Дело № 2-4100/2023
Уникальный идентификатор дела
56RS0042-01-2023-005498-73
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
15 декабря2023 года г. Оренбург
Центральный районный суд г. Оренбурга в составе
председательствующего судьи Гончаровой Е.Г.,
при секретаре Миногиной А.В.,
с участием представителя истца Петровой О.Ю., действующей на основании доверенности,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску министерства здравоохранения Оренбургской области к Хапизову Ж.М. о взыскании процентов на сумму единовременной компенсационной выплаты за неправомерное удержание подлежащей возврату в бюджет Оренбургской области части единовременной компенсационной выплаты,
УСТАНОВИЛ:
Министерство здравоохранения Оренбургской области обратилось в суд с вышеуказанным иском к Хапизову Ж.М., в обоснование заявленных требований указало, что 30.11.2021 года заключён договор № о предоставлении единовременной компенсационной выплаты, согласно которому Хапизов Ж.М.– медицинский работник (врач), переехавший на работу в государственное бюджетное учреждение здравоохранения «Переволоцкая районная больница», расположенное в сельском населённом пункте, обязался работать в течение пяти летпо основному месту работы на условиях полного рабочего дня рабочего дня с продолжительностью рабочего времени, установленной в соответствии со статьей 350 Трудового кодекса Российской Федерации, предусмотренные трудовым договором от 25.10.2021 года № трудовые обязанности по должности, включенный в программный реестр должностей. Единовременная компенсационная выплата в размере 1 000 000 рублей 07.12.2021 года ответчику предоставлена. В нарушение договора о предоставлении единовременной компенсационной выплаты трудовой договор с 27.08.2023 года расторгнут по инициативе работника, что не является основанием для освобождения от выплаты части единовременной компенсационной выплаты, в связи с чем Хапизов Ж.М. обязан в течение четырнадцати дней, то есть в срок с 28.08.2023 года по 10.09.2023 года возвратить в областной бюджет часть единовременной компенсационной выплаты после прекращения трудового договора.
Просят суд взыскать с Хапизова Ж.М.всего 692 023,54 рублей, в том числе 665 388,82 рубля – часть единовременной компенсационной выплаты после прекращения трудового договора с медицинской организацией до истеченияпятилетнего срока, 10 000 рублей – штраф за неисполнение обязанностей, предусмотренных договором; 16 634,72 рубля – проценты на сумму единовременной компенсационной выплаты за неправомерное удержание подлежащей возврату в бюджет Оренбургской областичасти единовременной компенсационной выплаты.
В ходе судебного разбирательства истец уточнил требование, указав, что в настоящее время сумма компенсационной выплаты в размере 665 389 рублей, штраф в размере 10 000 рублей поступили в бюджет Оренбургской области. В соответствии с абзацем вторым подпункта «в» пункта 2.1 договора обязательство по возврату части выплаты должно быть исполнено в течение четырнадцати дней, то есть в срок с 28.08.2023 года по 11.09.2023 года после прекращения трудового договора. Требование об уплате части единовременной компенсационной выплаты исполнено 26.10.2023 года в размере 99 000 рублей, где 89 000 рублей – часть единовременной компенсационной выплаты, 10 000 рублей – штраф, 07.12.2023 года в размере 180 000 рублей, 08.12.2023 года в размере 396 389 рублей, то есть сумма долга возвращена за пределами предусмотренного срока. Пунктом 3.2 договора предусмотрено, что в случае неправомерного удержания подлежащей возврату в областной бюджет части выплаты, медицинский работник уплачивает пени в размере 0,1 процента от суммы средств, подлежащих возврату за каждый день просрочки. Учитывая изложенное, общая сумма процентов (пени) па сумму единовременной компенсационной выплаты за неправомерное удержание подлежащей возврату в бюджет Оренбургской области части единовременной компенсационной выплаты составила 3 916+ 15 480 +36 485,83 = 53 881,83 руб. В связи с изложенным окончательно просят судпрошу суд взыскать с Хапизова Ж.М. в бюджет Оренбургской области: 53 881,83 рубля — проценты на сумму единовременной компенсационной выплаты за неправомерное удержание подлежащей возврату в бюджет Оренбургской области части единовременной компенсационной выплаты.
Представитель истца Петрова О.Ю. в судебном заседании заявленные уточнённые требования поддержала по основаниям, изложенным в иске. Просила их удовлетворить. Отказать в удовлетворении ходатайства о предоставлении рассочки.
Ответчик Хапизова Ж.М. в судебное заседание не явился, о времени и месте рассмотрения дела извещался по месту регистрации и адресу, указанному в договоре. Просил о рассмотрении дела в свое отсутствие, с предоставлением рассрочки исполнения решения суда до 01.09.2024 года.
Представитель третьего лица ГБУЗ «Переволоцкая РБ» в судебное заседание не явился, о дне, месте и времени рассмотрения дела извещен надлежащим образом, ходатайств не представил.
Суд с учетом мнения сторон определил рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц в порядке ст. 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации.
Суд, огласив исковое заявление, выслушав представителя истца, изучив представленные доказательства в их совокупности, приходит к следующему.
Направлением (подпрограммой) «Развитие кадровых ресурсов в здравоохранении» государственной программы Российской Федерации «Развитие здравоохранения», утверждённой постановлением Правительства Российской Федерации от 26.12.2017 года № 1640, в 2018-2025 годах предусмотрена реализация мероприятия «Государственная поддержка отдельных категорий медицинских работников», в соответствии с которым медицинским работникам (врачам, фельдшерам), являющимся гражданами Российской Федерации, не имеющие неисполненных финансовых обязательств по договору о целевом обучении (за исключением медицинских организаций сукомплектованностьюштата менее 60 процентов), прибывшие (переехавшие) на работу в сельские населенные пункты Оренбургской области либо города Оренбургской области с населением до 50 тыс. человек и заключившие трудовой договор с медицинской организацией, подведомственной министерству здравоохранения Оренбургской области, на условиях полного рабочего дня с продолжительностью рабочего времени, установленной в соответствии со статьей 350 Трудового кодекса Российской Федерации, с выполнением трудовой функции по должности, включенной в программный реестр должностей, утвержденный министерством Предоставляются единовременные компенсационные выплаты в размере 1,5 млн.рублей врачам и 0,75 млн. рублей фельдшерам, а также акушеркам и медицинскимсестрам фельдшерских и фельдшерско-акушерских пунктов, врачебных амбулаторий, центров (отделений) общей врачебной практики (семейной медицины), прибывшим (переехавшим) на работу в сельские населенные пункты, расположенные в удаленных и труднодоступных территориях Оренбургской области.
Единовременные компенсационные выплаты предоставляются однократно уполномоченным органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, заключившим с медицинским работником договор о предоставлении единовременной компенсационной выплаты, по которому медицинский работник принимает обязательства:
обязанность медицинского работника исполнять трудовые обязанности в течение 5 лет со дня заключения договора по должности в соответствии с трудовым договором при условии продления договора на период неисполнения трудовой функции в полном объеме (кроме времени отдыха, предусмотренного статьями 106, 107 Трудового кодекса Российской Федерации);
обязанность медицинского работника возвратить в доход областного бюджета часть единовременной компенсационной выплаты, рассчитанной пропорционально неотработанному периоду со дня прекращения трудового договора до истечения пятилетнего срока (за исключением случаев прекращения трудового договора по основаниям, предусмотренным пунктом 8 части первой статьи 77, пунктами 5 - 7 части первой статьи 83 Трудового кодекса Российской Федерации), а также в случае перевода на другую должность илипоступленияна обучение по дополнительным профессиональным программам, в установленные договором срок;
обязанность медицинского работника возвратить в доход областного бюджета в установленный договором срок часть единовременной компенсационной выплаты, рассчитанной пропорционально неотработанному периоду со дня прекращения трудового договора, в случае увольнения в связи с призывом на военную службу (в соответствии с пунктом 1 части первой статьи 83 Трудового кодекса Российской Федерации) или продлить срок действия договора на период неисполнения функциональных обязанностей (по выбору медицинского работника).
В соответствии с пунктом 2 постановления Правительства Оренбургской области от 28.02.2018 года № 102-п «О единовременных компенсационных выплатах отдельным категориям медицинских работников» истец определен уполномоченным органом исполнительной власти Оренбургской области осуществляющим:
единовременные компенсационные выплаты отдельным категориям медицинских работников;
утверждение перечня вакантных должностей медицинских работников в медицинских организациях и их структурных подразделениях, при замещении которых осуществляются единовременные компенсационные выплаты, на очередной финансовый год (программного реестра должностей).
Согласно пункт 2 порядка предоставления единовременных компенсационных выплатах отдельным категориям медицинских работников, утверждённого постановлением Правительства Оренбургской области от 28.02.2018 года № 102-п, право соответствующих врачей и фельдшеров на получение выплат обусловлено выполнением трудовой функции на должности, включённой в программный реестр должностей, определяемом минздравом Оренбургской области.
В силу абзаца двадцать седьмого пункта 13 положения о министерстве здравоохранения Оренбургской области, утверждённого указом Губернатора Оренбургской области от 09.09.2010 года № 184-ук, такой перечень утверждается нормативным правовым актом – приказом минздрава Оренбургской области, который наряду с приказами о его изменениях подлежит публикации на Портале официального опубликования нормативных правовых актов Оренбургской области и органов исполнительной власти Оренбургской — области (www.pravo.orb.ru) и вступает в силу после официального опубликования, если в нём не указан иной срок вступления в силу (части 2, 3 статьи 55.1, статья 56 Закона Оренбургской области от 14.03.2002 года № 455/380-П-ОЗ «О правовых актах органов государственной власти Оренбургской области»).
Перечень вакантных должностей медицинских работников в медицинских организациях и их структурных подразделениях, при замещении которых в 2021 году осуществляются единовременные компенсационные выплаты (программный реестр должностей) утверждён приказом минздрава Оренбургской области от 16.04.2021 года № 5 (в редакции от 20.10.2021 года № 24) и предусматривал (пункт 47) должность врача-стоматолога поликлиники ГБУЗ «Переволоцкая районная больница» (Оренбургская область, Переволоцкий район, п. Переволоцкий, ул. Ленинская. д.63).
Судом установлено, что 30.11.2021 года между министерством здравоохранения Оренбургской области, ГБУЗ «Переволоцкая районная больница»– медицинской организацией и Хапизовым Ж.М., медицинским работником заключен договор № о предоставлении единовременной компенсационной выплаты. Предметом договора является осуществление получателю, а именно Хапизову Ж.М. компенсации единовременной компенсационной выплаты в размере 1 000 000 рублей.
Согласно п. 2.1 указанного договора получатель Хапизов Ж.М. обязан работать в течение пяти лет со дня заключения договора на условиях полного рабочего дня с продолжительностью рабочего времени, установленной в соответствии со ст. 350 ТК РФ, предусмотренные трудовым договором трудовые обязанности на должности, включенной в программный реестр должностей.
В соответствии с пунктом 2.1 договора от 30.11.2021 года №, медицинский работник обязан работать в течение пяти лет по основному месту работы на условиях нормальной продолжительности рабочего времени, установленной в соответствии со ст. 350 ТК РФ, предусмотренные трудовым договором трудовые обязанности на должности, включенные в программный реестр должностей, возвратить в областной бюджет часть выплаты, рассчитанной пропорционально неотработанному периоду со дня прекращения трудового договора до истечения 5 летнего срока, данное обязательство должно быть исполнено медицинским работником в течение 14 дней после прекращения трудового договора об исполнении трудовых обязанностей на должности, включенной в программный реестр должностей, путем внесения соответствующей денежной суммы на счет министерства здравоохранения Оренбургской области.
Таким образом, данным договором о предоставлении выплаты предусмотрен исчерпывающий перечень случаев, при которых у медицинского работника не возникает обязанность по возврату части единовременной компенсационной выплаты в случае прекращения трудового договора до истечения пятилетнего срока.
Указанный договор вступает в силу с момента его подписания сторонами и действует до полного исполнения сторонами своих обязательств (пункт 5.2 договора).
На основании платежных поручений № и № от 07.12.2021 года ответчику Хапизову Ж.М. перечислены денежные средства в сумме 1 000 000 рублей (750 000 + 250 000).
25.10.2023 года Хапизов Ж.М. был принят на работу в ГБУЗ «Переволоцкая районная больница» на основании трудового договора № на должность врача-стоматолога, договор вступил в силу с 26.10.2021 года, с указанной даты работник приступил к работе.
Из приказа от 24.08.2023 года № следует, что действие трудового договора от 25.10.2023 года № с Хапизовым Ж.М. прекращено с 27.08.2023 года на основании пункта 3 части 1 статьи 77 ТК РФ– расторжение трудового договора по инициативе работника.
Факт заключения договоров на изложенных в них условиях, а также факт получения компенсационной выплаты ответчиком не оспаривались.
В нарушение принятого обязательства трудовые отношения между ответчиком и медицинской организацией прекращены с 27.08.2023 года до истечения пятилетнего срока, в связи с чем, Хапизов Ж.М. обязан был в течение четырнадцати дней, то есть в срок с 28.08.2023 по 10.09.2023 (п. 2.1 договора от 30.11.2021 года), возвратить в областной бюджет часть единовременной компенсационной выплаты после прекращения трудового договора.
На основании письма от 24.08.2023 года № истец в связи с имевшим место периодом неисполнения в полном объеме трудовой функции просил Хапизова Ж.М. в срок не позднее 10.09.2023 года произвести возврат в областной бюджет часть единовременной компенсационной выплатыпосле прекращения трудового договора с медицинской организацией до истечения пятилетнего срока в размере 692 023,54 рублей.
Статья 307 Гражданского кодекса Российской Федерации предусматривает, что в силу обязательства одно лицо (должник) обязано совершить в пользу другого лица (кредитора) определенное действие, как то: передать имущество, выполнить работу, оказать услугу, внести вклад в совместную деятельность, уплатить деньги и т.п., либо воздержаться от определенного действия, а кредитор имеет право требовать от должника исполнения его обязанности (пункт 1).
Обязательства возникают из договоров и других сделок, вследствие причинения вреда, вследствие неосновательного обогащения, а также из иных оснований, указанных в настоящем Кодексе (пункт 2).
При установлении, исполнении обязательства и после его прекращения стороны обязаны действовать добросовестно, учитывая права и законные интересы друг друга, взаимно оказывая необходимое содействие для достижения цели обязательства, а также предоставляя друг другу необходимую информацию (пункт 3).
Согласно ст. 309 Гражданского кодекса Российской Федерации обязательства должны исполняться надлежащим образом в соответствии с условиями обязательства и требованиями закона, иных правовых актов, а при отсутствии таких условий и требований - в соответствии с обычаями или иными обычно предъявляемыми требованиями.
Односторонний отказ от исполнения обязательства и одностороннее изменение его условий не допускаются, за исключением случаев, предусмотренных законом (статья 310 Гражданского кодекса Российской Федерации).
Оценив собранные по делу доказательства, суд приходит к выводу о том, что заключая договор № от 30.11.2023 года на получение единовременной компенсационной выплаты, Хапизова Ж.М.добровольно принял на себя обязанность отработать не менее определенного срока по трудовому договору, а в случае увольнения без уважительных причин до истечения данного срока обязался возвратить министерству здравоохранения Оренбургской области часть компенсационной выплаты, рассчитаннойс даты прекращения трудового договора, пропорционально неотработанному периоду.
В ходе судебного разбирательства ответчик в счет погашения суммы компенсационной выплаты в размере 665 389 рублей, штрафа в размере 10 000 рублей перечислил в бюджет Оренбургской области 26.10.2023 года денежные средства в размере 99 000 рублей, что подтверждается платежными поручениями №, № от 26.10.2023 года, № от 07.12.2023 года № от 08.12.2023 года и не оспаривается стороной истца.
В соответствии с абзацем вторым подпункта «в» пункта 2.1 договора обязательство по возврату части выплаты должно быть исполнено в течение четырнадцати дней, то есть в срок с 28.08.2023 года по 11.09.2023 года после прекращения трудового договора.
При этом, требование об уплате части единовременной компенсационной выплаты исполнено 26.10.2023 года в размере 99 000 рублей, где 89 000 рублей – часть единовременной компенсационной выплаты, 10 000 рублей – штраф, 07.12.2023 года в размере 180 000 рублей, 08.12.2023 года в размере 396 389 рублей, то есть сумма долга возвращена за пределами предусмотренного срока.
Пунктом 3.2 договора предусмотрено, что в случае неправомерного удержания подлежащей возврату в областной бюджет части выплаты, медицинский работник уплачивает пени в размере 0,1 процента от суммы средств, подлежащих возврату за каждый день просрочки.
Министерством здравоохранения Оренбургской области представлен расчет, подлежащих взысканию с ответчика на сумму единовременной компенсационной выплаты за неправомерное удержание, подлежащей возврату в бюджет Оренбургской области части единовременной компенсационной выплаты за период с 12.09.2023 года по 07.12.2023 года:
665 388,82 = 89 000+180 000+396 388,82;
89 000 х 0,1 - 100 х 44=3 916 руб.,
где 44 – число дней неправомерного удержания с 12.09.2023 года по 25.10.2023 года подлежащей возврату в бюджет Оренбургской области части единовременной компенсационной выплаты;
180 000 х 0,1 + 100 х 86=15 480 руб.;
где 86 – число дней неправомерного удержания с 12.09.2023 года по 06.12.2023 года подлежащей возврату в бюджет Оренбургской области части единовременной компенсационной выплаты;
396 388,82 х 0,1 = 100х 87= 36 485,83 руб.,
где 87 – число дней неправомерного удержания с 12.09.2023 года по 07.12.2023 года подлежащей возврату в бюджет Оренбургской области части единовременной компенсационной выплаты,
Учитывая изложенное, общая сумма процентов (пени) на сумму единовременной компенсационной выплаты за неправомерное удержание подлежащей возврату в бюджет Оренбургской области части единовременной компенсационной выплаты составила 3 916 + 15 480 +36 485,83 = 53 881,83 руб.
Суд соглашается с расчетами истца, находит его арифметически верным.
Таким образом, учитывая, п. 2.1, п. 3.2 договора № от 30.11.2023 года, произведенных ответчиком выплат, суд удовлетворяет требования истца о взыскании с ответчика процентов на сумму единовременной компенсационной выплаты за неправомерное удержание подлежащей возврату в бюджет Оренбургской области части единовременной компенсационной выплатыв размере 53 881,83 рублей.
Рассматривая ходатайства ответчика о предоставлении рассрочки до 01.09.2024 года, суд приходит к следующему.
Согласно статье 434 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации при наличии обстоятельств, затрудняющих исполнение судебного постановления или постановлений иных органов, взыскатель, должник, судебный пристав-исполнитель вправе поставить перед судом, рассмотревшим дело, или перед судом по месту исполнения судебного постановления вопрос об отсрочке или о рассрочке исполнения, об изменении способа и порядка исполнения, а также об индексации присужденных денежных сумм. Такие заявления сторон и представление судебного пристава-исполнителя рассматриваются в порядке, предусмотренном статьями 203 и 208 настоящего Кодекса.
В соответствии с частью 1 статьи 203 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации суд, рассмотревший дело, по заявлениям лиц, участвующих в деле, судебного пристава-исполнителя либо исходя из имущественного положения сторон или других обстоятельств, вправе отсрочить или рассрочить исполнение решения суда, изменить способ и порядок его исполнения.
Согласно п. 12 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 10.10.2003 г. № 5 «О применении судами общей юрисдикции общепризнанных принципов и норм международного права и международных договоров Российской Федерации» при осуществлении судопроизводства суды должны принимать во внимание, что в силу пункта 1 статьи 6 Конвенции о защите прав человека и основных свобод каждый имеет право на судебное разбирательство в разумные сроки. Сроки судебного разбирательства по гражданским делам в смысле пункта 1 статьи 6 Конвенции начинают исчисляться со времени поступления искового заявления, а заканчиваются в момент исполнения судебного акта.
Таким образом, по смыслу статьи 6 Конвенции исполнение судебного решения рассматривается как составляющая «судебного разбирательства». С учетом этого при рассмотрении вопросов об отсрочке, рассрочке, изменении способа и порядка исполнения судебных решений, а также при рассмотрении жалоб на действия судебных приставов-исполнителей суды должны принимать во внимание необходимость соблюдения требований Конвенции об исполнении судебных решений в разумные сроки.
При этом суд отмечает, что требования ответчика о рассрочке исполнения решения суда препятствует реальному исполнению решения, чем ставят взыскателя в невыгодное положение, лишает возможности получить выплату суммы долга в разумный срок, нарушая положения ст. 6 Конвенции об исполнении судебных решений в разумные сроки, не отвечает требованиям справедливости, нарушает конституционные права участников исполнительного производства.
Суд обращает внимание, что предоставление отсрочки или рассрочки исполнения судебных постановлений – это право суда с учетом имущественного положения сторон, либо других обстоятельств, обуславливающих невозможность немедленного и полного исполнения решения суда.
Само по себе трудное материальное положение не освобождает должника от необходимости своевременного исполнения вступившего в законную силу судебного акта, данные обстоятельства не могут служить основанием для ограничения права кредитора на денежное обеспечение. Рассрочка исполнения решения суда в данном случае приведет к дальнейшим нарушениям прав взыскателя, и следовательно не подлежат удовлетворению.
Руководствуясь ст. ст. 194 – 199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации,
РЕШИЛ:
Исковые требования министерства здравоохранения Оренбургской области к Хапизову Ж.М. о взыскании процентов на сумму единовременной компенсационной выплаты за неправомерное удержание подлежащей возврату в бюджет Оренбургской области части единовременной компенсационной выплаты, удовлетворить частично.
Взыскать с Хапизова Ж.М., паспорт гражданина РФ серии №, в пользу министерства здравоохранения Оренбургской области (ИНН 5612074128) проценты на сумму единовременной компенсационной выплаты за неправомерное удержание подлежащей возврату в бюджет Оренбургской области части единовременной компенсационной выплаты в размере 53 881,83 рублей.
Решение может быть обжаловано в Оренбургский областной суд через Центральный районный суд г. Оренбурга в течение одного месяца со дня принятия судом в окончательной форме.
Судья Гончарова Е.Г.
Мотивированное решение изготовлено 19 декабря 2023 года.