Судебный акт #1 (Решение) по делу № 2-89/2024 ~ М-3/2024 от 09.01.2024

Дело № 2-1-89/2024                              УИД

Р Е Ш Е Н И Е

именем Российской Федерации

<адрес>                                               26 января 2024 года

Выгоничский районный суд Брянской области в составе

председательствующего судьи                       Сайфутдиновой Е.В.,

при секретаре                                                 Пыталевой О.Е.,

с участием

истца помощника прокурора <адрес>      Антоновой А.С.,

ответчика представителя МУП «Выгоничское коммунальное хозяйство» Леонтьева В.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора <адрес> в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц к МУП «Выгоничское коммунальное хозяйство» о понуждении к совершению действий на получение лицензии на пользование недрами для добычи подземных вод при эксплуатации артезианской скважины,

У С Т А Н О В И Л:

<адрес> обратился в суд с иском в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц, ссылаясь на то, что прокуратурой проведена проверка исполнения требований действующего законодательства в сфере водоснабжения, по результатам которой выявлены нарушения требований действующего законодательства. Так, на территории <адрес> <адрес> в <адрес> в районе старой фермы в пользовании МУП «Выгоничское коммунальное хозяйство» имеется артезианская скважина. МУП «Выгоничское коммунальное хозяйство» осуществляет добычу подземных пресных вод для хозяйственно-бытовых нужд населения, предприятий и учреждений, технологических нужд предприятий <адрес>. При этом разрешительная документация (лицензия) на добычу подземных вод отсутствует, что нарушает права и законные интересы жителей сельского поселения и иных граждан на получение качественной питьевой воды, соответствующей санитарно-эпидемиологическим нормам, охрану здоровья, благоприятную окружающую среду. С целью устранения выявленных нарушений прокуратурой внесено представление, однако нарушения требований законодательства до настоящего времени не устранены. Просил обязать ответчика получить лицензию на пользование недрами для добычи подземных вод при эксплуатации артезианской скважины с водонапорной башней, расположенной по адресу: <адрес>, с <адрес>, район старой фермы (<данные изъяты> постройки).

В судебном заседании прокурор <адрес> исковые требования поддержал и, сославшись на обстоятельства, указанные в иске, просил обязать ответчика провести требуемые мероприятия до <дата>.

Представитель ответчика МУП «Выгоничское коммунальное хозяйство», в судебном заседании с исковыми требованиями согласился в полном объеме, просил предоставить срок для выполнения требуемых действий до <дата>.

Представитель третьего лица администрации <адрес> в судебном заседании не присутствовал, о дате, месте и времени судебного заседания извещен своевременно и надлежащим образом, о чем в материалах дела имеются соответствующие доказательства, заявлений об отложении рассмотрения дела не поступало.

На основании ст.167 ГПК РФ, дело рассмотрено в отсутствие неявившегося третьего лица.

Суд, заслушав объяснения явившейся стороны, исследовав письменные материалы дела, приходит к следующему.

Согласно статье 45 ГПК РФ, прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований.

В силу статьи 12 Гражданского кодекса РФ, одним из способов защиты гражданских прав является пресечение действий (бездействия), нарушающих право или создающих угрозу его нарушения.

Исковые требования прокурора <адрес> основаны на несоблюдении требований законодательства, регулирующего вопросы водоснабжения, санитарно-эпидемиологического благополучия населения, благоприятной окружающей среды.

В соответствии с ч.2 ст.7, ст.20, ч.1 ст.41, ст.42 Конституции Российской Федерации, каждый имеет право на защиту жизни, охрану здоровья и благоприятную окружающую среду.

Отношения в области обеспечения благоприятной окружающей среды, санитарно-эпидемиологического благополучия населения в Российской Федерации урегулированы Федеральным законом от 10 января 2002 года №7-ФЗ «Об охране окружающей среды», Федеральным законом от 30 марта 1999 года № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения», Федеральным законом от 07 декабря 2011 года №416-ФЗ «О водоснабжении и водоотведении», подзаконными актами.

В соответствии с Федеральным законом от 10 января 2002 года № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» каждый имеет право на благоприятную окружающую среду, каждый обязан сохранять природу и окружающую среду, бережно относиться к природным богатствам, которые являются основой устойчивого развития, жизни и деятельности народов, проживающих на территории Российской Федерации.

Согласно ст. 3 Федерального закона № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды», хозяйственная и иная деятельность органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, юридических и физических лиц, оказывающая воздействие на окружающую среду, должна осуществляться, в том числе, на основе принципов: соблюдения права человека на благоприятную окружающую среду; обеспечения благоприятных условий жизнедеятельности человека; ответственности органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления за обеспечение благоприятной окружающей среды и экологической безопасности на соответствующих территориях.

В соответствии с Федеральным законом № 52-ФЗ от 30 марта 1999 года «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения», обеспечение санитарно-эпидемиологического благополучия населения является одним из основных условий реализации конституционных прав граждан на охрану здоровья и благоприятную окружающую среду.

Согласно п.1 ч.2 ст.3 Федерального закона от 07 декабря 2011 года №416-ФЗ «О водоснабжении и водоотведении», одним из общих принципов государственной политики в сфере водоснабжения и водоотведения является приоритетность обеспечения населения питьевой водой.

В соответствии с п.6 ст. 2 Федерального закона №416-ФЗ, гарантирующая организация - организация, осуществляющая холодное водоснабжение и (или) водоотведение, определенная решением органа местного самоуправления, которая обязана заключить договор холодного водоснабжения, договор водоотведения, единый договор холодного водоснабжения и водоотведения с любым обратившимся к ней лицом, чьи объекты подключены (технологически присоединены) к централизованной системе холодного водоснабжения и (или) водоотведения.

Питьевая вода должна быть безопасной в эпидемиологическом и радиационном отношении, безвредной по химическому составу и должна иметь благоприятные органолептические свойства (ст.19 Федерального закона от 30 марта 1999 года №52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения»).

В силу ст.11 вышеуказанного Федерального закона №52-ФЗ, индивидуальные предприниматели и юридические лица в соответствии с осуществляемой ими деятельностью обязаны выполнять требования санитарного законодательства, а также постановлений, предписаний осуществляющих федеральный государственный санитарно-эпидемиологический надзор должностных лиц.

Как установлено в судебном заседании и следует из материалов дела, на территории <адрес> имеется артезианская скважина с водонапорной башней, расположенная в <адрес> в районе старой фермы.

Вышеуказанная скважина находится в пользовании МУП «Выгоничское коммунальное хозяйство». Разрешительная документация на добычу подземных пресных вод отсутствует.

Постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 14 марта 2002 года №10 утверждены санитарные правила и нормы «Зоны санитарной охраны источников водоснабжения и водопроводов питьевого назначения. СанПиН 2.1.4.1110-02» вместе с «СанПиН 2.1.4.1110-02.2.1.4. Питьевая вода и водоснабжение населенных мест. Зоны санитарной охраны источников водоснабжения и водопроводов питьевого назначения. Санитарные правила и нормы», утвержденные Постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации.

В соответствии с п.п. 1.4, 1.6 СанПиН 2.1.4.1110-02.2.1.4, зоны санитарной охраны организуются на всех водопроводах, вне зависимости от ведомственной принадлежности, подающих воду, как из поверхностных, так и из подземных источников. Организации зоны санитарной охраны должна предшествовать разработка ее проекта, в который включаются: определение границ зоны и составляющих ее поясов; план мероприятий по улучшению санитарного состояния территории зоны санитарной охраны и предупреждению загрязнения источника; правила и режим хозяйственного использования территорий трех поясов зоны санитарной охраны.

Отношения, возникающие в области геологического изучения, использования и охраны недр, разработки технологий геологического изучения, разведки и добычи трудноизвлекаемых полезных ископаемых, использования отходов добычи полезных ископаемых и связанных с ней перерабатывающих производств, специфических минеральных ресурсов (рапы лиманов и озер, торфа, сапропеля и других), подземных вод, включая попутные воды (воды, извлеченные из недр вместе с нефтью, газом и газовым конденсатом (далее - углеводородное сырье), и вод, использованных пользователями недр для собственных производственных и технологических нужд, регулируются Законом Российской Федерации от 21 февраля 1992 года № 2395-1 «О недрах».

Настоящий Закон содержит правовые и экономические основы комплексного рационального использования и охраны недр, обеспечивает защиту интересов государства и граждан Российской Федерации, а также прав пользователей недр.

Согласно статье 11 Закона №2395-1 предоставление недр в пользование, в том числе предоставление их в пользование органами государственной власти субъектов Российской Федерации, оформляется специальным государственным разрешением в виде лицензии на пользование недрами, включающей установленной формы бланк с Государственным гербом Российской Федерации, а также текстовые, графические и иные приложения, являющиеся неотъемлемой составной частью лицензии на пользование недрами и определяющие основные условия пользования недрами.

В соответствии со статьей 9 пользователями недр могут быть субъекты предпринимательской деятельности, в том числе участники простого товарищества, иностранные граждане, юридические лица, если иное не установлено федеральными законами. Права и обязанности пользователя недр возникают с даты государственной регистрации лицензии на пользование участком недр.

Согласно статье 10 Закона № 2395-1 участок недр предоставляется в пользование на определенный срок или без ограничения срока. Срок пользования участком недр исчисляется с даты государственной регистрации лицензии на пользование этим участком недр.

На основании проведенной прокуратурой <адрес> проверки исполнения законодательства Российской Федерации в сфере водоснабжения, разрешительная документация (лицензия) на добычу подземных пресных вод для хозяйственно-бытовых нужд населения, предприятий и учреждений, технологических нужд предприятий района при эксплуатации артезианской скважины, расположенной по адресу: <адрес>, район старой фермы, отсутствует.

В связи с выявленными нарушениями <дата> в адрес МУП «Выгоничское коммунальное хозяйство» прокурором <адрес> внесено представление.

По результатам рассмотрения представления вышеуказанные нарушения законодательства до настоящего времени ответчиком не устранены, что подтверждается ответами МУП «Выгоничское коммунальное хозяйство» от <дата> , от <дата> .

Исследовав доказательства дела в их совокупности, суд находит, что отсутствие разрешительной документации на добычу подземных пресных вод для хозяйственно-бытовых нужд населения, предприятий и учреждений, технологических нужд предприятий района при эксплуатации артезианской скважины нарушает основные принципы государственной политики в сфере водоснабжения, права и законные интересы жителей населенного пункта, иных лиц на охрану здоровья населения.

Поскольку ответчик не осуществил действия по обеспечению требований действующего законодательства, суд приходит к выводу об обоснованности заявленных прокурором требований и считает их подлежащими удовлетворению.

В соответствии со статьей 206 ГПК РФ при принятии решения суда, обязывающего ответчика совершить определенные действия, не связанные с передачей имущества или денежных сумм, если эти действия могут быть совершены только ответчиком, суд устанавливает в решении срок, в течение которого решение суда должно быть исполнено.

Поскольку для исполнения решения Выгоничского районного суда ответчику требуются временные и финансовые затраты, суд считает необходимым установить разумный срок для исполнения решения суда, до <дата>.

На основании изложенного и руководствуясь ст.ст.194-198 ГПК РФ, суд

Р Е Ш И Л:

Исковые требования прокурора <адрес> удовлетворить.

Обязать МУП «Выгоничское коммунальное хозяйство» до <дата> получить лицензию на пользование недрами для добычи подземных вод при эксплуатации артезианской скважины с водонапорной башней в <адрес>, район старой фермы (<данные изъяты> постройки).

Об исполнении решения ответчику сообщить в суд и прокурору <адрес> в течение одного месяца со дня окончания установленного судом срока для исполнения.

Решение может быть обжаловано в апелляционную инстанцию Брянского областного суда в течение месяца со дня изготовления решения суда в окончательной форме. Апелляционная жалоба подается в апелляционную инстанцию через Выгоничский районный суд.

Председательствующий                       Е.В. Сайфутдинова

2-89/2024 ~ М-3/2024

Категория:
Гражданские
Статус:
Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН
Истцы
Прокурор Выгоничского района
Ответчики
МУП "Выгоничское коммунальное хозяйство"
Другие
Администрация Выгоничского района
Суд
Выгоничский районный суд Брянской области
Судья
Сайфутдинова Елена Валентиновна
Дело на странице суда
vigonichsky--brj.sudrf.ru
09.01.2024Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
09.01.2024Передача материалов судье
10.01.2024Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
10.01.2024Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
26.01.2024Подготовка дела (собеседование)
26.01.2024Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
26.01.2024Судебное заседание
26.01.2024Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
29.01.2024Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
15.03.2024Дело оформлено
15.03.2024Дело передано в архив
Судебный акт #1 (Решение)

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее