УИД 05RS0№-68
Дело № М-387/2023
ОПРЕДЕЛЕНИЕ
об отказе в принятии искового заявления
<адрес> ДД.ММ.ГГГГ
Судья Хасавюртовского районного суда Республики Дагестан Минаев З.Р., рассмотрев исковое заявление Султанмуратова А.Х. к ФИО1 о признании договора купли-продажи земельного участка с жилым домом, состоявшимся и признании перехода права собственности,
УСТАНОВИЛ:
Султанмуратова А.Х. обратилась в Хасавюртовский районный суд с исковыми требованиями к ФИО1 о признании договора купли-продажи земельного участка с жилым домом, состоявшимся и признании перехода права собственности.
Изучив материалы по исковому заявлению, прихожу к следующему выводу.
Данное исковое заявление подлежит отказу в принятии, по следующим основаниям.
Согласно пункту 2 статьи 17 Гражданского кодекса Российской Федерации правоспособность гражданина возникает в момент его рождения и прекращается смертью.
В соответствии с разъяснениями, содержащимися в пункте 6 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ N 9 "О судебной практике по делам о наследовании", суд отказывает в принятии искового заявления, предъявленного к умершему гражданину, со ссылкой на пункт 1 части 1 статьи 134 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, поскольку нести ответственность за нарушение прав и законных интересов гражданина может только лицо, обладающее гражданской и гражданской процессуальной правоспособностью.
В случае, если гражданское дело по такому исковому заявлению было возбуждено, производство по делу подлежит прекращению в силу абзаца седьмого статьи 220 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации с указанием на право истца на обращение с иском к принявшим наследство наследникам, а до принятия наследства - к исполнителю завещания или к наследственному имуществу (пункт 3 статьи 1175 ГК РФ).
Из вышеприведенных положений закона и разъяснений Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации следует, что предъявление искового заявления непосредственно к умершему гражданину не допускается в силу отсутствия у последнего гражданской и гражданской процессуальной правоспособностью, то есть в силу отсутствия самого субъекта спорного правоотношения.
Исковое заявление Султанмуратова А.Х. к ФИО1 о признании договора купли-продажи земельного участка с жилым домом, состоявшимся и признании перехода права собственности, поступило в адрес суда ДД.ММ.ГГГГ, то есть после смерти ответчика ФИО1, что исключало возможность обратиться в суд, поскольку умерший гражданин не обладает правоспособностью и не может нести ответственность за нарушение своих обязательств.
Из свидетельства о смерти приложенного истцом к данному исковому заявлению усматривается, что ФИО1, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, уроженка <адрес> Дагестанской АССР, умерла ДД.ММ.ГГГГ в 06 час. 30 мин., место смерти <адрес>, о чем ДД.ММ.ГГГГ составлена запись акта о смерти №.
Прекращение гражданской правоспособности ответчика ввиду его смерти исключало возможность обратиться в суд с исковыми требованиями о признании договора купли-продажи земельного участка с жилым домом, состоявшимся и признании перехода права собственности.
Кроме того, из представленного искового заявления и приложенного материала не усматриваются сведения о принятии наследства и о правопреемстве.
При таких обстоятельствах, считаю, необходимым отказать в принятии данного искового заявления, с разъяснением истцу права на обращение в суд с исковыми требованиями к наследникам умершего.
На основании изложенного руководствуясь ст. 134 ГПК РФ,
ОПРЕДЕЛИЛ:
Отказать в принятии искового заявления Султанмуратова А.Х. к ФИО1 о признании договора купли-продажи земельного участка с жилым домом, состоявшимся и признании перехода права собственности, возвратить исковое заявление истцу со всеми приложенными к нему документами.
Определение может быть обжаловано в Верховный Суд Республики Дагестан в апелляционном порядке течение 15 дней со дня вынесения.
Судья подпись З.Р. Минаев