Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
27 марта 2024 года г. Самара
Самарский областной суд в составе:
председательствующего судьи Родиной Т.А.
при секретаре Емельяновой Е.С.
с участием прокурора Колчиной Е.Е.
рассмотрев в открытом судебном заседании
административное дело № 3а-945/2024 по административному исковому заявлению ФИО1 о признании недействующими нормативных правовых актов в части,
с участием представителя административного истца по доверенности ФИО4,
У с т а н о в и л :
ФИО1 обратился в Самарский областной суд с административным исковым заявлением, в котором просил признать недействующими со дня принятия Перечень объектов недвижимого имущества, находящихся на территории Самарской области, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость для целей налогообложения, на 2022 год, утверждённый приказом Министерства имущественных отношений Самарской области от 22 октября 2021 года № 2233 в части включения в него под пунктом 7877 нежилого помещения с кадастровым номером 63:09:0101175:1005, Перечень объектов недвижимого имущества, находящихся на территории Самарской области, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость для целей налогообложения, на 2023 год, утверждённый приказом Министерства имущественных отношений Самарской области от 8 ноября 2022 года № 2077, в части включения в него под пунктом 7790 нежилого помещения с кадастровым номером 63:09:0101175:1005.
Требования обоснованы тем, что административный истец являлся собственником нежилого помещения с кадастровым номером 63:09:0101175:1005, которое было снято с учета 09.11.2020 года в связи с образованием трех нежилых помещений с кадастровыми номерами 63:09:0101175:3617, 63:09:0101175:3618, 63:09:0101175:3619. Основания для включения объекта недвижимости в Перечни на 2022-2023 отсутствует, так как помещение с кадастровым номером 63:09:0101175:1005 как объект права отсутствует, его существование прекращено в момент снятия с кадастрового учета 09.11.2020 года, за год до принятия Перечня на 2022 год. Включение помещения в Перечни влечет увеличение налогооблагаемой базы по налогу на имущество физического лица, нарушая права и законные интересы.
В судебном заседании представитель административного истца ФИО4 поддержал заявленные требования в соответствии с доводами, изложенными в административном исковом заявлении.
Министерство имущественных отношений Самарской области не направило в суд своего представителя, о времени и месте рассмотрения дела извещено надлежащим образом.
Относительно заявленных требований Министерство имущественных отношений представило письменные возражения, в которых сослалось на то, что нежилое помещение расположено в здании многоквартирного жилого дома, где, как правило, размещаются торговые или офисные объекты, объекты общественного питания или бытового обслуживания, поэтому министерство включило спорный объект в Перечни исходя из отнесения его к объектам, предусмотренным пп.2 п.1, п.4 ст.378.2 НК РФ.
Заинтересованное лицо- Администрация г.о. Тольятти - не направила в суд своего представителя, о времени и месте рассмотрения дела извещена надлежащим образом.
Выслушав представителя административного истца, исследовав материалы дела, выслушав заключение прокурора, полагавшего, что требования административного истца подлежат удовлетворению, суд приходит к выводу об удовлетворении заявленных требований.
В соответствии с требованиями статей 72 и 76 Конституции Российской Федерации, подпункта 33 пункта 2 статьи 26.3 Федерального закона «Об общих принципах организации законодательных /представительных/ и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» от 6 октября 1999 № 184-ФЗ к полномочиям органов государственной власти субъекта Российской Федерации по предметам совместного ведения отнесено, в том числе, решение вопросов установления, изменения и отмены региональных налогов и сборов.
Налог на имущество физических лиц относится к местным налогам, устанавливается главой 32 Налогового кодекса Российской Федерации и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований
Пунктом 7 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации установлено, что уполномоченный орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации не позднее 1-го числа очередного налогового периода по налогу определяет на этот налоговый период перечень объектов недвижимого имущества, указанных в подпунктах 1 и 2 пункта 1 настоящей статьи, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, направляет перечень в электронной форме в налоговый орган по субъекту Российской Федерации, размещает перечень на своем официальном сайте или на официальном сайте субъекта Российской Федерации в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет».
В соответствии с Постановлением Правительства Самарской области Министерство имущественных отношений Самарской области от 25 ноября 2014 года № 719 уполномочено органом исполнительной власти Самарской области на утверждение перечня объектов недвижимого имущества, указанных в подпунктах 1 и 2 пункта 1 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость.
Перечень объектов недвижимого имущества, находящихся на территории Самарской области, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость для целей налогообложения на 2022 год, утвержден приказом № 2233 от 22 октября 2021 года.
Перечень объектов недвижимого имущества, находящихся на территории Самарской области, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость для целей налогообложения на 2023 год, утвержден приказом № 2077 от 8 ноября 2022 года.
Нежилое помещение с кадастровым номером 63:09:0101175:1005 включено в Перечень на 2022 год под пунктом 7877, в Перечень на 2023 год - под пунктом 7790.
Приказ министерства № 2233 от 22 октября 2021 года опубликован на официальном сайте Правительства Самарской области http://www.pravo.samregion.ru, 22.10.2021, на официальном интернет-портале правовой информации http://pravo.gov.ru, 22.10.2021.
Приказ министерства № 2077 от 8 ноября 2022 года опубликован на официальном сайте Правительства Самарской области http://www.pravo.samregion.ru, 09.11.2022, на
официальном интернет-портале правовой информации http://pravo.gov.ru, 09.11.2022 года.
В соответствии с пунктами 1, 2 части 1 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации налоговая база определяется с учетом особенностей, установленных настоящей статьей, как кадастровая стоимость имущества в отношении следующих видов недвижимого имущества, признаваемого объектом налогообложения:
1) административно-деловые центры и торговые центры (комплексы) и помещения в них;
2) нежилые помещения, назначение, разрешенное использование или наименование которых в соответствии со сведениями, содержащимися в Едином государственном реестре недвижимости, или документами технического учета (инвентаризации) объектов недвижимости предусматривает размещение офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и бытового обслуживания либо которые фактически используются для размещения офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и бытового обслуживания.
В соответствии с пунктами 3, 4 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации в целях настоящей статьи административно-деловым центром признается отдельно стоящее нежилое здание (строение, сооружение), помещения в котором принадлежат одному или нескольким собственникам и которое отвечает хотя бы одному из следующих условий:
1) здание (строение, сооружение) расположено на земельном участке, один из видов разрешенного использования которого предусматривает размещение офисных зданий делового, административного и коммерческого назначения;
2) здание (строение, сооружение) предназначено для использования или фактически используется в целях делового, административного или коммерческого назначения. При этом:
здание (строение, сооружение) признается предназначенным для использования в целях делового, административного или коммерческого назначения, если назначение, разрешенное использование или наименование помещений общей площадью не менее 20 процентов общей площади этого здания (строения, сооружения) в соответствии со сведениями, содержащимися в Едином государственном реестре недвижимости, или документами технического учета (инвентаризации) таких объектов недвижимости предусматривает размещение офисов и сопутствующей офисной инфраструктуры (включая централизованные приемные помещения, комнаты для проведения встреч, офисное оборудование, парковки);
фактическим использованием здания (строения, сооружения) в целях делового, административного или коммерческого назначения признается использование не менее 20 процентов его общей площади для размещения офисов и сопутствующей офисной инфраструктуры (включая централизованные приемные помещения, комнаты для проведения встреч, офисное оборудование, парковки).
В целях настоящей статьи торговым центром (комплексом) признается отдельно стоящее нежилое здание (строение, сооружение), помещения в котором принадлежат одному или нескольким собственникам и которое отвечает хотя бы одному из следующих условий:
1) здание (строение, сооружение) расположено на земельном участке, один из видов разрешенного использования которого предусматривает размещение торговых объектов, объектов общественного питания и (или) бытового обслуживания;
2) здание (строение, сооружение) предназначено для использования или фактически используется в целях размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания. При этом:
здание (строение, сооружение) признается предназначенным для использования в целях размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания, если назначение, разрешенное использование или наименование помещений общей площадью не менее 20 процентов общей площади этого здания (строения, сооружения) в соответствии со сведениями, содержащимися в Едином государственном реестре недвижимости, или документами технического учета (инвентаризации) таких объектов недвижимости предусматривает размещение торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания;
фактическим использованием здания (строения, сооружения) в целях размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания признается использование не менее 20 процентов его общей площади для размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания.
Из материалов дела установлено, что в период с 21 октября 2011 года до 09 ноября 2020 года Рожкову А. И. на праве собственности принадлежало нежилое помещение с кадастровым номером 63:09:0101175:1005 площадью 1075,1 кв. м, расположенное по адресу: Самарская область, г. Тольятти, Автозаводский район, пр-кт Ленинский, д. 1 (расположение - (-1) этаж поз. 17-21, 21а, 22, 22а, 23, 30, 32-42; 1 этаж поз. 1-9, 9а, 10-32.
Согласно выписки из Единого государственного реестра недвижимости нежилое помещение имело назначение - нежилое, наименование – нежилое помещение (расположение - (-1) этаж поз. 17-21, 21а, 22, 22а, 23, 30, 32-42; 1 этаж поз. 1-9, 9а, 10-32.
9 ноября 2020 года нежилое помещение снято с кадастрового учета.
Из него образовались помещения с кадастровыми номерами 63:09:0101175:3617, 63:09:0101175:3618, 63:09:0101175:3619.
Нежилое помещение с кадастровым номером 63:09:0101175:1005 располагалось в здании многоквартирного жилого дома с кадастровым номером 63:09:0101175:540 на земельном участке с кадастровым номером 63:09:0101168:554, вид разрешенного использования которого «для дальнейшего обслуживания, эксплуатации и благоустройства многоквартирного жилого дома со встроенными нежилыми помещениями.
По технической документации по состоянию на 28.03.2008 года в помещении располагались склады, коридоры, лестницы, вахта, тамбуры, коридоры, электрощитовая, туалеты, моечная, умывальник, разгрузочная, хозпомещение, подсобная, кабинет, а также торговые залы (площадью 55,9 кв.м, 51.1 кв.м, 268,2 кв.м., 45,2 кв.м, 45,3 кв.м), площадь которых составляла более 20 % от общей площади помещения..
Вместе с тем, суд принимает во внимание, что на даты утверждения Перечней на 2022-2023 годы объект недвижимости с кадастровым номером 63:09:0101175:1005 не существовал как объект права, поскольку был снят с кадастрового учета.
В связи изложенными обстоятельствами суд приходит к выводу о том, что включение нежилого помещения с кадастровым номером 63:09:0101175:1005 в Перечни на 2022-2023 не соответствует критериям статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации, в связи с этим требования административного истца подлежат удовлетворению.
Представленные административный г.о. Тольятти акты осмотра от 31 октября 2022 года нежилых помещений с кадастровыми номерами 63:09:0101175:3617, 63:09:0101175:3619 не имеют правового значения, поскольку они не являются предметом спора по рассматриваемому делу.
Установив, что оспариваемый нормативный правовой акт полностью или в части не соответствует нормативному правовому акту, имеющему большую юридическую силу, суд признает этот нормативный правовой акт недействующим полностью или в части со дня его принятия или иного указанного судом времени.
С учетом ограниченного срока применения оспариваемых норм (2022- 2023 годы), суд полагает, что восстановлению прав и законных интересов административного истца будет способствовать признание оспариваемых норм недействующими со дня принятия.
На основании изложенного и руководствуясь статьями 175-180, 208 - 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд
Р е ш и л :
Требования ФИО1 удовлетворить.
Признать недействующим со дня принятия Перечень объектов недвижимого имущества, находящихся на территории Самарской области, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость для целей налогообложения на 2022 год, утвержденный приказом министерства имущественных отношений Самарской области от 22 октября 2021 года № 2233, в части включения в него под пунктом 7877 нежилого помещения с кадастровым номером 63:09:0101175:1005
Признать недействующим со дня принятия Перечень объектов недвижимого имущества, находящихся на территории Самарской области, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость для целей налогообложения на 2023год, утвержденный приказом министерства имущественных отношений Самарской области от 8 ноября 2022 года № 2077, в части включения в него под пунктом 7790 помещения с кадастровым номером 63:09:0101175:1005.
Решение может быть обжаловано в Четвертый апелляционный суд общей юрисдикции в течение одного месяца со дня изготовления решения суда в окончательной форме.
Судья: Т.А. Родина
Мотивированное решение изготовлено 28 марта 2024 года.