Судья: Мамакина В.С. адм. дело № 33а-2490/2024
Дело № 2а-5576/2023
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
05 марта 2024 г. г. Самара
Судебная коллегия по административным делам Самарского областного суда в составе:
председательствующего Ромадановой И.А,
судей Роменской В.Н., Гулевича М.И.,
при секретаре Исмаилове Э.М.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по апелляционной жалобе ГУФССП России по Самарской области на Промышленного районного суда г. Самары от 13 ноября 2023 года по административному делу № 2а-5576/2023 по административному исковому заявлению Федотова К.Г. к судебным приставам-исполнителям Межрайонного отдела судебных приставов по взысканию административных штрафов по г. Самаре Исаевой А.И., Солдаткиной К.В, Ханову А.В., начальнику – старшему судебному приставу Межрайонного отдела судебных приставов по взысканию административных штрафов по г. Самаре Князевой Ю.Д., Межрайонному отделу судебных приставов по взысканию административных штрафов по г. Самаре, Главному управлению Федеральной службы судебных приставов по Самарской области о признании незаконными решений, действий (бездействия) судебного пристава-исполнителя,
заслушав доклад судьи Самарского областного суда Ромадановой И.А., объяснения представителя административного истца (по доверенности) Толстых Е.В., судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Федотов К.Г. обратился в суд с административным иском к Межрайонному отделу судебных приставов по взысканию административных штрафов по г. Самаре, Главному управлению Федеральной службы судебных приставов по Самарской области о признании незаконными решений, действий (бездействия) судебного пристава-исполнителя.
В обоснование требований указано, что Федотов К.Г. является должником по сводным исполнительным производствам (№ №) №СД, №-СД, №-СД, №-СД о взыскании с него сумм исполнительского сбора, общая сумма задолженности по которому составляет 57 213,96 руб.
Копии постановлений судебных приставов-исполнителей Межрайонного отдела судебных приставов по взысканию административных штрафов по г. Самаре о возбуждении исполнительных производств по взысканию административных штрафов, о взыскании сумм исполнительского сбора, а также указанных выше сводных исполнительных производств Федотовым К.Г. получены не были, поэтому административному истцу не известно когда выносились названные постановления о взыскании сумм исполнительского сбора (в рамках возбуждённых в отношении административного истца исполнительных производств по взысканию административных штрафов, либо после их окончания).
Ссылаясь на изложенные обстоятельства, административный истец Федотов К.Г. просил суд признать незаконными и отменить постановления судебных приставов-исполнителей Межрайонного отдела судебных приставов по взысканию административных штрафов по г. Самаре о взыскании с него сумм исполнительского сбора в рамках сводных исполнительных производств (№ №) №-СД, №-СД, №-СД, №-СД.
Решением Промышленного районного суда г. Самары от 13 ноября 2023 года постановлено: « Административное исковое заявление Федотова К.Г. – удовлетворить частично.
Признать незаконными постановления судебных приставов-исполнителей Межрайонного отдела судебных приставов по взысканию административных штрафов по г. Самаре о взыскании сумм исполнительского сбора:
№ от 18.05.2020,
№ от 22.05.2019
№ от 11.06.2019
-№ от 22.05.2019
№ от 11.06.2019
№ от 18.05.2020
№ от 15.07.2021
№ от 15.07.2021
№ от 15.07.2021
№ от 15.07.2021
№ от 15.07.2021
№ от 15.07.2021
№ от 15.07.2021
№ от 15.07.2021
№ от 15.07.2021
№ от 15.07.2021
№ от 15.07.2021
№ от 15.07.2021
№ от 15.07.2021
№ от 15.07.2021
№ от 15.07.2021
№ от 15.07.2021
№ от 15.07.2021
№ от 15.07.2021
№ от 15.07.2021
№ от 15.07.2021
№ от 15.07.2021
№ от 15.07.2021
№ от 15.07.2021
№ от 15.07.2021
№ от 15.07.2021
№ от 15.07.2021
№ от 15.07.2021
№ от 15.07.2021
№ от 15.07.2021
№ от 15.07.2021
№ от 15.07.2021
№ от 15.07.2021
№ от 15.07.2021
№ от 15.07.2021
№ от 15.07.2021
№ от 04.03.2021
№ от 04.03.2021
№ от 15.07.2021
№ от 15.07.2021.
Освободить Федотова К.Г. от исполнительского сбора, взысканного постановлениями судебных приставов-исполнителей Межрайонного отдела судебных приставов по взысканию административных штрафов по г. Самаре по сводным исполнительным производствам (№ №) №-СД, №-СД, №-СД, №-СД.
В удовлетворении остальной части требований административного иска – отказать» (т. 2 л.д. 31-40).
В апелляционной жалобе ГУФССП России по Самарской области просит решение суда отменить, принять по делу новый судебный акт, которым в удовлетворении административных исковых требований отказать (т. 2 л.д. 63-65).
Информация о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы в соответствии со статьями 14 и 16 Федерального закона от 22 декабря 2008 г. N 262-ФЗ "Об обеспечении доступа к информации о деятельности судов в Российской Федерации" размещена на интернет-сайте суда апелляционной инстанции.
Представитель административного истца Толстых Е.В. просила решение оставить без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.
Иные лица, участвующие в деле, в судебное заседание апелляционной инстанции не явились, о времени и месте рассмотрения дела извещены надлежащим образом, учитывая требования статей 96, 150 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия считает возможным рассмотреть дело в их отсутствие.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия не находит оснований для отмены решения суда.
Положениями статей 218 и 360 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации и части 1 статьи 121 Федерального закона от 2 октября 2007 года N 229-ФЗ "Об исполнительном производстве" (далее - Федеральный закон "Об исполнительном производстве") гражданину, организации, иным лицам предоставлено право оспорить в суде постановления должностных лиц службы судебных приставов, их действия (бездействие), если они полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.
В соответствии со статьей 2 Федерального закона "Об исполнительном производстве" задачами исполнительного производства являются правильное и своевременное исполнение судебных актов, актов других органов и должностных лиц, а в предусмотренных законодательством Российской Федерации случаях исполнение иных документов в целях защиты нарушенных прав, свобод и законных интересов граждан и организаций, а также в целях обеспечения исполнения обязательств по международным договорам Российской Федерации.
В соответствии с частью 1 статьи 121 Федерального закона "Об исполнительном производстве" постановления, действия (бездействие) судебного пристава-исполнителя могут быть оспорены взыскателем, должником или лицами, чьи права и интересы нарушены такими постановлением, действиями (бездействием).
Судом первой инстанции установлено и материалами дела подтверждается, что на основании актов по делам об административных правонарушениях, выданных ЦАФАП в области ДД ГИБДД ГУ МВД России Самарской области в отношении должника Федотова К.Г. судебными приставами-исполнителями Межрайонного отдела судебных приставов по взысканию административных штрафов по г. Самаре вынесены постановления о возбуждении следующих исполнительных производств (предмет исполнения: административные штрафы в пользу взыскателя ЦАФАП в области ДД ГИБДД ГУ МВД России по Самарской области):
- №-ИП от 16 ноября 2018 года по взысканию административного штрафа в размере 500,00 руб. Данное исполнительное производство 11 июля 2019 года окончено фактическим исполнением требований исполнительного документа в соответствии с п. 1 ч. 1 ст. 47 Федерального закона РФ от 02 октября 2007 года № 229-ФЗ «Об исполнительном производстве», 20 августа 2019 года сдано в архив и согласно акта о выделении к уничтожению документов, не подлежащих хранению № от 06 мая 2021 года уничтожено,
- №-ИП от 18 июля 2019 года по взысканию административного штрафа в размере 500,00 руб. Данное исполнительное производство 26 октября 2020 окончено фактическим исполнением требований, исполнительного документа, в соответствии с в соответствии с п. 1 ч. 1 ст. 47 Федерального закона РФ от 02 октября 2007 года № 229-ФЗ «Об исполнительном производстве», 23 ноября 2020 года сдано в архив и согласно акта о выделении к уничтожению документов, не подлежащих хранению № от 21 февраля 2022 года уничтожено,
- №-ИП от 01 августа 2019 года по взысканию административного штрафа в размере 2 000,00 руб. Данное исполнительное производство 26 ноября 2020 года окончено фактическим исполнением требований исполнительного документав соответствии с п. 1 ч. 1 ст. 47 Федерального закона РФ от 02 октября 2007 года № 229-ФЗ «Об исполнительном производстве»,23 ноября 2020 года сдано в архив и согласно акта о выделении к уничтожению документов, не подлежащих хранению № от 21 февраля 2022 года уничтожено,
- №-ИП от 25 сентября 2019 по взысканию административного штрафа в размере 500,00 руб. Данное исполнительное производство 26 ноября 2020 года окончено фактическим исполнением требований исполнительного документав соответствии с п. 1 ч. 1 ст. 47 Федерального закона РФ от 02 октября 2007 года № 229-ФЗ «Об исполнительном производстве»,23 ноября 2020 года сдано в архив и согласно акта о выделении к уничтожению документов, не подлежащих хранению № от 21 февраля 2022 года уничтожено,
- №-ИП от 05 марта 2020 года по взысканию административного штрафа в размере 500,00 руб. Данное исполнительное производство 26 ноября 2020 года окончено фактическим исполнением требований исполнительного документа в соответствии с п. 1 ч. 1 ст. 47 Федерального закона РФ от 02 октября 2007 года № 229-ФЗ «Об исполнительном производстве», 25 декабря 2020 года сдано в архив и согласно акта о выделении к уничтожению документов, не подлежащих хранению № от 21 февраля 2022 года уничтожено,
- №-ИП от 05 марта 2020 года по взысканию административного штрафа в размере 500,00 руб. Данное исполнительное производство 26 ноября 2020 года окончено фактическим исполнением требований исполнительного документа в соответствии с п. 1 ч. 1 ст. 47 Федерального закона РФ от 02 октября 2007 года № 229-ФЗ «Об исполнительном производстве», 25 декабря 2020 года сдано в архив и согласно акта о выделении к уничтожению документов, не подлежащих хранению № от 21 февраля 2022 года уничтожено,
- №-ИП от 23 марта 2020 года по взысканию административного штрафа в размере 1 500,00 руб. Данное исполнительное производство 26 ноября 2020 года окончено фактическим исполнением требований исполнительного документав соответствии с п. 1 ч. 1 ст. 47 Федерального закона РФ от 02 октября 2007 года № 229-ФЗ «Об исполнительном производстве»,25 декабря 2020 года сдано в архив и согласно акта о выделении к уничтожению документов, не подлежащих хранению № от 21 февраля 2022 года уничтожено,
- №-ИП от 27 марта 2020 по взысканию административного штрафа в размере 1 500,00 рублей. Данное исполнительное производство 18 декабря 2020 года окончено фактическим исполнением требований исполнительного документа в соответствии с п. 1 ч. 1 ст. 47 Федерального закона РФ от 02 октября 2007 года № 229-ФЗ «Об исполнительном производстве»,26 января 2021 года сдано в архив и согласно акта о выделении к уничтожению документов, не подлежащих хранению № от 21 февраля 2022 года уничтожено,
- №-ИП от 01 октября 2020 года по взысканию административного штрафа в размере 500,00 руб. Данное исполнительное производство 20 июля 2021 года окончено фактическим исполнением требований исполнительного документа в соответствии с п. 1 ч. 1 ст. 47 Федерального закона РФ от 02 октября 2007 года № 229-ФЗ «Об исполнительном производстве», 19 августа 2021 года сдано в архив и согласно акта о выделении к уничтожению документов, не подлежащих хранению № от 25 января 2023 года уничтожено,
- №-ИП от 01 октября 2020 года по взысканию административного штрафа в размере 500,00 руб. Данное исполнительное производство 20 июля 2021 года окончено фактическим исполнением требований исполнительного документа в соответствии с п. 1 ч. 1 ст. 47 Федерального закона РФ от 02 октября 2007 года № 229-ФЗ «Об исполнительном производстве», 19 августа 2021 года сдано в архив и согласно акта о выделении к уничтожению документов, не подлежащих хранению № от 25 января 2023 года уничтожено,
- №-ИП от 11 ноября 2020 года по взысканию административного штрафа в размере 500,00 руб. Данное исполнительное производство 20 июля 2021 года окончено фактическим исполнением требований исполнительного документа в соответствии с п. 1 ч. 1 ст. 47 Федерального закона РФ от 02 октября 2007 года № 229-ФЗ «Об исполнительном производстве», 19 августа 2021 года сдано в архив и согласно акта о выделении к уничтожению документов, не подлежащих хранению № от 25 января 2023 года уничтожено,
- №-ИП от 11 ноября 2020 года по взысканию административного штрафа в размере 500,00 руб. Данное исполнительное производство 20 июля 2021 года окончено фактическим исполнением требований исполнительного документа в соответствии с п. 1 ч. 1 ст. 47 Федерального закона РФ от 02 октября 2007 года № 229-ФЗ «Об исполнительном производстве», 19 августа 2021 года сдано в архив и согласно акта о выделении к уничтожению документов, не подлежащих хранению № от 25 января 2023 года уничтожено,
- №-ИП от 11 ноября 2020 года по взысканию административного штрафа в размере 500,00 руб. Данное исполнительное производство 20 июля 2021 года окончено фактическим исполнением требований исполнительного документа в соответствии с п. 1 ч. 1 ст. 47 Федерального закона РФ от 02 октября 2007 года № 229-ФЗ «Об исполнительном производстве», 19 августа 2021 года сдано в архив и согласно акта о выделении к уничтожению документов, не подлежащих хранению № от 25 января 2023 года уничтожено,
- №-ИП от 11 ноября 2020 года по взысканию административного штрафа в размере 500,00 руб. Данное исполнительное производство 20 июля 2021 года окончено фактическим исполнением требований исполнительного документа в соответствии с п. 1 ч. 1 ст. 47 Федерального закона РФ от 02 октября 2007 года № 229-ФЗ «Об исполнительном производстве», 19 августа 2021 года сдано в архив и согласно акта о выделении к уничтожению документов, не подлежащих хранению № от 25 января 2023 года уничтожено,
- №-ИП от 11 ноября 2020 года по взысканию административного штрафа в размере 500,00 руб. Данное исполнительное производство 20 июля 2021 года окончено фактическим исполнением требований исполнительного документа в соответствии с п. 1 ч. 1 ст. 47 Федерального закона РФ от 02 октября 2007 года № 229-ФЗ «Об исполнительном производстве», 19 августа 2021 года сдано в архив и согласно акта о выделении к уничтожению документов, не подлежащих хранению № от 25 января 2023 года уничтожено,
- №-ИП от 11 ноября 2020 года по взысканию административного штрафа в размере 500,00 руб. Данное исполнительное производство 20 июля 2021 года окончено фактическим исполнением требований исполнительного документа в соответствии с п. 1 ч. 1 ст. 47 Федерального закона РФ от 02 октября 2007 года № 229-ФЗ «Об исполнительном производстве», 19 августа 2021 года сдано в архив и согласно акта о выделении к уничтожению документов, не подлежащих хранению № от 25 января 2023 года уничтожено,
- №-ИП от 11 ноября 2020 года по взысканию административного штрафа в размере 500,00 руб. Данное исполнительное производство 20 июля 2021 года окончено фактическим исполнением требований исполнительного документа в соответствии с п. 1 ч. 1 ст. 47 Федерального закона РФ от 02 октября 2007 года № 229-ФЗ «Об исполнительном производстве», 19 августа 2021 года сдано в архив и согласно акта о выделении к уничтожению документов, не подлежащих хранению № от 25 января 2023 года уничтожено,
- №-ИП от 16 ноября 2020 года по взысканию административного штрафа в размере 500,00 руб. Данное исполнительное производство 21 июля 2021 года окончено фактическим исполнением требований исполнительного документав соответствии с п. 1 ч. 1 ст. 47 Федерального закона РФ от 02 октября 2007 года № 229-ФЗ «Об исполнительном производстве», 19 августа 2021 года сдано в архив и согласно акта о выделении к уничтожению документов, не подлежащих хранению № от 25 января 2023 года уничтожено,
- №-ИП от 16 ноября 2020 года по взысканию административного штрафа в размере 1 000,00 руб. Данное исполнительное производство 21 июля 2021 года окончено фактическим исполнением требований исполнительного документа в соответствии с п. 1 ч. 1 ст. 47 Федерального закона РФ от 02 октября 2007 года № 229-ФЗ «Об исполнительном производстве», 19 августа 2021 года сдано в архив и согласно акта о выделении к уничтожению документов, не подлежащих хранению № от 25 января 2023 года уничтожено,
- №-ИП от 16 ноября 2020 года по взысканию административного штрафа в размере 5 000,00 руб. Данное исполнительное производство 21 июля 2021 года окончено фактическим исполнением требований исполнительного документа в соответствии с п. 1 ч. 1 ст. 47 Федерального закона РФ от 02 октября 2007 года № 229-ФЗ «Об исполнительном производстве», 19 августа 2021 года сдано в архив и согласно акта о выделении к уничтожению документов, не подлежащих хранению № от 25 января 2023 года уничтожено,
- №-ИП от 16 ноября 2020 года по взысканию административного штрафа в размере 1 000,00 руб. Данное исполнительное производство 21 июля 2021 года окончено фактическим исполнением требований исполнительного документа в соответствии с п. 1 ч. 1 ст. 47 Федерального закона РФ от 02 октября 2007 года № 229-ФЗ «Об исполнительном производстве», 19 августа 2021 года сдано в архив и согласно акта о выделении к уничтожению документов, не подлежащих хранению № от 25 января 2023 года уничтожено,
- №-ИП от 03 декабря 2020 года по взысканию административного штрафа в размере 500,00 руб. Данное исполнительное производство 21 июля 2021 года окончено фактическим исполнением требований исполнительного документа в соответствии с п. 1 ч. 1 ст. 47 Федерального закона РФ от 02 октября 2007 года № 229-ФЗ «Об исполнительном производстве», 19 августа 2021 года сдано в архив и согласно акта о выделении к уничтожению документов, не подлежащих хранению № от 25 января 2023 года уничтожено,
- №-ИП от 03 декабря 2020 года по взысканию административного штрафа в размере 500,00 руб. Данное исполнительное производство 21 июля 2021 года окончено фактическим исполнением требований исполнительного документа в соответствии с п. 1 ч. 1 ст. 47 Федерального закона РФ от 02 октября 2007 года № 229-ФЗ «Об исполнительном производстве», 19 августа 2021 года сдано в архив и согласно акта о выделении к уничтожению документов, не подлежащих хранению № от 25 января 2023 года уничтожено,
№-ИП от 03 декабря 2020 года по взысканию административного штрафа в размере 500,00 руб. Данное исполнительное производство 21 июля 2021 года окончено фактическим исполнением требований исполнительного документа в соответствии с п. 1 ч. 1 ст. 47 Федерального закона РФ от 02 октября 2007 года № 229-ФЗ «Об исполнительном производстве», 19 августа 2021 года сдано в архив и согласно акта о выделении к уничтожению документов, не подлежащих хранению № от 25 января 2023 года уничтожено,
№-ИП от 03 декабря 2020 года по взысканию административного штрафа в размере 500,00 руб. Данное исполнительное производство 21 июля 2021 года окончено фактическим исполнением требований исполнительного документа в соответствии с п. 1 ч. 1 ст. 47 Федерального закона РФ от 02 октября 2007 года № 229-ФЗ «Об исполнительном производстве», 19 августа 2021 года сдано в архив и согласно акта о выделении к уничтожению документов, не подлежащих хранению № от 25 января 2023 года уничтожено,
- №-ИП от 03 декабря 2020 года по взысканию административного штрафа в размере 500,00 руб. Данное исполнительное производство 21 июля 2021 года окончено фактическим исполнением требований исполнительного документа в соответствии с п. 1 ч. 1 ст. 47 Федерального закона РФ от 02 октября 2007 года № 229-ФЗ «Об исполнительном производстве», 19 августа 2021 года сдано в архив и согласно акта о выделении к уничтожению документов, не подлежащих хранению № от 25 января 2023 года уничтожено,
- №-ИП от 03 декабря 2020 года по взысканию административного штрафа в размере 5 000,00 руб.Данное исполнительное производство 21 июля 2021 года окончено фактическим исполнением требований исполнительного документа в соответствии с п. 1 ч. 1 ст. 47 Федерального закона РФ от 02 октября 2007 года № 229-ФЗ «Об исполнительном производстве», 19 августа 2021 года сдано в архив и согласно акта о выделении к уничтожению документов, не подлежащих хранению № от 25 января 2023 года уничтожено,
- №-ИП от 03 декабря 2020 года по взысканию административного штрафа в размере 1 000,00 руб. Данное исполнительное производство 21 июля 2021 года окончено фактическим исполнением требований исполнительного документа в соответствии с п. 1 ч. 1 ст. 47 Федерального закона РФ от 02 октября 2007 года № 229-ФЗ «Об исполнительном производстве», 19 августа 2021 года сдано в архив и согласно акта о выделении к уничтожению документов, не подлежащих хранению № от 25 января 2023 года уничтожено,
- №-ИП от 03 декабря 2020 года по взысканию административного штрафа в размере 500,00 руб. Данное исполнительное производство 21 июля 2021 года окончено фактическим исполнением требований исполнительного документа в соответствии с п. 1 ч. 1 ст. 47 Федерального закона РФ от 02 октября 2007 года № 229-ФЗ «Об исполнительном производстве», 19 августа 2021 года сдано в архив и согласно акта о выделении к уничтожению документов, не подлежащих хранению № от 25 января 2023 года уничтожено
- №-ИП от 07 декабря 2020 года по взысканию административного штрафа в размере 500,00 руб. Данное исполнительное производство 21 июля 2021 года окончено фактическим исполнением требований исполнительного документа в соответствии с п. 1 ч. 1 ст. 47 Федерального закона РФ от 02 октября 2007 года № 229-ФЗ «Об исполнительном производстве», 19 августа 2021 года сдано в архив и согласно акта о выделении к уничтожению документов, не подлежащих хранению № от 25 января 2023 года уничтожено,
- №-ИП от 07 декабря 2020 года по взысканию административного штрафа в размере 500,00 руб. Данное исполнительное производство 21 июля 2021 года окончено фактическим исполнением требований исполнительного документа в соответствии с п. 1 ч. 1 ст. 47 Федерального закона РФ от 02 октября 2007 года № 229-ФЗ «Об исполнительном производстве», 19 августа 2021 года сдано в архив и согласно акта о выделении к уничтожению документов, не подлежащих хранению № от 25 января 2023 года уничтожено,
- №-ИП от 10 декабря 2020 года по взысканию административного штрафа в размере 500,00 руб. Данное исполнительное производство 21 июля 2021 года окончено фактическим исполнением требований исполнительного документа в соответствии с п. 1 ч. 1 ст. 47 Федерального закона РФ от 02 октября 2007 года № 229-ФЗ «Об исполнительном производстве», 19 августа 2021 года сдано в архив и согласно акта о выделении к уничтожению документов, не подлежащих хранению № от 25 января 2023 года уничтожено,
- №-ИП от 11 декабря 2020 года по взысканию административного штрафа в размере 5 000,00 руб. Данное исполнительное производство 21 июля 2021 года окончено фактическим исполнением требований исполнительного документа в соответствии с п. 1 ч. 1 ст. 47 Федерального закона РФ от 02 октября 2007 года № 229-ФЗ «Об исполнительном производстве», 19 августа 2021 года сдано в архив и согласно акта о выделении к уничтожению документов, не подлежащих хранению № от 25 января 2023 года уничтожено,
- №-ИП от 11 декабря 2020 года по взысканию административного штрафа в размере 5 000,00 руб. Данное исполнительное производство 21 июля 2021 года окончено фактическим исполнением требований исполнительного документа в соответствии с п. 1 ч. 1 ст. 47 Федерального закона РФ от 02 октября 2007 года № 229-ФЗ «Об исполнительном производстве», 19 августа 2021 года сдано в архив и согласно акта о выделении к уничтожению документов, не подлежащих хранению № от 25 января 2023 года уничтожено,
- №-ИП от 11 декабря 2020 года по взысканию административного штрафа в размере 500,00 руб. Данное исполнительное производство 21 июля 2021 года окончено фактическим исполнением требований исполнительного документа в соответствии с п. 1 ч. 1 ст. 47 Федерального закона РФ от 02 октября 2007 года № 229-ФЗ «Об исполнительном производстве», 19 августа 2021 года сдано в архив и согласно акта о выделении к уничтожению документов, не подлежащих хранению № от 25 января 2023 года уничтожено,
- №-ИП от 11 декабря 2020 года по взысканию административного штрафа в размере 500,00 руб. Данное исполнительное производство 21 июля 2021 года окончено фактическим исполнением требований исполнительного документа в соответствии с п. 1 ч. 1 ст. 47 Федерального закона РФ от 02 октября 2007 года № 229-ФЗ «Об исполнительном производстве», 19 августа 2021 года сдано в архив и согласно акта о выделении к уничтожению документов, не подлежащих хранению № от 25 января 2023 года уничтожено,
- №-ИП от 11 декабря 2020 года по взысканию административного штрафа в размере 500,00 руб. Данное исполнительное производство 21 июля 2021 года окончено фактическим исполнением требований исполнительного документа в соответствии с п. 1 ч. 1 ст. 47 Федерального закона РФ от 02 октября 2007 года № 229-ФЗ «Об исполнительном производстве», 19 августа 2021 года сдано в архив и согласно акта о выделении к уничтожению документов, не подлежащих хранению № от 25 января 2023 года уничтожено,
- №-ИП от 16 декабря 2020 года по взысканию административного штрафа в размере 500,00 руб. Данное исполнительное производство 21 июля 2021 года окончено фактическим исполнением требований исполнительного документа в соответствии с п. 1 ч. 1 ст. 47 Федерального закона РФ от 02 октября 2007 года № 229-ФЗ «Об исполнительном производстве», 19 августа 2021 года сдано в архив и согласно акта о выделении к уничтожению документов, не подлежащих хранению № от 25 января 2023 года уничтожено,
- №-ИП от 16 декабря 2020 года по взысканию административного штрафа в размере 500,00 руб. Данное исполнительное производство 21 июля 2021 года окончено фактическим исполнением требований исполнительного документа в соответствии с п. 1 ч. 1 ст. 47 Федерального закона РФ от 02 октября 2007 года № 229-ФЗ «Об исполнительном производстве», 19 августа 2021 года сдано в архив и согласно акта о выделении к уничтожению документов, не подлежащих хранению № от 25 января 2023 года уничтожено,
- №-ИП от 16 декабря 2020 года по взысканию административного штрафа в размере 500,00 руб. Данное исполнительное производство 21 июля 2021 года окончено фактическим исполнением требований исполнительного документа в соответствии с п. 1 ч. 1 ст. 47 Федерального закона РФ от 02 октября 2007 года № 229-ФЗ «Об исполнительном производстве», 19 августа 2021 года сдано в архив и согласно акта о выделении к уничтожению документов, не подлежащих хранению № от 25 января 2023 года уничтожено,
- №-ИП от 16 декабря 2020 года по взысканию административного штрафа в размере 500,00 руб. Данное исполнительное производство 21 июля 2021 года окончено фактическим исполнением требований исполнительного документа в соответствии с п. 1 ч. 1 ст. 47 Федерального закона РФ от 02 октября 2007 года № 229-ФЗ «Об исполнительном производстве», 19 августа 2021 года сдано в архив и согласно акта о выделении к уничтожению документов, не подлежащих хранению № от 25 января 2023 года уничтожено,
- №-ИП от 16 декабря 2020 года по взысканию административного штрафа в размере 500,00 руб. Данное исполнительное производство 21 июля 2021 года окончено фактическим исполнением требований исполнительного документа в соответствии с п. 1 ч. 1 ст. 47 Федерального закона РФ от 02 октября 2007 года № 229-ФЗ «Об исполнительном производстве», 19 августа 2021 года сдано в архив и согласно акта о выделении к уничтожению документов, не подлежащих хранению № от 25 января 2023 года уничтожено,
- №-ИП от 16 декабря 2020 года по взысканию административного штрафа в размере 500,00 руб. Данное исполнительное производство 21 июля 2021 года окончено фактическим исполнением требований исполнительного документа в соответствии с п. 1 ч. 1 ст. 47 Федерального закона РФ от 02 октября 2007 года № 229-ФЗ «Об исполнительном производстве», 19 августа 2021 года сдано в архив и согласно акта о выделении к уничтожению документов, не подлежащих хранению № от 25 января 2023 года уничтожено,
- №-ИП от 16 декабря 2020 года по взысканию административного штрафа в размере 500,00 руб. Данное исполнительное производство 21 июля 2021 года окончено фактическим исполнением требований исполнительного документа в соответствии с п. 1 ч. 1 ст. 47 Федерального закона РФ от 02 октября 2007 года № 229-ФЗ «Об исполнительном производстве», 19 августа 2021 года сдано в архив и согласно акта о выделении к уничтожению документов, не подлежащих хранению № от 25 января 2023 года уничтожено,
- №-ИП от 16 декабря 2020 года по взысканию административного штрафа в размере 500,00 руб. Данное исполнительное производство 21 июля 2021 года окончено фактическим исполнением требований исполнительного документа в соответствии с п. 1 ч. 1 ст. 47 Федерального закона РФ от 02 октября 2007 года № 229-ФЗ «Об исполнительном производстве», 19 августа 2021 года сдано в архив и согласно акта о выделении к уничтожению документов, не подлежащих хранению № от 25 января 2023 года уничтожено,
- №-ИП от 16 декабря 2020 года по взысканию административного штрафа в размере 500,00 руб. Данное исполнительное производство 21 июля 2021 года окончено фактическим исполнением требований исполнительного документа в соответствии с п. 1 ч. 1 ст. 47 Федерального закона РФ от 02 октября 2007 года № 229-ФЗ «Об исполнительном производстве», 19 августа 2021 года сдано в архив и согласно акта о выделении к уничтожению документов, не подлежащих хранению № от 25 января 2023 года уничтожено,- №-ИП от 16 декабря 2020 года по взысканию административного штрафа в размере 500,00 руб. Данное исполнительное производство 21 июля 2021 года окончено фактическим исполнением требований исполнительного документа в соответствии с п. 1 ч. 1 ст. 47 Федерального закона РФ от 02 октября 2007 года № 229-ФЗ «Об исполнительном производстве», 19 августа 2021 года сдано в архив и согласно акта о выделении к уничтожению документов, не подлежащих хранению № от 25 января 2023 года уничтожено,
- №-ИП от 16 декабря 2020 года по взысканию административного штрафа в размере 500,00 руб. Данное исполнительное производство 21 июля 2021 года окончено фактическим исполнением требований исполнительного документа в соответствии с п. 1 ч. 1 ст. 47 Федерального закона РФ от 02 октября 2007 года № 229-ФЗ «Об исполнительном производстве», 19 августа 2021 года сдано в архив и согласно акта о выделении к уничтожению документов, не подлежащих хранению № от 25 января 2023 года уничтожено,
- №-ИП от 24 декабря 2020 года по взысканию административного штрафа в размере 500,00 руб. Данное исполнительное производство 21 июля 2021 года окончено фактическим исполнением требований исполнительного документа в соответствии с п. 1 ч. 1 ст. 47 Федерального закона РФ от 02 октября 2007 года № 229-ФЗ «Об исполнительном производстве», 19 августа 2021 года сдано в архив и согласно акта о выделении к уничтожению документов, не подлежащих хранению № от 25 января 2023 года уничтожено,
- №-ИП от 24 декабря 2020 года по взысканию административного штрафа в размере 500,00 руб. Данное исполнительное производство 21 июля 2021 года окончено фактическим исполнением требований исполнительного документа в соответствии с п. 1 ч. 1 ст. 47 Федерального закона РФ от 02 октября 2007 года № 229-ФЗ «Об исполнительном производстве», 19 августа 2021 года сдано в архив и согласно акта о выделении к уничтожению документов, не подлежащих хранению № от 25 января 2023 года уничтожено,
- №-ИП от 28 декабря 2020 года по взысканию административного штрафа в размере 2 000,00 руб. Данное исполнительное производство 21 июля 2021 года окончено фактическим исполнением требований исполнительного документа в соответствии с п. 1 ч. 1 ст. 47 Федерального закона РФ от 02 октября 2007 года № 229-ФЗ «Об исполнительном производстве», 19 августа 2021 года сдано в архив и согласно акта о выделении к уничтожению документов, не подлежащих хранению № от 25 января 2023 года уничтожено,
- №-ИП от 28 декабря 2020 года по взысканию административного штрафа в размере 500,00 руб. Данное исполнительное производство 21 июля 2021 года окончено фактическим исполнением требований исполнительного документа в соответствии с п. 1 ч. 1 ст. 47 Федерального закона РФ от 02 октября 2007 года № 229-ФЗ «Об исполнительном производстве», 19 августа 2021 года сдано в архив и согласно акта о выделении к уничтожению документов, не подлежащих хранению № от 25 января 2023 года уничтожено.
Постановлениями о возбуждении указанных выше исполнительных производств должнику был установлен 5-дневный срок для добровольного исполнения требований, содержащихся в исполнительных документах, с момента получения должником копий данных постановлений.
В дальнейшем в связи с неисполнением должником в добровольном порядке требований, содержащихся в исполнительных документах о взыскании административных штрафов судебными приставами-исполнителями Межрайонного отдела судебных приставов по взысканию административных штрафов по г. Самаре вынесены постановления о взыскании сумм исполнительского сбора:
- № от 22 мая 2019 года,
- № от 11 июня 2019 года,
- № от 18 мая 2020 года,
- № от 18 мая 2020 года,
- № от 18 мая 2020 года,
- № от 18 мая 2020 года,
- № от 04 марта 2021 года,
- № от 04 марта 2021 года,
- № от 15 апреля 2020 года,
- № от 15 апреля 2020 года,
- № от 15 апреля 2020 года,
- № от 15 июля 2021 года,
- № от 15 июля 2021 года,
- № от 15 июля 2021 года,
- № от 15 июля 2021 года,
- № от 15 июля 2021 года,
- № от 15 июля 2021 года,
- № от 15 июля 2021 года,
- № от 15 июля 2021 года,
- № от 15 июля 2021 года,
- № от 15 июля 2021 года,
- № от 15 июля 2021 года,
- № от 15 июля 2021 года,
- № от 15 июля 2021 года,
- № от 15 июля 2021 года,
- № от 15 июля 2021 года,
- № от 15 июля 2021 года,
- № от 15 июля 2021 года,
- № от 15 июля 2021 года,
- № от 15 июля 2021 года,
- № от 15 июля 2021 года,
- № от 15 июля 2021 года,
- № от 15 июля 2021 года,
- № от 15 июля 2021 года,
- № от 15 июля 2021 года,
- № от 15 июля 2021 года,
- № от 15 июля 2021 года,
- № от 15 июля 2021 года,
- № от 15 июля 2021 года,
- № от 15 июля 2021 года,
- № от 15 июля 2021 года,
- № от 15 июля 2021 года,
- № от 15 июля 2021 года,
- № от 15 июля 2021 года,
- № от 15 июля 2021 года,
- № от 15 июля 2021 года,
- № от 15 июля 2021 года,
- № от 15 июля 2021 года,
- № от 15 июля 2021 года,
- № от 15 июля 2021 года,
- № от 15 июля 2021 года,
- № от 15 июля 2021 года,
- № от 15 июля 2021 года,
- № от 15 июля 2021 года,
- № от 15 июля 2021 года.
На основании названных постановлений о взыскании сумм исполнительского сбора судебными приставами-исполнителями Межрайонного отдела судебных приставов по взысканию административных штрафов по г. Самаре вынесены постановления о возбуждении следующих исполнительных производств:
- №-ИП от 12 июля 2019 года,
- №-ИП от 12 июля 2019 года,
- №-ИП от 02 ноября 2020 года,
- №-ИП от 02 ноября 2020 года,
- №-ИП от 02 ноября 2020 года,
- №-ИП от 22 ноября 2020 года,
- №-ИП от 01 декабря 2020 года,
- №-ИП от 01 декабря 2020 года,
- №-ИП от 01 декабря 2020 года,
- №-ИП от 21 июля 2021 года,
- №-ИП от 21 июля 2021 года,
- №-ИП от 21 июля 2021 года,
- №-ИП от 21 июля 2021 года,
- №-ИП от 21 июля 2021 года,
- №-ИП от 21 июля 2021 года,
- №-ИП от 21 июля 2021 года,
- №-ИП от 21 июля 2021 года,
- №-ИП от 21 июля 2021 года,
- №-ИП от 21 июля 2021 года,
- №-ИП от 22 июля 2021 года,
- №-ИП от 22 июля 2021 года,
- №-ИП от 22 июля 2021 года,
- №-ИП от 22 июля 2021 года,
- №-ИП от 22 июля 2021 года,
- №-ИП от 22 июля 2021 года,
- №-ИП от 22 июля 2021 года,
- №-ИП от 22 июля 2021 года,
- №-ИП от 22 июля 2021 года,
- №-ИП от 22 июля 2021 года,
- №-ИП от 22 июля 2021 года,
- №-ИП от 22 июля 2021 года,
- №-ИП от 22 июля 2021 года,
- №-ИП от 22 июля 2021 года,
- №-ИП от 22 июля 2021 года,
- №-ИП от 22 июля 2021 года,
- №-ИП от 22 июля 2021 года,
- №-ИП от 22 июля 2021 года,
- №-ИП от 22 июля 2021 года,
- №-ИП от 22 июля 2021 года,
- №-ИП от 22 июля 2021 года,
- №-ИП от 22 июля 2021 года,
- №-ИП от 22 июля 2021 года,
- №-ИП от 22 июля 2021 года,
- №-ИП от 22 июля 2021 года,
- №-ИП от 22 июля 2021 года,
- №-ИП от 22 июля 2021 года,
- №-ИП от 22 июля 2021 года,
- №-ИП от 22 июля 2021 года,
- №-ИП от 22 июля 2021 года,
- №-ИП от 22 июля 2021 года,
- №-ИП от 22 июля 2021 года,
- №-ИП от 22 июля 2021 года,
- №-ИП от 22 июля 2021 года,
- №-ИП от 22 июля 2021 года,
- №-ИП от 22 июля 2021 года,
- №-ИП от 22 июля 2021 года,
- №-ИП от 22 июля 2021 года,
- №-ИП от 22 июля 2021 года.
Постановлениями судебных приставов по взысканию административных штрафов по г. Самаре указанные выше исполнительные производства объединены в сводные: №-СД, 217531/20/63052-СД, 252015/20/63052-СД, 237926/21/63052-СД.
В подтверждение уведомления должника о возбуждении в отношении него исполнительных производств о взыскании административных штрафов стороной административного ответчика представлены списки № внутренних почтовых отправлений от 11 марта 2020 года с отметкой почтовой службы от 12 марта 2020 года, список №Б внутренних почтовых отправлений от 20 февраля 2020 года с отметкой почтовой службы от 20 февраля 2020г., список №Б внутренних почтовых отправлений от 19 ноября 2020 года с отметкой почтовой службы от 21 ноября 2020 года, из которых усматривается, что в адрес Федотова К.Г. были направлены заказной почтовой корреспонденцией постановления о возбуждении исполнительных производств: №-ИП, №-ИП (список №-ЗБ); №-ИП, №-ИП (список №-ЗП); №-ИП, №-ИП, №-ИП, №-ИП, №-ИП, №-ИП, №-ИП, №-ИП, №-ИП, №-ИП, №-ИП (список №-ЗБ).
Указанные почтовые отправления получены не были, почтовая корреспонденция возвращена за истечением срока хранения.
Удовлетворяя административные исковые требования частично, суд первой инстанции, исходил из того, что постановления о возбуждении исполнительных производств №-ИП, №-ИП (список №-ЗБ); №-ИП, №-ИП (список №-ЗП); №-ИП, №-ИП, №-ИП, №-ИП, №-ИП, №-ИП, №-ИП, №-ИП, №-ИП, №-ИП, №-ИП были направлены по адресу регистрации должника регистрируемым почтовым отправлением, в связи с чем, судебным приставом обязанность по уведомлению должника о возбуждении в отношении него вышеназванных исполнительных производств исполнена надлежаще. Риск последствий неполучения юридически значимых сообщений, несет должник.
В связи с чем постановления о взыскании исполнительского сбора в рамках названных выше исполнительных производств вынесены в соответствии с требованиями закона, оснований для признания их незаконными не имеется.
Вместе с тем, доказательств направления иных постановлений о возбуждении исполнительных производств о взыскании административных штрафов, в которых указан срок для добровольного исполнения требований исполнительных документов, и в связи, с неисполнением которых, в дальнейшем судебными приставами-исполнителями Межрайонного отдела судебных приставов по взысканию административных штрафов по г. Самаре были вынесены постановления о взыскании сумм исполнительского сбора, представлено не было.
Разрешая вопрос об освобождении Федотова К.Г. от взыскания исполнительского сбора, суд учел, что материалы дела материалы дела не содержат относимых и допустимых доказательств о получения должником Федотовым К.Г. копий всех постановлений о возбуждении исполнительных производств о взыскании административных штрафов, административные штрафы были Федотовым К.Г. оплачены, исполнительные производства по взысканию штрафов окончены фактическим исполнением, в связи с чем, суд посчитал возможным освободить Федотова К.Г. от взыскания исполнительского сбора.
Судебная коллегия соглашается с выводами суда первой инстанции, находит их правильными, основанными на исследованных судом доказательствах. Вместе с тем, судебная коллегия не может согласиться с доводами апелляционной жалобы, поскольку они основаны на неверной оценке обстоятельств дела и неправильном толковании норм действующего права.
Согласно п. 13 ч. 1 ст. 64 Федерального закона РФ от 2 октября 2007 года № 229-ФЗ «Об исполнительном производстве» в процессе исполнения требований исполнительного документа судебный пристав-исполнитель вправе взыскивать исполнительский сбор с должника.
Вопросы, связанные с возбуждением исполнительного производства, регламентированы ст. 30 названного Федерального закона, которой установлено, если исполнительный документ впервые поступил в службу судебных приставов, то судебный пристав-исполнитель в постановлении о возбуждении исполнительного производства устанавливает срок для добровольного исполнения должником содержащихся в исполнительном документе требований и предупреждает о принудительном исполнении указанных требований по истечении срока для добровольного исполнения с взысканием с него исполнительского сбора и расходов по совершению исполнительных действий, и направляет копию этого постановления не позднее дня, следующего за днём его вынесения, взыскателю, должнику, а также в суд, другой орган или должностному лицу, выдавшим исполнительный документ (ч.ч. 11 и 17 ст. 30 указанного Федерального закона).
Срок для добровольного исполнения составляет пять дней со дня получения должником постановления о возбуждении исполнительного производства, если иное не установлено названным Федеральным законом.
Таким образом, законодательство связывает начало течения срока на добровольное исполнение требований исполнительного документа с днём получения должником постановления о возбуждении исполнительного производства.
В соответствии с ч. 1 ст. 105 названного Федерального закона в случаях неисполнения должником требований, содержащихся в исполнительном документе, в срок, установленный для добровольного исполнения, а также неисполнения им исполнительного документа, подлежащего немедленному исполнению, в течение суток с момента получения копии постановления судебного пристава-исполнителя о возбуждении исполнительного производства судебный пристав-исполнитель выносит постановление о взыскании исполнительского сбора и устанавливает должнику новый срок для исполнения.
В соответствии с ч. 1 ст. 81 названного Федерального закона в случае неисполнения исполнительного документа без уважительных причин в срок, установленный для добровольного исполнения указанного документа, судебный пристав-исполнитель выносит постановление, по которому с должника взыскивается исполнительский сбор.
Согласно ст. 112 названного Федерального закона исполнительский сбор является денежным взысканием, налагаемым на должника в случае неисполнения им исполнительного документа в срок, установленный для добровольного исполнения исполнительного документа, а также в случае неисполнения им исполнительного документа, подлежащего немедленному исполнению, в течение суток с момента получения копии постановления судебного пристава-исполнителя о возбуждении исполнительного производства. Исполнительский сбор зачисляется в федеральный бюджет (ч. 1).
Исполнительский сбор устанавливается судебным приставом-исполнителем по истечении срока, указанного в ч. 1 настоящей Статьи, если должник не представил судебному приставу-исполнителю доказательств того, что исполнение было невозможным вследствие непреодолимой силы, то есть чрезвычайных и непредотвратимых при данных условиях обстоятельств. Постановление судебного пристава-исполнителя о взыскании исполнительского сбора утверждается старшим судебным приставом (ч. 2).
Исполнительский сбор устанавливается в размере семи процентов от подлежащей взысканию суммы или стоимости взыскиваемого имущества, но не менее одной тысячи рублей с должника-гражданина или должника - индивидуального предпринимателя и десяти тысяч рублей с должника-организации. В случае неисполнения исполнительного документа неимущественного характера исполнительский сбор с должника-гражданина или должника - индивидуального предпринимателя устанавливается в размере пяти тысяч рублей, с должника-организации - пятидесяти тысяч рублей (ч. 3).
Должник вправе в порядке, установленном настоящим Федеральным законом, обратиться в суд с заявлением об оспаривании постановления судебного пристава-исполнителя о взыскании исполнительского сбора, с иском об отсрочке или о рассрочке его взыскания, об уменьшении его размера или освобождении от взыскания исполнительского сбора (ч. 6).
Суд вправе с учётом степени вины должника в неисполнении в срок исполнительного документа, имущественного положения должника, иных существенных обстоятельств отсрочить или рассрочить взыскание исполнительского сбора, а также уменьшить его размер, но не более чем на одну четверть от размера, установленного в соответствии с частью 3 настоящей статьи. При отсутствии установленных Гражданским кодексом Российской Федерации оснований ответственности за нарушение обязательства суд вправе освободить должника от взыскания исполнительского сбора (ч. 7).
Согласно правовой позиции, изложенной в постановлении Конституционного Суда РФ от 30 июля 2001 года №13-П, исполнительский сбор представляет собой санкцию штрафного характера, то есть возложение на должника обязанности произвести определённую дополнительную выплату в качестве меры его публично-правовой ответственности, возникающей в связи с совершенным им правонарушением в процессе исполнительного производства. Из этого следует, что в качестве штрафной санкции исполнительский сбор должен отвечать вытекающим из Конституции РФ требованиям, предъявляемым к такого рода мерам юридической ответственности, одним из принципов которой является наличие вины как элемента субъективной стороны правонарушения (ст. ст. 49, 50, 52 - 54, 55 Конституции РФ).
Поэтому ч. 1 ст. 81 Федерального закона РФ от 2 октября 2007 года № 229-ФЗ «Об исполнительном производстве» должна применяться с соблюдением вытекающих из Конституции Российской Федерации принципов справедливости наказания, его индивидуализации и дифференциации с учётом характера совершенного правонарушения, размера причинённого вреда, степени вины правонарушителя, его имущественного положения и иных существенных обстоятельств.
Для применения данной меры ответственности должно быть установлено и доказано, что должник, имевший возможность в установленный срок, исполнить требование исполнительного документа, умышленно или вследствие своей халатности, небрежности или не должной осмотрительности, необходимые действия не совершил.
Должнику должна быть обеспечена возможность надлежащим образом подтвердить, что нарушение установленных сроков исполнения исполнительного документа может быть вызвано чрезвычайными, объективно непредотвратимыми обстоятельствами и другими непредвиденными, непреодолимыми препятствиями, находящимися вне контроля должника, при соблюдении им той степени заботливости и осмотрительности, какая требовалась от него в целях надлежащего исполнения обязанности.
Бремя доказывания наличия обстоятельств, препятствующих своевременному исполнению требований исполнительного документа, возлагается на должника.
Согласно ч. 1 ст. 401 ГК РФ лицо, не исполнившее обязательства либо исполнившее его ненадлежащим образом, несёт ответственность при наличии вины (умысла или неосторожности), кроме случаев, когда законом или договором предусмотрены иные основания ответственности.
Лицо признается невиновным, если при той степени заботливости и осмотрительности, какая от него требовалась по характеру обязательства и условиям оборота, оно приняло все меры для надлежащего исполнения обязательства.
Отсутствие вины доказывается лицом, нарушившим обязательство (ч. 2 ст. 401 ГК РФ).
Верховный Суд Российской Федерации в п. 78 Постановления Пленума от 17 ноября 2015 года №50 «О применении судами законодательства при рассмотрении некоторых вопросов, возникающих в ходе исполнительного производства» дал разъяснение, что по смыслу ч. 1 ст. 112 Федерального закона РФ от 2 октября 2007 года № 229-ФЗ «Об исполнительном производстве» исполнительский сбор обладает свойствами административной штрафной санкции, при применении которой на должника возлагается обязанность произвести определённую дополнительную выплату в качестве меры его публично-правовой ответственности, возникающей в связи с совершенным им правонарушением в процессе исполнительного производства.
Такое толкование нормы материального права согласуется с правовой позицией Конституционного Суда Российской Федерации, изложенной в Постановлении от 30 июля 2001 года №13-П, согласно которой исполнительский сбор является не право восстановительной санкцией, то есть санкцией, обеспечивающей исполнение должником его обязанности возместить расходы по совершению исполнительных действий, осуществлённых в порядке принудительного исполнения судебных и иных актов, а представляет собой санкцию штрафного характера, то есть возложение на должника обязанности произвести определённую дополнительную выплату в качестве меры его публично-правовой ответственности, возникающей в связи с совершенным им правонарушением в процессе исполнительного производства. Исполнительскому сбору как штрафной санкции присущи признаки административной штрафной санкции: он имеет фиксированное, установленное федеральным законом денежное выражение, взыскивается принудительно, оформляется постановлением уполномоченного должностного лица, взимается в случае совершения правонарушения, а также зачисляется в бюджет.
Из системного анализа приведённых законоположений следует, что в качестве штрафной санкции административного характера исполнительский сбор должен отвечать вытекающим из Конституции Российской Федерации требованиям, предъявляемым к такого рода мерам юридической ответственности, то есть привлечение должника к ответственности за неисполнение требований исполнительного документа в виде взыскания исполнительского сбора возможно исключительно при наличии у судебного пристава-исполнителя достоверных сведений о получении должником постановления о возбуждении исполнительного производства и предоставлении срока для добровольного исполнения требований исполнительного листа, но исполнение не произведено.
Согласно п. 2.1 Методических рекомендаций по порядку взыскания исполнительского сбора, утв. приказом Федеральной службы судебных приставов 08 июля 2014 года №0001/16, постановление о взыскании исполнительского сбора выносится в случае неисполнения должником требований исполнительного документа в срок, установленный судебным приставом-исполнителем для добровольного исполнения, а также неисполнения должником требований исполнительного документа, подлежащего немедленному исполнению, в течение суток с момента получения копии постановления судебного пристава-исполнителя о возбуждении исполнительного производства.
При этом обязательным условием является уведомление должника в установленном порядке о возбуждении в отношении него исполнительного производства, а документы, подтверждающие факт его уведомления, приобщаются к материалам исполнительного производства.
В силу требований Федерального закона РФ от 2 октября 2007 года № 229-ФЗ «Об исполнительном производстве» для принятия решения о вынесении постановления о взыскании исполнительского сбора судебный пристав-исполнитель устанавливает наличие следующих обстоятельств: 1) истечение срока, установленного должнику для добровольного исполнения требований исполнительного документа; 2) документальное подтверждение факта получения должником постановления о возбуждении исполнительного производства либо отказа от его получения, за исключением случаев, указанных в ч. 13 ст. 30 данного Федерального закона; 3) требования исполнительного документа должником не исполнены; 4) должником не представлены доказательства того, что исполнение было невозможно вследствие непреодолимой силы, т.е. чрезвычайных и непредотвратимых при данных условиях обстоятельств.
Согласно ч.1 ст.24 названного Федерального закона лицо, участвующее в исполнительном производстве, извещается о возбуждении исполнительного производства, времени и месте совершения исполнительных действий или применения мер принудительного исполнения либо вызывается к судебному приставу-исполнителю повесткой с уведомлением о вручении, телефонограммой, телеграммой, с использованием почтовой, электронной, иных видов связи, инфраструктуры, обеспечивающей информационно-технологическое взаимодействие информационных систем, используемых для предоставления государственных и муниципальных услуг и исполнения государственных и муниципальных функций в электронной форме, или иным способом доставки либо лицом, которому с его согласия судебный пристав-исполнитель поручает доставить повестку, иное извещение. Лицо, участвующее в исполнительном производстве, может извещаться посредством передачи ему короткого текстового сообщения по сети подвижной радиотелефонной связи при наличии его согласия.
Согласно п.2.4.1 Методических рекомендаций уведомление должника о возбуждении в отношении него исполнительного производства является основным доказательством наличия его вины в неисполнении требований исполнительного документа, в том числе в добровольном порядке, и основанием для применения штрафной санкции - взыскания исполнительского сбора. При этом оценка извещения должника об исполнительных действиях не должна носить формальный характер, иное может привести к злоупотреблениям, как со стороны недобросовестного должника, так и со стороны государственного органа, осуществляющего исполнительные действия.
В постановлении о возбуждении исполнительного производства судебный пристав-исполнитель предупреждает должника о том, что в случае неисполнения требований исполнительного документа в срок, предоставленный для добровольного исполнения, и непредставления в этот же срок доказательств того, что исполнение было невозможным вследствие чрезвычайных и непредотвратимых обстоятельств, с него будет взыскан исполнительский сбор с указанием суммы.
Постановление о возбуждении исполнительного производства направляется по адресам, указанным в исполнительном документе. По иному адресу (в том числе электронной почты) либо иным способом постановление о возбуждении исполнительного производства направляется, если имеется соответствующее заявление должника (поданное по другим ранее возбужденным исполнительным производствам). В случае, если постановление о возбуждении исполнительного производства не получено должником при направлении (вручении) указанными способами (например, должник не явился за получением, организация отсутствует и т.д.), должник считается извещённым надлежащим образом, но судебный пристав-исполнитель принимает меры к уведомлению должника по иным адресам (по информации взыскателя, данным ЕГРЮЛ, ЕГРИП, ФМС России и т.д.) или иными способами (повторное направление простой почтовой корреспонденцией, СМС-оповещение, автоматический обзвон, телефонограммой, телеграммой, с использованием электронной, иных видов связи и доставки).
Приказом Федеральной службы судебных приставов от 10 декабря 2010 года N 682 утверждена Инструкция по делопроизводству в Федеральной службе судебных приставов, согласно пункту 4.8.3.4 которой постановление о возбуждении исполнительного производства направляется должнику регистрируемым почтовым отправлением с уведомлением о вручении адресату.
Согласно п.3.1 Методических рекомендаций постановление судебного пристава-исполнителя или руководителя группы принудительного исполнения о взыскании исполнительского сбора является исполнительным документом и должно соответствовать требованиям, предъявляемым к исполнительным документам, установленным ст. 14 Федерального закона РФ от 2 октября 2007 года № 229-ФЗ «Об исполнительном производстве», утверждается старшим судебным приставом и заверяется печатью структурного подразделения территориального органа ФССП России
В мотивировочной части постановления указываются дата получения должником постановления о возбуждении исполнительного производства либо отказа от его получения, факт истечения срока добровольного исполнения, неисполнения должником требований исполнительного документа, иных имеющих значение обстоятельствах, а также непредставления должником доказательств наличия чрезвычайных и непредотвратимых в данных условиях обстоятельств либо отказа в признании представленных доказательств таковыми.
В силу п.3.2 Методических рекомендаций Постановление о взыскании исполнительского сбора направляется (вручается) должнику либо его представителю в порядке, аналогичном порядку направления (вручения) постановления о возбуждении исполнительного производства.
После вынесения судебным приставом-исполнителем постановления о взыскании исполнительского сбора оно приобретает статус самостоятельного исполнительного документа и подлежит принудительному исполнению.
В рамках основного исполнительного производства такое постановление исполняется в общем порядке, предусмотренном Федеральным законом РФ от 2 октября 2007 года № 229-ФЗ «Об исполнительном производстве».
Если исполнительский сбор не взыскан в рамках основного исполнительного производства, после его окончания судебный пристав-исполнитель или руководитель группы принудительного исполнения возбуждает исполнительное производство по неисполненному полностью или частично постановлению о взыскании с должника исполнительского сбора в следующих случаях: 1) При окончании основного исполнительного производства по основаниям: фактическое исполнение требований, содержащихся в исполнительном документе (п. 1, 2 ч. 1 ст. 47 и п. 1 ч. 15 ст. 103 Федерального закона РФ от 2 октября 2007 года № 229-ФЗ «Об исполнительном производстве»).
Бремя доказывания факта получения должником Федотовым К.Г. постановлений о возбуждении в отношении него исполнительных производств о взыскании административных штрафов либо отказа от их получения в силу ч. 2 ст. 62 КАС РФ лежит на административном ответчике.
Таким образом, выводы суда судебная коллегия признает правильными, полагая, что они соответствуют фактическим обстоятельствам дела и положениям закона, регулирующего спорные правоотношения, подтверждаются совокупностью собранных по делу доказательств, правильно оцененных судом, оснований для признания их незаконными по доводам апелляционной жалобы административного ответчика не имеется.
При этом достоверных данных, свидетельствующих о том, что судебным приставом-исполнителем, на котором лежало бремя доказывания названного обстоятельства в силу части 2 статьи 62 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, не представлено.
С учетом приведенного правового регулирования, у суда первой инстанции, с которым соглашается суд апелляционной инстанции, имелись достаточные правовые основания для частичного удовлетворения административных исковых требований административного истца.
Указанные нарушения, допущенные судебным приставом-исполнителем, свидетельствуют о несоответствии действий судебного пристава-исполнителя нормам исполнительного законодательства.
Поскольку обстоятельства, имеющие значение для настоящего административного дела, суд первой инстанции установил правильно, нарушений норм права, влекущих отмену решения, вопреки доводам административного ответчика, не допустил, оснований для удовлетворения апелляционной жалобы последнего не имеется.
Основания для иной оценки и иного применения норм материального и процессуального права у суда апелляционной инстанции в данном случае отсутствуют.
Нарушений норм материального и процессуального права, влекущих отмену принятого решения, предусмотренных статьей 310 КАС РФ, судом при рассмотрении дела не допущено.
На основании изложенного, руководствуясь статьей 309-311 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Промышленного районного суда г. Самары от 13 ноября 2023 года оставить без изменения, апелляционную жалобу ГУФССП России по Самарской области - без удовлетворения.
Определение суда апелляционной инстанции вступает в силу со дня его принятия, может быть обжаловано в Шестой кассационной суд общей юрисдикции через суд первой инстанции в течение шести месяцев со дня вступления в законную силу.
Председательствующий:
Судьи: