дело № 72-547/2023
УИД: 66RS0002-01-2022-001708-08
РЕШЕНИЕ
Судья Свердловского областного суда Филиппова Ю.А., рассмотрев в открытом судебном заседании 28 июня 2023 года жалобу законного представителя Колесникова А.Е. на постановление заместителя главного государственного инспектора г. Екатеринбурга по пожарному надзору от 30 ноября 2022 года № 66-000-2022/576 и решение судьи Железнодорожного районного суда г. Екатеринбурга Свердловской области от 27 апреля 2023 года № 12-154/2023, вынесенные в отношении общества с ограниченной ответственностью «Управляющая компания «РЭМП Железнодорожного района» (далее - ООО «УК «РЭМП Железнодорожного района», общество) по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 1 ст. 20.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,
установила:
обжалуемым постановлением должностного лица ООО «УК «РЭМП Железнодорожного района» за нарушение требований пожарной безопасности назначено административное наказание в виде административного штрафа в размере 152 000 рублей.
По результатам рассмотрения жалобы указанное постановление решением судьи районного суда оставлено без изменения.
В жалобе законный представитель Колесников А.Е. просит отменить состоявшиеся по делу решения, ссылаясь на отсутствие вины юридического лица в совершении правонарушения и прекращении производства по делу ввиду отсутствия состава административного правонарушения.
Проверив материалы дела и доводы жалобы, выслушав защитника Ходыкину М.В., поддержавшей доводы жалобы, оснований для отмены состоявшихся решений не нахожу в связи со следующим.
Частью 1 ст. 20.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях предусмотрена административная ответственность за нарушение требований пожарной безопасности, за исключением случаев, предусмотренных ст. ст. 8.32 и 11.16 настоящего Кодекса и ч. ч. 6, 6.1 и 7 настоящей статьи.
В соответствии со ст. 1 Федерального закона от 21 декабря 1994 года № 69-ФЗ «О пожарной безопасности» (далее - Федеральный закон от 21 декабря 1994 года № 69-ФЗ) пожарная безопасность - состояние защищенности личности, имущества, общества и государства от пожаров; требования пожарной безопасности - специальные условия социального и (или) технического характера, установленные в целях обеспечения пожарной безопасности федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также нормативными документами по пожарной безопасности; нарушение требований пожарной безопасности - невыполнение или ненадлежащее выполнение требований пожарной безопасности.
Федеральный закон от 22 июля 2008 года № 123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности» (далее - Технический регламент, Федеральный закон № 123-ФЗ) определяет основные положения технического регулирования в области пожарной безопасности, устанавливает общие требования пожарной безопасности к объектам защиты, в том числе к зданиям и сооружениям, производственным объектам, пожарно-технической продукции и продукции общего назначения, которые являются обязательными для исполнения, в том числе при эксплуатации объектов защиты.
Статья 4 Технического регламента предусматривает, что техническое регулирование в области пожарной безопасности представляет собой: установление в нормативных правовых актах Российской Федерации и нормативных документах по пожарной безопасности требований пожарной безопасности к продукции, процессам проектирования, производства, эксплуатации, хранения, транспортирования, реализации и утилизации; правовое регулирование отношений в области применения и использования требований пожарной безопасности; правовое регулирование отношений в области оценки соответствия. Одновременно с этим устанавливает нормативные правовые акты Российской Федерации по пожарной безопасности, к которым относятся технические регламенты, принятые в соответствии с Федеральным законом «О техническом регулировании», федеральные законы и иные нормативные правовые акты Российской Федерации, устанавливающие обязательные для исполнения требования пожарной безопасности. К нормативным документам по пожарной безопасности относятся национальные стандарты, своды правил, содержащие требования пожарной безопасности, а также иные документы, содержащие требования пожарной безопасности, применение которых обеспечивает соблюдение требований настоящего Федерального закона.
При этом ч. 4 ст. 4 названного закона установлено, что в случае, если положениями настоящего Федерального закона (за исключением положений ст. 64, ч. 1 ст. 82, ч. 7 ст. 83, ч. 12 ст. 84, ч. ч. 1.1 и 1.2 ст. 97 настоящего Федерального закона) устанавливаются более высокие требования пожарной безопасности, чем требования, действовавшие до дня вступления в силу соответствующих положений настоящего Федерального закона, в отношении объектов защиты, которые были введены в эксплуатацию либо проектная документация на которые была направлена на экспертизу до дня вступления в силу соответствующих положений настоящего Федерального закона, применяются ранее действовавшие требования. При этом в отношении объектов защиты, на которых были проведены капитальный ремонт, реконструкция или техническое перевооружение, требования настоящего Федерального закона применяются в части, соответствующей объему работ по капитальному ремонту, реконструкции или техническому перевооружению.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 16 сентября 2020 № 1479 года утверждены Правила противопожарного режима в Российской Федерации (далее - Правила № 1479).
В силу ст. 38 Федерального закона от 21 декабря 1994 года № 69-ФЗ ответственность за нарушение требований пожарной безопасности в соответствии с действующим законодательством несут лица, уполномоченные владеть, пользоваться или распоряжаться имуществом, в том числе руководители организаций, а также лица, в установленном порядке назначенные ответственными за обеспечение пожарной безопасности.
Как видно из материалов дела, при проведении плановой выездной проверки объекта защиты, расположенного по адресу: г. Екатеринбург, ул. Ангарская, д. 50, которое находится в управлении ООО «УК «РЭМП Железнодорожного района», уполномоченным должностным лицом выявлены допущенные управляющей организацией данного многоквартирного жилого дома, нарушения требований пожарной безопасности, а именно:
- допущена установка в поэтажных коридорах непроектных дверей, за счет чего уменьшается зона действия системы удаления (на 1, 6, 7, 12 этажах), что является нарушением п. 54, п. 23 Правил № 1479;
- в поэтажных коридорах размещаются различные изделия, мебель, оборудование и другие предметы, препятствующие безопасной эвакуации людей из здания (на 1, 3, 6, 11, 12 этажах), что является нарушением пп. 3 п. 16 Правил № 1479;
- не обеспечена укомплектованность пожарных кранов внутри противопожарного водопровода исправными пожарными рукавами, ручными стволами и пожарными запорными клапанами во всем здании, что является нарушением п. 50 Правил № 1479;
- система дымоудаления находится в неисправном состоянии (не обеспечена защита людей на путях эвакуации и в безопасных зонах от воздействия опасных факторов пожара в течение времени, необходимого для эвакуации людей в безопасную зону, посредством удаления продуктов горения и термического разложения и (или) предотвращения их распространения), что является нарушением п. 54 Правил № 1479, ч. 1 ст. 56 Федерального закона № 123-ФЗ;
- автоматическая установка пожарной сигнализации находится в неисправном состоянии, что является нарушением п. 54 Правил № 1479;
- система оповещения и управления эвакуацией людей при пожаре находится в неисправном состоянии, что является нарушением п. 54 Правил № 1479;
- на объекте защиты отсутствует техническая документация на системы противопожарной защиты (установку автоматической пожарной сигнализации и систему оповещения людей при пожаре), позволяющая установить срок службы оборудования, а также документы о проведении испытаний средств обеспечения пожарной безопасности, что является нарушением п. 54 Правил № 1479.
Объект защиты, расположенный по адресу: Свердловская область, г. Екатеринбург, ул. Ангарская, д. 50, находится под управлением ООО «УК «РЭМП Железнодорожного района», что подтверждается сведениями, размещенными в сети Интернет на сайте «ГИС ЖКХ», а также договором на управление от 26 марта 2007 года № 06-50.
По факту выявленных нарушений 24 ноября 2022 года должностным лицом пожарного надзора в отношении надлежащего субъекта административной ответственности ООО «УК «РЭМП Железнодорожного района» составлен протокол об административном правонарушении, который соответствует требованиям ст. 28.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, а 30 ноября 2022 года заместителем главного государственного инспектора г. Екатеринбурга по пожарному надзору вынесено постановление о назначении юридическому лицу административного наказания.
Фактические обстоятельства правонарушения подтверждаются материалами дела, в том числе решением о проведении проверки от 10 ноября 2021 года (л.д. 91-92), актом плановой выездной проверки от 1 декабря 2021 (л.д. 94-97); протоколом осмотра от 25 ноября 2021 года (л.д. 98-100); фототаблицами (л.д. 101-104), предписанием об устранении выявленных нарушений обязательных требований (л.д. 105-107), постановлениями о привлечении общества к административной ответственности от 23 декабря 2021 года, 20 мая 2021 года, 6 июня 2022 года (л.д. 109-112, 114-115).
Оценив все доказательства в совокупности в соответствии со ст. ст. 26.2, 26.11 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, должностным лицом и судьей обоснованно сделан вывод о виновности ООО «УК «РЭМП Железнодорожного района» в совершении правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 20.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, поэтому действия юридического лица квалифицированы правильно.
Вмененные ООО «УК «РЭМП Железнодорожного района» нарушения совершены виновно, поскольку возможность соблюдения требований пожарной безопасности у юридического лица имелась, но им не были приняты все необходимые меры для их соблюдения (ст. 2.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях).
Доводы жалобы о нарушении требований пожарной безопасности собственниками, разместившими в местах общего пользования многоквартирного жилого дома и на путях эвакуации перегородки, двери, бытовые предметы ответственности управляющей компании не исключают, поскольку доказательств оказания воздействия на жильцов путем обращения в суд с исками о понуждении к сносу перегородок и дверей, освобождению эвакуационных путей, доказательств обращения в органы пожарного надзора о привлечении к ответственности недобросовестных собственников, доказательств организации ремонта общего имущества дома управляющей компанией не представлено.
К тому же в соответствии с п. 27 Минимального перечня услуг и работ, необходимых для обеспечения надлежащего содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 3 апреля 2013 года № 290, управляющая организация осуществляет работы по обеспечению требований пожарной безопасности - осмотры и обеспечение работоспособного состояния пожарных лестниц, лазов, проходов, выходов, систем аварийного освещения, пожаротушения, сигнализации, противопожарного водоснабжения, средств противопожарной защиты, противодымной защиты.
Кроме того, в силу положений ст. 161 Жилищного кодекса Российской Федерации управление многоквартирным домом предполагает также надлежащее содержание находящегося в его составе общего имущества, включающего средства и системы обеспечения пожарной безопасности, что предусмотрено пунктами 7, 10 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденными Постановлением Правительства РФ от 13 августа 2006 года № 491.
Таким образом, именно ООО «УК «РЭМП Железнодорожного района» несет ответственность за соблюдение противопожарных требований, а довод жалобы относительно отсутствия вины юридического лица в совершении вменяемого ему правонарушения, основан на неверном толковании положений закона.
Приведенные в жалобе доводы дублируют позицию, изложенную в жалобе на постановление по делу об административном правонарушении, направлены на переоценку установленных по делу фактических обстоятельств. Аналогичные доводы были предметом проверки предыдущей судебной инстанции, не нашли своего подтверждения в материалах настоящего дела об административном правонарушении, противоречат совокупности собранных по делу доказательств, обоснованно отвергнуты по основаниям, изложенным в решении судьи районного суда.
Несогласие заявителя с оценкой имеющихся в деле доказательств и с толкованием норм действующего законодательства не свидетельствует о том, что должностным лицом и судьей допущены нарушения норм материального права и (или) предусмотренные законом процессуальные требования.
В соответствии с требованиями ст. 24.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях при рассмотрении дела об административном правонарушении на основании полного и всестороннего анализа собранных по делу доказательств установлены все юридически значимые обстоятельства совершения административного правонарушения, предусмотренные ст. 26.1 данного Кодекса.
Постановление о привлечении ООО «УК «РЭМП Железнодорожного района» к административной ответственности соответствует требованиям ст. 29.10 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, вынесено с соблюдением срока давности привлечения к административной ответственности, установленного ч. 1 ст. 4.5 названного Кодекса для данной категории дел.
Административное наказание в виде административного штрафа назначено ООО «УК «РЭМП Железнодорожного района» в соответствии с требованиями ст. ст. 3.1, 3.5, 4.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, с учетом характера и степени общественной опасности совершенного деяния.
Оснований для применения положений ч.ч. 3.2, 3.3 ст. 4.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, не имеется. Исключительных обстоятельств, указанных в части 3.2 данной статьи, не установлено в связи со следующим.
Положения ч. 3.2 ст. 4.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях предусматривают возможность назначения наказания в виде административного штрафа в размере менее минимального размера административного штрафа, предусмотренного санкцией нормы, при наличии исключительных обстоятельств, связанных с характером совершенного административного правонарушения и его последствиями, имущественным и финансовым положением привлекаемого к административной ответственности юридического лица. Вопрос возможности применения положений ч. 3.2 ст. 4.1 указанного кодекса исследовался судьей районного суда, оснований для изменения наказания судья обоснованно не усмотрел. Ни доводы настоящей жалобы, ни имеющиеся в материалах дела доказательства не свидетельствуют о наличии оснований для снижения наказания в соответствии с положениями ч.ч. 3.2, 3.3 ст. 4.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях. Характер совершенного в настоящем случае правонарушения, объект посягательства и возможная угроза в виде пожара из-за несоблюдения требований пожарной безопасности исключают возможность применения положений названного кодекса, поскольку представляют собой существенное нарушение охраняемых общественных правоотношений.
Наряду с этим юридическим лицом также не представлены доказательства имущественного и финансового положения, которые могли быть оценены с учетом ч.ч. 3.2, 3.3 ст. 4.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Порядок привлечения ООО «УК «РЭМП Железнодорожного района» к административной ответственности не нарушен.
Пересмотр постановления судьей районного суда осуществлен в соответствии с положениями ст. 30.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Решение по результатам рассмотрения жалобы на постановление по делу об административном правонарушении соответствует требованиям ч. 1 ст. 29.10, ст. 30.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Нарушений прав, гарантированных Конституцией Российской Федерации и ст. 25.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в том числе права на защиту, не усматривается. Нарушений принципов презумпции невиновности и законности, закрепленных в ст. ст. 1.5, 1.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, при рассмотрении дела не допущено.
Обстоятельств, исключающих производство по делу об административном правонарушении, предусмотренных ст. 24.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, не установлено.
Существенных нарушений процессуальных норм, влекущих отмену постановления и решения, при рассмотрении дела допущено не было. Оснований к отмене или изменению постановления должностного лица и решения судьи по доводам жалобы не установлено.
Руководствуясь ст. 30.6, п. 1 ч. 1 ст. 30.7, ст. 30.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья
решил:
░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░.░░░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░ 30 ░░░░░░ 2022 ░░░░ № 66-000-2022/576 ░ ░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░ ░. ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░ 27 ░░░░░░ 2023 ░░░░ № 12-154/2023, ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ «░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ «░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░» ░░ ░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░░░░ ░. 1 ░░. 20.4 ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░, ░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░, ░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ - ░░░ ░░░░░░░░░░░░░░.
░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ (░░░░░░░░░░░░░) ░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░ (░░░░░░░░) ░░░░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░.
░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░
░░░░░░░░░░ ░░░░ ░.░. ░░░░░░░░░