дело №а-7929/2018
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
17 декабря 2018 года г. Уфа
Кировский районный суд города Уфы Республики Башкортостан в составе председательствующего судьи Курамшиной А.Р.,
при секретаре Касимовой А.А.,
с участием административного ответчика, представителя административных ответчиков прокуратуры Кировского района г.Уфы, прокуратуры Республики Башкортостан - старшего помощника прокурора Азнабаева В.Х. (дов. от 25.10.2018 года и 14.12.2018 года),
представителя заинтересованного лица ГБУКиИ РБ Башкирский ордена трудового красного знамени академический театр драмы имени Мажита Гафури – Баевой Р.Р. (дов. от 19.02.2018 года),
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Нагимзянова Азата Рамильевича к заместителю прокурора Кировского района г.Уфы Кульчурину Р.Р., и.о. заместителя прокурора Кировского района г.Уфы Азнабаеву В.Х., прокуратуре Кировского района г.Уфы, прокуратуре Республике Башкортостан об оспаривании бездействия должностного лица,
УСТАНОВИЛ:
Нагимзянов А.Р. обратился в суд с административным исковым заявлением к заместителю прокурора Кировского района г.Уфы Кульчурину Р.Р., и.о. заместителя прокурора Кировского района г.Уфы Азнабаеву В.Х., прокуратуре Кировского района г.Уфы, прокуратуре Республике Башкортостан об оспаривании бездействия должностного лица, указав следующее.
15 октября 2018 года административным истцом получена копия ответа от 11.09.2018 года за подписью Кульчурина Р.Р. на обращение заявителя, поступившее в прокуратуру района из прокуратуры г.Уфы № от 14.08.2018 года о нарушении законодательства о зашите прав инвалидов.
Нагимзянов А.Р. полагает, что ответ заместителя прокурора Кировского района г.Уфы Кульчурина Р.Р. является незаконным, поскольку установлен факт грубого нарушения прав маломобильной категории граждан, должностное лицо не предприняло меры прокурорского реагирования.
Нарушение прав является постоянным и длящимся на протяжении более 10 лет. Соответствующие расходы на оборудование пандусов поручнями и перилами должны были быть заложены при строительстве данных пандусов. То, что площадь перед театром не принадлежит театру на каком-либо праве, не освобождает собственника площади незамедлительно устранить нарушение законодательства.
Просьба о демонтаже пандуса для инвалидов - колясочников, который заблокирован большим светодиодным экраном, осталась без ответа должностного лица.
Обращение заявителя было рассмотрено с нарушением установленных сроков рассмотрения обращения граждан.
Административный истец Нагимзянов А.Р. после уточнения административного иска просит суд признать незаконным бездействие должностного лица прокуратуры Кировского района г.Уфы Кульчурина Р.Р. по подготовке, рассмотрению и ненадлежащему ответу на обращение заявителя, признать незаконным бездействие должностного лица прокуратуры Кировского района г.Уфы Кульчурина Р.Р. по пресечению длящегося нарушения прав инвалидов, признать незаконным бездействие должностного лица прокуратуры Кировского района г.Уфы по несвоевременному (с нарушением установленного законом срока) направлению ответа заявителю, обязать прокуратуру Кировского района г.Уфы, должностного лица прокуратуры Кировского района г.Уфы устранить длящееся нарушение законодательства, изложенное в заявлении Нагимзянова А.Р.
В ходе судебного заседания административный ответчик, представитель административных ответчиков прокуратуры Кировского района г.Уфы, прокуратуры Республики Башкортостан – старший помощник прокурора Азнабаев В.Х. административный иск не признал, просит в удовлетворении административного иска отказать по доводам возражения.
Представитель заинтересованного лица ГБУКиИ РБ Башкирский ордена трудового красного знамени академический театр драмы имени Мажита Гафури – Баевой Р.Р. административный иск не признала, просит в удовлетворении административного иска отказать.
Опрошенная в ходе судебного заседания 06.12.2018 года в качестве свидетеля Мирхайдарова Л.Б. суду показала, что работает специалистом по охране труда ГБУК и И РБ БАТД им. М. Гафури (приказ от 28.04.2018 г. №-л). Указала, что входная группа театра оборудована пандусами, есть работающая кнопка вызова персонала для инвалидов. Периодически кнопка проверяется, персонал проинструктирован, ознакомлен с инструкцией, они выходят для того, чтобы встретить инвалидов и провести их по этим пандусам. Сейчас идет стадия подготовки к капремонту, стадия согласования всей необходимой информации, документации, для того, чтобы выставиться на аукцион. Там заложены все нормы, которые предусмотрены на сегодняшний день законодательством для обеспечения доступа инвалидам, маломобильных групп. Там будут и пандусы, и поручни. Сейчас идут процедуры согласования, разделение по лотам в Министерстве культуры, Министерстве земельных и имущественных отношений, после согласования разбивки по лотам, данная аукционная документация будет выставлена на аукцион. Не вся территория перед театром относится к театру. Только входная группа. На данный момент идет процедура передачи территории театру, все работы предусмотрены в капремонте. И парковка для инвалидов. Здание введено в эксплуатацию в 2000 году, согласно ФЗ № 419 "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам социальной защиты инвалидов в связи с ратификацией Конвенции о правах инвалидов" ч. 1 ст. 15, в части обеспечения доступности для инвалидов объектов связи, социальной, инженерной и транспортной инфраструктур, транспортных средств применяется с 01.07.2016 года только к новым или реконструированы, модернизированным объектам. Здание введено в эксплуатацию в 2000 году, с тех пор не проводилась реконструкция данного здания, к театру эти нормы могут применяться только после того, как будет произведен капремонт. Все нормы, которые были действительны на момент ввода в эксплуатацию здания, были соблюдены. До настоящего времени капремонт не проводился. Правый пандус заблокирован светодиодным экраном. Но с левого пандуса можно точно также попасть, как и с правого. Инвалиды могут пройти по левому пандусы, что абсолютно не ущемляют права инвалидов. Инвалиды-колясочники театра участвуют в спектаклях, они беспрепятственно заходят.
Другие стороны по делу на судебное заседание не явились, извещены о месте и времени судебного заседания надлежащим образом. Суд считает возможным рассмотреть дело в их отсутствие.
Суд, изучив и оценив материалы административного дела, надзорное производство, выслушав явившиеся стороны по делу, свидетеля, приходит к следующему.
Согласно ч. 1 ст. 218 КАС РФ гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего, если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности. Гражданин, организация, иные лица могут обратиться непосредственно в суд или оспорить решения, действия (бездействие) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, в вышестоящие в порядке подчиненности орган, организацию, у вышестоящего в порядке подчиненности лица либо использовать иные внесудебные процедуры урегулирования споров.
По смыслу положений ст. 227 КАС РФ для признания решений, действий (бездействия) незаконными необходимо наличие совокупности двух условий - несоответствие оспариваемых решений, действий (бездействия) нормативным правовым актам и нарушение прав, свобод и законных интересов административного истца.
При отсутствии одного из условий оснований для удовлетворения заявленных требований у суда не имеется.
По смыслу ст. 62 КАС РФ обязанность доказывания нарушения своих прав и свобод по делам, связанным с оспариванием решений, действий (бездействия) должностного лица, лежит на административном истце. Он в соответствии с п. 6 ч. 2 ст. 220 КАС РФ, обращаясь в суд с административным исковым заявлением, должен указать сведения о правах, свободах и законных интересов административного истца, которые по его мнению, нарушаются оспариваемым решением, действием (бездействием) и в соответствии с п. 3 ч. 1 ст. 126 КАС РФ представить совместно с исковым заявлением, документы, подтверждающие обстоятельства, на которых он основывает свои требования.
Как установлено ст. 2 Федерального закона от 24.11.95 N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" социальная защита инвалидов - система гарантированных государством экономических, правовых мер и мер социальной поддержки, обеспечивающих инвалидам условия для преодоления, замещения (компенсации) ограничений жизнедеятельности и направленных на создание им равных с другими гражданами возможностей для участия в жизни общества.
В соответствии со ст. 15 Федерального закона от 24.11.95 N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации", Федеральные органы государственной власти, органы государственной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления (в сфере установленных полномочий), организации независимо от их организационно-правовых форм обеспечивают инвалидам (включая инвалидов, использующих кресла-коляски и собак-проводников) в том числе условия для беспрепятственного доступа к объектам социальной, инженерной и транспортной инфраструктур (жилым, общественным и производственным зданиям, строениям и сооружениям, включая те, в которых расположены физкультурно-спортивные организации, организации культуры и другие организации), к местам отдыха и к предоставляемым в них услугам.
Согласно п. 3 ст. 26 Федерального закона от 01.12.2014 N 419-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам социальной защиты инвалидов в связи с ратификацией Конвенции о правах инвалидов", положения части первой статьи 15 Федерального закона от 24 ноября 1995 года N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" (в редакции настоящего Федерального закона) в части обеспечения доступности для инвалидов объектов связи, социальной, инженерной и транспортной инфраструктур, транспортных средств применяются с 1 июля 2016 года исключительно ко вновь вводимым в эксплуатацию или прошедшим реконструкцию, модернизацию указанным объектам и средствам.
Определениями Конституционного Суда Российской Федерации КС РФ от 13.05.2010 N 689-О-О, от 24.10.2013 N 1632-О, установлено, что вытекающая из норм федерального законодательства публичная обязанность по обеспечению доступности зданий и сооружений для инвалидов и других групп населения с ограниченными возможностями передвижения возлагается, в частности, на собственников зданий и сооружений.
Из материалов дела следует, что 07.08.2018 года административный истец Нагимзянов А.Р. обратился в прокуратуру г.Уфы с заявлением о неисполнении ГБУКиИ РБ Башкирский академический театр драмы им. М. Гафури действующего законодательства о защите прав инвалидов в РФ, указывая, что площадь театра имеет несколько уровней мраморных ступеней. При этом средний уровень ступеней на площади перед входом в театр не оборудован перилами и пандусом. Иного способа для доступа инвалидов-колясочников в театр нет. На верхнем уровне мраморных лестниц на площади имеются стационарные пандусы, которые не имеют перил и поручней, соответствующих техническим требованиям. Края пандусов не выделены цветом или текстурой относительно прилегающей территории. Кнопка вызова отсутствует. На площади перед театром отсутствует тактильная плитка. Участок пола на входе в театр не оборудован рифленой полоской. В своем заявлении Нагимзянов А.Р. просит обязать руководство ГБУКиИ РБ Башкирский академический театр драмы им. М. Гафури устранить указанные нарушения, обратиться в суд в защиту интересов инвалидов с иском о защите нарушенных прав, просит направить ответ по вышеуказанному адресу (г. Уфа, <адрес>).
В соответствии с п. 3.2 Инструкции о порядке рассмотрения обращения и приема граждан в органах прокуратуры РФ 14.08.2018 года данное заявление было перенаправлено в прокуратуру Кировского района г.Уфы.
11.09.2018 года заместителем прокурора Кировского района г.Уфы Кульчуриным Р.Р. в адрес Нагимзянова А.Р. был направлен ответ о том, что обращение, поступившее в прокуратуру района из прокуратуры города, рассмотрено, оснований для принятия мер прокурорского реагирования не выявлено. Ответ обоснован тем, что в ГБУКиИ РБ Башкирский академический театр драмы им. М. Гафури на входе имеется кнопка вызова для инвалидов. Согласно представленным документам площадь перед указанным учреждением культуры не принадлежит им на каком-либо праве. В соответствии с п. 6.1.1 СП 59.13330.2016 Доступность зданий и сооружений для маломобильных групп населения. Актуализированная редакция СНиП 35-01-2001 «Свод правил доступность зданий и сооружений для маломобильных групп населения» у учреждения имеется один вход, доступный для МГН, соединенный с этим зданием. Согласно локальному сметному расчету учреждения предусмотрены мероприятия, в том числе и по обеспечению доступа инвалидов: покрытие организации движения инвалидов тактильной плиткой, разметка организации движения инвалидов, приобретение поручений организации движения инвалидов. После получения положительного заключения экспертизы будут объявлены торги на выполнение работ по капитальному ремонту здания, включающему вышеуказанные мероприятия.
28.09.2018 года и.о. заместителя прокурора Кировского района г.Уфы Азнабаевым В.Х. в адрес Нагимзянова А.Р. был направлен ответ о том, что обращение, поступившее 24.09.2018 года из прокуратуры Октябрьского района г.Уфы, рассмотрено. Указано на то, что данное обращение является дубликатом ранее рассмотренного прокуратурой обращения. О результатах рассмотрения обращения ранее направлялся ответ 11.09.2018 года (исх. 1317ж-2018).
Отказывая в удовлетворении административного иска Нагимзянова А.Р., суд исходит из следующего.
Судом установлено, что согласно свидетельству о государственной регистрации права № <адрес> от 29.12.2012 года ГБУКиИ РБ Башкирский академический театр драмы им. М. Гафури принадлежит на праве постоянного (бессрочного) пользования земельный участок, занимаемый зданием театра, площадью 4 851 кв.м.
ГБУКиИ РБ Башкирский академический театр драмы им. М. Гафури находится в оперативном управлении государственного учреждения культуры и искусства Республики Башкортостан БАТД им. Мажита Гафури и государственного учреждения культуры и искусства Государственный академический ансамбль народного танца им. Файзи Гаскарова.
Здание ГБУКиИ РБ Башкирский академический театр драмы им. М. Гафури введено в эксплуатацию в 2000 году.
Также установлено, что в ГБУКиИ РБ Башкирский академический театр драмы им. М. Гафури на входе имеется кнопка вызова для инвалидов. Согласно представленным документам площадь перед указанным учреждением культуры не принадлежит им на каком-либо праве.
В соответствии с п. 6.1.1 СП 59.13330.2016 Доступность зданий и сооружений для маломобильных групп населения. Актуализированная редакция СНиП 35-01-2001 «Свод правил доступность зданий и сооружений для маломобильных групп населения» у учреждения имеется один вход, доступный для МГН, соединенный с этим зданием.
ГБУКиИ РБ Башкирский академический театр драмы им. М. Гафури имеет два входа для маломобильных групп населения оборудованными пандусами.
С правой стороны перед ГБУКиИ РБ Башкирский академический театр драмы им. М. Гафури имеется пандус, на котором расположен светодиодный экран. Пандус с левой стороны свободен от конструкции и обеспечивает беспрепятственный доступ к зданию.
Согласно локальному сметному расчету учреждения предусмотрены мероприятия, в том числе и по обеспечению доступа инвалидов: покрытие организации движения инвалидов тактильной плиткой, разметка организации движения инвалидов, приобретение поручений организации движения инвалидов.
В соответствии с Техническим заданием на разработку проектной и сметной документации по ГБУКиИ РБ Башкирский академический театр драмы им. М. Гафури предусмотрены следующие мероприятия по обеспечению доступа инвалидов: оборудование входа на территорию, прилегающую к зданию театра мнемосхемами, информационными стендами и табличками об объекте, на путях движения инвалидов выполнить выравнивание поверхности и устройство съездов, выделенных контрастным съездом, высоту бордюров по краям пешеходных путей, не менее 0,05 м, высоту бортового камня в местах пересечения тротуаров с проезжей частью, а также перепад высот бордюров вдоль эксплуатируемых газонов и озелененных площадок, не более 0,04 м, визуальные указатели, в том числе направления движения вне здания на высоте не менее 1,2 м и не более 4,5 м от поверхности пешеходного пути, оборудование наружных лестниц поручнями, пандус, оборудованный двухсторонними двухуровневыми поручнями с противоскользящим покрытием с кнопкой вызова инвалидом персонала, устройство парковочных мест для инвалидов с разметкой, выполненной термопластиком, холодным пластиком или другими подобными материалами, оборудование парковочных мест специальными знаками, устройство пути движения от парковочного места до входа в здание для беспрепятственного доступа, оборудование путей движения и холла ин6формационными указателями обеспечивающими непрерывность информации, оборудование лифтовой кабины зеркалом, оборудование специальных мест для инвалидов колясочников в зрительных залах, оборудование мини пандусами путей движения инвалидов.
Данная проектная документация находится на согласовании.
Указанные обстоятельства подтверждены показаниями опрошенной в ходе судебного заседания 06.12.2018 года в качестве свидетеля Мирхайдарова Л.Б. (специалист по охране труда ГБУК и И РБ БАТД им. М. Гафури), материалами надзорного производства и другими документами.
Разрешая заявленные требования по существу, суд применяет к спорным правоотношениям положения вышеназванных правовых норм, и учитывая, что ГБУКиИ РБ Башкирский академический театр драмы им. М. Гафури, расположенное по адресу: <адрес>, находится в здании построенном до 01.07.2016 г., то есть к нему не применяется положения п. 3 ст. 26 Федерального закона РФ от 01.12.2014 г. N 419 ФЗ, при этом театр собственником помещения не является, сведений о внесении здания в план реконструкции и капитального ремонта на 2017 год материалы дела не содержат.
Доводы административного иска не могут служить основанием для удовлетворения требований Нагимзянова А.Р., поскольку в соответствии со ст. 15 Федерального закона от 24.11.1995 N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации", Федеральные органы государственной власти, органы государственной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления (в сфере установленных полномочий), организации независимо от их организационно-правовых форм обеспечивают инвалидам (включая инвалидов, использующих кресла-коляски и собак-проводников) в том числе, условия для беспрепятственного доступа к объектам социальной, инженерной и транспортной инфраструктур (жилым, общественным и производственным зданиям, строениям и сооружениям, включая те, в которых расположены физкультурно-спортивные организации, организации культуры и другие организации), к местам отдыха и к предоставляемым в них услугам.
Согласно п. 3 ст. 26 Федеральный закон от 01.12.2014 N 419-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам социальной защиты инвалидов в связи с ратификацией Конвенции о правах инвалидов", положения части первой статьи 15 Федерального закона от 24 ноября 1995 года N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" (в редакции настоящего Федерального закона) в части обеспечения доступности для инвалидов объектов связи, социальной, инженерной и транспортной инфраструктур, транспортных средств применяются с 1 июля 2016 года исключительно ко вновь вводимым в эксплуатацию или прошедшим реконструкцию, модернизацию указанным объектам и средствам.
То есть законодатель поставил под условие обеспечение беспрепятственного доступа инвалидов к объектам социальной, инженерной и транспортной инфраструктур только ко вновь вводимым в эксплуатацию или прошедшим реконструкцию, модернизацию указанным объектам и средствам.
В соответствии с ч. 8 ст. 15 Федерального закона от 24.11.1995 N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации", в случаях, если существующие объекты социальной, инженерной и транспортной инфраструктур невозможно полностью приспособить с учетом потребностей инвалидов, собственники этих объектов до их реконструкции или капитального ремонта должны принимать согласованные с одним из общественных объединений инвалидов, осуществляющих свою деятельность на территории поселения, муниципального района, городского округа, меры для обеспечения доступа инвалидов к месту предоставления услуги либо, когда это возможно, обеспечить предоставление необходимых услуг по месту жительства инвалида или в дистанционном режиме.
Таким образом, из положений настоящего Федерального закона следует, что к объектам социальной инфраструктуры отнесены общественные и производственные здания, строения и сооружения, к которым, в том числе, относится и помещение театра, расположенное по адресу: <адрес>, вытекающая из приведенных выше норм обязанность по созданию условий для беспрепятственного доступа маломобильных групп населения к объектам социальной инфраструктуры возлагается на уполномоченные субъекты, перечисленные в ч. 1 ст. 15 Федерального закона от 24 ноября 1995 года N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации".
Конкретные параметры доступности зданий и сооружений для инвалидов и других групп населения с ограниченными возможностями передвижения указаны во введенном с 01 января 2013 года Своде правил СНиП 35-01-2001 "Доступность зданий и сооружений для маломобильных групп населения", утвержденном Приказом Министерства регионального развития РФ от 27 декабря 2011 года N 605, который устанавливает общие требования к общественным, жилым и производственным зданиям и сооружениям.
В соответствии с данным сводом правил, лестницы должны дублироваться пандусами или подъемными устройствами. Наружные лестницы и пандусы должны быть оборудованы поручнями. Длина марша пандуса не должна превышать 9,0 м, а уклон не круче 1:20. Ширина между поручнями пандуса должна быть в пределах 0,9 - 1,0 м.
Пандус с расчетной длиной 36,0 м и более или высотой более 3,0 м следует заменять подъемными устройствами (п. 4.1.14). Максимальная высота одного подъема (марша) пандуса не должна превышать 0,8 м при уклоне не более 1:20 (5%). На временных сооружениях или объектах временной инфраструктуры допускается максимальный уклон пандуса 1:12 (8%) при условии, что подъем по вертикали между площадками не превышает 0,5 м, а длина пандуса между площадками - не более 6,0 м. Пандусы при перепаде высот более 3,0 м следует заменять лифтами, подъемными платформами и т.п. В исключительных случаях допускается предусматривать винтовые пандусы. Ширина винтового пандуса при полном повороте должна быть не менее 2,0 м. Через каждые 8,0 - 9,0 м длины марша пандуса должна быть устроена горизонтальная площадка. Горизонтальные площадки должны быть устроены также при каждом изменении направления пандуса. Площадка на горизонтальном участке пандуса при прямом пути движения или на повороте должна иметь размер не менее 1,5 м по ходу движения, а на винтовом - не менее 2,0 м. Пандусы в своей верхней и нижней частях должны иметь горизонтальные площадки размером не менее 1,5 м (п. 5.2.13 СНиП).
Вместе с тем, согласно п. 3 ст. 26 Федерального закона от 01 декабря 2014 года N 419-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам социальной защиты инвалидов в связи с ратификацией Конвенции о правах инвалидов", положения ч. 1 ст. 15 Федерального закона от 24 ноября 1995 года N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" в части обеспечения доступности для инвалидов объектов связи, социальной, инженерной и транспортной инфраструктур, транспортных средств применяются с 01 июля 2016 года исключительно ко вновь вводимым в эксплуатацию или прошедшим реконструкцию, модернизацию указанным объектам и средствам.
Пунктом 1.2 СП 59.13330.2012 "Доступность зданий и сооружений для маломобильных групп населения" (актуализированная редакция СНиП 35-01-2001) предусмотрено, что настоящий Свод правил предназначается для разработки проектных решений общественных, жилых и производственных зданий, которые должны обеспечивать для инвалидов и других групп населения с ограниченными возможностями передвижения равные условия жизнедеятельности с другими категориями населения, основанные на принципах "универсального проекта" (дизайна). Требования СП необходимо учитывать при проектировании новых, реконструируемых, подлежащих капитальному ремонту и приспосабливаемых зданий и сооружений.
Суд полагает необходимым отметить, что законодатель поставил под условие обеспечение беспрепятственного доступа инвалидов к объектам социальной, инженерной и транспортной инфраструктур только ко вновь вводимым в эксплуатацию или прошедшим реконструкцию, модернизацию указанным объектам и средствам.
Между тем, нежилое здание ГБУКиИ РБ Башкирский академический театр драмы им. М. Гафури, которое находится в оперативном управлении государственного учреждения культуры и искусства Республики Башкортостан БАТД им. Мажита Гафури и государственного учреждения культуры и искусства Государственный академический ансамбль народного танца им. Файзи Гаскарова, не является вновь вводимым в эксплуатацию или прошедшим реконструкцию, модернизацию объектом, при этом в период рассмотрения дела судом первой инстанции действует новая редакция Федерального закона от 24 ноября 1995 года N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" (ред. от 29.12.2015), которая не распространяется на обязательства театра.
Бремя доказывания законности оспариваемого решения ч. 2 ст. 62, ч. 11 ст. 226 КАС РФ возложено на административного ответчика, что обязывает последнего обосновать наличие достаточных оснований для принятия данного решения. Законность оспариваемого решения административными ответчиками не подтверждена.
На основании п. 2 ст. 21 Федерального закона от 17.01.1992 № 2202-1 «О прокуратуре Российской Федерации» при осуществлении надзора за исполнением законов органы прокуратуры не подменяют иные государственные органы.
Проверка исполнения законов проводится на основании поступившей в органы прокуратуры информации о фактах нарушения законов, требующих принятия мер прокурором.
Требования к порядку рассмотрения обращений граждан государственными органами, органами местного самоуправления и должностными лицами установлены Федеральным законом от 02.05.2006 г. № 59-ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан РФ».
Согласно ч.3 ст. 5 указанного Федерального закона при рассмотрении обращения государственным органом, органом местного самоуправления или должностным лицом гражданин имеет право получать письменный ответ по существу поставленных в обращении вопросов.
Согласно ч.1 ст. 9 Федерального закона обращение, поступившее в государственный орган, орган местного самоуправления или должностному лицу в соответствии с их компетенцией, подлежит обязательному рассмотрению.
В соответствии с ч. 1 ст. 12 указанного Федерального закона, письменное обращение, поступившее в государственный орган, орган местного самоуправления или должностному лицу в соответствии с его компетенцией, рассматривается в течение 30 дней со дня регистрации письменного обращения.
Так, обращение Нагимзянова А.Р. зарегистрировано 14.08.2018 года, ответ на данное обращение заявителю дан 11.09.2018, что подтверждается копией книги учета исходящей корреспонденции прокуратуры Кировского района г.Уфы, сверенной с подлинником книги в судебном заседании, то есть в пределах срока, установленного вышеуказанной нормой.
Дубликат обращения Нагимзянова А.Р. зарегистрирован 24.09.2018 года, ответ на данное обращение заявителю дан 28.09.2018. Получение данного ответа представителем административного истца Нагимзяновым А.Р. -Ахметовым Э.М. в судебном заседании 16.12.2018 года не отрицалось. Ахметов Э.М. представил на обозрение суду подлинник конверта с вложением данного ответа (к ответу приложена копия ответа заместителя прокурора Кировского района г.Уфы Кульчурина Р.Р. от 11.09.2018 года).
Согласно ч. ч. 1, 2, 3 ст. 10 Федерального закона «О прокуратуре РФ» в органах прокуратуры в соответствии с их полномочиями разрешаются заявления, жалобы и иные обращения, содержащие сведения о нарушении законов. Решение, принятое прокурором, не препятствует обращению лица за защитой своих прав в суд. Решение по жалобе на приговор, решение, определение и постановление суда может быть обжаловано только вышестоящему прокурору.
Суду не представлены данные о том, каким образом своим ответом, направленным в адрес административного истца, должностные лица прокуратуры Кировского района г.Уфы нарушили его права и законные интересы, суд такими сведениями не располагает.
Административным истцом в данном случае защищается формальное право на получение ответа на обращения.
Нарушения положений Инструкции о порядке рассмотрения обращений и приема граждан в органах прокуратуры Российской Федерации, введенной в действие Приказом Генпрокуратуры РФ от 30.01.2013 N 45, приведших к нарушению прав и законных интересов административного истца, судом не установлено.
В соответствии с положениями ч. 1 ст. 5 Федерального закона «О прокуратуре РФ» воздействие в какой-либо форме федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, общественных объединений, средств массовой информации, их представителей, а также должностных лиц на прокурора с целью повлиять на принимаемое им решение или воспрепятствование в какой-либо форме его деятельности влечет за собой установленную законом ответственность.
При таких обстоятельствах, поскольку надлежащего фактического и правового обоснования действительного нарушения оспариваемым бездействием административных ответчиков прав и законных интересов административного истца не было приведено, оспариваемые действия должностным лицом совершены в соответствии со своей компетенцией и в рамках своих полномочий, универсальная совокупность условий для признания их незаконными, как и основания для удовлетворения требований Нагимзянова А.Р., отсутствует.
На основании изложенного и руководствуясь статьями 175-180 КАС РФ, суд
РЕШИЛ:
В удовлетворении административного иска Нагимзянова Азата Рамильевича к заместителю прокурора Кировского района г.Уфы Кульчурину Р.Р., прокуратуре Кировского района г.Уфы, прокуратуре Республике Башкортостан, и.о. заместителя прокурора Кировского района г.Уфы Азнабаеву В.Х. о признании незаконным бездействия должностного лица прокуратуры Кировского района г.Уфы Кульчурина Р.Р. по подготовке, рассмотрению и ненадлежащему ответу на обращение заявителя, признании незаконным бездействия должностного лица прокуратуры Кировского района г.Уфы Кульчурина Р.Р. по пресечению длящегося нарушения прав инвалидов, признании незаконным бездействия должностного лица прокуратуры Кировского района г.Уфы по несвоевременному (с нарушением установленного законом срока) направлению ответа заявителю, обязании прокуратуры Кировского района г.Уфы, должностного лица прокуратуры Кировского района г.Уфы устранить длящееся нарушение законодательства, изложенное в заявлении Нагимзянова А.Р. отказать.
Решение может быть обжаловано сторонами в апелляционном порядке в Верховный Суд Республики Башкортостан в течение месяца со дня изготовления решения в окончательной форме через Кировский районный суд г.Уфы.
Судья А.Р. Курамшина