континент» Мордована Олега Васильевича прекратить за истечением срока давности привлечения к административной ответственности на основании по п. 6 ч. 1 ст. 24.5 КоАП РФ.
Судья С.Л. Доржиева