Судебный акт #1 (Решение) по делу № 3а-945/2024 ~ М-194/2024 от 06.02.2024

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

27 марта 2024 года г. Самара

Самарский областной суд в составе:

председательствующего судьи Родиной Т.А.

при секретаре Емельяновой Е.С.

с участием прокурора Колчиной Е.Е.

рассмотрев в открытом судебном заседании

административное дело № 3а-945/2024 по административному исковому заявлению ФИО1 о признании недействующими нормативных правовых актов в части,

с участием представителя административного истца по доверенности ФИО4,

У с т а н о в и л :

ФИО1 обратился в Самарский областной суд с административным исковым заявлением, в котором просил признать недействующими со дня принятия Перечень объектов недвижимого имущества, находящихся на территории Самарской области, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость для целей налогообложения, на 2022 год, утверждённый приказом Министерства имущественных отношений Самарской области от 22 октября 2021 года № 2233 в части включения в него под пунктом 7877 нежилого помещения с кадастровым номером 63:09:0101175:1005, Перечень объектов недвижимого имущества, находящихся на территории Самарской области, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость для целей налогообложения, на 2023 год, утверждённый приказом Министерства имущественных отношений Самарской области от 8 ноября 2022 года № 2077, в части включения в него под пунктом 7790 нежилого помещения с кадастровым номером 63:09:0101175:1005.

Требования обоснованы тем, что административный истец являлся собственником нежилого помещения с кадастровым номером 63:09:0101175:1005, которое было снято с учета 09.11.2020 года в связи с образованием трех нежилых помещений с кадастровыми номерами 63:09:0101175:3617, 63:09:0101175:3618, 63:09:0101175:3619. Основания для включения объекта недвижимости в Перечни на 2022-2023 отсутствует, так как помещение с кадастровым номером 63:09:0101175:1005 как объект права отсутствует, его существование прекращено в момент снятия с кадастрового учета 09.11.2020 года, за год до принятия Перечня на 2022 год. Включение помещения в Перечни влечет увеличение налогооблагаемой базы по налогу на имущество физического лица, нарушая права и законные интересы.

В судебном заседании представитель административного истца ФИО4 поддержал заявленные требования в соответствии с доводами, изложенными в административном исковом заявлении.

Министерство имущественных отношений Самарской области не направило в суд своего представителя, о времени и месте рассмотрения дела извещено надлежащим образом.

Относительно заявленных требований Министерство имущественных отношений представило письменные возражения, в которых сослалось на то, что нежилое помещение расположено в здании многоквартирного жилого дома, где, как правило, размещаются торговые или офисные объекты, объекты общественного питания или бытового обслуживания, поэтому министерство включило спорный объект в Перечни исходя из отнесения его к объектам, предусмотренным пп.2 п.1, п.4 ст.378.2 НК РФ.

Заинтересованное лицо- Администрация г.о. Тольятти - не направила в суд своего представителя, о времени и месте рассмотрения дела извещена надлежащим образом.

Выслушав представителя административного истца, исследовав материалы дела, выслушав заключение прокурора, полагавшего, что требования административного истца подлежат удовлетворению, суд приходит к выводу об удовлетворении заявленных требований.

В соответствии с требованиями статей 72 и 76 Конституции Российской Федерации, подпункта 33 пункта 2 статьи 26.3 Федерального закона «Об общих принципах организации законодательных /представительных/ и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» от 6 октября 1999 № 184-ФЗ к полномочиям органов государственной власти субъекта Российской Федерации по предметам совместного ведения отнесено, в том числе, решение вопросов установления, изменения и отмены региональных налогов и сборов.

Налог на имущество физических лиц относится к местным налогам, устанавливается главой 32 Налогового кодекса Российской Федерации и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований

Пунктом 7 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации установлено, что уполномоченный орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации не позднее 1-го числа очередного налогового периода по налогу определяет на этот налоговый период перечень объектов недвижимого имущества, указанных в подпунктах 1 и 2 пункта 1 настоящей статьи, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, направляет перечень в электронной форме в налоговый орган по субъекту Российской Федерации, размещает перечень на своем официальном сайте или на официальном сайте субъекта Российской Федерации в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет».

В соответствии с Постановлением Правительства Самарской области Министерство имущественных отношений Самарской области от 25 ноября 2014 года № 719 уполномочено органом исполнительной власти Самарской области на утверждение перечня объектов недвижимого имущества, указанных в подпунктах 1 и 2 пункта 1 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость.

Перечень объектов недвижимого имущества, находящихся на территории Самарской области, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость для целей налогообложения на 2022 год, утвержден приказом № 2233 от 22 октября 2021 года.

Перечень объектов недвижимого имущества, находящихся на территории Самарской области, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость для целей налогообложения на 2023 год, утвержден приказом № 2077 от 8 ноября 2022 года.

Нежилое помещение с кадастровым номером 63:09:0101175:1005 включено в Перечень на 2022 год под пунктом 7877, в Перечень на 2023 год - под пунктом 7790.

Приказ министерства № 2233 от 22 октября 2021 года опубликован на официальном сайте Правительства Самарской области http://www.pravo.samregion.ru, 22.10.2021, на официальном интернет-портале правовой информации http://pravo.gov.ru, 22.10.2021.

Приказ министерства № 2077 от 8 ноября 2022 года опубликован на официальном сайте Правительства Самарской области http://www.pravo.samregion.ru, 09.11.2022, на

официальном интернет-портале правовой информации http://pravo.gov.ru, 09.11.2022 года.

В соответствии с пунктами 1, 2 части 1 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации налоговая база определяется с учетом особенностей, установленных настоящей статьей, как кадастровая стоимость имущества в отношении следующих видов недвижимого имущества, признаваемого объектом налогообложения:

1) административно-деловые центры и торговые центры (комплексы) и помещения в них;

2) нежилые помещения, назначение, разрешенное использование или наименование которых в соответствии со сведениями, содержащимися в Едином государственном реестре недвижимости, или документами технического учета (инвентаризации) объектов недвижимости предусматривает размещение офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и бытового обслуживания либо которые фактически используются для размещения офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и бытового обслуживания.

В соответствии с пунктами 3, 4 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации в целях настоящей статьи административно-деловым центром признается отдельно стоящее нежилое здание (строение, сооружение), помещения в котором принадлежат одному или нескольким собственникам и которое отвечает хотя бы одному из следующих условий:

1) здание (строение, сооружение) расположено на земельном участке, один из видов разрешенного использования которого предусматривает размещение офисных зданий делового, административного и коммерческого назначения;

2) здание (строение, сооружение) предназначено для использования или фактически используется в целях делового, административного или коммерческого назначения. При этом:

здание (строение, сооружение) признается предназначенным для использования в целях делового, административного или коммерческого назначения, если назначение, разрешенное использование или наименование помещений общей площадью не менее 20 процентов общей площади этого здания (строения, сооружения) в соответствии со сведениями, содержащимися в Едином государственном реестре недвижимости, или документами технического учета (инвентаризации) таких объектов недвижимости предусматривает размещение офисов и сопутствующей офисной инфраструктуры (включая централизованные приемные помещения, комнаты для проведения встреч, офисное оборудование, парковки);

фактическим использованием здания (строения, сооружения) в целях делового, административного или коммерческого назначения признается использование не менее 20 процентов его общей площади для размещения офисов и сопутствующей офисной инфраструктуры (включая централизованные приемные помещения, комнаты для проведения встреч, офисное оборудование, парковки).

В целях настоящей статьи торговым центром (комплексом) признается отдельно стоящее нежилое здание (строение, сооружение), помещения в котором принадлежат одному или нескольким собственникам и которое отвечает хотя бы одному из следующих условий:

1) здание (строение, сооружение) расположено на земельном участке, один из видов разрешенного использования которого предусматривает размещение торговых объектов, объектов общественного питания и (или) бытового обслуживания;

2) здание (строение, сооружение) предназначено для использования или фактически используется в целях размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания. При этом:

здание (строение, сооружение) признается предназначенным для использования в целях размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания, если назначение, разрешенное использование или наименование помещений общей площадью не менее 20 процентов общей площади этого здания (строения, сооружения) в соответствии со сведениями, содержащимися в Едином государственном реестре недвижимости, или документами технического учета (инвентаризации) таких объектов недвижимости предусматривает размещение торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания;

фактическим использованием здания (строения, сооружения) в целях размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания признается использование не менее 20 процентов его общей площади для размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания.

Из материалов дела установлено, что в период с 21 октября 2011 года до 09 ноября 2020 года Рожкову А. И. на праве собственности принадлежало нежилое помещение с кадастровым номером 63:09:0101175:1005 площадью 1075,1 кв. м, расположенное по адресу: Самарская область, г. Тольятти, Автозаводский район, пр-кт Ленинский, д. 1 (расположение - (-1) этаж поз. 17-21, 21а, 22, 22а, 23, 30, 32-42; 1 этаж поз. 1-9, 9а, 10-32.

Согласно выписки из Единого государственного реестра недвижимости нежилое помещение имело назначение - нежилое, наименование – нежилое помещение (расположение - (-1) этаж поз. 17-21, 21а, 22, 22а, 23, 30, 32-42; 1 этаж поз. 1-9, 9а, 10-32.

9 ноября 2020 года нежилое помещение снято с кадастрового учета.

Из него образовались помещения с кадастровыми номерами 63:09:0101175:3617, 63:09:0101175:3618, 63:09:0101175:3619.

Нежилое помещение с кадастровым номером 63:09:0101175:1005 располагалось в здании многоквартирного жилого дома с кадастровым номером 63:09:0101175:540 на земельном участке с кадастровым номером 63:09:0101168:554, вид разрешенного использования которого «для дальнейшего обслуживания, эксплуатации и благоустройства многоквартирного жилого дома со встроенными нежилыми помещениями.

По технической документации по состоянию на 28.03.2008 года в помещении располагались склады, коридоры, лестницы, вахта, тамбуры, коридоры, электрощитовая, туалеты, моечная, умывальник, разгрузочная, хозпомещение, подсобная, кабинет, а также торговые залы (площадью 55,9 кв.м, 51.1 кв.м, 268,2 кв.м., 45,2 кв.м, 45,3 кв.м), площадь которых составляла более 20 % от общей площади помещения..

Вместе с тем, суд принимает во внимание, что на даты утверждения Перечней на 2022-2023 годы объект недвижимости с кадастровым номером 63:09:0101175:1005 не существовал как объект права, поскольку был снят с кадастрового учета.

В связи изложенными обстоятельствами суд приходит к выводу о том, что включение нежилого помещения с кадастровым номером 63:09:0101175:1005 в Перечни на 2022-2023 не соответствует критериям статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации, в связи с этим требования административного истца подлежат удовлетворению.

Представленные административный г.о. Тольятти акты осмотра от 31 октября 2022 года нежилых помещений с кадастровыми номерами 63:09:0101175:3617, 63:09:0101175:3619 не имеют правового значения, поскольку они не являются предметом спора по рассматриваемому делу.

Установив, что оспариваемый нормативный правовой акт полностью или в части не соответствует нормативному правовому акту, имеющему большую юридическую силу, суд признает этот нормативный правовой акт недействующим полностью или в части со дня его принятия или иного указанного судом времени.

С учетом ограниченного срока применения оспариваемых норм (2022- 2023 годы), суд полагает, что восстановлению прав и законных интересов административного истца будет способствовать признание оспариваемых норм недействующими со дня принятия.

На основании изложенного и руководствуясь статьями 175-180, 208 - 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд

Р е ш и л :

Требования ФИО1 удовлетворить.

Признать недействующим со дня принятия Перечень объектов недвижимого имущества, находящихся на территории Самарской области, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость для целей налогообложения на 2022 год, утвержденный приказом министерства имущественных отношений Самарской области от 22 октября 2021 года № 2233, в части включения в него под пунктом 7877 нежилого помещения с кадастровым номером 63:09:0101175:1005

Признать недействующим со дня принятия Перечень объектов недвижимого имущества, находящихся на территории Самарской области, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость для целей налогообложения на 2023год, утвержденный приказом министерства имущественных отношений Самарской области от 8 ноября 2022 года № 2077, в части включения в него под пунктом 7790 помещения с кадастровым номером 63:09:0101175:1005.

Решение может быть обжаловано в Четвертый апелляционный суд общей юрисдикции в течение одного месяца со дня изготовления решения суда в окончательной форме.

Судья: Т.А. Родина

Мотивированное решение изготовлено 28 марта 2024 года.

3а-945/2024 ~ М-194/2024

Категория:
Гражданские
Статус:
Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН
Истцы
Рожков А.И.
Ответчики
Администрация г.о. Тольятти
Министерство имущественных отношений Самарской области
Прокуратура Самарской области
Суд
Самарский областной суд
Судья
Родина Т. А.
Дело на странице суда
oblsud--sam.sudrf.ru
06.02.2024Регистрация административного искового заявления
06.02.2024Передача материалов судье
09.02.2024Решение вопроса о принятии к производству
09.02.2024Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
09.02.2024Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
26.02.2024Судебное заседание
15.03.2024Судебное заседание
27.03.2024Судебное заседание
28.03.2024Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
05.04.2024Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
Судебный акт #1 (Решение)

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее