Мотивированное заочное решение суда изготовлено 17.08.2023
УИД: 66RS0006-01-2023-003409-44
Дело № 2-3819/2023
ЗАОЧНОЕ РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
г. Екатеринбург 10.08.2023
Орджоникидзевский районный суд г. Екатеринбурга в составе председательствующего судьи Лугинина Г.С., при секретаре Шандер М.Е., с участием представителя истца – помощника прокурора Коршун А.Г., рассмотрел в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора г. Верхняя Пышма, действующего в интересах неопределенного круга лиц, к садовому некоммерческому товариществу «Коммунальщик» о возложении обязанности устранить нарушения требований пожарной безопасности,
УСТАНОВИЛ:
прокурор г. Верхняя Пышма, действующий в интересах неопределенного круга лиц, обратился в Орджоникидзевский районный суд г.Екатеринбурга с вышеназванным иском к СНТ «Коммунальщик», указав в обоснование, что прокуратурой по информации отдела надзорной деятельности МЧС ГО Верхняя Пышма, ГО Среднеуральск проведены надзорные мероприятия в сфере обеспечения требований пожарной безопасности на территории СНТ«Коммунальщик» по адресу: Свердловская область, г. Верхняя Пышма, СНТ «Коммунальщик», по результатам которых были выявлены следующие нарушения требований пожарной безопасности: на территории СНТ не обеспечен забор воды в любое время года из искусственного водоисточника (заливная горловина закручена на болты), естественный источник наружного водоснабжения, используемый для целей пожаротушения не оборудован подъездом с площадкой с твердым покрытием 12 на 12 метров для установки пожарных автомобилей и забора воды в любое время года в нарушение п. 75 Правил противопожарного режима в Российской Федерации, утв.Постановлением Правительства Российской Федерации от 16.09.2020 №1479 (далее – Правила противопожарного режима); у въезда на территорию СНТ не вывешивается схема с обозначением въездов, подъездов, пожарных проездов и источников противопожарного режима в нарушение п.71 Правил противопожарного режима; территория СНТ, прилегающая к лесу, не очищена от сухой травянистой растительности, пожнивших остатков, валежника, порубочных остатков, мусора и других горючих материалов на полосе шириной не менее 10 метров, либо не отделяется лес противопожарной минерализованной полосой шириной не менее 1, 4 метра или иным противопожарным барьером в нарушение п. 70 Правил противопожарного режима; пожарные щиты на территории СНТ не комплектуются немеханизированным пожарным инструментом и инвентарем в нарушение п. 410 Правил противопожарного режима. Указанные нарушения требований пожарной безопасности создают реальную угрозу жизни и здоровью неопределенного круга лиц, находящихся на территории СНТ. С учетом изложенного, прокурор г. Верхняя Пышма просит возложить на СНТ «Коммунальщик» обязанности в срок до 11.03.2024 устранить вышеперечисленные нарушения требований пожарной безопасности на территории СНТ «Коммунальщик».
В судебном заседании помощника прокурора Коршун А.Г. исковые требования поддержала, просил их удовлетворить.
Представители СНТ «Коммунальщик» в судебное заседание не явились, о слушании дела были извещены надлежащим образом и в срок, об уважительности причины своей неявки не сообщили, возражений на иск не представили.
С учетом мнения представителя процессуального истца, суд определил, рассмотреть дело при данной явке в порядке заочного производства.
Заслушав помощника прокурора Коршун А.Г., исследовав письменные материалы дела, представленные по делу доказательства, суд приходит к следующему.
В соответствии с ч. 1 ст. 45 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований.
Согласно ст. 37 Федерального закона от 21.12.1994 № 69-ФЗ «О пожарной безопасности» руководители организации имеют право: создавать, реорганизовывать и ликвидировать в установленном порядке подразделения пожарной охраны, которые они содержат за счет собственных средств; вносить в органы государственной власти и органы местного самоуправления предложения по обеспечению пожарной безопасности; проводить работы по установлению причин и обстоятельств пожаров, происшедших на предприятиях; устанавливать меры социального и экономического стимулирования обеспечения пожарной безопасности; получать информацию по вопросам пожарной безопасности, в том числе в установленном порядке от органов управления и подразделений пожарной охраны; обеспечивать на безвозмездной основе на основании заключенных в соответствии с Гражданским кодексом Российской Федерации договоров объектовые, специальные и воинские подразделения федеральной противопожарной службы движимым и недвижимым имуществом, необходимым для выполнения возложенных на указанные подразделения задач и находящимся на балансе организаций, включенных в утвержденный Правительством Российской Федерации перечень объектов, критически важных для национальной безопасности страны, других особо важных пожароопасных объектов, особо ценных объектов культурного наследия народов Российской Федерации, закрытых административно-территориальных образований, федеральных территорий, где создаются объектовые, специальные и воинские подразделения федеральной противопожарной службы, а также нести расходы по содержанию такого имущества.
Руководители организации обязаны: соблюдать требования пожарной безопасности, а также выполнять предписания, постановления и иные законные требования должностных лиц пожарной охраны; разрабатывать и осуществлять меры пожарной безопасности; проводить противопожарную пропаганду, а также обучать своих работников мерам пожарной безопасности; включать в коллективный договор (соглашение) вопросы пожарной безопасности; содержать в исправном состоянии системы и средства противопожарной защиты, включая первичные средства тушения пожаров, не допускать их использования не по назначению; оказывать содействие пожарной охране при тушении пожаров, установлении причин и условий их возникновения и развития, а также при выявлении лиц, виновных в нарушении требований пожарной безопасности и возникновении пожаров; предоставлять в установленном порядке при тушении пожаров на территориях предприятий необходимые силы и средства; обеспечивать доступ должностным лицам пожарной охраны при осуществлении ими служебных обязанностей на территории, в здания, сооружения и на иные объекты предприятий; предоставлять по требованию должностных лиц государственного пожарного надзора сведения и документы о состоянии пожарной безопасности на предприятиях, в том числе о пожарной опасности производимой ими продукции, а также о происшедших на их территориях пожарах и их последствиях; незамедлительно сообщать в пожарную охрану о возникших пожарах, неисправностях имеющихся систем и средств противопожарной защиты, об изменении состояния дорог и проездов; содействовать деятельности добровольных пожарных; обеспечивать создание и содержание подразделений пожарной охраны на объектах исходя из требований, установленных ст. 97 Федерального закона от 22.07.2008 № 123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности».
Руководители организаций осуществляют непосредственное руководство системой пожарной безопасности в пределах своей компетенции на подведомственных объектах и несут персональную ответственность за соблюдение требований пожарной безопасности.
В силу положений ст. 38 Федерального закона от 21.12.1994 № 69-ФЗ «О пожарной безопасности» ответственность за нарушение требований пожарной безопасности в соответствии с действующим законодательством несут: собственники имущества; руководители федеральных органов исполнительной власти; руководители органов местного самоуправления; лица, уполномоченные владеть, пользоваться или распоряжаться имуществом, в том числе руководители организаций; лица, в установленном порядке назначенные ответственными за обеспечение пожарной безопасности; должностные лица в пределах их компетенции.
Правилами противопожарного режима в Российской Федерации, утв.Постановлением Правительства Российской Федерации от 16.09.2020 №1479 установлены требования пожарной безопасности, определяющие порядок поведения людей, порядок организации производства и (или) содержания территории, зданий, сооружений, помещений организаций и других объектов в целях обеспечения пожарной безопасности.
В период со дня схода снежного покрова до установления устойчивой дождливой осенней погоды или образования снежного покрова органы государственной власти, органы местного самоуправления, учреждения, организации, иные юридические лица независимо от их организационно-правовых форм и форм собственности, крестьянские (фермерские) хозяйства, общественные объединения, индивидуальные предприниматели, должностные лица, граждане Российской Федерации, иностранные граждане, лица без гражданства, владеющие, пользующиеся и (или) распоряжающиеся территорией, прилегающей к лесу, обеспечивают ее очистку от сухой травянистой растительности, пожнивных остатков, валежника, порубочных остатков, мусора и других горючих материалов на полосе шириной не менее 10 метров от леса либо отделяют лес противопожарной минерализованной полосой шириной не менее 1,4 метра или иным противопожарным барьером.
В целях исключения возможного перехода природных пожаров на территории населенных пунктов, подверженных угрозе лесных пожаров и других ландшафтных (природных) пожаров, до начала пожароопасного периода, а также при установлении на соответствующей территории особого противопожарного режима вокруг территории населенных пунктов создаются (обновляются) противопожарные минерализованные полосы шириной не менее 10 метров или иные противопожарные барьеры (п. 70 Правил противопожарного режима).
Правообладатели земельных участков обеспечивают надлежащее техническое содержание (в любое время года) дорог, проездов и подъездов к зданиям, сооружениям, строениям и наружным установкам, открытым складам, наружным пожарным лестницам и пожарным гидрантам, резервуарам, естественным и искусственным водоемам, являющимся источниками наружного противопожарного водоснабжения (п. 71 Правил противопожарного режима).
При наличии на территориях населенных пунктов, территории садоводства или огородничества, а также на других объектах защиты или вблизи них (в радиусе 200 метров) естественных или искусственных водоисточников (река, озеро, бассейн, градирня и др.) к ним должны быть устроены подъезды с площадками (пирсами) с твердым покрытием размером не менее 12 x 12 метров для установки пожарных автомобилей и забора воды в любое время года, за исключением случаев, когда территория населенного пункта, объекта защиты и находящиеся на них здания и сооружения обеспечены источниками противопожарного водоснабжения (п. 75 Правил противопожарного режима).
Производственные и (или) складские здания предприятий (организаций), не оборудованные внутренним противопожарным водопроводом или автоматическими установками пожаротушения (за исключением зданий, оборудовать которые установками пожаротушения и внутренним противопожарным водопроводом не требуется), помещения и площадки предприятий (организаций) по первичной переработке сельскохозяйственных культур, помещения различного назначения, в которых проводятся огневые работы, а также территории предприятий (организаций), не имеющих источников наружного противопожарного водоснабжения, или наружные технологические установки предприятий (организаций), удаленные на расстояние более 100 метров от источников наружного противопожарного водоснабжения, должны оборудоваться пожарными щитами.
Тип пожарных щитов определяется в зависимости от категории помещений, зданий (сооружений) и наружных технологических установок по взрывопожарной и пожарной опасности. Нормы оснащения зданий, сооружений, строений и территорий пожарными щитами приводятся согласно приложению N 6.
Пожарные щиты комплектуются немеханизированным пожарным инструментом и инвентарем. Нормы комплектации пожарных щитов немеханизированным инструментом и инвентарем приводятся согласно приложению N 7 (п. 410 Правил противопожарного режима).
Как видно из материалов дела и установлено судом, отделом надзорной деятельности и профилактической работы ГО Верхняя Пышма, ГО Среднеуральск УНДиПР Главного управления МЧС России по Свердловской области проведена внеплановая выездная проверка на основании решения < № > от 27.03.2023 (ЕРКНМ < № >) на объекте защиты СНТ «Коммунальщик» по адресу: Свердловская область, г. Верхняя Пышма, тер. СНТ «Коммунальщик».
В ходе выполнения внеплановой проверки выявлены нарушения требований пожарной безопасности на территории указанного СНТ, а именно: не обеспечен забор воды в любое время года из искусственного водоисточника (заливная горловина закручена на болты), у выезда на территорию СНТ не вывешена схема с нанесенными на нее въездами, подъездами, пожарными проездами и местонахождением источников противопожарного водоснабжения, территория СНТ, прилегающая к лесу, не очищена от сухой травянистой травы, растительности, пожарные щиты не укомплектованы немеханизированным пожарным инструментом (л.д. 10-25).
О проведении указанной проверки извещался председатель СНТ «Коммунальщик» (л.д. 29-30); акт проверки с приложениями также направлялся в адрес СНТ «Коммунальщик» (л.д. 26-27).
Вместе с тем мероприятия по устранению нарушений требований пожарной безопасности ответчиком невыполнены, что нарушает права и законные интересы неопределенного круга лиц.
Доказательств, свидетельствующих об обратном, суду не представлено.
При таких обстоятельствах заявленные исковые требования подлежат удовлетворению.
Согласно ст. 103 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, издержки, понесенные судом в связи с рассмотрением дела, и государственная пошлина, от уплаты которых истец был освобожден, взыскиваются с ответчика, не освобожденного от уплаты судебных расходов, пропорционально удовлетворенной части исковых требований. В этом случае взысканные суммы зачисляются в доход бюджета, за счет средств которого они были возмещены, а государственная пошлина - в соответствующий бюджет согласно нормативам отчислений, установленным бюджетным законодательством Российской Федерации.
В связи с изложенным, с ответчика в доход местного бюджета подлежит взысканию государственная пошлина, от уплаты которой прокурор был освобожден, в размере 300 руб.
Руководствуясь ст. ст. 12, 56, 167, 233-235 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд
РЕШИЛ:
исковые требования прокурора г. Верхняя Пышма, действующего в интересах неопределенного круга лиц, к садовому некоммерческому товариществу «Коммунальщик» о возложении обязанности устранить нарушения требований пожарной безопасности удовлетворить.
Возложить на садовое некоммерческое товарищество «Коммунальщик» (ОГРН 1036600296370) обязанность в срок до 11.03.2024 включительно устранить нарушения требований пожарной безопасности на территории садового некоммерческого товарищества «Коммунальщик» по адресу: Свердловская область, г. Верхняя Пышма, СНТ «Коммунальщик», а именно:
1. Оборудовать на территории СНТ «Коммунальщик» естественный источник наружного водоснабжения, используемый для целей пожаротушения подъездов с площадкой с твердым покрытием 12 на 12 метров для установки пожарных автомобилей и забора воды в любое время года;
2. Вывесить у въезда на территорию СНТ «Коммунальщик» схему с обозначениями въездов, подъездов, пожарных проездов и источников противопожарного водоснабжения;
3. Укомплектовать пожарные щиты на территории СНТ «Коммунальщик» немеханизированным пожарным инструментом и инвентарем;
4. Очистить территорию СНТ «Коммунальщик», прилегающую к лесу, от сухой травянистой растительности, пожнивных остатков, валежника, порубочных остатков, мусора и других горючих материалов на полосе шириной не менее 10 метров либо отделить лес противопожарной минерализованной полосой шириной не менее 1,4 метра или иным противопожарным барьером.
Взыскать с садового некоммерческого товарищества «Коммунальщик» (ОГРН 1036600296370) в доход местного бюджета государственную пошлину в размере 300 рублей.
Ответчик вправе подать в суд, принявший заочное решение, заявление об отмене этого решения суда в течение семи дней со дня вручения ему копии этого решения.
Ответчиком заочное решение суда может быть обжаловано в апелляционном порядке в течение одного месяца со дня вынесения определения суда об отказе в удовлетворении заявления об отмене этого решения суда.
Иными лицами, участвующими в деле, а также лицами, которые не были привлечены к участию в деле и вопрос о правах и об обязанностях которых был разрешен судом, заочное решение суда может быть обжаловано в апелляционном порядке в течение одного месяца по истечении срока подачи ответчиком заявления об отмене этого решения суда, а в случае, если такое заявление подано, - в течение одного месяца со дня вынесения определения суда об отказе в удовлетворении этого заявления.
Судья Г.С. Лугинин