Мировой судья ФИО2 Дело №11-62/2020
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
10 марта 2020 года город Саратов
Судья Волжского районного суда г. Саратова Серов Д.А., рассмотрев частную жалобу ПАО «Сбербанк России» в лице Саратовского отделения №8622 на определение мирового судьи судебного участка №1 Волжского района г. Саратова от 24.12.2019 года о возвращении искового заявления ПАО «Сбербанк России» в лице Саратовского отделения №8622 к Никольниковой Галине Николаевне о взыскании денежных средств,
установил:
ПАО «Сбербанк России» в лице Саратовского отделения №8622 обратилось в суд с иском к Никольниковой Г.Н. о взыскании денежных средств.
Определением мирового судьи судебного участка №1 Волжского района г. Саратова от 24.12.2019 года исковое заявление возвращено заявителю.
В частной жалобе истец просит определение мирового судьи от 24.12.2019 года отменить, разрешить вопрос по существу. В доводах жалобы ссылаются на то, что ссылка мирового судьи на положения п. 2.2 Постановления Пленума Высшего арбитражного суда от 06.06.2014 года №36 «О некоторых вопросах связанных с ведением кредитными организациями банковских счетов лиц находящихся в процедуре банкротства и ст. 61.6 ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)» необоснованным, поскольку в рассматриваемом деле иной предмет и основание спора. Банк не возмещал должнику средства, выплаченные в пользу третьих лиц, а взыскивает неосновательное обогащение в виде выплаченных ему же средств.
В соответствии с ч. 3 и ч. 4 ст. 333 ГПК РФ частная жалоба рассмотрена судьей единолично, без извещения лиц, участвующих в деле.
Проверив законность и обоснованность определения суда первой инстанции по доводам, изложенным в частной жалобе (ч. 1 ст. 327.1 ГПК РФ), судья полагает, что имеются основания для отмены обжалуемого определения суда.
В соответствии с п. 2 ч.1 ст. 135 ГПК РФ судья, возвращает исковое заявление в случае, если: дело неподсудно данному суду общей юрисдикции или подсудно арбитражному суду.
Возвращая исковое заявление истцу, суд первой инстанции указал на то, что решением Арбитражного суда Саратовской области от 07.09.2017 года ответчик признан несостоятельным (банкротом). Определением Арбитражного суда Саратовской области от 12.12.2019 года срок процедуры реализации имущества Никольниковой Г.Н. продлен до 04.03.2020 года. Исковое заявление подано в суд после признания ответчика банкротом.
Судья не может согласиться с указанным выводом мирового судьи, ввиду следующего.
В соответствии со ст. 33 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации дела о несостоятельности (банкротстве) отнесены к исключительной подведомственности арбитражных судов.
Требования, которые могут быть рассмотрены в рамках дела о банкротстве, определены нормами Федерального закона от 26.10.2002 № 127-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)».
В соответствии с п. 1 ст. 63 Федерального закона «О банкротстве» с даты вынесения арбитражным судом определения о введении наблюдения наступают следующие последствия: требования кредиторов по денежным обязательствам и об уплате обязательных платежей, за исключением текущих платежей, могут быть предъявлены к должнику только с соблюдением установленного настоящим Федеральным законом порядка предъявления требований к должнику.
Согласно п. 2 ст. 63 Федерального закона «О банкротстве» в целях обеспечения наступления предусмотренных п. 1 настоящей статьи последствий определение арбитражного суда о введении наблюдения направляется арбитражным судом в кредитные организации, с которыми у должника заключен договор банковского счета, а также в суд общей юрисдикции, главному судебному приставу по месту нахождения должника и его филиалов и представительств, в уполномоченные органы.
В силу ст. 126 Федерального закона «О банкротстве» с даты принятия арбитражным судом решения о признании должника банкротом и об открытии конкурсного производства все требования кредиторов по денежным обязательствам, об уплате обязательных платежей, иные имущественные требования, за исключением текущих платежей, указанных в п. 1 ст. 134 настоящего Федерального закона, и требований о признании права собственности, о взыскании морального вреда, об истребовании имущества из чужого незаконного владения, о признании недействительными ничтожных сделок и о применении последствий их недействительности могут быть предъявлены только в ходе конкурсного производства.
Соответственно, решая вопрос о возможности рассмотрения дела по требованию о взыскании денежных средств к ответчику, находящемуся в процедурах банкротства, суд общей юрисдикции должен определить, относятся ли заявленные требования о взыскании денежных средств к текущим.
При определении, относятся ли требования к текущим, необходимо руководствоваться ст. 5 Федерального закона «О банкротстве», ст. 50.27 Федерального закона от 25.02.1999 № 40-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве) кредитных организаций» и разъяснениями, содержащимися в Постановлении Пленума ВАС РФ от 23.07.2009 № 63 «О текущих платежах по денежным обязательствам в деле о банкротстве».
В соответствии с пунктом 1 статьи 5 ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)» денежные обязательства относятся к текущим платежам, если они возникли после даты принятия заявления о признании должника банкротом, то есть даты вынесения определения об этом
В Постановлении Пленума ВАС РФ от 23.07.2009г. № 63 «О текущих платежах по денежным обязательствам в деле о банкротстве» указано, что в силу статьи 2 ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)» под денежным обязательством для целей этого Закона понимается обязанность должника уплатить кредитору определенную денежную сумму по гражданско-правовой сделке и (или) иному основанию, предусмотренному Гражданским кодексом Российской Федерации (далее - ГК РФ), бюджетным законодательством Российской Федерации.
Таким образом, в качестве текущего платежа может быть квалифицировано только то обязательство, которое предполагает использование денег в качестве средства платежа, средства погашения денежного долга.
Согласно пункта 9 указанного Постановления Пленума ВАС РФ от 23.07.2009г. № 63 «О текущих платежах по денежным обязательствам в деле о банкротстве», денежное обязательство должника по возврату или возмещению стоимости неосновательного обогащения для целей квалификации в качестве текущего платежа считается возникшим с момента фактического приобретения или сбережения имущества должником за счет кредитора (статья 1102 ГК РФ). Пунктом 16 вышеназванного Постановления предусмотрено, что обязанность по возмещению судебных расходов (расходов на оплату услуг представителя, государственной пошлины и т.д.), понесенных лицом, в пользу которого принят судебный акт, для целей квалификации в качестве текущего платежа считается возникшей с момента вступления в законную силу судебного акта о взыскании указанных расходов.
Поскольку определением Арбитражного суда Саратовской обл. о принятии заявления о признании должника несостоятельным (банкротом) вынесено судом 12.01.2017г., неосновательное обогащение возникло у Никульниковой Г.Н. 12.12.2018г., те есть после принятия указанного заявления, и в настоящее время в отношении нее ведется процедура реализации имущества, данная задолженность, в случае удовлетворения требований Банка, будет считаться текущей в силу положений ст. 5 ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)».
С учетом изложенного судом первой инстанции было допущено нарушение норм процессуального права, в связи с чем на основании п. 4 ч. 1 ст. 330 ГПК РФ определение суда от 24.12.2019 горда подлежит отмене, а материал по исковому заявлению направлению в суд первой инстанции для решения вопроса о возможности принятия искового заявления к производству.
Руководствуясь ст. ст. 330, 331, 334 ГПК РФ, судья
определил:
░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░ №1 ░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░. ░░░░░░░░ ░░ 24.12.2019 ░░░░ ░░░░░░░░.
░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░ «░░░░░░░░ ░░░░░░» ░ ░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ №8622 ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░ №1 ░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░. ░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░.
░░░░░ ░.░. ░░░░░