Дело № 7-164/(2) 2021
Судья Толмачева М.С.
Р Е Ш Е Н И Е
г. Тамбов 14 апреля 2021 года
Судья Тамбовского областного суда Баранов В.В., рассмотрев жалобу Соловьевой М.В. на постановление заместителя руководителя Управления Федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору по Рязанской и Тамбовской областям № 015373-В/20 от 13 ноября 2020 года и решение судьи Октябрьского районного суда г. Тамбова от 03 марта 2021 года, вынесенные в отношении индивидуального предпринимателя Соловьевой М.В. по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 3 ст. 10.8 КоАП РФ,
у с т а н о в и л:
постановлением заместителя руководителя Управления Федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору по Рязанской и Тамбовской областям № 015373-В/20 от 13 ноября 2020 года, оставленным без изменения решением судьи Октябрьского районного суда г. Тамбова от 03 марта 2021 года, индивидуальный предприниматель Соловьева М.В. признана виновной в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 3 ст. 10.8 КоАП РФ, и подвергнута административному наказанию в виде административного штрафа в размере 40 000 рублей.
В жалобе, адресованной в Тамбовский областной суд, заявитель просит указанные постановление должностного лица от 13 ноября 2020 года и решение судьи районного суда от 03 марта 2021 года отменить в части назначенного наказания и заменив административный штраф на предупреждение.
Считает, что нарушение указанных в постановлении пунктов Ветеринарно-санитарных правил сбора, утилизации и уничтожения биологических отходов, не образует состав административного правонарушения, вмененного ей должностным лицом.
Указывает, что действующим законодательством предусмотрено проведение ветеринарно-санитарной экспертизы продукции, а не биологических отходов.
Кроме того, должностным лицом не указано нарушением каких правил, ответственность за неисполнение которых предусмотрена ч. 3 ст. 10.8 КоАП РФ, является отсутствие ветеринарных сопроводительных документов на биологические отходы.
Ссылается на несоответствие действительности указание в постановлении на отсутствие актов дезинфекции мест, где лежали биологические отходы, и на не представление используемого инвентаря и оборудования.
Соловьева М.В., извещенная надлежащим образом о месте и времени рассмотрения дела, в судебное заседание в Тамбовский областной суд не явилась, ходатайство об отложении слушания дела ею не заявлено.
Изучив материалы дела об административном правонарушении и доводы жалобы, прихожу к следующему.
В соответствии с ч. 3 ст. 10.8 КоАП РФ нарушение ветеринарно-санитарных правил сбора, утилизации и уничтожения биологических отходов влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от четырех тысяч до пяти тысяч рублей; на должностных лиц - от двадцати тысяч до сорока тысяч рублей; на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, - от сорока тысяч до пятидесяти тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток; на юридических лиц - от пятисот тысяч до семисот тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток.
Согласно ст. 1 Закона Российской Федерации от 14.05.1993 № 4979-1 «О ветеринарии» под ветеринарией понимается область научных знаний и практической деятельности, направленных на предупреждение болезней животных и их лечение, выпуск полноценных и безопасных в ветеринарном отношении продуктов животноводства и защиту населения от болезней, общих для человека и животных.
Частью 1 статьи 2.1 названного Закона установлено, что ветеринарные правила (правила в области ветеринарии) являются нормативными правовыми актами, устанавливающими обязательные для исполнения физическими лицами и юридическими лицами требования при осуществлении утилизации биологических отходов (трупов животных и птиц, абортированных и мертворожденных плодов, ветеринарных конфискатов, других отходов, непригодных в пищу людям и на корм животным), к характеру, форме, содержанию и предоставлению информации по этим видам деятельности, а также определяют права и обязанности органов государственной власти Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, подведомственных им организаций в указанной в настоящей статье сфере деятельности.
4 декабря 1995 года Главным государственным ветеринарным инспектором Российской Федерации утверждены Ветеринарно-санитарные правила сбора, утилизации и уничтожения биологических отходов № 13-7-2/469 (далее - Правила), которые являются обязательными для исполнения владельцами животных независимо от способа ведения хозяйства, а также организациями, предприятиями всех форм собственности, занимающимися производством, транспортировкой, заготовкой и переработкой продуктов и сырья животного происхождения (п. 1.1 Правил).
Пунктом 2.6 Правил установлено, что после погрузки биологических отходов на транспортное средство обязательно дезинфицируют место, где они лежали, а также использованный при этом инвентарь и оборудование. Почва (место), где лежал труп или другие биологические отходы, дезинфицируют сухой хлорной известью из расчета 5 кг/кв.м, затем её перекапывают на глубину 25 см.
В силу п. 2.7 Правил транспортные средства, инвентарь, инструменты, оборудование дезинфицируют после каждого случая доставки биологических отходов для утилизации, обеззараживания или уничтожения. Для дезинфекции используют одно из следующих химических средств: 4-процентный горячий раствор едкого натра, 3-процентный раствор формальдегида, раствор препаратов, содержащих не менее 3 процентов активного хлора, при норме расхода жидкости 0,5 л на 1 кв.м площади или другие дезинфицирующие средства, указанные в действующих правилах по проведению ветеринарной дезинфекции объектов животноводства. Спецодежду дезинфицируют путем замачивания в 2-процентном растворе формальдегида в течение 2 часов.
Статьей 16 Технического регламента Таможенного союза ТР ТС 021/2011 «О безопасности пищевой продукции», принятого Решением Комиссии Таможенного союза от 9 октября 2011 года № 880, установлено, что отходы, образующиеся в процессе производства (изготовления) пищевой продукции, должны регулярно удаляться из производственных помещений.
Отходы, образующиеся в процессе производства (изготовления) пищевой продукции, делятся на категории: а) отходы, состоящие из животных тканей; б) отходы жизнедеятельности продуктивных животных; в) иные отходы (твердые отходы, мусор).
Отходы в соответствии с категорией должны быть раздельно помещены в промаркированные, находящиеся в исправном состоянии и используемые исключительно для сбора и хранения таких отходов и мусора, закрываемые емкости.
Конструктивные характеристики указанных в части 3 настоящей статьи емкостей должны обеспечивать возможность их очищения и (или) мойки и их защиту от проникновения в них животных.
Удаление и уничтожение отходов из производственных помещений, с территории производственного объекта по производству (изготовлению) пищевой продукции не должны приводить к загрязнению пищевой продукции, окружающей среды, возникновению угрозы жизни и здоровью человека.
Как следует из материалов дела, на основании распоряжения заместителя руководителя Управления Федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору по Рязанской и Тамбовской областям № 85/ВПТ от 22.09.2020 г. должностными лицами названного Управления в сентябре – октябре 2020 года в отношении индивидуального предпринимателя Соловьевой М.В. проведена внеплановая выездная проверка по месту фактического осуществления деятельности по адресу: ***
В ходе проверки выявлено, что по указанному адресу индивидуальный предприниматель Соловьева М.В. осуществляет деятельность по производству (переработке), хранению и реализации продукции животного происхождения и выпуску в обращение готовой мясной продукции (колбасы, колбасные изделия и прочее).
Актом проверки Управления Федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору по Рязанской и Тамбовской областям от 23.10.2020 г. № 85-ВПТ установлено, что в нарушение пунктов 2.6, 2.7 Ветеринарно-санитарных правил сбора, утилизации и уничтожения биологических отходов биологические отходы передаются в отсутствие ветсанэкспертизы в сыром виде; учет указанной продукции не ведется, места хранения биологических отходов на предприятии не определены; не представлены акты дезинфекции мест, где лежат биологические отходы, а также используемого инвентаря и оборудования.
Факт совершения индивидуальным предпринимателем Соловьевой М.В. вмененного административного правонарушения и её виновность подтверждены: распоряжением о проведении внеплановой проверки (л.д. 19-20); актом проверки (л.д. 21-30); протоколом об административном правонарушении (л.д. 32-34) и иными материалами дела, получившими оценку на предмет их относимости, допустимости, достоверности и достаточности по правилам ст. 26.11 КоАП РФ.
Вывод должностного лица административного органа и судьи районного суда о наличии в деянии индивидуального предпринимателя Соловьевой М.В. состава административного правонарушения, ответственность за совершение которого установлена ч. 3 ст. 10.8 КоАП РФ, соответствует фактическим обстоятельствам дела и имеющимся доказательствам.
Требования ст. 24.1 КоАП РФ при рассмотрении дела об административном правонарушении соблюдены, на основании полного и всестороннего анализа собранных по делу доказательств установлены все юридически значимые обстоятельства его совершения, предусмотренные статьей 26.1 данного Кодекса.
Доводы жалобы, поданной в Тамбовский областной суд, аналогичны доводам, содержащимся в жалобе на постановление должностного суда, являлись предметом проверки нижестоящей судебной инстанции, обоснованно отвергнуты по основаниям, изложенным в обжалуемом решении.
Несогласие заявителя с выводами должностного лица административного органа и судьи районного суда и оценкой имеющихся в деле доказательств, с толкованием должностным лицом и судьей норм Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях и законодательства, подлежащих применению в данном деле, основанием для отмены или изменения обжалуемых актов не является.
Вопреки доводам жалобы каких-либо неустранимых сомнений по делу, которые могли быть истолкованы в пользу заявителя, не усматривается.
Существенных нарушений процессуальных требований законодательства об административных правонарушениях, которые бы не позволили всесторонне, полно и объективно рассмотреть дело, при производстве допущено не было.
Судьей районного суда обоснованно не установлено оснований для применения ч. 1 ст. 4.1.1 и ч. 2 ст. 3.4 КоАП РФ и замены административного штрафа на предупреждение.
Постановление о привлечении индивидуального предпринимателя к административной ответственности за совершение административного правонарушения, предусмотренного ч. 3 ст. 10.8 КоАП РФ, вынесено с соблюдением срока давности привлечения к административной ответственности, установленного ч. 1 ст. 4.5 названного Кодекса для данной категории дел.
Административное наказание назначено привлекаемому к административной ответственности лицу в минимальном размере, предусмотренном санкцией ч. 3 ст. 10.8 КоАП РФ для лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица.
На основании изложенного, руководствуясь п. 1 ч. 1 ст. 30.7, ст. 30.9 КоАП РФ, судья Тамбовского областного суда
решил:
постановление заместителя руководителя Управления Федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору по Рязанской и Тамбовской областям № 015373-В/20 от 13 ноября 2020 года и решение судьи Октябрьского районного суда г. Тамбова от 03 марта 2021 года, вынесенные в отношении индивидуального предпринимателя Соловьевой М.В. по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 3 ст. 10.8 КоАП РФ, оставить без изменения, жалобу Соловьевой М.В. – без удовлетворения.
Судья В.В. Баранов