Дело №5-58/2022
УИД 39RS0016-01-2022-000067-14
П О С Т А Н О В Л Е Н И Е
16 февраля 2022 г. г. Неман
Судья Неманского городского суда Калининградской области Шевченко И.В.,
при секретаре Груздовой Н.И.,
рассмотрев в открытом судебном заседании дело об административном правонарушении в отношении Пшеничного Игоря Вадимовича, <данные изъяты>
в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч.1 ст.20.6.1. КоАП РФ,
У С Т А Н О В И Л:
17 января 2022 г. в 18:29 час. в период действия на территории Калининградской области режима повышенной готовности Пшеничный И.В. в нарушение требований ст.19 Федерального закона от 21 декабря 1994 г. №68-ФЗ «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера» и постановления Правительства Калининградской области от 16 марта 2020 г. №134 (в ред. от 9 декабря 2021 г.– пункта 5) «О введении на территории Калининградской области режима повышенной готовности для органов управления и сил территориальной подсистемы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций Калининградской области и некоторых мерах по предупреждению распространения в Калининградской области новой коронавирусной инфекции», согласно которому нахождение граждан без средств индивидуальной защиты (лицевых масок) в торговых организациях, рынках, общественном транспорте, объектах транспортной инфраструктуры (вокзалах, станциях), отделениях многофункциональных центров, почтовых отделениях, отделениях банков, медицинских организациях (при ожидании приема) и иных помещениях по оказанию услуг населению запрещено, находился в помещении продуктового магазина <адрес> расположенного по адресу: <адрес> без средств индивидуальной защиты - лицевой маски.
В судебном заседании Пшеничный И.В. вину в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч.1 ст.20.6.1 КоАП РФ, не признал, просил прекратить производство по делу в связи с отсутствием состава преступления. При этом ссылаясь на то, что при составлении протокола об административном правонарушении по ч.1 ст.20.6.1 КоАП РФ ему не были разъяснены права, копия процессуального документа не вручена, не предоставлен защитник. С учетом изложенного, указанный протокол об административном правонарушении является ненадлежащим доказательством. В продуктовом магазине <адрес> он не мог находиться в лицевой маски, так как индивидуальное средство защиты ему не было предоставлено торговым предприятием.
Лицо, составившее протокол об административном правонарушении УУП МО МВД России <адрес> Трофимов В.В. в судебном заседании пояснил, что права, предусмотренные ст.25.1 КоАП РФ, а также ст.51 Конституции Пшеничному И.В. были разъяснены, путем их прочтения последним в протоколе об административном правонарушении. Следует отметить, что при установлении установочных данных Пшеничный И.В. отказывался их называть, ссылаясь на ст.51 Конституции РФ. Он, как должностное лицо, не наделен обязанностью обеспечивать Пшеничному И.В. юридическую помощь.
Выслушав Пшеничного И.В., лицо, составившее протокол об административном правонарушении УУП МО МВД России <адрес> Трофимова В.В., изучив в совокупности представленные материалы, прихожу к следующему.
Частью 1 статьи 20.6.1. КоАП РФ, невыполнение правил поведения при введении режима повышенной готовности на территории, на которой существует угроза возникновения чрезвычайной ситуации, или в зоне чрезвычайной ситуации, за исключением случаев, предусмотренных частью 2 статьи 6.3 настоящего Кодекса, влечет предупреждение или наложение административного штрафа на граждан в размере от одной тысячи до тридцати тысяч рублей.
Объективная сторона состава административного правонарушения, предусмотренного ч.1 ст.20.6.1. КоАП РФ, выражается в невыполнении правил поведения при введении режима повышенной готовности на территории, на которой существует угроза возникновения чрезвычайной ситуации, или в зоне чрезвычайной ситуации, за исключением случаев, предусмотренных частью 2 статьи 6.3 названного кодекса.
В соответствии с положениями ст.19 Федерального закона от 21 декабря 1994 г. №68-ФЗ «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера», граждане Российской Федерации обязаны: соблюдать законы и иные нормативные правовые акты Российской Федерации, законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций; соблюдать меры безопасности в быту и повседневной трудовой деятельности, не допускать нарушений производственной и технологической дисциплины, требований экологической безопасности, которые могут привести к возникновению чрезвычайных ситуаций.
Согласно подпункту «а.2» п. «а» ст.10 вышеназванного Федерального закона от 21 декабря 1994 г. №68-ФЗ, Правительство Российской Федерации устанавливает обязательные для исполнения гражданами и организациями правила поведения при введении режима повышенной готовности или чрезвычайной ситуации. Такие правила утверждены постановлением Правительства Российской Федерации от 2 апреля 2020 г. №417. Указанные правила предусматривают, в том числе, что при введении режима повышенной готовности на территории, на которой существует угроза возникновения чрезвычайной ситуации, граждане обязаны выполнять законные требования должностных лиц, осуществляющих мероприятия по предупреждению чрезвычайных ситуаций; при угрозе возникновения чрезвычайной ситуации гражданам запрещается осуществлять действия, создающие угрозу собственной безопасности, жизни и здоровью, а также осуществлять действия, создающие угрозу безопасности, жизни и здоровью, санитарно-эпидемиологическому благополучию иных лиц, находящихся на территории, на которой существует угроза возникновения чрезвычайной ситуации (подпункт «б» пункта 3, подпункты «в», «г» пункта 4 Правил).
Органы государственной власти субъектов Российской Федерации принимают в соответствии с федеральными законами законы и иные нормативные правовые акты в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций межмуниципального и регионального характера и обязательные для исполнения гражданами и организациями правила поведения при введении режима повышенной готовности или чрезвычайной ситуации, а также с учетом особенностей чрезвычайной ситуации на территории субъекта Российской Федерации или угрозы ее возникновения во исполнение правил поведения, установленных в соответствии с подпунктом «а.2» пункта «а» ст.10 названного федерального закона, могут предусматривать дополнительные обязательные для исполнения гражданами и организациями правила поведения при введении режима повышенной готовности или чрезвычайной ситуации (подпункт «б» пункта 6 ст.4.1, п. «а», «у», «ф» ч.1 ст.11 Федерального закона от 21 декабря 1994 г. №68-ФЗ (в ред. от 11 июня 2021 г.) «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера»).
Согласно постановлению Правительства Калининградской области от 16 марта 2020 г. №134 (в ред. от 9 декабря 2021 г.– пункт 5) «О введении на территории Калининградской области режима повышенной готовности для органов управления и сил территориальной подсистемы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций Калининградской области и некоторых мерах по предупреждению распространения в Калининградской области новой коронавирусной инфекции», нахождение граждан без средств индивидуальной защиты (лицевых масок) в торговых организациях, рынках, общественном транспорте, объектах транспортной инфраструктуры (вокзалах, станциях), отделениях многофункциональных центров, почтовых отделениях, отделениях банков, медицинских организациях (при ожидании приема) и иных помещениях по оказанию услуг населению запрещено.
Согласно п.п.5 п.9 данного постановления, граждане обязаны соблюдать масочный режим (использование средства индивидуальной защиты - лицевой маски (одноразовой или многоразовой) при нахождении во всех видах транспорта общего пользования, в общественных местах и помещениях.
Вина Пшеничного И.В. в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч.1 ст.20.6.1 КоАП РФ, подтверждается не только протоколом об административном правонарушении № от 17 января 2022 г., объяснением УУП МВД России <адрес> Трофимова В.В., но и пояснениями Пшеничного И.В., не отрицавшего своего нахождения без лицевой маски в магазине <адрес> видеозаписью, представленной Пшеничным И.В., а также фототаблицей.
Протокол об административном правонарушении составлен уполномоченным на то должностным лицом с соблюдением требований с т.28.2 КоАП РФ, содержит перечисленные в ч.2 данной статьи сведения, необходимые для разрешения дела.
В силу ч.1 ст.25.1 КоАП РФ лицо, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, вправе знакомиться со всеми материалами дела, давать объяснения, представлять доказательства, заявлять ходатайства и отводы, пользоваться юридической помощью защитника, а также иными процессуальными права в соответствии с настоящим Кодексом.
Как следует из протокола об административном правонарушении от 17 января 2022 г., указанная правовая норма, предусмотренная ч.1 ст.25.1 КоАП РФ, а также ст.51 Конституции РФ, изложены в полном объеме в указанном процессуальном документе.
Из представленной Пшеничным И.В. видеозаписи, произведенной им на свой мобильный телефон, последнему указанные права разъяснены путем их непосредственного прочтения лицом, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении. Кроме того, из указанной видеозаписи явствует, что Пшеничный И.В. имел достаточное время ознакомиться с правами, предусмотренными ч.1 ст.25.1 КоАП РФ и ст.51 Конституции РФ.
Следует отметить, что статус защитника урегулирован ст.25.5 КоАП РФ.
Указанной статьей предусмотрено, что для оказания юридической помощи лицу, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, в производстве по делу об административном правонарушении может участвовать защитник, а для оказания юридической помощи потерпевшему-представитель (часть 1). В качестве защитника или представителя к участию в производстве по делу об административном правонарушении допускается адвокат или иное лицо (часть 2). Защитник и представитель допускаются к участию в производстве по делу об административном правонарушении с момента возбуждения дела об административном правонарушении (часть 4).
При этом нормами Кодекса Российской Федерации об административном правонарушении не предусмотрено предоставлению лицу, привлекаемому к административной ответственности, бесплатной юридической помощи. Судья, орган, должностное лицо не наделены обязанностью обеспечивать этому лицу такую помощь на любой стадии производства по делу.
По указанным основаниям, доводы Пшеничного И.В. о не предоставлении ему защитника, суд находит необоснованными.
Не предоставление копии протокола об административном правонарушении не может быть расценено, как существенное нарушение процессуального законодательства, исключающее производство по данному делу, учитывая, что данное нарушение было устранено до рассмотрения дела об административном правонарушения по существу. Пшеничный И.В. был ознакомлен с материалами дела об административном правонарушении в полном объеме, в том числе путем фотографирования, без ограничения во времени, о чем имеется его заявление от 8 февраля 2022 г.
Следует отметить, что Пшеничный И.В. своим правом пользоваться юридической помощью защитника не пожелал воспользоваться и в ходе рассмотрения дела об административном правонарушении в суде.
Доводы Пшеничного И.В. о возложении на руководство торгового предприятия обязанности выдавать средства индивидуальной защиты (лицевых масок) основаны на неверном толковании законодательства.
Указание в протоколе об административном правонарушении после его составления и ознакомления Пшеничным И.В. документа, удостоверяющего личность лица, привлекаемого к административной ответственности, суд не находит достаточным для признания указанного протокола недопустимым доказательством, учитывая позицию Пшеничного И.В., отказывающего назвать свои данные о личности.
Таким образом, судья квалифицирует действия Пшеничного И.В. по ч.1 ст.20.6.1. КоАП РФ - невыполнение правил поведения при введении режима повышенной готовности на территории, на которой существует угроза возникновения чрезвычайной ситуации, за исключением случаев, предусмотренных частью 2 статьи 6.3 настоящего Кодекса.
В соответствии с общими правилами назначения наказания, основанными на принципах справедливости, соразмерности и индивидуализации ответственности, административное наказание за совершение административного правонарушения назначается в пределах, установленных законом, предусматривающим ответственность за данное административное правонарушение, в соответствии с настоящим Кодексом (ч.1 ст.4.1 КоАП РФ).
При назначении административного наказания Пшеничному И.В. судья учитывает характер и обстоятельства совершенного административного правонарушения, личность виновного, его имущественное положение (работает, имеет на иждивении двух малолетних детей), отсутствие сведений о привлечении к административной ответственности ранее по данной статье, и считает возможным назначить наказание в виде предупреждения.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.29.9, 29.10, 29.11 Кодекса РФ об административных правонарушениях, судья
П О С Т А Н О В И Л:
Признать Пшеничного Игоря Вадимовича виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч.1 ст.20.6.1. КоАП РФ, и назначить ему наказание в виде предупреждения.
Постановление может быть обжаловано в Калининградский областной суд через Неманский городской суд в течение 10 суток со дня вручения или получения копии постановления.
Судья Неманского городского суда
И.В.Шевченко