Судебный акт #1 (Решение) по делу № 2-1-359/2023 ~ М-1-105/2023 от 03.02.2023

дело (УИД) № 57RS0014-01-2023-000143-40

производство № 2-1-359/2023

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

16 марта 2023 года г. Мценск

Мценский районный суд Орловской области в составе:

председательствующего судьи Некрасовой Н.С.,

при ведении протокола секретарем судебного заседания Тихоновой А.В.,

с участием истца Сухаревой Л.В.,

представителя ответчика Отделения Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Орловской области Шуссер В.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении Мценского районного суда Орловской области гражданское дело по исковому заявлению Сухаревой Лидии Владимировны к Отделению Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Орловской области о признании права на досрочное назначение пенсии,

установил:

Сухарева Л.В. обратилась в суд с иском к Государственному учреждению – Отделению Пенсионного фонда Российской Федерации по Орловской области о признании права на досрочное назначение пенсии.

В обоснование заявленных требований указывает, что 09.01.2023 года она обратилась к ответчику с заявлением о назначении пенсии со снижением пенсионного возраста на пять лет в связи с проживанием на территории, подвергшейся воздействию вследствие аварии на Чернобыльской АЭС. Однако в назначении пенсии со снижением пенсионного возраста на 5 лет было отказано ввиду отсутствия оснований для суммирования периодов проживания (работы) в зоне с правом на отселение и в зоне с льготным социально-экономическим статусом. Разъяснено, что период проживания в зоне с правом на отселение составляет 10 лет 09 месяцев 29 дней и в связи с последующим изменением данной зоны на зону с льготным социально-экономическим статусом, в которой истец проживает 07 лет 02 месяца 18 дней, что дает истцу право на снижение пенсионного возраста на 4 года и выхода на пенсию в возрасте 51 год. Период проживания в зоне с льготным социально-экономическим статусом составляет 18 года 07 месяцев 12 дней, что дает истцу право на снижение пенсионного возраста на 3 года и выхода на пенсию в возрасте 52 года. Поскольку право на момент обращения не возникло, в назначении пенсии было отказано. Считает отказ пенсионного органа незаконным и полагает, что имеет право на снижение пенсионного возраста с момента обращения с соответствующим заявлением на 5 лет.

По указанным основаниям с учетом уточнения просит признать за ней право на досрочное назначение пенсии в соответствии со статьями 33, 34 Закона Российской Федерации от 15 мая 1991 года «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» со снижением общеустановленного пенсионного возраста на пять лет, а также возложить на ответчика обязанность назначить и производить ей выплату пенсии с 16.01.2023 года.

На основании определения Мценского районного суда Орловской области в связи с реорганизацией Государственное учреждение – Отделение Пенсионного фонда Российской Федерации по Орловской области заменено на Отделение Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Орловской области.

В судебном заседании истец Сухарева Л.В. исковые требования с учетом уточнения поддержала по доводам, изложенным в иске.

Представитель ответчика Отделения Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации Шуссер В.В. исковые требования не признала по доводам, изложенным в отказе в назначении пенсии. Просила отказать в удовлетворении иска.

Выслушав лиц, участвующих в деле, опросив свидетелей, изучив письменные материалы дела, суд приходит к следующему.

Статьей 39 Конституции Российской Федерации предусмотрено, что каждому гарантируется социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом.

Основания возникновения и порядок реализации права граждан Российской Федерации на страховые пенсии установлены Федеральным законом от 28.12.2013 года № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» (далее по тексту Федеральный закон «О страховых пенсиях»), вступившим в силу с 01.01.2015 года.

По общему правилу право на страховую пенсию по старости имеют мужчины, достигшие возраста 60 лет, и женщины, достигшие возраста 55 лет (ч. 1 ст. 8 Федерального закона «О страховых пенсиях» в редакции, действующей до 31.12.2018 года). С 01.01.2019 года согласно указанного закона право на страховую пенсию по старости имеют лица, достигшие возраста 65 и 60 лет (соответственно мужчины и женщины) (с учетом положений, предусмотренных приложением 6 к настоящему Федеральному закону).

В соответствии с частью второй статьи 28.1 Закона Российской Федерации «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» от 15.05.1991 года гражданам, пострадавшим вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, пенсия по старости назначается с уменьшением возраста, установленного статьей 8 Федерального закона от 28.12.2013 года № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» по состоянию на 31.12.2018 года, в порядке, предусмотренном статьями 30 - 37 настоящего Закона.

Согласно пункта 7, 8, 11 части 1 статьи 13 Закона Российской Федерации «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» от 15.05.1991 года к гражданам, подвергшимся воздействию радиации вследствие чернобыльской катастрофы, на которых распространяется действие настоящего Закона, относятся граждане, постоянно проживающие (работающие) на территории зоны проживания с правом на отселение; граждане, постоянно проживающие (работающие) на территории зоны проживания с льготным социально-экономическим статусом и граждане, выехавшие добровольно на новое место жительства из зоны проживания с правом на отселение в 1986 году и в последующие годы.

Статьей 33 Закона Российской Федерации «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» от 15.05.1991 года предусмотрено, что гражданам, указанным в пункте 7 части первой статьи 13 настоящего Закона, пенсия по старости назначается с уменьшением возраста, предусмотренного частью второй статьи 28.1 настоящего Закона, на 2 года и дополнительно на 1 год за каждые 3 года проживания или работы на территории зоны проживания с правом на отселение, но не более чем на 5 лет в общей сложности.

Статьей 34 Закона Российской Федерации «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» от 15.05.1991 года , гражданам, указанным в пункте 8 части первой статьи 13 настоящего Закона, пенсия по старости назначается с уменьшением возраста, установленного статьей 8 Федерального закона «О страховых пенсиях», на 1 год и дополнительно на 1 год за каждые 4 года проживания или работы на территории зоны проживания с льготным социально-экономическим статусом, но не более чем на 3 года в общей сложности.

Согласно ст. 37 Закона Российской Федерации «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» от 15.05.1991 года гражданам, указанным в пункте 11 части первой статьи 13 настоящего Закона, пенсия по старости назначается в соответствии со статьей 33 настоящего Закона.

В примечании к статье 35 указанного закона, указано, что первоначальная величина снижения пенсионного возраста, установленная статьями 32 - 35 настоящего Закона, предусматривается для граждан, проживающих (работающих) или проживавших (работавших) на территории, подвергшейся радиоактивному загрязнению, в период от момента катастрофы на Чернобыльской АЭС по 30 июня 1986 года, независимо от времени пребывания на указанной территории до момента переселения (выезда) с этой территории или до принятия решения Правительством Российской Федерации об изменении границ зон радиоактивного загрязнения.

Из анализа вышеуказанных норм права следует, что для разрешения вопроса о снижении пенсионного возраста на первую (абсолютную) величину не имеет значения продолжительность проживания или работы на территории, подвергшейся радиоактивному загрязнению.

Между тем, снижение возможно только в том случае, если период проживания гражданина в определенной зоне соотносится с периодом с 26.04.1986 года (т.е. с момента аварии на Чернобыльской АЭС) до 30.06.1986 года.

В соответствии с Перечнем населенных пунктов, относящихся к территориям радиоактивного загрязнения вследствие катастрофы на ЧАЭС, утвержденным распоряжением Правительства РСФСР от 28.12.1991 года -Р, Перечнем населенных пунктов, относящихся к территориям радиоактивного загрязнения вследствие катастрофы на ЧАЭС, утвержденным постановлением Правительства РФ от 18.12.1997 года и Постановлением Правительства Российской Федерации от 08.10.2015 года «Об утверждении перечня населенных пунктов, находящихся в границах зон радиоактивного загрязнения вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» территория <адрес> была отнесена с 26.04.1986 года до 20.10.2015 года к зоне проживания с правом на отселение, а с 21.10.2015 года по настоящее время к зоне проживания с льготным социально-экономическим статусом.

На основании указанных актов территория <адрес> отнесена с 26.04.1986 года по настоящее время к зоне проживания с льготным социально-экономическим статусом.

В судебном заседании установлено, что истец Сухарева Л.В. (добрачная фамилия Снурницына) родилась Дата в <адрес>.

09.01.2023 года истец обратилась в Отделение Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Орловской области с заявлением о назначении пенсии в возрасте 50 лет в связи с проживанием (работой) на территории, подвергшейся воздействию вследствие аварии на Чернобыльской АЭС.

Рассмотрев заявление истца, Отделение Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Орловской области отказало Сухаревой Л.В. в назначении пенсии со снижением пенсионного возраста на 5 лет, указав, что период проживания Сухаревой Л.В. в зоне с правом на отселение составляет 10 лет 09 месяцев 29 дней, что дает ей право на снижение пенсионного возраста на 3 года, и в связи с последующим изменением данной зоны на зону с льготным социально-экономическим статусом, в которой истец проживает 07 лет 02 месяца 18 дней, дает истцу право на снижение пенсионного возраста на 1 год, что в совокупности на 4 года и выхода на пенсию в возрасте 51 год. Период проживания Сухаревой Л.В. в зоне с льготным социально-экономическим статусом составляет 18 лет 07 месяцев 12 дней, что дает ей право на снижение пенсионного возраста в силу указанного закона на 3 года и выхода на пенсию в возрасте 52 лет. Суммирование льгот по снижению общеустановленного пенсионного возраста в связи с проживанием в разных зонах не допускается. На момент обращения истца право на назначение пенсии у нее не возникло и по заявлению истца принято решение об отказе в установлении пенсии от 13.01.2023 года за .

Из материалов дела следует, что истец в период с 16.01.1973 года по 07.12.2004 года была зарегистрирована и проживала по адресу: <адрес>.

Согласно паспортных данных, с 22.12.2004 года по настоящее время истец зарегистрирована и проживает по адресу: <адрес>.

Из материалов дела следует, что с 01.09.1988 года истец обучалась в Болховском педагогическом училище Орловской области, которое окончила в 1992 году с последующим присвоением квалификации «учитель начальных классов, воспитатель», которое располагалось по адресу: <адрес>, что подтверждается дипломом РТ от 20.06.1992 года.

Как следует из информации бюджетного профессионального образовательного учреждения Орловской области «Болховский педагогический колледж» от 09.02.2023 года, Сухарева Л.В. обучалась в Болховском педагогическом училище Орловской области на очной форме обучения с 01.09.1988 года по 14.08.1992 года. Очное обучение подразумевает проживание в период обучения на территории <адрес>, так как требует ежедневного присутствия на учебных занятиях.

Факт проживания истца в период обучения в Болховском педагогическом училище Орловской области на съемной квартире в <адрес> подтверждается пояснениями свидетелей П.Е.П. и Щ.Е.Г.

У суда нет оснований не доверять показаниям этих свидетелей, поскольку обстоятельств, свидетельствующих об их заинтересованности, судом не установлено, их пояснения логичны и последовательны, не противоречат пояснениям истца и материалам дела, совместное обучение истца в училище с П.Е.П. и Щ.Е.Г. подтверждается дипломами об образовании.

После окончания обучения в Болховском педагогическом училище Орловской области истец 15.08.1992 года трудоустроилась вожатой, учителем математики в Злынскую среднюю школу, где работала до 01.09.1994 года, а с 31.08.1994 года истец устроилась в Бориловскую среднюю школу, где работала до 20.06.2013 года, что подтверждается трудовой книжкой.

Оценив представленные доказательства, суд приходит к выводу, что в период с 01.09.1988 года по 14.08.1992 года (03 года 11 месяцев 14 дней) Сухарева Л.В. фактически проживала на территории <адрес> (территория проживания с правом на отселение до 20.10.2015 года).

Таким образом, период обучения истца и последующего проживания с 22.12.2004 года по 20.10.2015 года на территории <адрес> (территория проживания с правом на отселение до 20.10.2015 года) в силу ст. 33 Закона Российской Федерации «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» от 15.05.1991 года , дает Сухаревой Л.В. право на пенсию со снижением пенсионного возраста на 4 года, а проживание на территории <адрес> с 21.10.2015 года (территория с льготным социально-экономическим статусом) в силу ст. 34 указанного закона дает Сухаревой Л.В. право на пенсию со снижением пенсионного возраста на 1 год.

Кроме того, период проживания истца с 26.04.1986 года по 31.08.1988 года и с 15.08.1992 года по 07.12.2004 года в <адрес>, относящегося к территории с льготным социально-экономическим статусом, составляет более 14 лет, что в силу ст. 34 Закона Российской Федерации «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» от 15.05.1991 года , дает Сухаревой Л.В. право на пенсию со снижением пенсионного возраста на 3 года.

В силу ч. 2 ст. 3 Закона Российской Федерации «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» от 15.05.1991 года при наличии у гражданина Российской Федерации права на возмещение вреда и меры социальной поддержки, предусмотренные настоящим Законом, по различным основаниям ему возмещается вред и предоставляются меры социальной поддержки, предусмотренные по всем имеющимся основаниям. При этом одинаковый вред возмещается, а одинаковые меры социальной поддержки предоставляются гражданину Российской Федерации только по одному из оснований по его выбору.

Указанной нормой предусмотрен запрет на возмещение одинакового вреда и предоставление одинаковых мер социальной поддержки в случае наличия у гражданина права на их получение по разным основаниям.

Проживание (работа) в разные периоды время в разных зонах радиоактивного загрязнения к таким условиям не относится.

Право на назначение пенсии с уменьшением общеустановленного пенсионного возраста указанным гражданам должно быть обеспечено с учетом периода проживания (работы) на территории каждой из зон радиоактивного загрязнения. При этом полученная величина снижения пенсионного возраста не должна превышать предельную величину, установленную соответствующей статьей Закона РФ от 15.05.1991 года «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС».

При таких обстоятельствах истец имеет право на досрочное назначение пенсии в соответствии со статьями 33, 34 Закона Российской Федерации от 15 мая 1991 года «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» со снижением общеустановленного пенсионного возраста на пять лет, право на которое у истца возникает в возрасте 50 лет, то есть 16.01.2023 года.

Как установлено судом, истец Сухарева Л.В. обратилась в пенсионный орган с заявлением о назначении ей досрочной пенсии 09.01.2023 года.

С учетом изложенного, принимая во внимание, что Сухарева Л.В. имеет право на досрочное назначение пенсии в связи с проживанием (работой) на территории с правом на отселение и с льготным социально – экономическим статусом вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС с уменьшением общеустановленного пенсионного возраста на 5 лет, то на ответчика следует возложить обязанность назначить пенсию истцу с даты возникновения права, то есть с 16.01.2023 года.

При таких обстоятельствах, исковые требования Сухаревой Л.В. подлежат удовлетворению в полном объеме.

Руководствуясь ст. ст. 194-199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд

решил:

исковые требования Сухаревой Лидии Владимировны к Отделению Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Орловской области о признании права на досрочное назначение пенсии удовлетворить.

Признать за Сухаревой Лидией Владимировной (паспорт ) право на досрочное назначение пенсии со статьями 33, 34 Закона Российской Федерации от 15 мая 1991 года «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» со снижением общеустановленного пенсионного возраста на пять лет.

Возложить на Отделение Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Орловской области (ОГРН 1025700826744) обязанность назначить и производить Сухаревой Лидии Владимировне (паспорт ) выплату пенсии с 16.01.2023 года.

Решение может быть обжаловано в судебную коллегию по гражданским делам Орловского областного суда через Мценский районный суд в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме.

    

Мотивированный текст решения изготовлен 23 марта 2023 года.

Председательствующий         Н.С. Некрасова

2-1-359/2023 ~ М-1-105/2023

Категория:
Гражданские
Статус:
Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН
Истцы
Сухарева Лидия Владимировна
Ответчики
Отделение Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Орловской области
Другие
Шуссер Виктория Васильевна
Суд
Мценский районный суд Орловcкой области
Судья
Некрасова Н.С.
Дело на странице суда
mcensky--orl.sudrf.ru
03.02.2023Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
03.02.2023Передача материалов судье
06.02.2023Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
06.02.2023Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
17.02.2023Подготовка дела (собеседование)
17.02.2023Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
16.03.2023Судебное заседание
23.03.2023Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
03.04.2023Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
Судебный акт #1 (Решение)

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее