дело № 2-4274/23
УИД: 26RS0029-01-2023-006670-33
Решение
Именем Российской Федерации
05 октября 2023 года г. Пятигорск
Пятигорский городской суд Ставропольского края в составе: председательствующего судьи Пакова Н.Н.,
при секретаре Павловой Н.Г.,
с участием
помощника прокурора г.Пятигорска Латышевой С.Г.,
рассмотрев в открытом судебном заседании в зале Пятигорского городского суда гражданское дело по исковому заявлению прокурора города Пятигорска в защиту прав и законных интересов неопределенного круга лиц муниципального образования города-курорта Пятигорск к МБУ культуры клубного типа «Сельский дом культуры поселка Нижнеподкумский» о признании незаконным бездействия, возложении обязанности установить приборы учета тепловой энергии,
установил:
Прокурор г.Пятигорска в защиту интересов неопределенного круга лиц муниципального образования города-курорта Пятигорск обратился в суд с иском к МБУ культуры клубного типа «Сельский дом культуры поселка Нижнеподкумский» о признании незаконным бездействия, возложении обязанности установить приборы учета тепловой энергии.
В судебном заседании представитель процессуального истца - помощник прокурора г. Пятигорска Латышева С.Г. заявленные исковые требования поддержала в полном объеме, пояснив, что прокуратурой города без взаимодействия с юридическим лицом проведена проверка деятельности МБУ культуры клубного типа «Сельский дом культуры поселка Нижнеподкумский» соблюдения требований федерального законодательства об энергосбережении и повышении энергетической эффективности в жилищно-коммунальном хозяйстве.
Статьей 2 Федерального закона от 23.11.2009 № 261-ФЗ «Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» определено, что энергоснабжение - реализация организационных, правовых, технических, технологических, экономических и иных мер, направленных на уменьшение объема используемых энергетических ресурсов при сохранении соответствующего полезного эффекта от их использования (в том числе объема произведенной продукции, выполненных работ, оказанных услуг).
В соответствии с ч. 1 ст. 13 Закона № 261-ФЗ производимые, передаваемые, потребляемые энергетические ресурсы подлежат обязательному учету с применением приборов учета используемых энергетических ресурсов.
Требования настоящей статьи в части организации учета используемых энергетических ресурсов распространяются на объекты, подключенные к электрическим сетям централизованного электроснабжения, и (или) системам централизованного теплоснабжения, и (или) системам централизованного водоснабжения, и (или) системам централизованного газоснабжения, и (или) иным системам централизованного снабжения энергетическими ресурсами. Расчеты за энергетические ресурсы должны осуществляться на основании данных о количественном значении энергетических ресурсов, произведенных, переданных, потребленных, определенных при помощи приборов учета используемых энергетических ресурсов.
Согласно ч.4 ст. 13 Закона № 261-ФЗ до 1 января 2011 года собственники зданий, строений, сооружений и иных объектов, которые введены в эксплуатацию на день вступления в силу настоящего Федерального закона и при эксплуатации которых используются энергетические ресурсы (в том числе временных объектов), за исключением объектов, указанных в частях 3, 5 и 6 настоящей статьи, обязаны завершить оснащение таких объектов приборами учета используемых воды, природного газа, тепловой энергии, электрической энергии, а также ввод установленных приборов учета в эксплуатацию.
В силу ч.8 ст. 13 Закона № 261-ФЗ действия по установке, замене, эксплуатации приборов учета используемых энергетических ресурсов вправе осуществлять лица, отвечающие требованиям, установленным законодательством Российской Федерации для осуществления таких действий. До 1 января 2019 года собственники объектов, которые указаны в частях 3 - 7 настоящей статьи и максимальный объем потребления тепловой энергии которых составляет менее чем две десятых гигакалории в час, обязаны обеспечить оснащение таких объектов приборами учета используемой тепловой энергии, указанными в частях 3 - 7 настоящей статьи, а также ввод установленных приборов учета в эксплуатацию.
Правилами коммерческого учета тепловой энергии, теплоносителя, утвержденные постановлением Правительством Российской Федерации от 18.11.2013 № 1034 устанавливаются особенности учета тепловой энергии, теплоносителя, а также особенности исполнения обязанности по оснащению указанных объектов приборами учета.
Кроме того, на основании распоряжения Правительства Российской Федерации от 01.12.2009 № 1830-р утвержден План мероприятий по энергосбережению и повышению энергетической эффективности в Российской Федерации, направленных на реализацию Федерального закона «Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» в соответствии с которым установлены мероприятия по оснащению потребителей приборами учета и стимулированию потребителей к экономии и надлежащей оплате энергоресурсов, в том числе по обеспечению завершения оснащения зданий, строений органы государственной до 1 января и сооружений, используемых для размещения органов власти и органы 2011 государственной власти и органов местного самоуправления, находящихся в государственной и самоуправления с муниципальной собственности, приборами учета участием организаций, используемых энергетических ресурсов, а также ввод осуществляющих подачу установленных приборов учета в эксплуатацию, оснащение приборами учета энергетических ресурсов зданий, строений, сооружений и иных объектов юридических лиц.
В нарушение МБУ культуры клубного типа «Сельский дом культуры поселка Нижнеподкумский» не обеспечены приборами учета тепловой энергии, что может привести к неэффективному расходованию коммунальных ресурсов, излишней нагрузке на бюджет в связи с оплатой коммунальных услуг.
В нарушение ч.ч. 4, 12 ст.13 Закона №261-ФЗ МБУ культуры клубного типа «Сельский дом культуры поселка Нижнеподкумский» не произвело установку прибора учета тепловой энергии.
По состоянию на 29.05.2023 МБУ культуры клубного типа «Сельский дом культуры поселка Нижнеподкумский» нарушения требований законодательства в сфере ЖКХ не устранены.
Исковое заявление предъявлено в соответствии с ч. 1 ст. 45 ГПК РФ в защиту законных интересов неопределенного круга лиц, поскольку категория лиц, чьи интересы затрагивает заявление, непостоянна и персонально изменчива.
Просит суд признать незаконным бездействие МБУ культуры клубного типа «Сельский дом культуры поселка Нижнеподкумский», выразившееся в не организации деятельности по оснащению здания учреждения прибора учета тепловой энергии, не соблюдении требований законодательства Российской Федерации об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности; обязать МБУ культуры клубного типа «Сельский дом культуры поселка Нижнеподкумский» устранить нарушения требований законодательства РФ ч.ч. 4, 12 ст.13 Закона №261-ФЗ в течение месяца со дня вступления решения суда в законную силу решения суда.
Представитель ответчика МБУ культуры клубного типа «Сельский дом культуры поселка Нижнеподкумский», представитель третьего лица Пятигорсктеплосервис, будучи надлежащим образом, извещенными о дате, времени и месте рассмотрения дела в судебное заседание не явились. Заявлений с просьбой о переносе, либо уважительности причин неявки в судебное заседание не поступало.
Суд считает возможным рассмотреть настоящее гражданское дело в отсутствие неявившихся лиц.
Заслушав прокурора, изучив материалы гражданского дела, оценив доказательства с учётом требований закона об их допустимости, относимости и достоверности, как в отдельности, так и в совокупности, а установленные судом обстоятельства - с учётом характера правоотношений сторон и их значимости для правильного разрешения спора, в соответствии со ст. 67 ГПК РФ, суд считает заявленные исковые требования подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.
Статьей 12 ГК РФ предусмотрены способы защиты субъективных гражданских прав и охраняемых законом интересов, которые осуществляются в установленном законом порядке. Одним из способов защиты гражданских прав является принуждение к исполнению обязанности в натуре.
В силу статьи 45 ГПК РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов (в том числе в сфере охраны здоровья) граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований.
Согласно надлежащим письменным доказательствам, исследованным в судебном заседании, установлено, что прокуратурой города без взаимодействия с юридическим лицом проведена проверка деятельности МБУ культуры клубного типа «Сельский дом культуры поселка Нижнеподкумский» соблюдения требований федерального законодательства об энергосбережении и повышении энергетической эффективности в жилищно-коммунальном хозяйстве.
Статьей 2 Федерального закона от 23.11.2009 № 261-ФЗ «Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» определено, что энергоснабжение - реализация организационных, правовых, технических, технологических, экономических и иных мер, направленных на уменьшение объема используемых энергетических ресурсов при сохранении соответствующего полезного эффекта от их использования (в том числе объема произведенной продукции, выполненных работ, оказанных услуг).
В соответствии с ч. 1 ст. 13 Закона № 261-ФЗ производимые, передаваемые, потребляемые энергетические ресурсы подлежат обязательному учету с применением приборов учета используемых энергетических ресурсов.
Требования настоящей статьи в части организации учета используемых энергетических ресурсов распространяются на объекты, подключенные к электрическим сетям централизованного электроснабжения, и (или) системам централизованного теплоснабжения, и (или) системам централизованного водоснабжения, и (или) системам централизованного газоснабжения, и (или) иным системам централизованного снабжения энергетическими ресурсами.
Расчеты за энергетические ресурсы должны осуществляться на основании данных о количественном значении энергетических ресурсов, произведенных, переданных, потребленных, определенных при помощи приборов учета используемых энергетических ресурсов.
Согласно ч.4 ст. 13 Закона № 261-ФЗ до 1 января 2011 года собственники зданий, строений, сооружений и иных объектов, которые введены в эксплуатацию на день вступления в силу настоящего Федерального закона и при эксплуатации которых используются энергетические ресурсы (в том числе временных объектов), за исключением объектов, указанных в частях 3, 5 и 6 настоящей статьи, обязаны завершить оснащение таких объектов приборами учета используемых воды, природного газа, тепловой энергии, электрической энергии, а также ввод установленных приборов учета в эксплуатацию.
В силу ч.8 ст. 13 Закона № 261-ФЗ действия по установке, замене, эксплуатации приборов учета используемых энергетических ресурсов вправе осуществлять лица, отвечающие требованиям, установленным законодательством Российской Федерации для осуществления таких действий. До 1 января 2019 года собственники объектов, которые указаны в частях 3 - 7 настоящей статьи и максимальный объем потребления тепловой энергии которых составляет менее чем две десятых гигакалории в час, обязаны обеспечить оснащение таких объектов приборами учета используемой тепловой энергии, указанными в частях 3 - 7 настоящей статьи, а также ввод установленных приборов учета в эксплуатацию.
Правилами коммерческого учета тепловой энергии, теплоносителя, утвержденные постановлением Правительством Российской Федерации от 18.11.2013 № 1034 устанавливаются особенности учета тепловой энергии, теплоносителя, а также особенности исполнения обязанности по оснащению указанных объектов приборами учета.
Кроме того, на основании распоряжения Правительства Российской Федерации от 01.12.2009 № 1830-р утвержден План мероприятий по энергосбережению и повышению энергетической эффективности в Российской Федерации, направленных на реализацию Федерального закона «Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» в соответствии с которым установлены мероприятия по оснащению потребителей приборами учета и стимулированию потребителей к экономии и надлежащей оплате энергоресурсов, в том числе по обеспечению завершения оснащения зданий, строений органы государственной до 1 января и сооружений, используемых для размещения органов власти и органы 2011 государственной власти и органов местного самоуправления, находящихся в государственной и самоуправления с муниципальной собственности, приборами учета участием организаций, используемых энергетических ресурсов, а также ввод осуществляющих подачу установленных приборов учета в эксплуатацию, оснащение приборами учета энергетических ресурсов зданий, строений, сооружений и иных объектов юридических лиц.
По результатам проверки установлено, что в нарушение МБУ культуры клубного типа «Сельский дом культуры поселка Нижнеподкумский» не обеспечены приборами учета тепловой энергии, что может привести к неэффективному расходованию коммунальных ресурсов, излишней нагрузке на бюджет в связи с оплатой коммунальных услуг.
МБУ культуры клубного типа «Сельский дом культуры поселка Нижнеподкумский» (ИНН 2632068751, ОГРН 1032600744440) зарегистрировано Межрайонной инспекцией Федеральной налоговой службы № 11 по Ставропольскому краю ДД.ММ.ГГГГ и осуществляет деятельность по адресу: <адрес>.
В нарушение ч.ч. 4, 12 ст.13 Закона №261-ФЗ, МБУ культуры клубного типа «Сельский дом культуры поселка Нижнеподкумский» не произвело установку прибора учета тепловой энергии.
По состоянию на 29.05.2023 МБУ культуры клубного типа «Сельский дом культуры поселка Нижнеподкумский» нарушения требований законодательства в сфере ЖКХ не устранены.
С учётом приведённых обстоятельств, суд считает подлежащими удовлетворению в полном объёме исковые требования прокурора г.Пятигорска в защиту интересов неопределённого круга лиц к МБУ культуры клубного типа «Сельский дом культуры поселка Нижнеподкумский».
В силу пункта 9 части 1 статьи 333.36 Налогового кодекса Российской Федерации от уплаты государственной пошлины по делам, рассматриваемым в судах общей юрисдикции, а также мировыми судьями, освобождаются прокуроры - по заявлениям в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации и муниципальных образований.
Поскольку иск заявлен прокурором в интересах неопределенного круга физических лиц, а судом заявленный иск удовлетворён, то в данном случае с ответчика подлежит взысканию государственная пошлина, которую должен был оплатить при подаче искового заявления неимущественного характера истец как физическое лицо.
По настоящему делу спор заявлен к юридическому лицу МБУ культуры клубного типа «Сельский дом культуры поселка Нижнеподкумский» не освобожденному от уплаты государственной пошлины, следовательно, с ответчика подлежит взысканию государственная пошлина в размере 600 рублей в доход местного бюджета города-курорта Пятигорска.
Руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ,
решил:
Исковые требования прокурора города Пятигорска в защиту прав и законных интересов неопределенного круга лиц муниципального образования города-курорта Пятигорск к МБУ культуры клубного типа «Сельский дом культуры поселка Нижнеподкумский» о признании незаконным бездействия, возложении обязанности установить приборы учета тепловой энергии удовлетворить.
Признать незаконным бездействие МБУ культуры клубного типа «Сельский дом культуры поселка Нижнеподкумский», выразившееся в не организации деятельности по оснащению здания учреждения прибора учета тепловой энергии, не соблюдении требований законодательства Российской Федерации об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности.
Обязать МБУ культуры клубного типа «Сельский дом культуры поселка Нижнеподкумский» устранить нарушения требований законодательства РФ ч.ч. 4, 12 ст.13 Закона №261-ФЗ в течение месяца со дня вступления решения суда в законную силу решения суда.
Взыскать с МБУ культуры клубного типа «Сельский дом культуры поселка Нижнеподкумский» в бюджет муниципального образования города-курорта Пятигорска Ставропольского края государственную пошлину в сумме 600 рублей.
Решение может быть обжаловано в Ставропольский краевой суд в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме путем подачи апелляционной жалобы через Пятигорский городской суд Ставропольского края.
Судья Н.Н. Паков