Дело № 12-120/2022
УИД № 91RS0022-01-2022-000593-19
Р Е Ш Е Н И Е
12 августа 2022 года г. Феодосия
Судья Феодосийского городского суда Республики Крым Кулинская Н.В., рассмотрев в открытом судебном заседании жалобу Малицкого В.В. на постановление начальника отделения – старшего судебного пристава ОСП по г. Феодосии УФССП России по Республике Крым ФИО4 № от ДД.ММ.ГГГГ о привлечении к административной ответственности по ч. 2 ст. 17.15 КоАП РФ и назначении наказания в виде административного штрафа в размере № рублей,
УСТАНОВИЛ:
Постановлением начальника отделения – старшего судебного пристава ОСП по г. Феодосии УФССП России по Республике Крым № от ДД.ММ.ГГГГ Малицкий В.В. привлечен к административной ответственности по ч.2 ст. 17.15 КоАП РФ и ему назначено наказание в виде административного штрафа в размере № рублей.
Не согласившись с постановлением должностного лица, Малицкий В.В. обратился в суд с жалобой, в которой просит указанное постановление отменить. Жалоба обоснована тем, что протокол об административном правонарушении был составлен и рассмотрение дела проводилось без его присутствия, и в отсутствие сведений об уведомлении. Кроме того, в постановлении по делу об административном правонарушении не указаны место, время совершения и событие административного правонарушения; не указаны обстоятельства, установленные при рассмотрении дела, а также мотивированное решение по делу. При этом, предыдущее постановление по делу об административном правонарушении № от ДД.ММ.ГГГГ по ч. 1 ст. 17.15 КоАП РФ было отменено и производство по делу прекращено. Кроме того, полагает, что правонарушение, предусмотренное ч. 2 ст.17.15 КоАП РФ, является длящимся, поэтому повторное привлечение к административной ответственности является незаконным.
В судебном заседании Малицкий В.В. поддержал доводы жалобы.
Представитель ОСП по г. Феодосии УФССП России по Республике Крым в судебное заседание не явился, о дне слушания дела уведомлен надлежаще, в связи с чем, полагаю возможным рассмотреть дело в его отсутствие.
Проверив доводы, изложенные в жалобе, исследовав материалы дела, прихожу к следующему.
Согласно п. 8 ч. 2 ст. 30.6 КоАП РФ при рассмотрении жалобы на постановление по делу об административном правонарушении проверяются законность и обоснованность вынесенного постановления на основании имеющихся в деле и дополнительно представленных материалов.
В соответствии с ч. 3 ст. 30.6 КоАП РФ судья не связан доводами жалобы и проверяет дело в полном объеме.
В соответствии с ч. 2 ст. 17.15 КоАП РФ предусмотрена административная ответственность за неисполнение должником содержащихся в исполнительном документе требований неимущественного характера в срок, вновь установленный судебным приставом-исполнителем после наложения административного штрафа.
Из материалов дела усматривается, что ДД.ММ.ГГГГ судебным приставом-исполнителем ОСП по г. Феодосии УФССП России по Республике Крым ФИО5 в отношении Малицкого В.В. составлен протокол об административном правонарушении, предусмотренном ч. 2 ст. 17.15 КоАП РФ.
Согласно данному протоколу следует, что Малицким В.В. ДД.ММ.ГГГГ в 00час.01мин. требования, содержащиеся в исполнительном документе – Исполнительный лист ФС № от ДД.ММ.ГГГГ, выданном Феодосийским городским судом по делу № г., вступившему в законную силу 22.02.2017г. – не исполнены во вновь установленный судебным приставом-исполнителем постановлением от ДД.ММ.ГГГГ срок, после вынесения постановления о наложении административного штрафа постановлением № от ДД.ММ.ГГГГ Данный протокол об административном правонарушении составлен в отсутствие Малицкого В.В.
Постановлением начальника отделения – старшего судебного пристава ОСП по г. Феодосии УФССП России по Республике Крым ФИО4 № от ДД.ММ.ГГГГ Малицкий В.В. привлечен к административной ответственности по ч. 2 ст. 17.15 КоАП РФ и ему назначено наказание в виде административного штрафа в размере 2000 рублей. Дело об административном правонарушении рассмотрено также в отсутствие Малицкого В.В.
Исходя из положений части 1 статьи 1.6 КоАП РФ, обеспечение законности при применении мер административного принуждения предполагает не только наличие законных оснований для применения административного наказания, но и соблюдение установленного законом порядка привлечения лица к административной ответственности.
Статьей 24.1 КоАП РФ установлено, что задачами производства по делам об административных правонарушениях являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом, обеспечение исполнения вынесенного постановления, а также выявление причин и условий, способствовавших совершению административных правонарушений.
В соответствии со ст. 26.1 КоАП РФ в числе прочих обстоятельств по делу об административном правонарушении выяснению подлежат: наличие события административного правонарушения; виновность лица в совершении административного правонарушения; обстоятельства, исключающие производство по делу об административном правонарушении; иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела.
Доказательствами по делу об административном правонарушении в соответствии со статьей 26.2 КоАП РФ являются любые фактические данные, на основании которых устанавливаются наличие или отсутствие события административного правонарушения, виновность лица, привлекаемого к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела.
Протокол об административном правонарушении относится к числу доказательств по делу об административном правонарушении и является процессуальным документом, где фиксируется противоправное деяние лица, в отношении которого возбуждено производство по делу, формулируется вменяемое данному лицу обвинение.
Исходя из смысла и содержания статьи 28.2, части 1 статьи 25.1 КоАП РФ, лицу, в отношении которого возбуждено производство по делу об административном правонарушении, должна быть предоставлена возможность реализовать гарантии защиты, знакомиться с протоколом об административном правонарушении, давать объяснения по существу вменяемого административного правонарушения, квалифицированно возражать относительно его существа и обстоятельств, в том числе с представлением доказательств в подтверждение своей позиции.
В соответствии с частями 2 - 4.1 ст. 28.2 КоАП РФ в протоколе об административном правонарушении указываются объяснение физического лица или законного представителя юридического лица, в отношении которых возбуждено дело, иные сведения, необходимые для разрешения дела.
При составлении протокола об административном правонарушении физическому лицу или законному представителю юридического лица, в отношении которых возбуждено дело об административном правонарушении, а также иным участникам производства по делу разъясняются их права и обязанности, предусмотренные настоящим Кодексом, о чем делается запись в протоколе.
Физическому лицу или законному представителю юридического лица, в отношении которых возбуждено дело об административном правонарушении, должна быть предоставлена возможность ознакомления с протоколом об административном правонарушении. Указанные лица вправе представить объяснения и замечания по содержанию протокола, которые прилагаются к протоколу.
Физическому лицу или законному представителю юридического лица, в отношении которых возбуждено дело об административном правонарушении, а также потерпевшему вручается под расписку копия протокола об административном правонарушении.
В случае неявки физического лица, или законного представителя физического лица, или законного представителя юридического лица, в отношении которых ведется производство по делу об административном правонарушении, если они извещены в установленном порядке, протокол об административном правонарушении составляется в их отсутствие. Копия протокола об административном правонарушении направляется лицу, в отношении которого он составлен, в течение трех дней со дня составления указанного протокола.
Таким образом, положения статьи 28.2 КоАП РФ предоставляют ряд гарантий защиты прав лицам, в отношении которых возбуждено дело об административном правонарушении, в числе которых предусматривают обязательное извещение лица о времени и месте составления протокола.
Из содержания указанных норм следует, что возможность составления протокола при отсутствии привлекаемого к ответственности лица допускается лишь тогда, когда у должностного лица административного органа имеются сведения, свидетельствующие о получении этим лицом соответствующей информации о составлении протокола.
При этом Кодекс об административных правонарушениях не содержит каких-либо ограничений, связанных с таким извещением, оно в зависимости от конкретных обстоятельств дела может быть произведено с использованием любых доступных средств связи, но при этом позволяющих контролировать получение информации лицом, которому оно направлено.
В силу частей 1, 2 статьи 25.15 КоАП РФ лица, участвующие в производстве по делу об административном правонарушении, а также свидетели, эксперты, специалисты и переводчики извещаются или вызываются в суд, орган или к должностному лицу, в производстве которых находится дело, заказным письмом с уведомлением о вручении, повесткой с уведомлением о вручении, телефонограммой или телеграммой, по факсимильной связи либо с использованием иных средств связи и доставки, обеспечивающих фиксирование извещения или вызова и его вручение адресату.
Извещения, адресованные гражданам, в том числе должностным лицам, направляются по месту их жительства.
Как следует из материалов дела, которые представлены ОСП по запросу суда, Малицкий В.В. надлежаще не извещался о времени и месте составления протокола об административном правонарушении от ДД.ММ.ГГГГ
В судебном заседании заявитель указал, что копию постановления от ДД.ММ.ГГГГ об установлении нового срока исполнения требований исполнительного документа, в котором указаны дата и время составления протокола об административном правонарушении на ДД.ММ.ГГГГ к 10 час. 30 мин., он не получал, а копию указанного протокола он получил лишь ДД.ММ.ГГГГ Также он не был уведомлен и о рассмотрении настоящего дела на ДД.ММ.ГГГГ.
В этой связи, при отсутствии данных об уведомлении лица, привлекаемого к административной ответственности, оснований для составления в отношении Малицкого В.В. протокола об административном правонарушении у должностного лица административного органа не имелось.
Отсутствие надлежащего извещения лица, не присутствовавшего при составлении протокола об административном правонарушении, о времени и месте его составления является существенным нарушением процедуры привлечения лица к административной ответственности, лишающим его гарантий защиты, предоставленных Кодексом.
В этой связи, протокол об административном правонарушении, представляющий собой основополагающий процессуальный документ, фиксирующий событие административного правонарушения, является недопустимым доказательством.
Кроме того, как усматривается из материалов дела, извещение о месте и времени рассмотрения дела Малицкому В.В. не направлялось, дело рассмотрено ДД.ММ.ГГГГ в отсутствие Малицкого В.В.
Из пункта 6 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 24 марта 2005 N 5 "О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях" следует, что в целях соблюдения установленных статьей 29.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях сроков рассмотрения дел об административных правонарушениях судье необходимо принимать меры для быстрого извещения участвующих в деле лиц о времени и месте судебного рассмотрения. Поскольку указанный Кодекс не содержит каких-либо ограничений, связанных с таким извещением, оно в зависимости от конкретных обстоятельств дела может быть произведено с использованием любых доступных средств связи, позволяющих контролировать получение информации лицом, которому оно направлено (судебной повесткой, телеграммой, телефонограммой, факсимильной связью и т.п., посредством СМС-сообщения, в случае согласия лица на уведомление таким способом и при фиксации факта отправки и доставки СМС-извещения адресату).
В данном случае порядок рассмотрения дела об административном правонарушении старшим судебным приставом не соблюден, дело рассмотрено без участия Малицкого В.В. в отсутствие сведений о том, что он извещен о месте и времени его рассмотрения надлежащим образом.
Кроме того, решением судьи Феодосийского городского суда Республики Крым от ДД.ММ.ГГГГ было отменено постановление по делу об административном правонарушении № от ДД.ММ.ГГГГ по ч. 1 ст. 17.15 КоАП РФ в отношении Малицкого В.В. и производство по указанному делу прекращено.
Допущенные по настоящему делу нарушения требований Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях являются существенными, повлияли на всесторонность, полноту и объективность рассмотрения дела, а также законность решений, принятых судебным приставом, которым эти нарушения оставлены без внимания вопреки положениям статьей 24.1, 26.1 названного Кодекса.
В этой связи, постановление старшего судебного пристава № от ДД.ММ.ГГГГ подлежит отмене, а производство по делу прекращению за недоказанностью обстоятельств, на основании которых было вынесено постановление.
На основании изложенного, руководствуясь пунктом 3 части 1 статьи 30.7 КоАП РФ, судья
РЕШИЛ:
Жалобу Малицкого В.В. удовлетворить.
Постановление начальника отделения – старшего судебного пристава ОСП по г. Феодосии УФССП России по Республике Крым ФИО4 № от ДД.ММ.ГГГГ о привлечении к административной ответственности по ч. 2 ст. 17.15 КоАП РФ отменить, производство по делу прекратить за недоказанностью обстоятельств, на основании которых было вынесено постановление.
Решение может быть обжаловано в Верховный Суд Республики Крым в течение 10 суток со дня вручения или получения копии решения в порядке, предусмотренном ст. ст. 30.6-30.9 КоАП РФ.
Судья –